Научная статья на тему 'Речевое поведение врача при коммуникации с пациентом'

Речевое поведение врача при коммуникации с пациентом Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4162
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИН / МЕДИЦИНСКИЙ ТЕРМИН / МЕДИЦИНСКИЙ ДИСКУРС / РЕЧЬ ВРАЧА / КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ЯЗЫК / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ / ОБЩЕСТВО / TERM / MEDICAL TERM / MEDICAL DISCOURSE / SPEECH OF THE DOCTOR / COMMUNICATION / MEDICAL LANGUAGE / VERBAL BEHAVIOR / RELATIONSHIP / SOCIETY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маджаева Санья Ибрагимовна, Касимцева Любовь Михайловна

Данная статья посвящена изучению устного медицинского дискурса в коммуникации врач пациент. Взаимоотношения врача и пациента остаются в современном обществе одной из актуальных проблем. В связи с эволюцией в отношениях между врачом и пациентом возникла необходимость информирования и получения согласия пациента на то или иное врачебное вмешательство. У врача появляется задача правильного соотнесения размеров врачебной тайны и открытой для больного информации. Одна из главных задач медицинского дискурса это построение правильного диалога между врачом и пациентом с целью выявления причины болезни, выбора способа лечения и пояснения своих действий с помощью доступной лексики. При общении с больным специалист медик использует специальные термины и выбирает правильную тактику поведения, помня о том, что можно не только вызвать положительную эмоцию, реакцию, но и спровоцировать психологическую травму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH BEHAVIOR OF DOCTORS WHILE COMMUNICATING WITH A PATIENT

This article is devoted to the study of professional communication in medical discourse. The relationship between a doctor and a patient is one of the urgent problems in modern society. The evolution in doctor patient relationship caused the necessity to inform the patient and obtain his/her consent for any medical intervention. The doctor should properly evaluate the size of medical secrecy and open information to the patient. One of the main tasks of the medical discourse is to build the right dialogue between the doctor and the patient in order to identify the cause of the disease, to choose a suitable method of treatment and to explain actions an appropriate vocabulary. When dealing with a patient, a medical specialist uses special terms and chooses the right tactics of behavior, bearing in mind that it is possible to cause positive emotions and reactions, but also to provoke a psychological trauma.

Текст научной работы на тему «Речевое поведение врача при коммуникации с пациентом»

УДК 81.25-81.42-81.24

ББК 81

М130

С.И. Маджаева, Л.М. Касимцева

Астраханский ГМУМинздрава РФ

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВРАЧА ПРИ КОММУНИКАЦИИ С ПАЦИЕНТОМ

Данная статья посвящена изучению устного медицинского дискурса в коммуникации врач-пациент. Взаимоотношения врача и пациента остаются в современном обществе одной из актуальных проблем. В связи с эволюцией в отношениях между врачом и пациентом возникла необходимость информирования и получения согласия пациента на то или иное врачебное вмешательство. У врача появляется задача правильного соотнесения размеров врачебной тайны и открытой для больного информации. Одна из главных задач медицинского дискурса - это построение правильного диалога между врачом и пациентом с целью выявления причины болезни, выбора способа лечения и пояснения своих действий с помощью доступной лексики. При общении с больным специалист-медик использует специальные термины и выбирает правильную тактику поведения, помня о том, что можно не только вызвать положительную эмоцию, реакцию, но и спровоцировать психологическую травму.

Ключевые слова: термин, медицинский термин, медицинский дискурс, речь врача, каммуника-ция, медицинский язык, речевое поведение, взаимоотношение, общество.

S.I. Madzhaeva, L.M. Kasimtseva

Astrakhan State Medical University of the Ministry of Healthcare of the RF

SPEECH BEHAVIOR OF DOCTORS WHILE COMMUNICATING WITH A PATIENT

This article is devoted to the study of professional communication in medical discourse. The relationship between a doctor and a patient is one of the urgent problems in modern society. The evolution in doctor-patient relationship caused the necessity to inform the patient and obtain his/her consent for any medical intervention. The doctor should properly evaluate the size of medical secrecy and open information to the patient. One of the main tasks of the medical discourse is to build the right dialogue between the doctor and the patient in order to identify the cause of the disease, to choose a suitable method of treatment and to explain actions an appropriate vocabulary. When dealing with a patient, a medical specialist uses special terms and chooses the right tactics of behavior, bearing in mind that it is possible to cause positive emotions and reactions, but also to provoke a psychological trauma.

Key words: term, medical term, medical discourse, speech of the doctor, communication, medical language, verbal behavior, relationship, society.

Проблемы взаимодействия языка и общества продолжают быть актуальными для филологов. Глобализация, миграция, изменения в структуре общества оказали значительное влияние и на функционирование языков. Современный меняющийся мир повлиял на изменения в дискурсе различных сфер общения, в том числе медицинском.

Медицинский дискурс последние годы привлекает внимание многих ученых, таких, как М.И. Барсукова, В.В. Жура, В.И.Карасик, С.И. Маджаева, М.А. Макарова и др. В своих работах ученые рассматривают медицинский дискурс как один из типов институционного дискурса, где «четко определены статусно-ролевые характеристики

участников общения: врач - пациент, а целью общения является оказание медицинской помощи» [8, с. 84], а также как разновидность научного дискурса, участниками которого являются ученые, а цель общения - обмен новой научной информацией и решение проблем различных областей медицины, в том числе лечение пациентов.

В современной науке дискурс является объектом междисциплинарного изучения. Кроме лингвистики, с его исследованием связаны разные науки и направления. Каждая дисциплина по-своему подходит к изучению дискурса. Как показал анализ научной литературы, можно встретить значительное количество ссылок на слово «дискурс», которые будут отличаться друг от друга. Рассмотрим определение понятия «дискурс». В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дана следующая дефиниция: «Дискурс (от франц. discours - речь, англ. discourse, лат. discursus «бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор») - связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс -это речь, «погруженная в жизнь» [2, с.136-137]. В Новейшем философском словаре дискурс в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов, необходимых для понимания текста, т.е. дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения [6].

Медицинский дискурс - это совокупность вербальных и невербальных структур, обладающих определенными прагматическими особенностями и функционирующих в медицинской среде для реализации функций лечения и профилактики [13, с. 26]. Одной из главных целей врача является оказание помощи заболевшему, а именно построение диалога для выявления заболевания, назначение лечения и объяснение пациенту его поведения, для сохранения собственного здоровья. Под понятием «врач», вслед за С.И. Маджаевой, считаем, что это есть «совокупность профессиональной деятельности, то есть совокупность лексических средств, объективирующих знания о субъекте профессиональной деятельности, совокупность терминов, существующих в определенной области медицины, получивших в ней закрепление, а также возникающих в речи...» [15, с. 155].

Речевая деятельность характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования, реализации и контроля. Речевая деятельность есть система действий по порождению и восприятию речи, в рамках которой осуществляется обмен информацией. Поскольку главная цель речевого общения - это обмен информацией, т. е. передача и восприятие смысла высказывания, человек всегда, как правило, стремится быть понятым. Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами и реализует определенные функции: предупреждение, совет, информация, убеждение, выражение мнения, развлечение [10, с. 65].

Общение между врачом и пациентом остается актуальной проблемой медицины во все времена. Сложности общения между врачом и пациентом оказывают огромное влияние на качество оказываемой врачебной помощи. На протяжении многих лет, в связи с растущим социальным спросом, отношения между врачом и пациентом меняются, переходя от традиционной модели, где врач принимает решение, к модели принятия совместного медицинского решения. Пациент, ставший потребителем, теперь должен участвовать в предложенной, а не навязанной ему медицинской помощи, и,

следовательно, предполагается, должен обладать необходимой информацией для участия в принятии решения. Современные пациенты особенно хотят быть информированы о своей болезни и о должном уходе в период лечения. Это свидетельствует о сложности построения врачом беседы с пациентом. Пациент желает получить точную и конкретную информацию о болезни и ее течении, которая должна стать доступной для пациента. Врач должен уметь правильно использовать медицинскую терминологию. Такая эволюция в коммуникации приводит к изменениям в привычной профессиональной речи врача. Термины, функционирующие в медицинском коллективе и в различных языковых сообществах, изобилуют. Общеизвестно, что термины не употребляются в повседневной речи, а служат важным средством профессионального общения [12, с. 128]. Условием успешного диалога является речь, построенная на одном и том же языке. Врачу надо помнить, что при сообщении диагноза хорошо знакомые врачу термины в обычном мире могут восприниматься как малопонятные и странные, а иногда вызывать отрицательные эмоции «страх», «тревогу», «боль». Например: сообщая диагноз, врач должен «проконтролировать, что пациент понимает под словами рак, опухоль, злокачественные новообразования, метастазы и т.д.» [5, с. 7]. Медицинский сотрудник должен говорить не только понятно, с четкой дикцией, правильным ударением и интонацией, а главное, избегая устрашающих формулировок, «переводя» медицинские термины на доступный, разговорный язык. Иначе возникает риск быть не понятым пациентом, а то и вовсе не услышанным.

Медицинский язык ученые часто называют безличным, строго научным и в значительной степени непонятным для широкой публики. Это язык медицины, со специальной терминологией для каждого заболевания, симптома и лечения. Медицинская терминология часто неправильно понимается пациентами и может устанавливать дистанцию между врачом и больным. Объясняя пациенту его диагноз или заболевание, последствия или методы лечения, медицинский сотрудник должен адаптировать свою речь так, чтобы была понятна вся передаваемая информация. Установление такого диалога является важным шагом в создании доверительных отношений между медицинским персоналом и пациентом. Нужно ли говорить все больному? Могут ли слова повлиять на состояние здоровья больного? Основные вопросы, которыми задаются современные врачи. Существуют разные точки зрения, одни считают, что больной имеет право знать всю правду о болезни, как тяжела бы она ни была, другие придерживаются обратного мнения и считают, что слова могут повлиять на психику больного, усугубив внутреннее состояние, и приблизить летальный исход. В медицинской практике существует ряд примеров, когда смертельно больному озвучивали исход болезни, что способствовало апатии и скорейшему угасанию, или же обреченный больной преждевременно кончал жизнь самоубийством. Так, в своей статье «О проблеме самоубийств онкологических больных» обозреватель «Интерфакса» Илья Морозов приводит несколько таких примеров: «Любого здравомыслящего человека, узнавшего о том, что у него неизлечимое заболевание, посещает мысль о самоубийстве. Любого. Это нормальная реакция на такую ситуацию. 17 февраля 62-летний профессор сельхозакадемии имени Тимирязева, болевший раком, покончил с собой прямо в стенах ВУЗа» [16].

Однако существуют и такие примеры, когда врач, используя щадящий и успокаивающий принцип разговора, положительно влиял на психику, в результате чего больные собрали остаточные силы и жили гораздо дольше ожидаемых прогнозов или же излечивались от смертельной болезни. Супруги Саймонтон открыли в Далласе, штат Техас, консультационный и научный центр изучения рака и написали книгу «Getting well again» - «Снова стать здоровым», где одной из основ со стороны медиков является

необходимость «поддерживать пациентов, повышая их волю к жизни, показывая и доказывая, что им еще есть куда стремиться, что есть надежда на выздоровление и достижение целей» [17]. В то же время и разговор с родственниками должен строиться иначе, они должны быть в полной мере осведомлены о состояние больного и течении болезни, чтобы способствовать продлению жизни. По мнению А. В. Гнездилова, контакт с пациентом должен быть максимально тесным, медицинский работник должен видеть лицо больного, в беседе применять паузы, слушая пациента, поддерживать его, употребляя междометья или повторяя его последние слова. Идеальным является существование физического контакта. В момент подачи информации медработник берет за руку пациента или касается его плеча. Тогда аффективный негатив разделяется на двоих. Фактически происходит следующее. «Да, положение безнадежное, но вы не останетесь одни. На всем пути, который Вас ожидает, мы будем с Вами и облегчим любые трудности» [5, с. 8].

На разных этапах общения врача и больного выделяют следующие стратегии: диагностирующая, лечащая и рекомендующая [4], посредством которых достигается главная цель медицинского дискурса и которые реализуются при помощи определенного набора речевых тактик. Выбор определенной тактики зависит от ситуации общения и личностей (врача и пациентов), в ней участвующих. В диагностирующей стратегии можно выделить тактики: знакомство, запрос информации, сближение, объяснение, обвинение. Целью данных тактик является получение необходимой информации о больном и выявление проблем, распознавание и диагностику возможных заболеваний. Реализуются они с помощью вопросительных предложений, различных типов вопросов. Цель тактики обвинения в медицинском дискурсе имеет специальную функцию изменения линии поведения пациента. В качестве средства воздействия на общий настрой больного используется тактика поддержания эмоционального равновесия. Налаживанию контакта с пациентом помогает тактика сближения, где врач обращается к больному по имени. Лечащая стратегия предполагает тактики: регулирование психологического состояния, утешение, вразумление, угрозы. Основной целью этой стратегии является проведение эффективного и безболезненного лечения. Тактика утешения направлена на ослабление или полное устранение отрицательного эмоционального состояния, чтобы вернуть его к нормальному мироощущению. В ситуации, когда пациент не способен здраво оценить свое состояние, врач использует тактику вразумления, имеющую убеждающий характер, в ходе которой разъясняет больному сложность ситуации. Рекомендующая стратегия рассматривает тактику ориентации на материальные возможности пациента, то есть представляет собой совет, рекомендации, инструкцию. Таким образом, рассмотрев различные возможные тактики поведения врача, можно выделить несколько моделей диалогов в зависимости от ситуации и участников общения: 1) врач + другой врач, 2) врач + медсестра, 3) врач + родственник пациента и 4) врач + пациент, где выбранный лексический материал, а также способ его подачи будет различаться. В первом случае диалог строится исключительно на научном дискурсе и чаще всего используются профессиональная лексика и сокращения, особенно в случае присутствия рядом больного информация кодируется остенсивно - посредством указания, например: процесс - активная воспалительная стадия болезни [18]; гипоперфузия - слабая микроциркуляция, недостаточное кровоснабжение в определенном органе [18]; СВД - синдром вегетативной дисто-нии [19]; УЗД - ультразвуковая диагностика [19]. В диалоге с медицинской сестрой, поскольку она выступает в качестве связующего звена в оказании помощи пациенту, используется иная коммуникативная тактика, а именно указание в виде просьбы или даже приказа. Например: «Каталку! Срочно!»; «Измерьте больному давление!»;

«Шприц!». Коммуникация с родственниками строится по принципу сообщения информации о больном, то есть речь строится с использованием терминов, доступных для простого человека, однако содержит полную информацию о болезни и состоянии пациента, а также детально разъясняется значимость предписаний, предполагая необходимость ухода за больным и принятия на себя некоторых функций медика. К примеру: «Вашему близкому родственнику назначено кормление через зонд... Жидкую и полужидкцю питательную смесь будете готовить дома. Пищу вводят через зонд каждые 3 часа по 300 мл» [20].

Взаимоотношения врача и пациента подразумевают несколько видов диалога. К примеру, можно выделить следующие: 1) Диалог - сбор анамнеза, объективных данных о физическом здоровье: «Были ли у Вас операции?», «На протяжении какого времени Вас беспокоит боль?»; 2) диалог в процессе проведения лечения или процедур, содержащий разные виды дискурсивных стратегий в виде призывов: «Откройте рот», «Не дышать», «Потерпите»; обещаний и успокоений: «Сейчас обработаем, и все будет хорошо!», или же оценок и похвалы «Вот молодец!»; диалог - сообщение диагноза и результатов обследования, рекомендаций: «Вам нельзя поднимать тяжести» и другие. Кроме того, в речи врача часто можно слышать утешительные слова и слова ободрения: «Потерпите чуть-чуть! Я уже заканчиваю», «Не переживайте! В нашей клинике есть все необходимое для Вашего скорейшего выздоровления», «После этой процедуры Вы будете себя чувствовать гораздо лучше». Медицинскому сотруднику в любой ситуации общения, будь то общение с коллегами или пациентом, необходимо следить за произносимым, помня о том, что каждое слово может воодушевить человека, став лечебным средством, так и, повлияв на психоэмоциональное состояние, нанести травму. Нельзя употреблять в речи лексику, которая может вызвать у больного тревогу за свое здоровье.

Согласно проведенным нами в 2017 году исследованиям бесед врачей с пациентом, было выявлено, что в зависимости от слов, используемых ими, пациенты по-разному ощущают симптомы, связанные с медицинским вмешательством. Больной испытывает более сильную боль и повышенную тревогу, когда врач перед вмешательством сообщает о том, что процедура может быть болезненна. Особенно ярко это явление прослеживается у пациентов, слишком обеспокоенных предстоящей процедурой, у беременных и детей. Слова «боль», «рвота», «паника» особенно обостряют болевые ощущения. Менее негативное влияние оказывают на больного слова «покалывание», «зуд», «беспокойство». Лица, осуществляющие уход, должны максимально избегать этих слов, за исключением ситуаций, когда больной самостоятельно общается и ожидает ответа на поставленные вопросы. По мнению многих врачей, специалист, проводящий вмешательство, должен сосредоточить свое внимание на причинах вмешательства, не делая акцента на том, что пациент при этом почувствует. Еще один интересный способ проецирования больного выздоровление - это акцентирование внимания на наблюдении за операцией и средствах, улучшающих его комфорт. Очень важно для медицинского работника избегать ненужных слов в речи, особенно перед медицинским вмешательством, которое уже заранее пугает пациента.

Важно отметить и тот факт, что нужно следить не только за сказанным, но и за тем, каким образом речь произнесена. Как говорил Великий хирург Н.И. Пирогов, «вести себя у постели больного так, чтобы не подрыть надежды, а вселять веру в скорое выздоровление» [3]. Когда речь идет о жизни, мелочами нельзя пренебрегать, ибо можно случайным, непродуманным движением психологически убить его. Не лишним

будет привести пример из практики, который свидетельствует об этом. «В онкологическом институте молодой врач во время перевязки послеоперационной раны, непроизвольно поджал губы и слегка закатил глаза. Пациентка очень доверяла врачу и во время перевязки следила за выражением его лица, пытаясь оценить свое состояние по его реакции. Вернувшись в палату, она стала плакать. Соседям объяснила, что врач, открыв рану, изменился в лице, поджал губы и закатил глаза. Из этого она поняла, что ее состояние безнадежно. К вечеру у нее развился инфаркт, и она скончалась» [5, с. 7]. Данный пример верифицирует суждение С.И. Маджаевой, что «от того, какие сведения содержатся в медицинской информации, зависит здоровье и жизнь человека. Иными словами, вербальное/невербальное воздействие медицинской информации является важной составляющей терапевтического процесса ...» [14, с. 282].

Большое значение в разговорной речи имеет интонация, которая способна придавать словам окраску и может выдать мысли и намерения. Речь может быть спокойной или, наоборот, напряженной, а иногда монотонной и бессвязной. Слишком медленная или, наоборот, быстрая речь приводит к искажению воспринимаемой информации и расценивается пациентом как пренебрежительное отношение к нему.

Необходимо также отметить еще один важный момент, что произошедшая эволюция в отношениях между врачом и пациентом привела к необходимости информирования и получения согласия пациента на то или иное врачебное вмешательство, у врача также появляется задача правильного соотнесения размеров врачебной тайны и открытой для больного информации.

Таким образом, медицинский дискурс - это специализированная разновидность общения между людьми, коммуникативная деятельность, объектом которого является здоровье. Врач, как представитель социально-значимой профессии, должен контролировать свою речевую деятельность. Общение между медицинским сотрудником и больным должно быть дистанционным, но в то же время доброжелательным и искренним, что является залогом успешного диалога, а, следовательно, положительным результатом лечения.

Список литературы

1. Алексеева, Л. М. Медицинский дискурс. Теоретические основы и принципы анализа [Текст] / Л.М. Алексеева, С.Л. Мишланова. - Пермь: Изд-во Перм.ун-та, 2002. - 200 с.

2. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1990. - С. 136-137.

3. Афоризмы и высказывания // Медицинский справочник болезней - [Электр. ресурс] - (дата обращения: 23.03.2019)

4. Бейлисон Л.С. Характеристики медико-педагогического дискурса (на материале логопедических рекомендаций): дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2001. - 177 с.

5. Гнездилов А.В. Психические изменения у онкологических больных. [Текст] / А.В. Гнездилов // Практическая онкология №1(5) - Санкт-Петербург: Изд-во ООО «Центр ТОММ», 2001 - С. 5-13.

6. Грицанов А. А. Дискурс// Новейший философский словарь. - Минск: Книжный дом, 1999 - [Электр.ресурс] - https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/422/ ДИСКУРС (дата обращения: 21.03.2019)

7. Жура, В. В. Дискурсивная компетенция врача в устном медицинском общении [Текст]: диссертация д-ра филол. наук: 10.02.19 / В. В. Жура. - Волгоград, 2008. - 407 с.

8. Зубкова О.С. Специфика функционирования медицинской метафоры и медицинской метафоры-термина в индивидуальном лексиконе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 3. - С. 84-89.

9. Карасик В.И. О категориях дискурса [Текст] / В. И. Карасик // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: сб. науч. тр. - Волгоград; Саратов: Перемена, 1998. - С. 185-197.

10. Касимцева Л.М. Речевое поведение как форма речевого общения // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет». - Ульяновск , 2017. - С. 65-72.

11. Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике (Обзор) [Текст] / Е.С. Кубрякова.- Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: Сб. обзоров.- М.: ИНИОН РАН, 2000. - с. 7-25.

12. Лукоянова Т.В. Причины разнообразия определений понятия «термин».// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2014. - № 2(30). - С.128-134.

13. Маджаева С.И. Медицинские терминосистемы: становление, развитие, функционирование (на материале предметных областей медицины сахарный диабет и СПИД). - Астрахань: АГМА, 2012. - 277 с.

14. Маджаева С.И., Сатретдинова А.Х. Медицинская информация и экологическое пространство пациента // Экология языка и коммуникативная практика. - 2015. -№ 2(5). - С.280-286.

15. Маджаева С.И. Вербализация концепта «врач» - лингвокультурный и когнитивный аспекты // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки, 2010. - №24(95). - Вып. 8. -С. 152-156.

16. Морозов И. О проблеме самоубийств онкологических больных - [Электр. ресурс.] https://funeralportal.ru/library/1555/34333.html (дата обращения: 23.03.2019)

17. Саймонтон К. Психотерапия рака: Почему одни онкобольные умирают, а другие выздоравливают. Саймонтон К. //Снова стать здоровым//- [Электр.ресурс] -https://econet.ru/articles/148414-psihoterapiya-raka-pochemu-odni-onkobolnye-umirayut-a-drugie-vyzdoravlivayut (дата обращения: 23.03.2019)

18. Словарь медицинских терминов - https://www.eurolab.ua/dictionary/8879 (дата обращения: 23.03.2019)

19. Список медицинских сокращений // Словари и энциклопедии на Академике -https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/497890 (дата обращения: 23.03.2019)

20. Пример беседы с родственниками пациента об искусственном питании -https://studopedia.su/19_27133_primer-besedi-s-rodstvennikami-patsienta-ob-iskusstvennom-pitanii.html (дата обращения: 23.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.