20. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. иКЬ: http://vocabularv.ru/dictionarv/25; СПП 1998.
21. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Академический проект, 2004. - 992 с.
22. Федоров М. А. Принципы системного подхода в определении понятий «культура», «концепт» и «язык». -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - 106 с.
23. Холодная М. А. Интегральные структуры понятийного мышления. - Томск: Изд-во ТГУ, 1983. - 190 с.
24. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценность. - Тбилиси: Мецнеериба, 1984. - С. 170.
25. Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. - М., 1997. - 349 с.
Федоров Михаил Александрович - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры английской филологии факультета иностранных языков БГУ. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. E-mail: [email protected]
Fyodorov Mikhail Aleksandrovich - cand. of philosophy, associate professor of the chair of English philology, Faculty of Foreign Languages, BSU. 670000, Ulan-Ude, 24a Smolina str., E-mail: fmal [email protected]
УДК 81-139
© Е.П. Чернобровкина
Речевое поведение президента США Барака Обамы: роль стратегий и тактик в создании имиджа популярного и успешного политика
В данной статье рассматривается речевое поведение кандидата в президенты США Б. Обамы в рамках его предвыборной кампании 2012 г. Автор приходит к выводу о том, что выбор Б. Обамой разнообразных стратегий политической речи, в особенности стратегий самопрезентации, убеждения и удержания власти, является ключевым фактором в создании имиджа успешного политика.
Ключевые слова: политический дискурс, предвыборный дискурс, стратегии речевого поведения, имидж.
E.P. Chernobrovkina
Us president barak obama’s verbal behavior: the role of strategies and tactics in creating his image of a successful politician
The article considers Barak Obama's verbal behavior during his electioneering campaign of 2012. The author makes a conclusion that choosing various verbal strategies, including self presentation strategy, strategies of persuasion and power, serves a key factor in creating B. Obama's image of a successful politician.
Keywords: political discourse, electioneering discourse, strategies of verbal behavior, image.
Изучение речевого поведения представителей различных социальных и профессиональных групп людей относится к числу приоритетных задач современной лингвистики. Политические деятели представляют собой большую социальную группу, которая играет существенную роль в жизни всего общества. Многих людей в нашей стране волнует речь представителей политической элиты. От речевого поведения политических деятелей во многом зависит ее успех или провал на выборах, а, следовательно, и судьба страны. Именно поэтому во всех странах, начиная со школы и заканчивая работой специали-стов-имиджмейкеров, огромное внимание уделяется речи и шире - речевому поведению человека, претендующего на власть.
Политический дискурс является сложным объектом исследования, поскольку лежит на пересечении разных дисциплин - политологии,
социальной психологии, лингвистики и связан с анализом формы, задач и содержания дискурса, употребляемого в определенных («политических») ситуациях. В самом общем виде политический дискурс можно определить как «любые речевые образования, содержание которых относится к сфере политики» [Шейгал, 2003:16]; или как «совокупность дискурсивных практик, идентифицирующих участников политического дискурса как таковых или формирующих конкретную тематику политической коммуникации» [Баранов, 2001:3].
В канву вышеприведенных определений политического дискурса успешно вписывается такая его разновидность как президентский предвыборный дискурс, в котором, в рамках данной работы, мы рассматриваем использование речевых стратегий и тактик в политической речи. Предвыборный дискурс выделяется в качестве
одной из разновидностей политического дискурса на основании коммуникативной цели и ситуации, представляющих собой его экстра-лингвистическую основу, а также жанра обращения, прототипного для предвыборного выступления.
Под предвыборным дискурсом мы понимаем стандартизированную модель коммуникативнокогнитивного поведения кандидатов на пост президента страны, предопределенную условиями организации и проведения кампании по выборам президента и утвердившимися стереотипами создания и интерпретации предвыборных текстов [Манаенко, 2006:10]. Иначе говоря, предвыборным дискурсом или предвыборной коммуникацией мы называем дискурс президентских выборных кампаний, используя указанные термины как синонимичные. Цель предвыборного дискурса - получение электорального преимущества, обеспечивающего победу политика на президентских выборах.
Материалом для исследования послужили тексты официальных выступлений кандидата в президенты США Барака Обамы 2012 г., а именно предвыборные теледебаты, официальные обращения, программные речи, еженедельные обращения и т.д., представленные в свободном доступе на официальном сайте Белого Дома в г. Вашингтон www.whitehouse.gov.
Ключевым понятием нашего анализа политической речи Б. Обамы стал термин «стратегия», который можно охарактеризовать как определенную направленность речевого поведения в данной ситуации в интересах достижения цели коммуникации [Паршина, 2011:15]. Согласно классификации О.Н. Паршиной существуют следующие коммуникативные стратегии, используемые политическими деятелями: стратегии самопрезентации, стратегии борьбы за власть, стратегии удержания власти, стратегии убеждения [Паршина, 2011]. Стратегия в переводе с греческого (stratos «войско» + «ago» веду) - искусство планирования, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. А тактика (греч. «искусство построения войск») - это использование приемов, способов достижения какой-либо цели, линия поведения кого-либо.
Рассмотрим кратко каждую из вышеназванных стратегий. Самопрезентация - это эмоциональная «самоподача» оратора, косвенная демонстрация психических качеств его личности для формирования определенного впечатления о нем самом и его целях. Создание положительного впечатления об адресанте актуализирует доверие аудитории к говорящему. Само-презентация является средством формирования
образа Я, создания имиджа. Одновременно, она всегда должна соответствовать определённому образу, т.е. в оппозиции ‘имидж - самопрезентация’ первое понятие будет определяющим, хотя и напрямую зависящим от второго. Стратегия самопрезентации реализуется в политическом дискурсе с помощи следующих тактик: тактики отождествления, тактики солидаризации и тактики оппозиционирования.
Следуя классификации стратегий речевого поведения политиков Паршиной О.Н., стратегии борьбы за власть делятся на стратегию дискредитации и нападения, манипулятивную и стратегию самозащиты. Цель стратегии дискредитации - подорвать авторитет дискредитируемого объекта, унизить его, опорочить, очернить в глазах избирателя. Стратегия дискредитации в политическом дискурсе в последнее время была объектом изучения отдельных лингвистов.
Что касается манипуляции, то это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями [До-ценко, 1997:5]. Манипулятивная стратегия
включает в себя более конкретные тактики: демагогические и манипулятивные. «Демагогия» представлена как использование и лживых обещаний, и преднамеренного извращения фактов, и лести для достижения той или иной популярности.
Можно предположить, что в условиях ожесточенной борьбы за власть политик, являющийся объектом дискредитации или прямого нападения, делает ответный ход, используя при этом «наступательную» или же «оборонительную» стратегию, т.е. стратегию самозащиты. Данная стратегия имеет специализированные тактики: оправдания, оспаривания, критики.
Одной из главных составляющих любой предвыборной кампании выступает риторика кандидата на искомый пост. Отсюда, политики в речевом поведении обращаются к стратегиям убеждения. Основываясь на классификации и терминологии, предложенной О.Н. Паршиной [Паршина, 2011], стратегию убеждения можно условно поделить на две части: аргументатив-ную и агитационную. Каждая из них реализуется через: тактики контрастивного анализа, тактики указания на перспективу, тактики обещания, тактики призыва. Избирательная кампания, как таковая, характеризуется высокой степенью влияния и убеждения, нередко носит агрессивный и критичный характер. Практиче-
ским инструментом кандидата выступают различные средства убеждающего воздействия.
Стратегия удержания власти представлена двумя стратегиями: информационно-
интерпретационной стратегией и стратегией формирования эмоционального настроя адресата. Она употребляется в основном в жанрах диалогической речи - интервью и «прямая линия» и реализуется посредством таких тактик, как: тактика признания существования проблемы, тактика разъяснения и комментирования, тактика указания на путь решения проблемы, тактика единения, тактика обращения к эмоциям адресата.
Как уже было сказано выше, каждая стратегия реализуется благодаря использованию определенных тактик. Тактика, в свою очередь, определяется интенцией говорящего и эксплицируется совокупностью приемов, обуславливающих применение языковых средств. Проанализировав речь Б. Обамы, мы выделили такие стратегии в президентском предвыборном дискурсе США как: стратегия самопрезентации, стратегии борьбы за власть, стратегии убеждения и стратегии удержания власти.
Говоря о проблематике программных выступлений Б. Обамы как кандидата на пост президента США, наиболее актуальными стали темы безработицы, национального долга США, налоговой политики, персональной критики, одобрения деятельности кандидатов, общественных инициатив («Движение чаепития», Движение «Захват Уолл Стрит»).
Очевидно, что стратегический репертуар кандидата на пост президента США разнообразен, однако универсальной стратегией, которую используют все политики без исключения, является стратегия самопрезентации. Данная стратегия также наличествует в выступлениях Б. Обамы, реализуясь в тактиках самовосхваления и демонстрации профессионального успеха.
Тактика самовосхваления базируется на желании кандидата на пост президента представить себя в самом выгодном свете, описать свои личностные качества, достоинства, таланты. Тактика самовосхваления вербализуется лексемами, семантика которых позволяет охарактеризовать политика как человека, обладающего определенным набором положительных качеств. Непременным атрибутом тактики самовосхваления является личное местоимение «Я».
С помощью тактики демонстрации профессионального успеха кандидат на пост президента обращает внимание избирателей на определенные результаты проделанной им работы, на свой политический опыт, профессиональные
успехи, заслуги, достижения. В дискурсе кандидата Барака Обамы тактика демонстрации профессионального успеха представлена глаголами, в семантике которых отражены «политические достижения» кандидата, а также глаголами в форме Present Perfect, личными местоимениями «I» и «We»:
«А world of new threats and new challenges, you can choose leadership that has been tested and proven. Four years ago, I promised to end the war in Iraq. We did. I promised to refocus on the terrorists who actually attacked us on 9/11. We have. We’ve blunted the Taliban’s momentum in Afghanistan, and in 2014, our longest war will be over. A new tower rises above the New York skyline, al Qaeda is on the path to defeat, and Osama bin Laden is dead». «I’ve met workers in Detroit and Toledo who feared they’d never build another American car. Today, they can’t build them fast enough, because we reinvented a dying auto industry that’s back on top of the world».
Во время президентской кампании в выступлениях, обращенных как к американской, так и к мировой общественности, Б. Обама довольно часто использует стратегию борьбы за власть. По мнению аналитиков, его дискурс отличает навык публичных выступлений с позиций здравой логики, умелое использование языка своих оппонентов для продвижения собственной идеи.
Манипулятивные стратегии президентского дискурса Обамы свидетельствует о владении древними риторическими приемами и принципами, в частности, о понимании важности внешних проявлений речевого поведения человека, пытающего кого-либо убедить. Так, во время выступлений Обама почти никогда не улыбается, в своих пресс-конференциях он, как правило, демонстрирует самоконтроль, зрелость и знание темы обсуждения. Его костюмы всегда безупречны, серьезность его поведения смягчается только появляющимися в СМИ картинками его идеальной семейной жизни. Во время пресс-конференций он производит впечатление совершенной искренности, честности и откровенности, умело использует юмор.
Зачастую реальные мотивы действий политиков не могут быть открыты широкой аудитории, так как способны вызвать негативную реакцию большей части избирателей, поэтому язык Б. Обамы, как политика, полон эвфемизмов и туманных формулировок. Например, комментируя актуальный и вызывающий массу споров вопрос об абортах, Б. Обама говорит: “To
answer when human life begins was above my pay grade”. Эвфемистическое высказывание было использовано вместо “I don’t want to answer
what I really think because it might get me in trouble with my pro-abortion base of supporters”.
При рассмотрении стратегий реализации манипулятивного воздействия в политическом дискурсе возникают аналогии с рекламным дискурсом. Основной корпус выступления построен на манипулятивных стратегиях, включающих не только манипулятивные тактики, но и приемы демагогии, выраженные в использовании высокопарных фраз. В целом, в президентском дискурсе Барака Обамы постоянно присутствуют базовые политические мифы американской национально-культурной идентичности, такие как национальная идея и уникальность американцев как нации («the American Dream», «Americans at least discursively “stand apart” from the rest of the world»), вера в христианские ценности («a collective identity based on shared beliefs that are both sacred and sanctified»), в демократию, достижимость благополучия, равноправия и т.п. Президентский предвыборный дискурс Б. Обамы характеризуется обилием манипулятивных стратегий, нацеленных на повышение воздействия его выступлений, связанных с базовыми политическими мифологемами и американскими мифами. Его также отличает интердискурсив-ность, то есть широкое использование стратегий религиозного дискурса, привнесенная в политический институциональный дискурс («Thank you, God bless you, and God bless the United States of America»).
Наше исследование также показало, что Б. Обама активно использует стратегию убеждения.
Среди основных особенностей этой стратегии в речевом поведении Б. Обамы следует назвать: во-первых, аргументы, побуждающие к определенному мнению или действию через давление, импликативные императивы, выраженные при помощи модальных глаголов. Так, например, в его речи на Национальном Конвенте (тактика призыва): «... then I need you to vote this November!», а также:
«Andyou know what, New Hampshire, I've kept that promise, because I still believe in you. I believe in the American people. (Applause.) And I need you to keep believing in me. I need you to hit some doors and make some phone calls and register your friends. Talk to your neighbors. Get on Facebook. Get on Twitter. Let's get to work. Let's finish what we started. Let's remind the world how a strong economy is built, and remind them why America is the greatest nation on Earth».
Во-вторых, Барак Обама приводит данные статистики в роли логического аргумента (тактика указания на перспективу):
«Now, we’ve still got a long way to go. We lost 9 million jobs in that recession. And although we’ve created more than 4 million since I’ve taken office, and 800,000 in the last few months alone -- this has been a steep climb».
В-третьих, кандидат прибегает к использованию риторических вопросов, что помогает акцентировать внимание аудитории на наиболее важных положениях. Также с их помощью кандидат устанавливает контакт с аудиторией, словно вовлекая ее в беседу (тактики указания на перспективу и призыва):
- «How do we create more good jobs?»
- «How do we pay down our debt?»
- «And you know who’s going to break that stalemate? You. You ’re going to break that stalemate. This election is your chance to move this country forward and make sure it does not go backwards».
В-четвертых, благодаря аргументам, создающим эффект очевидности и общеизвестности определенных фактов, Барак Обама воздействует на сознание слушателя, заставляя его верить в истинность сказанного, либо соглашаться с собственным мнением. При этом используются такие слова, как «as you know», «obviously» (тактики призыва и обещания):
«As you know, four years ago, we went through the worst financial crisis since the Great Depression». «Obviously, gas prices are on a lot of folks’ minds right now».
В пятых, апелляция к эмоциям слушателя, а также акцент кандидата на собственные эмоции, эффективно влияет на восприятие сказанного и отношение к нему:
«Michelle, I love you. The other night, I think the entire country saw just how lucky I am. Malia and Sasha, you make me so proud.but don’t get any ideas, you’re still going to class tomorrow. And Joe Biden, thank you for being the best Vice President I could ever hope for».
Выдвижение себя на первый план путем принижения достоинства своего оппонента, ли-
бо прямое опровержение сказанного оппонентом, имплицирующее обвинение во лжи, является, на наш взгляд, реализацией тактики контрастивного анализа (я-он). В этом можно убедиться, рассмотрев фрагмент дебатов между Б. Обамой и М. Ромни:
«Candy, what Governor Romney said just isn't true. He wanted to take them into bankruptcy without providing them any way to stay open, and we would have lost a million jobs. And don't take my word for it. Take the executives at GM and Chrysler, some of whom are Republicans, may even support Governor Romney, but they'll tell you his prescription wasn't going to work».
Говоря о стратегии удержания власти в
предвыборном дискурсе Барака Обамы, существует такая закономерность в ее применении кандидатом в президенты, а именно: тактика признания проблемы всегда сопровождается тактикой разъяснения или комментирования, за которыми следует тактика указания на путь решения проблемы. При этом, стратегия удержания власти в речи Б. Обамы представлена как информационно-интерпретационной стратегией, так и стратегией формирования эмоционального настроя адресата:
So, if you believe we need a plan for education and energy, for infrastructure and innovation; if you believe that our economy grows best when everybody has a fair shot and everybody is doing their fair share, and everybody is playing by the same set of rules - then I'm going to need you to stand with me as I run for a second term as President. I'm going to need you. The country is going to need you.
Анализ предвыборного дискурса Б. Обамы доказывает в очередной раз, что политический имидж - это сложный, многофакторный феномен. И для его успешного формирования требуются многочисленные стратегии и тактики, которые выявляют содержательные и структурные аспекты положительного имиджа. Смеем пред-
положить, что одним из слагаемых успеха на политическом поприще Б. Обамы является умелое использование им основных тактик стратегии самопрезентации - тактики самовосхваления и тактики демонстрации собственного успеха, а также стратегий убеждения и удержания власти. В целом, успех речевого воздействия обеспечивается набором тактик, а эффективное применение тактик зависит от выбора их речевого воплощения.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что Барак Обама является одним из лучших ораторов современности, чей авторский стиль строится на виртуозном манипулировании различными языковыми средствами, а также убеждении людей в истинности своей позиции, которые он использует для оказания на целевую аудиторию необходимого воздействия. Все его выступления имеют четко выстроенную, с точки зрения употребления приемов речи, стратегию. А тот факт, что он успешно преодолел предвыборные гонки 2008 и 2012 года, вновь став президентом США, говорит о том, что подобная коммуникативная стратегия правильная.
Литература
1. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: традиции и новации. - М.: Знание, 1991.
2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. -М., 1996.
3. Манаенко Г.Н. Информационнодискурсивный подход к анализу осложненного предложения: монография / предисл. К.Я. Сигала. - Ставрополь, 2006.
4. Паршина О.Н. Российская политическая речь: теория и практика. - М.: Либроком, 2012.
5. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. - М.: Гнозис, 2003.
Чернобровкина Елена Павловна - канд. социол. наук, доцент каф. английской филологии БГУ, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, e-mail: elena [email protected]
Chernobrovkina Elena Pavlovna - cand. of sociology, associate professor of the chair of English philology, BSU, 670000, Ulan-Ude, 24a Smolina str., e-mail: elena [email protected]
УДК 803.000+811.111
© М.Ю. Чернышов Доказательство достоверности концепции мыслескреповой организации текстов и дискурса
Обсуждаются результаты исследования, связанного с идентификацией в текстах и дискурсе медиаторов смысловой интегративности, получивших название «вербально выраженные мысли-скрепы». Проводится доказательство достоверности концепции мыслескреповой организации смысла текстов, относящихся к различным функциональным стилям речи.
Ключевые слова: смысловая интегративность текста; смысловая интегративность дискурса; анализ смысловой интегративности; медиаторы смысловой интегративности; мысли-скрепы; смыслы-скрепы.
61