Научная статья на тему 'Речевое поведение как целостная система речевых проявлений языковой личности учителя начальных классов'

Речевое поведение как целостная система речевых проявлений языковой личности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
556
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дерюгина Е. П.

Исследуется структура речевого поведения учителя начальных классов, взаимообусловленность представленных в системе речевых проявлений языковой личности. Обосновывается необходимость целостности структуры речевого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевое поведение как целостная система речевых проявлений языковой личности учителя начальных классов»

УДК 371

Е.П.Дерюгина

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА РЕЧЕВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The elementary school teacher's speech behaviour and interrelation of speech manifestations of linguistic personalities listed in the system are researched in this article. The necessity of speech behaviour structure integrity and integration of it into educational practice is proved.

Умение педагога построить взаимодействие с учащимися так, чтобы его речь стала действенной и эффективной, умение удерживать внимание и находить оптимальные способы коммуникации в сложных ситуациях урока — основные элементы профессионализма современного учителя.

Одной из составляющих профессиональной речевой культуры учителя является его речевое поведение. В речи проявляется личность. Интеллект, чувства, характер, цели и интересы человека явно или неявно отражаются в том, что и как он говорит.

Мы вслед за Л.С.Выготским рассматриваем речевое поведение не как «лишенное осознанной мотивировки автоматизированное, стереотипное речевое проявление» [1], а выделяем возможность регулирующей функции речи в поведении, сознательно-волевых действиях человека. Также в нашем исследовании мы говорим о понятии «речевое поведение» как о целостной системе речевых проявлений языковой личности учителя, характеризующих его культуру речи в общем.

Культура речи «включает в себя язык, формы воплощения речи, совокупность общезначимых речевых произведений на данном языке, обычаи и правила общения, соотношение словесных и несловесных компонентов коммуникации, закрепление в языке картины мира, способы передачи, сохранения и обновления языковых традиций, языковое сознание народа в бытовых и профессиональных формах, науку о языке» [2]. Говоря о коммуникативных качествах речи учителя, мы подразумеваем культуру речевой коммуникации. Под речевой коммуникацией мы подразумеваем межличностное восприятие, которое включает в себя: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия. Одним из показателей результатов речевого воздействия является понимание воспринимающим автора высказывания. Для каждого типа коммуника-

ции существуют специфические языковые средства — слова, грамматические конструкции и т. д., тактики поведения, умение применять которые на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.

Обусловленность коммуникации определенными целями не вызывает сомнения, поскольку «научный анализ позволяет в каждом акте речевого общения увидеть процесс достижения некоторой неречевой цели, которая в итоге соотносится с регуляцией деятельности собеседника» [3]. Мы рассматриваем речевое общение как один из компонентов в структуре речевого поведения, так как оно является базовым понятием речевой культуры педагога. Оно связано, с одной стороны, с лингвистическими понятиями «язык», «речь», с другой, — с такими понятиями, как «цель общения», «предмет общения», «участники общения», «условия общения».

Учитель в своем речевом общении использует типовые модели организации речи: беседа и сообщение, рассказ и объяснение, вопрос и приветствие и т. д., которые называются речевыми жанрами. Наиболее значимыми для учителя являются жанры педагогической речи — модели организации речи в процессе обучения и воспитания. Это прежде всего конспект урока, педагогическая рецензия, устная и письменная объяснительная монологическая речь, рассказ учителя, учебный диалог. Каждый жанр — сложная модель, включающая несколько компонентов. Выбор каждого из жанров основывается на реализации задачи речевого педагогического общения, которую поставил перед собой учитель. Не всегда учитель начальных классов владеет всеми жанрами педагогической речи.

Правильный выбор языковых средств, понятных ребенку, владение всеми жанрами педагогической речи говорит о речевой компетентности учителя начальных классов. Иначе говоря в речевом общении

проявляется культура речевой коммуникации учителя начальных классов как индикатор его речевой компетентности. Также одним из условий речевой компетентности является рефлексия речевого поведения учителя начальных классов, которая подразумевает самоанализ, самооценку своего речевого общения.

Рассматривая речевое поведение учителя начальных классов как часть культуры речи, нельзя не обратить внимание на речевые отношения учителя, под которыми подразумевается проявление его эмоцио-

точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью...» [7].

Все это доказывает взаимообусловленность компонентов структуры речевого поведения, так как нарушение или ограниченность одной из составляющих нарушает целостность всей системы. Основным условием существования этой структуры является однозначность проявления языковой личности. Мы представили структуру речевого поведения учителя начальных классов в виде следующей схемы (см. рис.).

Структура речевого поведения учителя начальных классов

нальных отношений в классе, которые могут выражаться положительно, негативно или нейтрально к объекту.

Считаем, что все выше перечисленные компоненты — это проявления языковой личности в речевом поведении учителя начальных классов. Сам термин «языковая личность» был впервые употреблен в книге В.В .Виноградова «О художественной прозе» (1929) [4]. В настоящее время понятие языковой личности достаточно хорошо разработано в российской лингвистической науке. В многочисленных трактовках языковой личности, появившихся в 80 — 90-е гг. XX в., различимы два магистральных направления: лингводидактика и лингвокультурология [5].

Лингводидактический подход к языковой личности в трудах современных исследователей восходит к взглядам Г.И.Богина, которым под языковой личностью понимается «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки» [6]. В русле лингводидактического направления дал определение языковой личности Ю.Н.Караулов: это «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспроизведение им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и

Таким образом, рассматривая структуру и содержание речевого поведения учителя начальных классов как систему взаимообусловленных речевых проявлений его языковой личности и проводя системную работу над актуализацией потребности в совершенствовании речевого поведения по определенной программе в высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, можно достигнуть целостного проявления всех компонентов речевого поведения языковой личности учителя.

1. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989. С.32.

2. Ширяев Е.Н. // Русская речь. 1991. №5. С.57.

3. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Под ред. Ф.М.Березина и Е.Ф.Тарасова. М.: Наука, 1990. С.40.

4. См.: Виноградов В. В. О художественной прозе // Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр. тр. М.: Наука, 1980. С.55-175.

5. Леонтович О.А. Теория межкультурной коммуникации в России: состояние и перспективы // Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Вып.1. СПб., 2002. С.45-49.

6. Богин Г.И. Современная лингводидактика. Калинин, 1980. С.127.

7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. С.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.