Научная статья на тему 'РЕЧЕВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА ОБЫВАТЕЛЯ В МЕДИАТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «РУССКИЙ РЕПОРТЁР»)'

РЕЧЕВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА ОБЫВАТЕЛЯ В МЕДИАТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «РУССКИЙ РЕПОРТЁР») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
217
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевая репрезентация / обыватель / речевые средства / коммуникативные действия

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дербина Валерия Владимировна

В статье исследуются особенности функционирования языковых и речевых средств в речевой репрезентации образа российского обывателя. На примере публикаций общественно-политического журнала «Русский репортёр» выявляются стилистико-речевые особенности каждого коммуникативного действия, определяется набор типичных речевых средств, необходимых для репрезентации в зависимости от интенциональных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА ОБЫВАТЕЛЯ В МЕДИАТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «РУССКИЙ РЕПОРТЁР»)»

30. Ямпольский, М. Б. Не в бровь, а в глаз: «Андалузский пес» - сюрреалистический шедевр Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали [Электронный ресурс] / М. Б. Ямпольский // Искусство кино. - URL: https://kinoart.ru/reviews/ne-v-brov-a-v-glaz-90-let-andaluzskomu-psu-luisa-bunyuelya-i-salvadora-dali (дата обращения: 23.03.2020).

Волосникова Екатерина Сергеевна - студент третьего курса факультета журналистики Челябинского государственного университета, ekatvol256@gmail.com.

Научный руководитель: Панова Елена Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

БО1: 10.24411/2070-0717-2020-10203 В. В. Дербина

Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург (Россия)

РЕЧЕВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА ОБЫВАТЕЛЯ В МЕДИАТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «РУССКИЙ РЕПОРТЁР.»)

В статье исследуются особенности функционирования языковых и речевых средств в речевой репрезентации образа российского обывателя. На примере публикаций общественно-политического журнала «Русский репортёр» выявляются стилистико-речевые особенности каждого коммуникативного действия, определяется набор типичных речевых средств, необходимых для репрезентации в зависимости от интенциональныхустановок.

Ключевые слова: речевая репрезентация, обыватель, речевые средства, коммуникативные действия.

Концепт обывателя или типичного представителя действительности является неотъемлемой частью современной журналистики, он активно используется в речевом воздействии на читателя, что обусловлено сохраняющимся интересом медиасферы к социальной проблематике, непосредственному представителю российской действительности с его духовными ценностями и трудностями жизненного пути. Именно поэтому изучение речевой репрезентации такого образа представляет сегодня одно из наиболее актуальных направлений. Новизна работы состоит в рассмотрении специфики представления обывателя в медиа.

Цель исследования - выявить особенности речевой фиксации и определить основной набор речевых средств, используемых авторами при репрезентации обывателя в медиатексте. Эмпирическим материалом для изучения послужили тексты репортажей общественно-политического журнала «Русский репортёр», опубликованные в период с июля 2018 года по апрель 2019 года.

Изучение понятия «обыватель» в научном дискурсе в разные исторические периоды всегда порождало плюрализм научных дефиниций. Он существует и сейчас, однако с позиции современных социологов личность обывателя всё же следует рассматривать как продукт повторяемости и типизации, а смысловую семантику исторического корня слова трактовать как присутствие в бытии и принадлежность единству со включением своего индивидуального начала [6. С. 81]. Кроме того, необходимо учитывать существующее в медиаречи явление социальной оценочности, согласно которому

Г. Я. Солганик выделяет две категории автора - «человека социального» и «человека частного» [10. С. 313]. Это говорит о том, что в своей публикации журналист в любом случае рассматривает общественные проблемы с социальных позиций, поскольку сам является частью окружающей его действительности [9. С. 204].

В качестве методологической базы исследования используется лингвопраксиологический подход, в рамках которого журналистский текст рассматривается как «единица общения, использующая для этого различные коммуникативные шаги, речевые действия, коммуникативно-речевые блоки и речевые акты» [3. С. 10]. За основу берётся концепция коммуникативного сценария оценки творческой личности в медиатексте, разработанная Л. Р. Дускаевой и Ю. М. Коняевой [4. С. 17], согласно которой речевая репрезентация личности осуществляется на основе четырёх композиционно-смысловых блоков текста: 1) осведомление о биографических данных; 2) портретное описание; 3) объяснение оценки этапов жизненного пути; 4) социальная оценка роли личности.

Однако в силу жанровой специфики публикаций в исследуемом издании (преобладания текстов репортажей с особым статусом речевого жанра «портрет» внутри него [1. С. 30]), а также особенностей самого образа обывателя данная концепция была адаптирована нами под задачи и материал настоящего исследования. Таким образом, в медиатекстах о правах обычного человека «в эпоху сокращения текстов» [2. С. 101] коммуникативное действие объяснения оценки этапов жизненного пути отсутствует, а выражение категории социальной оценки трансформируется, поскольку интенция автора направлена на рассмотрение жизненного пути личности не через путь к успеху [7. С. 450], а через призму определённого социального явления или социальной проблемы. В ходе анализа эмпирического материала мы выявили основные особенности данных коммуникативных действий, в каждом из которых также рассматривались такие речевые особенности, как номинация, внешний облик, социально-статусные характеристики, предметный мир (описание конкретной ситуации), окружение (социальная среда), события и поступки, психологический портрет, идеологический портрет (общественно-политические взгляды) и характеристики речи героя [8. С. 76].

Осведомление о биографических данных представлено в текстах фрагментарно, микрополе указаний на действия героя в биографическом прошлом формируется за счёт частных речевых средств и встречается во всех композиционных блоках текста, поэтому этапы жизненного пути личности часто даются косвенно. Например, в речевой ткани текста сведения о возрасте сообщаются за счёт использования эллиптических конструкций с опущением существительных после числительных, что является стилизацией текста под разговорную речь героя: вспоминает, когда пять лет назад вышла на пенсию (в пятьдесят - таков северный возрастной предел для женщин) («Бабушка vs система». 22.04.2019. № 7-8 (473)).

Детали семейной жизни авторы включают в текст с помощью использования таких речевых средств, как: 1) порядковые и собирательные числительные: Их же трое у Бабы было - старший в десятый класс ходил, средний — в девятый, а самый последний -в восьмой («Паны вернулись». 11.08.2018. № 16 (455)); 2) противопоставление деталей настоящего и прошлого времён: «Всегда хотела, чтоб сын был, - говорит Ольга, поглаживая белобрысую голову мальчика. - Во время вторых родов умер» («Приёмная родня напоследок». 04.11.2018. № 22 (461)); 3) сохранение суффиксации в номинациях семейного окружения в прямой речи героев: меня тетушки, как только я родился, тайком отнесли в церковь и крестили («Искушение Щербетом». 19.11.2018. № 23 (462)).

Косвенно на факты биографии, например, на происхождение или место жительства, указывают диалектизмы и просторечия: а я тута останусь; на панов работает; женка его; к матке пришел («Паны вернулись». 11.08.2018. № 16 (455)). На социальный

статус зачастую указывают разговорные элементы в речи героев: я в ментовке десять лет отработал, я знаю что к чему («Очень страшное письмо Путину». 17.12.2018. № 25 (464)).

Акцентуализация определённых и наиболее важных биографических деталей происходит за счёт использования авторами следующих приёмов: парцелляции - Моя одноклассница. Она в школе толстой была. Ее только любя «Гапусей» дразнили, когда «Свадьбу в Малиновке» посмотрели («Очень страшное письмо Путину». 17.12.2018. № 25 (464)); единоначатия определённых композиционных блоков текста - выражение «жизнь повернулась так» («Бабушка vs система». 22.04.2019. № 7-8 (473)), взятое из речи главного героя в лиде текста, становится рефреном повествования и встречается во всех коммуникативных действиях текста.

При портретном описании, основной интенцией которого является исследование внутренней сущности личности обывателя, авторы не стремятся к полному и всеобъемлющему описанию внешности героя. Для раскрытия личности через внешность используются имплицитные средства, выделяются немногие характерные детали. Человек становится частью окружающей его социальной и бытовой действительности. Описание внешности дополняется деталями быта, косвенно указывающими на действия персоны, наблюдается пересечение микрополей. Таким образом, в ходе работы с эмпирическим материалом были выявлены такие детали портретного описания, как:

1) глаза, описание которых работает на контактоустановление: изучает глазами снег; зрачки серых глаз молодой сужаются в сердитые точечки; грустный взгляд;

2) оттенок кожи или волос как смысловой акцент действия: Рыжий волос в бровях отливает таким золотом, будто на небе - августовское солнце;

3) характеристика речи в разные темпоральные отрезки повествования: твердо парирует; чеканит Таня; она тараторит, давя согласные, а гласные вылезают из них как маленькие гаденыши;

4) жестикуляция и поза как показатель эмоционального состояния героя в момент речи: и тут же начинает загибать пальцы; рука тихо сжимается в кулак;

5) детали одежды: черные остроносые ботинки, потертая бейсболка с эмблемой Bayern Munich; на пожилой - пуховик и вязаная зеленая шапочка с кокетливой россыпью меховых вставок.

Особенностью речевой характеристики героев является большое разнообразие речевых средств, в том числе разговорных элементов (Только ни фига не государственные они, не-не-не («Как арестовали орлов». 25.02.2019. № 3 (467)) в сочетании со специальной или профессиональной лексикой, которая выступает в роли акцента на определённой сфере знаний героя: есть куча статей, которые пересекаются со сферой торговли людьми и использованием рабского труда. Поэтому может быть возбуждено уголовное дело в связи с незаконным лишением свободы (ст. 127) («Русский раб и кавказский пленник». 20.10.2018. № 21 (460)). В речи обывателя также встречается языковая игра, основанная на трансформации устойчивых выражений, что позволяет авторам сохранить в тексте самобытность героя и его индивидуальность: с миру по веретену, подзору, сарафану; я бабушка - я пру как танк.

Обращает на себя внимание использование авторами существительных с предметной семантикой для описания деталей быта, что позволяет одновременно раскрыть интересы героев и их социальную роль: паспорт в обложке с надписью «Севастополь», пенсионное удостоверение с печатью и эмблемой ФСБ России, иконка, селфи-палка, самописный плакат на ватмане, смартфон («Бабушка vs система». 22.04.2019. № 7-8 (473)).

Стилистико-речевые особенности социальной оценки роли обывателя проходят лейтмотивом через все коммуникативные действия речевой репрезентации, они направлены на максимальное сближение читателя с героем публикации за счёт выражения

авторской позиции, подготовка к которой шла в других коммуникативных актах. Для достижения этой цели авторы используют следующие средства выражения оценочности:

1) несобственно-прямая речь, соединяющая восприятие автора и речь героя, что формирует положительную оценку: Кто такие «мы»? Песенно-танцевальный ансамбль пенсионеров «Васильки». Пятнадцать женщин-«васильков», включая Ольгу, и один мужчина-«василек» («Фельдшера на вас нет». 25.08.2018. № 17 (456));

2) «репортажные» прилагательные, акциональные глаголы, разговорные номинации предметов, формирующие авторское отношение: Павел Иосипович протопал из комнатки к туалету. На нем широченные семейки с дыркой на заднице («Приёмная родня напоследок». 04.11.2018. № 22 (461));

3) фразеологические единицы, работающие на усиление оценочности: Владимир Михайлович во все глаза смотрит на полицейских («Как арестовали орлов». 25.02.2019. № 4 (467));

4) звукоподражания, отражающие психологизм: птицы взлетают и бьются грудью о клетку — шарах, шарах, шарах («Как арестовали орлов». 25.02.2019. № 4 (467));

5) многократные повторы в периоде: в его пространстве больше нет заскорузлого снега за окном, поблескивающего коркой в свете фонаря, нет Барина, крутящегося под ногами, нет даже царского фонтана («Как арестовали орлов». 25.02.2019. № 4 (467));

6) оценочные номинации и метафорические дефиниции как способ персонализации личности: сейчас супруги Бушеневы и Сельыб - практически профи по поиску месторождений грантов и их добыче («Фельдшера на вас нет». 25.08.2018. № 17 (456));

7) сравнительные обороты: выдал развернутую справку не хуже голосового помощника Siri («Русский раб и кавказский пленник». 20.10.2018. № 21 (460));

8) оценочные прилагательные и номинации в подзаголовках текстов как дополнительный оценочный и смысловой акцент: наивная, активная, смекалистая, неуязвимая («Бабушка vs система». 22.04.2019. № 7-8 (473)); нисходящая градация нарицательных существительных старость, зрелость, молодость, юность («Приёмная родня напоследок». 04.11.2018. № 22 (461)).

Данные речевые средства позволяют сформировать у адресата наиболее полный психологический образ описываемой персоны и обратить внимание на её значимость в контексте рассматриваемого явления.

Таким образом, в результате проведённого анализа можно выделить следующие особенности речевой репрезентации обывателя и участвующих в ней речевых средств:

1) образ обывателя формируется за счёт отдельных деталей, присутствующих в каждом коммуникативном действии при помощи речевого инструментария всех уровней;

2) языковая специфика репрезентации заключается в употреблении элементов разговорного стиля речи, а также эмоционально-экспрессивной лексики, которая проникает в повествовательную ткань репортажа, способствует контактоустановлению, интимизации и диалогичности текста, что подтверждает мнение о том, что в разговоре с читателем авторы создают новый медиатренд, который можно назвать «журналистским человековедением» [5. С. 158];

3) автор условно передаёт слово герою: репрезентация происходит на основе прямой речи, авторская оценка часто выражается лишь в отборе фактов и «умалчивании», происходит своеобразная игра с читательской пресуппозицией.

Список литературы

1. Бахтин, М. М. Автор и герой эстетической деятельности [Текст] / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М., 1986. - 446 с.

2. Бондаревская, М. А. Жанровое своеобразие современной социальной журналистики (на примере журнала «Русский репортёр») [Текст] / М. А. Бондаревская // Медиасреда. - 2017. - Вып. 12. - С. 100-107.

3. Дускаева, Л. Р. Медиалингвистика в России: лингвопраксиологическая доминанта [Текст] / Л. Р. Дускаева // Медиалингвистика. - 2014. - Вып. 1 (4). - С. 5-15.

4. Дускаева, Л. Р., Коняева, Ю. М. «Звездная персона» в арт-журналистике: стилистико-речевая репрезентация коммуникативного сценария [Текст] / Л. Р. Дускаева, Ю. М. Коняева // Филология и человек. - 2015. - Вып. 1. - С. 15-24.

5. Зеленина, Е. В., Порецкая, Т. Ю. Медиагерой нашего времени (по результатам контент-анализа журнала «Русский репортёр») [Текст] / Е. В. Зеленина, Т. Ю. Порецкая // Известия БГУ - 2014. - Вып. 15. - С. 157-166.

6. Калистратова, Е. А. Человек в мире повседневности: ускользание от типизации [Текст] / Е. А. Калистратова // Омский научный вестник. - 2010. - Вып. 6 (92). -С. 78-81.

7. Коняева, Ю. М. «Ушедшие в вечность»: речевая репрезентация творческой личности в некрологе [Текст] / Ю. М. Коняева // Вестник СПбГУ Язык и литература. -2017. - Вып. 3. - С. 443-454.

8. Потсар, А. Н. Речевая структура персонажа в массовом тексте : дис. ... канд. филол. наук [Текст] / А. Н. Потсар. - СПб., 2006. - 245 с.

9. Солганик, Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста [Текст] / Г. Я. Солганик // Синтаксическая стилистика. - М., 2006. - С. 202-211.

10. Солганик, Г. Я. Публицистический стиль [Текст] / Г. Я. Солганик // Стилистический энциклопедический словарь под ред. М. Н. Кожиной. - М., 2003. -С. 312-315.

Дербина Валерия Владимировна - студент факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, derbina.valeriya@mail.ru.

Научный руководитель: Щеглова Екатерина Александровна - кандидат филологических наук, доцент Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10204 А. А. Знаменская

Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург (Россия)

СОСТАВ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ИТАЛИЯ» В СОВРЕМЕННОМ ТРЭВЕЛ-МЕДИАДИСКУРСЕ

В статье исследуется семантическое поле «Италия» в изданиях «Вокруг света» и National Geographic Traveler и телепередачах «Жизнь других» и «Орел и решка». Сопоставляются поля в печатных и аудиовизуальных СМИ. Кроме того, медиа разделяются на две группы в соответствии с их установками, и сравнение полей осуществляется также на основе этого критерия. Выявляется специфика представления Италии в зависимости от канала распространения, который использует трэвел-СМИ, и от его направленности.

Ключевые слова: семантическое поле, Италия, трэвел-издание, трэвел-телепередача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.