О. Г. Усанова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассматривается проблема речевой культуры как признак высокой культуры человека, подчеркивается необходимость таких коммуникативных качеств речи, как правильность, точность, выразительность, логичность, а также важность употребления четких формулировок, умелого использования терминов, иностранных слов, удачного применения выразительных средств языка, пословиц и поговорок, фразеологических выражений, которые повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.
Ключевые слова: речевая культура, речевая деятельность, дискурс, речь, сферы коммуникации.
In article is considered problem of the speech culture as sign of the high culture of the person, as need of presence such communication quality speech, as correctness, accuracy, expressiveness, logic, as well as clearness of the wordings, skilful use term, foreign words, ingenious using expressive facilities of the language, proverbs and sayings, phraseological expressions, which raise efficiency of the contact, intensify effectiveness of the spoken word.
Key words: speech culture, speech activity, discourse, speech, communicational spheres.
Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно, так как речь - это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого гражданина страны. Игнорирование этих запросов приводит к неумению вести диалог, дискуссии, неспособности построить монолог, произнести торжественную речь, воздействовать на собеседника.
Процессы духовного развития общества, нации неотделимы от уровня их владения языком, поскольку именно это отражает своего рода живую связь времен. С помощью языка человек осознает себя, роль своего народа не только в прошлом, но и в настоящем. Сказанное в полной мере относится и к будущему, что обусловлено активизацией известных тенденций общественных, политических и других процессов, которые достаточно четко просматриваются уже сейчас. И русский язык в этом контексте представляет собой своеобразное, самобытное явление не только в истории русской, но и мировой культуры. Поэтому вполне закономерной является задача повышения речевой культуры общества в целом и формирования активной языковой личности в современных социокультурных условиях [5, с. 224]. В ближайшем будущем эта задача станет еще более актуальной.
Современная русская речь и прежде всего ее устная разновидность характеризуются все более усиливающимся отходом от литературных норм, о чем много говорится не только в специальных работах (О. Б. Си-ротинина, Т. А. Ладыженская, Н. А. Ипполитова и др.), но и в средствах массовой информации. Поэтому вполне правомерна постановка задачи не только изучения и научной нормализации русского языка, но и повышения культуры устной и письменной речи, задача пропаганды в обществе лингвистических знаний.
Характеризуя речевую культуру и ее место в духовном развитии общества, мы исходим не из узко-
специальной, лингвистической трактовки (культура речи - это владение нормами литературного языка и умение пользоваться выразительными средствами языка), понимаем под ней и культуру чтения, общения, и один из важнейших компонентов культуры человека в целом. При овладении речевой культурой человеку не обязательны специальные лингвистические знания, но есть ряд вопросов, которые должны быть известны широкому кругу людей. Это относится к необходимости усвоения человеком системы основных норм литературного языка, который, как известно, является средством общения во всех сферах человеческой деятельности. Но речевая культура - это не только результат усвоения определенных норм и правил, это еще и усвоение таких норм, которые связаны с понятиями «лучше/хуже», «уместнее», «точнее», «целесообразнее» и т. д., поэтому даже правильная речь -не всегда показатель высокой речевой культуры.
Работа над речевой культурой - процесс длительный и многоаспектный, предполагающий массовое обучение людей и прежде всего в области общения. В зависимости от вида общения и для передачи разнообразной информации рождаются тексты, различные по стилю, жанру и т. д. Не случайно поэтому в настоящее время специалисты говорят не только об экологии природы, человека, культуры, но и экологии слова [6, с. 72].
Речевая культура представляет собой очень сложное явление. Чтобы понять ее суть, необходимо конкретизировать понятие речевая деятельность.
В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию «упакованную в текст». По определению Н. И. Формановской, речевая деятельность - это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации [4, с. 15].
Речевая деятельность реализуется в различных формах и видах. Обычно виды речевой деятельности вычленяются в зависимости от характера психофи-
105
зиологической деятельности человека, связанной с созданием и восприятием текстов. Различаются четыре вида речевой деятельности: два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) - это говорение и написание; остальные задействованы в восприятии текста, заложенной в нем информации -это слушание и чтение.
Разными видами речевой деятельности (в зависимости от профессии) человек занимается в неодинаковой степени и распределяет свое время на них неравномерно. Речевая деятельность, являясь частью общественной деятельности человека, носит социальный характер. Это обнаруживается и в том, что для ее осуществления требуется коллектив (самое меньшее для человека). В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют мышление, воля, эмоции, знания, память, т. е. речемыслительная, модальная, эмоциональная, интенци-альная, когнитивная сферы.
В русском языке есть глаголы обдумывать, продумывать, рассуждать, обмозговывать, соображать. Все они называют действие, характерное для начального этапа любой деятельности, в том числе и речевой. В результате обдумывания и рассуждений рождается внутренний план высказывания. Это первый этап речевой деятельности. На втором этапе происходит порождение и структурирование высказывания. Третий этап - самый ответственный. Начинается говорение. Субъект речевого действия творит звучащую речь, использует вербальные средства общения.
Речь, высказывание - продукт речевой деятельности. По речевой культуре можно определить психологическое состояние говорящего (речь взволнованная, искренняя, льстивая, грубая, ласковая), целевое назначение (речь убеждающая, информационная, агитационная), коммуникативную значимость (речь содержательная, бессмысленная, пустая), отношение говорящего к собеседнику (речь презрительная, ироническая, хвалебная, угрожающая).
Включение в учебные планы вузов и общеобразовательных школ (прежде всего лицеев и гимназий) новых дисциплин, среди которых «Культура речи» и «Риторика», определило постановку и необходимость концептуального осмысления ряда проблем. Среди них проблемы содержательного, структурного и коммуникативного планов.
Одной из насущных и дискуссионных проблем культуры речи и риторики является проблема места данных дисциплин в системе учебных блоков и соотношение культуры речи и риторики с дисциплинами лингвистического цикла, такими, как грамматика, стилистика, выразительное чтение и др.
Особую значимость приобрела проблема соотношения самой культуры речи и риторики. В настоящее время известны три вида их соотношения:
- взаимооформленное сосуществование культуры речи и риторики в рамках одной дисциплины;
- раздельно оформленное параллельное сосуществование культуры речи и риторики как самостоятельных дисциплин;
- культура речи как составная часть риторики.
Известны также варианты включения культуры
речи в курс современного русского языка. Независимо от вида соотношения культуры речи и риторики назрела проблема определения терминов этих областей знаний. При дискуссионности вопроса об объеме и внутреннем расчленении терминов сама проблема отграничения терминологического обеспечения культуры речи и риторики и их лексикографической обработки является более чем актуальной [2, с. 14].
Детального и всестороннего рассмотрения требует вопрос о соотношении культуры речи и риторики не только с лингвистическими дисциплинами, но и с дисциплинами философского (этика, эстетика, логика) и психолого-педагогического (психология, педагогика, логопедия, этикет) циклов. Если современное подразделение риторики на общую и частные в настоящее время является общепризнанным [Там же, с. 17], то концептуальное осмысление границ и внутреннего деления общей и частных риторик оказывается отнюдь не однозначным.
Выделение таких направлений, как развивающая риторика, дидактическая риторика, педагогическая [1, с. 7], юридическая и деловая риторика - наглядное тому свидетельство.
Очевиден выход культуры речи и риторики в теорию коммуникаций. Справедлива актуализация аспекта массовой коммуникации, включая журналистику, информатику, рекламу, менеджмент.
В последнее время в политологии, социологии, социолингвистике и теории коммуникации получил распространение термин дискурс (его можно условно расшифровать с помощью формулы: речь + действие) [3, с. 18].
Дискурс, как следует из его определения, включает два основных компонента: словесную речь (то, что говорится, сообщается); условия речевого общения, обстановку, в которой оно происходит, и самих участников, способных существенно повлиять на речевую ситуацию.
Речевая ситуация, т. е. ситуация, составляющая контекст высказывания, выполняет важную роль в речевом общении. К основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. К примеру, типичные диалоги на экзаменах, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях; публичные дискуссии.
Необходимо учитывать, что высказывание наряду с собственно семантическим значением обладает праг-
106
матическим значением, обусловленным речевой ситуацией. Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называют косвенными. Приведем примеры косвенных высказываний.
1. Здесь жарко (просьба открыть окно или дверь в комнате; предложение снять верхнюю одежду, пиджак, кофту, свитер; констатация того, что обстановка в зале накалилась).
2. Мне нездоровится (я не хочу с вами разговаривать; вызовите поскорее врача; я не буду выполнять эту работу; оставьте меня в покое).
3. Я приду завтра (объявление/утверждение; обещание; угроза).
Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки.
Поскольку действие и взаимодействие индивидов происходит в определенной коммуникативной среде, в определенной общественной сфере коммуникации, то говорят об институциональном дискурсе (политический дискурс, религиозный дискурс, педагогический дискурс, деловой дискурс, производственный дискурс и т. д.) [Там же, с. 17-18] .
Комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей и ситуативными условиями, можно назвать коммуникативным событием. В сфере бизнес-коммуникации такими коммуникативными событиями можно считать презентации и выставки. В политической сфере примером коммуникативного события может быть и визит главы государства (запланированное и организованное событие), и террористический акт (незапланированное правительственными структурами событие, которое требует определенной реакции). В случае незапланированного коммуникативного события мы часто сталкиваемся с возникновением кризисной коммуникации.
Коммуникация осуществляется в разных сферах. Сферы коммуникации привлекали внимание исследователей в различной степени. Достаточно традиционной считается сфера бытовой коммуникации (преимущественно межличностной). Но и здесь в связи с развитием психоанализа, нейролингвистического программирования, с одной стороны, а также с появлением служб семьи и подростковой психологической помощи - с другой, возникают новые коммуникативные проблемы и задачи. Как говорить с подростком-наркоманом? - вопрос, ответ на который должны дать не только психология и социология, но и лингвистика.
Сфера производственной коммуникации в нашей стране до недавнего времени была в поле зрения в основном в рамках инженерной психологии. В последнее время ведутся разработки и в направлении коммуникативного менеджмента, и прикладной риторики. Стиль общения (речевого и невербального)
руководителя с подчиненными, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты могут как улучшить работу предприятия, так и развалить ее.
В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес -коммуникации, или делового общения. Наличие достаточных средств в сфере бизнеса способствовало публикации учебной и справочной литературы по коммуникации и культуре общения, распространению коммуникативных знаний и приемов, иногда и в достаточно упрощенной форме.
Весьма широко ведутся исследования в сфере политического дискурса. Наличие множества партий и политических организаций, течений и групп требует ориентации в политическом коммуникативном пространстве.
Сфера научного дискурса также традиционный объект исследовательского интереса. В то же время, если прежде изучался в основном специфический язык научных публикаций, то сегодня исследователей привлекают различные проблемы: от создания виртуального глобального научного сообщества (через Internet) до организации коммуникативных событий типа научных конференций и конгрессов.
Сфера образовательного дискурса также раскрывает новые грани познания в нашей стране в связи с дифференциацией образования, появлением рынка образовательных услуг, возникновением потребности в рекламе и PR у образовательных учреждений. Набор в вуз, встречи с будущими студентами, профориентация, консультационные услуги, тестирование - вот ряд направлений коммуникации образовательных учреждений со своими потребителями.
Сфера педагогического дискурса - разговор преподавателя со студентом, учителя с учеником, учителя с коллегами, с родителями учеников - также отдельная область рассмотрения, требующая осторожного подхода в речевом оформлении.
Коммуникативные сферы шоу-бизнеса и спортивного бизнеса в нашей стране еще молоды, но и они имеют определенную предысторию. На западе элементы риЬИс image звезд эстрады и героев спорта давно создаются профессионалами в области коммуникации и имиджмейкерства.
Сфера туристического бизнеса весьма насыщенна в плане коммуникативных событий и сообщений. В ряде случаев она пересекается со сферой международной, межкультурной коммуникации.
Международная коммуникация осуществляется на различных уровнях как в виде официальной (традиционно), так и в виде народной (в последнее время) дипломатии. В настоящее время получила распространение литература по особенностям межкуль-турного общения, дипломатическому этикету, дипломатическому протоколу и т. п.
107
Не так давно специалисты по теории коммуникации, лингвистике, психологии и другим общественным наукам «проникли» в медицинский и юридический дискурс. «Слово лечит» - эта общеизвестная истина приводит к размышлению, как именно это происходит и как работать со словом. Беседа врача и больного не должна протекать спонтанно, иначе возможны фатальные случайности. Толкование законов также может сыграть судьбоносную роль в жизни человека или организации.
Сфера религиозного дискурса обслуживает потребности коммуникации в церкви, и здесь важна проблема понимания и интерпретации, именно поэтому наука герменевтика возникла вследствие необходимости толковать старые тексты Священного писания.
Виды коммуникации выделяются по составу коммуникантов. Это существенное различие для профессионального коммуникатора, поскольку технология работы в каждом случае имеет свою специфику (даже громкость голоса в случае, например, разговора с самим собой, с одним собеседником или с большой группой будет различаться).
Интерперсональная коммуникация равна разговору с самим собой; человек диалогизирует и свой внутренний монолог, разговаривая со своим внутренним голосом, alter ego, совестью и т. п.
Межличностная коммуникация, как правило, связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но есть варианты: наблюдатель, включенный наблюдатель и посторонний; коммуникация на фоне присутствующих свидетелей - учитель, беседующий в классе с учеником; учитель, беседующий в учительской с родителями ученика).
Групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивидом и группой (разговор директора школы с коллективом учителей); есть различия не столько количественные, сколько качественные: разные цели в коммуникации в малых и в больших группах.
Массовая коммуникация происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп.
Язык и другие виды коммуникативной деятельности, по сути, являются эмергентными явлениями. Обобщая отдельные человеческие реакции на отдельные термины - «слово», «грамматическая форма»,
«фраза», мы условно воспринимаем сочетание звучания и значения как отдельно существующую вещь. Такое свойство человеческого мышления французский философ Гастон Башляр называет с^18те (буквальный перевод - ‘вещизм’). Мы называем явления нашего мышления индивидуальными именами и начинаем относиться к ним, как к реально существующим вещам, забывая постепенно об исходной метонимии. Это слово-миф замещает в нашем разговоре целые комплексы нашего опыта. Экономя на мыслительных усилиях, мы вынуждены платить за эту экономию искажением реальности, условно принимая несуществующее за существующее.
Дополнительные разновидности коммуникации: межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами, так и межличностная -между отдельными представителями этих народов или государств), организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую). Эти разновидности связаны не только с особенностями коммуникативной среды в той сфере, где осуществляется коммуникативная деятельность, но и с составом коммуникантов (один коммуникант или общность коммуникантов).
Коммуникативная речевая культура специалиста проявляется в стремлении совершенствовать свое речевое мастерство, т. е. умело вести диалог, поддерживать интерес и активность собеседников, ориентироваться на обратную связь, настроиться на продуктивное речевое взаимодействие и т. д.
В современных условиях вербальное взаимодействие практически незначимо, если оно не подкрепляется высокими нравственными качествами специалиста, его духовной зрелостью.
В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать язык. Необходимо придерживаться определенных принципов, которые позволяют координировать действия и высказывания собеседников. Однако многие наши современники испытывают затруднения при решении организационных, воспитательных, обучающих задач, поскольку не владеют умениями и навыками ведения диалога, вербального воздействия, взаимодействия. И эта насущная проблема требует дальнейшей разработки и оценки с позиций речевой культуры общества.
1. Педагогическая риторика: практикум / под общ. ред. Н. А. Ипполитовой. - М.: Агентство КРПА «Олимп», 2003. - 448 с.
2. Риторика: учеб. / З. С. Смелкова, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, О. Г. Усанова и др.; под ред. Н. А. Ипполитовой. - М.: Велби, Проспект, 2008. - 448 с.
3. Усанова, О. Г. Культура профессионального речевого общения / О. Г. Усанова; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - 84 с.
4. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. - М.: Высш. шк., 1989. - 159 с.
5. Формирование активной языковой личности в современных социокультурных условиях: материалы междунар. на-уч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. акмеол. акад., Невский ин-т яз. и культуры, 2002. - 338 с.
6. Экология языка и речи: материалы науч.-практ. регион. лингвист. конф. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. - 256 с.
108