Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Патриарх Алексий (Ридигер)
Речь на выпуске Ленинградских духовных школ 17 июня 1990 г.
Опубликовано: Вестник Ленинградской духовной академии. 1990. № 2. С. 76-80
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
ников и всех собравшихся объединять усилия для конкретных де на пользу людям, Отечеству и родного Православия.
На прощальной трапезе со словами благодарности священной; чалию Русской Православной Церкви, руководству Ленинградски духовных школ, наставникам выступили: от лица выпускников Ак< демии и Семинарии — свящ. Дмитрий Медведев, от лица выпуа ников прошлых лет — свящ. Виктор Мельник, от лица Регентског класса — Марина Алюшина. Они заверили Его Святейшество, чт приложат все усилия, чтобы полученные знания применить на пра! тике там, где Святая Церковь сочтет нужным и полезным.
Вдохновленные богатыми впечатлениями во время последни дней своего пребывания в Ленинградских духовных школах, вь пускники их разъехались во все концы нашей необъятной Родит Впереди у них — нелегкое служение. Хочется от души пожелать и всяческого успеха в шествии по самостоятельно выбранному пут
Доцент Л ДА ПЕТР ДУДИНО
РЕЧЬ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ 1 НА ВЫПУСКЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДУХОВНЫХ ШКОЛ 17 ИЮНЯ 1990 ГОДА
Четыре года моего служения в Ленинграде были исполнены мне гими обязанностями в области экуменического и общего служени: поэтому я, может быть, не столько времени уделял ЛДА, скольк требовалось. И чтобы хоть немного компенсировать мое невольнс невнимание к духовной школе, где сорок один год назад я получи аттестат об окончании семинарии, хочу сегодня поделиться с вам опытом пастырского служения, поделиться мыслями о задачах, к< торые стоят перед Православной Церковью в настоящий момен Было время, когда отношение к приходскому священнику, ос< бенно в глубинке, было презрительным, и пастырям Церкви Хр| стовой приходилось выслушивать нередко оскорбления и обиды ( своих односельчан. Сегодня положение меняется. Сегодня все чаи смотрят на священнослужителя с надеждой, как на носителя благ дати Божьей и представителя Церкви, которая через гонения и пр следования пронесла истину Христову. Пронесла духовные це ности и готова поделиться ими с обществом, нуждающемся в нра ственном обновлении. Потому сегодня священнику служить и лег1 и труднее одновременно, так как приходится отвечать на многочи ленные вопросы членов общества, которые хотят познать истин научиться основам добродетели и нравственности, но еще далек от них.
С принятием Закона о свободе совести Церковь получит возможность вернуться к тем традиционным делам милосердия, благотворительности, воспитания в смысле веры и Христианской нравственности, которые были ей свойственны всегда. Поэтому задачи перед вами стоят значительно большие, чем раньше. Ведь потребуется воспитывать не только прихожан с церковного амвона, но и всех тех, кто будет обращаться к вам в воскресных и общеобразовательных школах, на дому у верующих, — всюду, где будут созданы тому возможности и условия.
Первое хочу пожелать: верности Церкви Христовой и помощи Божией. Мы живем в сложное время: время, когда требуется быстро ответить на вопросы, оправдать ожидание общества, которое постепенно обращается лицом к Церкви Христовой. В обществе идут сложные процессы: естественные с точки зрения образования плюрализма мнений и многопартийности, но не естественные с точки зрения разделения, противостояния, нетерпимости различных социальных сил, которые мы наблюдаем сегодня.
Эти факторы затрагивают и жизнь церковную. В западных областях Украины идут процессы активизации унии, создания автокефальной Украинской Церкви, которые тесно связаны с политическими процессами и проявлениями национализма. Тем, кто идет служить в западные области Украины, будет трудно пронести и сохранить верность святому православию. Поэтому любовь Христову противопоставьте проявлениям нетерпимости, вражды, насилия, которые есть в западных областях Украины. Надеюсь, четырехсторонняя комиссия, которая была создана для решения вопроса униатских приходов, будет действовать и униатские епископы вернутся в эт> комиссию, надеюсь на влияние Ватикана в этом отношении. Толькс путем диалога, а не насилия можно решить вопросы. Четырехсторонняя комиссия из представителей Московского патриархата, римо-католической Церкви, Украинского экзархата и греко-католи-ков восточного обряда имела положительные результаты: путем обсуждения решались вопросы — кому должен принадлежать тот или иной приход. Но затем определенные внешние силы побудили греко-католиков восточного обряда выйти из комиссии, и она перестала работать. Поместный Собор Русской Православной Церкви по вопросам унии и нашего отношения к ней высказал свою точку зрения, и эта точка зрения будет доведена до сведения Святейшего престола как мнение Русской Православной Церкви. Мы за то, чтобы греки имели возможность удовлетворить свои духовные нужды, совершать богослужения и получать регистрацию. Но процесс должен проходить нормальным образом, а не путем насилия и угроз в отношении православных священнослужителей и иерархов, возглавляющих западные области Украины.
Другим сложным вопросом является сейчас наличие в Московском патриархате одного прихода, который вышел из-под нашей юрисдикции и перешел в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. В последнее время усилились нападки на Русскую Православную
Церковь со стороны различных «голосов» и наших церковных недругов. И если в феврале этого года глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Виталий заявил, что он исключает возможность существования в пределах Московского патриархата приходов Русской Зарубежной Церкви, то 16 мая эта позиция была изменена, и решение Синода узаконило и создание приходов и образование иерархии Русской Зарубежной Церкви в пределах Московского патриархата. Это прямой раскол, который пытаются проводить в пределах Русской Православной Церкви. Ставятся условия, на которых возможен диалог с Русской Православной Церковью: 1). Отказаться от декларации митрополита Сергия двадцать седьмого года; 2). Канонизировать всех новых мучеников России и царскую семью; 3). Отказаться от любых экуменических контактов.
Относительно этих требований можно сказать следующее. Декларация Сергия была написана почти в тех же условиях, что и завещание святителя Тихона. С той лишь разницей, что завещание святителя Тихона было написано под домашним арестом, а декларация митрополита Сергия — в тюремной камере.
Мы не считаем возможным решать вопросы канонизации в спешку. Сподвижников веры и благочестия на Руси много и процесс канонизации — это естественное явление канонической жизни Русской Православной Церкви. Многие сподвижники веры были канонизированы на Соборе по случаю 1000-летия Крещения Руси. На Поместном Соборе, только закончившемся, был канонизован праведный отец Иоанн Кронштадтский. И думаю, скоро будут причислены к лику святых и первый мученик послереволюционный митрополит Киевский Владимир и петроградский митрополит Вениамин, расстрелянный в 1922 году. За этими канонизациями последуют и изучение других материалов. В частности, по Ленинграду и Ленинградской области запрошены списки всех священников, которые были расстреляны в пределах Ленинградской митрополии. Решается вопрос реабилитации священнослужителей, иерархов и монашествующих, пострадавших в 20—60-е годы.
Относительно требования прекратить экуменические контакты, считаю, что позиция Русской Зарубежной Церкви в данном вопросе неправильная. Интерес к духовному наследию православия среди инославного мира очень большой. Это интерес к нашей православной духовности, к нашей литургии и жизни. Разве должны мы замыкаться и говорить, что мы знаем истину, владеем ею и ни с кем ею не поделимся?
Часто наш век называют веком секуляризованным, когда разделенное христианство разделено секуляризованным миром. Так что полезнее: когда мы идем крестовыми походами друг на друга и обвиняем друг друга в ересях, схизмах и расколах или находим возможности для плодотворного сотрудничества, видя перед собой как конечную далекую цель — христианское единство, видя в наших братьях и сестрах, представляющих различные конфессии, братьев и сестер во Христе.
То, что мы совместно с представителями других церквей вносим вклад в укрепление мира, предотвращение ядерной грозы, развитие сотрудничества и взаимопонимания — это хорошая и светлая задача. Даже в самое трудное время взаимоотношений США и СССР христиане находили в себе силы сотрудничать и противостоять вражде, ненависти, неприязни, культивированию образа врага, который создавался и у нас, и на Западе. В том, что сегодня этот образ разрушается, есть и заслуга Церкви.
Мы не откажемся от приверженности своей литургической жизни, своим канонам и догматам. Но сотрудничать с другими религиями и церквами — наш долг. И опыт показал, какую пользу приносит это сотрудничество: в 50—60-е годы это сотрудничество, может быть, помогло нашей Церкви выжить. Сегодня, надеюсь, нашим выпускникам не придется столкнуться с оскорблениями и поношениями. Но задачи пастырские остаются трудными. Раньше вся наша деятельность законодательно ограничивалась стенами храма. Однако жизнь потребовала, чтобы Церковь откликнулась на нужды общества, и мы идем в тюрьмы, больницы, дома престарелых, в школы по приглашению администрации и по просьбе родителей и сверх программы преподаем Библию, основы веры, религиозной нравственности и духовности.
Перед отъездом на Поместный Собор я посетил недалеко от Ленинграда зону заключенных, которые собрали 16 тысяч рублей для строительства храма. Когда мы предложили помощь, они сказали: «Нет, мы сами соберем, сколько надо». 1 июня 1990 года состоялась закладка первого храма в лагере для преступников и на вопрос: «Зачем церковь?» — они ответили однозначно: хотим возродить основы духовности и нравственности. Поэтому мы распределили места заключения под Ленинградом между приходами. Здесь надо заниматься душепопечительством и благотворительностью. Священнослужители этих приходов будут осуществлять в тюрьмах и лагерях работу среди людей, которые оступились, совершили преступление.
Мы ждем Закон о свободе совести. В первом чтении он был принят Верховным Советом, но вызвал у нас много замечаний. Эти замечания были высказаны мною в Законодательной комиссии и в Совете Национальностей Верховного Совета. Будем продолжать работу, чтобы Закон отвечал бы всем чаяниям и возможностям Церквей и религиозных объединений в их служении ближнему. Основное, что предоставит Закон Церкви, — это право юридического лица, возможность воспитания всех возрастных групп, в том числе и детей. Мы возражаем, чтобы принцип отделения государства от Церкви распространялся бы настолько, что в школах нельзя преподавать Закон Божий или религию. Факультативно, вне программы народного образования такая возможность должна быть предоставлена. Настоятельно требует решения и вопрос об открытии и расширении сети воскресных школ, для которых пока нет помещений.
Мне хотелось бы, чтобы наши выпускники, которые сегодня покидают стены воспитавшей их школы, с честью и достоинством нес-
ли свое служение. Сорок первый год я несу пастырское служение, и ни одной минуты не сомневался в правильности избранного пути, черпая силу в служении Божественной литургии. И хотелось бы, чтобы воспитавшая вас и давшая вам образование школа получала бы добрые свидетельства о вашем самостоятельном служении. Это будет радость и для руководителей духовных школ, и для воспитателей, и для педагогов, и для меня, в прошлом епархиального Архиерея Ленинградской митрополии, а ныне — главы Русской Православной Церкви.
С полной отдачей — а вы, пришедшие сюда по призванию, полны сил — отдайтесь тому делу, которому решили посвятить себя. С честью и достоинством проходите свое пастырское служение, регентское, педагогическое, милосердное служение и в отношении к людям. Не замыкайтесь в своей среде. Постарайтесь увидеть, сколько людей нуждается в помощи, ободрении, поддержке, в утешении, в материальной помощи, в участии человеческом — добром, сердечном участии. Так сейте добро. Сейте Христову Любовь и умножайте ее. И Господь воздаст вам сторицей.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.