УДК 330.341(477)
РЕАНИМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
Дикань В. Л., д.э.н., профессор (УкрГАЖТ)
В статье выявлено первопричины возникновения негативных тенденций развития, в основе которых лежит система государственного регулирования, ориентированная на удовлетворение интересов отдельных влиятельных групп. Предложено основные мероприятия, которые позволят реанимировать национальную экономику, раскрыты направления совершенствования системы государственного регулирования, представлены пути инвестиционного обеспечения государственной поддержки приоритетных отраслей реального сектора экономики Украины.
Ключевые слова: экономика Украины, кризис, экономическая политика, государственное регулирование, промышленность, экономический потенциал.
РЕАН1МУВАННЯ ЕКОНОМ1КИ УКРА1НИ
Дикань В. Л., д.е.н., професор ( УкрДАЗТ )
У сmаmmi виявлено першопричини виникнення негативних тенденцш розвитку, в основi яких лежить система державного регулювання, орieнmована на задоволення ттереЫв окремих впливових груп. Запропоновано основт заходи, яю дозволять реатмувати нащональну економi^, розкриmi напрями вдосконалення системи державного регулювання, представлен шляхи твестицтного забезпечення державног тдтримки прiориmеmних галузей реального сектора економжи Украгни.
Ключовi слова: економжа Украгни, криза, економiчна поштика, державне регулювання, промисловiсть, економчний потенщал
REANIMATION OF ECONOMY OF UKRAINE
Dykan V. L., Doctor of Economic Sciences (USA ofRT)
In article it is revealed the prime causes of emergence of negative tendencies of cornerstone at the heart of which the system of state regulation focused on satisfaction of interests of separate influential groups is. It is offered the main actions which will allow to reanimate national economy, the directions of improvement of system of state regulation are opened, ways of investment ensuring the state support of priority branches of real sector of economy of Ukraine are presented.
Keywords: economy of Ukraine, crisis, economic policy, state regulation, industry, economic potential.
Постановка проблемы. Затянувшийся переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной, сопровождавшийся реализацией несбалансированной стратегии рыночных преобразований, несогласованных и не взаимосвязанных структурных приоритетов развития, которые были направлены на решение текущих проблем, имеющих характер разовых проектов, коррупционные схемы, создавшие систему теневой экономики не позволили достичь дореформенного уровня экономики Украины, определив тем самым негативные тенденции развития страны. Так, если в 1990 г. украинский ВВП на душу населения по паритету покупательской способности превышал среднемировые показатели на 11%, то в 2013 г. он на 56% ниже среднемирового значения и составил 21,5% уровня стран ЕС. В 2012 году среди 229 стран Украина, с ВВП в размере 7500 долл. на душу населения, находится на 139-м месте [10].
Накопившиеся за годы независимости системные проблемы, среди которых структурная
диспропорция экономики, низкий уровень жизни населения, социальная неудовлетворенность, недоверие к власти, преумножившись на резко возросший коэффициент политической
нестабильности, ускорили движение экономики Украины по разрушительному направлению развития. Наглядными индикаторами такого движения является: рост государственного и гарантированного долга Украины, который в начале 2014 года вырос до 73,2 млрд.долл, что составляет 40,5% ВВП, в то время как на начало 2012 г. он становил 59,2 млрд.долл (36,3% ВВП); девальвация национальной валюты, и связанное с ней резкое повышение доходности государственных обязательств на 7 млрд.грн; замораживание деловой и инвестиционной активности, о чем свидетельствуют двукратное уменьшение притока прямых иностранных инвестиций в 2013-м (всего 3,27 млрд долл. по сравнению с 6,63 млрд грн в 2012), а также сокращение капитальных инвестиций (166,9 млрд грн за три четверти 2013-го против 177,5 млрд за
© Дикань В.Л.
BiciiiiK' економжи транспорту i промисловост1 № 45, 2014
аналогичный период 2012-го); замораживание крупных международных контрактов, банкротство отечественных предприятий [1].
Следует понимать, что развитие экономики Украины сопровождается проявлением не только экономического кризиса, но и политическим, социальным, кризисом доверия к власти, что способствовало формированию Евромайдана и массовым беспорядкам, а передача основных функций государства, в частности перераспределение финансовых потоков для жизнеобеспечения общества, в руки
коррупционных олигархически-клановых структур привело к разрушению экономического потенциала страны.
Анализ последних исследований и выделение не решенной части общей проблемы. Сегодня самым актуальным вопросом является экономическая ситуация в стране, пути развития в условиях проявления глобального кризиса. Внимание большинства отечественных ученых, специалистов, среди которых Геец В.М., Зверяков М.И., Кругман П., Лукинов И.И., Тарасевич В.Н., Унковская Т.Е., Демчук Н.И., Якубовський Н.Н. [2-9] устремлено на рассмотрение теории проявления кризиса, пути их преодоления, различных моделей развития экономики Украины, исследование экономической теории с попытками определения наиболее подходящей для Украины.
Усложнение экономической ситуации, социальное напряжение обусловливает
необходимость определения первоисточников разрушительной траектории развития Украины, формирования перечня необходимых мер, которые позволят в краткосрочные сроки аккумулировать экономический потенциал страны и направить его на развитие реального сектора экономики, с целью выхода на созидательный вектор развития.
Целью статьи является исследование состояния экономики Украины, выявление первопричин негативных тенденций развития, формирования перечня необходимых мер по реанимации экономики современной Украины.
Изложение основного материала. Основополагающей причиной разрушительной траектории развития национальной экономики, которая сегодня наращивает негативные тенденции, является ошибочная стратегия рыночных преобразований, предусматривающая быструю либерализацию экономики, отсутствие целостной стратегии макроэкономического регулирования. Отказ от жесткой системы государственного управления, освобождение от регулирования рыночных механизмов, разрушение существующей системы ценностей и либерализация экономики без учета морально-этических ее компонентов привело к созданию государственной системы, экономическая политика которой направлена на удовлетворение
интересов отдельных влиятельных групп, что обуславливает распад целостной экономики на конфликтующие структуры, создание
неэффективного олигополистического уклада.
В результате внедрения
непоследовательных и нецелесообразных реформ, функционирования несбалансированной системы государственного регулирования современная экономика Украины превращена в совокупность нескольких крупных вертикально-
интегрированных финансово-промышленных групп. Такая ее структура привела к резкому усилению неравенства в распределении доходов, что подтверждается наличием в Украине 4 миллиардеров, 3770 миллионеров общий доход которых в 2012 г. составил 48,7 млрд.грн, в то время как за чертой бедности находятся 24,1% населения страны [13].
Следует также отметить, что результатом реализации непоследовательных реформ отраслевого характера, несогласованности структурных приоритетов, направленных на решение текущих вопросов в экономической системе Украины является углубление структурных диспропорций в экономике, в аспекте наращивания темпов развития
низкотехнологичного производства, использования старых технологий производства, доминирования перерабатывающей промышленности с выпуском продукции низкой стадии переработки, увеличения доли сырьевой продукции в экспорте, снижения уровня высокотехнологичного производства, обуславливающее деиндустриализацию страны.
Экономическая политика удовлетворения групповых интересов, которая характерна для современной Украины, на основе коррупционного распределения капитала в виде приватизации государственной собственности, привела к сосредоточению в одних руках стратегически важных отраслей промышленности, усилив структурные диспропорции в экономике страны. Отсутствие конкуренции обусловливает незаинтересованность олигархических структур инвестировать в обновление и модернизацию отечественных предприятий, что ведет к упадку целых отраслей, деградации промышленного комплекса страны. Ярким примером этого является развитие металлургического комплекса, производство которого сокращается, в результате несоответствия продукции международным технологическим требованиям, поскольку он имеет низкий технологический уровень и износ основных производственных фондов более 60%, что, в свою очередь, обусловливает доминирование реализации сырья или продукции низкой переработки. Основная причина такого развития кроется в заинтересованности олигархических группировок в быстром наращивании капитала, что сводится к оптовым спекуляциям с
последующим выводом финансовых средств в другие страны, в частности в оффшорные зоны.
Негативное влияние на развитие экономики Украины оказывает политическая нестабильность в стране. Современный политический кризис, вызван обострением борьбы за возглавление олигархически-клановой системы государственного управления, сформированной в Украине. Кроме того, отсутствие четко установленной системы ценностей, идеологии, единой стратегии экономического развития усиливают политическое противостояние, борьбу за власть и возможность контролировать в своих руках ресурсы, что порождает социальную напряженность, тормозит развитие экономики страны.
Таким образом, формирование несбалансированной и неэффективной системы государственного регулирования, основанной на непрофессионализме и коррумпированности, привилегированности политических и
собственных интересов определенных чиновников перед экономическими интересами страны привело к наращиванию социально-экономической напряженности в стране.
Крайне ошибочной, в стратегическом аспекте развития экономики Украины, является государственная экономическая политика нового правительства страны, сформированного впоследствии массовых протестов. Так, значительно усложнит экономическую ситуацию в стране возобновление и ускорение евроинтеграционных процессов, что в свою очередь подтверждает продвижение политики удовлетворения интересов олигархических групп и приход к власти новой олигархической структуры. Такая направленность экономического развития приведет к значительному увеличению государственного долга, обострению конкуренции на внутреннем рынке, сокращению реального сектора экономики Украины, повышению тарифов на коммунальные услуги, в т.ч. тарифов на газ, замораживанию выплат заработных плат, сокращению социальных выплат, что обусловит не только снижение конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, но и спровоцирует всплеск новой волны протестов, социальный и гуманитарный кризис. Следовательно, основным заданием нового правительства, на этапе формирования созидательного вектора развития страны, должно стать создание плана реанимации экономики Украины без ее ускоренной и не продуманной интеграции в международные системы (ассоциация с ЕС или ТС).
Действенным инструментом возрождения современной экономики Украины является смена системы государственного регулирования,
первоочередными заданиями, которой должны стать:
- создание идеологии развития экономики Украины, основанной на восточно-православно-славянских ценностях;
- отказ от государственной экономической политики, направленной на удовлетворение групповых интересов олигархических структур и переход к политике «справедливости и ответственности», направленной на защиту свободной и честной конкуренции, которая способствует наращиванию благосостояния общества;
- детенизация экономики Украины, отказ от коррупционных схем управления;
- создание жесткой системы государственного регулирования, с привлечением высокопрофессиональных специалистов, основой которой будет сочетание плана и рынка как наиболее эффективной модели ведения хозяйства;
- формирование и реализация стратегии самостоятельного развития экономики с оптимальной внешнеэкономической политикой, как со странами ЕС, так и СНГ, в том числе и РФ;
- установление приоритетности развития реального сектора экономики;
- формирование источников равномерного распределения доходов, увеличение внутреннего спроса в экономике.
Основы обеспечения эффективного развития экономики Украины необходимо закладывать в идеологии развития государства. Поскольку Украина, с первого дня независимости, выбрала курс на формирование социально ориентированной рыночной экономики, то и стратегия развития и система государственного регулирования должны быть направлены на наращивание благосостояния общества, обеспечения и предоставление социального пакета в условиях функционирования рыночных механизмов, основанных на социальной справедливости и ответственности.
Первым шагом в становлении такого направления развития является привлечение порядочных и профессиональных управленцев, которые в краткие сроки выработают план реанимации экономики, очистят систему государственного регулирования от коррупции и бюрократизма, переведут ее в систему управления, сочетающую план и рынок.
Важным рычагом в обеспечении благосостояния общества, формировании
равномерного распределения доходов, увеличении внутреннего спроса выступает государственная защита свободной и честной конкуренции. Для изменения сложившихся неэффективных форм взаимодействия бизнеса, общества и государства следует разработать и принять закон о корпоративном управлении, в котором на основе
принципа «справедливости и социальной ответственности» будут раскрыты все возможные схемы их взаимодействия.
Для полноценного выполнения государством функций регулирующего центра необходимо также провести детенизацию экономики, отказаться от использования коррупционных схем обогащения и управления.
На сегодняшний день в Украине наиболее распространенными и часто используемыми являются пять коррупционных схем: использование «налоговой площадки», неуплата НДС по акцизам (бензин и нефтепродукты), контрабанда через границы страны (контрабанда через «зеленку»), так называемые «выплаты ни за что» и выдача государственных гарантий, тендерные закупки.
В результате использования данных схем в тень уходит около 146,958 млрд.грн в год (табл.), в то время как дефицит государственного бюджета в 2013г. составил 64,708 млрд.грн. Следует
Сопоставление дохода официа
отметить, что за счет «налоговой площадки» госбюджет теряет 73,7% дохода по статье налог на добавленную стоимость или 151,2% налога на прибыль, а потери по статье налоги на международную торговлю составляют двойной размер полученных доходов. В результате коррумпированности топливно-энергетического комплекса, деятельность олигархических структур, в частности ВЕТЭК, в сфере торговли топливом нанесла государству убытки на 7 млрд.грн [17]. Протекция и поддержка такой деятельности органами власти способствуют выводу денежных средств в офшори в обход налоговой и государственного бюджета.
Кроме того, в 2013 г. на операциях с НДС государство потеряло 64 млрд.грн, на разтомаживании и других операциях - 40 млрд.грн. Откаты чиновникам только в строительном секторе составили 169 млрд.грн., а другого рода взятки - 80 млрд.грн [12, 15].
Таблица
мой и теневой экономики [15]
Официальная экономика Теневая экономика
Статьи доходной части бюджета Сумма Самые крупные коррупционные Сумма
дохода, схемы дохода,
млрд.грн млрд.грн
Налоги на доходы, налоги на 66, 132 Налоговая площадка (уклонение от 100
прибыль, налоги на увеличение уплаты налога на прибыль)
рыночной стоимости
Налог на добавленную стоимость в 135, 679 Неуплата НДС по акцизам (бензин и 6,958
т.ч.: нефтепродукты)
акцизный налог с произведенных в 30, 724 Контрабанда через «зеленку» 30
Украине подакцизных товаров
(продукции)
Налоги на международную 15, 324 20% «выплаты ни за что» 10-15
торговлю и внешние операции (ввозная, выездная пошлина)
Всего доходов 351,165 Всего теневого дохода 146,958
Дефицит бюджета 64,708
Подводя итог, следует отметить, что в тени находится практически ^ экономики страны, а отказ от коррупционных схем государственного управления позволит практически в два раза увеличить доходную часть государственного бюджета.
Детенизацию необходимо осуществлять на основе создания благоприятных условий ведения бизнеса, усовершенствование нормативно-правовой базы, в аспекте предпринимательской деятельности, предоставление государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса, смягчения налоговой нагрузки, разработки программ по предоставлению налоговых льгот, каникул, налогового инвестирования и т.п. Первым шагом на пути легализации экономики должна
стать персонализация ответственности, со снятием депутатской неприкосновенности, и последующее привлечение к ответственности лиц причастных к работе основных коррупционных схем в аппарате государственного управления, Национального банка, органах исполнительной и судебной власти.
Самым главным и эффективным инструментом реанимации экономики Украины является развитие реального сектора. Рассматривая возможные пути его восстановления, следует остановиться на том, что одной из основных причин диспропорций в экономике является концентрация стратегически важных отраслей промышленности в руках олигархических структур посредством приватизации.
В условиях необходимости быстрой реанимации экономики Украины, формирования созидательной траектории ее развития государству необходимо обеспечить контроль над использованием природных ресурсов,
экономического потенциала страны и доходности от них за счет накопления государственной собственности. Государство должно
мобилизировать свои ресурсы, стимулировать создание совместных предприятий как с национальными, так и иностранными компаниями для трансфера знаний и технологий, контроля стратегических предприятий, субсидирования их развития и экспансии на мировой рынок.
Крупные предприятия, основанные на государственной собственности (государственные корпорации, холдинги, производственные объединения) следует использовать в качестве инициаторов модернизации и основных исполнителей крупных отраслевых и межотраслевых национальных проектов. Управление государственной собственностью должно обеспечить положительные структурно-технологические изменения в производстве. Для этого необходимо разработать отраслевые концепции, которые обоснуют цели и задачи участия государства в развитии отраслевой экономики, согласованные с задачами промышленной политики государства.
Государственное управление целесообразно перевести в режим стратегического планирования и на этапе реанимации экономики следует использовать политику реализации национальных проектов.
Поскольку возрождение экономики Украины невозможно без восстановления и развития промышленного потенциала страны, стратегическим приоритетом экономического развития необходимо определить модернизацию промышленного комплекса, стимулирование производства высокотехнологичной продукции, что обеспечит формирование экспортного потенциала страны, ее конкурентные преимущества на международном рынке, и позволит активизировать внутрипромышленные резервы страны.
Модернизацию промышленного сектора экономики следует осуществлять на основе реализации в приоритетных отраслях национальных проектов, которые позволят, на первом этапе, практически в ручном режиме модернизировать и развивать стратегически важные отрасли. Для этого целесообразно внедрять национальные проекты, которые могут быть отраслевого, межотраслевого характера, направленные на решение отдельных задач и осуществляемые на принципах государственного и партнерского (смешанного) инвестирования или на основе государственных гарантий.
Выбор приоритетных отраслей, предприятий, в которых необходимо реализовать национальные проекты необходимо
осуществляться по следующим критериям:
- эффективность - вклад отрасли в формирование ВВП;
- производственная активность -потенциал быстрого развития отрасли благодаря конкурентным условиям и востребованности ее продукции;
- рыночная позиция - экспортная ориентация отрасли, импортная зависимость по обеспечению потребностей внутреннего рынка;
- технологический уровень - способность отрасли технологически модернизироваться в соответствии с тенденциями мирового технологического развития [9].
С учетом указанных критериев, возможностей быстрого развития при соответствующей государственной поддержке к приоритетным отраслям развития экономики целесообразно определить добывающую, пищевую промышленности, предприятия машиностроения, металлургического производства, производства и распределения электроэнергии, которые обеспечивают более 70,3% общего объема ВВП. Ко второй очереди приоритетных отраслей, которые будут способствовать быстрому наращиванию экономического потенциала и требуют государственной поддержки, в том числе и реализации национальных проектов, следует отнести текстильное производство, химическую и нефтехимическую промышленность.
В условиях нестабильной ситуации в стране эффективной внешнеэкономической политикой будет политика без выявления интеграционных приоритетов. Поэтому Украине следует проводить переговоры по развитию внешнеторговых отношений, как со странами ЕС, так и СНГ, в т.ч. и РФ. Внешнеэкономическая деятельность должна быть направлена на создание благоприятных условий для экспорта продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности в страны ЕС, а продукции промышленного комплекса в страны СНГ.
Поскольку на современном этапе развития экономика Украины инвестиционно не привлекательна, эффективным источником пополнения государственных фондов является перераспределение доходов олигархических структур. Государству необходимо в установленном законодательством порядке вернуть капитал, который был незаконно выведен за пределы страны. Так же целесообразно установить налог на капитал, который вывозится за ее пределы. К примеру, установление налога в размере 4-15%, позволит вернуть в Украину средства в размере 1,32-4,25 млрд.грн, от 33 млрд.грн. выведенных с начала 2013 г. [16]. Налог
должен быть дифференцирован, в соответствии с размером капитала. Чем больше сумма, тем выше процент налогов следует ввести. Полученные средства необходимо инвестировать в реализацию национальных проектов, направленных на модернизацию и развитие приоритетных отраслей и предприятий. Также, следует пересмотреть законность возврата НДС крупным олигархическим структурам.
Альтернативным источником
использования заемных средств является привлечение капитала крупных олигархических структур. Для этого необходимо создать программу, по условиям которой крупные структуры предоставят денежные средства для восстановления промышленного комплекса Украины на беспроцентной основе. Основным инструментом стимулирования такого рода инвестирования могут выступать определенные налоговые льготы.
К важному источнику обеспечения государственной поддержки по реализации национальных проектов целесообразно отнести регулирование рынка финансовых услуг. Так, на этапе реанимации экономики Украины следует ограничить количество финансовых учреждений, особенно организаций с иностранным капиталом, на финансовом рынке целесообразно оставить только отечественные финансовые учреждения. Кроме того, необходимо на законодательном уровне ввести ограничения по процентным ставкам банков, финансовых учреждений, средства которых будут использованы на реализацию национальных проектов по модернизации экономики, снизить их к среднемировым значениям (3-5%).
Вывод. Подводя итоги, следует отметить, что реанимация национальной экономики, выход ее на созидательный вектор развития невозможны без смены системы государственного регулирования, основанного на принципах олигархического уклада и привилегированности политических и собственных интересов определенных чиновников перед экономическими интересами страны. К первоочередным мерам, которые способны реанимировать экономику современной Украины следует отнести: детенизация экономики, отказ от коррупционных схем управления, олигархически-клановой системы управления; возврат в страну незаконно вывезенного капитала; перераспределение доходов крупных олигархических структур и направление их в государство; реанимация промышленного сектора экономики Украины на основе создания совместных предприятий, реализации
национальных проектов по модернизации производства, переход на новый технологический уклад; активная государственная поддержка реального сектора экономики.
Предложенные меры позволят активизировать экономический потенциал страны, нарастить производственно-экономическую
мощность, возродить промышленный комплекс, развивать конкурентные преимущества, обеспечивая эффективное экономическое развития Украины. Это также требует привлечения в систему государственного регулирования высокопрофессиональных специалистов,
очищение экономики и государства от коррупции и бюрократизма, накопленные за годы функционирования сложившейся модели развития, формирования единой идеологии развития, основанной на восточно-православно-славянских ценностях и направленных на обеспечение благосостояния общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сколотяный Ю. В украинской экономике лимит глупости и жадности исчерпан [Електронний ресурс]./ Ю.Сколотяный - Режим доступу: http://gazeta.zn.ua
2. Геец В.М. Выход из кризиса (Размышления над актуальным в связи с прочитанным) / В.М. Геец, А.А. Гриценко // Экономика Украины. - 2013. - №6. - С. 4-19
3. Геець В.М. Прюритети нацюнального економiчного розвитку в контексп глобалiзацiйних виклишв: монографiя : у 2 ч. - Ч. 1 / за ред. В.М. Гейця, А.А. Мазараш. - К. : Кшв. нац. торг.-екон. ун-т, 2008. - 389 с.
4. Зверяков М.И. В поисках выхода из кризиса / М.И. Зверяков // Экономика Украины. -2013. - №8. - С. 4-21
5. Кругман П. Выход из кризиса есть! / П. Кругман. - пер.с англ. Ю.Гольдберга. - М.:Азбука Бизнес, 2013. - 320 с.
6. Лушнов I.I. Економiчнi трансформацп напришнщ 20-го столитя [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://zakoni.com.ua/node/660.
7. Тарасевич В.Н. Об ориентирах и направлениях выхода из кризиса / В.Н. Тарасевич // Экономика Украины. - 2013. - №9. - С. 4-17
8. Унковская Т.Е. Возможно ли экономическое чудо в Украине / Т.Е. Унковская, Н.И. Демчук // Экономика Украины. - 2013. - №12. - С. 4-21
9. Якубовський Н.Н. Структурный вектор активизации промышленного развития / Н.Ню Якубовський // Экономика Украины. - 2013. -№12. - С. 22-39.
10. Central Intelligence Agency [Електронний ресурс]. - Режим доступу: https ://www. cia. gov/library/publications/the-world-factbook/geos/up.html
11. Данш Державного комитету статистики. [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua/
12. Пасховер А. Ремонт страны / А. Пасховер // Зеркало недели. - 2014. - №7(153). - С. 7.
13. В Украине насчитали почти 4 тысячи миллионеров и 4 миллиардера [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://podrobnosti.ua/economy/2013/07/30/920528.ht т1
14. Щерба А. Советы постороннего / А.Щерба // Зеркало недели. - 2014. - №7(153). -С.6
15. Мостова Ю. Лес за деревьями / Ю. Мостова // Зеркало недели. - 2014. - №7(153). - С. 1,3.
16. У Мiндоходiв порахували виведеш в офшори кошти [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.unian.ua/news/600999-u-mindohodov-porahuva1i-vivedeni-v-ofshori-koshti.html
17. Бабинец А. Офшорные дела Сергея Курченко / А.Бабиней // Зеркало недели. - 2014. -№9(155). - С. 9.
Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Токмакова И.В
УДК 325.455:159.953(477)
ШЛЯХИ ОЗДОРОВЛЕННЯ ЕКОНОМ1КИ УКРА1НИ
КондусоваЛ. Ф., к.е.н., доцент (ХНЕУím. С. Кузнеця)
У cmammi до^джено важлuвi тструменти господарчого мехатзму, системи планового управлтня економжою та ричаги тдвищення ефекmивносmi суспыьного виробництва е фтанси, кредит, грошовий обк. Визначено, що вони опосередковують значну частину економiчних взаемозв'язюв та процеЫв промислового виробництва. Доведено, що держава повинна проводити активну фтансову полтику. Визначено,що головна цыь у фтансовт сферi - це aкmивiзaцiя фтансово-кредитного мехатзму з метою прискорення сощально-економчного розвитку крагни, що повинно забезпечуватися формуванням умовам для розширення сaмосmiйносmi i тдвищення економiчноl вiдповiдaльносmi тдприемств та мiсцевих оргатв влади.
Kmwei слова: фтанси, фтансова полтика, грошовий об1г, кредит, господарчий мехатзм
ПУТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
Кондусова Л. Ф., к.э.н., доцент (ХНЭУ им. С. Кузнеца)
В статье исследовано важнейшие инструменты хозяйственного механизма, системы планового управления экономикой и рычагами повышения эффективности общественного производства являются финансы, кредит, денежное обращение. Определено, что они опосредуют значительную часть экономических взаимосвязей и процессов промышленного производства. Доведено, что государство должно проводить активную финансовую политику. Определена главная цель в финансовой сфере - усиления воздействия финансового механизма на ускорение социально-экономического развития страны, что обеспечивается формированием условий для расширения хозяйственной самостоятельности и повышения экономической ответственности предприятий и местных органов власти.
Ключевые слова: финансы, финансовая политика, денежное обращение, кредит, хозяйственный механизм.
WAYS OF ECONOMIC RECOVERY UKRAINE
Kondusova L. F., Ph.D., Associate Professor (KhNEU. S. Kuznets)
In the article the most important tools of the economic mechanism ofplanned economic management and leverage the efficiency of social production are finance, credit, monetary circulation . Determined that they mediate a significant part of economic relations and industrial processes . Informed that the state should pursue a proactive fiscal policy . Determined the main objective in the financial sector - to increase the impact of the financial mechanism to accelerate socio-economic development of the country, provided that the formation conditions for the expansion of economic independence and improve economic responsibility of enterprises and local authorities .
The basis of the whole macroeconomic policy today must lay a concerted effort of the government (Parliament) with the NBU on ensuring reliable monetary stability . Reducing inflation and forecasting hryvnia exchange rate stability should be regarded as one of the main priorities for attracting income in banks and stabilize the economy.
© Кондусова Л.Ф.
Bíciiiik' економжи транспорту i промисловост1 № 45, 2014