УДК 332.012(470.344)
https://doi.org/10.24158/pep.2017.12.19
Рябинина Элина Николаевна
кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов, кредита и экономической безопасности Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова
Митрофанова Марина Юрьевна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансов,
кредита и экономической безопасности
Чувашского государственного университета
имени И.Н. Ульянова
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ОЦЕНКА И ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ [1]
Ryabinina Elina Nikolaevna
PhD in Economics, Professor, Finance, Credit and Economic Security Department, Chuvash State University
Mitrofanova Marina Yuryevna
PhD in Economics, Associate Professor, Finance, Credit and Economic Security Department, Chuvash State University
THE REAL ECONOMY OF THE CHUVASH REPUBLIC: ASSESSMENT AND FACTORS OF INCREASING ITS FINANCIAL SUSTAINABILITY [1]
Аннотация:
Финансовая устойчивость региона предполагает финансовое состояние региона, характеризующееся его независимостью от внешних источников финансирования и достаточностью собственных источников дохода. Оценка абсолютных и относительных показателей, отражающих развитие экономики региона, их интерполяция на макроуровень являются основой формирования механизма обеспечения финансовой устойчивости региона. В статье исследуются состояние и факторы, влияющие на реальный сектор экономики региона. Выявлены основные тенденции динамики составляющих реального сектора экономики, определены причины ухудшения ряда показателей, влияющих на финансовую устойчивость региона. Углубленный анализ валового регионального продукта в разрезе субъектов Приволжского федерального округа позволил выявить место в социально-экономическом развитии округа Чувашской Республики. Общий подход в решении проблемы повышения финансовой устойчивости региона предусматривает применение факторного анализа показателей, характеризующих реальный сектор экономики. На базе представленного исследования выявлены факторы, препятствующие стабилизации финансовой устойчивости реального сектора экономики региона и даны рекомендации по обеспечению роста валового регионального продукта, являющегося обобщающим показателем социально-экономического развития региона.
Ключевые слова:
Приволжский федеральный округ, финансовая устойчивость региона, реальный сектор экономики региона, валовой региональный продукт, механизм финансовой устойчивости региона, факторы повышения финансовой устойчивости региона, региональные программы.
Summary:
Financial stability of the region suggests its financial status characterized by its independence from external financing and sufficient domestic sources of revenue. Evaluation of absolute and relative indicators reflecting the economic development of the region, their interpolation on a macrolevel are the basis for building a mechanism of financial stability in the region. The paper examines the status and factors influencing the real sector of the regional economy. The research identifies the basic trends in the components of the real economy as well as the reasons for the deterioration in several indicators that affect the financial stability of the region. An in-depth analysis of the gross regional product in the constituent entities of Volga Federal district revealed its place in the social and economic development of the district of the Chuvash Republic. A common approach to address the issue of improving the financial stability of the region involves the use of factor analysis of the indicators characterizing the real economy. This research identifies factors hindering the financial stability of the real sector of the regional economy. Besides, it provides recommendations for ensuring the growth of the gross regional product, which is an integrative indicator of the social and economic development of the region.
Keywords:
Volga Federal District, financial stability of the region, real sector of the regional economy, gross regional product, mechanism of financial stability in the region, factors of increase in financial stability of the region, regional programs.
В ходе изучения условий функционирования и экономического развития регионов Российской Федерации, в частности регионов Приволжского федерального округа (ПФО), важным аспектом становится выявление факторов достижения их финансовой устойчивости, совокупность которых должна формировать механизм стабилизации состояния финансов региона.
Для углубленного рассмотрения данной региональной проблемы остановимся на основных теоретических аспектах ее изучения.
Понятие «финансовая устойчивость» широко известно как применяемое к финансам хозяйствующих субъектов - организаций (предприятий). В экономической литературе данное понятие основывается на таких важнейших показателях, как рентабельность, ликвидность, финансовая независимость качественных показателей использования ресурсов (производственных, материальных, трудовых и т. д.). Основная идея раскрытия данного определения основывается на совокупности вышеназванных показателей, которые чаще всего с помощью математических моделей сводятся к механизму, способствующему росту финансовой устойчивости региона.
В современной литературе в работах отечественных ученых все больше внимания уделяется проблеме определения финансовой устойчивости регионов. Изучению данной проблемы посвящены работы таких отечественных ученых, как Х. Боссель, О.С. Мариев, Л.И. Ушвицкий, Н.К. Васильева, Н.П. Тарасова, Е.Б. Кручина, М.А. Эскиндаров и др., однако единого мнения по данной проблеме не выработано.
По мнению Х. Босселя, «универсального набора показателей, адекватно отражающих положение дел в любом городе или районе, быть не может, так как концепция устойчивого развития включает в себя практически все стороны жизни муниципалитета, включая экономические, социальные, политические, экологические, демографические, этнические и все прочие возможные аспекты» [2].
Мы придерживаемся мнения Х. Босселя и считаем, что наиболее правильным является подход, основанный на методике оценки устойчивости финансовой системы (как региона, так и организации), ориентированный не на узкую целевую направленность, а на систему показателей с учетом специфики региона.
Трудность в изучении данной категории возникает при переходе от общего к частному, так как в экономической среде есть регионы, как схожие по состоянию, так и отличающиеся друг от друга. Ярким примером служат регионы Поволжья, в которых между республиками и областями существуют общие черты и существенные различия во многих аспектах, начиная от уровня до-тационности бюджета и заканчивая спецификой экономической среды.
При более подробном изучении вопроса стоит отметить, что термин «устойчивость» применительно к экономике региона отражает способность региональной экономики сопротивляться внешним и внутренним угрозам, отражающимся на текущем состоянии экономики и других отраслей, а также способность системы оставаться позитивной в развитии, т. е. избегать отрицательных результатов.
Отличий между определениями финансовой устойчивости предприятия и региона несколько, но все они в целом характеризуются отличием в конечной цели деятельности: для организаций это стабильность в получении прибыли, для региональной экономики - сокращение дефицита бюджета. Исходя из данного суждения, ведение грамотной бюджетной политики региона способствует обеспечению финансовой стабильности в рамках обеспечения экономической безопасности субъектов РФ.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что финансовая устойчивость региона - это финансовое состояние региона, характеризующееся его независимостью от внешних источников финансирования и достаточностью собственных источников дохода, которые позволяют обеспечить выполнение расходных обязательств, что ведет к сбалансированности бюджета и реализации экономического потенциала региона. Это понятие должно определять и сущность механизма обеспечения финансовой устойчивости региона - системный и структурный подход к порядку действий, направленный на обеспечение стабильности и положительной динамики количественных и качественных показателей, характеризующих финансы экономических субъектов, и сохранения этой тенденции на долгосрочную перспективу.
Анализ большого количества абсолютных и относительных показателей в динамике, отражающих развитие экономики региона, их интерполяция на макроуровень должны являться основой формирования механизма обеспечения финансовой устойчивости региона.
Однако необходимо исходить из того, что термин «механизм» является условной экономической категорией. Если в вопросах о бюджете субъекта можно найти определенный подход, то на состояние финансового рынка (к примеру, рынка ценных бумаг) и банковского сектора влияние оказывает не столько региональная обстановка, сколько политика самих компаний - участников рынка. К примеру, экономическому субъекту выгодно получать кредитные средства под минимальный процент, а для самих банков - чем выше данный процент, тем он больше отвечает интересам банка и находится в зависимости от рыночной конъюнктуры.
На наш взгляд, к основным понятиям, характеризующим механизм финансовой устойчивости региона, можно отнести:
1) сбалансированность бюджета, коэффициент сбалансированности, динамику структуры доходов и расходов, коэффициент изменения устойчивости доходов;
2) уровень дотационности, долю федеральных трансфертов и налоговых поступлений в бюджет субъекта, наличие резервного фонда;
3) внешний долг региона, внутренний долг, уровень инфляции, сальдо торгового баланса, уровень валового регионального продукта;
4) долю капитала региональных банков в общегосударственном банковском капитале, отток капитала из региона, объем кредитования организаций и физических лиц.
Для обеспечения эффективного функционирования региональной экономики прежде всего необходимо решить вопросы финансового обеспечения региона, что будет способствовать комплексному социально-экономическому развитию территории [3, с. 400]. Как известно, на механизм стабильности финансовой устойчивости региона первостепенное влияние оказывают уровень и состояние реального сектора экономики. По нашему мнению, реальный сектор экономики - это совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные блага, т. е. товары и услуги, за исключением операций, которые, в свою очередь, относятся к финансовому сектору экономики. Состав и структура реального сектора экономики определяет уровень и специализацию как российской экономики в целом, так и отдельно каждого субъекта страны. Результаты комплексной оценки реального сектора экономики Чувашской Республики приведены ниже.
Обобщающим показателем социально-экономического развития региона является объем валового регионального продукта (далее - ВРП). Динамика ВРП Чувашской Республики и других регионов Приволжского федерального округа представлена в табл. 1 [4; 5].
Таблица 1 - Динамика валового регионального продукта регионов ПФО (в млрд р.)
Регион Значение показателя Место региона по показателю среди ПФО
2014 2015 2016 * 2014 2015 2016 *
Приволжский федеральный округ 9 185,6 9 916,1 10 786,5 - - -
Республика Башкортостан 1 260,0 1 317,4 1 390,9 2 2 2
Республика Марий Эл 143,4 165,5 178,3 14 14 14
Республика Мордовия 173,9 187,4 213,9 13 13 13
Республика Татарстан 1 661,4 1 833,2 1 944,1 1 1 1
Удмуртская Республика 450,5 497,7 500,6 8 8 8
Чувашская Республика 237,4 250,4 259,9 12 12 12
Пермский край 974,2 1 048,0 1 060,4 5 5 6
Кировская область 254,1 276,5 286,1 11 11 11
Нижегородская область 1 009,5 1 069,3 1 162,6 4 4 5
Оренбургская область 731,3 774,9 1 191,1 6 6 4
Пензенская область 295,2 336,5 338,6 9 9 9
Самарская область 1 149,1 1 240,3 1 288,6 3 3 3
Саратовская область 566,6 617,5 653,4 7 7 7
Ульяновская область 278,8 301,4 318 10 10 10
* Оценочные данные.
По данным таблицы 1 видно, что среди 14 регионов ПФО Чувашская Республика по значению данного показателя стабильно находится на 12-м месте. Более низкие значения данного показателя имеют Республика Мордовия и Республика Марий Эл.
По данным документа «Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», ежегодный прогноз роста ВРП должен составлять в среднем 1,9 %. Таким образом, прирост ВРП в среднесрочной перспективе будет обеспечен прежде всего реализацией инвестиционных проектов в сфере промышленности, ростом производства в отдельных отраслях промышленности, стабильным ростом производства сельскохозяйственной продукции, положительной динамикой темпов розничного товарооборота и строительства [6].
В динамике за 2014-2016 гг. значение ВРП изменилось незначительно - на 109,5 % в 2014 г., а по сравнению с 2015 г. - на 103,7 %. Это свидетельствует о том, что один из макроэкономических показателей, характеризующих развитие реального сектора экономики, имеет низкую динамику роста.
Основной отраслью экономики Чувашской Республики является промышленность, на которую приходится 29,2 % ВРП. На втором месте по удельному весу находится оптовая и розничная торговля (13,9 %), затем сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (11,3 %), строительство (8,5 %), транспорт и связь (7,0 %). Доля добавленной стоимости, созданной этими отраслями в общем объеме ВРП, составляет 69,9 % [7].
За 2016 г. оборот предприятий региона составил 513,1 млрд р., что на 5,9 % больше показателя 2015 г. Наибольший рост отмечается по обрабатывающим производствам, а также произ-
водству и распределению электроэнергии, газа и воды (14,4 и 11,35 % соответственно). На промышленный комплекс приходится 48,5 % поступлений платежей и сборов в бюджеты всех уровней региона. На долю организаций обрабатывающих производств приходится 82,9 % объемов промышленного комплекса.
Важно отметить, что сильно сократился оборот строительных организаций, а также предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых (на 14,9 и 15,4 % соответственно). Если еще к последнему можно отнестись снисходительно, так как Чувашская Республика не располагает большим разнообразием полезных ископаемых, то строительные организации - это весомая часть в структуре общего количества предприятий республики (11,7 %), деятельность которых играет немалую роль в формировании ВРП. Снижение активности в строительной отрасли привело к снижению спроса на продукцию производства строительных материалов.
Далее рассмотрим индексы обрабатывающего производства, а также производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Перечисленные отрасли имеют тенденцию роста. Данная динамика представлена на рисунке 1.
110 100 90 80 70
□ Добыча полезных ископаемых
Обрабатывающие производства
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Промышленное производство в целом
• «О»
2014
92,8
106
95,2
104,7
2015
94,6
95,6
89,3
95
2016
75
107,7
107,7
106,6
Рисунок 1 - Индексы производства Чувашской Республики
По прогнозной оценке, индекс промышленного производства в Чувашской Республике за 2017 г. должен достигнуть 102,7 %. Прогнозные приросты данного показателя на 2018, 2019 и 2020 гг. должны составить 3,6; 4,0 и 4,2 % соответственно, т. е. отражают динамику роста реального сектора экономики.
В среднесрочной перспективе на улучшение ситуации в промышленном производстве Чувашской Республики должно оказать влияние АУ ЧР «Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» (созданный в начале 2017 г.) при Министерстве экономического развития, промышленности и торговли республики (с капиталом в 1,5 млрд р.). Основными направлениями деятельности данного фонда являются: предоставление организациям льготных займов на реализацию инвестиционных проектов, финансирование строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, развитие отраслей промышленности.
На долю сельского хозяйства в экономике региона приходится 11,3 % ВРП. Изучение индексов производства продукции сельского хозяйства за 2014-2016 гг. свидетельствует о росте ВРП в 2015 г. (на 6 п. п.) и резком падении в 2016 г. (на 5,9 п. п.). Это связано с климатическими условиями и высокой степенью износа сельскохозяйственных машин и оборудования, особенно в отрасли растениеводства.
К следующей отрасли экономики Чувашской Республики по величине приходящегося на нее объема ВРП относится строительство, на долю которого приходится 8,5 %. Динамика объема выполненных работ в строительстве в Чувашской Республике за 2014-2015 гг. свидетельствует о стабильной тенденции снижения. Так, данный показатель в 2015 г. к уровню 2014 г. составил 93,5 %, а в 2016 г. к уровню 2015 г. - 97,1 %. Тенденция обусловлена снижением покупательского спроса на жилые помещения и изменением возможностей привлечения кредитных ресурсов как физическими лицами на приобретение (строительство) жилых помещений, так и юридическими лицами на реализацию инвестиционных проектов.
По показателю объема ввода жилья на 1000 жителей среди регионов Приволжского федерального округа за 2016 г. Чувашская Республика заняла 7-е место (509 кв. м).
Также отмечается тенденция снижения инвестиций в основной капитал за 2014-2016 гг. Так, в 2016 г. объем инвестиций снизился к уровню 2015 г. на 11,1 п. п., а к уровню 2014 г. - на 7,3 п. п.
Основными причинами сокращения объемов вложений в основной капитал за последние годы являются: сохранение санкций, ограничивающих доступ российских компаний к внешнему финансированию и использованию импорта высокотехнологичной продукции для осуществления инвестиций, относительно жесткие условия кредитования, высокий уровень накопленной предприятиями республики долговой нагрузки и ограниченные возможности замещения внешних источников финансирования.
Проведенный анализ реального сектора экономики позволил выделить ряд факторов, которые препятствуют повышению его финансовой устойчивости:
1. Поддержка реального сектора экономики за счет республиканского бюджета, который, в свою очередь, в значительной степени зависит от межбюджетных трансфертов.
2. Имея многоотраслевой промышленный комплекс, республика в полной мере не может реализовывать свой экономический потенциал за счет сильного износа основных производственных фондов.
3. Сложное финансовое положение сельскохозяйственных организаций и высокий риск банкротства хозяйств в связи с недостатком финансовых средств для своевременного погашения обязательств.
4. Недостаточный объем инвестиций в основной капитал.
5. Удорожание кредитных ресурсов в результате действия банковских санкций, ограничивающих доступ российских компаний к внешнему финансированию и использованию импорта высокотехнологичной продукции для осуществления инвестиций.
6. Высокий уровень накопленной предприятиями республики долговой нагрузки и ограниченные возможности замещения внешних источников финансирования.
Таким образом, прирост ВРП в среднесрочной перспективе будет обеспечен прежде всего реализацией проектов в сфере промышленности, ростом производства в отдельных отраслях промышленности, стабильным ростом производства сельскохозяйственной продукции, положительной динамикой темпов розничного товарооборота, что в целом приведет к планомерному развитию реального сектора экономики Чувашской Республики. Этому также будут способствовать действующие программы развития Чувашской Республики, такие как: «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике», «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике», «Формирование благоприятной инвестиционной среды в Чувашской Республике», «Инновационное развитие промышленности Чувашской Республики», «Развитие инновационного территориального электротехнического кластера Чувашской Республики», «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы» и др.
Ссылки и примечания:
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-12-21028.
2. Bossel H. Indicators for sustainable development: theory, method, applications : a report to the Balaton Group. Winnipeg, 1999.
3. Рябинина Э.Н., Митрофанова М.Ю. Элементы финансового потенциала региона как факторы повышения его конкурентоспособности // Повышение конкурентоспособности отраслей экономики как направление выхода из экономического кризиса : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Саранск, 2016. С. 398-408.
4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.10.2017).
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (Чувашстат) [Электронный ресурс]. URL: http://chuvash.gks.ru/ (дата обращения: 15.10.2017).
6. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Чувашской Республики на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.cap.ru/action/activity/soc-econom-razvi-tie/prognoz-socialjno-ekonomicheskogo-razvitiya-chuvashsko/i-etap-iyulj-2017-god (дата обращения: 15.10.2017).
7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (Чувашстат).