Научная статья на тему 'Реальный конституционализм и правовое государство'

Реальный конституционализм и правовое государство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
533
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституционализм / государство / права человека / верховенство права / закон / конституционный строй / конституционные ценности.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Патюлин Г.С.

Конституционализм – важнейший показатель, атрибут демократического, правового государства, основанного на принципе разделения властей. Формально, в наши дни практически невозможно назвать государство, функционирующее вне и без данного института. В то же время, в научной литературе до сих пор единого мнения о содержании понятия «конституционализм». Ряд авторов различает конституционализм теоретический и практический, реальный. Последний по своим характеристикам весьма близок понятию «правое государство». Статья посвящена рассмотрению концепций правового государства и реального конституционализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реальный конституционализм и правовое государство»

gs4 проблемы теории права ^d

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-84-88 ПАТЮЛИН Г.С.,

младший научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права Российской академии наук,

e-mail: mail@law-books.ru

РЕАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация. Конституционализм - важнейший показатель, атрибут демократического, правового государства, основанного на принципе разделения властей. Формально, в наши дни практически невозможно назвать государство, функционирующее вне и без данного института. В то же время, в научной литературе до сих пор единого мнения о содержании понятия «конституционализм». Ряд авторов различает конституционализм теоретический и практический, реальный. Последний по своим характеристикам весьма близок понятию «правое государство». Статья посвящена рассмотрению концепций правового государства и реального конституционализма.

Ключевые слова: конституционализм, государство, права человека, верховенство права, закон, конституционный строй, конституционные ценности.

PATYULIN G.S.,

associate researcher, constitutional law and constitutional justice sector, Institute of state and law, Russian Academy of Sciences

REAL CONSTITUTIONALISM AND RULE-OF-LAW STATE

Annotation. Constitutionalism is the most important indicator, attribute of a democratic, rule-of-law state, based on the principle of division of authorities. Formally, today it is almost impossible to name a state that functions outside and without this institution. At the same time, there is still no consensus in the scientific literature about the content of the concept of «constitutionalism». A number of authors distinguish between theoretical and practical, real constitutionalism. The latter in its characteristics is very close to the concept of a «rule-of-law state». The article is devoted to the consideration of the concepts of the rule-of-law state and real constitutionalism.

Key words: constitutionalism, state, human rights, rule of law, law, constitutional system, constitutional values.

Конституционализм - основополагающий институт, высший показатель демократического, правового, конституционного государства, функционирующего на основе принципа разделения властей. История конституционализма связана, прежде всего, со становлением и развитием представительной демократии. Связанность общества и государства правом при наличии действенных процессуальных механизмов защиты прав и свобод граждан, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, также свидетельствует о наличии реального конституционализма. При этом единого подхода к определению данного понятия нет. Наиболее распространенные в отечественной научной литературе можно объединить в четыре группы: конституционализм как норма; конституционализм как идея; конституционализм как прак-

тика организации органов государственной власти; как многоаспектное явление, включающее в себя все перечисленные элементы.

В рамках первого подхода конституционализм понимается как фактическое наличие основного закона (конституции), закрепляющего систему норм, определяющих порядок разделения властей и их полномочия, а также гарантии прав граждан [17, 18]. Авторы, трактующие конституционализм как идею (важно отметить, что речь идет именно об идее, но не об идеологии), утверждают, что он представляет собой общегосударственную идею, задающую направление развития общества и государства [14]. Правление, ограниченное Конституцией, общественно-политическая система, опирающаяся на конституционные методы правления, реально действующая система юридического ограничения государствен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

проблемы теории права

ной власти правами человека - именно так понимают конституционализм авторы, придерживающиеся третьего из перечисленных подходов к его определению [4, 15]. В рамках четвертого, комплексного подхода к определению понятия «конституционализм» авторы перечисляют следующие его сущностные свойства: это теория и практика организации общественной жизни в соответствии с Конституцией, в которой должна быть закреплена система правовых ценностей, обеспечивающих верховенство права [7]. То есть речь идет о политико-правовом явлении, включающем себя в узком смысле - правовую доктрину, законодательство и практику его реализации, а в более широком понимании - конституционные идеи, саму конституцию, соответствующий ей политический режим и систему защиты конституционного строя [2]. В таком случае различают идеологический, юридический и политический конституционализм. Идеологический - должное устройство государства, закрепление публичной политической власти правового типа путем гарантирования прав и свобод человека, наличие системы разделения властей. Юридический - сформулированное в виде правовых норм устройство институтов власти, при котором они могли бы наилучшим образом гарантировать обеспечение, соблюдение и защиту прав человека, не допускать их нарушений (в том числе со стороны самого государства в лице его органов власти и их должностных лиц). Политический - функционирование публичной политической власти в интересах всего общества, реальная возможность граждан воздействовать на власть и участвовать в ее формировании и отправлении [1].

На основе изложенного представляется верным говорить о наличии следующих элементов конституционализма: идеологического, нормативного, институционального и инструментального. Идеи, направление развития государства, цели его функционирования получают нормативное закрепление в конституции, законах и подзаконных актах. Для достижения поставленных целей, решения задач, исполнения функций, стоящих и перед государством и принятых им на себя, создаются соответствующие институты (органы) власти, которые осуществляют свою деятельность в конкретных формах, установленных законом. В наши дни трудно найти государство, в котором не было бы конституции, следовательно, можно сделать вывод о, что конституционализм существует везде. Однако реальное положение вещей, то, насколько провозглашенные конституционно-правовые идеи и ценности соответствуют действительности (а вернее, определяют функционирование государства, деятельность всех органов публичной власти и их должностных лиц) позво-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

ляет различать конституционализм теоретический (формальный, номинальный) и реальный.

Теоретический - формальное наличие идеи, правовых норм, которые, однако, на практике не следуют основной идее современного конституционализма, т.е. не создают необходимых условий для реального обеспечения, гарантирования и защиты прав человека, действия принципа формального равенства и разделения властей. Одного только текста конституции, каким бы хорошим и современным он ни был, недостаточно для воплощения идей конституционализма в жизнь. Но даже когда созданы соответствующие институты, если они функционируют, не следуя идеям конституционализма, говорить о наличии реального конституционализма невозможно [18].

В центре современной идеи конституционализма и находятся человек, его права и свободы, правовое государство как способ наиболее эффективного их гарантирования и защиты. И это служит основанием для обращения к теории правового государства, государства господства права, понимаемого как верховенство прав человека [4].

В современной отечественной юридической литературе правовое государство характеризуется как понятие с исторически изменяющимся содержанием [19], определяющим, в каких формах и в какой мере власть в государстве ограничивается правами и свободами подвластных. Понятие «правовое государство» появляется лишь в Новое время. Впервые данный термин был использован в Германии в середине XIX в. для характеристики государства, в котором возможность произвола была ограничена законом и надлежащей процедурой (с точки зрения современного понимания правового государства, тот режим можно назвать полицейским, т.к. права и свободы человека, по сути, считались октроированными и не обеспечивались надлежащими гарантиями).

На ранних этапах буржуазного развития, теория правового государства использовалась для ограничения государственного вмешательства в экономику и гарантирования личной свободы индивида в распоряжении собственностью в условиях рыночной экономики. К примеру, Дж. Локк единственной целью существования и функционирования государства называл охрану собственности, а В. Гумбольдт считал, что государство не обязано содействовать благосостоянию граждан - его задача состоит только в устранении зла. Таким образом, по сути, роль государства сводилась к роли «ночного сторожа» [6].

В ХХ в. появляются термины «демократическое правовое государство» и «конституционное правовое государство», дополнившие требования подчиненности власти закону требованием подчинения самого закона естественным правам чело-

века, а также требованием, согласно которому права и свободы человека могут быть ограничены лишь демократически избранным законодателем и только для обеспечения определенных конституционно значимых целей. Кроме того, обеспеченное экономическим развитием возрастающее количество потребностей индивида приводит к ситуации, когда человек начинает требовать от государства не только «негативной свободы» -свободы «от» (к примеру, от безосновательного вмешательства в осуществление прав и свобод), но и позитивной свободы, т.е. свободы «на» (на получение от государства дополнительных возможностей и определенных благ, их защиту и т.п.). В подобных условиях концепция государства -«ночного сторожа» уже недостаточна, в связи с чем Б.Н. Чичерин справедливо указывал на то, что «...излишняя регламентация со стороны государства и вмешательство его во все дела могут действовать вредно. Гумбольдт прав, когда он говорит, что этим подрывается самодеятельность и тем самым умаляются материальные и нравственные силы народа, который привыкает во всем обращаться к правительству, вместо того, чтобы полагаться на самого себя. Но это доказывает только необходимость рядом с деятельностью государства предоставить возможность и широкий простор личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого» [16]. Правовое государство как в теории, так и на практике, начинает развивать черты и свойства, необходимые для наиболее гармоничного развития общества: гуманизм, выражающийся в признании приоритета прав и свобод человека по отношению к государственной власти, демократичность, способствующую включению личности в политическую жизнь и преодолению ее отчуждения от государства, заботу об «общем благе», ограничение государственной власти путем разделения властей, внедрении системы сдержек и противовесов.

Концепция правового государства неразрывно связана с концепцией прав человека, и развивается вместе с ней. Правовое государство изначально рассматривалось как государство, в котором закон общеобязателен, затем - как «ночной сторож». Думается, в современных условиях под правовым государством следует понимать такую организацию государственной власти, которая основана на признании безусловной ценности и верховенства естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и направлена на их обеспечение. Исходя из этого определяются принципы, на основании которых государственная власть осуществляется в правовом государстве, и механизмы, направленные на достижение указан-

ной цели. Именно они позволяют охарактеризовать государство как правовое, определяют его сущность. К таким принципам относятся верховенство права и закона, разделения властей, взаимной ответственности человека и государства, а также наличие развитых демократических институтов и институтов гражданского общества [11].

Надо отметить, что принципам и признакам правого государства уделяли внимание многие ученые, по данным вопросам написано большое количество работ, но их все объединяет тот факт, что основными признаками правового государства признаются приоритет прав человека, господство (или верховенство) права и система разделения властей [10]. К числу прочих признаков правового государства относят демократию, взаимную ответственность государства и человека, наличие в таком государстве развитого гражданского общества, рыночную экономику, и даже такие признаки, как «развитие всестороннего международного сотрудничества в целях обеспечения мирового порядка, прав и свобод личности» [3] и др.

Обеспечение и защита прав человека определяет всю деятельность правового государства, в то же время являясь необходимым ограничителем государственной власти, устанавливающим пределы ее деятельности. Б.А. Кистяковский отмечал, что основным принципом правового государства является то, что государственной власти в нем «положены известные пределы, которые она не должна и правовым образом не может переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых, ненарушаемых и неприкосновенных прав» [8].

Права и свободы человека позволяют искать и находить баланс между интересами личности и государства. Государство не должно видеть в человеке лишь средство, воспринимать его только как винтик машины, безликий элемент системы. К каким последствиям приводит подобное отношение государства к человеку можно увидеть на примере нашей истории - истории Советского Союза, с его «красным террором», массовыми репрессиями, когда человеческой жизни не придавалось особого значения, уничтожались целые социальные слои и группы. Последствия подобной антиличностной направленности подробно описаны в ряде работ отечественных ученых [9, 11, 12], поэтому останавливаться на них в данном исследовании мы не будем. Принцип приоритета прав человека перед государственной властью заключается в признании государством ценности каждого отдельно взятого человека, видении в нем не средства для достижения собственных целей, но цель своей деятельности, самого своего существования [18].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

проблемы теории права

Реальное соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина позволяет обеспечить принцип господства права, под которым понимается недопустимость произвола со стороны государства, формальное равенство всех членов общества и гарантирование защиты прав и свобод человека.1

В.М. Гессен писал о том, что правовое государство осуществляет двоякого рода функцию: с одной стороны, государство законодательствует, государственная власть является творцом позитивного права. С другой - то же государство управляет, осуществляет свои функции в пределах им же самим создаваемого права. «Законодательствуя, государство свободно; оно не связано положительным - обычным и законодательным правом... Наоборот, то же государство, в лице своей правительственной власти, - правящее, а не законодательствующее государство, - ограничено действующим положительным правом. Издавая закон, государство связывает им не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем ... и самое себя. Закон налагает известные обязанности на граждан, предоставляя соответствующие права правительству; но в то же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляя гражданам соответствующие права. Государство, в лице своей правительственной власти, так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, гражданин» [5]. Важно, однако, отметить, что, приоритет прав и свобод человека не снимает с него ответственности за надлежащее их использование, но, в то же время, возлагает ответственность за обеспечение возможности их реализации, гарантирование и защиту на государство. Таким образом возникает особая правовая связь между государством и человеком - их взаимная ответственность. Именно реальная возможность реализации на практике данного принципа, возможности привлечения государства к ответственности, поддерживает и обеспечивает действие остальных принципов, свойств, черт правового государства, которое и составляет идеологическую основу современного реального конституционализма [13].

Конституция гарантирует эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина, т.е. государство в лице органов власти и их должностных лиц несет ответственность за надлежащее обеспечение и защиту прав человека, а следовательно, и за качество издаваемых нормативных актов, устанавливающих правила поведения в обществе. Однако на практике неисполнение государством своих обязанностей часто не влечет

1 В Российской Федерации все три элемента принципа господства права закреплены в статьях Конституции - 19, 52 и 46 соответственно.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

для него за собой никаких негативных правовых последствий. Проблема в том, что для утверждения реального конституционализма необходимо не только сформировать нормативно-правовую базу и механизмы защиты прав человека и конституционного строя, которые позволили бы реализовать принцип взаимной юридической ответственности, но и изменить отношение государства к конституционализму [19]. А для этого гражданам надо изменить собственное отношение к ситуации, поверить в реальность и достижимость положений Конституции, и добиваться их реализации на практике.

Список литературы:

[1] Bellamy R. Political Constitutionalism: a Republican Defence of the Constitutionality of Democracy. New York: Cambridge University Press, 2007. P. 1-12.

[2] Авакьян С.А.: Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 222229.

[3] Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 369.

[4] Варламова Н.В. Конституционализм: идеал, реальность и возможные перспективы // Сравнительное конституционное обозрение. 2011 № 5. С. 43-48.

[5] Гессен В.М. О правовом государстве. СПб., 1912. С. 11-12.

[6] Гумбольдт В. «О пределах государственной деятельности». М., 2009. С. 49.

[7] Кабышев В.Т. Российский конституционализм на рубеже тысячелетий // Правоведение. 2001. № 4. С. 63.

[8] Кистяковский Б.А. Философия и социология права. С. 328.

[9] Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М., 2009.

[10] Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. М., 1993. С. 15; Общая теория прав человека. М., 1996. С. 178-179.

[11] Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994.

[12] Пискотин М.И. Россия в ХХ веке: неоконченная трагедия. М., 2001.

[13] Проблемы общей теории права и государства. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004. С. 679.

[14] Страшун Б.А. Конституционализм: идеал, реальность и возможные перспективы // Сравнительное конституционное обозрение. 2011 № 5. С. 43-48.

[15] Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993. С. 130.

[16] Чичерин Б. Собственность и государство. Ч. 2. М., 1883 С. 201.

[17] Шульженко Ю.Л. Конституционализм и парламентаризм: понятия, соотношение // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 3 (47). С. 11.

[18] Шульженко Ю.Л. О понятии «конституционализм» // Современное российское право: взаимодействие науки, нормотворчества и практики. Московская юридическая неделя. Материалы XIII Международной научно-практической конференции (Кутафинские чтения): в 3 частях. Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. 2018. С.246

[19] Юридическая энциклопедия. Под общ. Ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001. С. 809.

Spisok literatury:

[1] Bellamy R. Political Constitutionalism: a Republican Defence of the Constitutionality of Democracy. New York: Cambridge University Press, 2007. P. 1-12.

[2] Avak'yan S.A.: Konstituciya Rossii: priroda, evolyuciya, sovremennost'. M., 1997. S. 222-229.

[3] Bajtin M.I. Sushchnost' prava (Sovremen-noe normativnoe pravoponimanie na grani dvuh vekov). Saratov, 2001. S. 369.

[4] Varlamova N.V. Konstitucionalizm: ideal, real'nost' i vozmozhnye perspektivy // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2011 № 5. S. 43-48.

[5] Gessen V.M. O pravovom gosudarstve. SPb., 1912. S. 11-12.

[6] Gumbol'dt V. «O predelah gosudarstvennoj deyatel'nosti». M., 2009. S. 49.

[7] Kabyshev V.T. Rossijskij konstitucionalizm na rubezhe tysyacheletij // Pravovedenie. 2001. № 4. S. 63.

[8] Kistyakovskij B.A. Filosofiya i sociologiya prava. S. 328.

[9] Lukasheva E.A. CHelovek, pravo, civilizacii: normativno-cennostnoe izmerenie. M., 2009.

[10] Nersesyanc V.S. Istoriya idej pravovoj gosudarstvennosti. M., 1993. S. 15; Obshchaya teor-iya prav cheloveka. M., 1996. S. 178-179.

[11] Obolonskij A.V. Drama rossijskoj politich-eskoj istorii: sistema protiv lichnosti. M., 1994.

[12] Piskotin M.I. Rossiya v HKH veke: neokonchennaya tragediya. M., 2001.

[13] Problemy obshchej teorii prava i gosu-darstva. Pod red. V.S. Nersesyanca. M., 2004. S. 679.

[14] Strashun B.A. Konstitucionalizm: ideal, real'nost' i vozmozhnye perspektivy // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2011 № 5. S. 43-48.

[15] Chetvernin V.A. Demokraticheskoe konstitucionnoe gosudarstvo: vvedenie v teoriyu. M., 1993. S. 130.

[16] Chicherin B. Sobstvennost' i gosudarstvo. Ch. 2. M., 1883 S. 201.

[17] SHul'zhenko Yu.L. Konstitucionalizm i par-lamentarizm: ponyatiya, sootnoshenie // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. 2018. № 3 (47). S. 11.

[18] SHul'zhenko YU.L. O ponyatii «konstitucionalizm» // Sovremennoe rossijskoe pravo: vzaimodejstvie nauki, normotvorchestva i praktiki. Moskovskaya yuridicheskaya nedelya. Materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Kutafinskie chteniya): v 3 chastyah. Moskovskij gosudarstvennyj yuridicheskij universitet imeni O.E. Kutafina (MGYUA); Moskovskij gosudarstvennyj universitet imeni M.V. Lomonosova. 2018. S. 246

[19] Yuridicheskaya enciklopediya. Pod obshch. Red. B.N. Topornina. M., 2001. S. 809.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.