УДК 316.472.4
Зверькова София Александровна
аспирантка кафедры социологии и социальной работы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ведущий специалист по документообороту Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг [email protected]
Sofia A. Zverkova
graduate student of department of sociology and social work of the Russian academy national economy and state services at the President of the Russian Federation, the leading expert on document flow Multipurpose center granting state and municipal services [email protected]
Реальный и виртуальный
социальный капитал молодежи в информационном обществе
Real and virtual
social capital of youth in the information society
Аннотация. В статье приводятся результаты исследования того как под действием новейших информационных технологий происходит виртуализация социального капитала молодежи. Авторами проводится анализ результатов исследования компонентов социального капитала, таких как «социальная сплоченность» и «доверие» в реальном и виртуальном мирах. По итогам исследования дается рекомендация для дальнейшего изучения вопроса социального капитала молодежи.
Ключевые слова: молодежь, социальный капитал, социальная сплоченность, доверие.
Annotation. The article presents the results of a study also under the influence of new information technologies is virtualization of social capital of young people.
The article analyzes the results of a study of the components of social capital such as «social cohesion» and «trust» in the real and virtual world. According to the results of the study provides recommendation for further study of the issue of social capital of young people.
Keywords: Youth, social capital, social cohesion, trust.
С конца XX столетия в обществе происходит трансформация социальной коммуникации, в связи с появлением телеграфа, телефона и т.д. В веке XXI с появлением сети интернет и различных «гаджетов» для осуществления не только телефонной связи, но уже и видеосвязи в режиме реального времени течение жизни и развитие событий значительно ускорились, а вместе с этим, жизнь общества проистекает не только в мире реальном, но так же и в виртуальном. Подтверждением этому факту может послужить статистика социальных сетей, так по данным Brand Analitics количество пользователей, ведущих публичную активность в социальной сети Вконтакте за весну 2015 года составляет 36 % населения г. Санкт-Петербург, возрастная категория пользователей находится в рамках от 18 до 24 лет [3].
Представители молодежи в указанных возрастных рамках относятся к наиболее мобильной , -
циальный капитал для наиболее успешной соци-.
Целью данной статьи является провести анализа формирования социального капитала молодежи
как в мире реальном, так и виртуальном, для дальнейшего изучения влияния информационных технологий на социальные связи молодежи.
Изучение вопроса виртуализации социального капитала становится наиболее актуальным в связи с возрастающей популяризацией «дружбы» в соцсетях и уходом в мир информационных , -
ваться посредством разветвленное™ социальных связей и отсутствием необходимости контактировать с «агрессивной» реальностью.
Среди классических исследователей социального капитала особенно можно выделить Ф.Фукуяму,
опредлившего социальный капитал как «юзмож-, -
стве или его частях» [4, с. 35]. Схожее определение дает и П. Бурдье, указывая на то, что «гациальный
капитал - совокупность актуальных или потенци-,
социальных сетей связей, более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания» [5, с. 241-258].
Наиболее полное определение дает современный исследователь БД. Беспарточный: «... со-
циальный капитал - это духовно-социальная составляющая человека, своеобразный ресурс, который определяет ее субъективный статус в обществе, который проявляется и воспроизводится посредством социальных связей, построенным на взаимном доверии, репутации, общих нормах и ценностях. Он наделяет индивида и группу, к которой он принадлежит, определенными преимуществами относительно в отноше-, , -
вания ограниченными общественными ресурсами и благами» [1, с. 5-6].
,
,
и социальной сплоченности, который можно использовать для достижения своих целей.
Далее, рассмотрим, каким является социальный капитал молодежи в XXI веке. В качестве исследовательской области были выбраны студенты ВУЗов, обучающие по различным направлениям: гуманитарным, естественнонаучным, техническим.
Выборка среди студентов является актуальной в
, , -
щие высшее образование наиболее склонны к адаптации в обществе, используя инновационные способы и технологии. Различные склады личностей и подходы к восприятию мира дают наиболее полную картину современной прогрессивной молодежи, их способов адаптации в виртуальном пространстве и реальном мире на основе формирующегося социального капитала.
Данные были получены в ходе опроса в ВУЗах Санкт-Петербурга (2014 год, N = 56 человек, выборка репрезентативна по полу и возрасту). Сбор данных был начат в январе 2015 года и 2015 .
для интервью выбирались в группах учебных заведений от 18 до 25 лет, где верхняя граница определяется вступлением во взрослую жизнь, . . -зования, а нижняя определяется началом карьерного роста в связи с получением определенного опыта. Было проведено разделение на 2 подгруппы респондентов с1 соотношении 50/50 в 18 21 , . . -
спондентов еще находятся в стадии адаптации к , -
22 25
«поиска себя в этом мире». Респонденты обеих подгрупп являются активными пользователями информационных технологий, 84 % опрошенных проводят более 6 часов в день в виртуальной среде с целью коммуникации, и как следствие, поддержания социальных связей. Заводят новых «друзей» в сети ежедневно 23 % опрошенных из подгруппы (18-21), 15 % респондентов из под-(22-25)
мире и «подработку» в виртуальном, поэтому наращивают социальный капитал в целях карь.
Далее приведены результаты опроса по различным категориям и факторам в реальной среде , -
де. Результаты указаны в процентном соотношении относительно числа участников опроса.
В таблице 1 отражены результаты исследования
.
Таблица 1
Социальная сплоченность
Фактор среда возраст
18-21 22-25
Отношение к окружающим как к равным Виртуальный мир 64 57
Реальный мир 36 43
Готов поделиться своими вещами с нуждающимися (деньги, одежда и т.д.) Виртуальный мир 74 34
Реальный мир 26 66
Из полученных результатов мы видим, что в виртуальной среде молодым людям обеих подгрупп гораздо проще взаимодействовать и относиться друг к другу как к равным, так как сеть делает абсолютно анонимным и возможность коммуникации с любым человеком становится абсолютно реальной.
В вопросе взаимопомощи нуждающимся молодежь более старшей возрастной подгруппы предпочитает взаимодействовать в мире реальном, так как хочет убедиться, что помогает дей-
.
молодой подгруппы готовы помогать контактам из виртуальной среды в силу большего доверия .
« »
участникам общества в реальном мире и виртуальном является одним из направлений в изучении социальных связей индивида [2, с. 45-49].
Таблица 2
Доверие
Фактор среда возраст
18-21 22-25
Готов доверить незнакомому человеку свою тайну Виртуальный мир 78 3
реальный мир 22 1
Готов доверить незнакомому человеку свое имущество (деньги) Виртуальный мир 2 1
реальный мир 1 0
Полученные результаты указывают на то, что в среде информационных технологий молодежь (18-21) наиболее «открыта» и доверит свои тай. (22-25) -рит свои мысли и чувства как в реальном мире, так и в виртуальном будет более осторожна в .
Готовность доверить свое имущество или деньги мизерна в обеих подгруппах, что говорит об отсутствии доверия в материальных вопросах.
Подводя итог исследования, можно сказать, что молодое поколение стремится к наращиванию социального капитала и способно помогать друг другу в условиях анонимности и невидимости, в
особенности представители самой молодой категории, так как, практически, выросли с «гадже-тами» в руках. Наблюдается наибольшая сплоченность молодежи в виртуальной среде, где нет ограничений в общении на любые темы и жела-
« ».
В тоже время, наблюдается тенденция «замкну» -
Литература:
1. Беспарточный БД. Концептуальные основы «социального капитала» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 5-6.
2. Козырева Л.Д. социальные связи в системе
// -Западного института управления. 2014. № 1(13). С. 45-49
3. Социальные сети в России, весна 2015. Циф-, , // -
ного поля бренда. URL: http:// br-analytics.ru/ blog/ socialnye- seti- v- rossii- vesna- 2015- cifry- trendy-prognozy/ (дата обращения: 12.02.2016)
4. . . -тели и созидание благосостояния. М. : Новая индустриальная волна на Западе. Антология, 1999. С. 35
5. Bourdieu P. The forms of capital. New York : Handbook of theory and research for the sociology of education, 1985. C. 241-258.
расте от 22 до 25 лет независимо от среды коммуникации.
Результаты проведенного исследования раскрывают возможность для дальнейшего исследования влияния информационных технологий на социальный капитал молодежи и применения в различных отраслях социологии, таких как социология молодежи, социология коммуникаций.
Literature:
1. Besposchadny B.D. Conceptual framework of «social capital» // Modern problems of science and education. 2014. № 4. P. 5-6.
2. Kozyreva L.D. social connections in the social support system // proceedings of the North-West Institute of management . 2014. № 1(13). P. 45-49.
3. Social network in Russia, spring 2015. Figures, trends and forecasts // Analysis of the information field of brand. URL: http:// br-analytics.ru/ blog/ so-cialnye- seti- v- rossii- vesna- 2015 -cifry- trendy-prognozy/ (accessed: 12.02.2016)
4. Fukuyama F. Trust. Social virtue and creation of prosperity. M. : the New industrial wave in the West. Anthology, 1999. P. 35.
5. Bourdieu P. the forms of capital. New York : Handbook of theory and research for sociology of education, 1985. P. 241-258.