Научная статья на тему 'Реализация законодательства в области начального и гимназического образования в России середины XIX— начала XX в. (в отечественной историко-педагогической науке)'

Реализация законодательства в области начального и гимназического образования в России середины XIX— начала XX в. (в отечественной историко-педагогической науке) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история педагогики / правительственная политика в области образования / школьное законодательство / «официальная педагогика» / политико-правовой процесс / реализация законодательства в области образования. / history of pedagogy and education in Russia / governmental policy in the field of elementary and gymnasium education / leading role of the school legislation / “official peda- gogy” / political and legal processes in the field of education / implementing legislation in the field of education.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М. И. Фролова

В статье обосновывается актуальность разработки проблемы реализации законодательства в области начального и гимназического образования в России середины ХIХ — начала ХХ в. М. И. Фролова Автором проанализированы труды видных ученых, в которых на протяжении этого времени рассматривались смежные проблемы. Основная идея статьи состоит в обосновании того, что на сегодняшний день в отечественной историко-педагогической науке имеются предпосылки для рассмотрения на современном научном уровне процесс реализации законодательства в области начального и гимназического образования в России середины ХIХ — начала ХХ в. в качестве самостоятельного историко-педагогического феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION IN THE FIELD OF ELEMENTARY AND GYMNASIUM EDUCATION IN RUSSIA IN THE MIDDLE OF THE 19TH—EARLY 20th CENTURY IN THE RUSSIAN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL SCIENCE

The author of the article justifies the urgency of developing the problem of implementing legislation in the field of primary and secondary education in Russia in the mid-19th and early 20th centuries. The author analyzes the works of eminent scientists, which during this period dealt with related problems. The main idea of the article is to justify the fact that today there are prerequisites in Russian historical-pedagogical science for considering the process of implementing legislation in the field of primary and secondary education in Russia in the mid-19th early 20th century as an independent historical and pedagogical phenomenon.

Текст научной работы на тему «Реализация законодательства в области начального и гимназического образования в России середины XIX— начала XX в. (в отечественной историко-педагогической науке)»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.1 DOI: 10.24411/2224-0772-2018-10006

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО И ГИМНАЗИЧЕСКОГООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX—НАЧАЛА XX вв. (В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ)

В статье обосновывается актуальность разработки проблемы реализации законодательства в области начального и гимназического образования в России середины XIX — начала ХХ в. Автором проанализированы труды видных ученых, в которых на протяжении этого времени

рассматривались смежные проблемы. Основная смуниципальными уч-

идея статьи состоит в обосновании того, что реждтия'ми дбразотния на сегодняшний день в отечественной истори- мв™с0шост ко-педагогической науке имеются предпосылки ' ii.ru

E-mail: fmins@ma

для рассмотрения на современном научном уровне Marina ¡. Frolova процесс реализации законодательства в области PhD (Sociological начального и гимназического образования в России ^"ЩуНщп f середины XIX — начала XX в. в качестве самосто- с^^тЫшА ятельного историко-педагогического феномена. Municipal Educational

М. И. Фролова

Кандидат социологических наук, начальник

Управления по работе

Ключевые слова: история педагогики, правительственная политика в области образования, школьное законодательство, «официальная педагогика», политико-правовой процесс, реализация законодательства в области образования.

Institutions ofthe Administration of

Vladivostok City, Russia

Проблема научного осмысления школьного законодательства и образовательного права в России имеет богатые исторические корни. Первые по-

Как цитировать статью: Фролова М. И. Реализация законодательства в области начального и гимназического образования в России середины XIX— начала XX в. (в отечественной историко-педагогической науке) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 5 (54). С. 87-95. Б01: 10.24411/2224-0772-2018-10006.

пытки этого были предприняты в еще середине XIX столетия и в целом совпали с начальным этапом генезиса педагогики и юриспруденции как самостоятельных научных дисциплин в их классическом понимании. С этого времени происходило поступательное расширение сферы использования термина «школьное законодательство» в педагогической науке и практике. Преимущественно это протекало в русле вывода его из области собственно юридического знания, наполняя его педагогической спецификой.

В современном российском обществе активно пересматриваются взгляды на историческое прошлое. Его упрощенное понимание, не соответствующие вызовам современности трактовки ушедших реалий постепенно все динамичнее преодолеваются в ходе историко-педаго-гических исследований. Политико-правовые традиции, менталитет исторически сменяющихся поколений в широком культурно-историческом контексте все чаще выступают значимыми явлениями при характеристике педагогического прошлого. В историко-педагогическую науку было введено понятие «политико-правовой процесс», одним из составных элементов которого является закрепление результатов политико-правового развития в действующем школьном законодательстве [9, с. 218].

В течение длительного времени феномен школьного законодательства фактически выпадал из поля зрения ведущих историков педагогики и школы. Происходило это вовсе не из-за малой значимости проблемы и ее второстепенного, вспомогательного значения для понимания хода историко-педагогического процесса. В многочисленных трудах отечественных историков педагогики и образования, безусловно, можно встретить ссылки на нормативно-правовые акты. Отечественная историография изобилует работами, в которых содержится глубокий, объективный, а порой не вполне, анализ норм и положений не только законодательных и подзаконных актов, но и их проектов. При этом историки педагогики практически не уделяли пристального внимания проблеме реализации школьного законодательства. Сегодня найти сведения о том, как принимаемые правовые нормы влияли на школьную жизнь в нашей стране на протяжении длительного и неоднозначного периода модернизации, представляется затруднительным.

Закономерно возникает вопрос: почему же процесс реализации школьного законодательства в области начального и гимназического

образования в России середины XIX — начала ХХ в. так и не стал предметом самостоятельного историко-педагогического исследования, не получил историографического статуса, так и оставшись белым пятном до сих пор. Хотя за долгое время развития историко-педагогической науки сложились объективные предпосылки для детального рассмотрения данной проблемы.

Реализация школьного законодательства в области начального и гимназического образования в России середины XIX— начала XX в.— это явление, учтенное еще одним из первых отечественных историков педагогики. Так, П. Ф. Каптерев в своей работе «Общий ход развития русской педагогии и ее главные периоды», давая характеристику «государственно-казенной педагогии», обратился к деятельности власти в сфере начального и гимназического образования. При этом известный историк педагогики прошлого, не определяя терминологически суть явления, фактически затронул проблему реализацию школьного законодательства. Он говорил о запретительных или разрешительных функциях правительства, которое должно осуществлять постоянный контроль за выполнением требований, предъявляемым к субъектам образовательного процесса, включая должностных лиц [5, с. 265].

Назовем еще одного автора этого периода, основной труд которого не нашел еще должного осмысления,— П. Н. Милюков, который в своих «Очерках по истории русской культуры» не обошел вниманием вопросы политики и законодательства в области образования в пореформенной России, рассматривая их в широком культурологическом аспекте. Подробно анализируя школьную политику того времени, автор часто обращается к основным законодательным актам в области народного просвещения. Заслуживает пристального внимания тезис историка о том, что их принятие оказывало значительное влияние на расстановку социально-политических сил в стране. После революции, находясь в эмиграции, он уделял большое внимание социально-политическим проблемам, став своего рода связующим методологическим звеном между исследователями двух разных эпох истории единой страны. Тем самым П. Н. Милюков активно продолжал традиции либеральной отечественной исторической школы В. О. Ключевского, обеспечив ее развитие без учета жестких постулатов советской идеологии. [8, с. 311-370].

В советское время данная проблема не могла подробно разрабаты-

ваться в силу ее идеологической нецелесообразности, однако логика развития историко-педагогической науки не позволяла вовсе обходить стороной основные проблемы законодательного обеспечения общего образования в дореволюционной России. В фундаментальных исследованиях по истории отечественного начального и гимназического образования рассматриваемого периода ведущие историки отечественной педагогики Ш. И. Ганелин, Н. А. Константинов, В. З. Смирнов [1; 7; 12] с основательностью и тщательностью, свойственными отечественной историографии середины XX века, изучили наиболее значимые педагогические аспекты деятельности школы на фоне социально-политических изменений в рассматриваемый исторический период. Однако преимущественно педагогический ракурс анализа начальной и средней школы того времени, хотя и сочетался с научно-педагогическим анализом отдельных политических явлений и процессов, все же не позволил выделить проблему реализации школьного законодательства в самостоятельное направление историко-педагогического поиска. Анализируя работы того времени, можно говорить лишь о выработке общих подходов и декларативном провозглашении школьного законодательства важным элементом образовательной политики российского государства. Тем не менее в работах историков педагогики первой половины XX столетия, ставших во многом уже классическими, были заложены общие ориентиры для введения в поле историко-педаго-гических исследований проблем образовательного законодательства в дореволюционной России.

В первом обобщающем коллективном труде по истории российской школы рассматриваемого периода — «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: вторая половина XIX в.» под редакцией А. И. Пискунова, изданном в 1976 г., глубокую характеристику начального и среднего образования дали Ш. И. Ганелин и Э. Д. Днепров [10]. «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX в.», изданные в 1991 г., редактировали Э. Д. Днепров, С. Ф. Егоров, Ф. Г. Паначин, Б. К. Тебиев [11]. В этих двух фундаментальных трудах была детально проанализирована правительственная политика в области начального и гимназического образования, показана общественная роль школы, представлена динамика изменения социального состава учащихся. В самом общем плане, сосредоточившись на политической обусловленности процес-

сов, которые происходили в области начального и гимназического образования.

Э. Д. Днепров вплотную приблизился к постановке проблемы реализации школьного законодательства в области начального и гимназического образования в России середины XIX — начала XX в. Он рассмотрел проблему в русле просветительной доктрины Российской империи и представил ее как реализацию политических целей в сфере образования, доказав важнейшее место школьного образования в общей системе внутренней политики страны [3, с. 17]. Именно Э. Д. Днепров впервые наиболее четко осознал и представил научному сообществу роль школьного законодательства в правительственной политике и в общем плане показал общие социальные результаты работы школы. Определив ведущую роль школьного законодательства в реализации правительственного заказа системе образования, системно проанализировав образовательную политику в связи с внутриполитическими процессами и глобальными социально-экономическими тенденциями, характерными для России того времени, Э. Д. Днепров счел нужным обогатить понятийный аппарат объекта изучения. Он ввел в научный оборот и представил научному сообществу термин «официальная педагогика». Ее «основными императивами», по мысли Э. Д. Днепрова, являются требование, рецептура, регламентация [4, с. 26].

Ограничить социальное влияние «официальной педагогики», по мнению Э. Д. Днепрова, было крайне затруднительно в связи с тем, что «официальная педагогика» — это прежде всего «доминирующий пласт реальной педагогической практики, выстроенной в соответствии с официальными педагогическими воззрениями» [4, с. 27]. В контексте историко-педагогического анализа нормативно-правовой базы школьного законодательства в области начального и гимназического образования в России середины XIX — начала XX в. и практики его реализации представляется обоснованным понимание Э. Д. Днепровым «официальной педагогики как совокупности «теоретических и нормативных положений, отражающих идеологию государства и мотивирующих цели, задачи, инструменты его школьной политики» [13, с. 50]. Аналогичного мнения известный ученый придерживался и позднее [2, т. 2, с. 517].

В современной ситуации развития историко-педагогического знания очевидно, что термин «официальная педагогика» так и не приоб-

рел статуса общеупотребительного среди специалистов. Он не устоялся в научном обиходе и зачастую вызывает весьма неоднозначное отношение среди специалистов. В то же время именно благодаря попытке выделить реализацию школьного законодательства в области начального и гимназического образования в России середины XIX — начала XX в. как имевшего место в ушедшей реальности феномена и обозначить его специальным термином можно говорить о сложившихся в историко-педагогическом знании предпосылках для постижения механизмов реализации целей правительственной политики путем реализации школьного законодательства в области начального и гимназического образования.

Поскольку «политико-правовой процесс развития российского общего образования в XIX — начале XX в. во многом определялся правительственным курсом на реформирование образования» [9, с. 220], изучение реализации школьного законодательства как воплощения социального заказа государственной власти в практику образова- ния —это задача, для решения которой к настоящему времени усилия- ми поколений специалистов были созданы необходимые предпосылки. Опираясь на достижения предшественников и современную научную парадигму, можно приблизиться к качественно иному уровню понимания процессов, которые происходили в сфере начального и гимназического образования в России середины XIX — начала XX в., и углубить понимание хода политико-правового процесса в эти десятилетия.

О том, насколько злободневно выделить проблему реализации школьного законодательства в особый предмет исследования, свидетельствуют многочисленные попытки осмысления «духа», «образа жизни», атмосферы, «внутреннего распорядка», «уклада жизни», «организма» учреждения, его «воспитательной силы». Эти термины использовали как рядовые педагоги, так и выдающиеся деятели, мыслители в сфере образования, чиновники, авторы учебных изданий того времени. Многочисленные источники официального и неофициального характера, введенные в научный оборот в процессе исследования истории российской школы XIX — начала XX в., убеждают в попытке множества неординарных личностей своего времени проникнуть в суть образа жизни как основы педагогического процесса. Современники констатировали неуловимость этого явления, его мощную и ни с чем не сравнимую силу действия и в то же время относи-

тельную независимость от целей и идеалов образования. Все многообразие исторических документов позволило в исследовании истории российской школы заключить, что «достаточно четкого научного определения „духа" школы тогда еще не было» [6, с. 72]. Изучение истории реализации школьного законодательства если и не окончательно позволит постигнуть суть важнейшего феномена образовательной практики, привлекавшего внимание огромного количества субъектов педагогического процесса, то все же внесет определенный вклад в понимание ушедших практик эффективного формирования личности в целесообразно созданных условиях. Ведь именно результативность реализации образовательного законодательства в конкретном учебном заведении становилась одним из главных факторов, определявших стиль деятельности конкретной школы или гимназии.

Сказанное позволяет заключить, что к настоящему времени имеются как социально-политические, так и научные, историко-педагогиче-ские предпосылки к детальному исследованию процесса реализации законодательства в области начального и гимназического образования в России в середине XIX — начале XX в. Это обстоятельство предполагает снова обратиться к таким, уже частично рассмотренным историко-педагогическим феноменам и нашедшим свое отражение в историографии, как «образ жизни» учебных заведений. Ведь именно педагогически организованный процесс реализации школьного законодательства обеспечивал достижение важнейшей социально-политической задачи — воспитания законопослушного гражданина сначала Российской империи, а затем — Советского Союза. В течение длительного времени многие поколения российских граждан с детства приучались к неуклонному и предельно точному соблюдению норм поведения и всех предъявляемых к нему общих и частных требований. По такому же пути шла и система образования страны. Для достижения позитивного результата в этой сфере было крайне необходимо всесторонне продуманное, детально организованное проведение государственной образовательной политики, составным элементом которой на протяжении всего времени является успешная реализация образовательного законодательства.

Литература

1. ГанелинШ. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в. М.-Л.: Учпедгиз, 1950. 275 с.

2. Днепров Э. Д. Образование и политика: новейшая политическая история российского образования: в 2-х т. М., 2006. Т. 1: 536 с. Т. 2: 529 с.

3. Днепров Э. Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации: дис. в виде научного доклада ... д-ра пед. наук. СПб., 1994. 88 с.

4. Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России: пособие для преподавателей.М.: «Интерпракс», 1994. 241 с.

5. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 704 с.

6. Козлова Г. Н. «Образ жизни» отечественной гимназии конца XIX — начала XX в. // Педагогика. 2000. № 6. С. 71-77.

7. Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы. (Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февр. революции 1917 г.) М.: Учпедгиз, 1947. 247 с.

8. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т. 2, ч. 2. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 311-370.

9. Овчинников А. В. Политико-правовой процесс в российском образовании XIX — начала XX века. М.: УРАОИТИП, 2009. 258с.

10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: вторая половина XIX в. / отв. ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976. 599 с.

11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX в. / под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г.Паначина, Б. К. Тебиева.— М.: Педагогика, 1991.— 448 с.

12. Смирнов В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-е гг. XIX в. М.: АПН РСФСР, 1954. 310 с.

13. Школа России накануне и в период революции 1905-1907 гг.: сб. науч. трудов / под ред. Э. Д. Днепрова, Б. К. Тебиева. М.: Изд. АПН СССР, 1985. 219 с.

PROBLEM OF THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION IN THE FIELD OF ELEMENTARY AND GYMNASIUM EDUCATION IN RUSSIA IN THE MIDDLE OF THE 19TH—EARLY 20th CENTURY IN THE RUSSIAN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL SCIENCE

The author of the article justifies the urgency of developing the problem of implementing legislation in the field of primary and secondary education in Russia in the mid-19th and early 20th centuries. The author analyzes the works of eminent scientists, which during this period dealt with related problems. The main idea of the article is to justify the fact that today there are prerequisites in Russian historical-pedagogical science for considering the process of implementing legislation in the field of primary and secondary education in Russia in the mid-19th - early 20th century as an independent historical and pedagogical phenomenon.

Keywords: history of pedagogy and education in Russia, governmental policy in the field of elementary and gymnasium education, leading role of the school legislation, "official pedagogy", political and legal processes in the field of education, implementing legislation in the field of education.

References

• Dneprov E. D. Chetvertaya shkol'naya reforma v Rossii. M.: Inter-praks, 1994. 248 s. [In Rus].

• Dneprov E. D. Obrazovanie i politika: novejshaya politicheskaya istoriya rossijskogo obrazovaniya: v 2-h t. M., 2006. T.1: 536 s. T.2: 529 s. [In Rus].

• Dneprov E. D. Sovremennaya reforma obrazovaniya v Rossii: istoricheskie predposylki, teoreticheskie osnovaniya, etapy podgotovki i realizacii: dis. v vide nauchnogo doklada ... d-ra ped. nauk. SPb., 1994. 88 s. [In Rus].

• Ganelin Sh. I. Ocherki poistorii srednej shkoly v Rossii vtoroj poloviny XIX v. M.-L.: Uchpedgiz, 1950. 275 s. [In Rus].

• Kapterev P. F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya / pod red. A. M. Arsen'eva. M.: Pedagogika, 1982. 704 s. [In Rus].

• Konstantinov N. A. Ocherki po istorii srednej shkoly. M.: Uchpedgiz, 1947. 247 s. [In Rus].

• Kozlova G. N. «Obraz zhizni» otechestvennoj gimnazii konca XIX - nachala XX v. // Pedagogika. 2000. № 6. S.71-77. [In Rus].

• Milyukov P.N. Ocherki po istorii russkoj kul'tury. V 3-h t. T.2, ch.2. M.: Progress-Kul'tura, 1994. S. 311-370. [In Rus].

• Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoj mysli narodov SSSR: vtoraya polovina XIX v. / otv. red. A. I. Piskunov. M.: Pedagogika, 1976. 600 s. [In Rus].

• Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoj mysli narodov SSSR. Konec XIX - nachalo XX v. / pod red. EH. D. Dneprova, S. F. Egorova, F. G. Panachina, B. K. Tebieva. M.: Pedagogika, 1991. 448 s. [In Rus].

• Ovchinnikov A. V. Politiko-pravovoj process v rossijskom obrazovanii XIX - nachala XX veka. M.: URAO ITIP, 2009. 258 s. [In Rus].

• Shkola Rossii nakanune i v period revolyucii 1905-1907 gg.: sb. nauch. Trudov / pod red. E. D. Dneprova, B. K. Tebieva. M.: Izd. APN SSSR, 1985. 220 s. [In Rus].

• Smirnov V. Z. Reforma nachal'noj i srednej shkoly v 60-e gg. XIX v. M.: APN RSFSR, 1954. 310 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.