Научная статья на тему 'Реализация творческого потенциала профессиональной деятельности журналиста в медиакоммуникационной среде'

Реализация творческого потенциала профессиональной деятельности журналиста в медиакоммуникационной среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаформат / радио-подкасты / фотожурналист / теледокументалистика / гейм-технологии / постановочность / перформативность / театрализация / media format / radio podcasts / photojournalist / TV documentaries / game technologies / staging / performativity / theatricalization

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гогина Любовь Петровна, Шаманаев Ян Сергеевич

Активный процесс конвергенции журналистики и развитие медийных форматов значительно преобразовали сферы реализации творческой деятельности современного медиакоммуникатора. В исследовании рассмотрено применение творческого потенциала в таких коммуникационных форматах, как Digital-journalism, фотожурналистика, радиоэфир, телевидение, гейм-журналистика. В реалиях функционирования цифровых коммуникативных технологий вопрос о творческом самовыражении журналиста в лингвистических рамках публицистического текста снят; сегодня профессионал в области медиакоммуникаций осваивает перформативные практики и расширяет профессиональные навыки в сферы технологической организации процесса взаимодействия с целевой аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of the creative potential of a journalist's professional activity in a media communication environment

The active process of convergence of journalism and the development of media formats have significantly transformed the spheres of creative activity of a modern media communicator. The study examines the use of creative potential in such communication formats as Digital journalism, photojournalism, radio, television, and game journalism. In the realities of the functioning of digital communication technologies, the question of creative self-expression of a journalist in the linguistic framework of a journalistic text has been removed; today, a professional in the field of media communications masters performative practices and expands professional skills in the field of technological organization of the process of interaction with the target audience.

Текст научной работы на тему «Реализация творческого потенциала профессиональной деятельности журналиста в медиакоммуникационной среде»

■ ■ ■ Реализация творческого потенциала

профессиональной деятельности журналиста в медиакоммуникационной среде

Гогина Л.П., Шаманаев Я.С.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Активный процесс конвергенции журналистики и развитие медийных форматов значительно преобразовали сферы реализации творческой деятельности современного медиакоммуникатора. В исследовании рассмотрено применение творческого потенциала в таких коммуникационных форматах, как Digital-journalism, фотожурналистика, радиоэфир, телевидение, гейм-журналистика. В реалиях функционирования цифровых коммуникативных технологий вопрос о творческом самовыражении журналиста в лингвистических рамках публицистического текста снят; сегодня профессионал в области медиакоммуникаций осваивает перформативные практики и расширяет профессиональные навыки в сферы технологической организации процесса взаимодействия с целевой аудиторией.

Ключевые слова: медиаформат, радио-подкасты, фотожурналист, теледокументалистика, гейм-технологии, постановочность, перформативность, театрализация.

Для цитирования: Гогина Л.П., Шаманаев Я.С. Реализация творческого потенциала профессиональной деятельности журналиста в медиакоммуникационной среде // Коммуникология: электронный научный журнал. 2023. С.8-21.

Сведения об авторах: Гогина Любовь Петровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры деловой и политической журналистики ИГСУ РАНХиГС; Шаманаев Ян Сергеевич, аспирант ИГСУ РАНХиГС направления подготовки «Социальные и гуманитарные науки», направленность (профиль) «Медиакоммуникации и журналистика». Адрес: 119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76. E-mail: dariaa.nova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию: 18.11.2022. Принята к печати: 20.12.2022.

Введение. Вопрос о творческом начале в профессиональной деятельности журналиста возникает в теории медийных практик периодически: журналистика то признаётся видом творческой деятельности, то возможность творческого подхода в процессе создания социально-значимого публицистического материала отрицается, то полагается, что в рутинной практике работы журналиста есть только элементы творчества, которые, впрочем, могут присутствовать во всех видах человеческой деятельности, даже в самой монотонной и

технологичной. В настоящее время споры об этом почти прекратились, что связано с переходом журналистики в медийную интернет-среду, где возникают иные проблемы и вопросы, вплоть до предположения полной утраты необходимости в посреднической социальной деятельности журналистики, ненужности профессиональной публицистической деятельности, с заменой её так называемой «народной журналистикой».

Автор статьи «Методика исследования реализации творческого потенциала журналиста в профессиональной деятельности» провела опрос среди действующих и потенциальных журналистов: является деятельность медиаработника творческой с точки зрения самого журналиста, испытывающего влияние факторов, ограничивающих созидательные начала в профессии [Гаврилова:189]. Этот же автор справедливо отмечает, что «творческая деятельность журналиста хоть и исследовалась российскими медиатеоретиками, но достаточно давно» [Гаврилова:190]. Действительно, например, вопрос о границах художественного и публицистического текста, о допустимой метафоричности в архитектонике журналистского текста обсуждался ранее довольно активно; в ходе полемики границы художественного и публицистического текста определены. Этой проблемой занимались такие авторы, как Г.В.Лазутина («Основы творческой деятельности журналиста»), Л.Г.Свитич («Профессия: журналист»), М.Н.Ким («Технология создания журналистского произведения»), Е.С.Дорощук («Основы творческой деятельности журналиста»). Границы различия художественного и публицистического текста определялись в нескольких совместных работах Л.П.Гогиной [Гогина, Хасавов:472-487] и А.Д.Хасавова [Хасавов:45-58]. Также достаточно хорошо исследованы особенности строения и подачи журналистского текста в мультимедийном интернет-формате [Гогина: 478485].

Творческие направления в сфере Digital-journalism

В настоящее время текстологический аспект творческого начала в журналистской профессии отошёл на второй план, так как активное вторжение в процесс журналистской практики цифровых информационных медийных приёмов начал диктовать новые подходы и форматы творческой самореализации профессионалов в области информационных технологий. В настоящее время появляются такие творческие пространства в области социализации журналистики, как:

- постановочные приёмы и перфоманс;

- арт-приёмы и креолизация,

- лонгридация и сторителлинг,

- подкасты;

- различные виды театрализации коммуникационной журналистики. Также социальная журналистская информация получила возможность

реализовываться через «живые» театральные постановки, документальные и даже художественные фильмы.

Театрализация как новая творческая область журналистики стала возможной, благодаря мультимедийным технологиям, позволяющим вступать журналисту в прямой контакт с аудиторией самостоятельно при помощи доступных технологий. Теперь журналист становится не просто автором печатного текста, читаемого с экранов гаджетов, но и автором аудиотекства и визуального ряда; в связи с этим исследователи определяют медийного журналиста как «дискурсивную личность» [Лущинская:96]. В медиатеории принято считать, что в Digital-пространстве современные публицисты имеют больше возможностей для реализации творческого потенциала своей профессии, отталкиваясь от «открытости, виртуальности, отсутствия пространственных и

временных ограничений» [Лущинская:94].

Определение сущности творческой деятельности журналиста в медиасреде как «дискурсивной личности» представляется довольно удачным, ведь с лингвистической точки зрения такой журналист в виртуальной среде уже не является автором и создателем завершённого текста, а является участником создания бесконечного дискурса на заданную тему или на заданное в журналистике направление, применяя при этом не только текстологические инструменты, но и подкасты, креолизацию, искусство фотографии, личное выступление и перформативные практики. При этом языковая личность журналиста приспосабливается к дискурсу заданного типа и в некотором смысле утрачивает индивидуальные авторские начала.

Современная журналистика уже в полной мере отошла от технологий производства печатной продукции; постепенно нивелируются и иные «традиционные» медийные площадки; для подавляющего большинства потребителей информации смартфон заменил все иные каналы связи с внешним миром, став настоящим и порой единственным медиумом: посредником между конкретным человеком - владельцем гаджета - и окружающей действительностью. «Число обладателей смартфонов в мире в течение последних 7 лет выросло с 0,3 до 2,8 млрд, -подсчитали специалисты. Они утверждают: - Это фантастическая интеграция электронных устройств в жизнь человека» [Градюшко:13]. Именно на такие проекты размещения контента и стоит ориентировать свой творческий потенциал современным журналистам, так как медиаландшафт на начало 2023 года окончательно переместился в мессенджер-среду («Facebook Messenger», «Skype», «Telegram», «Viber», «WhatsApp»), а оттуда - на экраны компьютеров, ноутбуков, планшетов и смартфонов, которые стали основными дистрибутивами для репрезентации контента СМИ.

Вопросы новаторских подходов к публицистическому

медиапространству в условиях конвергенции журналистики и цифрации информации уже неоднократно затрагивался в соответствующих теоретических исследованиях; также достаточно часто освещаются вопросы цифровой визуализации и креолизации журналистского произведения. Но в рамках данного исследования наибольший интерес представляет возможность творческого самовыражения каждого конкретного профессионала, журналиста, вступающего в общение с различными социальными слоями и стратами, формирующего социологическое пространство и мировоззрение.

Навыки фотожурналистских практик в творческой деятельности современного медиакоммуникатора

В качестве разновидности реализации творческого потенциала журналиста при размещении текстового продукта на интернет-платформах можно рассмотреть фотооформление, которое в настоящее время не требует почти никаких дополнительных финансовых затрат, как, например, использование дорогой фототехники, но при этом даёт возможность пишущему журналисту «самовыразить» свой творческий потенциал. При этом необходимо попутно заметить, что фотожурналистика по-прежнему остаётся отдельным важнейшим видом журналистской деятельности, особой профессией, а сама фотография, несомненно, остаётся искусством [Зубаркина: 213-237]. Но именно Digital-пространство, интернет-журналистика (Digital journalism) позволяет проникать в пограничные и смежные области профессии, реализуя творческие начала в цифровой среде. Исследователи утверждают: «Возникновение массовой иллюстрированной прессы и возможности тиражирования визуальной информации сделали фотожурналистику мощным фактором воздействия на общественное сознание. В настоящее время сложно представить журналистский текст без участия фотоиллюстрации. В особенности это относится к интернет-СМИ» [Журавлёва: 331]. Но фоторепортажи в последние годы престали быть исключительно прерогативой иллюстрированного СМИ: сейчас почти у всех в руках есть гаджет с камерой; люди фотографируют ежедневно все крупные и малые события своей жизни, делятся этими снимками с окружающим. При этом на фотографии попадают не только важные жизненные сюжеты, но и понравившиеся человеку пейзажи, цветы, дома, люди. Это говорит о том, что и вне профессии «фотожурналист» каждый фотографирующий удовлетворяет свою потребность в реализации творческого начала, в потребности созидать эстетику. Именно этот факт подвигает создателей журналистского материала на сопровождение собственными фотоснимками, несмотря на то, что, например, профессиональным фоторепортёром этот журналист не является. Многим известно, что зрительная информация усваивается в 50 раз быстрее, чем

текстовая; этот факт и заставляет публицистического журналиста самостоятельно и зачастую «на скорую руку» креолизировать свой текстовый контент творчески: своими же фотоиллюстрациями, что создаёт опасность быть заподозренным в непрофессионализме, но в полной мере реализует творческие стремления.

Современные «традиционные» СМК, такие как телевидение и радиовещание, также перешли в цифровой формат, освоили интернет-пространство и также стараются использовать все творческие потенциалы, которые предполагают новые интернет-технологии. При этом радиовещание и телевидение и в доцифровую эпоху обладали высокими возможностями публицистического творчества; к ним можно отнести постановочные репортажи, радиоспектакли и документальное кино. С переходом радио и телевидения в цифровой формат и перемещением на Digital-платформы эти творческие виды журналистской деятельности не только не исчезли, но приобрели большие технологические возможности, более высокую скорость изготовления медиапродукта и более высокий потенциал творческой самореализации.

Перформативные практики современной радиожурналистики

Исследователи подсчитали, что с 2020 года, после так называемой «пандемийной» изоляции, у отечественного потребителя информации существенно повысился интерес к подкастовым технологиям. Е.А.Кострюкова пишет: «Согласно данным компании "Brand Analytics", в августе 2018 г. объем сообщений в социальных медиа по темам, связанным с ними, составил 31 тыс., в августе 2019 г. - 124 тыс., в сентябре 2020 года -183 тыс.. Чаще всего пользователи упоминали американского комика, телеведущего и спортивного комментатора Джо Рогана, чей подкаст считается одним из самых востребованных в мире. Спорт - самая обсуждаемая тема: с ней связано 14 % от общего числа сообщений. На втором месте - литература (13 %)» [Кострюкова: 141]. В связи с новым явлением «радио в Интернете» [Круглова: 89-101] творческие постановочные программы в эфире снова набирают популярность, возобновляется интерес к радиоспектаклям, «театрализованным» репортажам, диалогам в прямом эфире и в записях.

Литературно-драматургические передачи на радио в их кластическом исполнении хоть и почти окончательно ушли в прошлое, но при этом достаточно хорошо исследованы с точки зрения их жанровой природы как в зарубежной, так и в отечественной теории журналистики; постановочное радиовещание во второй половине ХХ века даже признавалось особой формой новой духовно-художественной культуры. В рамках данного исследования творческие постановочное передачи на радио (в подкастах и в интернете, в том числе) целесообразно разделить на две разновидности:

1) словесное художественное воспроизведение текстов публицистики и текстов наследия мирового искусства (репродуктивный эфир);

2) творческий продукт, созданный при помощи информационных технологий на современном радио (продуктивный эфир). (Термины «репродуктивный» и «продуктивный», применяемые относительно постановочных текстов на радио, взяты у исследователя второй половины ХХ века М.П.Микрюкова [Микрюков: 5-48]).

История «театра у микрофона» на отечественном радио исследуется и сейчас. Так Т.А.Марченко творческим искусством на радио считает традиционное художественное чтение, радиотеатр и приравнивает его по силе социального, культурного и просветительского воздействия к кинофильмам, драматургии и художественной литературе; при этом автор и радиожурналистику в целом определяет как вид творческой деятельности [Марченко: по Вартановой:238]. Нельзя согласиться с Марченко, что радиожурналистику можно приравнять исключительно к творческой специфике театра или литературы, ведь присутствие творческого потенциала в современных радиостудиях и на «радио в интернете» и сейчас находится на пике возможностей. Также вызывает симпатию и термин исследовательницы, которым определяется специфика речевого творчества на радиоплатформах: «словесная музыка». К творческим составляющим «музыки слова» в радиоэфире можно отнести:

- краткость эпизодов звучания информации, которая не успевает «утомить» слушателей подкаст;

- различие голосовых партитур, которые образуют хор не сливающихся голосов, что приближает любой радиоэфир к театральной постановке;

- неограниченные возможности применения музыкальных вставок;

- звуковые отбивки и «смысловые шумы», несущие радиослушателю дополнительные коннотации восприятия происходящего в радиостудии.

В общем смысле творческое начало на радио можно определить как неразрывное сочетание художественности радиотекста и его публицистической документальности, социальности. При этом акцент на разных радиопрограммах может более смещаться или на постановочность (художественность), или на публицистичность (документальность). Такое смещение не соответствует общепринятому пониманию жанра, а может быть трактовано в качестве вида «определенного рода творчества, отмеченного устойчивыми особенностями не только на уровне продукта (радиотекст), но и на уровне способа деятельности» [Кострюкова: 145].

Реализация творческого потенциала журналиста в теледокументалистике

Не меньшим творческим началом с самого начала истории своего

существования обладало и телевидение; в Digital-эпоху телевизионные творческие возможности не уменьшились, а напротив, расширили свой диапазон. Считается, что наиболее востребованным и многогранным потенциалом творческого самовыражения на телевидении обладает документальное кино [Шашкова: 237-247].

Как было сказано выше, Digital-пространство не только открывает безграничные горизонты творческого самовыражения для современного журналиста, но и привлекает к репрезентуемой информации огромную часть целевой аудитории, потребляющей медиапродукцию. Люди идут за СМИ-контентом в интернет, как правило, для того, чтобы получить быстрые, короткие, ясные, яркие, иллюстрированные ответы на возникшие у них вопросы об окружающих реалиях разного порядка. Но не только информационным шумом единым живет современный массовый читатель, зритель и слушатель; у любого человека всегда возникает потребность более глубокого изучения какого-либо вопроса в форме популярного изложения; и здесь бывает полезна медиапродукция, занимающая промежуточное положение между новостной или научно-информационной публицистикой и образным, художественным отражении окружающей действительности.

Речь идёт о таком телевизионном продукте, как документальное кино, в котором современным создателям этой формы публицистического контента предоставлены безграничные возможности для творческого самовыражения. При этом, соглашаясь с такими исследователями, как А.А.Шашкова, Э.А.Кондратенко [Кондратенко: 3], Е.Кузин [Кузин:Электронный ресурс], можно с полной уверенностью говорить, что в зарубежном неигровом кино не только более творчески используются возможности визуально-звукового ряда телевидения, но и достоверность, и публицистичность, и фактологичность документального материала находятся на гораздо более высоком уровне, чем в документальных программах, размещаемых на российских телеплатформах, что, прежде всего, указывает на потенциально новые возможности и направления в развитии данного жанра в творческом профессиональном плане. И если согласиться с утверждением исследователей, что «одна из функций телевидения - культурно-просветительская», то в творческом плане телевидение отражает картину мира в форме, приближенной к образно-художественной. Конкретно и непосредственно культурно -просветительскую и формирующую мировоззрение роль телевидения в социуме играют специализированные учебные и познавательные программы и документальный крупноформатный контент.

В настоящее время ярко выраженной проблемой отечественного документального кино является его «научная непрофессиональность», расчёт на специфику массовой культуры в том контексте, в котором определял массовость ещё в 30-х годах ХХ века испанский философ Х.

Ортега-и-Гассет в известном туде «Восстание масс» [Ортега-и-Гассет:Электронный ресурс]. Создатели документального контента на современном российском телевидении отодвигают просветительскую цель такого рода программ на второй план, более заботясь о рейтинге канала и «кликабельности» определённой программы, и этот непрофессионализм преодолевается только стремлением творчески подходить к выполняемой журналистской задаче.

Разумеется, при этом не стоит исключать и проблем кадрового профессионального состава публицистов, режиссёров, журналистов и продюсеров на российском телевидении; необходимо не только использовать творческий потенциал современного тележурналиста, но и постоянно повышать его интеллектуальную составляющую. О тех же (и иных) проблемах пишет в упомянутой выше статье А.А.Шашкова, анализируя причины «низкопробности» отечественного

широкоформатного телевидения; исследовательница считает, что в творческом плане отечественному телевидению мешает следующее: «Стремление государства подчинить общество и, как следствие, использование научных фактов в манипулятивном ключе; информационная "война", которая нередко препятствует распространению информации как на содержательном, так и на формальном уровне; рейтинговый подход к оценке качества содержания, который рождает стремление Медиа стать ведущим телеканалом страны и нередко приводит к примитивизации сложных явлений; некомпетентность работников телеканала» [Шашкова: 240].

В направлении, необходимом для ракурса исследования в данной работе, важно сказать об эстетических началах неигрового кино, которое может включать в себя:

«- съёмки подлинных событий и лиц;

- событийную хронику;

- кинолетопись (съемки, создаваемые не для оперативных новостных журналов, а для истории);

- кинофиксацию для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы, видеонаблюдение);

- авторская журналистику» [Онуфриенко, Еркова: 245].

Отсутствие в кадре профессиональных актёров предполагает

отсутствие сценической игры в этом виде продукта телевизионного контента; решение эстетических задач в таких произведениях полностью зависит от творческого подхода, на который будет способен создающий такое кино репортёр, публицист, журналист, сценарист, художник-оформитель. В таком виде телевизионного творчества создатели (как и авторы художественного произведения) предварительно осмысливают его тему, проблему и идею.

Документальное кино предполагает фиксацию повседневных

событий без подготовки обстановки и декораций; из арсенала творческого подхода тут может быть задействована съёмка с изменением ракурса, съемка с разной скоростью, динамика панорамных съёмок. Но даже документальное кино может использовать такое художественное начало, как «историческая реконструкция», что подразумевает и задействование актёрской игры, и сценарность, и постановочность, и костюмирование, и декорации. Также важнейшей творческой составляющей фиксирования даже происходящих в реалиях событий является анализ правильного освещения снимаемых объектов. Всё это требует профессионализма и по-настоящему творческого подхода со стороны журналиста-профессионала.

Технологические навыки гейм-журналиста

Достаточно новаторским, предполагающим творческий подход, направлением в журналистике является гейм-журналистика, игровые репортажи, о чем проводили исследование И.Н.Блохин и Я.С.Торопкова [Блохин, Топоркова: 128]. Некоторые исследователи считают, что при создании компьютерных игр необходимо созидание в области сюжетных начал и репортажности, а интерьерные решения за последние два десятилетия уже сложились и стремятся к шаблонности: «В течение двух десятилетий человечество было свидетелем эволюции вселенной компьютерных игр. При этом сам процесс остался относительно неизменным. Существуют определенные принципы благоустройства экстерьерного оборудования компьютерных игр, каждый из которых отвечает за передачу собственно той информации, которая является неотъемлемой частью» [Самутина, Шинвизе: 250]. Гейм-журналист должен обладать определённой технологической грамотностью в своей профессиональной нише: воспроизводить разные интерьеры, соблюдая их контрастность, разнообразить звуковые эффекты, составлять навигационные карты игр, работать с общей эстетикой дизайна. Создание каждого игрового сюжета требует индивидуального творческого подхода, реализуемого в гейм-журналистике. Помимо навыков художественного оформления создатель игры должен обладать навыками создания сценария сюжета и навыками написания публицистического текста для журнала, рекламирующего игру и поясняющего сущность новой гейм-продукции. «При этом, - как утверждают специалисты по нише игровой журналистики, - разработчики заранее планируют не только определённые эмоции, которые возникнут у человека, но и степень их проявления» [Самутина, Шинвизе: 245]. Иными словами, творческий подход в деятельности гейм-журналиста предполагает обладание навыками профессии дизайнера, публициста и психолога.

Выводы. В процессе стремления определить основные концепты и понятия о творческой деятельности журналиста выявлено, что исследование данного аспекта профессионализма работника СМИ в

настоящее время вышло за рамки научной текстологии, так как границы между публицистическим, новостным, аналитическим и художественным текстом определены. Творческие ниши профессиональной деятельности современного журналиста значительно обогатились, несмотря на стремительное развитее цифровых технологий, которые, как может показаться, автоматически выполняют за создателя коммуникационного контента многие дизайнерские, оформительские, композиционные, архитектонические функции. В ходе исследования выявлено, что современный журналист может реализовывать свой творческий потенциал при работе на интернет-платформах, где профессионал информационного «фронта» может проявлять навыки сценариста и режиссера, актёра и писателя, художника-оформителя и научного исследователя. Особым творческим направлением для современного журналиста-репортёра стала возможность технологической доступности искусства фотографии, которая по-прежнему остаётся особым видом искусства. На современном интернет-радио в настоящее время активно реализуются постановочные голосовые и шумовые сюжеты, которые также предполагают творческие начала, заключающиеся в навыках, необходимых для специалиста по реализации радио-театральных постановок, основанных на искусстве «словесной музыки». Современное телевидение также находится на пике востребованности у целевой аудитории в области полнометражного документального кино, которое возвращается на отечественные экраны, но требует профессионального и творческого подхода к созданию данного контента, а профессионализм и творчество при создании неигрового культурно-просветительского кино на отечественных киноплатформах утрачены и предполагают начало разработки новых креативных подходов. Творческих подходов требует и относительно новая ниша коммуникации: гейм-журналистика. Всё это говорит о том, что современным журналистам несложно найти направления для реализации не только профессионального, но и творческого потенциала.

Источники

Блохин И.Н., Топоркова Я.С. (2016). Дизайн игровых изданий: российский и зарубежный опыт. Санкт-Петербург. 128 с.

Гаврилова А.А. (2019). Методика исследования реализации творческого потенциала журналиста в профессиональной деятельности / А. А. Гаврилова // Modern Science. № 6-3.

Гогина Л.П. (2019). Стилистика мультимедийного текста в реалиях конвергентной журналистики (к вопросу о подготовке современных специалистов в области публицистического дискурса)/Л.П.Гогина//Сборник международной конференц-сессии «Государственное управление и развитие России: национальные цели и институты». М.: Издательский дом «Научная библиотека», 906 с.

Гогина Л.П., Хасавов А.Д. (2019). К вопросу о жанровой верификации публицистики/ Л.П.Гогина, А.Д.Хасавов // Сборник международной конференц-сессии

«Государственное управление и развитие России: национальные цели и институты». М.: Издательский дом «Научная библиотека», 906 с.

Градюшко А.А. (2018). Мессенджеры в структуре творческой деятельности журналистов./ А.А.Градюшко// Мультимедийная журналистика. Минск: Белорусский государственный университет.

Журавлева Е.О. (2019). Эффективность использования фоторепортажа при создании контента в Digital пространстве. /Е.О.Журавлёва // Аллея науки. - 2019. - Т. 3. - № 6(33). - С. 329-333.

Зубаркина Е.С. (2020). История и традиции искусства фотографии и фотожурналистики./ Е.С.Зубаркина// Журналистика в контексте времени: монография: Москва: МПГУ. 294 с.

Кондратенко Э.А. (2016). Проблемы восприятия документального кино в массовом сознании российского телезрителя./Э.А.Кондратенко // Журналистика в современном медиапространстве: глобализация, конвергенция, мультимедийность. Тамбов, 2016.

Кострюкова Е.А. (2020). Жанровая специфика литературно-драматического аудиоконтента./ Е.А.Кострюкова// Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 19, № 6: Журналистика.

Круглова Л.А. (2018). Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития // Медиаальманах. № 1.

Кузин Е. (2023). Хорошее документальное кино из России чаще можно увидеть за границей. Интервью с М. Дегтярем. Статья. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.peoples.ru/tv/degtyar/interview.html (дата обращения: 08.01.2023).

Лущинская О.В. (2020).Творческая деятельность журналиста в условиях

медиаконвергенции. / О.В.Лущинская // Журнал Белорусского государственного университета. // Журналистика. Педагогика. №2.

Марченко Т. М. (1970). Радиотеатр. Страницы истории и некоторые проблемы. 221 с. Цитируется по: Медиасистема России: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2019. 384 с.

Микрюков М.П. (1981). Эстетические проблемы радиоискусства. /М.П.Микрюков // Радиоискусство: Теория и практика / Сост. В. П. Зверев. М.: Искусство.

Онуфриенко С.Г., Еркова Ю.А. (2021). Эстетика кадра в документальном кино./ С.Г.Онуфриенко, Ю.А.Еркова // Тезисы доклада. Витебск: Витебский государственный технологический университет.

Ортега-и-Гассет Х. (2023). Восстание масс. Публицистика: 1930, Язык оригинала: испанский. [Электронный ресурс]//

https://librebook.me/the_revolt_of_the_masses (дата обращения: 08.01.2023)

Самутина Н.Н., Шинвизе А.А. (2021). Принципы благоустройства экстерьерного пространства компьютерных игр./ Н.Н.Самутина, А.А.Шинвизе// Международная научно-техническая конференция. Витебск.

Хасавов А.Д. (2019). Роль авторской публицистической стратегии в социальной прагматике /А.Д.Хасавов// Журнал «Труд и социальные отношения» Академии труда и социальных отношений (РАНХиГС). №4.

Шарков Ф.И. (2004). Интегрированные рекламные коммуникации М.: РИП-холдинг.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Генезис социологии медиапространства//Вестник РУДН. Серия: Социология. Т. 21. № 3. С. 557-566. [Электронный ресурс]. - Режим доступа://cyberleninka.ru/article/n/genezis-sotsiologii-mediaprostranstva/viewer (дата обращения: 08.01.2023).

Шашкова А.А. (2019). Специфика современного производства документального научно-популярного фильма./ А.А.Шашкова// Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа. Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Издательский Дом (типография).

■ ■ ■ Realization of the creative potential of a journalist's professional activity in a media communication environment

Gogina L.P., Shamanaev Ya.S.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

Abatract. The active process of convergence of journalism and the development of media formats have significantly transformed the spheres of creative activity of a modern media communicator. The study examines the use of creative potential in such communication formats as Digital journalism, photojournalism, radio, television, and game journalism. In the realities of the functioning of digital communication technologies, the question of creative self-expression of a journalist in the linguistic framework of a journalistic text has been removed; today, a professional in the field of media communications masters performative practices and expands professional skills in the field of technological organization of the process of interaction with the target audience.

Keywords: media format, radio podcasts, photojournalist, TV documentaries, game technologies, staging, performativity, theatricalization

For citation: Gogina L.P., Shamanaev Ya.S., Realization of the creative potential of a journalist's professional activity in a Media Communication Environment // Communicology: electronic scientific journal. 2023.Р. 8-21.

Inf. about the authors: Gogina Lyubov Petrovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Business and Political Journalism of the IGSU RANEPA; Shamanaev Yan Sergeevich, postgraduate student of the IGSU RANEPA training area "Social and Humanities", orientation (profile) "Media Communications and Journalism". Address: 76 Vernadsky Ave., Moscow, 119454. Email: dariaa.nova@yandex.ru

Received: 18.11.2022. Accepted: 20.12.2022. References

Blokhin I.N., Toporkova Ya.S. (2016). Design of gaming publications: Russian and foreign experience. St. Petersburg. 128 p. (In Rus.).

Gavrilova A.A. (2019). Methodology of research on the realization of the creative potential of a journalist in professional activity / A. A. Gavrilova // Modern Science. № 6-3. (In Rus.).

Gogina L.P. (2019). The style of multimedia text in the realities of convergent journalism (on the issue of training modern specialists in the field of journalistic discourse)/L.P.Gogin//Collection of the international conference session "Public administration and development of Russia: national goals and institutions", Moscow: Publishing House "Scientific Library", 906 p. (In Rus.).

Gogina L.P., Khasavov A.D. (2019). On the issue of genre verification of journalism/ L.P.Gogina, A.D.Khasavov // Collection of the international conference session "Public administration and development of Russia: national goals and institutions", Moscow: Publishing House "Scientific Library", 906 p. (In Rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gradyushko A.A. (2018). Messengers in the structure of creative activity of journalists./ A.A.Gradyushko// Multimedia journalism. Minsk: Belarusian State University. (In Rus.).

Zhuravleva E.O. (2019). The effectiveness of using photo reportage when creating content in the Digital space. /E.O.Zhuravleva // Alley of Science. - 2019. - T. 3. - № 6(33). -Pp. 329-333. (In Rus.).

Zubarkina E.S. (2020). History and traditions of the art of photography and photojournalism./ E.S.Zubarkina// Journalism in the Context of Time: monograph: Moscow: MPSU. 294 p . (In Rus.).

Kondratenko E.A. (2016). Problems of documentary film perception in the mass consciousness of the Russian viewer./E.A.Kondratenko // Journalism in the modern media space: globalization, convergence, multimedia. Tambov, 2016. (In Rus.).

Kostryukova E.A. (2020). Genre specifics of literary and dramatic audio content./ E.A. Kostryukova// Bulletin of the NSU. Series: History, Philology. Vol. 19, No. 6: Journalism. (In Rus.).

Kruglova L.A. (2018). Russian audio podcasts: formation and specifics of development // Media almanac. № 1. (In Rus.).

Kuzin E. (2023). Good documentaries from Russia are more often seen abroad. Interview with M. Degtyar. Article. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.peoples.ru/tv/degtyar/interview.html (accessed: 08.01.2023). (In Rus.).

Lushchinskaya O.V. (2020).Creative activity of a journalist in the conditions of media convergence. / O.V.Lushchinskaya //Journal of the Belarusian State University. // Journalism. Pedagogy. No. 2. (In Rus.).

Marchenko T. M. (1970). Radio theater. Pages of history and some problems. 221 pp . Cited by: Media System of Russia: Textbook for students. universities / Edited by E. L. Vartanova. M.: Aspect Press, 2019. 384 p. (In Rus.).

Mikryukov M P. (1981). Aesthetic problems of radio art. /M.P.Mikryukov // Radio art: Theory and practice / Comp. V. P. Zverev. M.: Art. (In Rus.).

Onufrienko S.G., Yerkova Yu.A. (2021). Aesthetics of the frame in documentary cinema. / S.G.Onufrienko, Yu.A.Erkova // Abstracts of the report. Vitebsk: Vitebsk State Technological University. (In Rus.).

Ortega y Gasset H. (2023). The uprising of the masses. Journalism: 1930, Original language: Spanish. [Electronic resource]. - Access mode: https://librebook.me/the_revolt_of_the_masses (accessed: 08.01.2023). (In Rus.).

Samutina N.N., Shinvize A.A. (2021). Principles of improvement of the exterior space of computer games./ N.N.Samutina, A.A.Shinvize// International Scientific and Technical Conference. Vitebsk. (In Rus.).

Khasavov A.D. (2019). The role of the author's journalistic strategy in social pragmatics / A.D.Khasavov// Journal "Labor and Social Relations" of the Academy of Labor and Social Relations (RANEPA). No. 4. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2004). Integrated advertising communications M.: RIP-holding. (In

Rus.).

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2021). Genesis of the sociology of the media space//Bulletin of the RUDN. Series: Sociology. Vol. 21. No. 3. pp. 557-566. URL://cyberleninka.ru/article/n/genesis-sotsiologii-mediaprostranstva/viewer (accessed: 08.01.2023). (In Rus.).

Shashkova A.A. (2019). The specifics of modern production of a documentary popular science film. / A.A.Shashkova// Actual problems of on-screen and interactive media. Moscow: Lomonosov Moscow State University, Publishing House (printing house). (In Rus.).

■ ■ ■ Медиакультура и медиапотребление в современном российском обществе

Конькова В.С.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Основной научной проблемой, на решение которой направлено исследование, является проблема медиапотребления в российском обществе, особенно в среде молодёжи. Актуальность данного исследования обусловлена бурным ростом медиапотребления в российском обществе (в особенности -среди молодёжи) и формированием соответствующей медиакультуры, становящейся важной и неотъемлемой частью общей культурной среды. В статье использованы общенаучные методы познания (классификация, синтез, анализ, обобщение), а также эмпирические. В качестве фокусной группы исследования была выбрана российская молодежь, потому что эта социальная категория традиционно более подвержена воздействию медиакультуры и значит на ее примере можно наглядно проследить новые тенденции в этой области. Кроме того, молодые люди наиболее активны в Интернете, включая социальные сети, интернет-издания, форумы и блоги, что также может стать примером и отражением традиционного медиаповедения россиян в сети Интернет. В ходе исследования были выявлены основные особенности поведения в медиапространстве российской молодежи, в жизнь которой активно проникает медиакультура, становясь ее частью. К их числу можно отнести: активное использование мессенджеров и иных медиаресурсов в качестве информационных ресурсов; медиаповедение молодёжи становится стилем жизни. Выявлены положительные и отрицательные аспекты воздействия медиапотребления на современную молодёжь.

Ключевые слова: медиакультура, медиапотребление, российское общество, интернет, молодёжь

Для цитирования: Конькова В.С. Медиакультура и медиапотребление в современном российском обществе // Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Том 7. №4. С.21-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.