DOI: 10.24412/1993-8780-2022-1-44-53
Реализация целей устойчивого развития в сфере туризма при проведении работ по стандартизации
Рассмотрены вопросы учета целей устойчивого развития при проведении работ по стандартизации в сфере туризма и сопутствующих услуг. Представлены предложения для перспективной (отраслевой) программы стандартизации в сфере туризма и сопутствующих услуг на среднесрочный период. УДК статьи 379.85
Н.М. Куприков1, 2
АНО Научно-информационный центр «Полярная инициатива» (АНО НИЦ «Полярная инициатива»), МАИ (НИУ), канд. техн. наук, [email protected]
Д.О. Доронин3
аНо НИЦ «Полярная инициатива»
А.И. Екимов4
АНО НИЦ «Полярная инициатива», [email protected]
Е.М. Куприкова5
АНО НИЦ «Полярная инициатива»
М.Ю. Куприков6, 7
АНО НИЦ «Полярная инициатива», МАИ (НИУ), д-р техн. наук, профессор
1, 2 г
директор, старшим научный сотрудник, Москва, Россия
3 заместитель директора, Москва, Россия
4 руководитель аппарата, Москва, Россия
5 техник, Москва, Россия
6 7 научный руководитель, заведующий кафедрой, Москва, Россия
Для цитирования: Куприков Н.М., Доронин Д.О., Екимов А.И., Куприкова Е.М., Куприков М.Ю. Реализация целей устойчивого развития в сфере туризма при проведении работ по стандартизации // Компетентность / Competency (Russia). — 2022. — № 1. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-1-44-53
ключевые слова
туризм, устойчивое развитие, стандарты
2015 году страны — члены Организации Объединенных Наций (ООН) приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года (далее — Повест-ка-2030). Это стало важным этапом реализации концепции устойчивого развития общества — гармоничного развития и удовлетворения потребностей общества без ущерба будущим поколениям в социальной, экологической и экономической сферах: 193 страны, включая Российскую Федерацию, приняли на себя добровольное обязательство реа-лизовывать 17 целей устойчивого развития (далее — ЦУР), которые разделены на 169 задач по социальным, экономическим и экологическим аспектам.
Однако важно не только поставить цели, но и следить за их достижением. Для этого был разработан глобальный перечень из 232 показателей.
Каждая страна до 2030 года должна представить минимум два добровольных национальных обзора о достижении ЦУР на Политическом форуме по устойчивому развитию ООН.
Большинство целей и задач устойчивого развития, определенных По-весткой-2030, в той или иной степени уже отражено в различных официальных программных документах нашей страны. Основополагающие принципы перехода России к устойчивому развитию заложены в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой Указом Президента РФ в 1996 году. Данная Концепция направлена на обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды, природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
Качество жизни определяется всей совокупностью факторов существова-
ния и развития человека. Оно проявляется посредством легкости или затрудненности удовлетворения человеческих потребностей: индивидуальных и общественных. Из изложенного очевидно, что нельзя рассматривать качество жизни изолированно от изменений, происходящих в окружающей природной среде, от климатических изменений. Ухудшение среды обитания, условий жизнедеятельности населения, ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности в конечном итоге понизит качество жизни. Зачастую последствия ухудшения среды обитания дают о себе знать много лет спустя. Поэтому необходимо проведение количественной оценки влияния достижения целей устойчивого развития на качество жизни населения на регулярной основе
Таким образом, реализация мер по достижению устойчивого развития, их интеграция в стратегические и программные документы России осуществлялась задолго до утверждения По-вестки-2030.
В настоящее время можно говорить о фактической направленности на достижение ЦУР 12 национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, реализуемых для достижения национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Данные цели и задачи утверждены в 2018 году Указом Президента Российской Федерации от 8.05.2019 № 204 (далее — Указ 204).
Национальные проекты запущены по направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика,
культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт.
Только национальными проектами и Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры прямо или косвенно охвачены 107 из 169 задач ЦУР.
Тем не менее, для достижения национальных целей Российской Федерации в области устойчивого развития необходимо участие всех субъектов российской экономики.
Важную роль в реализации Повест-ки-2030 играют средние и малые предприятия, которые, взяв курс на устойчивый собственный рост, могут стать катализатором достижения целей устойчивого развития на уровне всей страны.
Каждая отрасль вносит вклад в достижение ЦУР, в том числе предприятия, занимающиеся оказанием туристских и связанных с ними услуг.
Цели устойчивого развития ООН представлены на рисунке [1].
В рамках технического комитета Международной организации по стандартизации «Туризм и сопутствующие услуги» (Tourism and related services — ISO/TC 228), национальным зеркальным техническим комитетом которого является ТК 401 «Туризм и сопутству-
ющие услуги», решаются следующие цели устойчивого развития ООН:
► цель 3. Хорошее здоровье и благополучие;
► цель 4. Качественное образование;
► цель 8. Достойная работа и экономический рост;
► цель 9. Индустриализация, инновации и инфраструктура;
► цель 10. Уменьшение неравенства;
► цель 11. Устойчивые города и населенные пункты;
► цель 12. Ответственное потребление и производство;
► цель 13. Борьба с изменением климата;
► цель 14. Сохранение морских экосистем;
► цель 15. Сохранение экосистем суши.
Чтобы избежать перечисления различных объектов стандартизации, связанных с туризмом и сопутствующими услугами, будет использован термин «дестинация».
В мире формируется несколько подходов к разработке международных и межгосударственных стандартов устойчивости развития туризма. Мы использовали подход крупнейших мировых экспертов — Ассамблеи регионов Европы и Центра устойчивости дестинаций, который действует при Глобальном совете по устойчивому туризму ООН ^ТС) [2].
1 ЛИКВИДАЦИЯ НИЩЕТЫ
I С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА
, I I С П I Л ¿"ъ УСТОЙЧИВОГО
14 С Л 1/1в 0БЛ АСТИ W РАЗВИТИЯ
2 ЛИКВИДАЦИЯ ГОЛОДА
3 ХОРОШЕЕ ЗДОРОВЬЕ Л КАЧЕСТВЕННОЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ Ч ОБРАЗОВАНИЕ
Hi
7 НЕДОРОГОСТОЯЩАЯ ■ О ДОСТОЙНАЯ РАБОТА ■ Q ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, ■ 1П И ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ ■ О И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ■ и ИННОВАЦИИ И ■ IU
УМЕНЬШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА
¿Л
5 ТЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО
'СОХРАНЕНИЕ ■ 1С МИР,ПРАВОСУДИЕ I ЭКОСИСТЕМ СУШИ ■ 10 И ЭФФЕКТИВНЫЕ ■ ИНСТИТУТЫ
С ЧИСТАЯ ВОДА О И САНИТАРИЯ
1 !
1П ОТВЕТСТВЕННОЕ IС ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО
со
ЦЕЛИ
о в ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ
Цели ООН в области устойчивого развития [The UN Sustainable Development Goals]
правка
Дестинация — по определению Всемирной туристской организации (ЮНВТО) физическое пространство с или без административных и/или аналитических границ, в пределах которых посетитель может остановиться на ночь. Это кластер (совместное расположение) продуктов и услуг, а также видов деятельности и впечатлений в туристической цепочке создания добавленной стоимости и основная единица анализа туризма. Дестинация включает различные заинтересованные стороны и может объединяться с другими для формирования более крупных дестинаций
Чтобы развиваться по пути устойчивого туризма, дестинации должны проявить междисциплинарный, целостный и интегральный подход, включающий четыре главные цели, в соответствии с которыми сгруппированы критерии GSTC:
1. Продемонстрировать устойчивое управление дестинацией.
2. Максимизировать социально-экономические льготы для местного сообщества и минимизировать негативные воздействия от туристской деятельности.
3. Максимизировать льготы для местных сообществ, посетителей и культурного наследия и минимизировать негативные воздействия.
4. Максимизировать выгоду для окружающей среды и минимизировать негативные воздействия.
Критерии GSTC разработаны для использования дестинациями всех типов и масштабов и учитывают глобальные проблемы, сформулированные в документе ООН «Цели развития тысячелетия»: снижение уровня бедности, равенство полов и экологическая устойчивость, включая изменение климата [3].
Область ожидаемого использования стандартов организациями управления туризмом включает следующее:
► служить основными ориентирами для дестинаций, которые хотят стать более жизнеспособными и устойчивыми;
► помочь потребителям идентифицировать дестинации устойчивого туризма;
► служить общим знаменателем для средств массовой информации, чтобы различать дестинации и сообщать общественности сведения относительно их устойчивости;
► помогать сертификационным и другим добровольным программам оценки уровня дестинации в гарантиях того, что их стандарты соответствуют широко принятой основе;
► предлагать правительственным, неправительственным программам и программам частного сектора отправную точку для разработки требований устойчивого туризма;
► служить основными руководящими принципами для профессиональных образовательных учреждений всех уровней образования.
Стандарты указывают на то, что должно быть сделано, но не то, как это сделать или была ли достигнута цель. Эта роль выполняется исполнительными индикаторами, связанными образовательными материалами и доступом к инструментам для применения от общественных и неправительственных организаций и поставщиков частного сектора, которые являются обязательным дополнением к Глобальным критериям устойчивого туризма на уровне дестинации.
Поскольку дестинации формируются многими различными предприятиями, организациями и людьми, применение этих критериев должно включать полное рассмотрение совокупных эффектов всех видов деятельности. Измерение в масштабе дестинации будет охватывать конечный результат совокупных эффектов в данных пределах и должно рассматриваться в качестве инструмента для повышения устойчивости дестинации.
Стандарты дестинаций были разработаны в качестве базовых критериев с учетом того, что они будут приспособлены к естественным, культурным и экономическим условиям каждой территории. И задача органов управления туризмом регионов и всего туристского сообщества дестинации — максимально учесть их при разработке программ развития и проектов кластеров, входящих в дестинацию.
При составлении программ сертификации в сфере туризма необходимо учитывать требования к таким важным принципам устойчивого развития туризма, как:
► доступность дестинации (доступная среда) для людей со специальными потребностями и ограниченными возможностями;
► локальные права собственности, то есть затраты на приобретение активов являются законными, соблюдаются местные нормативные акты и права коренных народов, в том числе с их
свободного, предварительного и осознанного согласия, и не требуют принудительного переселения;
► управление сезонностью — дестина-ции спроектировали программы, чтобы уменьшить эффекты сезонной изменчивости туризма по мере возможности, признавая экологические и культурные воздействия таких программ;
► антикризисная готовность — дести-нация установила и обеспечила ресурсы антикризисной программы готовности, которые доступны туристам и предприятиям туризма, организациям и местным сообществам;
► осведомленность о туризме — программы пропаганды туризма и развития осведомленности о туризме регулярно предлагаются для жителей дестинации;
► сокращение загрязнения — дестинация осуществляет систему мер по минимизации загрязнения воздуха, воды и почвы от сточных вод, эрозии, шума, света, вредоносных веществ, разрушающих озон составов и требует, чтобы предприятия туризма придерживались этих методов.
По всем показателям туризм наносит гораздо меньший ущерб окружающей среде, чем другие отрасли экономики. Однако его устойчивое развитие во благо природной и культурной среде остается приоритетной задачей для руководителей отрасли.
Первоначальные усилия по внедрению устойчивого развития должны свести к минимуму негативные экологические последствия туризма. Эта задача приобретает особую актуальность в свете бурного развития отрасли, которое ожидается в ближайшие годы, и возрастания ее нагрузки на среду, если не будут приняты соответствующие меры. Ведь в конечном счете отрасль сможет развиваться лишь при устойчивом использовании природных ресурсов. Поэтому в будущем транспортные и гостиничные услуги, общественное питание, удаление отходов и другие виды обслуживания гостей должны быть организованы с гораздо большей рентабельностью и экологической обоснованностью, чем в прошлом.
Реализация мер по достижению устойчивого развития, их интеграция в стратегические и программные документы России осуществлялась задолго до утверждения Повестки-2030
Сегодня остановиться в гостинице — совсем не то, что раньше. Вам будут ежедневно давать чистые полотенца, только если вы об этом специально попросите. Горячая вода, скорее всего, будет нагрета с помощью солнечной энергии, а грязные стоки от ванн, душа и стиральных машин, вероятно, пройдут очистку и вновь поступят в систему подачи воды. Пластиковая карточка — ключ от электронного замка вашего номера — при уходе полностью обесточивает помещение, чтобы случайно не выключенный электроприбор не расходовал зря энергию. Все это делается ради сохранения ресурсов окружающей среды.
В настоящее время происходит экологизация гостиничного бизнеса во многом благодаря таким организациям, как Международная ассоциация отелей и ресторанов (МАОР), Международная инициатива по соблюдению качества окружающей среды в гостиницах, отдел промышленности и окружающей среды ЮНЕП, Всемирный совет по путешествиям и туризму (ВСПТ), а также усилиями ряда ведущих отелей.
Сейчас на гостиницы возлагается двойная задача. Во-первых, их экологически чистая эксплуатация делает окружающую среду устойчивой, привлекательной и не сулит неприятных неожиданностей местному населению. Во-вторых, такая эксплуатация может иметь практическую значимость: МАОР и еe партнеры активно знакомят общественность с состоянием среды и мерами саморегулирования в своей отрасли, а также поддерживают гостиницы и рестораны всего мира, добровольно внедряющие собствен-
Туризм наносит гораздо меньший ущерб окружающей среде, чем другие отрасли экономики. Однако его устойчивое развитие во благо природной и культурной среде остается приоритетной задачей для руководителей отрасли
ные инициативы. В результате этого во всем мире директора гостиниц все больше узнают о том, какую пользу могут принести экономия ресурсов и их вторичная переработка.
Собственная программа МАОР по присуждению премий в области экологии была начата в 1990 году при финансовом содействии компании «Американ экспресс», чтобы отмечать выдающиеся примеры сочетания гостиничного бизнеса с планированием и осуществлением мероприятий по охране и рациональному использованию среды. За прошедшие годы было получено более 280 заявок от гостиниц со всех уголков мира, начиная от Австралии и Индии и кончая Канадой и Колумбией, что дает основание говорить о росте личной и корпоративной приверженности делу охраны окружающей среды.
Премии присуждаются с учетом всех новаторских и творческих идей. Новая система подачи биологически обработанной воды, которая была установлена в гостинице «Клуб Альда» в Турции, позволяет на 55 % уменьшить количество воды, используемой для поливки газонов и зеленых насаждений, что дает ежегодную экономию в объеме 35,5 тыс. долларов. На крыше гостиницы «Интерконтиненталь» в Сиднее устроен питомник для разведения саженцев в рамках местных программ озеленения, а сеть «Канадиен пасифик хотелз» дополнила комплексную программу природоохранной деятельности, начав оказание помощи китам-белухам, обитающим в дельте реки Св. Лаврентия и прилегающих аквато-
риях, где этот вид находится под угрозой исчезновения.
Но хотя все сказанное звучит весьма оптимистично, сделать предстоит еще очень многое. Перед работниками гостиничного бизнеса стоят большие задачи. Директора отелей, в частности, должны быть более осведомленными в том, как следует располагать гостиницы на местности, какова должна быть планировка, чтобы максимально вписаться в ландшафт.
Надо уметь оценивать воздействие гостиничных объектов на окружающую среду и проводить проверки такого воздействия. В постоянной деятельности необходимо все время учитывать факторы среды, совершенствовать методы экологического мониторинга, активно распространять информацию о природоохранной и ресурсосберегающей деятельности среди постояльцев гостиниц и других заинтересованных лиц [4].
Индустрия путешествий и туризма создает рабочие места гораздо легче и быстрее, чем любые другие секторы экономики, что исключительно важно для промышленно развитых государств с высоким уровнем безработицы. Сельский туризм способен вдохнуть новую жизнь во многие регионы мира, где по тем или иным причинам земледелие изживает себя.
Экотуризм открывает не существовавшие ранее возможности перед небольшими деревенскими поселками в Центральной Америке, Индии и Африке, а так называемый культурный туризм, ставящий целью знакомство с бытовыми и социально-культурными особенностями народов мира, способствует поддержанию местных ремесел и кустарных промыслов там, где еще не сложилась надежная база для промышленного развития.
За последнее десятилетие в работе туристских компаний и их агентов произошел заметный сдвиг в сторону большего соответствия императивам, прозвучавшим в Рио-де-Жанейро. С серьезными инициативами выступили транспортники, взявшиеся сократить объемы атмосферных выбросов и снизить уровень шума; владельцы
Таблица
Предложения по разработке документов национальных стандартов в сфере туризма и сопутствующих услуг для учета Целей устойчивого развития ООН [Proposals for the development of documents of national standards in the field of tourism and related services to take into account the UN Sustainable Development Goals]
Наименование документа [Document name] Вид работ [Type of work] Сроки разработки [Terms of development] Цель ООН [Purpose of the UN]
Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения Пересмотр ГОСТ Р 54601-2011 2022 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 8
Туристские услуги. Услуги инструкторов-проводников. Общие требования Пересмотр ГОСТ Р 54602-2011 2022 ЦЕЛЬ 8
Туристские услуги. Общие требования к персоналу туроператоров и турагентства Пересмотр ГОСТ Р 55318-2012 2022 ЦЕЛЬ 8
Туристские услуги. Речные круизы. Общие требования Пересмотр ГОСТ Р 56221-2014 2022 ЦЕЛЬ 14
Туристские услуги. Личная безопасность туриста Пересмотр ГОСТ Р 56643-2015 2022 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 8
Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования Пересмотр ГОСТ Р 55698-2013 2022 ЦЕЛЬ 14
Туристские услуги. Природно-рекреационные тропы. Требования по маркировке маршрутов Разработка ГОСТ Р 2022 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Природно-рекреационные тропы. Требования по обеспечению безопасности туристов на тропе Разработка ГОСТ Р 2022 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 8 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Экологический туризм. Термины и определения Разработка ГОСТ Р 2022 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Экологический туризм. Декларация деятельности участников экологического туризма. Основные принципы Разработка ГОСТ Р 2022 ЦЕЛЬ 15
Туризм. Экологический туризм. Информационные знаки и условные обозначения Разработка ГОСТ Р 2022 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Экологический туризм. Требования по обеспечению безопасности туристов Разработка ГОСТ Р 2022 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 8 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Экологический туризм. Безопасность активных видов туризма. Общие положения Разработка ГОСТ Р 2022 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 8 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Экологический туризм. Мониторинг окружающей среды в экологически критичных регионах. Оценивание экологической эффективности и последствий деятельности участников экологического туризма Разработка ГОСТ Р 2022 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Экологический туризм. Экологическая оценка площадок и организаций участников туристической деятельности Разработка ГОСТ Р 2022 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Экологический туризм. Требования к туристской инфраструктуре Разработка ГОСТ Р 2022 ЦЕЛЬ 9 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 18513:2021 2022 ЦЕЛЬ 9
Туризм и связанные с ним услуги. Требования и рекомендации по функционированию пляжей Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 13009:2015 2022 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 14
Туризм и связанные с ним услуги. Гавани для яхт. Часть 1. Минимальные требования к гаваням с основным уровнем обслуживания Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 13687-1:2017 2022 ЦЕЛЬ 14
Туризм и связанные с ним услуги. Гавани для яхт. Часть 2. Минимальные требования к гаваням со средним уровнем обслуживания Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 13687-2:2017 2022 ЦЕЛЬ 14
Туризм и связанные с ним услуги. Гавани для яхт. Часть 3. Минимальные требования к гаваням с высоким уровнем обслуживания Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 13687-3:2017 2022 ЦЕЛЬ 14
Туризм и услуги в сфере туризма. Рекомендации по разработке требований охраны окружающей среды для средств размещения Пересмотр ГОСТ Р 57635-2017/ ISO/TS 13811:2015 2022 ЦЕЛЬ 9 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 15
Туризм и связанные с ним услуги. Спа-центры. Требования к обслуживанию Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 17679:2016 2022 ЦЕЛЬ 3
DOI: 10.24412/1993-8780-2022-1-44-53
Таблица (окончание)
Предложения по разработке документов национальных стандартов в сфере туризма и сопутствующих услуг для учета Целей устойчивого развития ООН [Proposals for the development of documents of national standards in the field of tourism and related services to take into account the UN Sustainable Development Goals]
Наименование документа [Document name] Вид работ [Type of work] Сроки разработки [Terms of development] Цель ООН [Purpose of the UN]
Экстремальный туризм. Системы менеджмента безопасности. Требования Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 21101:2014 2022 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 8
Экстремальный туризм. Руководители. Личная компетентность Пересмотр ГОСТ Р 56597-2015 Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 21102:2020 2022 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 8
Экстремальный туризм. Информация для участников Пересмотр ГОСТ Р ИСО 21103-2015 2022 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 8
Туризм и связанные с ним услуги. Система управления устойчивым развитием гостиничных комплексов. Требования Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 21401:2018 2022 ЦЕЛЬ 13
Туризм и связанные с ним услуги. Гавани для яхт. Специальные требования для гаваней класса люкс Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 21406:2020 2022 ЦЕЛЬ 14
Туризм и связанные с ним услуги. Требования и руководящие указания по сокращению распространения Covid-19 в туристической индустрии Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO/PAS 5643:2021 2022 ЦЕЛЬ 3
Услуги социального туризма. Туристские услуги для людей пожилого возраста. Общие требования Пересмотр ГОСТ Р 57286-2016 2023 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 10
Туристские услуги. Водный туризм. Общие требования Пересмотр ГОСТ Р 57805-2017 2023 ЦЕЛЬ 14
Туристские услуги. Требования к обеспечению профессиональной подготовки туристских гидов и программам повышения квалификации Пересмотр ГОСТ Р ЕН 155652012 2023 ЦЕЛЬ 4 ЦЕЛЬ 8
Туристские услуги. Байкал. Экскурсионные услуги по озеру Байкал. Общие требования Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 13
Туристские услуги. Байкал. Требования к услугам, предоставляемым на особо охраняемых природных территориях Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Байкал. Информация для участников Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Байкал. Требования к стойкам и офисам с туристской информацией Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Байкал. Рекомендации по пешеходным маршрутам Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Сельский туризм. Информация для участников Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 10
Туристские услуги. Сельский туризм. Средства размещения. Общие требования Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 9 ЦЕЛЬ 10
Туристские услуги. Сельский туризм. Основные положения Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 10
Туристские услуги. Сельский туризм. Основные требования Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 10
Туристские услуги. Сельский туризм. Безопасность туристов Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 3
Туристские услуги. Экологический туризм. Общие положения Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Экологический туризм. Информационные знаки объектов инфраструктуры Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 9 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Экологический туризм. Требования к туристской инфраструктуре Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 9 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Экологический туризм. Требования к организациям, оказывающим туристические услуги Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Экологический туризм. Требования к организации санитарных зон на особо охраняемых природных территориях Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 15
Туристские услуги. Оценка качества и безопасности предоставления услуг горнолыжных комплексов Пересмотр ГОСТ Р 57279-2016 2023 ЦЕЛЬ 3
Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования Пересмотр ГОСТ Р 54605-2017 2023 ЦЕЛЬ 10
Наименование документа [Document name] Вид работ [Type of work] Сроки разработки [Terms of development] Цель ООН [Purpose of the UN]
Туристские услуги. Требования к обеспечению профессиональной подготовки туристских гидов и программам повышения квалификации Пересмотр ГОСТ Р ЕН 155652012 2023 ЦЕЛЬ 4 ЦЕЛЬ 8
Туризм. Студенческий туризм. Требования по обеспечению безопасности туристов Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 3
Туризм. Студенческий туризм. Рекомендации по организации средства размещения в кампусах. Общие требования Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 9
Туризм. Студенческий туризм. Рекомендации по снижению распространения КОВИД-19 во время студенческого туризма Разработка ГОСТ Р 2023 ЦЕЛЬ 3
Услуги средств размещения. Общие требования к специализированным средствам размещения Разработка ГОСТ Р 2024 ЦЕЛЬ 9
Туризм. Студенческий туризм. Личная безопасность туриста Разработка ГОСТ Р 2024 ЦЕЛЬ 3
Туризм. Студенческий туризм. Требования к туристской инфраструктуре в кампусе Разработка ГОСТ Р 2024 ЦЕЛЬ 9
Услуги любительского дайвинга. Требования к начальным тренировочным программам по дайвингу с аквалангом Пересмотр ГОСТ Р ИСО 11121-2012 2024 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 4
Туризм и связанные с ним услуги. Спа-центры. Требования к обслуживанию Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 17679:2016 2024 ЦЕЛЬ 3
Туризм и связанные с ним услуги. Талассотерапия. Требования к услугам Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 17680:2015 2024 ЦЕЛЬ 3
Туристские услуги. Гостиницы и другие виды средств размещения туристов. Словарь Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 18513:2021 2024 ЦЕЛЬ 9
Экстремальный туризм. Передовой опыт в отношении устойчивости. Требования и рекомендации Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 20611:2018 2024 ЦЕЛЬ 13
Дайвинг. Требования и руководство по экологически устойчивой практике занятий дайвингом Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 21416:2019 2024 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 14
Дайвинг. Требования к обучению экологической грамотности дайверов Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 21417:2019 2024 ЦЕЛЬ 13 ЦЕЛЬ 14
Туризм и связанные с ним услуги. Курорты с минеральными источниками. Требования к обслуживанию Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 21426:2018 2024 ЦЕЛЬ 3
Туризм и связанные с ним услуги. Медицинский туризм. Требования к обслуживанию Разработка ГОСТ Р Идентичен (IDT) ISO 22525:2020 2024 ЦЕЛЬ 3
Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 3. Уровень 3. Дайвер-руководитель Пересмотр ГОСТ Р ИСО 248013-2009 2024 ЦЕЛЬ 3
Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Требования к подготовке инструкторов подводного плавания. Часть 1. Уровень 1 Пересмотр ГОСТ Р ИСО 248021-2009 2024 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 4
Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Требования к подготовке инструкторов подводного плавания. Часть 2. Уровень 2 Пересмотр ГОСТ Р ИСО 248022-2009 2024 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 4
Услуги любительского дайвинга. Требования к провайдерам услуг любительского дайвинга Пересмотр ГОСТ Р ИСО 24803-2009 Разработка ГОСТ Р Идентичен ISO 24803:2017 2024 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 4
Туризм. Устойчивый туризм. Рекомендации по устойчивому студенческому туризму Разработка ГОСТ Р 2025 ЦЕЛЬ 13
Туризм. Студенческий туризм. Требования к системе менеджмента безопасности Разработка ГОСТ Р 2025 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 8
Услуги рекреационного дайвинга. Требования к обучению водолазов с ребризером. Декомпрессионное погружение на глубину до 60 м Разработка ГОСТ Р ИСО на основе ISO/AWI 8801 2025 ЦЕЛЬ 3
Услуги рекреационного дайвинга. Требования к обучению водолазов с ребризером. Декомпрессионное погружение до 100 мм Разработка ГОСТ Р ИСО на основе ISO/AWI 8803 2025 ЦЕЛЬ 3
Требования к подготовке научных дайверов. Часть 3. Руководитель проекта по научному дайвингу Разработка ГОСТ Р ИСО на основе ISO/AWI 8804-3 2025 ЦЕЛЬ 3 ЦЕЛЬ 4
Туризм. Энотуризм. Требования к туристской инфраструктуре энотуризма Разработка ГОСТ Р 2025 ЦЕЛЬ 9
Туризм. Энотуризм. Специальные требования к экскурсоводам (гидам) Разработка ГОСТ Р 2025 ЦЕЛЬ 4 ЦЕЛЬ 8
DOI: 10.24412/1993-8780-2022-1-44-53
Статья поступила в редакцию 6.01.2022
отелей, решившие пересмотреть планировку своих гостиничных комплексов и сократить энерго- и водопотре-бление; работники туристских агентств и бюро, начавшие переход к «безбумажному обществу»; организаторы круизных поездок, стремящиеся сократить объемы производимого мусора.
Необходимость развития туризма в высшей степени очевидна: те блага, которые он дает как отдельным людям, так и экономике некоторых стран и целых регионов, не вызывают сомнения. Ни один представитель государственных кругов или индустрии туризма не станет оспаривать необходимость охраны окружающей среды, на которой зиждется само существование этого сектора. Однако основная задача состоит в том, чтобы сочетать развитие туризма и охрану природной среды.
Поставить туризм на надежные рельсы устойчивого функционирования — вот важнейшая задача, требующая партнерства и сотрудничества как в рамках собственно индустрии туризма, так и между нею, государством и самими туристами.
Отдельные компании могут стать примером применения саморегулирования, добровольно осуществляя мероприятия по снижению загрязнения, разрабатывая и соблюдая производственные нормативы, а также путем просветительской деятельности. Аналогичным образом промышленные ассоциации должны продолжать разработку, принятие и внедрение кодексов поведения и прогрессивных производственных нормативов, вводить методы рационального использования природной среды и обеспечивать своих членов информацией для осуществления всех этих мероприятий.
Важна и роль государства, поскольку лишь оно способно разрабо-
Список литературы
1. https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/.
2. Рассохина Т.В., Сеселкин А.И. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации // Вестник университета. — 2013. — № 1.
3. Экспертиза устойчивости туризма (по материалам Ассамблеи регионов Европы): руководство по проведению. — Химки: РМАТ, 2010.
4. Libud J. J., Edwards D. Understanding the Sustainable Development of Tourism. — Oxford: Goodfellow Publishers Ltd, 2010.
тать столь необходимую стратегическую основу планирования индустрии туризма. Только государство может обеспечивать выявление ценных и особо уязвимых мест обитания, осуществлять базовые исследования и мониторинг, а также оценивать в целом инфраструктурные потребности и их последствия. Лишь оно способно устанавливать предельные нормы выбросов, а также требования к размещению и проектированию туристских объектов. По мере возможности необходимо производить оценку воздействия на среду, изучать потенциальную интенсивность использования тех или иных районов, устанавливать их емкость в плане принятия и размещения туристов, не допуская избыточной нагрузки на природные экосистемы.
Таким образом, на основе сформулированных ранее принципов устойчивого туризма и с учетом ЦУР авторами сформированы предложения по разработке документов национальных стандартов в сфере туризма и сопутствующих услуг с учетом целей устойчивого развития ООН (см. таблицу).
Всего предложено разработать 76 документов по стандартизации, которые вносят вклад в достижение следующих ЦУР:
► цель 3. Хорошее здоровье и благополучие (29 документов);
► цель 4. Качественное образование (8 документов);
► цель 8. Достойная работа и экономический рост (14 документов);
► цель 9. Индустриализация, инновации и инфраструктура (11 документов);
► цель 10. Уменьшение неравенства (6 документов);
► цель 13. Борьба с изменением климата (20 документов);
► цель 14. Сохранение морских экосистем (10 документов);
► цель 15. Сохранение экосистем суши (20 документов).
Авторы полагают возможным включить разработанные предложения в перспективную (отраслевую) программу стандартизации в сфере туризма и сопутствующих услуг. ■
Implementation of the Sustainable Development Goals in the Field of Tourism During Standardization Work
N.M. Kuprikov1, 2, ANO Scientific and Information Center Polar Initiative (ANO SIC Polar Initiative), Moscow Aviation Institute (National Research University) (MAI (NRU), Cand. Sc. (Tech.), [email protected]
D.O. Doronin3, ANO SIC Polar Initiative
A.I. Ekimov4, ANO SIC Polar Initiative, [email protected]
E.M. Kuprikova5, ANO SIC Polar Initiative
M.Yu. Kuprikov6, 7, ANO SIC Polar Initiative, MAI (NRU), Dr. Prof.
1 2 Director, Senior Researcher, Moscow, Russia
3 Deputy Director, Moscow, Russia
4 Chief of Staff, Moscow, Russia
5 Technician, Moscow, Russia
6 7 Scientific Supervisor, Head of Department, Moscow, Russia
Citation: Kuprikov N.M., Doronin D.O., Ekimov A.I., Kuprikova E.M., Kuprikov M.Yu. Implementation of the Sustainable Development Goals in the Field of Tourism During Standardization Work, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2022, no. 1, pp. 44-53. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-1-44-53
key words
tourism, sustainable development, standards
References
The need to develop tourism for the benefit of the global economy is undeniable. However, the protection of the natural environment should remain a priority in the tourism business. Its greening keeps the environment stable and safe for the population. Today, there has been a noticeable shift in the work of many tourism companies in accordance with the UN Sustainable Development Agenda. Transport companies reduce emissions and reduce noise levels, hotel owners reduce energy and water consumption, cruise trip organizers reduce the amount of garbage they produce. Putting tourism on a sound track of sustainable ecological functioning is a major task that requires partnership and cooperation both within the tourism industry and between it, the state and tourists. Based on the formulated principles of environmentally friendly tourism, we offer recommendations for the development of draft national standards in the field of tourism and related services for the medium term, taking into account the goals of sustainable development.
1. https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/.
2. Rassokhina T.V., Seselkin A.I. Problemy otsenki sistemy razvitiya turizma v turistskoy destinatsii [Problems of assessing the tourism development system in a tourist destination], Bulletin of the University, 2013, no. 1, pp. 85-95.
3. Ekspertiza ustoychivosti turizma (po materialam Assamblei regionov Evropy) [Tourism sustainability expertise (on the materials of the Europe regions Assembly)], rukovodstvo po provedeniyu, Khimki, RMAT, 2010, 22 P.
4. Libud J. J., Edwards D. Understanding the Sustainable Development of Tourism, Oxford, Goodfellow Publishers Ltd, 2010, 247 P.
Как подготовить статью для журнала «Компетентность»
Оригинал статьи и аннотацию к ней необходимо передать в редакцию в электронном виде (на магнитном носителе или по электронной почте [email protected]). При передаче информации по электронной почте желательно архивировать файлы. В названиях файлов необходимо использовать латинский алфавит. Допускаемые форматы текстовых файлов — TXT, RTF, DOC. Допустимые форматы графических файлов:
► графики, диаграммы, схемы — AI 8-й версии (EPS, текст переведен в кривые);
► фотографии — TIFF, JPEG (RGB, CMYK) с разрешением 300 dpi.
К каждой статье необходимо приложить сведения об авторах — фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, телефон служебный и домашний, адрес электронной почты.