Научная статья на тему 'Реализация Третьего энергетического пакета в Европейском Союзе'

Реализация Третьего энергетического пакета в Европейском Союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
997
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ / THE THIRD POWER PACKAGE / ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОМПАНИИ / VERTICAL INTEGRATED / ИМУЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РАЗЪЕДИНЕНИЕ / PROPERTY AND LEGAL SPLIT / НЕЗАВИСИМЫЙ СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР / INDEPENDENT SYSTEM OPERATOR / НЕЗАВИСИМЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ОПЕРАТОР / INDEPENDENT TRANSPORT OPERATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пакин Алексей Константинович

В статье раскрывается сущность Третьего энергетического пакета, принятого Европейским союзом; показано его влияние на сотрудничество ЕС с Россией в сфере энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discloses the essence of the Third Power Package adopted by the EU and shows its influence on cooperation between the EU and Russia in the field of power engineering.

Текст научной работы на тему «Реализация Третьего энергетического пакета в Европейском Союзе»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

А. К. Пакин

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕТЬЕГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПАКЕТА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

В статье раскрывается сущность Третьего энергетического пакета, принятого Европейским союзом; показано его влияние на сотрудничество ЕС с Россией в сфере энергетики.

Ключевые слова и словосочетания: Третий энергетический пакет, вертикально интегрированные компании, имущественно-правовое разъединение, независимый системный оператор, независимый транспортный оператор.

На протяжении 15 лет Европейский союз (ЕС) ведет работу по либерализации своего внутреннего энергетического и газового рынков. Создание единого, интегрированного энергетического рынка ЕС видит в качестве важной задачи энергетической политики. Как полагают в ЕС, это приведет к большей прозрачности деятельности его операторов, более эффективной работе национальных регулирующих органов, будет способствовать развитию трансграничной торговле энергоносителями и инвестированию, а также усилит солидарность между государствами - членами ЕС, способствуя развитию конкуренции между ключевыми поставщиками энергоресурсов и, как следствие, падению цен на них, что является главной целью ЕС.

В настоящее время основные проблемы европейского внутреннего энергетического рынка вызваны наличием на нем вертикально интегрированных энергетических компаний, которые не только контролируют основные мощности (электроэнергетические передающие системы, газотранспортные сети и основные газохранилища), но и пользуются значительным влиянием на оптовом и розничном рынках энергии. Вертикально интегрированные компании негативно влияют на состояние европейского внутреннего энергетического рынка: препятствуют конкуренции в целях сохранения своих господствующих позиций на рынке (и соответственно более высокой прибыли); не имеют стимула инвестировать в новые сети и трансграничные стыковочные узлы; препятствуют доступу к сетям компаний, производящих энергию из возобновляемых источников; стремятся усилить свое рыночное влияние путем кросс-субсидирования передающей и поставляющей деятельности, а также являются затратными и сложными для регулирования, в частности, вследствие имеющихся у них возможностей для дискриминационного поведения. При этом в негативном влиянии на европейский внутренний энергетический рынок в первую очередь обвиняются иностранные вертикально интегрированные энергетические компании.

Снижение стоимости энергии для конечных потребителей достигается за счет принятия законопроектов по реформе рынков природного газа и электроэнергии. На сегодняшний день таким является Третий энергетический пакет, который вступил в силу 3 сентября 2009 г. и включает следующие документы: Газовую директиву ЕС; Электроэнергетическую директиву ЕС; Регла-

мент об условиях доступа к газовым сетям; Регламент об условиях доступа к электросетям; Регламент о создании Агентства по сотрудничеству регуляторов энергетики. Перечисленные акты приняты совместным решением Европейского парламента и Совета ЕС. Директивы являются обязательными для государств-членов только относительно срока реализации и требуемого результата, при этом формы и методы его достижения оставлены на усмотрение государств. В свою очередь регламенты, в отличие от директив, представляют собой акты общего характера, адресованы всем субъектам права ЕС и наделены прямым действием.

Основой Третьего энергетического пакета стал комплекс мер по структурному реформированию вертикально интегрированных компаний (ВИК), направленный на отделение естественно-монопольной деятельности (транспортировка) от конкурентных видов (производство, продажа). Главной целью является лишение собственника системы транспортировки фактических возможностей и коммерческих стимулов для дискриминации неаффилированных с ним компаний.

Для достижения поставленной цели государствам - членам ЕС предлагаются следующие модели разъединения:

1. Имущественно-правовое (ownership unbundling). Запрещается прямо или косвенно контролировать одновременно производство и транспортировку, что влечет полную дезинтеграцию ВИК. Система транспортировки должна быть передана независимому лицу либо предприятие должно разделиться на принадлежащие разным собственникам компании, занимающиеся транспортировкой и производством (поставкой) энергии. В настоящее время данная модель поддержана меньшинством государств - членов ЕС.

2. Независимый системный оператор - НСО (Independent System Operator). Предполагается, что система транспортировки номинально остается в собственности ВИК, но фактически все правомочия по владению и пользованию системой передаются независимому системному оператору, который не связан с ВИК. НСО назначается на основании предложений ВИК и с одобрения Комиссии и выполняет весь комплекс полномочий по управлению системой. Кроме того, ВИК обязана оказывать НСО всяческое содействие, в том числе финансировать инициированные НСО инвестиционные проекты.

3. Независимый транспортный оператор - НТО (Independent Transmission Operator). ВИК передает право собственности на систему транспортировки газа и все функции по ее управлению своему дочернему обществу, которое отделяется от других сегментов предприятия «высокими и надежными китайскими стенами». Модель НТО - самая популярная среди государств - членов ЕС. Ее предложили Франция и Германия как альтернативу моделям имущественно-правового разъединения и НСО. Однако «на выходе» модель НТО превратилась в очень сложный и обременительный комплекс мер.

Согласно Третьему энергетическому пакету, компании из третьих стран, которые присутствуют на рынке ЕС, должны трансформировать организацию своей деятельности в соответствии с пакетом (разделение собственности) не только на территории Евросоюза, но и на территории страны происхождения. Данная «оговорка» представляет собой комплекс мер, призванных защитить

Пакин А. К. Реализация Третьего энергетического пакета в Европейском союзе 109

выделяемые из ВИК транспортные сети от поглощения зарубежными корпорациями. Базовая идея состоит в том, что транспортные сети на территории Евросоюза не должны контролироваться компаниями из третьих стран, если эти компании на национальном рынке не соответствуют существующим в Евросоюзе требованиям о разделении функций либо если такой контроль может поставить под угрозу безопасность поставок энергии. Это означает, что национальный регулятор вправе отказать такой компании в выдаче лицензии на осуществление деятельности по транспортировке.

Следует отметить, что право ограничивать компании третьих стран в покупке активов на территории ЕС было зарезервировано на национальном уровне. Однако, согласно Газовой директиве ЕС, объекты новой крупной газотранспортной инфраструктуры, которые включают в себя соединительные газопроводы между государствами - членами ЕС, терминалы сжиженного природного газа (СПГ) и хранилища газа, могут быть временно освобождены от применения к ним требований имущественно-правового разъединения, доступа третьих лиц и регулирования тарифов. При этом перечень объектов, подходящих для получения освобождения, не включает в себя системы транспортировки, соединяющие государства - члены ЕС с третьими странами, что может привести к нарушению синхронизации правового режима трансграничных проектов, которые объединяют государства - члены ЕС как между собой, так и с третьими странами.

Для ограничения прав иностранных инвесторов в сфере энергетики на уровне ЕС было введено правило: подконтрольные иностранцам операторы систем транспортировки могут быть сертифицированы лишь в том случае, если докажут, что их сертификация не повлечет риски надежности поставок. Все вышеперечисленные факторы создают риски, связанные с расторжением долгосрочных контрактов. При этом в мировой практике основным видом контракта на поставки природного газа является долгосрочный контракт с условием «бери или плати». Данный подход важен с точки зрения энергетической безопасности. Положения Третьего энергопакета, основная цель которого -повышение конкуренции между поставщиками, направлены против долгосрочных контрактов. Кроме того, в настоящее время запланирована проверка двусторонних межправительственных соглашений государств - членов ЕС на соответствие общей политике ЕС, что может привести к разбирательствам в Европейском суде. В данной ситуации возникает опасность отказа от долгосрочных контрактов в пользу краткосрочных и спотового рынка, что может повлечь за собой рост ценовой волатильности, а также другие негативные последствия.

Чтобы обеспечить равенство условий для компаний-резидентов и нерезидентов, вводится так называемая оговорка о третьей стране. Она предусматривает, что транспортные сети на территории ЕС не должны контролироваться компаниями из третьих стран, если эти компании не соответствуют существующим в ЕС требованиям о разделении функций либо если такой контроль может поставить под угрозу безопасность поставок энергии. Это означает, что национальный регулятор вправе отказать такой компании в выдаче лицензии на осуществление деятельности по транспортировке. Учитывая желание Евро-комиссии продвигать свои требования не только относительно России, но и

государств - членов ЕС, представляется, что прямое невыполнение нового законодательства неконструктивно и создает значительные финансовые риски.

Третий энергопакет оказывает существенное влияние на сотрудничество России и ЕС в сфере энергетики. Для стран ЕС становится обязательным выполнение системных кодексов, которые регулируют деятельность операторов электроэнергетических сетей. Главной проблемой в этой сфере является то, что энергосистемы Прибалтийских стран работают синхронно с Единой энергосистемой России и составляют с ней единое технологическое пространство. «Системный оператор Единой энергетической системы» осуществляет централизованное управление режимами, пропускной способностью, резервами, ограничениями, противоаварийной автоматикой и т. д. До 40% пропускной способности между энергосистемами Центра и Северо-Запада Российской Федерации обеспечивается сетями Прибалтийских стран. Энергосистема Калининградской области связана с основной энергосистемой России также через Прибалтику. Принятые в ЕС принципы определения ключевых технологических параметров существенно отличаются от методологии, применяемой в российской энергосистеме, что может привести к недостаточной управляемости энергосистемы Прибалтики и угрозе возникновения аварийных ситуаций.

В Третьем энергопакете не нашла отражение специфика энергетической отрасли ЕС, которая состоит в растущей зависимости от импортных поставок. С одной стороны, правовой режим ЕС, постоянно меняющийся на протяжении последних 10 лет, распространяется в равной степени на европейский бизнес, как государств - членов ЕС, так стран в него входящих. С другой стороны, существует оговорка о третьих странах. Данный факт может нанести существенный вред инвестиционному климату. Кроме того, меры в виде смены собственников или изменения их прав означают нарушение прав иностранных собственников и режима транзита.

На территории ЕС работают газопроводы, осуществляющие транзит газа, в правах собственности на которые участвуют российские поставщики газа. При создании этих объектов были осуществлены крупные российские инвестиции. Режим их работы определяется межправительственными соглашениями, соглашениями акционеров и т. п.

Пока сложно делать однозначные выводы о последствиях имплемента-ции Третьего энергетического пакета ЕС. Вместе с тем можно с уверенностью утверждать, что первые прецеденты по разделению вертикально интегрированных компаний в рамках реализации Третьего пакета окажут большое влияние на перспективы осуществления многих инфраструктурных проектов с участием ЕС.

Список литературы

1. Гудков И. В. Третий энергетический пакет Европейского союза // Нефть, Газ и Право. - 2010. - № 3.

2. Конопляник А. А. Европа - больше, чем Европа. Третий энергетический пакет ЕС будет иметь последствия для поставщиков энергоресурсов за пределами Евросоюза // Нефть России. - 2011. - № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.