Научная статья на тему 'Реализация требований профилизации образовательных учреждений МВД России кафедрой оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России'

Реализация требований профилизации образовательных учреждений МВД России кафедрой оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОФИЛИЗАЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PROFILING / LAW ENFORCEMENT / INTERNAL AFFAIRS BODIES / COMPETENCES / PRACTICAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуров Д. В.

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации требований профилизации образовательных учреждений МВД России с целью повышения качества выпускников юридического профиля. В статье излагается опыт реализации требований профилизации на основе привлечение практических сотрудников подразделений ОВД к проведению занятий и самоподготовки, совместных учений, разработке методических пособий и создания совместных учебных фильмов. Автор делает вывод, что профильная, практическая направленность обучения, способствуя реализации практических целей и задач обучения, имеет большую ценность в совершенствовании подготовки обучающихся образовательных учреждений системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF PROFILE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA THE DEPARTMENT OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY AND SPECIAL EQUIPMENT OF THE STAVROPOL BRANCH OF KRASNODAR UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

This article discusses some aspects of the implementation of the requirements of profile educational institutions of the MIA of Russia for the purpose of improving the quality of graduates, who major in law. The article describes the experience of implementing the requirements of profiling on the basis of the practical involvement of staff of divisions of the police department to conduct training and self-training, joint exercises, the development of teaching AIDS and the establishment of joint educational films. The author concludes that the relevant, purposeful learning, contributing to the practical implementation of the goals and objectives of training, is of great value in improving the training of students of educational institutions of system of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Реализация требований профилизации образовательных учреждений МВД России кафедрой оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России»

Другими словами, правоохранительные органы в ходе своей профессиональной деятельности, равно как и в ходе педагогического взаимодействия с гражданским обществом, выступают одновременно и как часть этого общества, и как социальный институт, хотя и выделившийся из этого общества, но подчиняющий его себе (в определенной степени) и управляющий им. Подобная субъектно-объектная позиция граждан-

Библиографический список

ского общества и правоохранительных органов как сторон взаимодействия обусловливает ролевую неоднозначность этих сторон в ходе непосредственно процесса педагогического взаимодействия. При этом выполнение той или иной роли определяется характером и спецификой связи и взаимоотношений, сложившихся в отдельно взятой ситуации, или ситуации, являющейся типовой.

1. Агафонов Ю.А. Проблемы обеспечения социального порядка в трансформируемом обществе (концептуальный подход). Общество и личность в условиях российской модернизации: Проблемы. Поиски. Решения: материалы «Круглого стола». Краснодар, 2000.

2. Гуманитарная подготовка кадров органов внутренних дел. Ставрополь, 1999.

References

1. Agafonov Yu.A. Problemy obespecheniya social'nogo poryadka v transformiruemom obschestve (konceptual'nyj podhod). Obschestvo i lichnost' v usloviyah rossijskoj modernizacii: Problemy. Poiski. Resheniya: materialy «Kruglogo stola». Krasnodar, 2000.

2. Gumanitarnaya podgotovka kadrov organov vnutrennih del. Stavropol', 1999.

Статья поступила в редакцию 06.06.15

УДК 37

Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operational-Investigative Activities

and Special Equipment, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Stavropol branch,

E-mail: [email protected]

THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF PROFILE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA THE DEPARTMENT OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY AND SPECIAL EQUIPMENT OF THE STAVROPOL BRANCH OF KRASNODAR UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. This article discusses some aspects of the implementation of the requirements of profile educational institutions of the MIA of Russia for the purpose of improving the quality of graduates, who major in law. The article describes the experience of implementing the requirements of profiling on the basis of the practical involvement of staff of divisions of the police department to conduct training and self-training, joint exercises, the development of teaching AIDS and the establishment of joint educational films. The author concludes that the relevant, purposeful learning, contributing to the practical implementation of the goals and objectives of training, is of great value in improving the training of students of educational institutions of system of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Key words: educational institutions, profiling, law enforcement, internal affairs bodies, competences, practical orientation.

Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., начальник каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники,

ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД Российской Федерации», Ставропольский филиал,

Е-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ МВД РОССИИ КАФЕДРОЙ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО ФИЛИАЛА КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации требований профилизации образовательных учреждений МВД России с целью повышения качества выпускников юридического профиля. В статье излагается опыт реализации требований профилизации на основе привлечение практических сотрудников подразделений ОВД к проведению занятий и самоподготовки, совместных учений, разработке методических пособий и создания совместных учебных фильмов. Автор делает вывод, что профильная, практическая направленность обучения, способствуя реализации практических целей и задач обучения, имеет большую ценность в совершенствовании подготовки обучающихся образовательных учреждений системы МВД России.

Ключевые слова: образовательные учреждения, профилизация, правоохранительные структуры, органы внутренних дел, компетенции.

Повышение качества выпускников юридического профиля -важнейшая задача модернизации ВУЗов правоохранительной специфики. На современном этапе модернизации юридического образования одной из главных составляющих является практическая направленность обучения, формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности и достижения, таким образом, в полной мере, реализации принципа связи обучения с жизнью.

В Ставропольском филиале Краснодарского университета МВД России за кафедрой оперативно-розыскной деятельности и специальной техники (ОРД и СТ) закреплено направление - «Деятельность подразделений по противодействию экстремизму, терроризму и борьбе с организованной преступностью». Любые дисциплины достаточно сложные, и от преподавателя требуется немалое мастерство, чтобы овладение знаниями, умениями и

навыками обучаемыми было успешным. Однообразие, шаблон и формализм ведут к снижению уровня знаний обучающихся и качества преподавания предмета. К примеру, при изучении дисциплин кафедры ОРД и СТ СФ КрУ МВД России все рассматриваемые вопросы на лекциях, практических и семинарских занятиях увязываются с практикой борьбы с преступностью, демонстрируются фрагменты из учебных фильмов и предоставленные оперативными подразделениями фрагменты оперативных съёмок, приводятся конкретные примеры из практики. В преподавании используются различные методы обучения, которые ведут к повышению качества образования. Одним из них является привлечение практических сотрудников подразделений ОВД к проведению занятий и самоподготовки. При привлечении практических сотрудников на кафедре ОРД и СТ основной акцент делается не на количественных показателях, а на качественных и профильных составляющих. По достигнутым договоренностям с ГУ МВД

России по Ставропольскому краю на занятия приглашаются в основном начальники и заместители подразделений соответствующего профиля. Приглашённые практические работники проводят мастер-классы, принимают участие в проведении занятий в роли «подыгрывающих» лиц, т.к. практические занятия по отдельным темам дисциплины «ОРД ОВД» проводятся в условиях, приближенным к реальным. Как правило, по результатам подобных занятий подготавливаются соответствующие видеофильмы. Большие возможности в этом плане открывает самостоятельная деятельность обучающихся с техническими средствами для решения конкретных поставленных задач, вытекающих из практической направленности обучения. Если обучающийся видит, как серьёзно оценивают его работу, какие задействованы силы и средства, то он сам серьёзно относится к ней, задумываясь над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает в профессиональном самоопределении. Тем самым данный вид деятельности формирует у обучающихся целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета. В конечном итоге это способствует тому, что обучаемые самостоятельно мыслят и творчески развиваются. В свою очередь, в ответ на оказанную помощь, сотрудники кафедры осуществляют текущие консультации как курсантов и слушателей, находящихся на практике, так и практических работников по возникающим оперативно-служебным вопросам; участвуют в оперативных совещаниях личного состава оперативных подразделений.

Практическая направленность обучения в узком смысле слова означает изучение вопросов, непосредственно связанных с практикой. В широком смысле слова под ним следует понимать практическое моделирование ситуаций, встречающихся при изучении вопросов теоретического и практического характера. Для реализации практической направленности в обучении полезно динамическое, т.е. подвижное, использование наглядных пособий, моделирование содержания задач на основе восприятия и воображения. При этом важны, прежде всего, практические действия (иногда воображаемые) самого обучаемого, а не только преподавателя. Эти действия в идеале не должны подсказываться преподавателем. К выбору их обучаемыми должны подталкивать практические потребности в необходимости решения поставленной задачи. Преподаватель должен помнить, что основной задачей обучения применению знаний на практике является не просто закрепление материала, а, прежде всего, воспитание у обучаемых убеждённости в необходимости этих знаний для будущей сферы деятельности, формирование у них первоначальных навыков приложения теоретических знаний в определенной области. Например, при проведении практических занятий по межкафедральной дисциплине «Учение» привлекаются практические работники-слушатели заочного факультета, находящихся на сессии, а также слушатели очной формы обучения. Первый этап дисциплины «Учение» проходит в УМВД России по г. Ставрополю. В рамках прохождения дисциплины привлекаются силы и средства ГУ МВД России по Ставропольскому краю, а также информационно-техническая поддержка краевой телекомпанией «26 регион. Ставропольское региональное телевидение». В ходе занятий по соответствующей фабуле на базе загородного и внутренних полигонов осуществлялось создание обстановки, имитирующей реальные действия сотрудников ОВД по раскрытию и расследованию особо тяжких преступлений с

Библиографический список

использованием боевого оружия, специальных и имитационных средств. Итогом совместной работы стало создание учебного фильма по межкафедральной дисциплине «Учение» - «Шаги в профессию».

В качестве ключевого момента компетентностного подхода рассматривается развитие способностей преподавателя занимать исследовательскую позицию в образовательном процессе, видеть и выделять в материале учебных предметов проблемы, развивать и освящать их через призму методической и научной работы. Профессорско-преподавательским составом кафедры разрабатываются учебно-методические материалы по линии «Деятельность подразделений по противодействию экстремизму, терроризму и борьбе с организованной преступностью» и по линии «Деятельность подразделений специального назначения». Осуществляется написание научно-исследовательских работ, в частности были подготовлены работы по заявкам ЦПЭ ГУ МВД России по СК и УУР МВД Республики Ингушетия.

Профессорско-преподавательский состав кафедры как сам организует проведение, например, ежегодного всероссийского, межведомственного научно-практического семинара «Современное состояние сил и средств ОРД», так и активно принимает участие в научно-практических мероприятиях других ведомств по данному профилю подготовки. Эмпирический материал впоследствии, в науке, становится базисом для новых исследований, в связи с чем, на базе учебно-методического кабинета кафедры, с помощью практических сотрудников, оборудован музей криминальной субкультуры, включающий в себя орудия и средства совершения преступлений, как общеуголовной направленности, так и преступлений террористической и экстремистской направленности. Подготовлен и используется на занятиях, оборудованный средствами самоподрыва, манекен террористки-смертницы.

Различные профили подготовки могут и должны взаимоувязываться между собой, компетентностный подход, являясь компонентом личностно-ориентированной парадигмы образования, предполагает не усвоение обучаемыми отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Так, ранее, на полигоне Филиала был создан полноразмерный макет-полигон «Схрон». В настоящее время совместно с кафедрой ТСиОП в нём проводятся занятия по отработке проведения оперативно-боевых мероприятий. На вновь созданном полигоне «Морально-психологическая полоса» уже проводятся занятия со слушателями ФПО с раскрытием возможностей проведения ОРМ в различных условиях местности. Одними из структурных элементов, необходимых для составления предметных компетенций, являются объекты реальной действительности. С целью отработки навыков применения метода личного сыска, на кафедре успешно функционирует постоянно обновляемый в практических ОВД стенд о разыскиваемых полицией г. Ставрополя преступниках и без вести пропавших. Необходимо указать на тот факт, что непосредственное повышение квалификации преподавателя по профилю деятельности ВУЗа является основой для качества учебного процесса. Так, преподаватели кафедры планово проходят стажировку в профильных оперативных подразделениях ГУ МВД России по Ставропольскому краю. В качестве результатов стажировок представляются различные материалы.

Таким образом, профильная направленность обучения, способствуя реализации практических целей и задач обучения, имеет большую ценность в совершенствовании подготовки обучающихся образовательных учреждений системы МВД России.

1. Устинова Л.Г. Султанова М. В. Формирование интереса курсантов высших учебных учреждений МВД к освоению дисциплин профессионального цикла. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51): 106 - 108.

References

1. Ustinova L.G. Sultanova M. V. Formirovanie interesa kursantov vysshih uchebnyh uchrezhdenij MVD k osvoeniyu disciplin professional'nogo cikla. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51): 106 - 108.

Статья поступила в редакцию 06.06.15

УДК 378

Darbinyan E.V., Lieutenant Colonel, adjunct, St. Petersburg Military Institute of internal Troops of the MIA of Russia (Saint-Petersburg), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.