Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ДОСТУПНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ГРУППА / INCLUSIVE EDUCATION / STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / ACCESSIBLE LEARNING ENVIRONMENTS / INTEGRATED GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литовченко Василина Ивановна

В статье раскрывается актуальность проблемы инклюзивного подхода в вузе, предусматривающего создание условий для совместного обучения студентов с особыми образовательными потребностями с их нормативными сверстниками. Рассматриваются современные стратегии инклюзивного обучения иностранному языку, роль преподавателя в организации доступной образовательной среды. Инклюзивное образование студентов с ограниченными возможностями здоровья в рамках высших учебных заведений является одной из актуальных проблем современной системы образования и ставит перед всеми преподавателями непростую задачу обеспечить создание наиболее адекватных условий для подлинного и полноценного включения и участия таких студентов в образовательном процессе. Реализация концепции инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья требует поиска наиболее эффективных стратегий обучения как процесса, направленного на целенаправленное развитие личностного потенциала каждого человека в соответствии с его индивидуальными возможностями и потребностями. Совершенно очевидно, что проведение в жизнь идеи инклюзивного образования возлагает большую ответственность на все участников учебного процесса. Цели и задачи современного инклюзивного образования в области обучения иностранным языкам требуют от педагога иностранного языка творческого поиска и внедрения в практику эффективных методик и образовательных технологий. При условии применения современных технологий и посильного уровня сложности материала, результативность деятельности студентов с ограниченными возможностями очень высока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литовченко Василина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION TECHNOLOGIES AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN A UNIVERSITY

The article reveals the topical issue of using an inclusive approach at university, which is important for the creation of conditions for joint studying of students with special educational needs with their peers. Modern strategies of inclusive teaching of a foreign language, the role of a teacher in organizing an accessible educational environment are considered. Inclusive education of students with disabilities in higher education is one of the urgent problems of the modern education system and sets all the teachers a difficult task to ensure the creation of the most adequate conditions for the genuine and full inclusion and participation of such students in the educational process. The implementation of the concept of inclusive education for students with disabilities requires the search for the most effective learning strategies as a process aimed at the targeted development of the personal potential of each person in accordance with their individual capabilities and needs. It is obvious that the implementation of the idea of inclusive education places a great responsibility on all participants in the educational process. The goals and objectives of modern inclusive education in the field of teaching foreign languages require a foreign language teacher to creatively search and put into practice effective methods and educational technologies. Subject to the use of modern technology and the feasible level of complexity of the material, the performance of students with disabilities is very high.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

педагогические науки

Литовченко Василина Ивановна РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ...

УДК 378.4

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0030

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

© 2020

SPIN: 4854-8859

AuthorID: 500907

ORCID: 0000-0003-4844-8528

Литовченко Василина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры делового иностранного языка Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (660037, Россия, Красноярск, просп. им. газ. «Красноярскийрабочий», 31, e-mail: litovchenkovi@yandex.ru)

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы инклюзивного подхода в вузе, предусматривающего создание условий для совместного обучения студентов с особыми образовательными потребностями с их нормативными сверстниками. Рассматриваются современные стратегии инклюзивного обучения иностранному языку, роль преподавателя в организации доступной образовательной среды. Инклюзивное образование студентов с ограниченными возможностями здоровья в рамках высших учебных заведений является одной из актуальных проблем современной системы образования и ставит перед всеми преподавателями непростую задачу обеспечить создание наиболее адекватных условий для подлинного и полноценного включения и участия таких студентов в образовательном процессе. Реализация концепции инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья требует поиска наиболее эффективных стратегий обучения как процесса, направленного на целенаправленное развитие личностного потенциала каждого человека в соответствии с его индивидуальными возможностями и потребностями. Совершенно очевидно, что проведение в жизнь идеи инклюзивного образования возлагает большую ответственность на все участников учебного процесса. Цели и задачи современного инклюзивного образования в области обучения иностранным языкам требуют от педагога иностранного языка творческого поиска и внедрения в практику эффективных методик и образовательных технологий. При условии применения современных технологий и посильного уровня сложности материала, результативность деятельности студентов с ограниченными возможностями очень высока.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, студенты с особыми образовательными потребностями, доступная образовательная среда, интегрированная группа.

IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION TECHNOLOGIES AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN A UNIVERSITY

© 2020

Litovchenko Vasilina Ivanovna, candidate of phylological sciences, associate professor of Business language department Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (660037, Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsky Rabochy Av 31, e-mail: litovchenkovi@yandex.ru)

Abstract. The article reveals the topical issue of using an inclusive approach at university, which is important for the creation of conditions for joint studying of students with special educational needs with their peers. Modern strategies of inclusive teaching of a foreign language, the role of a teacher in organizing an accessible educational environment are considered. Inclusive education of students with disabilities in higher education is one of the urgent problems of the modern education system and sets all the teachers a difficult task to ensure the creation of the most adequate conditions for the genuine and full inclusion and participation of such students in the educational process. The implementation of the concept of inclusive education for students with disabilities requires the search for the most effective learning strategies as a process aimed at the targeted development of the personal potential of each person in accordance with their individual capabilities and needs. It is obvious that the implementation of the idea of inclusive education places a great responsibility on all participants in the educational process. The goals and objectives of modern inclusive education in the field of teaching foreign languages require a foreign language teacher to creatively search and put into practice effective methods and educational technologies. Subject to the use of modern technology and the feasible level of complexity of the material, the performance of students with disabilities is very high.

Keywords: inclusive education, students with special educational needs, accessible learning environments, integrated group.

ВВЕДЕНИЕ

Российская система образования в последнее время претерпела значительные изменения. Были провозглашены следующие принципы: приоритет человека, его права и свободы, демократизация, гуманизация, преемственность и вариативность образования, учет региональных и национальных особенностей образования.

Существенным условием современной образовательной политики стало соответствие этой системы нормам основных международных документов, Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека.

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Есть много проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в России. Некоторые из них включают недостаточные условия для удовлетворения Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33)

потребностей учащихся с ограниченными возможностями в процессе инклюзивного образования; нехватка учителей и некомпетентность людей в этом вопросе. Основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги: отсутствие мотивации к инновациям; отсутствие знаний в области инклюзивного образования; общественное нежелание принимать людей с особыми образовательными потребностями [1-6].

В настоящее время проблеме внедрения инклюзивного образования посвящены многочисленные научные исследования зарубежных (Shaw J., Barkley E., Bowman N. A.) и российских специалистов (Алёхина С. В. Ахметова Д.З., Нигматов З. Г., Челнокова Т. А., Голубева Л. В., Голенкова Н.Ю.).

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью исследования выступает анализ возможностей использования инклюзивного обучения на занятиях по иностранному языку.

Задачей исследования стало предложение стратегий инклюзивного образования, которые подходят для ис-

Litovchenko Vasilina Ivanovna pedagogical

IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE ... sciences

пользования на занятиях по иностранному языку.

В качестве методов исследования в данной работе были использованы теоретические методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация полученных результатов, сформулированных в виде выводов и умозаключений.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Проблема использования инклюзивных технологий в образовании в настоящее время рассматривается как одна из центральных проблем в системе образования. Данная проблема обоснована необходимостью развития доступной образовательной среды, предусматривающей создание условий для совместного обучения студентов с особыми образовательными потребностями с их нормативными сверстниками.

Сегодня в России быстро внедряется инклюзивное образование не только в общеобразовательной школе, но и в университетах. Это активная политика, включающая выделение средств из бюджетов, рассмотрение проблем в государственной программе и принятие способов их решения.

Инклюзивное обучение охватывает разнообразие, чтобы удовлетворить различные потребности и стили обучения студентов. Он включает в себя широкий спектр лучших педагогических практик, которые при правильном использовании изменяют подход к обучению студентов с более реактивного подхода (часто ориентированного на учителя) на более активный подход (ориентированного на студента). Кроме того, он поддерживает текущее изменение ролей для преподавателей, от поставщика информации (например, лекции) до руководства и фасилитатора к обучению (например, активное обучение) [6-8].

Активное изучение и использование разнообразных методов преподавания, передовой опыт преподавания и обучения, поощряет преподавателей к тому, чтобы облегчить вовлеченность учащихся и их самостоятельность в процессе обучения. Доступность и сочувствие педагогов влияют на то, насколько открытыми будут ученики в выражении своих потребностей и мотивации к обучению. Инклюзивное обучение расширяет эти передовые практики, формализуя то, как преподаватели:

1) разрабатывают свой курс, используя обратную конструкцию, когда курс начинается с целей обучения;

2) представляют информацию разными способами, используя гибкость в передаче содержания курса (например, устный, визуальный, письменный, видео форматы, аудиофайлы, графики и т.д.);

3) готовят материал, стараясь включить в каждое занятие различные виды деятельности для привлечения учащихся и (например, мини-лекцию, тематическое исследование, сценарий, вопросы, дебаты и т.д.);

4) поддерживают студентов в их обучении, используя такие технологии, как система управления курсом; готовность отвечать на вопросы (например, отведенное рабочее время, электронная почта и т.д.); предоставление студентам поддерживающих стратегий обучения (учебные пособия, наставничество, помощь в написании работ) [9].

Кроме того, преподаватели могут задать вопрос студентам: «Что бы вы хотели, чтобы я знал о вас как об ученике, чтобы этот курс был успешным?» В середине семестра и в конце семестра они могут также задавать вопросы студентам посредством анонимного опроса, как работа преподавателя влияет на их индивидуальное обучение и что они предлагают, чтобы улучшить этот процесс с точки зрения активного, увлекательного и инклюзивного обучения.

Рассмотрим некоторые методы инклюзивного обучения иностранному языку студентов университета. Изучение иностранного языка является неотъемлемым компонентом подготовки будущих специалистов. Необходимым условием успешного обучения студентов 122

с ограниченными возможностями является учет психологических факторов, особенно при организации учебного процесса.

Знание иностранных языков во многом определяет перспективы развития и общий культурный уровень личности. Особое место принадлежит английскому языку, который стал языком международного общения. Развитие и широкое распространение компьютерных технологий сетевых коммуникаций (Интернет) привело к тому, что знание английского языка необходимо не только для многих видов профессиональной деятельности, но и в значительной степени для ориентации в повседневной жизни. Знание английского языка для молодых людей становится все более важным, влияющим на их социальный статус.

В процессе изучения английского языка решаются следующие задачи:

- учет индивидуальных речевых способностей студентов;

- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

- знакомство студентов с новым социальным опытом;

- развитие дружеских отношений с представителями других стран;

- формирование не только речи, интеллектуальных и познавательных способности детей, но и общих образовательных навыков.

Преподавание иностранного языка студентам с ограниченными возможностями не может быть осуществлено с использованием существующих методов. Причины этого гораздо глубже, чем просто физические трудности, связанные с ограниченными возможностями. Например, люди с нарушениями слуха воспринимают речь по-разному; у них есть другие способы формирования речи, овладения грамматической структурой, развития языковых обобщений. Эти факторы определяют особенность овладения языком таких студентов и, как следствие, создают необходимость разработки специальных методов и обучения их английскому языку [10]. Основными стратегиями обучения студентов с особыми образовательными потребностями могут быть следующие:

• использование первоначальной диагностики языковых способностей студентов;

• использование дифференцированного подхода;

• использование индивидуального подхода в учебном процессе;

• постоянный мониторинг успешности изучения иностранного языка;

• использование различных видов наглядных пособий;

• использование жестов, «языка тела», букв для передачи информации;

• сочетание классических и современных методов обучения (метод проектов, метод портфолио);

• учет типа восприятия ученика (визуальное, кинестетическое, звуковое, дискретное).

Итак, одним из направлений работы при инклюзивном обучении иностранному языку является создание адаптированных рабочих листов по теме урока. Студенты должны строго следуют шаблону. Поэтому использование образцов является необходимым элементом в инклюзивном обучении. Письмо имеет большое значение при обучении иностранному языку студентов с нарушениями слуха. Использование письма является наиболее важным средством обучения и контроля уровня овладения языком. При организации процесса обучения иностранному языку необходима алгоритмизация всех учебных действий студентов [11].

ВЫВОДЫ

Можно долго обсуждать плюсы и минусы инклюзивного образования, но учитель, работающий в интегрированном классе, должен определить формы и методы обучения, которые способствовали бы развитию каждого учащегося, независимо от состояния его здоровья, давая Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

детям-инвалидам активно работать с другими студентами.

В настоящее время разнообразие и инклюзивность являются профессиональными обязанностями в области преподавания и обучения [12-20]. В частности, доступные учебные среды очень важны сегодня. Чтобы стать ориентированными на студентов и уважать вариативность в обучении, педагоги должны сначала обдумать свою практику преподавания, чтобы понять свои собственные ценности и ожидания, чтобы создать и поддерживать позитивную и дружелюбную среду обучения, что немаловажно при обучении студентов с особыми образовательными потребностями. Использование различных методов обучения, чтобы быть сделать обучение как можно более инклюзивным, взаимодействие со студентами, доступное предоставление контента и постоянная оценка обучения - это очень важные факторы. При овладении иностранным языком, учитывая все вышеупомянутые факторы, особую роль играет использование специальных образовательных стратегий и разработок, что дает возможность студентам успешно усваивать, а затем и применять пройденный материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Денисова Р.Р., Рудакова Н.П. Организация профессиональной переподготовки в аспекте инклюзивного образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 111-114.

2. Бурдуковская Е.А., Гостева Л.З., Жук Т.И. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в высших учебных заведениях //Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 78. С. 99-110.

3. Михальчи Е.В. Применение скрининг-методик для оценки психофизического состояния студентов в инклюзивных группах // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 66-71.

4. Петровский А.М., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 45-48.

5. Удич З.И. Система самоорганизации учителя инклюзивного образовательного учреждения в Украине // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 64-68.

6. Shaw J. The diversity paradox: does student diversity enhance or challenge excellence? // Journal of Further and Higher Education. 2010, № 4, pp. 321-331.

7. Barkley E. Student Engagement Techniques, A Handook for College Faculty, San Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers. 2010, 416p.

8. Bowman N. A. College Diversity Experiences and Cognitive Development: A Meta-Analysis. Review of Educational Research. 2010, pp. 4-33.

9. Beaudoin J. P. Introduction to inclusive teaching practices University of Ottawa. 2013, 16 p.

10. Голенкова Н. Ю. Инклюзивное обучение английскому языку с поражением слуховой функции в системе среднего профессионального образования. Available at: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-ped-agogika/library/2018/10/12/ inklyuzivnoe-obuchenie-angliyskomu-yazyku

11. Анохина С.О., Попова С.Г., Чернова И.Г. Обучение иностранному языку слабослышащих в инклюзивной группе в системе среднего профессионального образования // Инклюзивное профессиональное образование. Москва, 2018. С. 4-10.

12. Тюрина Н.Ш. Инклюзивное образование в мире // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-10. С. 181-190.

13. Якубова Ф.Р. Инклюзивная культура — ключевой фактор успешности инклюзивного образования // Наука и школа. 2020. № 1. С. 123-129.

14. Яковлева Е.Л. Инклюзивный человек как субъект инклюзивного образования // Образование и наука: вопросы теории и практики. 2015. № 1. С. 250-255.

15. Шеманов А.Ю., Екушевская А.С. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 1. С. 2937.

16. Глузман Ю.В. Формирование инклюзивной компетентности обучающихся в рамках реализвции магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования» Гуманитарные науки (г.Ялта). 2018. № 2 (42). С. 52-57.

17. Дробышева Е.А. Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 256-258.

18. Ерёменко Е.В. Инклюзивное образование как направление развития современной системы образования // Социальная политика и социальное партнерство. 2020. № 1. С. 68-73.

19. Носова Т.М., Шведов В.Г., Колыванова Л.А. Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России //Молодой ученый. 2016. № 16-1 (120). С. 37-41.

Литовченко Василина Ивановна РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ...

20. Котов С.В. Инклюзивное образование: трансформация системы образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 12. С. 30-36.

Статья поступила в редакцию 08.07.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33)

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.