Научная статья на тему 'Реализация системы защиты от чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь'

Реализация системы защиты от чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
346
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация системы защиты от чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь»

мониторинга лесных пожаров, включающую в себя:

- геоинформационный аппаратно-коммуникационный комплекс;

- программы обработки цифровой спутниковой информации;

- технологию использования спутниковой информации в целях оперативного обнаружения лесных пожаров и слежения за лесопожарной обстановкой на всей территории лесного фонда.

Список использованной литературы

1. ГОСТ Р 22.1.09-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг прогнозирования лесных пожаров. Общие требования. М.: Госстандарт России, 1999.

2. Ряполов В.Я. Дистанционные методы лесоэнтомологического мониторинга. - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. аграр. ун-та, 2003. - 194 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

С.С. Бордак, методист,

Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь, г. Минск

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера, в современных условиях является существенной частью обеспечения безопасности. Любое из государств не защищено в полной мере от возникновения ЧС, а государственное управление в таких случаях имеет свою специфику, которая предполагает императивность и оперативность реагирования.

В Республике Беларусь отношения в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера регулируются Законом от 5 мая 1998 года № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Суть реагирования на ЧС заключается в реализации комплекса профилактических мер, в том случае, когда прогнозируется угроза ЧС, а в случае возникновения ЧС в проведении аварийно-спасательных и других видов работ для её ликвидации. Из этого следует, что реагирование на ЧС заключается в предупреждении и ликвидации ЧС.

Для реализации вышеуказанных мероприятий в стране создана Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ГСЧС).

Функционирование ГСЧС осуществляется на республиканском, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Оперативность реагирования ГСЧС заключается в своевременном обнаружении угрозы ЧС и максимально возможном принятии мер по предотвращению возникновения ЧС, а в случае неизбежного возникновения ЧС в

снижении ущерба для здоровья человека, вреда окружающей среде и уменьшении возможного экономического ущерба.

Рис. Концепция защиты от чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь

Оперативное обнаружение угроз ЧС достигается за счет использования государственными органами Республики Беларусь совокупности систем наблюдения для анализа, оценки состояния и изменения, выявленных и потенциальных источников ЧС. Перечень указанных государственных органов определяется Правительством Республики Беларусь, которые объединяются в систему мониторинга и прогнозирования, функционирующую в рамках ГСЧС (поз. 1, рис.).

В случае получения прогноза ЧС или информации о возникшей ЧС необходимо оперативное доведение её до населения, органов управления и сил ГСЧС. Население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, а для этого его нужно заблаговременно оповестить о правилах поведения в определенной ЧС. Эту функцию реализует система оповещения населения, органов управления и сил ГСЧС и гражданской обороны (поз. 2 рис.). На уровне государства эта функция реализуется Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством связи и информатизации и Министерством информации. На территориальном, местном, объектовом и (или) локальном уровнях субъекты системы оповещения определяются местными исполнительными и распорядительными органами.

Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС, организация взаимодействия между аварийно-спасательными и другими службами государственных органов (организаций) при ликвидации ЧС, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляет информационно-управляющая система (далее - ИУС). ИУС также обеспечивает информационную поддержку принятия решений органов ГСЧС всех уровней (поз. 3 рис.).

Особое место в системе защиты населения и территорий от ЧС занимают органы управления (поз. 4, рис.), которые составляют комиссии по ЧС и органы

управления по ЧС, обеспечивающие в своей совокупности управление ГСЧС в целом.

Комиссии по ЧС являются координирующими органами системы. Комиссии по ЧС, по сути, представляют собой коллегиальные орган компетентных руководителей различных элементов системы под началом представителя руководства органа исполнительной власти или руководства конкретного объекта в зависимости от уровня.

Органы управления по ЧС реализуют организационное обеспечение, распределение функций между элементами системы, а также выполняют контрольные функции в пределах своих полномочий.

Комиссии по ЧС и органы управления по ЧС различных уровней обеспечивают принятие решений, направленных на распределение ресурсов, обеспечивающих реагирование на ЧС. Под ресурсами (поз. 5, рис.) следует понимать силы и средства ГСЧС, которые могут быть привлечены для предупреждения и ликвидации ЧС, а также выделяемые на эти цели финансовые средства.

Увеличение объемов техногенной деятельности общества, возросшая частота проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях. В каждой конкретной стране обеспечение защиты населения и территорий от ЧС имеет свою специфику и отличительные особенности. Для белорусской науки изучение специфики этих отношений представляет существенный интерес, так как в настоящее время в Республике Беларусь предполагается введение института гражданской защиты, осуществляется выработка наиболее эффективных путей развития в сфере защиты от ЧС.

Список использованной литературы

1. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 года № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2013 г. № 1051 «Об утверждении основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны».

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.