Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Н.Ю.

В статье рассматриваются особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках химии. Применение описанных приемов обучения приводит к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов. Описаны пути становления навыка разрешения проблем, развития способности к самостоятельному поиску решений практических задач, построению самостоятельных логических рассуждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 12-4(63)

УДК 37.02

Н.Ю. Науменко

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ

В статье рассматриваются особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках химии. Применение описанных приемов обучения приводит к формированию личностных, метапредмет-ных и предметных результатов. Описаны пути становления навыка разрешения проблем, развития способности к самостоятельному поиску решений практических задач, построению самостоятельных логических рассуждений.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, методика обучения химии, метапредметные навыки.

Целью образования согласно Федеральному государственному стандарту является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться, и базирующееся на системно-деятельностном подходе в обучении.

Системно- деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Ведущие методисты- химики утверждают: «Как полноправные и обязательные компоненты школьного химического образования сегодня рассматриваются не только традиционные предметные знания и умения, но и личностные, и метапредметные результаты» [1, с. 145].

Согласно ФГОС одним из метапредметных результатов освоения образовательной программы является владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания [2].

В связи с этим становится актуальным внедрение в практику преподавания проблемно- поисковых задач. Их целью является усиление познавательного интереса учащихся; получение более глубоких знаний и демонстрация их прикладной направленности; развитие умения творчески мыслить.

В процессе решения таких задач необходим умственный поиск. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы [3].

При обучении химии учитель имеет большое число возможностей внедрять подобного рода задания. Например, в ходе изучения темы «Электрохимический ряд напряжений металлов» можно предложить учащимся определить название металла по его физическим и химическим свойствам. Формулировка может быть следующей: исходя из свойств металлов А, В и С определите цинк, медь натрий, если:

- Металл А имеет красновато-коричневый цвет и не реагирует с водой.

- Металл В из-за своей высокой реакционной способности хранится в масле и подвергается очень бурной реакции с водой.

- Металл С вступает в реакцию с водой очень медленно, но интенсивное нагревание приводит к ускорению реакции.

Далее ученикам необходимо записать уравнения химических реакций металлов А, В, С с кислородом, водой, раствором серной кислоты.

При выполнении этого задания школьник учится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Если применять его на этапе закрепления знаний, то одновременно с закреплением углубляется осмысление учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий учащимися.

Используя это задание при контроле знаний можно выявить понимание всей темы, способность устанавливать связи внутри темы и с предыдущими темами курса, умение переносить знания на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Проблемно-поисковые задания также пригодны на этапе усвоения новых знаний. Например, для изучения темы «Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида» можно использовать проблемный вопрос для обсуждения в микрогруппах: чем объяснить широкий диапазон использования алюминия? При-

© Науменко Н. Ю., 2016.

Научный руководитель: Демидович Елена Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет (филиал в г. Тара), Россия.

Вестник магистратуры. 2016. № 12-4(63).

ISSN 2223-4047

вести историческую справку о том, что в 1825 г. алюминий стоил в 1500 раз дороже железа, в наши дни лишь втрое. Сегодня применять алюминий гораздо более выгодно чем большинство других металлов. Почему?

После обсуждения различных предположений для проверки своей гипотезы группе учеников имеет смысл предложить изучить процесс получения алюминия электролизом оксида алюминия, используя текст учебника, Интернет- ресурсы, справочную литературу. Затем обсудить в группе следующие вопросы:

1. Оксид получают очищением боксита. Укажите, почему для получения оксида алюминия используют боксит?

2. Напишите формулу оксида алюминия.

3. Напишите уравнения реакций на электродах при электролизе оксида алюминия

4. Изобразите схему электролиза оксида алюминия. Укажите в схеме составные части процесса.

5. Почему оба электрода сделаны из углерода?

6. Почему стальное покрытие ванны выкладывают из кирпича затем покрывают углеродом, а не из чистого углерода?

7. Где хранят полученный алюминий?

8. Температура плавления оксида алюминия 2072 oC. Его растворяют в криолите (Na3AlF6) для расплавления смеси при 955 oC. Почему не расплавляют чистый оксид алюминия?

9. Какие меры предосторожности принимаются в процессе, чтобы обеспечить безопасность и свести к минимуму воздействие на окружающую среду?

По итогам работы учащиеся смогут понять, подтвердилась ли гипотеза, выдвинутая ими в начале урока. Такая деятельность направлена на самостоятельное изучение нового материала, оно будет более успешно, если ученики активно принимают участие в обсуждении, с интересом выполняют задания, задают вопросы, находя непонятые элементы.

Задачей учителя на таких уроках является создание благоприятных условий для реализации способностей учащихся, результатом станет осуществление познавательной деятельности и повышение их мотивации к изучению [4, с. 50].

Одним из основных методов обучения химии является конечно же химический эксперимент. Когда учащиеся работают с лабораторным оборудованием и реактивами у них развиваются практические умения, используемые в жизни, воспитывается аккуратность и бережливость.

При исследовании активности металлов можно применить следующее экспериментальное задание: используя предоставленное оборудование и реактивы (кальций, цинк, медь, магний, фенолфталеин, дистиллированная вода, пробирки, спиртовка, пробиркодержатель) составьте собственный ряд активности металлов. Ученикам предлагается прилить воды и раствор фенофталеина к данным образцам металлов и острожно нагреть, записать наблюдения и уравнения протекающих реакций. Затем нужно сравнить результаты эксперимента и расположить рассмотренные металлы в порядке возрастания их химической активности.

В данной работе ученик достигает предметной цели обучения, если делает вывод о химической активности металлов, опираясь на их свойства. Также здесь развиваются метапредметные умения, т. к. составив план и работая по нему, ученик сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки самостоятельно, строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Таким образом, деятельностный подход направлен на индивидуальное развитие каждого ученика, совершенствование его навыков. При его использовании создаются благоприятные условия для повышения интеллектуальной активности учащихся, творческого освоения нового материала. В процессе такого обучения развивается научное мышление, формируются важные личностные качества.

Библиографический список

1. Журин А. А., Заграничная Н. А. Химия. Метапредметные результаты обучения. М.: Вако, 2014. 208 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.

3. http://festival.1september.ru/articles/630752/ (дата обращения 24.11.2016).

4. Ситдикова Г. Г. Активные методы обучения в урочной и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 50-52.

НАУМЕНКО НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА - магистрант, Омский государственный педагогический университет (филиал в г. Тара), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.