Научная статья на тему 'Реализация самостоятельной работы студентов в компетентностной модели'

Реализация самостоятельной работы студентов в компетентностной модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / STUDENTS'SELF-SUPPORTING COGNITIVE WORK / SCIENTIFIC RESEARCH / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарф Ирина Валерьевна

Компетентностная модель высшего профессионального образования предполагает расширение самостоятельной познавательной работы студентов, на которую оказывают влияние определенные факторы. Учет этих факторов позволит улучшить качество учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарф Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of students' self-cognitive work in a competence model

Competence model of higher education implies broadening of self-supporting cognitive students' work, which is influenced by certain factors. Being taken into account these factors will improve the quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «Реализация самостоятельной работы студентов в компетентностной модели»

При выборе интегральных показателей сформированности компетенций безопасности жизнедеятельности специалистов необходимо учитывать основные требования квалиметрии: обеспечение репрезентативности; полнота набора существенных признаков, присущих предмету исследования; учет значимых качеств; выбор методов выявления и фиксации фундаментальных характеристик непосредственно в действиях обучающихся или продуктах их деятельности; формализация системы оцениваемых признаков; представление результатов в простой и доступной форме, позволяющей выделять информационную, измерительную и эталонную части, анализировать и интерпретировать данные.

Литература

1. Проект ФГОС среднего (полного) общего

образования / Разработан под руководством Л.П. Кезиной, А.М. Кондакова. М.: ИСИО РАО, 2011.

2. Девисилов В.А. Российский приоритет -

человеческий капитал // Безопасность в техносфере. 2008. № 2. С. 3-10.

3. Девисилов В.А. Компетенции по безопас-

ности жизнедеятельности в стандартах высшего образования // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 178-180.

4. Девисилов В.А. Концептуальные основы

образования в области безопасности// Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 27-31.

5. Горина Л.Н, Данилина Н.Е. Модель сис-

темы оценки сформированности компетентности безопасности жизнедеятельности человека // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 3(3), С. 612-619.

6. Разработка принципов компьютерной ди-

агностики психофизиологических состояний человека как метода оценки профессиональной готовности персонала / Б.Ч. Месхи [и др.] // Эффективные и технологические процессы в металлургии, машиностроении и станкоинструментальной промышленности: Сб. тр. Междунар. науч.-техн. конф. в рамках Промышленного конгресса Юга России и междунар. специализир. выставки «Метмаш. Стан-коинструмент - 2007», 3-5 сент. / ВЦ «Вер-толЭкспо». Ростов н/Д, 2007. Секц. 5. С. 268-273.

7. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценива-

ние компетенций в образовании. Ростов н/Д: Аркол, 2010. 386 с.

MESKHIB. PERSONAL AND SOCIAL SAFETY COMPETENCES IN EDUCATIONAL STANDARDS AND PRESENT-DAY LIFE

Successive representation of competence level requirements to personal and social safety in educational standards of secondary and higher school is shown. The most important competences that ensure the professional values required for the safety in professional activities are underlined.

Keywords: higher education, standards of education, competences in the sphere of safety and security.

И.В. ШАРФ, доцент Реализация самостоятельной

Томский политехнический работы студентов

университет в компетентностной модели

Компетентностная модель высшего профессионального образования предполагает расширение самостоятельной познавательной работы студентов, на которую оказывают влияние определенные факторы. Учет этих факторов позволит улучшить качество учебного процесса.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская деятельность, образовательные технологии.

В условиях возросшей конкуренции работодатель желает получить высококвалифицированного специалиста с высшим образованием, способного адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда и умеющих быстро обучаться. Современная экономика заинтересована не только в профессионале, но и в разносторонней личности, обладающей такими качествами, как самостоятельность, мобильность, деловая активность, умение работать в коллективе, принимать решения, что и отражено в ФГОС. Задача высшей школы состоит не только в вооружении выпускника набором фундаментальных знаний, но и в формировании личности выпускника, способного эффективно применять знания, умения и навыки в стандартных и нестандартных ситуациях; мотивированного постоянно совершенствовать свой образовательный и профессиональный уровень, использовать разнообразные источники информации, востребованные его профессиональной деятельностью; готового к горизонтальной мобильности в течение трудовой жизни. В этом плане построение компетентностной модели высшего профессионального образования актуально и стратегически оправданно.

Компетентностный подход предполагает наличие в федеральных образовательных стандартах общекультурных и профессиональных компетенций, в соответствии с которыми строится учебный план. Приведем пример компетенций по направлению «Нефтегазовое дело », которые можно применить при составлении рабочей программы дисциплины «Основы экономической деятельности предприятий нефтегазового комплекса».

ПК-13: использовать методы технико-экономического анализа;

ПК-2: использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделиро-

вания, теоретического и экспериментального исследования;

ОК-20: адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности;

ОК-15: понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности;

ОК-13: использовать основные положения социальных, гуманитарныхи экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

В такого рода формулировках нельзя увидеть глубину и широту охвата изучаемого материала в области экономики, степень фундаментальности его освоения. Между тем коммерческие организации, помимо фундаментальных, прикладных и комплексных видов компетенций, выделяют такие их уровни, как начальный, базовый, квалифицированный. В табл. 1 приведены отличия этих уровней в нефтяной компании ТНК-ВР. В табл. 2 приведены знания, умения и навыки в области экономической оценки.

Возникают вопросы: возможна ли дифференциация и конкретизация компетенций в рамках ООП, учебной программы и какому уровню должен соответствовать бакалавр, магистр? Каким образом должен строиться образовательный процесс, чтобы выпускник был способен к самостоятельной работе и соответствовал уровню выше начального? Учет этих моментов необходим также для оценки результативности учебного процесса.

Компетентностный подход предполагает усиление самостоятельной работы студентов. Так, бакалавр должен обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-1); логически верно, аргументированно и ясно строить письменную и устную речь (ОК-3); проявлять инициати-

Таблица 1

Соответствие знаний, умений и навыков определенным уровням компетенций

Начальный Базовый Квалифицированный

- Понимает базовые принципы. - Имеет общее представление о навыках/знаниях и целях/применимости этих навыков/знаний, хотя необязательно имел практический опыт в этой области. - Нуждается в руководящих указаниях и в направлении. Работа детально проверяется руководителем или специалистом в данной области. - Обладает широкими знаниями основ и методов применения, приобретенными через практический опыт. В текущий момент, возможно, работает в данной области. - Знаком с правилами ведения бизнеса в отрасли и с политиками, принятыми в ТНК-ВР. - Применяет знания на практике, часто на постоянной основе. - Некоторая степень ответственности и самостоятельности в работе, хотя в основном работает под руководством. - Знает, когда и к кому обратиться за поддержкой и представить результаты проведенной работы для проверки - Недавно или уже в течение какого-то времени работает в данной сфере и обладает детальным знанием принципов профессиональной деятельности и имеет практический опыт, приобретенный в нескольких областях. - Понимает и применяет соответствующие стандарты отрасли и политики компании. - Умеет управлять широким сектором деятельности. - Эффективно справляется как со сложными, так и с нестандартными заданиями. - Существенная самостоятельность в работе: работает с минимальным контролем со стороны руководства или полностью самостоятелен - Признается коллегами в качестве специалиста в данной области. - Активно участвует в обмене информацией и опытом.

ву, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК-6); стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-1).

Рассмотрим проблему с разных позиций: студента, профессорско-преподавательского состава и с позиции самого учебного процесса.

В настоящее время различными социологическими данными фиксируется снижение уровня знаний и подготовленности абитуриентов, что особенно ярко заметно при наборе на технические специальности, где требуется освоение сложных программ. Например, по результатам исследования ВШЭ, уровень подготовки поступивших на технические специальности соответствует традиционной «тройке». С одной стороны, штатный режим ЕГЭ и новый порядок при-

ема позволили в гораздо большей степени обеспечить доступность профессионального образования для выпускников школ в соответствии с их желанием и уровнем подготовки, а также ускорили процесс вытеснения псевдовузов с рынка образовательных услуг. Но, с другой стороны, системные проблемы средней школы, возможность платного обучения в вузе, существующая демографическая ситуация способствуют снижению общего уровня знаний и умений. В вузах остро ощущается дефицит творческих и инициативных студентов. Имеется в виду основная масса студентов, которые за время обучения в бакалавриате должны сформировать личностные качества и определенные компетенции, необходимые в дальнейшей учебе и работе. Поэтому бакалавриат -это наиважнейшая ступень образования, которая формирует будущего высококвалифицированного работника, ученого и преподавателя высшей школы, эта та ступень, на которой проявляются и формируются

Компетентностные уровни в области экономической оценки

Таблица 2

Начальный

Базовый

Квалифицированный

- Понимает концепцию временной стоимости денег, денежного потока и приведенной стоимости и то, как они связаны через модель чистого дисконтированного денежного потока.

- Знает, как рассчитывается чистая приведенная стоимость капитальных вложений и других финансовых проектов.

- Понимает, как строится финансовая модель с учетом налоговой системы РФ и условий контракта.

- Имеет представление о принципах бухгалтерского учета: понимает отчет о прибылях и убытках, баланс и отчет о движении денежной наличности

- При наличии всех необходимых исходных данных сможет построить экономическую модель для расчета чистой приведенной стоимости капитальных вложений и рассчитать другие экономические показатели эффективности (внутреннюю норму рентабельности, индекс доходности, дисконтированный период окупаемости).

- Умеет проводить сравнительный анализ проекта с лучшими проектами.

- Анализирует чувствительность проекта и находит точку безубыточности.

- Знает, как рассчитывается средневзвешенная стоимость капитала.

- Умеет пользоваться необходимым ПО для экономической оценки проектов

- Используя модель чистого дисконтированного денежного потока, принимает финансовые решения (в отношении управления капиталом, доходами и рабочим капиталом).

- Понимает концепцию источников образования стоимости и способов ее использования для определения инвестиционных возможностей.

- Умеет оценивать мероприятия по повышению эффективности.

- Принимает во внимание риски путем расчета ожидаемой стоимости при построении модели дисконтированных денежных потоков.

- Знает различные методы оценки рисков.

- Понимает, как то или иное производственное или коммерческое решение влияет на экономику.

- Принимает участие в написании финансовых меморандумов и умеет объяснить инвестиционный проект в деталях.

- Умеет разработать гипотезу инвестиционного проекта и показать, что проект соответствует стратегии.

- Умеет обосновать оценку стоимости и представить детальный анализ в переговорах.

- Знаком с методами оценки компаний (метод дисконтированных денежных потоков, метод сравнений).

- Может анализировать портфель вариантов, используя соответствующее ПО

интересы студента в области бизнеса и науки. Таким образом, перед профессорско-преподавательским составом стоит задача усиления личностно- и проблемно-ориентированного обучения, отвечающего потребностям работодателя, что реализуется посредством соответствующей корректировки учебных планов и требует адекватных педагогических технологий, необходимых для выявления и совершенствования "сущностных сил" человека.

Нынешние учебные программы - это по-прежнему лекционные, семинарские практические и лабораторные работы рутинного характера, на которых преподаватель работает с группой студентов (по большому счету - с несколькими целеустремленными личностями). Между тем компе-

тентностный подход предполагает внедрение, помимо традиционных методов обучения, новых образовательных технологий. Как известно, образовательные технологии - это организованная в различных формах образовательная деятельность преподавателей и студентов с использованием различных методов обучения, преподавания и оценивания. К ним относятся, например, семинар в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, вузовские и межвузовские телеконференции, мастер-классы специалистов, экспертов, встречи с представителями российских и иностранных компаний, общественных и государственных организаций.

По новым стандартам не менее 50% аудиторных занятий должны проводиться в интерактивной форме, а занятия лекционного типа должны составлять максимум 50% в бакалавриате и 30% в магистратуре. Самостоятельная познавательная деятельность - это активное, целенаправленное приобретение студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия преподавателей. Такая деятельность должна являться главной составляющей технологии образовательного процесса, организуемого и осуществляемого в виде аудиторных и внеаудиторных занятий. Активная самостоятельная работа, позволяющая усилить образовательную составляющую учебного процесса, возможна только при наличии у студента серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности и создание базы для будущего профессионального роста и карьеры.

Основная цель организации самостоятельной работы заключается в овладении студентом навыками творческой деятельности в решении профессиональных, научных и исследовательских задач с использованием ранее полученных теоретических знаний, в приобретении необходимых профессиональных и иных компетенций, которые он должен будет совершенствовать в течение всей жизни. За время учебы студент должен научиться самостоятельно приобретать знания, овладевать способами познавательной деятельности, применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.

Эффективность самостоятельной работы студента во многом зависит от преподавателя, а именно:

• от его профессиональной компетенции;

• от умения формировать отношение студента к самостоятельной работе;

• от умения передавать профессиональные навыки студентам и управлять про-

цессом формирования у студентов профессиональных навыков;

• от умения работать со студентами индивидуально или в творческом коллективе;

• от владения компьютерными технологиями, позволяющими реализовать совместное со студентами творчество.

На наш взгляд, компетентностный подход - это прежде всего индивидуализация обучения, а следовательно, внедрение новой модели обучения. Как известно, на протяжении многих десятилетий реализовы-валась учебно-дисциплинарная модель обучения, где преподаватель выступал в качестве человека, дающего знания, а самостоятельная познавательная деятельность обучающегося сводилась к написанию рефератов, курсовых и дипломов. В компе-тентностной модели преподавателю отводится иная роль. Он выступает не только как лектор, но и как наставник, коллега по исследовательской работе. Применительно к новым требованиям самостоятельная, а также научно-исследовательская работа должна строиться не только на постановке изучаемой проблемы, поиске спектра решений, описывающих с разных позиций проблемную ситуацию, но и на обучении исследовательской деятельности. Нашего студента приходится учить структурировать имеющийся материал, находить необходимые источники информации, формулировать основную мысль научно-публицистической статьи, видеть в предметном поле причинно-следственные связи и т.д.

Обратим внимание на некоторые моменты.

Обучение в вузе предполагает, что самостоятельная работа, не предусмотренная учебным планом и учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими ее содержание, осуществляется студентами инициативно, т.е. с целью реализации собственных учебных и научных интересов. Допустим, студент выбирает не одну дисциплину из вариативного пе-

речня учебного плана профиля, а двух. Составленное расписание позволяет ему без ущерба посещать занятия по всем выбранным дисциплинам и получить по ним зачет или экзамен. Однако в дипломе бакалавра или магистра может быть указан зачет или экзамен только по одной дисциплине. Не является ли это ущемлением прав студента и определенным фактором снижения его стремления к знаниям и к овладению компетенциями, а затем и конкурентоспособности на рынке труда? Может, стоит подумать о фиксации пройденных сверх учебного плана факультативных курсов, участия в грантах и хоздоговорных работах вуза в приложении к диплому? Ведь диплом должен быть «результатом полученных знаний, умений и компетенций» не только для работодателя, но и для самого студента.

Системные факторы касаются организации учебного процесса, в котором определенная роль отводится оценке результативности полученных компетенций и учеб-

но-методическому обеспечению дисциплины. Как известно, компетентностный подход предполагает развитие не только профессиональных, но и общекультурных компетенций, которые реализуются прежде всего в общественной жизни студента. В связи с этим необходимы критерии оценки общекультурных компетенций и способы их фиксации в балльно-рейтинговой системе оценки компетенций студента. Должны ли отражаться при этом условия их овладения в основной образовательной программе и индивидуальном плане студента?

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что внедрение новой модели образования потребует разного рода ресурсов и затрат как от институциональных структур, так и от студента и преподавателя. Ожидать положительных результатов, удовлетворяющих все заинтересованные стороны - государство, общество, обучающихся, профессиональное и научное сообщество, - в краткосрочной перспективе вряд ли возможно.

SHARF I. THE IMPLEMENTATION OF STUDENTS' SELF-COGNITIVE WORK IN A COMPETENCE MODEL

Competence model ofhigher education implies broadening of self-supporting cognitive students' work, which is influenced by certain factors. Being taken into account these factors will improve the quality of the educational process.

Keywords: students'self-supporting cognitive work, scientific research, educational technology.

В.С. СЕНАШЕНКО, профессор Е.А. КОНЬКОВА, аспирант М.Н. КОМБАРОВА, магистр Российский университет дружбы народов

Социально-воспитательная среда вуза как основа воспитания и социализации студенчества

Обсуждаются проблемы формирования социально-воспитательной среды вуза как основы воспитания и социализации студентов в условиях интернационального вуза с учетом особенностей не только индивидуального личностного развития студентов, но и их разной этнокультурной идентичности.

Ключевые слова: социально-воспитательная среда вуза, поликультурный социум, этнокультурная идентичность студента, поликультурная компетентность, субъект-субъектная образовательная модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.