Научная статья на тему 'Реализация ресурсного потенциала ЖКХ на основе инноваций в сфере экологической безопасности'

Реализация ресурсного потенциала ЖКХ на основе инноваций в сфере экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ECOLOGICAL SAFETY / RESOURCE POTENTIAL / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Феклистов Олег Иванович

Исследуются актуальные проблемы функционирования и совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства в условиях ее инновационного развития. Значительное место уделено анализу современного потенциала жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource potential of housing and communal services realization on the basis of innovations in ecological safety

Actual problems of functioning and perfection of system of housing and communal services in the conditions of its innovative development are investigated. The important place is given the analysis of modern potential of housing and communal services.

Текст научной работы на тему «Реализация ресурсного потенциала ЖКХ на основе инноваций в сфере экологической безопасности»

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

О. И. ФЕКЛИСТОВ

Олег Иванович Феклистов — кандидат экономических наук, доцент. В 2001 г. закончил СПбГУЭФ, в 2005 г. — защитил кандидатскую диссертацию. Докторант СПбГУЭФ. Автор 43 публикаций.

Область научной специализации — экономика ЖКХ, ресурсное обеспечение и инновационное развитие жилищно-коммунального сектора.

^ ^ ^

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖКХ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сегодня большое внимание уделяется социально-экономическим проблемам ЖКХ. По этой проблематике в экспертном и профессиональном сообществе ведется напряженная дискуссия. Однако следует также отметить, что предприятия ЖКХ и собственно население территорий являются основными природопользователями, соответственно и экологическая обстановка в тех или иных населенных пунктах в значительной мере определяется, прежде всего, эффективностью работы предприятий ЖКХ.

Так, например, система управления отходами состоит из сбора, транспортировки и переработки. Составляющей этой системы является схема управления санитарной очисткой от твердых бытовых отходов (ТБО). Проблемы системы управления отходами определяются сегодня недостаточностью научно-методической базы, отсутствием эффективной системы рециклирования, неразвитостью механизмов координации и сотрудничества между регионами по проблемам отходов. В свою очередь, у системы санитарной очистки от ТБО также имеется несколько существенных недостатков: исторически сложившийся акцент на сброс отходов на свалки как основной способ конечного «обезвреживания»; недостаточное внимание к сортировке, переработке и рециклированию ТБО.

В настоящее время в развитых странах на душу населения ежедневно образуется от трех до четырех килограммов бытовых отходов, а значит, в год накапливаются сотни миллионов тонн мусора. Конечно, ни в одной стране мира проблема абсолютной утилизации мусора полностью пока не решена. К примеру, в Японии население не платит за утилизацию мусора, который там сжигают в весьма дорогостоящих печах. Менталитет японцев таков, что, если их заставить оплачивать из своего кармана уничтожение бытовых отходов, они будут выкидывать их в неустановленных местах. В Германии же население не только платит, но еще и скрупулезно сортирует мусор по специально предназначенным для того или иного вида отходов мусоросборникам. Самый дисциплинированный народ по части утилизации мусора проживает в Австрии: жители этой страны все строго расфасовывают по специальным контейнерам. В США домашние установки по размельчению мусора и спуску его в канализацию есть буквально в каждом доме.

В России проблемы с мусором традиционно решались очень просто — его вывозили в необитаемые места и сваливали в кучу. Практически так же дело обстоит и сейчас. Только эти места теперь называют полигонами, а мусор — твердыми бытовыми отходами. Под определение ТБО подпадают: пищевые остатки, бумага, картон, древесина, текстиль, стекло, кожа, резина, камни, старая мебель, бытовая техника. Словом, все то, от чего люди

ГРНТИ 06.61.53 © О. И Феклистов, 2009

64

О. И. Феклистов

освобождают свои дома, уже нимало не заботясь о том, что с ним будет дальше. В настоящее время на территории страны в отводах и хранилищах накоплено около 80 млрд т твердых отходов, причем токсичных из них более 1,4 млрд т. Только под свалки и полигоны ТБО ежегодно официально отводится около 10 тыс. га земли. Каждый год на территории России образуется около 7 млрд т всех видов отходов, из которых в той или иной мере используется лишь 2 млрд т. Самым распространенным методом утилизации до настоящего времени остается захоронение 90 % несортированных отходов на свалках и полигонах, занимающих площадь свыше 40 тыс. га. При этом ежегодно из общей мусорной массы закапывается до 90 % полезной продукции: около 9 млн т макулатуры, 1,5 млн т черных и цветных металлов, 2 млн т полимерных материалов, 10 млн т пищевых отходов, 0,5 млн т стекла. Не отстают в деле пополнения мусорных запасов страны Санкт-Петербург и Ленинградская область. Большинство свалок отходов уже давно не соответствует никаким санитарно-эпидемиологическим требованиям. Почти все они превратились в экологически опасные объекты: горы мусора выделяют угарный газ, метан и другие неприятные и даже вредные соединения. Плюс — болезнетворные микроорганизмы и вечные спутники свалок — грызуны [1].

Следствием этого нередко является опасное загрязнение не только воздуха, почвы, но и водных источников, из которых вода может затем проникнуть в системы водоснабжения населенных пунктов. Правда, здесь все же предпринимаются определенные действия.

Так, например, в 2006 г. Правительство Ленинградской области вынуждено было принять целевую программу по обеспечению населения питьевой водой на период 2007-2010 годов. Она предусматривает строительство и реконструкцию централизованных систем водоснабжения и обеспечение зон санитарной охраны. Общий объем финансирования программы — свыше 530 млн рублей. Из них 330 млн приходится на муниципалитеты и внебюджетные источники. Протяженность водопроводной сети области составляет 4540 км. Почти вся она (95 %) находится в ведении муниципалитетов и пропускает 800 тыс. кубометров питьевой воды в сутки. В основном жители области пьют воду из поверхностных водоемов (63 % потребителей), из подземных источников добывается лишь 37 % воды. В целом на модернизацию системы водоснабжения и водоотведения необходимо 2,5 млрд рублей. Но пока областные власти к таким вложениям не готовы [2].

По данным Роспотребнадзора почти четверть источников централизованного водоснабжения не отвечает санитарным нормам. Самая грязная вода, например, в Волосовском районе: здесь 67 % проб не соответствуют нормам. Неблагополучной эксперты считают ситуацию в Приозерском, Волховском, Гатчинском, Тихвинском, Кингисеппском и Ломоносовском районах. За последние годы качество воды значительно ухудшилось, что подтверждается постоянным ростом кишечных инфекционных заболеваний и числа заражений гепатитом. Например, в Бокситогорске за 2005 г. по сравнению с 2004 г. количество заболеваний острым вирусным гепатитом увеличилось в 4,6 раза, в поселках Русско-Высоцкое и Невская Дубровка — более чем в 7 раз. Как считают областные экологи, причины проблемы — в ухудшении качества воды в водоемах, а также сильный износ водозаборных и очистных сооружений региона (до 60,5 %). Некоторые из них эксплуатируются веками (например, водозабору «Орловские ключи» — 230 лет).

Сегодня планами Европейского сообщества на 2010 г. намечен полный запрет на открытие новых полигонов для захоронения ТБО. В то же время планируется увеличить долю предприятий, ориентированных на их сжигание и переработку. Уже в 80-х годах прошлого века появились первые заводы термической обработки мусора, или, как их еще называют, мусоросжигательные заводы (МСЗ). Поначалу их деятельность казалась едва ли не панацеей от надвигающейся «мусорной беды». Мало того, что сжигание позволяло уменьшить объем отходов в 2-10 раз, появилась реальная возможность использовать тепло, вырабатываемое при сжигании, для получения относительно недорогой электроэнергии. Но в скором времени выяснилось, что все положительные моменты, присущие термической обработке ТБО, меркнут перед тем фактом, что во время сжигания происходит довольно мощный выброс в атмосферу множества вредных веществ. При сжигании твердых бытовых отходов в дымовых газах накапливается значительное количество токсичных хлорсодержащих компонентов — диоксидов и фура-нов. Эти синтетические яды появляются при температуре 250-800° С и образуют большую группу химических соединений, опасных не только своей токсичностью, но и способностью оставаться в окружающей среде, не разлагаясь, в течение как минимум 10 лет.

Несмотря на существующие проблемы, мусоросжигающие заводы (МСЗ) действуют сегодня в 20 странах мира. В их число входит и Россия, хотя доля, приходящаяся на переработку отходов посредством МСЗ, по сравнению с ведущими странами невелика, всего около 2 %. Лидируют же в этой области такие государства, как Франция, Германия, Япония и Австрия. На их долю приходится более 40 % ТБО, подвергающихся термической обработке.

В мировой практике существует еще один способ утилизации твердых бытовых отходов — биотехнологический, представляющий собой компостирование мусора. Суть его заключается в биохимическом процессе разложения органической части ТБО микроорганизмами. Для компостирования, т. е. биотермической переработки легкогниющих веществ в органическое гумусообразное удобрение, необходимо три момента: сырье, аэробные микробы и время. Самым слабым местом биотехнологии является наличие таких неразлагающихся компонен-

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

65

тов, как цинк, медь и свинец, загрязняющих почву и грунтовые воды. Подобная технология утилизации мусора используется такими странами, как Франция, Швеция и Нидерланды, большего же распространения она пока не получила. Применение технологий высокой переработки мусора остается для России делом пока весьма отдаленного будущего. В первую очередь, вероятно, в силу дороговизны.

В то же время опыт переработки ТБО в России и зарубежных странах свидетельствует, что еще не существует какого-либо единого универсального метода, удовлетворяющего современным требованиям экономики и ресурсосбережения. Конкретно для каждого региона и поселения метод переработки ТБО должен выбираться, исходя из местных условий. Однако централизованная государственная система учета, сбора и использования вторичных ресурсов до сих пор отсутствует. Это объясняется, прежде всего, тем, что при переходе к рыночной системе хозяйствования не были созданы условия, которые стимулировали бы утилизацию. Не существует ни федеральной, ни региональных программ переработки существующих и будущих мусорных завалов. Соответственно, отсутствует и финансирование. По оценкам специалистов, через два с половиной года объем образующегося в крупных городах мусора может увеличиться вдвое.

Думается, что сегодня назрела необходимость демонополизации сферы деятельности, связанной со сбором, вывозом и утилизацией отходов. Полагаем, что в этой сфере возможно и необходимо развитие. Правда, обращение с отходами требует больших инвестиций, но для того чтобы инвесторы смогли прийти в эту область, они должны понимать правила игры и знать, что их на этом рынке ожидает. Госдума РФ на одном из пленарных заседаний приняла законопроект «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания». Документ поддержали единогласно 349 депутатов. Целью данного закона является привлечение инвестиций для использования, реконструкции, модернизации или создания нового муниципального имущества в коммунальном комплексе, в который входят системы тепло-, газо-, и водоснабжения, канализации, городской общественный транспорт, благоустройство, утилизация бытовых отходов. В законопроекте оговаривается, что муниципалитет может передавать объекты ЖКХ в управление частным организациям на правах аренды, доверительного управления и подряда. Кроме того, предприятия коммунального хозяйства могут передаваться в эксплуатацию частным компаниям без каких-либо инвестиционных обязательств с их стороны. Возможно, приход частного капитала в ЖКХ поможет избежать превращения России в гигантскую свалку мусора.

В связи с этим следует сказать несколько слов и о такой современной форме управления активами государства, предприятиями системы ЖКХ, какой является концессионная форма управления. Такая форма, по нашему мнению, в современных условиях является наиболее действенной и перспективной. Под концессией при этом понимается система отношений, при которой государство или муниципальное образование (концедент) для достижения общественно значимых целей передают концессионеру — физическому или юридическому лицу — право осуществлять (как правило, на договорной основе) некоторые из своих функций по владению, пользованию, а при определенных условиях и распоряжению государственной и, соответственно, муниципальной собственностью в течение срока действия концессионного договора.

Основными преимуществами использования механизма передачи предприятий в концессию являются: ограничение финансового участия муниципальных образований в осуществлении проектов; создание конкурентной среды в ЖКХ; приток денежных средств в ЖКХ; мультипликативные эффекты в муниципальной экономике от инвестиций концессионера; создание дополнительного количества рабочих мест; рост объемов муниципального имущества (после истечения срока договора в собственность муниципального образования переходит объект, оснащенный современным оборудованием) [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесникова А. А. Оплата услуг ЖКХ населением и социальная защита малообеспеченных граждан в российских регионах // Вопросы статистики. 2004. № 2. С. 74-80.

2. Чернышев Л. Н. Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. М.: МЦФЭР, 1996. 256 с.

3. Ясин Е. Г. Политическая экономия реформы ЖКХ // Экономическая политика. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006. 51 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.