Научная статья на тему 'Реализация психологического компонента педагогической деятельности'

Реализация психологического компонента педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / EFFICIENCY (EFFECTIVENESS) OF THE EDUCATIONAL AND LEARNING ACTIVITY / A PEDAGOGICAL ACTIVITY / TYPES OF THE PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурлигаянова Ольга Борисовна

В статье отражена специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции, виды. Выделены критерии эффективности воспитательной и обучающей педагогической деятельности. Обозначена выраженность эффективности педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of a Psychological Component of the Pedagogical Activity

This article is about specific features of the pedagogical activity, its components, functions, types. The criteria of the educational and learning pedagogical activity efficiency are allocated. Expressiveness of the pedagogical activity efficiency is designated.

Текст научной работы на тему «Реализация психологического компонента педагогической деятельности»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

О. Б. Нурлигаянова

Реализация психологического компонента педагогической деятельности

В статье отражена специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции, виды. Выделены критерии эффективности воспитательной и обучающей педагогической деятельности. Обозначена выраженность эффективности педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, виды педагогической деятельности, эффективность воспитательной и обучающей деятельности, психологический компонент.

О. B. Nurligayanova

Realization of a Psychological Component of the Pedagogical Activity

This article is about specific features of the pedagogical activity, its components, functions, types. The criteria of the educational and learning pedagogical activity efficiency are allocated. Expressiveness of the pedagogical activity efficiency is designated.

Key words: a pedagogical activity, types of the pedagogical activity, efficiency (effectiveness) of the educational and learning activity.

Рассматривая психологическое содержание педагогической деятельности необходимо отметить, что В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев в своих работах различают социокультурный контекст педагогической деятельности и контекст личностного самоопределения будущего педагога [10, с. 72-80].

Специфику педагогической деятельности можно определить через ее высшую, конечную цель, мотив-цель (по А. Н. Леонтьеву), которая есть результат присвоения субъектом общественно-исторически обусловленной функции педагогической деятельности. Достижение конечной цели педагогической деятельности - формирование и развитие личности ребенка, может осуществляться только в организации взаимодействия, имеющего характер сотрудничества, сотворчества учителя и учащихся (а также учащихся между собой), где задача педагога не приспосабливать ученика к учебному материалу, а «все содержание образования подчинить его развитию как высшей цели» [7, с. 12].

Деятельность, с точки зрения К. А. Абульха-новой-Славской, тем более педагогическая, никогда не побуждается одним мотивом [1, с. 217].

И хотя «потребностный профиль ведущей деятельности», по мнению Ю. М. Орлова [8], у людей не может быть одинаковым, незыблемым остается положение, что педагогическая деятельность сохраняет свою общественную ценность до тех пор, пока создание условий для развития и саморазвития личности растущего человека остается ее ведущим побуждением.

В педагогической деятельности Н. В. Кузьмина выделила ряд главных взаимосвязанных компонентов. Ею описаны конструктивная, организаторская и коммуникативная деятельности [5, с. 82-91]. Несколько позднее Н. В. Кузьмина описала четвертый компонент педагогической деятельности - гностический, включающий в себя изучение учителем: 1) объекта своей деятельности (учащихся); 2) содержания, средств, форм и методов, с помощью которых эта деятельность осуществляется; 3) достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях сознательного ее совершенствования [4, с. 40].

В своем исследовании А. Э. Штеймец [11] выделяет 4 функции педагогической деятельности: конструктивную, исследовательскую, коммуникативную и рефлексивную.

© Нурлигаянова О. Б., 2011

Говоря о структуре педагогической деятельности, А. И. Щербаков [12, с. 3-29] описал 8 функций, выделенных им совместно с Н. А. Рыковым по итогам психологического анализа деятельности учителя-биолога. Четыре из них - специфически педагогические функции: информационная; мобилизационная (мотивационная); развивающая; ориентационная, производная от нравственных факторов. Что касается четырех других функций, то речь идет о трех первых функциях, выделенных Н. В. Кузьминой [5], -конструктивной, организаторской, коммуникативной, а также об исследовательской функции, описанной ранее самим А. И. Щербаковым [12]. Последние 4 функции не являются специфически педагогическими, а являются общетрудовыми, так как они имеют место во всех видах современного квалифицированного труда.

Дальнейшее развитие вопроса характеризуется значительным расширением перечня функций, которыми пользуются разные исследователи. При этом помимо функций, выделенных Н. В. Кузьминой, А. И. Щербаковым и их сотрудниками, появились новые. Так, у 3. В. Голевой и А. К. Данилевич [3, с. 67-68] выделяют 9 функций: формирующая, диагностическая, прогностическая, конструктивная, организаторская, коммуникативная, исследовательская, общественно-политическая, аналитическая.

Педагогическая деятельность носит полиструктурный и многоуровневый характер, направлена, прежде всего, на развитие другого человека. Выполняет 4 основных функции: конструктивную, исследовательскую, коммуникативную и рефлексивную.

В педагогической деятельности Н. Б. Авалуев [2] выделяет 4 особых вида профессиональной деятельности педагога: организационно-управленческая, обучающая, воспитательная и методическая. Обучающая и воспитательная деятельности направлены на формирование способности у учащихся к организации и осуществлению разнообразной по содержанию совместной деятельности.

Рассматривая воспитательную и обучающую деятельность как один из видов профессиональной деятельности педагога, необходимо характеризовать не только особенности и закономерности этих видов деятельности, но и определять сущность результатов воспитания и обучения. Оценкой качества образования занимались

М. М. Поташник [9, с. 49], А. А. Макаров [6, с. 37], изучением проблемы «эффективность обучения»: Ю. К. Бабанский, В. М. Блинов, Н. В. Кухарев, В. П. Симонов, Ю. А. Конаржев-ский, Л. Ф. Колесников и другие, наряду с которыми выделяется ряд ученых, занимающихся изучением проблемы «эффективность воспитания»: Л. В. Байбородова, Б. П. Битинас, Н. К. Голубев, Т. В. Кабуш, Н. В. Кухарев, Ю. Н. Кулют-кин, Н. И. Монахов, С. Л. Паладьев, К. Д. Ради-на, Е. Н. Степанов, Е. В. Титова и др.

Эффективность образовательной деятельности будет выражаться не только в том, как и насколько успешно достигнуты цели, поставленные педагогом, но и в том, как ученики реализовали свои потенциальные возможности в процессе осуществления деятельности; насколько своевременно и точно педагог оказался способен реагировать на новые запросы со стороны общества, личности и варьировать деятельность в зависимости от изменения этих условий и от изменения той среды, в которой эта деятельность осуществляется.

Критерием оценки эффективности педагогической деятельности, по мнению Н. Б. Авалуева, является качество ее организации. Критерием оценки эффективности воспитательной и обучающей деятельности педагога может выступать собственно включенность учащихся в деятельность.

С целью оценки эффективности педагогической деятельности было проведено исследование, в котором приняли участие педагоги средних общеобразовательных школ гг. Коряжмы, Котласа Архангельской области в количестве 286 человек. Для изучения эффективности педагогической деятельности использовалась методика «Коэффициент эффективности воспитательной деятельности» Н. Б. Авалуева [2].

Методика по оценке эффективности педагогической деятельности позволяет измерить эффективность от 0 до 100 %. Средние значения эффективности воспитательной и обучающей деятельности равны (45 % в диапазоне ±0,33), что говорит об их одинаковом уровне сформиро-ванности. Разброс данных составляет от 42 % до 48 % эффективности педагогической деятельности. Средний стаж профессиональной деятельности учителя равен 12 годам, минимальный стаж равен 1 году, максимальный - 40 (табл. 1).

Таблица 1

Степень выраженности эффективности педагогической деятельности и стажа работы учителя

мт мах среднее стандартное отклонение коэффициент вариации

Стаж работы 1 40 12,03 9,98 ±0,82

Эффективность обучающей деятельности (ЭОД) 12 78 45,15 15,84 ±0,35

Эффективность воспитательной деятельности (ЭВД) 14 84 45,56 15,35 ±0,33

Эффективность педагогической деятельности (средний балл ЭОД и ЭВД) 13 81 45,22 15,30 ±0,33

Процентильным методом данные по стажу распределяются следующим образом от 1 до 3 лет, от 4 до 7 лет, от 8 до 12 лет, от 13 до 20 лет, от 21 до 40. В каждом стажевом периоде наблюдается примерно одинаковое количество испытуемых: 66 чел. - (1-3 года), 53 чел. - (4-7 лет), 55 чел. - (8-12 лет), 55 чел. - (13-20 лет), 57 чел. - (21-40 лет). Большая часть педагогов в этой выборке имеют стаж работы до 15 лет, при этом пик приходится до 5-ти лет стажа. Достаточно небольшое количество учителей имеют стаж профессиональной деятельности более 30 лет. Исходя из полученных данных, можно утверждать, что многие пришедшие в школу молодые специалисты отрабатывают по специальности не более 5-ти лет, в результате чего эффективность деятельности всего педагогического коллектива падает, так как в основном в школе работают люди с большим стажем работы.

Исходя из таблицы 2, можно отметить, что наибольшее расхождение средних показателей эффективности обучающей и воспитательной деятельности наблюдается на интервале ниже среднего и выше среднего уровнях. На интервале

ниже среднего уровня эффективности педагогической деятельности наибольшая эффективность наблюдается в обучающей деятельности, в этом случае учителя в большей степени уделяют внимание организации деятельности учащихся на уроке, чем во внеурочных мероприятиях. Эти данные объясняют тот факт, что если педагог не уделяет должного внимания воспитанию детей, то снижается и качество обучения. Эти педагоги ориентированы только на результат, а не на процесс взаимодействия с учащимися. На интервале выше среднего уровня эффективности педагогической деятельности, наоборот, на первое место выходит воспитательная деятельность, таким педагогам лучше удается организовать совместную деятельность с учащимися во внеклассных мероприятиях. Такие учителя ориентированы на личность ученика, им важен и интересен процесс диалога и сотрудничества с субъектами образовательного процесса. Следовательно, эффективность в воспитательной деятельности в большей степени оказывает влияние в целом на эффективность деятельности педагога.

Таблица 2

Выраженность эффективности педагогической деятельности

Уровень эффективности педагогической деятельности Мэод Мэвд Мэпд

Низкий уровень 26,6 26,9 26,6

Ниже среднего уровень 38,1 36,1 35,5

Средний уровень 45,5 44,1 43,8

Выше среднего уровень 54,3 54,2 54,1

Высокий уровень 65,9 68,3 67,1

Максимальный балл по методике оценки эффективности педагогической деятельности соответствует 100 баллам, а максимум полученный в этой выборке учителей 81 балл, средний балл при этом 45,22 балла (±0,33). Следовательно, можно сказать, что в целом эффективность педагогической деятельности соответствует среднему уровню. Педагоги уделяют недостаточное вни-

мание организации совместной деятельности с учащимися, при обучении и воспитании учителя не учитывают индивидуальные особенности как отдельных учащихся, так и класса в целом, ориентируются только на свою личность, свои возможности и желания. Основная масса учащихся класса (как минимум половина) проявляют минимальную степень включенности в деятельность и

лишь единицы - максимальную. В ходе осуществления такой деятельности большинство ее участников не реализуют свои потенциальные возможности, хотя у отдельных учеников деятельность может вызвать эффект и мера личного вклада оказаться максимальной.

Мы предположили, что эффективность педагогической деятельности изменяется в зависимости от стажа в профессиональной деятельности. Наибольшая эффективность как обучающей, так и воспитательной деятельности наблюдается в период педагогической деятельности от 4 до 7 лет, наименьшая от 20 до 40 лет. На этапе профессиональной деятельности от 8 до 12 лет эффективность воспитательной деятельности ниже, чем эффективность обучающей деятельности. При стаже профессиональной деятельности 4-7 и 13-20 лет эффективность воспитательной и обучающей деятельности совпадает. Наибольшее расхождение наблюдается в начале профессиональной деятельности, 8-12 и 20-40 лет. В целом наблюдается снижение эффективности педагогической деятельности со стажем работы.

Статистически значимые различия наблюдаются между результатами эффективности педагогической деятельности в период профессионального стажа 4-7 лет и 21-40 лет, то есть расхождение в эффективности педагогической деятельности между максимальной эффективностью и минимальной статистически значимы как для воспитательной, так и для обучающей деятельности (ио=436,5; ив=471; Ш=449; р<0,01). Небольшой подъем в эффективности педагогической деятельности наблюдается в период стажа профессиональной деятельности 13-20 лет, разница между эффективностью педагогической деятельности в период стажа 4-7 лет значимо отличается от эффективности в период стажа работы в 13-20 лет (Ш=542,5; Ш=541,5; ип=526,5; р<0,01).

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что эффективность педагогической деятельности в большей степени зависит от эффективности воспитательной деятельности учителя общеобразовательной школы. Именно в воспитательной деятельности формируется личность ученика, происходит социализация в межличностных отношениях, формируются коммуникативные навыки, формируется нравственность, толерантное отношение к другому человеку.

Библиографический список:

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульха-нова-Славская. - М. : Наука, 1960. - 335 с.

2. Авалуев, Н. Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога [Текст] : дис. канд. пед. наук / Н. Б. Авалуев . - СПб., 2003 - 169 с.

3. Голева, З. В., Данилевич, А. К. Творческая реализация профессиональных функций в педагогическом процессе. «Круглый стол» [Текст] / З. В. Голева, А. К. Данилевич // Вопросы психологии. - 1987. - № 6. - С. 67-68.

4. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л. : Изд-во Лен. ун-та, 1970. - 114 с.

5. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л. : Изд-во Лен. ун-та, 1967. - 183 с.

6. Макаров, А. А. Комплексный мониторинг качества образования [Текст] / А. А. Макаров. -М. : ИЦПКПС, 1998. - 290 с.

7. Мелик-Пашаев, А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии, 1989. - № 5. - С. 11-18.

8. Орлов, Ю. М. Потребностно-мотиваци-онные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза [Текст] : дис. докт. пед. наук / Ю. М. Орлов. - 1984.

9. Поташник, М. М. Управление качеством образования [Текст] / М. М. Поташник. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 458 с.

10. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Вопросы психологии, 1996. - № 4. - С. 72-80.

11. Штеймец, А. Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности [Текст] : дис. док. псих. наук / А. Э. Штеймец. - СПб., 1998. - 344 с.

12. Щербаков, А. И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя [Текст] / А. И. Щербаков // Психология труда и личности учителя / под ред. А. И. Щербакова. - Л. : ЛГПИ, 1976. - Вып. 1. - С. 3-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.