Научная статья на тему 'Реализация психологических оснований нравственности в реабилитации молодежи аддиктивного поведения'

Реализация психологических оснований нравственности в реабилитации молодежи аддиктивного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Татьяна Александровна

На основе теоретического осмысления проблемы нравственного воспитания представлен опыт по реабилитации молодежи аддиктивного поведения в Липецком медико-психологическом реабилитационном центре для наркозависимых больных. Выявлены возможности использования психологических оснований нравственного воспитания, предложенных психологами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация психологических оснований нравственности в реабилитации молодежи аддиктивного поведения»

современного образования, стать основой новых образовательных программ обучения.

Такие программы должны содержать специальные задания, цель которых - способствовать активизации творческих качеств и способностей учеников и педагогов. Программы должны содержать описание творческого процесса, теоретического опыта, обоснованности технологий творческого обучения для различных видов деятельности. Кроме того, чем больше в программах будет представлен материала для развития творческих качеств и практического творчества с учащимися, тем более вероятным станет позитивное самоопределение в процессе формирования качеств творческой личности и получить творческий продукт15.

Ряд учёных ведут исследования в социальном аспекте феномена творчества. В том числе, на социально-психологическом и социально-управленческом уровнях, как детерминантах творчества.

Ведутся научные изыскания по проблеме организации, а также коллективным творчеством учащихся с помощью функционально-ролевой дифференциации коллектива детей16.

Таким образом, в современной психологопедагогической науке творчество рассматривается, как личностная категория в аспектах.

Примечания

1 Александров А.Д. Творческая сущность человека // Человек в зеркале наук. Межвуз. сб. / Под ред. А.О. Бороноева. - СПб., 1993. - С. 5.

2 Калошина И.Г. Структура и механизмы твор-

ческой деятельности. - М.: МГУ, 1983. - С. 7.

3 Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мишенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - С. 11.

4 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - С. 9.

5 Глуховская Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 1997. - С. 15.

6 Боно Э. Рождение новой идеи / Пер. с англ. -М., 1976. - С. 12.

7 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - С. 32.

8 Глотова Г.А. Творчески одаренная личность: Проблемы и методы исследования. - Екатеринбург, 1992. - С. 10.

8 Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражения. - М., 1994. - С. 5.

10 Петровский А.В., ЯрошевскийМ.Г. Психология: Учебник. - М.: Academ А, 2003. - С. 12.

11 Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. - М.: Мысль, 1970. - С. 7.

12 Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990. - .№1. - С. 2.

13 Фромм Э. Революция надежды. - СПб.: Ювента, 1999. - С. 9.

14 Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. - М.: Мысль, 1970. - С. 17.

15 Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. - М., 1989. - С. 5.

16 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Academ А, 2003. - С. 10.

Т.А. Афанасьева РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ НРАВСТВЕННОСТИ В РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЕЖИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

На основе теоретического осмысления проблемы нравственного воспитания представлен опыт по реабилитации молодежи аддиктивного поведения в Липецком медико-психологическом реабилитационном центре для наркозависимых больных. Выявлены возможности использования психологических оснований нравственного воспитания, предложенных психологами.

В конце ХХ века злоупотребление алко- В последнее десятилетие и для России упот-

голем, наркотиками и другими психо- ребление несовершеннолетними и молодежью

активными веществами приняло харак- алкоголя, наркотических и других психоактивных

тер эпидемии. По данным Всемирной организации веществ превратилось в проблему, представляю-

здравоохранения, суммарное количество больных щую серьезную угрозу здоровью населения, эко-

с заболеваниями, вызванными приемом различных номике страны, социальной сфере и правопоряд-

психоактивных веществ, за исключением куриль- ку. По данным исследования, сегодня с той или

щиков табака, составляет более 500 млн. человек. иной частотой потребляют наркотические сред-

ства 13,1% детей, подростков и молодежи в возрасте 11-24года. Это примерно 4 миллиона человек. В состав этой группы входят потребляющие наркотические средства с различной частотой -от 2-3 раз в месяц до ежедневного потребления.

Правомерно считать наркозависимыми 3,9% подростков и молодежи, кто потребляет наркотические средства ежедневно или 2-3 раза в неделю.

По данным ведомственной статистики среди подростков и молодежи в возрасте 11-24 лет имеется от 900 тыс. до 1 миллиона 100 тысяч наркоза-висимых. Этот показатель для всего населения России составляет от 1 миллиона 500 тысяч до 1 миллиона 800 тысяч человек [4, с. 2].

Основными факторами наркотизации общепризнанны, во-первых, снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой - растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями ПАВ.

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой подростков, связанной с легко доступными деньгами. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни.

На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления

ими, выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генетическая дефицитар-ность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый «вклад» в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоприятной почвы для распространения наркомании вносит современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные чрезмерные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой образования.

Низкий качественный уровень подготовки в массовой общеобразовательной школе, очевидно, стал причиной создания элитных школ, так называемых школ «нового типа» (гимназии, колледжи и т.п.). Элитные школы являются экспериментальной базой для внедрения новых, «прогрессивных» методов обучения. При этом программы обучения не сертифицированы гигиенистами, внедряются без участия органов здравоохранения. Около 350 авторских программ не прошли санитарно-гигиенической и медицинской экспертизы. Жесткие учебные нагрузки настолько не соответствуют возможностям растущего организма, что могут способствовать инвалидизации. Например, с компьютеризацией связывают возникновение заболеваний органов зрения у 40% школьников.

Сложившаяся ситуация потребовала разработки интегрированных мероприятий по оказании помощи наркозависимым больным, которые и получили отражение в «Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в РФ» (2000 г.). Данная концепция ориентирует на комплексный, дифференцированный и целенаправленный подход к организации реабилитации молодежи аддиктивного поведения, привлекая к этой работе государственные и негосударственные организации, включая общественные и религиозные объединения, средства массовой информации.

С учетом данного документа в 2000 г. в Липецком медико-психологическом реабилитационном центре для наркозависимых разработана целостная программа нравственного воспитания молодежи, в реализации которой принимают участие психотерапевты, психологи, педагоги. Ее цель состоит в том, чтобы содействовать восстановлению или формированию заново физического,

личностного, нравственного потенциала человека, улучшение его качества жизни [1].

Программой предусматриваются занятия по духовной терапии, сказкотерапии, терапии творческим самовыражением, культурологии, трудотерапии, информационно-просветительные лекции. Содержание этих занятий направлено, во-первых, на осознание наркозависимыми больными причин возникновения заболеваний, личных и социальных проблем, обусловленных длительным употреблением наркотиков или алкоголя, во-вторых, пониманием необходимости активного участия в реабилитационной программе, стержнем которой является нравственное воспитание.

Сущность нравственного воспитания нарко-зависимых больных заключается в формировании у них нравственных качеств и убеждений в обязательном выполнении правил поведения. Уже при поступлении в отделение они знакомятся с режимом и подписывают договор об обязательном его выполнении. Как показывает практика, это первый шаг их в нравственном «возрождении», когда от них требуется, с одной стороны, проявление воли для выполнения режима, во-вторых, подчинение, предъявленным требованиям. Следует заметить, что не все могут выполнять режим, но постоянная работа персонала позволяет больным одерживать победу над собой. При этом очень важно фиксировать их внимание на достижениях. Правильность действий персонала подтверждается толкованием нравственности. В «Философском энциклопедическом словаре» нравственность рассматривается как особая форма общественного сознания, как вид общественных отношений (моральные отношения). Мораль (лат. moralis - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, от mos, мн. ч. mores -обычаи, нравы, поведение) регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, и международных отношениях, а также его отношения с природой. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социальновсеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и изначальное, что делает возможным сами эти особые требования и составляет ценностный базис общества, культуру межличностных взаимоотношений. Принципы морали поддерживают и санкциони-

руют определенные общественные устои, строй жизни и формы общения (или, напротив, требуют их изменения) в самой общей форме, в отличие от более детализированных, традиционнообычных, ритуально-этикетных, организационноадминистративных и технических норм. Нравственная норма - не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, к которому человек должен следовать при осуществлении самых разных целей, и следовать безусловно. А если это норма, требование, то оно обязательно должно быть доведено до каждого члена социума [7, с. 377].

Словарь-справочник по педагогике следующим образом определяет нравственность: «Нравственность (мораль) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе: на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.

Нравственность можно рассматривать и как интегральное качество личности, и как мораль нормы, и как правила поведения. Нравственность, как качество личности формируется поэтапно, начиная со знакомства с правилами поведения, их соблюдение становится привычкой, а привычки переходят в качества и свойства личности. Такая поэтапность нашла отражение в определении нравственного воспитания в «Словаре-справочнике по педагогике»: «Нравственное воспитание - процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, осуществляемый в ходе повседневных нравственных отношений; формирование нравственного сознания, развитие способностей нравственного мышления и ответственного выбора» [7, с. 46].

В целом, соглашаясь с данным определением, признавая целостность нравственного воспитания, т.е. воспитания тела, души и духа, считаем необходимым выделить составляющие компоненты нравственного воспитания: формирование нравственного сознания, воспитание чувств, нравственных качеств, нравственного поведения, ответственного нравственного выбора. Таким образом, содержание нравственного воспитания составляют формирование сознания; чувств; поведения.

Результатом нравственного воспитания является поведение, которое можно характеризовать как систему взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия с окружающей средой.

Высказывание В.А. Сластенина о том, что «.нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие поведение человека» [6, с. 251] позволило нам рас-сматриватьнравственность как интегрированное качество личности (доброта, честность, совестливость, справедливость, стыдливость, смелость, трудолюбие, терпение, исполнительность, ответственность, уважительное отношение к людям, дисциплинированность, коллективизм и т.д.), которое формируется в процессе различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой, общественно-полезной) и является определяющей характеристикой поведения личности.

Рассматривая нравственное воспитание, как формирование нравственности (сознания, моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения в процессе отношений), за основу проекта нравственного воспитания нарко-зависимых больных были взяты положения о психологических основаниях нравственного воспитания, разработанные Д.В. Колесовым [3]: формирование потребности человека в другом человеке; при выборе между сходством и различиями между людьми предпочтение следует отдавать сходству; обращение к сформированному с детства эмоционально насыщенному образу родного дома; наличие четкого и эмоционально насыщенного представления о своем жизненном пути как о целостности. Каждое основание, предложенное Д.В. Колесовым, системно реализуется в нашем проекте - в целях, задачах, содержании, направленности занятий и формировании нравственных качеств.

Формирование гуманистических качеств у ад-диктивной молодежи представляет особую значимость, так как многие из них окружающий мир воспринимают как способ добычи средств для приобретения ПАВ. В процессе работы с больными постоянно обращается внимание на необ-

ходимость правильного общения в системе «больной - больной», «больной - врач», «больной - социальный психолог», «больной - сотрудники наркодиспасера», а именно, приучают общаться ровным, спокойным тоном. В связи с тем, что большинство из больных раздражительны, не умеют или не считают нужным управлять своими чувствами, поведением, на занятиях, особенно по духовной терапии, этим вопросам придается особое значение, при этом основными методами обучения общению, как проявлению нравственности, являются положительные примеры и самоанализ поведения больных. Следует заметить, что они всегда акцентируют внимание на позитивных сторонах своего общения с миром, например, помощи родителям, близким, по необходимости в палате друг другу и т.д. Даже утверждают, что их поведение всегда нравственно. Но после объяснения значения данного понятия, больные вдруг заявляют, что их поведение безнравственно, потому что они занимаются воровством, не работают, обманывают, употребляют наркотики. Эти «маленькие открытия» являются следствием начала внутренней работы, без которой невозможно сформировать у них нравственные отношения к миру, себе, труду.

В то же время практика показывает, что воспитание нравственности - это длительный процесс, участниками которого должна быть и семья, но его результаты просматриваются уже в отношениях многих больных: они начинают положительно оценивать труд сотрудников реабилитационного центра, воспринимать его как потребность человеческого общения, как возможность проявить и утвердить себя с положительной стороны, активно участвуют на занятиях, проявляют исполнительность в выполнении поручений, не нарушают режима данного лечебного учреждения и т.д. Естественно, что организация общения является необходимым условием не только для нормального течения определенных нейрофизиологических механизмов и процессов, для развития свойств психики, черт индивида и личности, но и для поддержания достигнутого [2].

По словам К. Роджерса, в основе полноценных человеческих отношений лежат механизмы идентификации и эмпатии. «Истинно, глубинно нравственное поведение, когда человеку больно при виде боли другого, а не тогда, когда он просто знает, что этого делать нельзя, или же опасается ответных действий» [5]. Формированию иденти-

фикации и эмпатии способствует содержание занятий по духовной терапии и сказкотерапии.

Реализация следующего положения Д.В. Колесова, сущность которого заключается в том, чтобы, выбирая между сходством и различиями между людьми, предпочтение необходимо отдавать сходству, подводит больных к пониманию критерия общности людей, критерия общечеловеческого, который находится в основе десяти заповедей («не обмани: ты обманешь, и тебя обманут»; «не укради: ты украдешь, и у тебя украдут»; «не убий: ты убьешь, и тебя убьют» и т.д.). Данное положение позволяет убеждать больных в том, что необходимо всегда представлять себя на месте другого, эта мысленная операция постепенно становится привычной.

Третье основание - опора на сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома, сопровождающий человека, являющийся внешним регулятором поведения, дающий силы для противостояния трудностям. Образ родного дома -один из психологических механизмов стабильности психической деятельности. Все развитие деятельности человека (исторически и онтогенетически) может быть представлено как процесс распространения его активности в пространственно-временном плане, но любой процесс распространения с чего-то начинается, иначе он дезориентирован и (или) деформирован. Образ родного дома включает в себя и находящихся в нем близких людей, в первую очередь мать. Исходя из этого положения, на занятиях с больными большое внимание уделяется вопросам взаимоотношения в системе «Я и мать», «Я и отец», «Я и мои дети», «Я и мой муж», «Я и моя жена». Темы данных бесед требуют от сотрудника наркодиспансера большого такта, уважения к личности больного, его семье. Эти вопросы для больных всегда болезненны, но в то же время только размышления вслух о семье, детях, родителях, рассказы о страданиях родителей, вызывают у больных, с одной стороны, горечь, сострадание, стремление отказаться от наркотиков, а с другой стороны, позволяет осознавать свою ответственность перед семьей за свои поступки и поведение. Этот этап представляется очень важным в реабилитации больных. Снятие ломки, улучшение общего состояния позволяет вести с больными продолжительные беседы, цель которых состоит в том, чтобы дать им возможность проанализировать свою жизнь до употребления наркотиков и спроектировать свое будущее.

Анализ бесед позволяет сделать вывод о том, что все они сожалеют о том, что потребляют наркотики, не работают, занимаются воровством. Приведем некоторые высказывания больных. Больной С., возраст 29 лет, стаж потребления наркотиков 9 лет. Говорит: «Надоело жить воровством. Надоело жить за “обочиной” жизни. Хочу работать, хочу получать заработанные деньги по ведомости, хочу иметь жену, детей». Больная Н., 27 лет, бывшая спортсменка, имеет 2-х детей. Не работает. Анализируя свою жизнь, с сожалением говорит: «Все потеряла!». Больной В., 24 года, выпускник института МВД России, не работает. Вспоминая свои студенческие годы, своих коллег, преподавателей, плачет. Большинство больных признают свои потери и утраты в жизни (здоровье, семья, работа и т.д.), но эта скорбь, как показывают наблюдения, у многих быстро проходит.

После таких бесед в расстроенном состоянии больные долго не пребывают, они очень скоро забывают его, возвращаясь «к своим насущным проблемам». Наш многолетний опыт убеждает в необходимости постоянного напоминания им как нравственных ценностей, так норм нравственного поведения. Совершенно не случайно со времен М.В. Ломоносова в русской школе всегда правила поведения были написаны на бумаге и прикреплены на стенку с тем, чтобы учащиеся ежедневно их читали при выходе из школы.

Четвертое основание нравственности - наличие четко и эмоционально насыщенного сформированного представления о своем жизненном пути как о целостности - рассматривается сотрудниками наркодиспасера как главная задача. Важно, чтобы больной, пройдя реабилитационный курс, сформировал четкую жизненную перспективу и программу конкретных шагов по ее реализации и решимость для их достижения. В этом плане много работают психологи, проводя тестирование, беседы по результатам тестов и системную реабилитационную работу, используя тестирование не только как метод диагностики и обратной связи с больными, но и как метод нравственного воспитания. Таким образом, опыт работы Липецкого реабилитационного центра наркодиспансера убеждает в том, что совокупность медикаментозного лечения с целенаправленным нравственным воспитанием позволяет повышать эффективность реабилитации наркозависимых больных, о чем свидетельствует увеличение про-

должительности ремиссии с 10-15% от числа пролеченных в 1998 году до 40% в 2007 году.

Библиографический список

1. Афанасьева Т.А. Система нравственного воспитания молодежи с аддиктивным поведением // Образование в России: медицинский, педагогический психологический, экологический аспекты. IX Всероссийская научно-практическая конференция. - Калуга, 2007. - С. 23-25.

2. БодалевА.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. - С. 138-144.

3. Колесов Д.В. Психологические основания нравственности // Педагогика. - 1990. - №4. -С. 36-39.

4. Материал слушаний в Государственной

Думе РФ от 14 октября 2002 г. «О проблеме противодействия незаконному обороту наркотических средств и психоактивных веществ в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, где законодательством предусмотрена военная служба». - М., 2002. - С. 2.

5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - С. 74-79.

6. СластенинВ.А., ПодымоваЛ.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 347 с.

7. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Межериков. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

8. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - 377 с.

Э.С. Бигаева СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ (вторая половина XVIII в. - 1917 г.)

В статье показана правительственная политика России в сфере народного образования на Северном Кавказе в конце XVIII в. — начале XIX века; и та роль, которую она сыграла в становлении военного образования среди горских народов. Актуальность статьи состоит в том, что на современном этапе развития Российского государства тема патриотизма в деле воспитания подрастающего поколения звучит как никогда остро. Цель статьи показать необходимость применения исторического опыта прошлого поколения в образовательной политике на современном этапе развития государства.

В середине XVIII века среди населения Северного Кавказа росла и укреплялась политическая ориентация на Россию. Представители горских народов прибывали в Петербург, с просьбой принять их под покровительство Российского государства. Правительство России приступило к осуществлению на Северном Кавказе ряда мероприятий защитного характера, с этой целью необходимо было усилить оборонительную линию по реке Терек. В связи с этим появляются крепости Кизляр (1735), Моздок (1763), Владикавказ (1784), которые превращаются в русские военно-административные центры.

В XVIII веке у народов Северного Кавказа сохранялась семейная община, в которой главенствовало коллективное производство и общинное управление хозяйством. Подрастающее поколение воспитывалось под влиянием всего уклада жизни, большое внимание уделялось физическому, трудовому, нравственному и военному воспитанию. Мальчики получали физическую закалку, должны были владеть оружием и ездить вер-

хом на коне, помимо этого им прививались нравственные качества воина - патриотизм, бесстрашие, умение переносить любые трудности. Большое значение в военном воспитании имели состязания, которые устраивались между молодёжью: стрельба в цель, джигитовка, скачки, борьба, метание камней. Трусость и малодушие наказывались.

Особенности характера воина формировались в крестьянских семьях с помощью отца или старшего брата, а в феодальных семьях действовали правила аталычества. Аталычесство в области общественных отношений занимало важное место, когда ребёнка вскоре после рождения отдавали на определённый срок в другую семью, а затем его возвращали родителям.

Аталычество было своеобразной школой военного воспитания и преследовало свои цели: не избаловать ребёнка, воспитывая его у себя дома, прекратить кровную месть, т.к. сложившиеся отношения между враждующими, являлись одним из способов примирения и системой установле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.