Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПЕРЕХОДА НА ЕДИНЫЕ СТАНДАРТЫ МИНОБРНАУКИ В НОВЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПЕРЕХОДА НА ЕДИНЫЕ СТАНДАРТЫ МИНОБРНАУКИ В НОВЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стандарт / проектирование / система / высшее образование / стратегия / standard / design / system / higher education / strategy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиволап Л. А.

В статье рассматриваются вопросы реализации процесса перехода на единые стандарты Министерства образования и науки Российской Федерации вузами новых субъектов. Анализируются особенности разработки и проектирование внедрения стратегии образовательного учреждения. Продемонстрированы примеры реализации практической подготовки обучающихся, а также узкопрофессиональных элементов использования комплексных проектов, модульного обучения на примере подготовки будущих педагогов. Раскрывается компетентностная модель как основа для использования в образовательных организациях новых субъектов ценностно-смысловой траектории выпускника. Проведенный анализ доказывает эффективность введения новых стандартов в образовании в новых субъектах Российской Федерации, что является условием качества современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиволап Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZING THE PROCESS OF TRANSITION TO UNIFIED STANDARDS OF THE MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE IN THE NEW SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: DEFINING THE BASIS FOR DESIGNING THE FUTURE

The article deals with the issues of implementation of the process of transition to the unified standards of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation by universities of new subjects. The article analyzes the peculiarities of development and design of implementation of the educational institution's strategy. Examples of implementation of practical training of students, as well as narrow professional elements of using complex projects, modular training on the example of training of future teachers are demonstrated. The competence model as a basis for the use in educational organizations of new subjects of value and meaningful trajectory of the graduate is revealed. The analysis proves the effectiveness of the introduction of new standards in education in the new subjects of the Russian Federation, which is a condition for the quality of modern education.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПЕРЕХОДА НА ЕДИНЫЕ СТАНДАРТЫ МИНОБРНАУКИ В НОВЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО»

Научная статья УДК 37.014.6

DOI: 10.24412/cl-37031 -2024-2-168-174

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПЕРЕХОДА НА ЕДИНЫЕ СТАНДАРТЫ МИНОБРНАУКИ В НОВЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО

Сиволап Л. А.1- 2

1 Мариупольский государственный университет имени А.И. Куинджи, г. Мариуполь, Россия

2

rectorat@mgumariupol. ru, https://orcid. org/0000-0002-2151-1817

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы реализации процесса перехода на единые стандарты Министерства образования и науки Российской Федерации вузами новых субъектов. Анализируются особенности разработки и проектирование внедрения стратегии образовательного учреждения. Продемонстрированы примеры реализации практической подготовки обучающихся, а также узкопрофессиональных элементов использования комплексных проектов, модульного обучения на примере подготовки будущих педагогов. Раскрывается компетентностная модель как основа для использования в образовательных организациях новых субъектов ценностно-смысловой траектории выпускника. Проведенный анализ доказывает эффективность введения новых стандартов в образовании в новых субъектах Российской Федерации, что является условием качества современного образования.

Ключевые слова: стандарт; проектирование; система; высшее образование; стратегия.

REALIZING THE PROCESS OF TRANSITION TO UNIFIED STANDARDS OF THE MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE IN THE NEW SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: DEFINING THE BASIS FOR DESIGNING THE FUTURE

Sivolap L. A. 1 2

1 A.I. Kuindzhi Mariupol State University, Mariupol, Russia

2

rectorat@mgumariupol. ru, https://orcid. org/0000-0002-2151-1817

Abstract: The article deals with the issues of implementation of the process of transition to the unified standards of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation by universities of new subjects. The article analyzes the peculiarities of development and design of implementation of the educational institution's strategy. Examples of implementation of practical training of students, as well as narrow professional elements of using complex projects, modular training on the example of training of future teachers are demonstrated. The competence model as a basis for the use in educational organizations of new subjects of value and meaningful trajectory of the graduate is revealed. The analysis proves the effectiveness of the introduction of new standards in education in the new subjects of the Russian Federation, which is a condition for the quality of modern education.

Keywords: standard; design; system; higher education; strategy.

Введение

Важная часть реформы перехода на единые стандарты подготовки будущих специалистов в новых субъектах Российской Федерации - это внедрение системы профессиональных стандартов, где в составе требований к каждой профессии при обучении студентов различных уровней квалификации необходимо отразить условия приобретения и развития профессиональных навыков необходимых для выполнения работы, а также общие условия реализации трудовой функции в рамках профессиональных компетенций.

Одной из наиболее острых и глобальных проблем в новых субъектах является нехватка квалифицированных работников, речь идет о не об обычных специалистах, а о новой формации специалистов с интегрированным образованием. Процесс реформирования системы высшего образования сопровождается реформированием системы профессиональных квалификаций. Механизм интеграции образовательных и профессиональных стандартов в этом контексте сопряжен с рядом решения поставленных задач перед руководителями образовательных организаций высшего образования.

Основная часть

Нормативные основания реализации перехода на единые стандарты подготовки будущих специалистов является Указ Президента России от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», Постановление Правительства РФ от 09.08.2023 № 1302 «О реализации

пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования» [2, 3].

Образовательные требования в новой системе образования для бакалаврских и магистерских программ направлены в перспективное русло научно-технического прогресса, который проявится в ближайшем будущем для новых субъектов Российской Федерации, что требует оснащения университетов по последнему слову техники. Для этого университетам необходимо современное оборудование и тесное сотрудничество с организациями и предприятиями. Однако, как правило, работодатели предпочитают готовить специалистов только для себя. Гармонизация образовательных и профессиональных стандартов в данном случае должна касаться, прежде всего, узкопрофессиональных и прикладных аспектов подготовки будущих специалистов. Благодаря усилиям профессорско-преподавательского состава Мариупольского государственного университета имени А.И. Куинджи, практическая подготовка студентов достигла значительных успехов в реализации комплексных проектов, направленных на обновление и развитие города, путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, обеспечивающих формирование общих и профессиональных компетенций, а также базовый принцип - модульная организация образовательного процесса, которая обеспечивает междисциплинарную интеграцию и синхронизацию теоретического и практического обучения. В университете успешно функционируют лаборатории, уже проводятся практические и лабораторные занятия на новом оборудовании.

На примере подготовки будущих педагогов рассмотрим процесс проектирование будущего в высшем образовании. Будем отталкиваться, что проектирование - это система теоретической, практической и опытно-экспериментальной деятельности, направленной на создание новой системы обучения и воспитания, требующей не просто профессионала, а специалиста, обладающего творческим потенциалом. Компетентностная модель образовательных программ включает в себя блоки универсальных и общепрофессиональных компетенций, установленных ФГОС, а также профессиональные компетенции, установленные образовательной организаций. Декларация принципов реализации высшими учебными заведениями программ педагогического образования (принята по

итогам заседания Российского союза ректоров 8 июня 2021 года) обеспечивает внедрение единого подхода к структуре, содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога для достижения обучающимися универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и условиям ее реализации в любом вузе страны [5, с. 4].

Основой для подготовки является креативная парадигма - это соотношения процессов самовыстраивания будущим специалистом собственных профессиональных характеристик деятельности по проектированию и реализации технологий в ситуациях свободного выбора, «живого», личностного знания и педагогического процесса, развернутого в образовательном творческом пространстве в условиях поддержки, сопровождения и сотрудничества преподавателя и студентов. Механизм реализации осуществляется через формирование качеств личности, навыки «построения себя», профессиональные и цифровые навыки. Для обучающихся мы рассматриваем как: понимание своей индивидуальности, развитие эмоционального интеллекта, развитие личностных качеств и навыков, профессионально-личностное самоопределение, повышение мотивации к образовательной деятельности. Для образовательных организаций: развитие новых форм и способов образования, повышение качества и персонали-зации образования, подготовка выпускника нового типа, способного раньше начать движение в профессию, обеспечение социально-гуманитарного профиля обучения, профильными курсами и пособиями, активизация процессов профессионального самообразования сотрудников высшего учебного заведения [3].

Также акцентируем внимание, что при подготовке будущих специалистов усилены прикладной, практический, межпредметный аспекты высшего образования. Поддерживаем группу авторов [1], что именно такие аспекты достигаются за счёт переориентации содержания образования от декларативных занятий к практическим и ценностно-смысловым. Акцент делается на развивающих, проблемно-модульных, игровых, проектно-исследовательских технологиях -педагогическая подготовка рассматривается как важнейшая составляющая выпускника университета.

Одним из главных условий эффективности внедрения новых стандартов в образовании является качество современного образования. Качество современного образования рассматриваем в двух аспектах на основе факторов, опре-

деляющих социальную активность будущего специалиста, включая в сферу деятельности лучшие результаты духовной культуры и опыта как федеральный уровень. Также в узком смысле, как высокая компетентность работника и качество работника: определенный уровень готовности обучающихся к достижению целей образования. Одно из условий, которое мы выделили, заключается в том, чтобы образование было инновационным. Сегодня необходимость качественной модернизации системы образования становится как необходимость образовательных учреждений разрабатывать и реализовывать программы своего развития, формировать предпосылки для развития высшего учебного заведения, гарантирующие необходимый уровень профессиональной подготовки персонала в соответствии с требованиями общества. Стратегический нормативный акт, способный успешно сокращать неопределенность предстоящего развития для различных участников образовательного процесса. Для разработки механизма достижения задач образовательного учреждения, связанных с привлечением дополнительных финансовых и материальных ресурсов, используем методы разработки бизнес-плана, что является обязательным документом для обретения инвестиций, обоснования уместности той или иной деятельности организации, реструктуризации.

Инновационная деятельность педагогов и управленцев требует использования новых цифровых технологий, применение новых форм учебной деятельности, новых педагогических технологий, в том числе проектного обучения.

Заключение

Сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в обеспечении качественного образования обеспечивается благодаря эффективности молодежной политики страны. Явно обозначается восемь ключевых запросов молодежи: сильное социальное государство, дальнейшее развитие добровольчества, обеспечение возможностей для получения качественного образования, помощь в трудоустройстве, поддержка семьи и приобретения собственного жилья, помощь в сохранении здоровья, модернизация коммуникаций и обеспечение безопасной среды для жизни и развития. оцениваться по количественному и качественному состоянию молодежных кадров и динамике изменений в текущей молодежной политике на протяжении многих лет. В университете создается си-

стема организации воспитательной работы, назначен проректор по молодежной политике. Повышается медиаграмотность молодых людей, осуществляется поиск новых способов коммуникации с молодежью, которым она будет оказывать высокую степень доверия.

Очевидно, что все вопросы должны быть интегрированы на уровне университетов и решаться ими самостоятельно. Возникает дилемма. С одной стороны, высшим учебным заведениям предоставлена свобода в формировании своих образовательных программ и компетенций, а практика и анализ управления образовательными программами показывает, что, с другой стороны, они не знают, как этой свободой воспользоваться.

Таким образом, можем сделать вывод, что основной стимул обучения в высших учебных заведениях все-таки, транслируется через получение практических навыков, компетенций для профессионального роста. Высшее образование по-прежнему является социальной нормой для многих семей и позволяет быстрее выйти на рынок труда. Общая тенденция - повышение гибкости образовательных программ и траекторий (возможность изменять направление обучения в процессе, получение микродипломов и т. д.), важно, молодежь заинтересована именно в работе по специальности и считает необходимым использовать свои профессиональные знания и навыки на благо страны [2, с. 21]. Интеграция вузов новых регионов в единое образовательное пространство и создание достойных условий для работы, учебы и интеллектуального развития, является основой реализации процесса перехода на единые стандарты Минобрнауки Российской Федерации.

Библиографический список

1. Антамошкина, О.И., Зинина, О.В. Проблемы формирования индивидуальной образовательной траектории магистров направления Менеджмент // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. №3 (75). Номер статьи: 7504. URL: https://sovman.ru/article/7504/ (дата обращения: 25.02.2024).

2. Доклад о реализации молодёжной политики в современных условиях. URL: https://mollab.hse.ru/mirror/pubs/share/823942055.pdf (дата обращения: 25.02.2024).

3. Письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 № ВБ-511/08 «Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования». URL: https://events.prosv.ru/uploads/2022/10/additions/ Презентация PowerPoint (prosv.ru).pdf (дата обращения: 25.02.2024).

4. Постановление Правительства РФ от 09.08.2023 № 1302 (ред. от 16.11.2023) «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования» (вместе с «Правилами реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования в 2023/24, 2024/25 и 2025/26 учебных годах»). URL: https://apkpro.ru/upload/ Презентация PowerPoint (apkpro.ru).pdf (дата обращения: 25.02.2024).

5. Структура ядра высшего педагогического образования. URL: https://apkpro.ru/upload/ Презентация PowerPoint (apkpro.ru).pdf (дата обращения: 25.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.