Научная статья на тему 'Реализация Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2006–2010 годы в Могилевской области'

Реализация Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2006–2010 годы в Могилевской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Муравьев

В статье рассмотрен ход выполнения Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2006-2010 годы в Могилевской области. С целью наиболее полного изучения ситуации на местах по проблемам развития личных подсобных хозяйств приведены результаты социологического исследования среди сельских жителей. Определены задачи для успешной реализации Программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SALE MOGILEV REGION PROGRAM DEVELOPMENT AND SUPPORT PRIVATE FARMS CITIZENS 2006–2010

The article reviewed the implementation of theProgramof support of private farms citizens for 2006–2010 in the Mogilev region. To the fullest study of the situation on theground on the development of private farms, the results of sociological research among rural residents. The tasks werebeenfor thesuccessful implementation of the program.

Текст научной работы на тему «Реализация Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2006–2010 годы в Могилевской области»

8. Факторный анализ эффективности сельскохозяйственного производства / Ф.С. Мартинкевич [и др.]; под ред. В. В. Ефременко. - Минск: Наука и техника, 1983. - 215 с.

Информация об авторе

Лапеза Ольга Эдуардовна - аспирантка кафедры организации производства в АПК УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (моб.) 8(029) 312-00-53. Е-mail: lapeza.0501@mail.ru.

Дата поступления статьи - 27 сентября 2010 г.

УДК 631.115.1 (476.4)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ ГРАЖДАН НА 2006-2010 ГОДЫ В МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ А. А. МУРАВЬЕВ, соискатель УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

SALE MOGILEV REGION PROGRAM

DEVELOPMENT AND SUPPORT PRIVATE FARMS CITIZENS 2006-2010

А.А. MURAVYOV, applicant The Education Establishment "The Belorussian State Agricultural Academy"

В статье рассмотрен ход выполнения Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2006-2010 годы в Моги-левской области. С целью наиболее полного изучения ситуации на местах по проблемам развития личных подсобных хозяйств приведены результаты социологического исследования среди сельских жителей. Определены задачи для успешной реализации Программы.

The article reviewed the implementation ofthe Program of support of private farms citizens for 2006-2010 in the Mogilev region. To the fullest study of the situation on the ground on the development of privatefarms, the results of sociological research among rural residents. The tasks were been for the successful implementation of the program.

Введение. В целях увеличения производства и заготовок сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан, создания условий по их поддержке постановлением Совета Министров Рес-

публики Беларусь от 30.05.2006 №2 681 утверждена Программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2006-2010 годы.

Во исполнение вышеуказанного документа в области постановлением коллегии Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома от 06.12.2006 N° 20-4 утверждена Программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан Могилевской области на 20062010 годы. Аналогичные программы разработаны во всех районах области.

Главная цель Программы заключается в развитии и поддержке личных подсобных хозяйств граждан, повышении занятости и доходов граждан, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, улучшении демографической структуры населения страны.

Источниками централизованной материальной и финансовой поддержки Программы выступают средства республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки [1].

Вклад личных подсобный хозяйств в производстве валового внутреннего продукта большой, в области - это более чем 1/3 от валового производства сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий. Доход сельско -го жителя с среднем на 1/3 состоит от дохода, полученного с личного подворья. Это не только продажа излишек продукции, но и производство продуктов питания для внутреннего потребления. Поэтому выполнение мероприятий Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан имеет важное значение для обеспечения продовольственной безопасности в стране [5].

В республике выстроена система работы с личными подсобными хозяйствами, однако в развитии таких хозяйств есть определенные проблемы. Большинство этих вопросов надо решать на местном уровне. Со своей стороны, Правительство считает необходимым совершенствовать действующее законодательство. В частности, предлагается расширить возможности граждан по самоорганизации, самоуправлению, самофинансированию хозяйств, созданию на их базе новых организационных структур, которые в дополнении к действующей системе активизируют процесс развития хозяйств граждан. Речь идет об организации специализированных сельхозкооперативов по производству и переработке сельхозпродукции. Такая практика широко используется в зарубежных странах. Также предусматривается создание потребительских обществ финансовой взаимопомощи гражданам [4].

Основная часть. В процессе исследования использовался абстрактно-логический, статистический и аналитический методы. Информаци-

онной базой для статьи послужили данные статистических отчетов, данные, полученные при социологическом опросе.

Численность населения, проживающего в сельской местности, с 01.01.2006 г. по 01.01.2010 г. уменьшилась по республике на 10 %, а по области - на 12 % и составила 263,9 тыс. человек (против 299 тыс. человек на начало реализации Программы).

Программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств, ее задания были ориентированы на выполнение Программы демографической безопасности, но, к сожалению, наблюдается снижение численности сельского населения, и в Могилевской области этот процесс наиболее ярко выражен.

Что собой представляют личные подсобные хозяйства в области? Это 122,6 тыс. подворий (их количество за время реализации Программы уменьшилось на 12 тыс.), занимающих по состоянию на начало 2010 г. 145,0 тыс. га земельных угодий (за время реализации Программы эта площадь уменьшилась на 33 тыс. га). В хозяйствах населения содержалось 32,9 тыс. гол. КРС (уменьшение на 15,6 тыс. гол.), в том числе 23,7 тыс. гол. коров (уменьшение на 18,2 тыс. голов), свиней - 110,5 тыс. гол. (рост на 3,1 тыс. гол.), овец и коз - 14,9 тыс. гол. (рост на 2 тыс. гол.), лошадей - 13,4 тыс. гол. (уменьшение на 3,4 тыс. гол.), птицы - 974,4 тыс. гол. (рост на 38,3 тыс. гол.).

Поголовье КРС у населения республики за время реализации Программы сократилось на 40,3 % (по Могилевской области снижение поголовья КРС составило 32 %), в том числе по поголовью коров сокращение по республике составило 44,5 % , а по области - 43,4 %. Удельный вес КРС, находящегося у населения области, в общереспубликанском объеме увеличился на 1,6 % и составляет почти 13 %, удельный вес коров - 11,8 %.

С 2006 по 2010 г. поголовье свиней у населения по республике снизилось на 8,4 %, у населения области поголовье свиней, напротив, выросло на 2,9 % и составило 110,5 тыс. гол.

Удельный вес валовой продукции в личных подсобных хозяйствах граждан в общем ее объеме за 2009 г. составил 36,1 %, в том числе производство зерна - 9,4; картофеля - 91,7; плодов и ягод - 84,8; овощей -84,5; молока - 16,2; яиц - 42,1; реализация скота и птицы - 16,1 % (рис. 1).

На реализацию мероприятий Программы в области за 2006-2009 гг. использовано 15,6 млрд руб. средств республиканского бюджета. Указанные средства были направлены на выплату надбавок на закупаемые у населения молоко и молодняк крупного рогатого скота (14,9 млрд руб.), выполнение мероприятий по профилактике инфекционных и инвазионных заболеваний (0,7 млрд руб.).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

19,4%

90,6%

¡91,7%

8,3%

|84,8%

15,2%

184,5%

15,5%

16,2%

83,8%

16,1%

83,9%

42,1%

57,9%

Зерно Картофель Плоды и Овощи Молоко Скот и Яйцо ягоды птица

□ Сельхозорганизациии И Население

Рисунок - Удельный вес продукции личных подсобных хозяйств, 2009 г.

В рамках реализации Программы в 2006-2009 гг. проводились мероприятия по регулированию земельных отношений, развитию растениеводства и животноводства в хозяйствах населения, производственному обслуживанию граждан.

Для расширения личных подсобных хозяйств до 1 га выделены 246,9 га земли, до 3 га - соответственно 281 га, а по причине неэффективного использования земельных участков только в 2009 г. изъяты 4,6 тыс. га земель, закрепленных за сельисполкомами, и переданы сельхозорганизациям.

По просьбам граждан, с целью смены предшественников сельскохозяйственных культур, борьбы с вредителями и болезнями растений осуществляется перемещение земельных площадей, закрепленных за ними, в полях севооборотов сельхозорганизаций.

Во всех районах области организована работа по закупке у населения сельскохозяйственной продукции. За 2006-2009 гг. заключено 78,6 тыс. договоров контрактации, в том числе в 2009 г. - 18 тыс. договоров.

С целью материальной заинтересованности населения в наращивании объемов производства сельскохозяйственной продукции организовано областное и районные соревнования по закупке молока у населения среди сельских Советов, сельскохозяйственных организаций, моло-косдатчиков и молокосборщиков.

Гражданам, занимающимся ведением личного подсобного хозяйства, оказывалась помощь со стороны сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств, организаций жилищно-коммунального хозяйства и других структур в обработке земельных участков, заготовке кормов и предоставлялись иные виды услуг. За 2006-2009 гг. таких услуг оказано на сумму 10,9 млрд руб., в том числе в 2009 г. - 3,2 млрд руб. Лечение личного скота граждан осуществляется специалистами райвет-лечебниц, а также ветеринарными врачами сельскохозяйственных организаций. Регулярно проводятся мероприятия по профилактике инфекционных и инвазионных заболеваний животных.

В 2009 г. сельскохозяйственными организациями области выделено (продано) для личного скота граждан на зимне-стойловый период 57,6 тыс. т сена, в расчете на условную голову скота - 2,2 т. Также населению продано 1400 т картофеля, 300 т кормовых корнеплодов, 33700 т соломы.

За период реализации мероприятий Программы хозяйствами населения обеспечен темп роста валовой продукции сельского хозяйства 101,7 %.

За 2006-2009 гг. выполнены задания Программы по производству картофеля (127,3 % к заданию), овощей (126,7 %), плодов, ягод и меда (в 2,7 раза), яиц (101,4 %), закупкам овощей (116,4 %), плодов и ягод (в 1,7 раза), реализации семян зерновых культур (100,8 %), плодово-ягодных насаждений (в 3,9 раза), молодняка птицы (в 2 раза), комбикорма (в 1,6 раза).

Вместе с тем за 2006-2009 гг. в целом по области не обеспечено выполнение одиннадцати мероприятий Программы из двадцати двух контролируемых.

Ни одним из районов за 2006-2009 гг. не выполнены в полном объеме прогнозные показатели областной Программы.

Установленное областной Программой задание по производству сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения в области выполнено на 62,5 % (5 показателей из 8). Не выполнены задания по производству зерна к заданию 95,9 %, молока - 77,6; реализации скота и птицы -95,1 % (табл. 1).

Не выполнены задания по объемам закупок по 4 из 6 видов сельскохозяйственной продукции (молоко - 87,3 %, мясо скота и птицы-55,9; молодняк КРС - 72,6; картофель - 58,9 %) (табл. 2).

В целом по области реализация гражданам семян картофеля и овощей составила соответственно 74,9 и 72,5 % к заданию, поросят - 98,5; создание коммунально-бытовых структур - 64,9 % (табл. 3).

Аналогичная ситуация по показателям производства складывается и в 2010 г. Темп роста валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах населения за январь - август 2010 г. составил 96,1 % к соответствующе-

Таблица 1 - Выполнение заданий Программы но объемам производства

основных видов сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан в 2006-2009 гг., %

Район Производство

щупа картофеля овощей плодов ч ягод молока скота и птицы (реал, в ж. в.) меда ящ

Белыничекий 88,4 132,0 102,6 306,1 63,0 70,1 280,9 85,1

Бобруйский И 4,3 159,9 149,5 720,1 92,0 122.2 310.0 95,1

Быховский 85,6 130.7 120,3 251,3 82.2 103.0 309.0 90.3

Глусский 80,7 124,8 127,1 213,5 75,7 92,4 246,8 112,9

Горецкий 104,9 136,9 150,9 455,7 55,1 101,8 274,4 107,4

Дрибияский 105,4 148,6 138,8 306.1 74,3 146,1 109,3 106,4

Кировский 02.8 130,3 137,3 174,4 77,9 94,5 285,2 105,3

Климовичсккй 110,9 133,2 139,5 178,0 75,6 72,0 285,0 101,5

Кличевский 102,7 132.4 130,8 248,0 67.8 146,1 22.9.7 101.3

Костюковичский 92.3 124,3 198,6 213,7 85,6 90,2 364,7 106,1

Краснополыяшй 80,6 106.6 106,3 147,3 75.5 97,4 226.9 99.6

Кричевский 90,8 155.5 172,7 664,7 96.0 113,3 297.3 104.0

Круглянский 82,5 138,2 124,0 173,2 75,2 80,3 257.2 102.9

Могилевский 85,4 112.8 119,7 232,5 69.4 80.4 220.7 102.5

Мстиславский 109,1 125.1 113,9 198,4 76.7 86,2 375.6 103.4

Осиповичский 118,0 134.2. 131,6 210,9 94,8 101.3 388,8 114.1

Славгородский 109,5 99,4 133,4 302,5 93,7 97,5 495,7 104,5

Хогимский 81,9 130.1 120,3 282,7 79.2 87,3 215.6 98.7

Чаусский 95,8 125,5 116,3 183,2 75,7 119,1 234,3 107,8

Чериковсжий 106,7 143,6 12.9,1 304,6 84,8 95,9 194,2 100,5

Шкловский 95,3 94.6 106,7 264,4 76.1 69,2 289.1 98.4

Итого 95,9 127,3 126,7 270,9 77,6 95,1 265,6 101,4

Таблица 2 - Выполнение заданий Программы по закупкам основных видов сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан в 2006-2009 гг., %

Район Закуплено у населения

хврпшфеля овощей .1яодсе и ягод молока мяса скота и птицы в живом весе с -х организациями голов молодняка ВТС

Бельшичекий 37,4 115,2 226,2 86,5 84,1 62.7

Бобруйский 26..8 58.0 163.2 91.3 68.9 89,5

Быховский 392,0 170,7 121,3 91,8 66,9 70.9

Глуоский 43,5 105,0 161,6 84,6 41,9 61.6

Горецкий 44.1 80.1 192.2 69.3 110,1 51,6

Дрибинский 39,1 99,7 221,3 75,5 29,4 51,4

Кировский 38..0 71.3 338.6 &2.2 57.3 102,2

Климовичский 41,0 151,2 178,1 91,8 4,1 62,2.

Кличевский 71.5 189.2 188.6 82.5 37.2 78,7

Костюковичский 141.9 104.3 90.7 32,6 94,4

Краснопольский 73.6 120.3 69.2 78.2 31,3 38,0

Кричевский 136,2 33.8 106.7 94.5 82,4 70,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Круглянский 107,3 125,3 156,0 78,5 101,2 60,3

Могилевский 16..0 88.4 241.® &5.2 87.4 81,5

Мстиславский 56,3 90,2 120,2 99,0 62,5 76.3

Осиповичский 57.9 110.7 183.3 78.2 68,5 60,5

Славгдродский 66.6 96.4 61.8 93.8 57,0 62,7

Хотимский 17,3 74,1 58,2 68,1 19,1 55,0

Чаусский 56.5 131.4 88.7 99.2 37.0 68,3

Чериковский 35,9 71,0 143,6 76,1 74,3 40,3

Шкловский 38,9 103,2 269,7 89,3 46,2 97.9

Итого 58.9 116,4 170,9 87.3 55,9 72,6

Таблица 3 - Выполнение заданий Программы по оказанию услуг гражданам.

осуществляющим ведение личных подсобных хозяйств, в 2006-2009 гг., %

Район Реализация гражданам Создание коммунально-бытовых структур

семенного материала высоких.репродукций молодняка комбикормов

зерна картофеля овощей гишдоео-ягадных. насаждений поросят птицы

Велыничский 115,0 135,3 - 40,0 70,1 51,0 100,0

Бобруйский 72,8 60.6 - 253,0 101,0 285,3 462,0 60.0

Быховский 74.3 172.7 - 28.2 106.4 - 340.2 33.3

Глусский 143,9 97,2 - 60,0 87,4 - 217,3 140,0

Горецкий 116.8 45,9 - в 18 раз 80.2 13,2 137.6 50.0

Дрибинский 62,3 107,8 - 13,3 58,3 - 79,0 125,0

Кировский 49.7 47.8 - 155.6 73.1 - 75.1 50.0

Климовичский 301,6 203.9 - 31,7 282,2 - 88,4 40.0

Кличевский 66,7 57,6 - 2,0 108,7 - 100,5 60,0

Костюкоеичский 172,9 106.3 - 12,5 93,8 - 250,6 50.0

Краснопольский 39,0 80,4 - 112,5 0,0 - 152,8 66,7

Кричеьский 606.4 2.9 - 0,0 47.2 - 201.1 66.7

Круглянский 339.5 113.8 - 268.8 150.2 - 51.3 100.0

Могилевский 4,4 47,8 - 0,0 106,1 99,4 196,7 111,1

Мстиславский 93,0 63.0 - 33,3 98,9 - 97,7 57.1

Осиповичский 210,8 786,8 - 37,3 63,4 - 449,5 44,4

Славгородский 83,8 77.6 - 50,6 74,2 - 149,6 50.0

Хотимский 582.4 29,5 - 8,6 91.6 - 133.7 50.0

Чаусский 60.5 65,1 - в 30 рал 149.0 - 186.1 80.0

Чериковский 166.4 53.2 - 75.0 107.3 - 162.2 66.7

Шкловский 73,5 13,8 - (>,6 59,7 - 216,3 37,5

Итого 100.8 74,9 72,52 392.0 98.5 197.6 162.1 64,9

му периоду прошлого года. Снижение производства обусловлено сокращением численности крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах граждан на 6,3 %, в том числе коров - на 9,3; свиней - на 0,6 %.

Однако наметилась положительная тенденция по направлениям Программы, связанным с поддержкой личных подсобных хозяйств. В 2010 г. увеличилась реализация гражданам семян зерновых культур, картофеля, плодово-ягодных насаждений, комбикормов, молодняка скота и птицы.

Причин невыполнения заданий Программы несколько, есть среди них и объективные. К сожалению, за время реализации Программы наблюдается снижение численности сельского населения. Так, с 2005 по 2010 г. сельское население в области сократилось на 35 тыс. человек, или более чем на 12 %. Сельское население стареет и многие пожилые люди просто физически уже не могут держать хозяйство, а молодежь не особо к этому стремится. Возрастная структура населения является результатом предшествующей его динамики и в ближайшее время численность сельского трудоспособного населения будет сокращаться. Этому способствуют и неблагоприятные изменения в миграционных процессах. Продолжается миграционный поток не в пользу села, ярко выражена " молодая миграция". Особенно сложной будет ситуация, когда в сельской местности произойдет выбытие поколения типичного крестьянина, а на смену придет новое поколение, не только малочисленное, но и по-другому ориентированное на сельский уклад жизни.

Второй объективный фактор - это рост благосостояния сельского населения, что и было основной задачей Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Номинальная заработная плата работников АПК с 2005 г. выросла в 2,4 раза, аналогично повышались и пенсии, улучшилось и торговое обслуживание сельского населения.

Кроме того, производство продукции на частном подворье нередко связано с большими издержками и материальным риском.

Для более полного и глубокого изучения ситуации на местах по проблемам развития личных подсобных хозяйств создана рабочая группа облисполкома, которой проведено анкетирование сельского населения через газету " Зямля 1 людзГ'. Анкета состояла из 25 вопросов по наиболее проблемным направлениям в реализации Программы. В ходе встреч с населением члены областной и районных рабочих групп предлагали заполнить аналогичные анкеты. Обработано 307 анкет. Анкета была анонимной, для реагирования по ней указывался только населенный пункт. Вот некоторые результаты опроса.

Данным по производству продукции, которые сдаются сельисполко-мами в органы статистики, доверяют 79 % опрошенных; 81 % опрошен-

ных при этом встречаются с представителями сельисполкомов при подворовом обходе , 6 % - самостоятельно передают сведения в сельис-полкомы, а 13 % считают, что в сельисполкомах без их ведома самостоятельно заполняют похозяйственные книги.

Среди заполнивших анкеты 76 % считают, что необходимо вовлекать в поля севооборота сельскохозяйственных организаций по договорам земельные участки граждан в целях смены предшественников и борьбы с вредителями; 64 % готовы выращивать свои зерновые и картофель в едином массиве.

На вопрос " Всегда ли имеются в магазине Вашего населенного пункта семена картофеля, овощных культур, минеральные удобрения, средства защиты растений и сельхозинвентарь?" только 37 % ответили положительно. Были предложены следующие меры по улучшению торгового обслуживания: расширение ассортимента, работа по заявкам, сезонные распродажи и ярмарки, рекламирование продукции.

Только 23 % опрошенных регулярно проводят сортосмену семян, 61 % проводят ее редко, а 16 % совсем не проводят и из года в год сеют своими семенами.

На один из наиболее важных вопросов "Есть ли у Вас проблемы с выпасом скота и заготовкой кормов?" 32 % опрошенных ответили, что проблемы есть. И среди них называют: непригодность пастбищ для выпаса, на пастбищах не проводится перезалужение, нет на пастбищах воды и проблема доставки кормов.

Немногим более половины ответивших на вопросы (58 %) без проблем могут приобрести поросят, молодняк птицы, купить или обменять корову нетель. При этом предлагают обязать сельскохозяйственные организации продавать скот населению, а также установить на продаваемый населению скот государственные цены.

Из опрошенных 89 % ответили, что в их населенном пункте со стороны сельскохозяйственных организаций и других специализированных структур оказывается помощь в обработке приусадебных участков; 85 % - что в их населенном пункте практикуется выделение фуражного зерна и других кормов населению за сданное молоко и телят; 81 % опрошенных довольны уровнем оказываемых населению ветеринарных услуг.

Много предложений поступило по решению проблемы реализации излишков сельхозпродукции (молока, скота, картофеля, плодов и т. д.), так как 22 % сталкиваются с проблемами при реализации излишков. На первое место население ставит низкие закупочные цены, при реализации молока редко проводится анализ при его приеме, по мнению населения, занижается жирность, молоко смешивается, бывает его возврат, еще

называется проблема транспорта при реализации излишков картофеля, овощей, плодов.

На вопрос "Кто, по вашему мнению, должен осуществлять сбор молока у населения?" 47 % опрошенных ответили, что сельскохозяйственные организации, 28 % - сельисполкомы, 3 % - организации потребкооперации, а 23 % считают, что этим должны заниматься индивидуальные предприниматели. В районах при открытии лицензий и видов деятельности следует ориентировать на это индивидуальных предпринимателей и малые предприятия. При сдаче сельхозпродукции своевременно получили за нее расчет 91 % опрощенных.

На вопрос "Кто должен оказывать помощь населению при ведении личного подсобного хозяйства?" 76 % ответили, что сельскохозяйственные организации, 10 % считают, что этим должны заниматься индивидуальные предприниматели, а 14 % полагают, что для этих целей нужно создать специальные коммунально-бытовые структуры.

Заключение. Изучив проблемы развития личных подсобных хозяйств, необходимо не просто устранить единичные негативные случаи на местах, выявленные при встречах с населением и анкетировании, но и действовать комплексно и системно.

Не следует много акцентировать внимания на производственных показателях, а сделать, во-первых, все возможное для поддержки населения при ведении личного подсобного хозяйства. Во-вторых, предложить сбыт излишков производимой продукции по приемлемым для населения ценам и своевременный расчет за нее.

Необходимо также ускорить принятие нормативного документа по выделению населению льготного кредита на 5 лет до 20 млн руб. под 5 % годовых на развитие подсобного хозяйства и инициировать перед Правительством решение вопроса по определению критериев и принятию решения по сохранению за лицами, занимающимися ведением личного хозяйства в больших объемах, трудового стажа.

Для комплексного развития личных подсобных хозяйств необходимо целенаправленно решать следующие вопросы :

- обеспечить потребности хозяйств в высокоурожайных сортах семян зерновых, овощных культур, картофеля, посадочного материала плодовых и ягодных культур;

- обеспечить продажу молодняка животных и птицы с последующим обеспечением кормами;

- обеспечить выделение высокопродуктивных земельных участков для сенокошения и выпаса скота;

- оказывать помощь в обработке почвы, заготовке кормов;

- улучшить ветеринарное обслуживание животных, находящихся в собственности граждан, обеспечить проведение мероприятий по профилактике инфекционных и инвазионных заболеваний животных;

- осуществлять встречную продажу концентрированных и других кормов за закупаемую у населения сельскохозяйственную продукцию;

- улучшить снабжение населения минеральными удобрениями, сель-хозинвентарем и средствами малой механизации, организовав их продажу в кредит;

- необходим пересмотр типовых проектов домов усадебного типа, возводимых в сельской местности, с целью обеспечения условий для развития личных подсобных хозяйств граждан;

- следует совершенствовать систему закупа и заготовок сельхозпродукции, в этих целях необходимо расширить сеть стационарных и передвижных пунктов приема продукции в местах ее производства и укрепить их материально-техническую базу, в первую очередь, за счет транспорта;

- стимулировать создание организаций, в том числе с участием малого бизнеса, оказывающих услуги населению по возделыванию сельскохозяйственных культур, уборке урожая, заготовке кормов, закупке продукции, осуществлять их поддержку в том числе и из средств местных бюджетов, инициировать выделение им техники в лизинг.

Выполнение на местах предложенных мер по вышеуказанным направлениям позволит решить многие проблемы развития и поддержки личных подсобных хозяйств и обеспечить более полное выполнение в области мероприятий Программы.

Список литературы

1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. - Минск: Беларусь, 2005. - 96 с.

2. Клицунова, В.А. Классификация сельских усадеб/ разраб.: В.А. Клицу-нова, Д.Т. Станкевич. - Минск, 2006. - 30 с.

3. Методические рекомендации по совершенствованию социальной инфраструктуры села и комплекс мер ее динамического развития в новых условиях хозяйствования. - Минск: Центр аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси. - 2006. - 49 с.

4. Организационно-экономические основы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан / В.В. Кулешов [ и др. ]; ред. совет: В.В. Кулешов [и др.]. - Минск: Змитер Колас, 2007. - 912 с.

5. Программа возрождения и развития села Могилевской области / Могилев: УПКП "Могилевская областная укрупненная типография им. Спиридона Соболя", 2005. - 167 с.

6. Устойчивость развития ЛПХ: концептуальные основы стратегического управления / Е.Г. Лысенко [и др.]; под общ. ред. Е.Г. Лысенко. - М.: Россельхоз-академия, 2006. - 285 с.

7. Чаянов, А.В. Крестьянское хозяйство / А.В. Чаянов. - М.: Экономика, 1989. - 493 с.

Информация об авторе

Муравьев Александр Александрович - соискатель УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия", заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома. Информация для контактов: тел. (раб.) 8(0222) 27-36-71, (моб.) 8(044) 729-18-15.

Дата поступления статьи - 13 октября 2010 г.

УДК635.9:339.13 (476)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦВЕТОВ И ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Л.В. ПАКУШ, доктор экономических наук, профессор Е.Н. КАЧАНОВСКАЯ, магистр экономических наук, аспирантка УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

THE FEATURES OF FORMATION AND FUNCTIONING OF THE BELORUSSIAN FLORICULTURE MARKET

L.V PAKUSH, Doctor of Economies, professor E.N. KACHANOVSKAYA, Master of Economies, postgraduate student The Education Establishment "The Belorussian State Agricultural Academy"

В статье приведены результаты исследования формирования и /функционирования рынка цветов и декоративных растений в Республике Беларусь. Анализ осуществлен в три этапа: история развития цветоводства в республике; формирование рынка цветов и декоративных растений; функционирование отечественных цветоводческих предприятий. В результате выявлены особенности белорусского рынка цветов и декоративных растений.

The article describes the results of the research of formation and functioning of the Belorussian floriculture market. The analysis is carried out in three stages: history of floriculture in Belarus; the Belorussian floriculture market organization; the functioning of the Belorussian floriculture sector. As a result main features of the Belorussian floriculture market have been revealed.

Введение. Цветочно-декоративные растения всегда привлекали внимание человека. Цветы - естественный элемент окружающей нас среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.