Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ У ПАЦИЕНТОВ ВЫСОКОГО РИСКА, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДИСПАНСЕРНОМ НАБЛЮДЕНИИ, В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ У ПАЦИЕНТОВ ВЫСОКОГО РИСКА, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДИСПАНСЕРНОМ НАБЛЮДЕНИИ, В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
446
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ / ОСТРОЕ НАРУШЕНИЕ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ / ИНФАРКТ МИОКАРДА / АОРТОКОРОНАРНОЕ ШУНТИРОВАНИЕ / АНГИОПЛАСТИКА КОРОНАРНЫХ АРТЕРИЙ СО СТЕНТИРОВАНИЕМ / КАТЕТЕРНАЯ АБЛЯЦИЯ / АМБУЛАТОРНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Сура М.В., Везикова Н.Н., Глезер М.Г., Ефремушкина А.А., Золотовская И.А.

Программа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) у пациентов высокого риска - важнейшая составляющая федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», направленная на достижение целей и результатов его выполнения, включая такой показатель, как снижение смертности от болезней системы кровообращения до 555 случаев на 100 тыс. населения к 2024 г. Цель исследования. Провести анализ текущего состояния реализации Программы профилактики ССЗ как составной части федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и соответствующих региональных программ в отдельных субъектах Российской Федерации и предложить направления ее совершенствования. Материал и методы. Разработана анкета, включающая 30 вопросов, которые затрагивают основные параметры реализации профилактики ССЗ в субъектах Российской Федерации. Проведено анкетирование и последующее структурированное интервью с экспертами (главными внештатными специалистами - кардиологами, неврологами или терапевтами) 9 субъектов Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Коми, Волгоградская область, Алтайский край, Кемеровская область, Самарская область, Нижегородская область, Рязанская область, Московская область). Результаты. Программа профилактики ССЗ реализуется в выбранных для исследования субъектах Российской Федерации с марта-июня 2020 г. за счет субсидий федерального бюджета и небольшой доли региональных бюджетов (не более 20%), с 2021 г. пациенты обеспечиваются лекарственными препаратами в течение 2 лет с даты установления диагноза и (или) выполнения хирургического вмешательства. В большей части субъектов Российской Федерации наблюдается рост числа пациентов, включенных в Программу профилактики ССЗ в период с 2020 по 2021 г. Отмечены высокие фактические показатели постановки пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, аортокоронарное шунтирование, ангиопластику коронарных артерий со стентированием и катетерную абляцию, на диспансерный учет (минимальный показатель 74,9%) и их обеспечение лекарственными препаратами (минимальный показатель 82,6%) в 2021 г. В некоторых регионах пациенты получают необходимый набор лекарственных препаратов сразу после выписки из стационара. В регионах производятся закупки практически всех лекарственных препаратов в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минздрава России от 24.09.21 №936н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения в амбулаторных условиях лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний». Заключение. Среди мер, направленных на повышение эффективности реализации Программы профилактики ССЗ как составной части федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и соответствующих региональных программ, следует рассматривать создание амбулаторных кардиологических центров, коррекцию лекарственной терапии в зависимости от показаний, обеспечение доступности всех методов диагностики, внедрение электронного рецепта, введение жесткого контроля диспансерного наблюдения пациентов и достижения целевых параметров, совершенствование региональных медицинских информационных систем и регистра пациентов и др. На законодательном уровне необходимо проработать механизмы пожизненного обеспечения в амбулаторных условиях лекарственными препаратами пациентов, включенных в Программу профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Необходимо определить критерии и порядок включения (и исключения) препаратов в перечень, в соответствии с которым осуществляется лекарственное обеспечение пациентов. Кроме этого, есть обоснованная необходимость расширения номенклатуры лекарственных препаратов и перечня нозологий, действующих в рамках Программы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Сура М.В., Везикова Н.Н., Глезер М.Г., Ефремушкина А.А., Золотовская И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A PROGRAM FOR PREVENTION OF CARDIOVASCULAR DISEASES AND CARDIOVASCULAR COMPLICATIONS IN HIGH-RISK FOLLOWED-UP PATIENTS IN CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Objective. To analyze the current state of cardiovascular diseases (CVD) Prevention Program as an integral part of the federal project «Treatment of CVD» and relevant regional programs in certain subjects of the Russian Federation and propose directions for its improvement. Material and methods. We developed a questionnaire that includes 30 questions affecting the main parameters of implementation of CVD prevention in constituent entities of the Russian Federation. Survey and subsequent structured interviews were conducted with experts (chief specialists - cardiologists, neurologists or therapists) of 9 constituent entities of the Russian Federation (Republic of Karelia, Komi Republic, Volgograd Region, Altai Territory, Kemerovo Region, Samara Region, Nizhny Novgorod Region, Ryazan Region, Moscow Region). Results. The CVD prevention program has been implemented in constituent entities of the Russian Federation selected for the study since March-June 2020 at the expense of federal budget subsidies and a small share of regional budgets (<20%). After 2021, patients were provided with medicines for 2 years after establishing the diagnosis and/or surgical intervention. In most constituent entities of the Russian Federation, there is an increase in the number of patients included in the CVD Prevention Program for the period from 2020 to 2021. There were high actual rates of follow-up of patients with previous stroke, myocardial infarction, coronary artery bypass grafting, percutaneous coronary interventions and catheter ablation (min 74.9%) and their provision with drugs (min 82.6%) in 2021. In some regions, patients receive necessary drugs immediately after discharge from the hospital. The regions procured nearly all medicines included into the list approved by the Order of the Ministry of Health of Russia dated September 24, 2021 No. 936n «On approval of medicines for outpatient treatment of patients with previous stroke, myocardial infarction, coronary artery bypass grafting, percutaneous coronary interventions and catheter ablation for cardiovascular diseases». Conclusion. The measures for improving the effectiveness of the CVD Prevention Program as an integral part of the federal project «Treatment of CVD» and relevant regional programs should include outpatient cardiology centers, correction of drug therapy depending on indications, availability of all diagnostic methods, introduction of electronic receipt, strict control over follow-up of patients and achievement of target parameters, improvement of regional medical information systems and register of patients, etc. It is necessary to work out the mechanisms for lifelong provision of medicines for outpatient treatment of patients included in the CVD Prevention Program. It is also necessary to define the criteria and procedure for inclusion (and exclusion) of drugs into this program. Moreover, there is a reasonable need to expand the range of drugs and diseases in the CVD Prevention Program.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ У ПАЦИЕНТОВ ВЫСОКОГО РИСКА, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДИСПАНСЕРНОМ НАБЛЮДЕНИИ, В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Медицинские технологии. Оценка и выбор 2022, №2 (44), сс. 33-44 https://doi.org/10.17116/medtech20224402133

Medical Technologies. Assessment and Choice 2022, no. 2 (44), pp. 33-44 https://doi.org/10.17116/medtech20224402133

Реализация программы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, в субъектах Российской Федерации

© М.В. СУРА1, 2, Н.Н. ВЕЗИКОВА3, М.Г. ГЛЕЗЕР4, А.А. ЕФРЕМУШКИНА5, И.А. ЗОЛОТОВСКАЯ6 7, В.В. ИВАНЕНКО8, 9, С.А. МАКАРОВ10, 11, А.А. НЕКРАСОВ12, Е.С. ТИМОЩЕНКО13, Е.В. ФИЛИППОВ14, М.С. ЧЕРЕПЯНСКИЙ15

1ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва, Россия;

2АНО «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении», Москва, Россия;

3ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» Минобрнауки России, Петрозаводск, Россия;

4ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России»

(Сеченовский университет), Москва, Россия;

5ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России, Барнаул, Россия; 6ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, Самара, Россия; 7ГБУЗ СО «Самарская городская больница №4», Самара, Россия; 8ГБУЗ «Волгоградский клинический кардиологический центр», Волгоград, Россия;

9ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, Волгоград, Россия;

10ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний» Минобрнауки России,

Кемерово, Россия;

11ГБУЗ «Кузбасский клинический кардиологический диспансер им. академика Л.С. Барбараша», Кемерово, Россия; 12ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, Нижний Новгород, Россия; 13ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №5 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода», Нижний Новгород, Россия; 14ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань, Россия;

15ГУ Республики Коми «Клинический кардиологический диспансер», Сыктывкар, Россия

РЕЗЮМЕ

Программа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) у пациентов высокого риска — важнейшая составляющая федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», направленная на достижение целей и результатов его выполнения, включая такой показатель, как снижение смертности от болезней системы кровообращения до 555 случаев на 100 тыс. населения к 2024 г.

Цель исследования. Провести анализ текущего состояния реализации Программы профилактики ССЗ как составной части федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и соответствующих региональных программ в отдельных субъектах Российской Федерации и предложить направления ее совершенствования.

Материал и методы. Разработана анкета, включающая 30 вопросов, которые затрагивают основные параметры реализации профилактики ССЗ в субъектах Российской Федерации. Проведено анкетирование и последующее структурированное интервью с экспертами (главными внештатными специалистами — кардиологами, неврологами или терапевтами) 9 субъектов Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Коми, Волгоградская область, Алтайский край, Кемеровская область, Самарская область, Нижегородская область, Рязанская область, Московская область).

Результаты. Программа профилактики ССЗ реализуется в выбранных для исследования субъектах Российской Федерации с марта—июня 2020 г. за счет субсидий федерального бюджета и небольшой доли региональных бюджетов (не более 20%), с 2021 г. пациенты обеспечиваются лекарственными препаратами в течение 2 лет с даты установления диагноза и (или) выполнения хирургического вмешательства. В большей части субъектов Российской Федерации наблюдается рост числа пациентов, включенных в Программу профилактики ССЗ в период с 2020 по 2021 г. Отмечены высокие фактические показатели постановки пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, аортокоро-нарное шунтирование, ангиопластику коронарных артерий со стентированием и катетерную абляцию, на диспансерный учет (минимальный показатель 74,9%) и их обеспечение лекарственными препаратами (минимальный показатель 82,6%) в 2021 г. В некоторых регионах пациенты получают необходимый набор лекарственных препаратов сразу после выписки из стационара. В регионах производятся закупки практически всех лекарственных препаратов в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минздрава России от 24.09.21 №936н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения в амбулаторных условиях лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний». Заключение. Среди мер, направленных на повышение эффективности реализации Программы профилактики ССЗ как составной части федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и соответствующих региональных программ, следует рассматривать создание амбулаторных кардиологических центров, коррекцию лекарственной терапии в зависимости от показаний, обеспечение доступности всех методов диагностики, внедрение электронного рецепта, введение жесткого контроля диспансерного наблюдения пациентов и достижения целевых параметров, совершенствование региональных медицинских информационных систем и регистра пациентов и др. На законодательном уровне необходимо проработать механизмы пожизненного обеспечения в амбулаторных условиях

лекарственными препаратами пациентов, включенных в Программу профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Необходимо определить критерии и порядок включения (и исключения) препаратов в перечень, в соответствии с которым осуществляется лекарственное обеспечение пациентов. Кроме этого, есть обоснованная необходимость расширения номенклатуры лекарственных препаратов и перечня нозологий, действующих в рамках Программы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Ключевые слова: профилактика развития сердечно-сосудистых заболеваний, острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием, кате-терная абляция, амбулаторное лекарственное обеспечение, диспансерное наблюдение.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Сура М.В. — https://orcid.org/0000-0001-9216-9839

Везикова Н.Н. — https://orcid.org/0000-0002-8901-3363

Глезер М.Г. — https://orcid.org/0000-0002-0995-1924

Ефремушкина А.А. — https://orcid.org/0000-0001-8878-3705

Золотовская И.А. — https://orcid.org/0000-0002-0555-4016

Иваненко В.В. — https://orcid.org/0000-0003-3399-0402

Макаров С.А. — https://orcid.org/0000-0003-4649-2947

Некрасов А.А. — https://orcid.org/0000-0003-3325-4405

Тимощенко Е.С. — https://orcid.org/0000-0003-2132-6467

Филиппов Е.В. — https://orcid.org/0000-0002-7688-7176

Черепянский Е.С. — https://orcid.org/0000-0002-3514-8676

Автор, ответственный за переписку: Сура М.В. — e-mail: mariasoura@yandex.ru

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Сура М.В., Везикова Н.Н., Глезер М.Г., Ефремушкина А.А., Золотовская И.А., Иваненко В.В., Макаров С.А., Некрасов А.А., Тимощенко Е.С., Филиппов Е.В., Черепянский М.С. Реализация программы профилактики сердечнососудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, в субъектах Российской Федерации. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2022;44(2):33—44. https://doi.org/10.17116/medtech20224402133

Implementation of a program for prevention of cardiovascular diseases and cardiovascular complications in high-risk followed-up patients in constituent entities of the Russian Federation

© M.V. SURA1, 2, N.N. VEZIKOVA3, M.G. GLEZER4, A.A. EFREMUSHKINA5, I.A. ZOLOTOVSKAYA6, 7, V.V. IVANENKO8 9, S.A. MAKAROV10, 11, A.A. NEKRASOV12, E.S. TIMOSHCHENKO13, E.V. FILIPPOV14, M.S. CHEREPYANSKY15

1Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Moscow, Russia;

2National Center for Health Technology Assessment, Moscow, Russia;

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia;

4Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia;

5Altai State Medical University, Barnaul, Russia;

6Samara State Medical University, Samara, Russia;

7Samara City Hospital No. 4, Samara, Russia;

8Volgograd Clinical Cardiology Center, Volgograd, Russia;

9Volgograd State Medical University, Volgograd, Russia;

10Research Institute for Complex Iccues of Cardiovascular Diseases, Kemerovo, Russia; "Barbarash Kuzbass Clinical Cardiology Dispensary, Kemerovo, Russia; 12Volga Region Research Medical University, Nizhny Novgorod, Russia; 13Nizhny Novgorod City Clinical Hospital No. 5, Nizhny Novgorod, Russia; 14Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia; 15Clinical Cardiology Dispensary, Syktyvkar, Russia

ABSTRACT

Objective. To analyze the current state of cardiovascular diseases (CVD) Prevention Program as an integral part of the federal project «Treatment of CVD» and relevant regional programs in certain subjects of the Russian Federation and propose directions for its improvement.

Material and methods. We developed a questionnaire that includes 30 questions affecting the main parameters of implementation of CVD prevention in constituent entities of the Russian Federation. Survey and subsequent structured interviews were conducted with experts (chief specialists — cardiologists, neurologists or therapists) of 9 constituent entities of the Russian Federation (Republic of Karelia, Komi Republic, Volgograd Region, Altai Territory, Kemerovo Region, Samara Region, Nizhny Novgorod Region, Ryazan Region, Moscow Region).

Results. The CVD prevention program has been implemented in constituent entities of the Russian Federation selected for the study since March-June 2020 at the expense of federal budget subsidies and a small share of regional budgets (<20%). After 2021, patients were provided with medicines for 2 years after establishing the diagnosis and/or surgical intervention. In most constituent entities of the Russian Federation, there is an increase in the number of patients included in the CVD Prevention Program for the period from 2020 to 2021. There were high actual rates of follow-up of patients with previous stroke, myocardial infarc-

tion, coronary artery bypass grafting, percutaneous coronary interventions and catheter ablation (min 74.9%) and their provision with drugs (min 82.6%) in 2021. In some regions, patients receive necessary drugs immediately after discharge from the hospital. The regions procured nearly all medicines included into the list approved by the Order of the Ministry of Health of Russia dated September 24, 2021 No. 936n «On approval of medicines for outpatient treatment of patients with previous stroke, myocardial infarction, coronary artery bypass grafting, percutaneous coronary interventions and catheter ablation for cardiovascular diseases». Conclusion. The measures for improving the effectiveness of the CVD Prevention Program as an integral part of the federal project «Treatment of CVD» and relevant regional programs should include outpatient cardiology centers, correction of drug therapy depending on indications, availability of all diagnostic methods, introduction of electronic receipt, strict control over follow-up of patients and achievement of target parameters, improvement of regional medical information systems and register of patients, etc. It is necessary to work out the mechanisms for lifelong provision of medicines for outpatient treatment of patients included in the CVD Prevention Program. It is also necessary to define the criteria and procedure for inclusion (and exclusion) of drugs into this program. Moreover, there is a reasonable need to expand the range of drugs and diseases in the CVD Prevention Program.

Keywords:: prevention of cardiovascular diseases, stroke, myocardial infarction, coronary artery bypass grafting, coronary artery stenting, catheter ablation, outpatient drug provision, follow-up.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Sura M.V. — https://orcid.org/0000-0001-9216-9839 Vezikova N.N. — https://orcid.org/0000-0002-8901-3363 Glezer M.G. — https://orcid.org/0000-0002-0995-1924 Efremushkina A.A. — https://orcid.org/0000-0001-8878-3705 Zolotovskaya I.A. — https://orcid.org/0000-0002-0555-4016 Ivanenko V.V. — https://orcid.org/0000-0003-3399-0402 Makarov S.A. — https://orcid.org/0000-0003-4649-2947 Nekrasov A.A. — https://orcid.org/0000-0003-3325-4405 Timoshchenko E.S. — https://orcid.org/0000-0003-2132-6467 Filippov E.V. — https://orcid.org/0000-0002-7688-7176 Cherepyanskij E.S. — https://orcid.org/0000-0002-3514-8676 Corresponding author: Sura M.V. — e-mail: mariasoura@yandex.ru

TO CITE THIS ARTICLE:

Sura MV, Vezikova NN, Glezer MG, Efremushkina AA, Zolotovskaya IA, Ivanenko VV, Makarov SA, Nekrasov AA, Timoshchenko ES, Filippov EV, Cherepyanskiy MS. Implementation of a program for prevention of cardiovascular diseases and cardiovascular complications in high-risk followed-up patients in constituent entities of the Russian Federation. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2022;44(2):33-44. (In Russ.). https://doi.org/10.17116/medtech20224402133

Введение

В целях реализации федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.17 №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», начиная с 2020 г. осуществляется лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях пациентов высокого риска, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), инфаркт миокарда (ИМ), а также которым выполнены аортокоронарное шунтирование (АКШ), ангиопластика коронарных артерий (АПКА) со стентированием и катетерная абляция (КА) по поводу сердечно-сосудистых заболеваний и находящихся на диспансерном наблюдении (Программа профилактики ССЗ)1. Финансовое обеспечение Программы профилактики ССЗ как составной части федерального проекта «Борьба с сердечно-

1Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.17 №1640 (ред. от 24.03.22) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

сосудистыми заболеваниями» и соответствующих региональных программ осуществляется за счет субсидий федерального бюджета, которые предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Субсидии не распространяются на лиц с указанными заболеваниями, имеющими право на получение социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с ФЗ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»2. Ежегодный объем финансового обеспечения Программы профилактики ССЗ за счет федерального бюджета, начиная с 2020 г., составляет 10 150,0 млн руб.3

2Федеральный закон от 17.07.99 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Федеральный закон от 02.12.19 №380-ФЗ (ред. от 18.03.20) «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Федеральный закон от 08.12.20 №385-Ф3 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Федеральный закон от 06.12.21 №392-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

На момент утверждения программы в 2020 г. пациенты, перенесшие ОНМК, ИМ, АКШ, АПКА со стен-тированием и КА по поводу ССЗ, должны были обеспечиваться необходимыми лекарственными препаратами в течение 1 года с момента постановки на диспансерный учет в соответствии с приказом Минздрава России от 09.01.20 №1н4. С 2021 г. установлена федеральная норма, регулирующая обеспечение лекарственными препаратами пациентов в течение 2 лет с даты установления диагноза и (или) выполнения хирургического вмешательства в соответствии с перечнем препаратов, утвержденным приказом Минздрава России от 24.09.21 №936н5. Перечень включает 23 наименования лекарственных препаратов с указанием лекарственных форм (включены только пероральные формы — таблетки, капсулы) и дозировок. Все препараты включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов6 и относятся к различным группам анатомо-терапевтическо-химической классификации (АТХ), это, в частности, антиаритмические препараты, антитромботические средства, ги-полипидемические средства, бета-адреноблокаторы, ингибиторы АПФ и др. Отдельная экспертная процедура выбора лекарственных препаратов для включения в рассматриваемый перечень не предусмотрена.

В настоящее время в открытых информационных ресурсах [https://www.elibrary.ru/, https://cyberleninka. ru/, https://lib.ossn.ru/] нет консолидированной информации о реализации Программы профилактики ССЗ в субъектах РФ. Проведенное исследование является попыткой комплексной оценки результатов внедрения Программы профилактики ССЗ на местах и подготовки предложений по ее дальнейшему совершенствованию.

4Приказ Минздрава России от 09.01.20 №1н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения в течение одного года в амбулаторных условиях лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аор-токоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.20 №57272).

5Приказ Минздрава России от 24.09.21 №936н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения в амбулаторных условиях лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.21 №65425).

6Распоряжение Правительства РФ от 12.10.19 №2406-р (ред. от 23.11.20) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.21).

Цель исследования — провести анализ текущего состояния реализации Программы профилактики ССЗ как составной части федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и соответствующих региональных программ в отдельных субъектах Российской Федерации и предложить направления ее совершенствования.

Материал и методы

Разработана анкета, включающая 30 вопросов, которые затрагивают основные параметры реализации Программы профилактики ССЗ в субъектах Российской Федерации, в частности: начало внедрения, соотношение источников финансирования (федеральный/региональный бюджеты), нормативное регулирование, сроки начала получения пациентами лекарственных препаратов, сроки постановки на диспансерный учет, количество включенных пациентов, доля лиц, находящихся на диспансерном наблюдении и обеспеченных лекарственными препаратами, сроки проведения консультативных приемов, причины исключения из Программы профилактики ССЗ, способы информационного взаимодействия участников, показатели и оценка эффективности реализации, рекомендации по совершенствованию и прочее. Проведено анкетирование 9 экспертов (главных внештатных специалистов (ГВС) — кардиологов, неврологов или терапевтов) 9 субъектов Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Коми, Волгоградская область, Алтайский край, Кемеровская область, Самарская область, Нижегородская область, Рязанская область, Московская область). Выбор регионов обусловлен согласием ГВС принять участие в данном исследовании с последующей возможностью публикации полученных данных. После получения результатов анкетирования с каждым ГВС проведено структурированное интервью с целью уточнения отдельных вопросов реализации Программы профилактики ССЗ в субъектах Российской Федерации. Анкетирование специалистов и структурированное интервью проводились с ноября по декабрь 2021 г.

Результаты

Во всех включенных в анализ субъектах Российской Федерации с марта—июня 2020 г. реализуется Программа профилактики ССЗ как составная часть федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и соответствующих региональных программ. Финансовое обеспечение осуществляется по большей части за счет средств федерального бюджета, доля которого составляет 75—99% в зависимости от субъекта Российской Федерации (табл. 1).

Следует отметить, что в части субъектов Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Коми, Волгоградская область, Алтайский край)

Таблица 1. Начало реализации Программы профилактики ССЗ и ее финансовое обеспечение в 9 субъектах Российской Федерации

Table 1. Start of implementation of the Cardiovascular Disease (CVD) Prevention Program and its financial support in nine entities of the Russian Federation

Реализация Программы профилактики ССЗ в субъекте Российской Федерации

Субъект Начало действия в 2020 г. Источники финансового обеспечения

Российской Федерации субсидии из федерального бюджета, % средства бюджета субъекта Российской Федерации, %

Республика Карелия Апрель 99 1

Республика Коми Март 95 5

Волгоградская область Март 98 2

Самарская область Май 86 14

Нижегородская область Март 96 4

Алтайский край Март н/д н/д

Кемеровская область Апрель 90 10

Рязанская область Апрель 94 6

Московская область Июнь 75 25

Примечание. н/д — нет данных (главный внештатный специалист не смог предоставить запрашиваемые данные).

до внедрения федерального проекта действовали и действуют в настоящее время собственные региональные программы льготного лекарственного обеспечения пациентов в ССЗ в амбулаторных условиях, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (дополнительно к действующему во всех субъектах льготному лекарственному обеспечению в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 №890 в рамках которого, например, все пациенты, перенесшие ИМ в течение 6 мес, получают лекарственные препараты, необходимые для лечения данного заболевания)7. В частности, в Республике Карелия в настоящее время действует региональная программа, за счет которой осуществляется амбулаторное лекарственное обеспечение пациентов с острым коронарным синдромом (ОКС) после стен-тирования, пациентов с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) с низкой фракцией выброса левого желудочка, дислипидемией у пациентов с семейной гиперхолестеринемией очень высокого риска при недостижении целевых значений липопро-теинов низкой плотности (ЛПНП), фибрилляцией предсердий (с 2021 г.). В рамках программы пациенты получают тикагрелор, валсартан+сакубитрил, да-паглифлозин, алирокумаб, эволокумаб, риварокса-бан, апиксабан, дабигатрана этексилат. В Республике Коми осуществляется лекарственное обеспечение препаратами, влияющими на липидный обмен, пациентов с ОКС, ОНМК, после перенесенных операций на сердце. В Волгоградской области в настоящее

постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.94 №890 (ред. от 14.02.02) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

время обеспечиваются лекарственными препаратами в амбулаторных условиях пациенты с артериальной гипертензией (АГ). В Алтайском крае ранее действовала региональная программа (с сентября 2015 г.) лекарственного обеспечения пациентов с острым ИМ, повторным ИМ и нестабильной стенокардией. Пациенты обеспечивались антитромбоцитарными препаратами (ацетилсалициловой кислотой, клопидо-грелом), бета-адреноблокаторами (метопрололом), ингибиторами АПФ (рамиприлом, лизиноприлом, периндоприлом) на 12 мес.

На уровне субъектов Российской Федерации Программа профилактики ССЗ регулируется приказами региональных органов управления здравоохранением, утвержденных в 2020—2021 гг.8- 9 10 11

8Приказ Минздрава Республики Карелия от 14.01.20 №32 Об утверждении программы «Обеспечение лекарственными препаратами в амбулаторных условиях с целью профилактики развития ССЗ и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении» на 2020— 2022 годы.

9Приказ Минздрава Республики Карелия от 16.03.20 №312 Порядок реализации программы «Обеспечение лекарственными препаратами в амбулаторных условиях с целью профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении» на 2020—2022 годы.

10Приказ Минздрава Республики Коми от 10.09.21 №1403-р «О мерах по организации в Республике Коми обеспечения в амбулаторных условиях лекарственными препаратами лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний».

"Приказ Комитета здравоохранения Волгоградской области от 06.05.20 №1156н. «Об утверждении регламента информационного взаимодействия участников системы обеспечения лекарственными препаратами в амбулаторных условиях в течение одного года».

12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. Обращает на себя внимание то, что практически во всех исследуемых субъектах, кроме Республики Коми, несмотря на изменение федерального законодательства по увеличению периода обеспечения пациентов в амбулаторных условиях лекарственными препаратами с одного года до двух лет с даты постановки на диспансерной учет, начиная с 1 января 2021 г., региональные нормативные правовые документы не корректировались (отметим, что на практике требования федерального законодательства соблюдаются и пациенты обеспечиваются препаратами в течение 2 лет). Во всех без исключения действующих нормативных документах субъектов Российской Федерации есть ссылки на утративший силу Приказ Минздрава России от 09.01.20 №1н в связи с утверждением приказа Минздрава России от 24.09.21 №936н. В 2022 г. все нормативные документы регионального уровня должны быть приведены в соответствие с действующими нормативными документами федерального уровня.

Полученные от ГВС данные о количестве пациентов, включенных в Программу профилактики ССЗ в 2020—2021 гг., представлены в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12Приказ Министерства здравоохранения Самарской области от 28.04.20 с изменениями от 04.05.21 №600 «Об организации лекарственного обеспечения пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний».

13 Приказ Министерства здравоохранения Нижегородской области от 9 декабря 2020 г. №315-1150/20П/од «О лекарственном обеспечении граждан, проживающих на территории Нижегородской области, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым выполнено аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, в амбулаторных условиях».

14Приказ Минздрава Алтайского края от 30 июня 2021 г. №338 Об утверждении региональной программы «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Алтайском крае».

15Распоряжение Минздрава Алтайского края от 18.03.20 №214 «Порядок обеспечения лекарственными препаратами пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями высокого риска (ОНМК, ИМ, РЧА, ЧКВ, АКШ) в соответствии с приказом Минздрава России от 09.01.20 №1н».

16Приказ Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от 30.01.20 №184 «О некоторых вопросах профилактики болезней сердечно-сосудистой системы на территории Кемеровской области».

17Приказ Минздрава Рязанской области от 07.04.20 №591 «О порядке ведения Регистра лиц, перенесших отдельные сердечно-сосудистые заболевания».

18Распоряжение Министерства здравоохранения Московской области от 1 июня 2020 г. №64-Р «О порядке обеспечения лекарственными препаратами в течение одного года в амбулаторных условиях лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечнососудистых заболеваний» (с изменениями на 15 октября 2020 года).

Таблица 2. Сведения о количестве пациентов, включенных в Программу профилактики ССЗ в 2020—2021 гг. в 9 субъектах Российской Федерации

Table 2. Number of patients included in the CVD Prevention Program in nine entities of the Russian Federation in 2020—2021

Субъект Российской Федерации Количество пациентов, включенных в Программу профилактики ССЗ

2020 г. (на конец года) 2021 г. (на момент анкетирования)

Республика Карелия 1907 3325

Республика Коми 7986 8810

Волгоградская область 4954 3866

Самарская область 13 848 16 019

Нижегородская область 10 432 12 973

Алтайский край 7068 11 285

Кемеровская область 6587 7204

Рязанская область 3522 7215

Московская область 62 188 68 601

Во всех субъектах РФ, за исключением Волгоградской области, наблюдается рост количества пациентов, включенных в Программу профилактики ССЗ в период с 2020 по 2021 г. Частыми причинами исключения пациентов из Программы профилактики ССЗ были отказ пациента приходить на повторные визиты после постановки на диспансерный учет (50%), смерть пациента (24%), переезд в другой регион (12%). Кроме этого, пациентов исключали из Программы профилактики ССЗ в связи с получением инвалидности и, как следствие, с приобретением права на лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В проанализированных субъектах Российской Федерации установлены различные сроки начала получения пациентами, перенесшими ОНМК, ИМ, АКШ, АПКА со стентированием и КА по поводу ССЗ, лекарственной терапии в рамках Программы профилактики ССЗ — в день установления диспансерного наблюдения (Республика Карелия, Республика Коми, Кемеровская область, Волгоградская область) или в день выписки пациента из стационара (например, Нижегородская область, Алтайский край, Рязанская область, Московская область). К примеру, в Алтайском крае при выписке из стационара пациенты получают «кардиопакет» (набор препаратов, включенных в Приказ Минздрава России от 24.09.21 №936н, в соответствии с показаниями) на 3 мес с дальнейшим обеспечением по месту жительства. В Нижегородской области пациенты получали необходимые лекарственные препараты в день выписки из медицинской организации в объемах, достаточных для проведения терапии на срок от 1 до 6 мес. В Московской области в день выписки из стационара проводятся амбулаторный визит

и выдача препаратов на срок от 1 до 3 мес. В Самарской области сроки получения пациентами лекарственной терапии в 2020—2021 гг. зависели от стационара, в котором находился пациент в связи с перенесенным острым состоянием, к примеру, пациенты, проходящие лечение в Областном кардиологическом диспансере, получали лекарственные препараты в день выписки.

В табл. 3 представлены результаты анализа фактических данных за 2021 г. о доле лиц, находящихся на диспансерном наблюдении по Программе профилактики ССЗ, из числа лиц, перенесших ОНМК, ИМ, АКШ, АПКА со стентированием и КА по поводу ССЗ, а также о доле лиц, обеспеченных лекарственными препаратами, из числа лиц, находящихся на диспансерном наблюдении.

Фактические показатели постановки пациентов, перенесших ОНМК, ИМ, АКШ, АПКА со стентированием и КА, на диспансерный учет в зависимости от региона в 2021 г. варьировали от 74,9% (Республика Карелия) до 100% (Самарская область), обеспечения лекарственными препаратами от 82,6 (Республика Карелия) до 97,5% (Самарская область). Следует отметить, что по рассматриваемым показателям в части субъектов Российской Федерации оценивается эффективность реализации Программы профилактики ССЗ — региональными нормативными документами устанавливаются целевые значения показателей. Значения показателей в зависимости от региона варьируют от 80 до 100% (Республика Карелия, Самарская область). В Волгоградской области установлен показатель — доля лиц с болезнями системы кровообращения (БСК), состоящих под диспансерным наблюдением, получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения, от всех пациентов с БСК,

состоящих под диспансерным наблюдением, — целевое значение на 2021 г. — 50%, на 2022 г. — 60%, а также доля лиц, которые перенесли ОНМК, ИМ, АКШ, АПКА со стентированием и АК по поводу ССЗ, бесплатно получивших в отчетном году необходимые лекарственные препараты в амбулаторных условиях, — целевое значение на 2021 г. — 50%, на 2022 г. — 80%.

Условиями, при которых пациентам, перенесшим ОНМК, ИМ, а также которым выполнены АКШ, АПКА со стентированием и КА по поводу ССЗ, выписывается льготный рецепт по Программе профилактики ССЗ в зависимости от субъекта Российской Федерации, служат: установление диспансерного наблюдения и/или внесение сведений о пациенте в реестр льготных категорий граждан, а также обязательное условие — отсутствие у пациента права на получение лекарственных препаратов в амбулаторных условиях в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Во всех проанализированных регионах информирование поликлиник о включаемых в Программу профилактики ССЗ пациентах осуществляется посредством региональных медицинских информационных систем. Кроме этого, в части регионов (Республика Коми, Волгоградская, Нижегородская, Рязанская области) стационары дополнительно осуществляют устное информирование поликлиник. Среди задач региональных медицинских информационных систем в рамках реализации Программы профилактики ССЗ в зависимости от субъекта указаны следующие: ведение учета пациентов, перенесших ОНМК, ИМ, а также которым выполнены АКШ, АПКА со стентированием и КА по поводу ССЗ, ведение регистров пациентов, включенных в Программу профилактики

Таблица 3. Фактические данные субъектов Российской Федерации о доле лиц, находящихся на диспансерном наблюдении по Программе профилактики ССЗ, из числа лиц, перенесших ОНМК, ИМ, АКШ, АПКА со стентированием и КА, и доле лиц, обеспеченных лекарственными препаратами, из числа находящихся на диспансерном наблюдении в 2021 г. Table 3. Actual data of entities of the Russian Federation on percentage of followed-up people with previous stroke, myocardial infarction, CABG catheter ablation and PCI and share of these people provided with drugs in 2021

Субъект Российской Федерации Доля лиц, находящихся на диспансерном наблюдении, из числа лиц, перенесших ОНМК, ИМ, АКШ, АПКА со стентированием и КА, % Доля лиц, обеспеченных лекарственными препаратами, из числа находящихся на диспансерном наблюдении, %

Республика Карелия 74,9 82,6

Республика Коми н/д 86,25

Волгоградская область 89,1 89,6

Самарская область 100 97,5

Нижегородская область 97,0 83,0

Алтайский край 96,0 83,0

Кемеровская область 82,0 85,0

Рязанская область 97,0 89,8

Московская область 98,7 96,5

Примечание. н/д — нет данных, главный внештатный специалист не смог предоставить запрашиваемые данные; ОНМК — острое нарушение мозгового кровообращения; ИМ — инфаркт миокарда; АКШ — аортокоронарное шунтирование; АПКА — ангиопластика коронарных артерий; КА — катетерная абляция.

ССЗ, оформление льготных рецептов, учет количества выданных рецептов по медицинским организациям, определение потребности и формирование заявки на обеспечение лекарственными препаратами, ведение реестра врачей, ответственных за выписку льготных рецептов.

Информирование пациентов о возможностях получения лекарственных препаратов в амбулаторных условиях в рамках Программы профилактики ССЗ во всех регионах осуществляется устно на этапе стационарного лечения (при выписке из стационара). Информация о праве пациента на получение лекарственных препаратов включается в выписной эпикриз (например, в Московской области). Дополнительно в большинстве регионов пациентам выдаются специальные памятки (Республика Карелия, Волгоградская область, Нижегородская область, Алтайский край, Кемеровская область, Рязанская область) и/или осуществляется информирование по телефону после выписки из стационара (Волгоградская, Самарская, Нижегородская, Рязанская области и Алтайский край). Кроме этого, пациентов информируют устно на этапе амбулаторного лечения. В Рязанской области размещаются плакаты в отделениях и поликлиниках о льготном лекарственном обеспечении, проводятся прямые эфиры на телевидении с представителями Минздрава области и прочее.

В табл. 4 представлены результаты анализа сроков проведения консультативных приемов пациентов, включенных в Программу профилактики ССЗ, профильными врачами-специалистами.

В большей части включенных в анализ регионов установлены сроки проведения консультативных приемов пациентов, включенных в Программу профилактики ССЗ, врачами-терапевтами, врачами-кардиологами и/или врачами-неврологами — 1, 3, 6, 12 мес. В Самарской области консультации специа-

листов проводятся ежемесячно. В Нижегородской области и Республике Коми сроки консультативных приемов не установлены. Во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Республики Коми, для консультирования пациентов, включенных в Программу профилактики ССЗ, используются телемедицинские технологии.

В соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минздрава России от 24.09.21 №936н, в регионах проводятся закупки всех лекарственных препаратов (только в Республике Карелия в 2021 г. не проводилась закупка симвастатина в связи с отсутствием потребности). Следует отметить, что симвастатин указан большей частью экспертов как препарат, который можно рекомендовать к исключению из перечня (в соответствии с данными клинических исследований есть более эффективная альтернатива — аторвастатин). Кроме этого, некоторые эксперты рекомендовали к исключению из перечня моксони-дин и гидрохлоротиазид. Все ГВС считают необходимым расширение номенклатуры перечня, регулируемого приказом Минздрава России от 24.09.21 №936н. Большей частью экспертов рекомендованы к включению препараты валсартан+сакубитрил, эмпаглифлозин, дапаглифлозин, алирокумаб, эво-локумаб, эзетимиб, розувастатин, эплеренон, то-расемид, спиронолактон, прасугрел. Параллельно с предложениями по расширению перечня лекарственных препаратов сформулированы рекомендации по включению ряда нозологий в Программу профилактики ССЗ, в частности, ХСН (рекомендовали все эксперты, некоторые указали на необходимость включения пациентов с ХСН с низкой фракцией выброса левого желудочка), фибрилляции предсердий, дислипидемий, транзиторной ише-мической атаки, тромбоэмболии легочной артерии, атеросклероза периферических артерий (со стентированием).

Таблица 4. Сроки проведения консультативных приемов пациентов, включенных в Программу профилактики ССЗ, врачами-терапевтами, врачами-кардиологами, врачами-неврологами

Table 4. Periods of consultating of patients included in the CVD Prevention Program by general practitioners, cardiologists, and neurologists

Субъект Российской Федерации Сроки проведения консультативных приемов

Республика Карелия Сроки установлены согласно приказам Минздрава России о проведении диспансерного наблюдения

Республика Коми Сроки не установлены

Волгоградская область Сроки установлены: 1, 3, 6, 12-й месяцы

Самарская область Сроки установлены: не позднее, чем на 3-и сутки после выписки из стационара и далее 1 раз в месяц

Нижегородская область Сроки не установлены

Алтайский край Сроки установлены: врач-кардиолог — 1, 3, 6, 12-й месяцы. Врач-терапевт — по мере необходимости

выписки «кардиопакета». Врач-невролог — 1, 6, 12-й месяцы

Кемеровская область Сроки установлены: 1, 3, 6, 12-й месяцы

Рязанская область Сроки установлены: 1, 3, 6, 12-й месяцы

Московская область Сроки установлены: 1-е сутки после выписки, в дальнейшем по состоянию пациента, но не реже чем 4 раза в год

Значительная роль в реализации Программы профилактики ССЗ в субъектах Российской Федерации отведена ГВС по кардиологии, терапии и/или неврологии. ГВС, в зависимости от региона, участвуют в обеспечении организационно-методического сопровождения диспансерного наблюдения пациентов, включенных в Программу профилактики ССЗ, осуществляют контроль назначений и выписки лекарственных препаратов, определяют годовую потребность в лекарственных препаратах, готовят предложения по распределению лекарственных препаратов по уполномоченной аптечной сети.

Оценка ГВС эффективности реализации Программы профилактики ССЗ в субъектах Российской Федерации представлена в табл. 5.

Наблюдается существенная межрегиональная дифференциация в зависимости от оцениваемого критерия. В Республике Коми отмечено большее число неудовлетворительных оценок по ключевым критериям — диспансерному наблюдению, своевременности выписки льготных рецептов, своевременности получении лекарственных препаратов и системе маршрутизации. В Кемеровской области, по мнению ГВС, неудовлетворительно складывается ситуация со своевременностью выписки льготных рецептов и получением лекарственных препаратов пациентами. В остальных регионах по всем критериям оценки, по мнению ГВС, ситуация является удовлетворительной, хорошей или отличной. В Волгоградской и Нижегородской областях наиболее отлажены выписка льготных рецептов пациентам и система маршрутизации. Кроме этого, ГВС Нижегородской области отмечают высокий уровень организации системы своевременного получения лекарственных препаратов пациентами.

Среди мер, направленных на повышение эффективности реализации Программы профилактики ССЗ, экспертами указаны следующие:

— создание амбулаторных кардиологических центров;

— коррекция лекарственной терапии в зависимости от показаний;

— обеспечение доступности всех методов диагностики (инструментальные и лабораторные);

— внедрение электронного рецепта;

— введение жесткого контроля диспансерного наблюдения пациентов и достижения целевых параметров (уровень артериального давления, ЛПНП, дистанция 6-минутной ходьбы и т.д.);

— совершенствование региональных медицинских информационных систем (создание единой информационной системы стационар—поликлиника, передача данных между медицинскими организациями);

— совершенствование регистра пациентов (или создание регистра пациентов в тех регионах, где его нет), учет пациентов на уровне поликлиники;

— продление Программы профилактики ССЗ для установленных категорий пациентов (пожизненное лекарственное обеспечение);

— расширение перечня лекарственных препаратов, назначаемых по Программе профилактики ССЗ (включение препаратов валсартан+сакубитрил, эмпаглифлозин, дапаглифлозин, алирокумаб, эволокумаб, эзетимиб, розувастатин, эплеренон, торасемид, спиронолактон, прасугрел);

— включение в Программу профилактики ССЗ новых нозологий, таких как ХСН с низкой фракцией выброса левого желудочка, фибрилляция предсердий, дислипидемия, транзиторная ишемиче-ская атака, тромбоэмболия легочной артерии,

Таблица 5. Оценка главными внештатными специалистами эффективности реализации Программы профилактики ССЗ в 9 субъектах Российской Федерации

Table 5. Evaluation of implementation of the CVD Prevention Program by the chief specialists in nine constituent entities of the Russian Federation

Субъект Российской Федерации Критерий оценки

обеспечен- осуществле- своевременная своевременное отлаженная ность пациентов ние диспансер- выписка льгот- получение лекар- . система маршрути-лекарственными ного наблюдения ных рецептов ственных препара- зации пациентов препаратами пациентов пациентам тов пациентами

Республика Карелия Удовлетворительно Удовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Хорошо

Республика Коми Удовлетворительно Неудовлетворительно Неудовлетворительно Неудовлетворительно Неудовлетворительно

Волгоградская область Хорошо Хорошо Отлично Хорошо Отлично

Самарская область Хорошо Хорошо Удовлетворительно Хорошо Хорошо

Нижегородская область Хорошо Хорошо Отлично Отлично Отлично

Алтайский край Хорошо Хорошо Хорошо Хорошо Хорошо

Кемеровская область Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно Неудовлетворительно Удовлетворительно

Рязанская область Хорошо Удовлетворительно Хорошо Хорошо Удовлетворительно

Московская область Хорошо Хорошо Хорошо Хорошо Хорошо

атеросклероз периферических артерий (со стен-тированием);

— ликвидация кадрового дефицита, назначение всех профильных ГВС (в тех регионах, где по части профилей ГВС не работают);

— определение критериев и порядка включения препаратов в перечень, а также исключения из перечня, в соответствии с которым осуществляется лекарственное обеспечение пациентов в рамках Программы профилактики ССЗ.

Обсуждение

Программа профилактики ССЗ у пациентов высокого риска — важнейшая составляющая федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», она направлена на достижение целей, показателей и результатов его выполнения, включая снижение смертности от БСК до 555 случаев на 100 тыс. населения к 2024 г.19. Программа профилактики ССЗ реализуется в субъектах Российской Федерации с 2020 г. за счет субсидий федерального бюджета, которые предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Начиная с 2021 г., пациенты обеспечиваются в амбулаторных условиях лекарственными препаратами по установленному перечню из 23 наименований в течение 2 лет с даты установления диагноза и (или) выполнения хирургического вмешательства (в 2020 г. — в течение 1 года).

Проведенное исследование представляет собой структурированный анализ реализации Программы профилактики ССЗ в 9 субъектах Российской Федерации, основанный на изучении региональных нормативных правовых документов и анкетировании ГВС. Исследование является уникальным и не имеет аналогов (научные публикации касаются изучения клинических и/или организационных вопросов оказания медицинской помощи пациентам с отдельными ССЗ и не затрагивают тему реализации Программы профилактики ССЗ в субъектах Российской Федерации20 [1—9]). Ограничением настоящего исследования является небольшая выборка регионов, которая не позволяет оценить общую картину реализации Программы профилактики ССЗ в Российской Федерации. Несмотря

19Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.21 №512 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

20Абакаров Р.М., Заславский А.С., Пенина Г.О., Пономарева Г.М., Черепянский М.С., Помников В.Г. Острые нарушения мозгового кровообращения на севере — тринадцать лет наблюдения (данные регистра инсульта республики Коми). Актуальные проблемы неврологии. Материалы четырнадцатой научно-практической конференции неврологов Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации с международным участием. Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография»; 2021;8-9.

на очевидные положительные результаты реализации Программы профилактики ССЗ (повышение доступности лекарственных препаратов для пациентов, перенесших ОНМК, ИМ, а также которым выполнены АКШ, АПКА со стентированием и КА по поводу ССЗ и, как следствие, влияние на смертность от ССЗ), по мнению экспертов, уже сегодня следует на законодательном уровне рассматривать вопрос о ее бессрочном статусе и пожизненном обеспечении отдельных групп пациентов в амбулаторных условиях необходимыми лекарственными препаратами. Следует отметить, что ни в одном из проанализированных регионов не установлены механизмы получения бесплатных лекарственных препаратов после выхода (по истечении установленного срока 2 года) пациентов из Программы профилактики ССЗ. Без субсидий федерального бюджета пролонгация бесплатного амбулаторного лекарственного обеспечения рассматриваемых групп пациентов только за счет средств региональных бюджетов в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации не представляется возможной.

Кроме этого, для достижения поставленной цели федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» следует уже сейчас обсуждать вопрос о расширении номенклатуры закупаемых лекарственных препаратов (в частности, включение препаратов валсартан+сакубитрил, эмпаглифлозин, дапаглифлозин, алирокумаб, эволокумаб, эзетимиб, розувастатин, эплеренон, торасемид, спиронолактон, прасугрел), а также расширении перечня нозологий (включение ХСН с низкой фракцией выброса левого желудочка, фибрилляции предсердий, дислипиде-мии, транзиторной ишемической атаки, тромбоэмболии легочной артерии). Необходимые дополнительные объемы финансирования в случае расширения Программы профилактики ССЗ могут быть частично компенсированы за счет исключения ряда препаратов из перечня (например, следует обсуждать вопрос исключения симвастатина, моксонидина и ги-дрохлоротиазида). Параллельно с этим необходимо определить критерии и порядок включения препаратов в перечень, а также исключения из перечня, в соответствии с которым осуществляется лекарственное обеспечение пациентов в рамках Программы профилактики ССЗ (в настоящее время этот процесс никак не урегулирован).

Заключение

Нами представлен анализ реализации Программы профилактики ССЗ как составной части федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и соответствующих региональных программ на примере 9 субъектов Российской Федерации в 2020—2021 гг. В настоящее время в регионах

сформирована и функционирует система амбулаторного лекарственного обеспечения, направленного на профилактику развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении. В подавляющем числе субъектов Российской Федерации наблюдается рост количества пациентов, включенных в Программу профилактики ССЗ в период с 2020 по 2021 г. В некоторых субъектах Российской Федерации урегулирована возможность получения пациентами необходимых лекарственных препаратов сразу после выписки из стационара, в некоторых — после постановки на диспансерный учет. Отмечаются высокие показатели постановки профильных пациентов на диспансерный учет и обеспечения лекарственными препаратами. Урегулированы вопросы информирования пациентов о возможностях амбулаторного лекарственного обеспечения, определен порядок взаимодействия стационаров и поликлиник.

Осуществляется закупка всех необходимых препаратов в рамках установленного перечня, включающего 23 наименования. Основные направления совершенствования Программы профилактики ССЗ, обсуждаемые экспертами, затрагивают как региональный (создание амбулаторных кардиологических центров, коррекция лекарственной терапии в зависимости от показаний, усиление контроля за диспансерным наблюдением пациентов и достижением целевых параметров, совершенствование региональных медицинских информационных систем и регистра пациентов и др.), так и федеральный (пожизненное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, расширение номенклатуры действующего перечня и перечня нозологий, определение критериев и порядка включения, а также исключения препаратов из перечня) уровни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Артамонова Г.В., Крючков Д.В., Данильченко Я.В., Макаров С.А., Кущ О.В., Барбараш О.Л. и др. Опыт развития партнерства учреждений науки и практики здравоохранения в решении проблем болезней системы кровообращения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(1):1:12-17.

Artamonova GV, Kryuchkov DV, Danilchenko YaV, Makarov SA, Kushch OV, Barbarash OL, et al. Experience in the development of partnership between institutions of science and healthcare practice in solving problems of diseases of the circulatory system. Prob-lemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. 2020;28(1):12-17. (In Russ.).

https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-1-12-17

2. Горбунова Е.В., Дуванова С.П., Филимонов К.М., Мам-чур С.Е., Макаров С.А. Эффективность модуля принятия решений в персонализированном выборе антикоагулянта. Кардиология. 2021;61(3):18-22.

Gorbunova EV, Duvanova SP, Filimonov KM, Mamchur SE, Makarov SA. Efficiency of the Decision-Making Module in the Personalized Choice of an Anticoagulant. Kardiologiia. 2021;61(3):18-22. https://doi.org/10.18087/cardio.2021.3.n1511

3. Золотовская И.А., Дупляков Д.В., Давыдкин И.Л., Андрофа-гина О.В., Романов В.Е. Инсульт в фокусе амбулаторной кардиологической практики. Кардиология: новости, мнения, обучение. 2019;7(4):66-71.

Zolotovskaya IA, Duplyakov DV, Davydkin IL, Androfagina OV, Romanov VE. Stroke in the focus of outpatient cardiology practice. Kardiologiya:novosti, mneniya, obuchenie. 2019;7(4):66-71. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2309-1908-2019-14008

4. Золотовская И.А., Сабанова В.Д., Давыдкин И.Л. Возможности антикоагулянтной терапии у наиболее уязвимых групп пациентов. Российский кардиологический журнал. 2021;26(S4):4786. Zolotovskaya IA, Sabanova VD, Davydkin IL. Potential for anticoagulant therapy in the most vulnerable groups of patients. Rossi-jskijkardiologicheskijzhurnal. 2021;26(4S):4786. (In Russ.). https://doi.org/10.15829/1560-4071-2021-4786

5. Лазакович Д.Н., Везикова Н.Н., Сергеев М.А., Нильва Е.С., Белозеров Г.Н. Антиагрегантная терапия у пациентов с тромбозом коронарного стента в реальной клинической практике. Российский кардиологический журнал. Дополнительный выпуск (март). 2019;24:16.

Lazakovich DN, Vesikova NN, Sergeev MA, Nilva ES, Beloze-rov GN. Antiplatelet therapy in patients with coronary stent thrombosis in real clinical practice. Rossijskij kardiologicheskij zhurnal. Dopolnitelniy vipusk (mart). 2019;24:16. (In Russ.). https://doi.org/10.15829/1560-4071-2019-s1

6. Лифшиц Г.И., Бурлева Е.П., Грачев В.Г., Липченко А.А., Давидович И.М., Ефремушкина А.А. и др. Лечение пациентов со стабильными проявлениями атеросклероза: новые возможности. Заключение совета экспертов. Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2019;15(3):439-444.

Lifshits GI, Burleva EP, Grachev VG, Lipchenko AA, Davidov-ich IM, Efremushkina AA, et al. Treatment of patients with stable manifestations of atherosclerosis: new opportunities. Conclusion of the Expert Council. Racional'naya farmakoterapiya v kardiolo-gii. 2019;15(3):439-444. (In Russ.).

7. Паршикова Е.Н., Филиппов Е.В. Смертность от всех причин у пациентов с инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST в зависимости от типа реперфузионной терапии (данные Рязанской области, 2018—2020 гг.). Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова. 2020;28(4):479-487. Parshikova EN, Filippov EV. Mortality from all causes in patients with myocardial infarction with ST segment elevation depending on the type of reperfusion therapy (data from the Ryazan region, 2018—2020). Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik im. akad. I.P. Pavlova. 2020;28(4):479-487. (In Russ.). https://doi.org/10.23888/PAVL0VJ2020284479-487

8. Семенова Н.В., Шкарин В.В., Иваненко В.В., Карапиди Ю.А., Емельянова О.С. Повышение эффективности оказания поэтапной медицинской помощи больным ишемической болезнью сердца среди сельского населения — ключ к снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний по Волго-

градской области. Вестник Волгоградского государственного 9. медицинского университета. 2019;71(3):136-139. Semenova NV, Shkarin VV, Ivanenko VV, Karapidi YuA, Emely-anova OS. Improving the effectiveness of providing phased medical care to patients with coronary heart disease among the rural population is the key to reducing mortality from cardiovascular diseases in the Volgograd region. Vestnik Volgogradskogogosudarstven-nogo medicinskogo universiteta. 2019;71(3):136-139. (In Russ.). https://doi.org/10.19163/1994-9480-2019-3(71)-136-139

Скопец И.С., Везикова Н.Н., Барышева О.Ю., Малафеев А.В., Малыгин А.Н., Леонтьев А.В. и др. Оценка отдаленных последствий острого коронарного синдрома в реальной клинической практике: результаты пятилетнего наблюдения. CardioСоматика. 2018;9(2):17-23.

Skopets IS, Vezikova NN, Barysheva OYu, Malafeev AV, Maly-gin AN, Leontiev AV, et al. Evaluation oflong-term outcomes following acute coronary syndrome in the clinical practice: results of the 5-year follow-up. CardioSomatika. 2018;9(2):17-23. (In Russ.). https://doi.org/10.26442/2221-7185_2018.2.17-23

Поступила 01.04.2022 Received 01.04.2022

Принята к печати 13.04.2022 Accepted 13.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.