дискуссия
журнал научных публикаций
Н.В. Василенкова, канд. экон. наук, доцент, кафедра Экономика и управление предприятием»,
Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Россия, [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ФОРМЕ КОНЦЕССИИ
В период мирового финансового кризиса органам власти необходимо уделять особое внимание выполнению своих обязательств перед обществом - первостепенных социально-экономических функций, возложенных на государство. Одним из направлений повышения эффективности государственной власти является реализация механизмов государственно-частного партнерства, суть которого состоит в выстраивании отношений, направленных на эффективное экономическое взаимодействие государственных структур с частным сектором экономики. Государственно-частное партнерство имеет различные экономические формы реализации. Одной из таких форм является концессия. Данная статья посвящена рассмотрению концессионных соглашений как перспективной и динамично развивающейся формы осуществления государственно-частного партнерства с учетом принципов моделирования согласования государственных интересов и интересов бизнес-структур. Рассмотрены особенности концессии в современных экономических условиях, взгляды исследователей на необходимость ее применения и потребности в доработке механизма функционирования. Особое внимание уделено формам концессионных соглашений и разнообразным отраслевым вариантам применения данного типа функционирования государственно-частного партнерства. Анализ опыта организации проектов партнерства в различных отраслевых условиях показал возрастание интереса к этому механизму взаимодействия государства и бизнеса, особенно в форме концессионных соглашений. Ключевые слова: концессия, соглашения, концессионные соглашения, государственно-частное партнерство, партнерство, проект, частный сектор, государство, бизнес-структуры, модели концессии.
Ведущую роль в функционировании государственно-частного партнерства играют концессионные соглашения. Особенностью такой формы сотрудничества является возможность государства оставаться собственником средств производства, которые представляют собой предмет концессии. Государство наделяет бизнес-структуры определенными полномочиями на оговоренный срок с целью эффективного функционирования объекта концессионного соглашения. В свою очередь, частный партнер вносит плату за пользование государственной собственностью на договорных условиях.
Существует несколько трактовок понятия «концессионные соглашения», но, вместе с тем, представляется возможным выделить общие принципы, характерные для представленной экономической категории: во-первых, только государственная и муниципальная собственность всегда является предметом концессионных соглашений; во-вторых, всегда одним из участников концессии является государство; в-третьих, целью концессионных соглашений является удовлетворение общественных потребностей и нужд; в-четвертых, основа концессионных соглашений имеет договорной характер.1
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
Основой предмета концессии является возвратность, так как он предоставляется бизнес-структурам во временное пользование за плату. В этих партнерских отношениях предметом выступают -государственная собственность, некоторые виды экономической деятельности, определенные полномочия, передаваемые государственными органами.
Целью концессионных соглашений становится удовлетворение общественных и личных потребностей. Потребности имеют свойство постоянно меняться, приобретать различные качественные и количественные характеристики2, что не может не отражаться на целях концессии. Кроме того, концессионные соглашения имеют договорную основу, где закреплены права и обязанности сторон, сроки и т.д.3
М.А. Дерябина, рассматривая место и роль бизнес-партнеров в концессионных соглашениях государственно-частного партнерства, указывает на их обязанность выпол-
Специфика экономических интересов состоит в том, что они, будучи выражением экономических потребностей, одновременно отражают социально-экономическую сторону условий жизни, а значит, интерес всегда шире удовлетворения потребностей.
вления экономических интересов общества.4 Интересы на практике удовлетворяются как самостоятельно участниками рынка благодаря их ресурсам и способностям из этих ресурсов извлечь выгоду, так и с помощью внешнего стимулирования, основанного на государственных мерах5. Специфика экономических интересов состоит в том, что они, будучи выражением экономических потребностей, одновременно отражают социально-экономическую сторону условий жизни, а значит, интерес всегда шире удовлетворения потребностей6.
Необходимо отметить, что частный партнер, реализуя личные экономические интересы, должен выполнять свои обязанности бесперебойно, не дискриминировать других поставщиков аналогичных услуг, препятствовать монополизации тарифной системы.
Помимо общих признаков концессионные соглашения имеют и существенные отличия от других форм государственно-част-
нять определенные требования для осущест- ного партнерства:
дискуссия
журнал научных публикаций
— концессионные соглашения имеют зовать, но и владеть объектом строительства
долгосрочный характер, что обеспечивает на договорной основе; по истечении срока
возможность осуществления стратегиче- договора объект возвращается государствен-
ского планирования субъектами партнер- ному сектору. Разновидностью этой схемы ства; -
— реализация государственно- частного партнерства в форме концессионного соглашения оставляет для частного сектора административную и управленческую свободу;
— государство при
концессии сохраняет свое влияние на бизнес-структуры, имеет право на использование определенных рычагов воздействия;
— применение концессии сохраняет за государством право владения, пользования, распоряжения объектом договора.
Концессионная форма реализации партнерства государства и бизнеса возможна на основе использования разнообразных моделей, практика применения которых уже существует на Западе.
Наиболее перспективными моделями функционирования концессионных соглашений в отечественной экономике можно считать следующие:
— BOT (строительство - управление -передача) - является классической и наиболее часто встречающейся функционирующей моделью концессионных соглашений. Строительство осуществляется за счет концессионера, который и использует объект. По истечении срока договора, необходимого для окупаемости затраченных средств на строительство, объект передается государству;
— BTO (строительство - передача -управление) - в соответствии с данной моделью частный сектор, выступая концессионером, сразу после окончания строительства отдает объект в собственность государственному сектору и уже с целью возмещения затрат и извлечения прибыли приобретает в пользование на договорной базе;
— BOOT (строительство - владение -управление - передача) - при такой модели бизнес-структуры расширяют свои полномочия и имеют возможность не только исполь-
Схемы концессионных соглашений видоизменяются, переплетаются, образуя новые модели, совершенствуются и формы взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства.
является BOO (строительство - владение -управление): в данном случае частный сегмент наделяется экономическим правом собственности на постоянной основе;
- BOMT (строительство - управление -обслуживание - передача) - в модели особую роль играет ответственность бизнес-структур за ремонт объекта, его содержание;
— DBOOT (проектирование - строительство - владение - управление - передача) - особый акцент делается на необходимости участия частного сектора в проектировании как дополнительной функции;
— DBFO (проектирование - строительство - финансирование - управление) - основной упор сделан на финансировании частным сектором объекта строительства.
Необходимо отметить, что в современных экономических обстоятельствах представленные модели в чистом виде не функционируют. Проведенные исследования подтверждают: схемы концессионных соглашений видоизменяются, переплетаются, образуя новые модели, совершенствуются и формы взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства. Такая ситуация складывается, во-первых, в связи с ограниченностью средств в бюджете и необходимостью развития инфраструктуры, что требует появления новых и перспективных групп объектов партнерства, привлекающих дополнительные инвестиции в национальную экономику; во-вторых, частный партнер оказывает помощь в эффективном функционировании объектов инфраструктуры, а также способствует разработке некапиталоёмких проектов, базируясь на принципах концессии; в-третьих, при заключении концессионных соглашений возможно применение частной инициативы, которая выступает стимулом при внедрении принципов единой оценки предполагаемых концессионных проектов.
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
Таким образом, концессионные соглашения представляют собой актуальную форму реализации государственно-частного партнёрства, применение которой возможно в различных отраслях народного хозяйства и способствует эффективному экономическому взаимодействию общественного, частного и государственного секторов экономики, выполнению ими своих обязательств, реализации интересов субъектов экономических отношений. ^
Литература
1. Василенкова Н.В. Механизм государственно-частного партнерства как направление инновационного развития системы логистики // Инновации в современной науке: материалы II Международного осеннего симпозиума. М., 2013. С. 180-182.
2. Василенкова Н.В. Трансформация потребностей в современных экономических условиях на-
ционального хозяйства // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 11 (42), ч. 1. С. 21-24.
3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / Ин-т мировой экономики и международ. отношений РАН. М., 2005. С. 21-22.
4. Дерябина М.А. Теоретические и практические проблемы ГЧП: доклад на секционном ученом совете научного направления «Теория экономики». М.: Изд-во Ин-та экономики РАН, 2010. С. 26.
5. Terenteva E., Vasilenkova N. Gnoseology of the Category of Interest in the National Economy // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9 (11). P. 14-21.
6. Vasilenkova N. Vladislavovna Economic Interests of National Economic Entities // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9 (11). P. 34-44.
PROJECTS' REALIZATION OF STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FORM OF CONCESSION
N.V. Vasilenkova, Candidate of Economics, Docent, The department of economics and business administration, Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russia, [email protected]
In the worldfinancial crisis time the power bodies should pay attention to meeting personal engagements of population, very important social and economic functions entrusted to the state. One of the ways for improving state power's efficiency is a realization of state and private partnership mechanisms; the essence of this phenomenon is a relations' creation aimed at efficient economic interaction of state bodies with private sector of economy. State and private partnership has different economic forms of realization. One of these forms is a concession. This article is devoted to the consideration of concession agreements as a perspective and dynamically developing form state and private partnership's realization, taking into account modeling principles of state interests and business structures' congruence. The article considers the concession's features in the modern economic conditions, the researchers' view over its application and necessity of function mechanism's improvement. The special attention is paid to the forms of concession agreements and different branch variants of this partnership's application. The analyzed experience of partnership projects' organization in different branch conditions has shown a growth of interest towards this mechanism of interaction of state and business, especially in the form of concession agreements.
Key words: concession agreement, concession agreements, public-private partnership, the partnership, the project, the private sector, government, businesses, concession model.
References
1. Vasilenkova N.V. Mekhanizm gosudarstvenno-chastnogo partnerstva kak napravlenie innovat-sionnogo razvitiia sistemy logistiki [The mechanism of state-private partnership as the direction
of innovative development of the logistics system]. Innovatsii v sovremennoi nauke: materialy II Mezhdunarodnogo osennego simpoziuma [Innovations in modern science: materials of the II In-
дискуссия
журнал научных публикаций
ternational autumn Symposium]. Moscow, 2013, pp. 180-182.
2. Vasilenkova N.V Transformatsiia potrebnos-tei v sovremennykh ekonomicheskikh usloviiakh natsional'nogo khoziaistva [Transformation needs in the current economic conditions national economy]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel 'skii zhurnal - International research journal, 2015, no. 11 (42), part 1, pp. 21-24.
3. Varnavskii V.G. Partnerstvo gosudarstva i chast-nogo sektora: formy, proekty, riski / In-t mirovoi eko-nomiki i mezhdunarod. otnoshenii RAN [The partnership between the government and the private sector: forms, projects, risks / Institute of world economy and international. relations of the Russian Academy of Sciences]. Moscow, 2005. 213 p.
4. Deriabina M.A. Teoreticheskie i prakticheskie problemy GChP: doklad na sektsionnom uchenom sovete nauchnogo napravleniia «Teoriia ekonomiki» [Theoretical and practical problems of PPP: presentation at the sectional meeting of the scientific Council of the scientific field "Theory of Economics"]. Moscow, Izd-vo In-ta ekonomiki RAN Publ., 2010.
5. Terenteva E., Vasilenkova N. Gnoseology of the Category of Interest in the National Economy. Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol. 9 (11), pp. 14-21.
6. Vasilenkova N. Vladislavovna Economic Interests of National Economic Entities. Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol. 9 (11), pp. 34-44.