Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" (НА ПРИМЕРЕ МЕТОДА "ЦИФРОВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ)_'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" (НА ПРИМЕРЕ МЕТОДА "ЦИФРОВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ)_ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / PROJECT ACTIVITY / DIGITAL NARRATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лежнина Т.М., Кириловская Е.Г.

В данной статье рассматривается прием цифрового повествования как форма организации проектной деятельности обучающихся. Дается его характеристика и выделяются основные составляющие. Приводится анализ полученных результатов. Описываются педагогические умения, необходимые для реализации проектной деятельности в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лежнина Т.М., Кириловская Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE "FOREIGN LANGUAGE" SUBJECT TEACHING (FOR EXAMPLE, THE METHOD "DIGITAL NARRATION")

The article describes the use of the digital narration as a way to organize project activity of students. It contains the description of the DN tool and its basic features. The article describes the implementation of the DN tool into the educational process and considers the results and benefits of this tool for both students and teachers.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" (НА ПРИМЕРЕ МЕТОДА "ЦИФРОВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ)_»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (на примере метода «Цифровое повествование»)

Т. М. ЛЕЖНИНА, кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков и лингвистики ПГТУ (Йошкар-Ола) Lezhnina TM @ volgatech.net

Е. Г. КИРИЛОВСКАЯ, старший преподаватель кафедры иностранных языков и лингвистики ПГТУ (Йошкар-Ола) KirilovskayaEG@volgatech.net

В данной статье рассматривается прием цифрового повествования как форма организации проектной деятельности обучающихся. Дается его характеристика и выделяются основные составляющие. Приводится анализ полученных результатов. Описываются педагогические умения, необходимые для реализации проектной деятельности в учебном процессе.

The article describes the use of the digital narration as a way to organize project activity of students. It contains the description of the DN tool and its basic features. The article describes the implementation of the DN tool into the educational process and considers the results and benefits of this tool for both students and teachers.

Ключевые слова: проектная деятельность, цифровое повествование, профессиональное развитие педагога

Key words: project activity, digital narration, professional development of a teacher

Современные образовательные стандарты предъявляют новые требования к развитию личности педагога и его профессиональных навыков, при этом акцент все больше делается на самостоятельности и умении быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, комплексно и творчески подходя к решению профессиональных задач. В 2017 году

Британским советом разработано руководство для непрерывного профессионального развития учителей и преподавателей [4], в котором рассматриваются этапы профессионального развития, профессиональные практики, обязательные навыки и составляющие для самоанализа. Цель данного руководства — обозначить ключевые моменты образовательного

процесса, которые являлись бы универсальными для всех педагогов независимо от преподаваемых ими дисциплин и национальных образовательных стандартов, создать платформу, где педагоги могли бы обмениваться идеями и находить профессиональную поддержку со стороны коллег. Применительно к преподаванию дисциплины «Иностранный язык» актуальными для преподавателя являются такие профессиональные навыки, как:

3 понимание учащихся (включая их интересы и социокультурные аспекты);

3 умение выбирать образовательные ресурсы (цифровые, аудио- и видеоматериалы, а также инструменты, которые позволяют обеспечить совместную работу учащихся) и грамотно внедрять в образовательный процесс средства ИКТ (адекватно оценивать потенциальную эффективность и уместность цифрового контента, инструментов и платформ для получения желаемого результата, поощрять самостоятельность студентов в получении знаний посредством использования цифровых технологий);

3 развитие так называемых «навыков XXI века» (критическое мышление, способности к сотрудничеству, творчеству, цифровая грамотность и т. д.).

На наш взгляд, данные требования могут быть реализованы через проектную деятельность, поскольку она представляет собой оптимальное сочетание традиционности и инноваций и включает организацию сотрудничества обучающихся, поддержание их активности, интереса, побуждение к инициативности и самостоятельности, развитие творческих способностей и научно-исследовательских навыков [1].

Цель данной статьи — рассмотреть использование на практике метода цифрового повествования как одной из образовательных возможностей, реализуемых в рамках осуществления проектной деятельности со студентами. Метод проектирования становится инновационным механизмом развития компетенций и

профессионального роста педагога. Для обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов педагог сам должен обладать проектной компетентностью, то есть определенным набором знаний, умений, владеть различными способами организации деятельности в рамках разработки и реализации проекта.

Одной из форм проектной деятельности является цифровое повествование, или «digital storytelling». Цифровое повествование как прием, реализуемый в процессе преподавания иностранных языков, используется преподавателями во всем мире уже на протяжении длительного времени и успел зарекомендовать себя как весьма действенный способ для активизации языковых навыков учащихся, а также их технических умений. Для педагога в свою очередь это отличный способ проверить и оценить тот уровень прогресса в изучении предмета, которого обучающийся достиг в рамках осваиваемого им материала.

Для начала дадим определение и краткую характеристику данного приема. По мнению Б. Робина, цифровое повествование — это искусство, сочетающее в себе повествование и цифровые инструменты, в том числе текст, фото, видео, аудио (повествование автора, музыку и т. д.) [6]. Результатом цифрового повествования, как правило, выступают достаточно короткие видеоролики-рассказы продолжительностью не более восьми минут.

Один из основоположников цифрового повествования Д. Ламберт [5] в своих работах выделяет семь элементов его создания, используемых в качестве основных большинством преподавателей, которые применяют данный инструмент в своей методической практике, это:

3 точка зрения автора;

3 ключевой вопрос;

3 эмоциональная составляющая, голосовое сопровождение;

Цель данной статьи — рассмотреть использование на практике метода цифрового повествования как одной из образовательных возможностей, реализуемых в рамках осуществления проектной деятельности со студентами.

На примере реализации проектной деятельности студентов 2-го курса радиотехнического факультета Поволжского государственного технического университета рассмотрим и дадим характеристику основных этапов организации их проектной деятельности в рамках курса «Иностранный язык».

3 музыкальный фон;

3 лаконичность содержания;

3 темп изложения.

Использование педагогами приема цифрового повествования на занятиях по иностранному языку имеет ряд неоспоримых преимуществ: во-первых, это достаточно интересно и привычно для молодых людей, родившихся и выросших в век цифровых технологий; во-вторых, это консолидирует языковые навыки (отрабатывается произношение, демонстрируются владение лексикой, умение грамматически и логически выстраивать предложения, способность использовать средства логической связи и т. д.); в-третьих, процесс создания цифрового повествования предполагает развитие навыков поиска информации и планирования исследовательской деятельности; в-четвертых, публичная презентация своей работы обязывает учащихся к более качественному ее исполнению; в-пятых, качество реализации данной работы не требует высокого уровня владения языком и по силам даже для тех обучающихся, чьи языковые навыки укладываются в рамки уровня А1, что, на наш взгляд, имеет большое значение.

На примере реализации проектной деятельности студентов 2-го курса радиотехнического факультета Поволжского государственного технического университета рассмотрим и дадим характеристику основных этапов организации их проектной деятельности в рамках курса «Иностранный язык», а также проанализируем полученные результаты для последующего использования данного приема как одной из форм профессиональной деятельности педагогов.

Метод цифрового повествования используется нами в учебном процессе на протяжении семи лет, и за это время

студентами создано более 450 проектов. Например, с сентября по ноябрь 2019 года на образовательной платформе Moodle проект уже выполнили 50 студентов. Следует заметить, что еще на стадии ознакомления с требованиями к созданию проекта обучающиеся получают подробный план и рекомендации к его осуществлению.

Тематика работ охватывала различные аспекты радиоэлектроники и будущей специализации студентов данного факультета. К созданию цифрового повествования предъявлялись следующие требования:

3 использование только английского языка;

3 продолжительность ролика не должна превышать четырех минут;

3 ролики должны иметь разрешения avi, flv, mp4, wmv и выполняться в программах Windows Movie Maker, Pinnacle Studio, Photo Story и т. д.;

3 работа должна соответствовать заявленной теме, содержать проблему, ее краткое описание и выводы; важно соблюдать четкость структуры, логичность, согласованность ключевых тезисов и утверждений, также учитывается грамотность, соблюдение языковых норм, разнообразие лексического наполнения;

3 в качестве аутентичных источников для поиска материалов могут использоваться данные электронных журналов «ResearchEU» и «Popular Mechanics».

Выполнение проекта проходит в четыре этапа:

3 знакомство студентов с такой формой работы, как цифровое повествование (преподаватель демонстрирует примеры работ прошлых лет, анализирует их составляющие, указывает на сильные и слабые стороны);

3 выбор студентами темы, программного обеспечения и других технических средств реализации проекта — все это подразумевает поиск и анализ информации по выбранной теме, составление плана, написание текста и его согласование с преподавателем;

3 создание видеоролика, его озвучивание и размещение на платформе Moodle в соответствующей группе;

3 получение обратной связи по выполненной работе от своих однокурсников: каждый студент просматривает другие работы, на английском языке задает вопросы по теме проекта и сам в свою очередь отвечает на заданные ему на форуме вопросы.

В ходе наблюдения за процессом создания студенческих работ и в результате их анализа мы можем сделать ряд заключений.

Во-первых, отмечается значительное повышение уровня языковых навыков, в том числе фонетических, грамматических, лексических. При подготовке текста студентам рекомендовалось использовать профессионально ориентированную лексику, осваиваемую ими на протяжении трех семестров, а также обращать внимание на такие грамматические явления, как соблюдение структуры английского утвердительного предложения (подлежащее — сказуемое — прямое дополнение), вопросительного предложения (использование правильного вспомогательного глагола), активного и пассивного залогов и т. д.

На вопрос о языковых трудностях, с которыми они столкнулись при работе над проектом, студенты отметили необходимость неоднократного обращения к справочным материалам (например, мультимедийным словарям), чтобы избежать неверного произношения слов, что в свою очередь способствовало улучшению фонетических навыков обучающихся. Тем не менее в ряде работ отмечались те или иные фонетические и грамматические ошибки, однако их наличие не препятствовало общему восприятию материала.

Еще одним из неоспоримых достоинств данного вида деятельности является развитие у студентов навыков аудирования в процессе ознакомления с работами своих одногруппников, что требует максимальной концентрации и знания необходимых языковых структур.

Во-вторых, у обучающихся формируются навыки критического мышления. Одной из самых сложных задач при подготовке студентами проекта была работа с аутентичным текстом. Трудность заключалась в том, что им необходимо было не просто прочитать и перевести текст, но, используя навыки анализа и критического мышления, вычленить основные мысли статьи, переформулировать сложные грамматические и лексические конструкции, сделав их более простыми и понятными для восприятия. Умение выделять ключевую информацию является важным для формирования навыков научно-исследовательской деятельности, поэтому студенты учатся искать информацию, используя аутентичные источники, анализировать ее, применять клише для реферирования и аннотирования текстов, правильно оформлять конечный результат своей работы.

В-третьих, студенты повышают свои технические и организационные навыки: умения обращаться со средствами ИКТ (компьютер, телефон, звукозаписывающее устройство и т. д.), обрабатывать и создавать графические объекты. Помимо этого, у обучающихся ярко проявляются личностные и межличностные качества, поскольку работа над проектом в основном ведется в парах, что подразумевает умение взаимодействовать. Создание цифрового повествования способствует установлению эмоциональной связи между автором проекта и аудиторией, а также внутри группы (если проект выполняется коллективно). В отношениях между студентами в процессе работы над проектом преобладает принцип сотрудничества.

По окончании работы обучающимся предлагается заполнить анкету, цель которой — выявить уровень их заинтересованности в таком виде проектов и получить от них обратную связь. Анкета включает вопросы на русском языке относи-

Одним из неоспоримых достоинств данного вида деятельности является развитие у студентов навыков аудирования в процессе ознакомления с работами своих одногруппников.

Давая общую оценку данного вида работы, 80 % студентов отмечают, что цифровое повествование повышает их заинтересованность в предмете, активизирует языковые навыки.

тельно формирования языковых компетенций, а также общего впечатления от участия в подобного рода деятельности и возможных рекомендаций.

По результатам анкетирования можно заключить, что в ходе создания проекта у студентов улучшились практически все языковые навыки, при этом большинство указали на прогресс в навыках аудирования и говорения. Что касается проблем, связанных с выполнением проекта, то наибольшую трудность вызвали выбор темы, работа с аутентичными материалами и межличностные отношения между участниками проекта.

Давая общую оценку данного вида работы, 80 % студентов отмечают, что цифровое повествование повышает их заинтересованность в предмете, активизирует языковые навыки, что на наш взгляд, полностью оправдывает использование данного приема в процессе обучения.

Наш опыт разработки и реализации проектной деятельности как одной из форм самостоятельного обучения студентов позволяет сделать ряд выводов относительно образовательных возможностей данного метода.

3 Чтобы сделать образовательный процесс более эффективным, педагоги применяют разнообразные методы и технологии обучения, среди которых особое место занимает проектная деятельность, в частности метод цифрового повествования.

3 Метод цифрового повествования позволяет трансформировать традиционное повествование в цифровой формат, используя такие цифровые инструменты, как

анимация, фото, аудио и др., тем самым повышается эффективность образовательного процесса.

3 Цифровое повествование предоставляет педагогам новые возможности для создания практико-ориентированных заданий как индивидуального, так и группового характера, что положительно влияет на формирование необходимых навыков у обучающихся.

3 Качество проектов студентов напрямую зависит от уровня развития проектных способностей педагогов:

— методологических (умение внедрить проектную деятельность в программу учебной дисциплины и ориентировать ее содержание на профессиональные стандарты);

— проектировочных (способность поставить конечную цель, разработать план, программу деятельности на конкретные сроки в соответствии с поставленными целями и задачами, создать у обучающихся представление о конечной цели);

— организаторских (умение вовлечь студентов в данный вид деятельности, помощь в решении возникающих в процессе работы над проектом проблем);

— исследовательских (способность анализировать результаты проделанной работы).

3 У студентов отмечаются значительное повышение уровня всех языковых навыков (фонетических, грамматических, лексических) и навыков критического мышления. Они демонстрируют технические и организационные умения, совершенствуют свои исследовательские способности при поиске и анализе информации в аутентичных источниках, учатся правильно применять клише для реферирования и аннотирования текстов, оформлять конечный результат своей работы.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриат). — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/440301_B_3plus_22112017.pdf.

2. Фирсова, С. П. Научно-исследовательская деятельность студентов в гуманитарном пространстве инновационного университета : монография / С. П. Фирсова, Т. В. Голикова, А. Н. Тарасова [и др.] ; под общ. ред.

С. П. Фирсовой, Т. В. Голиковой. — Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2017. — 216 с.

3. Фирсова, С. П. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов / С. П. Фирсова, О. Ю. Новоселова // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2012. — № 11 — С. 34—39.

4. Continuing Professional Development (CPD) Framework for teachers. — URL: https:/www.teachingenglish. org.uk/article/cpd-framework-teacher-educators.

5. Lambert, J. Digital storytelling: capturing lives, creating community / J. Lambert. — Routledge, 2012. — 224 p.

6. Robin, B. R. Digital Storytelling: a powerful technology tool for the 21st century classroom / B. R. Robin // Theory into practice — 2008 : The college of education and human ecology, the Ohio state university. Routledge, 2008. — P. 220—228. — URL: http://digitalstorytellingclass.pbworks.com/f/Digital+Storytelling+A+Powerful.pdf.

Информация для авторов журнала «Практика школьного воспитания»

Журнал издается с 1995 года Нижегородским институтом развития образования при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. Издание выходит четыре раза в год. Редакция журнала ждет актуальные материалы от руководителей образовательных организаций и методических служб, педагогов-практиков, классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, педагогов-организаторов и других специалистов по работе с детьми. Вам предоставляется возможность поделиться своим опытом и интересными педагогическими находками на страницах журнала. Рубрики журнала:

3 «Актуальная тема» — установочная статья по теме номера;

3 «Педагогическая мастерская» — описание интересных подходов в работе образовательных организаций или конкретных педагогов;

3 «Методическая подсказка» — практические советы и рекомендации специалистов методических служб, мини-эссе, описывающее фрагмент опыта конкретного педагога или специалиста; 3 «Программа — проект — результат» — воспитательные программы и проекты;

3 «Калейдоскоп творческих идей» — конспекты уроков, сценарии классных, внеурочных и праздничных воспитательных мероприятий;

3 «Классный час по расписанию» — конспекты классных часов;

3 «Шире круг» — рекомендации по работе с окружающим социумом, с родительской общественностью, проведение общественных мероприятий и др.;

3 «Герои нашего времени» — о взрослых и детях, отличившихся на каком-либо поприще, совершивших героические поступки;

3 «Мысли вслух» — рассуждения педагогов-практиков о проблемах современной школы и общества; 3 «Читальный зал» — информация о новинках методической литературы. Перечень представляемых авторами материалов:

1. Текст статьи.

2. Фотография автора.

3. Фотографии к содержанию статьи — не менее 7.

4. Контактная информация об авторе(ах): рабочий телефон (с обязательным указанием кода города) и мобильный телефон для связи.

Подробную информацию и полный перечень рубрик смотрите на сайте pshv.nironn.ru. Дополнительная информация по телефону (831) 468-08-03. V_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.