Научная статья на тему 'Реализация проекта «Отрытое правительство»: его проблемы и перспективы развития (на примере Республики Тыва)'

Реализация проекта «Отрытое правительство»: его проблемы и перспективы развития (на примере Республики Тыва) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / РЕГИОН / ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМА / РЕАЛИЗАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РАЗВИТИЕ / САЙТ / НОВШЕСТВА / ИССЛЕДОВАНИЯ / ОТКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПОРТАЛ / УСЛУГИ / PROJECT / REGION / OPEN GOVERNMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / PROBLEM / IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL PROGRAM / DEVELOPMENT / WEBSITE / INNOVATION / RESEARCH / OPEN MANAGEMENT / FUNDING / PORTAL / SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чамбалоол Олча Ростиславовна

В данной статье раскрыта сущность проекта «Открытое правительство» и реализация этого проекта на региональном уровне. В качестве объекта изучения была выбрана Республика Тыва, на примере которой рассматривался проект «Отрытый регион». Были изучены проблемы, которые возникли при его реализации, достижения этого региона в области информационных технологий, а также готово ли население к новшествам. Перечислены основные порталы, которые были разработаны в рамках данного проекта и помогли республике выйти на новый уровень развития. Также в ходе изучения этой темы была проанализирована государственная программа субъекта РФ «Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2014-2017 годы», как он развивался, какие проблемы были и что в итоге было разработано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the project "Open government": its problems and prospects (on example The Republic of Tyva)

This article reveals the essence of the project "open government" and the implementation of this project at the regional level. As the object of study was chosen Tuva, for example, which is considered the project "Open region". We studied the problems that arose during its implementation, the achievements of the region in the field of information technology and whether the public was willing to innovation. Are the main portals that have been developed in the framework of this project and helped the Republic to reach a new level of development. In the course of studying this topic were analyzed by the state program subject of the Russian Federation "Development of information society and media in the Republic of Tuva, 2014-2017" as he evolved, what the problems were and what was eventually developed.

Текст научной работы на тему «Реализация проекта «Отрытое правительство»: его проблемы и перспективы развития (на примере Республики Тыва)»

Реализация проекта «Отрытое правительство»: его проблемы и перспективы развития (на примере Республики Тыва)

Implementation of the project "Open government": its problems and prospects (on

example The Republic of Tyva)

Чамбал-оол Олча Ростиславовна

Студент

Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ)

Россия, Новосибирск e-mail: olcha. chambalool@mail. ru

Chambal-ool Olcha Rostislavovna

Student

Novosibirsk state University of Economics and management (NINH),

Russia, Novosibirsk. e-mail: olcha. chambalool@mail. ru

Научный руководитель Кашин А.В

канд.экон.наук, доцент

Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ)

Россия, Новосибирск

Scientific adviser Kashin A.

candidate of economic Sciences, associate Professor Novosibirsk state University of Economics and management (NINH)

Russia, Novosibirsk

Аннотация.

В данной статье раскрыта сущность проекта «Открытое правительство» и реализация этого проекта на региональном уровне. В качестве объекта изучения была выбрана Республика Тыва, на примере которой рассматривался проект «Отрытый регион». Были изучены проблемы, которые возникли при его реализации, достижения этого региона в области информационных технологий, а также готово ли население к новшествам. Перечислены основные порталы, которые были разработаны в рамках данного проекта и помогли республике выйти на новый уровень развития. Также в ходе изучения этой темы была проанализирована государственная программа субъекта РФ «Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2014-2017 годы», как он развивался, какие проблемы были и что в итоге было разработано.

Annotation.

This article reveals the essence of the project "open government" and the implementation of this project at the regional level. As the object of study was chosen Tuva, for example, which is considered the project "Open region". We studied the problems that arose during its implementation, the achievements of the region in the field of information technology and whether the public was willing to innovation. Are the main portals that have been developed in the framework of this project and helped the Republic to reach a new level of development. In the course of studying this topic were analyzed by the state program subject of the Russian Federation "Development of information society and media in the Republic of Tuva, 2014-2017" as he evolved, what the problems were and what was eventually developed.

Ключевые слова: проект, регион, открытое правительство, информационные технологии, проблема, реализация, федеральная программа, развитие, сайт, новшества, исследования, открытое управление, финансирование, портал, услуги.

Keywords: project, region, open government, information technology, problem, implementation of the Federal program, development, website, innovation, research, open management, funding, portal, services.

Существует множество разнообразных проблем, возникающих на различных уровнях управления. Проект «открытое правительство» решает множество проблем на различных уровнях, в том числе и на местном. Данное распространение этого проекта на муниципальном уровне получило название «открытый регион».

Для решения социально-экономических проблем и достижения поставленных целевых показателей в мае 2012 года Президент РФ В.В. Путин издал Указ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях

совершенствования системы государственного управления» [1].

Для осуществления данного указа Правительство РФ совместно с правительствами субъектов РФ осуществляют меры по развитию системы государственного управления.

Для благополучного внедрения механизмов открытого управления на региональном уровне, в рамках проекта «открытый регион» разрабатываются и осуществляются меры, принимающие во внимание как принципы данного проекта, так и специфику определенного региона РФ.

Формирование регионального портала открытых данных является необходимым условием в совершенствовании открытого государственного управления в субъекте.

Необходимо отметить то, что осуществление открытого государственного управления в регионах РФ является наиболее важным составляющим в обеспечении стабильного развития субъекта РФ, а также и страны в целом.

Для более тщательного изучения проекта «открытое правительство» будет рассмотрено использование данного проекта субъектом РФ, а именно Республикой Тыва.

Открытое правительство должно взаимодействовать с гражданами 24 часа в сутки 7 дней в неделю независимо от того как они далеко находятся друг от друга, т.е. государственный орган и гражданин. Так как, не каждый человек может ходить по кабинетам и стоять в очереди и поэтому получить услугу посредством интернета наиболее удобно. Открытое правительство предоставит возможность гражданам взаимодействовать с властью напрямую и открыто. Это делает открытое правительство не только доступным, но и интерактивным.

Возникает вопрос: готово ли население к внедрению этих электронных услуг? Данный опрос проводился в начале 2014 года, где было опрошено 200 респондентов. 80% из опрошенных ответили, что у них есть возможность выхода в интернет, 41,1% которых являются профессионалами в данной сфере, а 36,7% являются уверенными пользователями, а 22,3% которые не владеют навыками работы в интернете. Результаты данного опроса представлены в таблице 3 [2].

Таблица 3 - Результаты опроса на вопрос: «Насколько хорошо вы владеете навыками работы в сети

интернет?»

В целом, % Насколько хорошо Вы владеете навыками работы в сети Интернет?

не владею навыками работы владею азами пользования уверенный пользователь продвинутый пользователь

Пол

мужской 63,9 31,1 63,9 64,1 60

Женский 36,1 68,9 36,1 35,9 40

Возраст

до 30 лет 39,1 13,4 28,9 60,9 100

31-50 лет 34,2 24,4 51,8 23,4 0

старше

26,7 62,2 19,3 15,7 0

50 лет

Можно сделать вывод о том, что услуги «открытого правительства» более популярны у молодежи и у людей среднего возраста.

Группа опрошенных, которые знают о проекте открытое правительство составило 46,5%, а остальные 53,5% утверждали, что не слышали об этом проекте. Среди респондентов, которые знают о существовании проекта открытое правительство выявлено больше мужчин и людей в возрасте до 30 лет. Основными источниками распространения информации о проекте являются телевидение (55%), «друзья и знакомые» (42-45%) и с помощью сети интернет (2,5%). Услугами «открытого правительства» пользуются 17,8% опрошенных. 58,3% довольны предоставленными услугами, а 16,7% остаются недовольными и остальные 25% опрошенных остались нейтральными в данном вопросе [3].

Таблица 4 - Результаты опроса на вопрос: «Слышали ли вы о проекте «открытое правительство?»

В целом, % Слышали ли Вы о реализации в нашей стране проекта «Открытое правительство»?

Да Нет

Пол

Мужской 64 41 31,5

Женский 36 59 68,5

Возраст

до 30 лет 39 40 38

31-50 лет 34 37 31,5

старше 50 лет 27 22 30,5

Наиболее распространёнными услугами, которыми пользуются с помощью открытого правительства, исходя из данных в таблице 5, являются налоговая служба (25%), миграционная служба (16,7%) и служба занятости (16,7%) [3].

Таблица 5 - Результаты опроса на вопрос: «Электронными услугами какого органа власти пользовались?»

Вариант ответа % от числа ответивших % от числа опрошенных

ОФМС 16,7 3,0

Налоговая служба 25,0 4,5

Архив 5,6 1,0

ГАИ 5,6 1,0

Служба занятости 16,7 3,0

Пенсионной фонд 8,3 1,5

Здравоохранение 8,3 1,5

Управление по

социальным программам 5,6 1,0

Образование 2,8 0,5

В итоге, можно сказать, что в Республике Тыва установилась благоприятная ситуация для дальнейшего развития проекта «открытое правительство». Данная сфера имеет перспективу для дальнейшего развития и непременно станет самой актуальной для применения в будущем, т.к. она в настоящее время уже добилась больших успехов.

Одним из таких успехов является то, что органы власти республики запустили собственный портал открытых данных, который содержит более ста наборов данных. Имеются данные о тарифах ЖКХ, список управляющих компаний и ТСЖ, данные сферы здравоохранения, культуры, образования и другое. Также можно посмотреть результаты аудита открытости органов власти. Публичные сайты Правительства и набора открытых данных были проанализированы и проверены на предмет соответствия российскому законодательству, требованиям экспертов и просьбам пользователей [3].

Еще одним достоинством внедрения проекта «открытое правительство» является создание интернет-приёмной. Граждане могут отправить электронное обращение в Правительство Республики Тыва. Для этого они заполняют нужные поля в электронной форме. Если отправленное обращение относится к введению Правительства Республики Тыва, то оно будет рассмотрено в течение 30 дней с момента его регистрации.

Данные обращения рассматриваются в соответствии Федеральным законом РФ от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» [4].

Интернет-приёмная является дополнительным средством для гарантии возможности обращений населения в Правительство Республики Тыва. Запросы граждан, отправленные в электронной форме посредством интернета в приёмную официального сайта Правительства Республики Тыва, рассматриваются управлением по работе с обращениями граждан Администрацией Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва.

Обращение граждан, отправленные в электронной форме разбираются Главой-Председателем Правительства Республики Тыва и его заместителями. В соответствии от установленных в обращении проблем они направляются в органы исполнительной власти в компетенции которой находятся данные проблемы, о чём автора ставят в известность с помощью официального уведомления. Информация о персональных данных автора, который направил обращение в электронном виде хранится и рассматривается в соответствии с требованиями российского законодательства о персональных данных [5].

При отправке обращений, которые касаются судебных решений, необходимо соблюдать следующие требования: правосудие в России реализуется только судом; органы судебной власти самостоятельны и независимы; решения судебных органов подлежат обжалованию в процессуальном порядке; в процесс правосудия запрещается всякое вмешательство.

Для обеспечения открытости законодательной власти был создан портал, в котором предоставлялась информация о деятельности Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва. Она размещалась в сети Интернет в форме открытых данных. Эти данные были предусмотрены для повторного использования без предварительного изменения, а также на условиях ее свободного применения. Для применения набора данных пользователь без заключения договора мог их применять свободно, бесплатно, бессрочно и без ограничения территории. Также он мог копировать, публиковать, распространять, видоизменять и объединять их с другими данными. Они могут использоваться в коммерческих и некоммерческих целях и для формирования программ и приложений. Но также существовали и свои ограничения данного портала такие как:

— Применение открытых данных только в соответствии с установленным законом;

— Не изменять открытые данные в процессе их применения;

— Сохранять ссылку на источник информации в процессе применения открытых данных.

При нарушении пользователем ограничений право использования открытых данных автоматически прекращается [6].

Также существует официальный интернет-портал правовой информации. Деятельность этого портала обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, который реализует функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и других видов специальной связи и информации.

Функционирование данного портала началось 10 ноября 2011 года в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Официальный портал правовой информации гарантирует:

— Публичное опубликование правовых актов;

— Беспрепятственный и безвозмездный доступ к правовым актам в разделах «законодательства России» и «Официальное опубликование правовых актов»;

— Информирование населения о новых изменениях в законодательстве РФ;

— Обеспечение зарегистрированным пользователям государственной системы правовой информации технологического доступа пополнения информационно-правовой системы;

— Предоставление данных о ключевых направлениях и результатах работ в области правовой информатизации.

На этом портале публикуются: ФКЗ, ФЗ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Конституционного суда, постановления и распоряжения Правительства РФ, НПА федеральных органов исполнительной власти, законы и другие правовые акты субъектов РФ. [34]

Еще одним реализованным проектом в рамках этой программы является электронное правительство Республики Тыва, в котором размещены электронные услуги, информация об услугах и данные об органах власти. Раздел «электронные услуги» включает в себя данные о Правительстве Республики Тыва, в частности данные о деятельности министерств разных сфер, находящиеся на территории республики, а также данные об органах местного самоуправления, которые включают в себя данные Мэрии города Кызыл и Администрации муниципальных районов [2].

Ещё одним преимуществом внедрением проекта «открытое правительство» является то, что у жителей Республики Тыва появилась возможность сообщать о фактах нелегальной торговли алкоголем через портал открытых данных Тувы. Основная задача этого проекта - совместными усилиями общества и органов государственной власти Тывы создать систему, нацеленную на защиту населения от нелегальной продажи алкогольной продукции. Пользователь через портал открытых данных отправляет электронное обращение в органы власти республики. Кроме того, есть возможность по уже существующим данным, например, по адресу кафе или по названию магазина проверить сроки действия лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции. Составление обращение занимает не более минуты и данное обращение публикуется на портале и становится общедоступным для рассмотрения всем пользователям [3].

При реализации программы «открытое правительство» возникают некоторые риски. В таблице 6 приведены основные из них, причины их возникновения и меры по их минимизации. [7, с. 17]

Таблица 6 - Анализ рисков, причин их возникновения и меры по их минимизации

Наименование рисков Причины возникновения Меры по минимизации

Риски, возникающие из-за невыполнения обязательств Непрофессионализм или недобросовестность исполнителей, смена руководства и др. Доскональный отбор исполнителей в процессе конкурсного отбора.

Риски низкого качества работ Низкий уровень квалификации и ошибки при исполнении обязательств Постоянный контроль за финансовым состоянием и правовым положением исполнителей.

Административные риски Проблемы с получением различных лицензий и разрешений от государственных надзорных ведомств.

Финансовые риски Экономическая нестабильность, инфляция, колебания валютных курсов и др. Привлечение опытных исполнителей, планирование действий в неблагоприятных ситуациях, точное формирование бюджета проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ рисков показал, что каждый существующий риск контролируется компетентными органами в рамках программ «открытого правительства» и реализует меры по их минимизации.

По мнению заместителя начальника управления по вопросам электронного правительства и информатизации в структуре аппарата Правительства Республики Тыва, электронное правительство не является заменой «живого» правительства и не дополняет его. Она утверждает, электронное правительство - это способ общения государства с гражданами.

В настоящее время, каждый гражданин, имеющий доступ к интернету, может зайти на официальные сайты органов государственной власти, на котором они могут найти нужную им информацию. Они могут написать электронное обращение в любое министерство, ведомство, лично министру или Главе республики. На данный момент, как было замечено жителями республики, больших очередей нету ни в пенсионном фонде, ни в налоговой службе, ни в социальных департаментах. Это означает, что функционируют электронные очереди, информационные терминалы, которые включают в себя и обслуживание клиентов. Услуги в электронном виде можно получить в едином портале государственных услуг, который становится наиболее популярным на сегодняшний день. С

Вопросы студенческой науки Выпуск №15, ноябрь 2017

помощью него можно заказать себе паспорт, загранпаспорт, зарегистрировать автотранспорт, недвижимость, земельные участки, узнать о налогах, штрафах и многое другое. В федеральном рейтинге по внедрению электронного правительства Тува занимает 42 место и 8 в Сибирском федеральном округе.

Правительство Республики Тыва издало распоряжение о концепции портала открытых данных. Данный проект разрабатывают специалисты Министерства информатизации и связи Тувы. Этот портал совмещает в себе несколько функций:

— Единый реестр всех открытых данных;

— Публичная площадка для обсуждений;

— Источник актуальной информации по данной теме.

Первый заместитель министра информатизации и связи Тувы утверждает о формировании единой информационно-справочной базы республики, которая будет давать гражданам не только быструю информацию о деятельности органов власти и местного самоуправления, но и актуальную информацию для решения различных социально-экономических проблем.

Допустим, зайдя на портал в раздел «Здравоохранение» граждане смогут найти адреса больниц, аптек, а также график их работы, услуги, которые они предоставляют и наименования контролирующих органов.

Благодаря данному порталу, Правительство Республики Тыва надеется наладить активный диалог с населением, увеличить подотчетность и прозрачность органов власти. Также появится возможность для информационного взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления. Выгода будет и для разработчиков приложений, так как портал станет базой информации, которая будет приносить пользу учебным и научно-исследовательским организациям.

Тестовая версия данного портала открытых данных запустили еще в 2014 году, в интернете он расположен по адресу: www.opentuva.ru. В настоящее время на нем размещено 191 наборов данных в различных пунктах [3].

Также в рамках реализации проекта «Открытое правительство» был создан Единый портал государственных и муниципальных услуг. Это федеральная информационная база, которая предоставляет:

— Доступ физических и юридических лиц к информации о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях в сфере контроля и надзора;

— Государственные и муниципальные услуги предоставляются в электронной форме;

— Учет обращений населения республики, которые связаны с деятельностью Единого портала, кроме того они могут оставить отзыв о качестве государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Единый портал является элементом инфраструктуры, который обеспечивает информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, которые применяется для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Данные на Едином портале государственных и муниципальных услуг размещается в течении одного рабочего дня из Сводного реестра государственных и муниципальных услуг, создаваемого федеральными и региональными органами власти РФ, органами местного самоуправления, которые несут ответственность за достоверность информации о предоставляемых услугах.

Данный портал является общедоступным для всех пользователей сети Интернет, а также гарантирует простой и эффективный поиск информации о предоставляемых услугах.

В информационной карточке содержится информация об услугах следующего типа:

— Наименование услуги;

— Наименование органа, предоставляющий услугу;

— Категории заявителей, которым необходима услуга;

— Необходимые документы, которые должны быть представлены заявителем для получения услуги;

Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017

— Информация о возмездности или же безвозмездности оказанных услуг, размеры ее оплаты;

— Результат предоставления услуг;

— Сроки предоставления услуг;

— Основания для отказа от услуг или для приостановления;

— Данные о месте предоставления услуг;

— Контакты для получения дополнительной информации;

— Образец заявлений или других документов, которые необходимы для заполнения заявителем, чтобы обратиться в федеральный орган власти.

На данный момент для доступа к услугам существует 2 способа авторизации:

— С использованием логина и пароля;

— С использованием электронной подписи.

Единый портал регулярно совершенствуется, каждую неделю появляются новые электронные образцы заявлений по государственным услугам, ранее по которым давалась лишь справочная информация и шаблоны заявлений.

Кроме информации о предоставляемых услугах в этом портале имеются актуальные новостные и аналитические сведения о какой-либо услуге, которые в большинстве случаев публикуются в разделе «Новости». Этот портал содержит 38 наборов открытых данных [8].

Для осуществления проекта «открытое правительство» в данном субъекте была утверждена государственная программа субъектов РФ «Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2014-2017 годы». Ответственным исполнителем данной программы является Министерство информатизации и связи в Республике Тыва, а также существуют соисполнители программы такие, как Министерство культуры, Министерство образования и науки, казенное предприятие РТ «Центр информационных технологий Республики Тыва» и др.

Программа содержит несколько проектов:

1. «Развитие информационного общества в Республика Тыва на 2014-2017 годы»;

2. «Повышение качества оказания услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Республике Тыва на 2014-2016 годы»;

3. «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Республики Тыва на 2014-2016»;

4. «Развитие средств массовой информации, книгоиздание и полиграфии в Республике Тыва на 20142017»;

5. «Создание Ситуационного центра Главы Республики Тыва».

Целью программы является - совершенствование информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва.

Задачи программы:

— Гарантия электронного взаимодействия между органами власти различных уровней при обеспечении государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

— Увеличение доступности оказываемых услуг в электронном виде;

— Гарантия получения государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров;

— Введение навигационно-информационной системы в Республике Тыва и др.

Существуют следующие целевые индикаторы и показатели Программы:

— Доля сведений, которые даются республикой федеральным органом власти с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - 80% от общего количества сведений;

— Доля сведений, предоставляемых субъектам РФ от федеральных органов власти с применением СМЭВ - 75% от общего количества сведений;

— Доля органов, которые являются участниками межведомственного взаимодействия и которые включены к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия - 80%;

— Количество услуг, предоставляемых в электронной форме, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг - 58 услуг;

составлять 6746,6 тыс. рублей. Данный процесс характеризуется динамикой изменения по годам: 2014 год - 5384,9 тыс. рублей; 2015 год - 6698,2 тыс. рублей; 2016 год - 6567,3 тыс. рублей. Эти отчисления включают в себя НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог, упрощенную систему налогообложения, который представлены на Рисунках 1,2 и 3;

Доля граждан, пользующиеся услугами в электронной форме - не менее 60%; Образование рабочих мест - 128 единиц;

Объем налоговых и неналоговых отчислений в республиканский бюджет к 2017 году должен

25000000

24459177,8

20000000

24000000

23000000

22000000

21000000

19662904,9

19000000

18000000

17000000

16000000

2014

2015

2016

2017

доходы расходы

Рис. 1 - Бюджет Республики Тыва на 2014-2017 гг.

2014 2015 2016 2017

Рисунок 2 - Динамика изменения объёма налоговых и неналоговых отчислений в республиканский бюджет за 20142017 гг (в тыс.руб.).

16 14 12 10 8 6 4 2 0

13,9

6,3

2014

13,2

6,3

2015

12,1

6,3

10,8 6,3

■Налог на имущество Траспортный налог

2016

2017

Рисунок 3 - Динамика изменения налога на имущества и транспортного налога за 2014-2017 гг (в тыс.руб.).

— Повышение качества телевизионного вещания;

— Доля жителей республики, которые имеют доступ к предоставляемым услугам по принципу «одного окна» - 90%.

Данная Программа финансируется государственным бюджетом и иными поступлениями, объем которого составляет 448722,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 76203,1 тыс. рублей, из них 61614,1 тыс. рублей -средства республиканского бюджета, 14589 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 2015 год - 96726,1 тыс. рублей, из них 86649,7 рублей - средства республиканского бюджета, 10076,4 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 2016 год - 107306,5 тыс. рублей, из них 92276,5 тыс. рублей - средства республиканского бюджета, 30 тыс. рублей - муниципальный бюджет, 15000 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 2017 год - 168486,75 тыс. рублей - за счет средств республиканского бюджета и 3393 тыс. рублей - средства федерального бюджета.

В 2011-2013 годах в республике для осуществления данной целевой программы добились прогресса в совершенствовании информационных и телекоммуникационных технологий, за счет того, что были переведены в

159

Вопросы студенческой науки Выпуск №15, ноябрь 2017

электронный вид 22 приоритетных государственных и муниципальных услуг, представлены документы в электронном виде с применением единого портала, а также 8 августа 2011 года начал осуществлять свою деятельность Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Реализуется внедрение универсальных электронных карт (УЭК), с помощью которых будут предоставляться государственные и муниципальные услуги. 2013 год характеризуется выдачей УЭК гражданам, которые подавали заявления на их получение. В настоящее время принято около 250 заявлений на выдачу УЭК. Осуществляется внедрение системы электронного документооборота в органах власти, на котором зарегистрированы 1065 пользователей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для реализации проектов программы в 2013 году сформировался новый телевизионный канал «Тува 24» и 10 новых рабочих мест [9].

Для решения проблем, которые возникают в ходе реализации проекта «открытое правительство» был проведен опрос среди государственных служащих о вопросах и перспективах осуществления этого проекта в Республике Тыва. В нем приняли участие 200 респондентов, которым задавались вопросы о квалификации государственных служащих в сфере ИКТ, о проблемах внедрения проекта и о направлениях, которые остались недофинансированными.

Увеличение квалификации государственных служащих в сфере ИКТ представляет собой одну из основных задач для большинства регионов, в том числе и Республики Тыва. Так как, недостаточное знание в данной сфере является проблемой в направлении осуществления открытого правительства. Оценивался уровень квалификации госслужащих в сфере ИКТ. Результаты анализа представлены на Рисунке 3.

Уровень квалификации кадров в сфере

ИКТ

I Высшее техническое образование

Физико-математическое образование

Имеют сертификат о переподготовки

I Имеют лишь опыт работы

Рисунок 10 - Уровень квалификации кадров в сфере ИКТ.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень квалификации госслужащих в сфере ИКТ выше среднего, т.к. 34% имеют лишь опыт работы, не имея специального образования, а 56,7% имеют профильное образование, что составляет больше половины [2].

Но внедрение ИКТ находится на очень низком уровне из-за недостаточной квалификации кадров, которые были рассмотрены. Кроме этого, проблемами являются недостаточная информатизация и недофинансирование. По мнению респондентов, недофинансированными являются направления, представленные в таблице 7 [10].

Таблица 7 - Недофинансированные направления

Приобретение аппаратных средств 73,1

Разработка и приобретение ПО 69,5

Телекоммуникации 62,3

Эксплуатация ИКТ 57,5

Обучение персонала работе с ИКТ 62,3

Отсутствуют 3,0

Итак, решение данных проблем позволит повысить уровень внедрения технологий электронного правительства, а также качество предоставляемых услуг. Квалификацию органов власти необходимо повышать, т.к. данное направление имеет множество деталей, которые замедляют процесс совершенствования внедрения и применения информационно-технологических механизмов.

В рамках проекта «открытое правительство» повысился уровень оснащённости органов власти Республики Тыва компьютерной техникой, средствами защиты информации и доступ к сети Интернет. Увеличилась открытость органов власти Республики Тыва и доступ к данным об их деятельности. В результате осуществления данного проекта «портал Республики Тыва» занимает 42 место (ранее 60 место в 2008 году) в сводном рейтинге информационной открытости органов государственной власти субъектов РФ.

Допустим, из 823 организаций Республики Тыва в своей деятельности применяют информационные и коммуникационные технологии 90% организаций, в том числе 61,8% используют локальные вычислительные сети, 81,7% имеют электронную почту и 31,7% - собственные официальные сайты. Систему электронного документооборота применяют 54,4% республиканских компаний. Малонаселенные и труднодоступные районы республики остаются на очень низком уровне обеспечения компьютерной техникой и доступа к сети Интернет. На 1 января 2015 года в Республике Тыва в электронный вид переведены 39 услуг. Республика Тыва находится на первом месте среди субъектов Сибирского федерального округа по количеству пользователей на едином портале государственных и муниципальных услуг, численность которых равна 45199 человек [3].

В настоящее время, проект «открытое правительство» планируется развиваться и в будущем. Ключевым результатом программы, которая ожидается в будущем является наличие различных возможностей применения ИКТ в социальной сфере. Все эти возможности достигаются с помощью формирования определённой инфраструктуры, внедрения передовых ИКТ и инновационных услуг. Наиболее эффективным результатом программы является увеличение результативности деятельности органов власти Республики Тыва, повышение взаимодействия органов власти, а также повышение качества предоставляемых услуг.

Список используемой литературы:

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

2. Электронное правительство Республики Тыва [Электронный ресурс] URL: http://www.minzdrav.tuva.ru/page/212/.

3. Портал открытых данных Республики Тыва [Электронный ресурс] URL: http://opentuva.ru/.

4. Федеральный закон РФ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан

РФ».

5. Интернет-приёмная Правительства Республики Тыва [Электронный ресурс] URL: http://gov.tuva.ru/internet-reception/.

6. Открытые данные Верховного Хурала Республики Тыва [Электронный ресурс] URL: http://www.khural.org/opendata/.

7. Шрейдер А.С. Открытое правительство в Российской Федерации: сущность и проблемы внедрения // Сибирский федеральный университет. - 2015. - №2. - С. 17.

8. Единый портал государственных и муниципальных услуг Республики Тыва [Электронный ресурс] URL: www.gosuslugi.ru.

9. Открытое правительство [Электронный ресурс] URL: http://open.gov.ru.

10. Методические рекомендации по внедрению принципов и механизмов открытого государственного управления в субъектах Российской Федерации. - М., 2013. [Электронный ресурс] URL: http://большоеправительство.рф.

11. Кашин А.В. Согласование интересов предпринимателя и государства: организационный аспект / А.В. Кашин // Научные записки НГУЭУ. - Новосибирск, 2005. С. 93-95.

12. 2. Кашин А.В. Системное взаимодействие муниципального и хозяйственного образования / автореф... дис. канд. экон. наук: 08.00.05. - Новосибирск, 2008. - с.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.