Научная статья на тему 'Реализация принципов управления процессом усвоения знаний через систему контрольных мероприятий при обучении инженерной графике'

Реализация принципов управления процессом усвоения знаний через систему контрольных мероприятий при обучении инженерной графике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоревская Людмила Петровна, Григоревский Лев Борисович, Киргизова Людмила Александровна

Анализируются возможности интенсификации и индивидуализации учебного процесса, контроля уровня подготовки по графическим дисциплинам в техническом вузе при изучении начертательной геометрии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григоревская Людмила Петровна, Григоревский Лев Борисович, Киргизова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов управления процессом усвоения знаний через систему контрольных мероприятий при обучении инженерной графике»

УДК 37.05

Григоревская Людмила Петровна

Доктор педагогических наук, декан общетехнического факультета, заведующая кафедрой инженерной геометрии и компьютерной графики ГОУ ВПО «Братский государственный университет», grilp@mail.ru, Братск

Григоревский Лев Борисович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной геометрии и компьютерной графики ГОУ ВПО «Братский государственный университет», Grigorevskii@mail.ru, Братск

Киргизова Людмила Александровна

Доцент кафедры инженерной геометрии и компьютерной графики ГОУ ВПО «Братский государственный университет», Братск

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ КОНТРОЛЬНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ

Grigorevskay Ludmila Petrovna

EdD, Dean of the General Technics Faculty, head of Engineering Geometry and Computer Graphics Sub department in State Educational Institution of Higher Professional Training "Bratsk State University”, grilp@mail.ru, Bratsk

Grigorevskii Lev Borisovich

Cand.Ed., reader in Engineering Geometry and Computer Graphics in State Educational Institution of Higher Professional Training “Bratsk State University”, Grigorevskii@mail.ru, Bratsk

Kirgizova Ludmila Aleksandrovna

Reader in Engineering Geometry and Computer Graphics in State Educational Institution of Higher Professional Training “Bratsk State University”, Bratsk

STRATEGY REALIZATION OF PROCESS MONITORING OF STUDENT’S ACHIEVEMENT THROUGH SYSTEM OF CONTROL ACTIVITIES IN ENGINEERING GRAPHICS

INSTRUCTIONS

Теоретическая подготовка, как одна из составляющих любого вида обучения, заключается в приобретении студентами системы знаний, необходимых для овладения профессией. Под процессом овладения знаниями понимается система различных действий по восприятию информации, ее переработке и изменению. Если учебный процесс рассматривается как деятельность, то следует особое внимание уделить структурным элементам

этой деятельности: осознанию мотивов и целей учения; способам и приемам деятельности, воспроизведению и анализу результатов деятельности.

При проектировании и осуществлении учебного процесса за единицу принимаем отдельную учебную тему, содержание которой определяется рабочей программой дисциплины. Построение деятельности студентов по усвоению темы организуется на основе теории поэтапного формирования умственных действий (Л. С. Выготский [2; 3], И. Я. Гальперин [4; 5],

Н. Ф. Талызина [6; 7] и др.). Цель, которая формулируется очень коротко и диагностично в начале занятия, является структурным основополагающим элементом деятельности студента.

Следующий элемент деятельности - исполнительно-познавательный. Он начинается с формирования и изложения информации, подлежащей изучению. При этом применяются различные средства обучения. Деятельность студентов по конспектированию материала, который может быть представлен как в устной, так и в письменной форме, можно отнести к внешнеречевому этапу теории формирования умственных действий.

Формирование действий, на наш взгляд, достигается системой упражнений в виде конкретных прикладных заданий непосредственной практической деятельности. Обобщение учебного материала, вовлечение его с систему общего знания осуществляется в период контрольно-оценочного этапа. Далее, в виде проверочной или тестовой работы выполняется анализ знаний, умений и навыков. Результаты этого анализа позволяют, в случае необходимости, выполнить корректировку знаний.

Методы обучения, спроектированные на основе современных представлений об усвоении знаний, позволяют преподавателю не только контролировать учебный процесс, но и отслеживать формирование мнений студентов от результатов обучения, удовлетворенность текущей учебной деятельностью и полученными результатами.

Разработка новых научно-обоснованных форм организации обучения в высшем учебном заведении невозможна без методологического анализа цели, структуры и связей системы обучения. В последнее время складывается тенденция к усложнению содержания образования, возрастанию объема необходимой информации при значительной ограниченности времени, отведенного для ее усвоения. В связи с этим возникает необходимость поиска более совершенных методов обучения, при которых формируются интеллектуальные, творческие и познавательные способности студентов. Поиск таких приемов обучения, прежде всего, должен проявляться в отказе от принципа единообразия в образовании.

Высшему техническому учебному заведению необходима научно- обоснованная нормативная педагогическая модель целостной системы обучения. Эта модель в идеале должна обеспечивать интеграцию вузовского преподавания с производством и наукой. Фундаментом такой интеграции должен быть учебный процесс, построенный на основе нормативной модели и принципе взаимной заинтересованности преподавателя и студента.

Важнейшим показателем эффективности обучения любому предмету учебного плана, в частности дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика», является наличие обратной связи, которая должна осуществляться через систему контрольных мероприятий. Оперативная обратная связь позволяет судить об успешности усвоения той или иной темы курса. Она базируется на следующих важнейших, на наш взгляд, этапах:

- анализ практики обучения начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике в ведущих ВУЗах России;

- анализ учебной деятельности студентов на практических и лекционных занятиях;

- тестирование;

- педагогический эксперимент;

- анкетирование;

- интервьюирование;

- методы количественного и качественного анализа.

Ниже представлена экспериментальная структура и последовательность контрольных мероприятий для одной из тем курса «Начертательная геометрия. Инженерная графика», применяющаяся при обучении студентов инженерно-технических специальностей высшего учебного заведения.

Контрольные мероприятия включают в себя: письменный экспресс опрос - пятиминутка, итоговый тестовый контроль, решение задач в рабочей тетради, выполнение индивидуальных графических заданий. Все контрольные мероприятия оценивают обязательный минимальный уровень подготовки студентов по отдельным темам и разделам курса, соответствующий нормативному объему часов, отводимых на изучение дисциплины. При этом тематика отдельных заданий на различных уровнях сложности может быть одинаковой, допускаются отличия в системе свойств контрольного объекта.

Например, тема «Пересечение прямой с плоскостью» (рис. 1). При изучении данной темы можно выделить три задачи с различным уровнем сложности.

Рис. 1.

Задача 1. Пересечение прямой общего положения с плоскостью частного положения. Первый уровень сложности.

Задача 2. Пересечение прямой частного положения с плоскостью общего положения. Второй уровень сложности.

Задача 3. Пересечение прямой общего положения с плоскостью общего положения. Третий уровень сложности.

В лекционном курсе, рассчитанном на 34 часа, по данной теме рассматриваются все три задачи.

В процессе реализации принципов управления процессом усвоения информации каждый предыдущий усвоенный учебный материал в последствии должен дополняться новым. Рассмотрим при решении каких задач тема «Пересечение прямой с плоскостью» находит свое логическое развитие. Ближайшая тема «Пересечение двух плоскос-

Задача 4 Задача 5 Задача 6

Рис. 2.

Задача 4. Построить линию пересечения плоскости общего положения с плоскостью частного положения.

Задача 5. Построить линию пересечения двух плоскостей частного положения.

Задача 6. Построить линию пересечения двух плоскостей общего положения.

Свое дальнейшее развитие тема «Пересечение прямой с плоскостью» находит при построении сечений многогранной поверхности плоскостью. Следует отметить, что при изучении темы «Сечение многогранной поверхности плоскостью» в курсе «Инженерная графика» исключаются задачи, где рассматриваемые геометрические элементы (плоскость, многогранник) занимают общее положение. Примерный тип задач (рис. 3).

Задача 7

Задача

Рис. 3.

Задача 7, 8. Построить линию пересечения поверхности плоскостью. Определить видимость линии.

. Следующей темой, в которой пересечение прямой с плоскостью находит свое развитие, является тема «Пересечение многогранников». Примерный тип задач.

Задача 9, 10. Построить линию пересечения поверхностей геометрических тел (рис. 4).

Задача 10

Рис. 4.

Логическое завершение рассматриваемая тема находит при изучении темы «Виды», которая напрямую связана с завершающей темой курса «Инженерной графики» - чтение и составление чертежей деталей (рис. 5). Задача 11. По двум видам построить третий.

Задача 1 Рис. 5.

Преемственность использования теоретической информации по теме «Пересечение прямой с плоскостью» представлено на рис. 6.

Тема: Пересечение прямой с плоскостью

Задача 1 - Задача 2

/ х

3адачЧ %?54. Задача 10

Зад ачи 8, 9 Задача 7 Задача 11

Задача^З

Задача 6

Рис. 6.

Из составленной схемы (рис. 6) видно, задачу 3 и 6, для оценки минимального уровня знаний, можно исключить без особых потерь для усвоения конечной темы курса «Инженерная графика» - составление и чтение машиностроительных чертежей.

В базу контрольных заданий определяющих минимальный уровень знаний желательно включать задачи локально направленные на построение чертежей деталей. Условие задач: определить проекции точки пересечения прямой с плоскостью.

Рис. 7.

Рис. 9.

Учитывая простоту построений, задачи, представленные на рисунках 7, 8, 9 можно широко использовать в различных сочетаниях при проведении экспресс контроля на лекционных и практических занятиях.

Материалы исследования многократно обсуждались на заседаниях кафедры «Инженерной геометрии и компьютерной графики» Братского государственного технического университета, на научно-технических и научно-методических конференциях в городах Братске, Нижнем Новгороде.

Ежегодно, начиная с 1999 г., результаты исследования оформлялись в виде раздела в отчетах госбюджетной научно-исследовательской темы, выполня5мой по заданию университета, «Прогнозирование, формирование и диагностика действенных видов обучения». Результаты научно-исследовательской работы оформлены одиннадцатью актами внедрения в учебный процесс ГОУ ВПО «Братский государственный университет».

Результаты экспериментального обучения позволяют сделать следующие выводы:

1. Разработана методика изучения теоретического материала, выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, подтверждающие доминирующее значение структуры, содержания, формы и способов подачи теоретической информации для обеспечения обратной связи.

2. Подготовлена база контрольных заданий, определяющих минимальный уровень знаний, включая задачи локально направленные на построение чертежей деталей.

Библиографический список

1. Архангельский, С. И. Задачи и формы интенсификации учебного процесса. [Текст] / С. И. Архангельский, И. Г. Шамсутдинов В сб. Новые методы и средства обучения. № 1 (13) - М.: Знание.1991.

2. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 - 517 с.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский -Под ред. В. В. Давыдова - М.: Педагогика, 1991 - 479 с.

4. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в современной психологии - М., 1966. - С. 29-38

5. Гальперин, П. Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вестник МГУ. -Сер. психол. - 1979. - № 4. - С. 78-90

6. Талызина, Н. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе [Текст] / Н. Ф. Талызина-М., 1983.

7. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст] / Н. Ф. Талызина - М.: МГУ. - 1984 - 343 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.