Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕЙ ХИМИИ И НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕЙ ХИМИИ И НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ХИМИЯ / НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ / GENERAL CHEMISTRY / NORMAL PHYSIOLOGY / CONSISTENCY AND CONTINUITY OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапкин Михаил Михайлович, Трутнева Елена Анатольевна, Лаксаева Елена Анатольевна

В статье рассматривается реализация принципов последовательности и преемственности при преподавании в медицинском вузе дисциплин «Общая химия» и «Нормальная физиология». Приводится ряд преподаваемых тем и вопросов, которые позволяют реализовывать указанные педагогические принципы: растворы, роль различных ионов в обеспечении физиологических функций, буферные системы и их роль в регуляции кислотно-щелочного баланса организма и ряд других. Рассматриваются возможные формы междисциплинарного взаимодействия: согласование рабочих программ и учебных планов в рамках совместных заседаний кафедр и методических советов; написание междисциплинарных учебных пособий; чтение междисциплинарных проблемных лекций; проведение совместных заседаний студенческих научных кружков кафедр, посвященных актуальным научным проблемам. Авторы приходят к заключению, что междисциплинарное взаимодействие позволит избежать необоснованного дублирования в преподавании, высвободит дополнительные временные ресурсы и в целом повысит эффективность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапкин Михаил Михайлович, Трутнева Елена Анатольевна, Лаксаева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF CONTINUITY AND CONSISTENCY IN TEACHING GENERAL CHEMISTRY AND NORMAL PHYSIOLOGY AT A MEDICAL UNIVERSITY

In the article, we discuss the principles of consistency and continuity implemented in the education of general medicine and normal physiology at the medical university. We give several taught topics and questions to allow the application of these pedagogical principles: solutions, the role of various ions in physiological functions, buffer systems, and their role in regulating the acid-base balance of the body and many others. We reviewed possible forms of interdisciplinary interaction: coordination of work programs and curricula within the framework of joint departments and methodological councils, writing of interdisciplinary textbooks, reading of interdisciplinary problem lectures, holding joint meetings of student scientific societies devoted to current scientific problems. We believe that multidisciplinary interaction will allow us to eliminate to eliminate unreasonable duplication in teaching, free up additional temporary resources, and increase the effectiveness of the educational process in general

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕЙ ХИМИИ И НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI:10.23888/humJ20204401-407

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕЙ ХИМИИ И НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF CONTINUITY AND CONSISTENCY IN TEACHING GENERAL CHEMISTRY AND NORMAL PHYSIOLOGY AT A MEDICAL UNIVERSITY

Лапкин М.М., Трутнева Е.А., Лаксаева Е.А.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Аннотация:

В статье рассматривается реализация принципов последовательности и преемственности при преподавании в медицинском вузе дисциплин «Общая химия» и «Нормальная физиология». Приводится ряд преподаваемых тем и вопросов, которые позволяют реализовывать указанные педагогические принципы: растворы, роль различных ионов в обеспечении физиологических функций, буферные системы и их роль в регуляции кислотно-щелочного баланса организма и ряд других. Рассматриваются возможные формы междисциплинарного взаимодействия: согласование рабочих программ и учебных планов в рамках совместных заседаний кафедр и методических советов; написание междисциплинарных учебных пособий; чтение междисциплинарных проблемных лекций; проведение совместных заседаний студенческих

Lapkin M.M., Trutneva E.A., Laksaeva E.A.

Ryazan State Medical University Abstract:

In the article, we discuss the principles of consistency and continuity implemented in the education of general medicine and normal physiology at the medical university. We give several taught topics and questions to allow the application of these pedagogical principles: solutions, the role of various ions in physiological functions, buffer systems, and their role in regulating the acid-base balance of the body and many others. We reviewed possible forms of interdisciplinary interaction: coordination of work programs and curricula within the framework of joint departments and methodological councils, writing of interdisciplinary textbooks, reading of interdisciplinary problem lectures, holding joint meetings of student scientific societies devoted to current scientific problems. We believe that multidisciplinary interaction will allow us to

401

научных кружков кафедр, посвященных актуальным eliminate to eliminate unreasonable duplication in

научным проблемам. Авторы приходят к teaching, free up additional temporary resources,

заключению, что междисциплинарное взаимо- and increase the effectiveness of the educational

действие позволит избежать необоснованного process in general.

дублирования в преподавании, высвободит

дополнительные временные ресурсы и в целом

повысит эффективность образовательного

процесса.

Ключевые слова:

общая химия, нормальная физиология, преемственность и последовательность преподавания.

Key words:

general chemistry, normal physiology, consistency and continuity of teaching.

Актуальность

Принципы преемственности и последовательности, одни из базовых в образовании любого уровня, предполагают наличие междисциплинарных связей, в том числе между естественнонаучными дисциплинами, преподаваемыми в определенной последовательности в соответствии с учебными планами [1-4]. Такими дисциплинами в высшем медицинском образовании являются общая химия, органическая химия, биологическая химия, анатомия, гистология, нормальная физиология и ряд других. Обучение студентов в медицинском университете невозможно без хорошей фундаментальной базовой подготовки будущего клинициста. От этой подготовки зависят дальнейшие успехи студентов-медиков при освоении клинических дисциплин. Для сегодняшнего студента, будущего врача, совершенно необходима естественно-научная грамотность, позволяющая использовать фундаментальные естественнонаучные знания для решения диагностических и лечебных вопросов в реальных ситуациях лечебно-профилактических учреждений. Особая актуальность рассматриваемых принципов преподавания в настоящее время связана с перестройкой учебного процесса в связи с принятием нового образовательного стандарта в медицинском высшем образовании. Настоящий государственный образовательный стандарт предполагает нацеленность обучения на повышение его качества, увеличение времени на приобретение практических профессиональных навыков обучающимися, увеличение доли времени, отпущенного на самостоятельную работу. В связи с вышеизложенным является важным устранение из учебных планов дублирования преподаваемых тем естественно-научными дисциплинами и формирование определенного содержания смежных тем, делегированных для преподавания на каждом этапе подготовки.

Выявление тем дисциплин «Общая химия» и «Нормальная физиология», которые позволяют реализовывать принципы последовательного взаимодействия при преподавании данных дисциплин и предложить возможные подходы для реализации данных принципов.

Цель

Задачи

1. Провести сопоставительный анализ образовательных программ дисциплин «Общая химия» и «Нормальная физиология» для выявления тем учебного процесса, в процессе преподавания которых можно реализовать принципы преемственности и последовательности.

2. Рассмотреть объем учебного материала установленных тем, который должен рассматриваться каждой дисциплиной для устранения возможного дублирования и формирования единого подхода в трактовках его содержания.

3. Рассмотреть возможные формы междисциплинарного взаимодействия для реализации принципов преемственности и последовательности преподаваемых дисциплин.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач были проанализированы рабочие программы по специальности «Лечебное дело» дисциплин «Общая химия» и «Нормальная физиология». В ходе исследования было реализовано сопоставление структуры сравниваемых образовательных программ, проведена оценка последовательности представления учебного материала и его содержания. Проведен анализ литературных данных о возможных формах междисциплинарного взаимодействия при составлении образовательных программ.

Результаты и их обсуждение

Проведенный детальный анализ тем в рабочих программах по специальности «Лечебное дело» дисциплин «Общая химия» и «Нормальная физиология», аналогичных по основному содержанию, позволил выявить области дублирования материала, а также области, требующие согласования по его содержанию. В результате проведенной работы сформулированы предложения по согласованию содержания и последовательности представления учебного материала в образовательных программах, а также предложен макет междисциплинарного учебного пособия. В данном учебном пособии предполагается разработать сетевой график тем, изучаемых дисциплин, с векторами, отражающими последовательность представления тем учебного материала. На заключительном этапе, на основании литературных данных, а также собственного опыта междисциплинарного взаимодействия предложены возможные организационные формы согласования объема, содержания и последовательности представления учебного материала в образовательных программах.

Темы рабочих программ, связанных между собой содержанием, рассматриваемых вопросов, которые необходимо согласовать, при преподавании общей химии и нормальной физиологии в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова, представлены в таблице 1.

В ходе анализа рабочих программ предложено разделить объем и содержание изучаемых тем дисциплин «Общая химия» и «Нормальная физиология» с целью исключения дублирования в преподавании. Кроме того, предложено сформировать

Таблица 1

Пример тем и вопросов в курсе общей химии и нормальной физиологии, которые целесообразно преподавать в соответствии с принципами последовательности и преемственности

Название темы и ее содержание в дисциплине «Общая химия» Название темы и ее содержание в дисциплине «Нормальная физиология»

Растворы. Закономерности процессов растворения. Разбавленные, насыщенные и пересыщенные растворы. Растворимость, закономерности её изменения. Понятие о коллигативных свойствах растворов. Закон Вант-Гоффа об осмотическом давлении. Роль осмоса в биосистемах. Плазмолиз, гемолиз, тургор. Гипо-, изо- и гипертонические растворы. Теория растворов сильных электролитов. Ионная сила растворов, коэффициент активности и активность ионов. Титриметрический метод определения ионов Са2+ в биологических жидкостях. Общая физиология, роль различных растворимых солей в формировании осмотического давления в тканях. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях, роль различных ионов в биоэлектрогенезе; Физиология мышечной ткани, роль ионов Ca++ в механизмах мышечного сокращения. Физиология синаптической передачи, роль ионов Ca++ в механизмах экзоцитоза медиаторов в синаптическую щель. Физиология крови, роль ионов Ca++ в механизмах гемостаза. Гуморальные взаимосвязи в организме, роль ионов Ca++ как вторичного посредника передачи внутриклеточных сигналов.

Буферные системы, состав буферных систем; классификация буферных систем; механизм буферного действия; факторы, влияющие на буферную емкость и рН буферных систем Физиология крови. Роль белково-гемоглобиновой, карбонатной и фосфатной буферных систем в оптимизации pHвнутренней среды организма. Физиология дыхания. Роль CO2 и эритроцитарно-плазменных процессов в формировании карбонатной буферной системы.

Растворы газов в жидкостях. Законы Генри, Генри-Дальтона, И.М. Сеченова. Физиология дыхания. Роль парциального давления газов в альвеолярном воздухе и парциального напряжения газов в крови в протекании диффузионных процессов в легких и тканях.

Кинетика. Скорость химической реакции. Энергия активации. Гомогенный и гетерогенный катализ. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Закон действия масс для равновесия. Константа равновесия, ее связь с энергией Гиббса. Гуморальные взаимосвязи в организме. Роль саморегуляторных химических процессов в синтезе физиологически активных веществ в организме животных и человека.

единый подход в трактовке преподаваемого материала с целью унификации учебного процесса. Высвобождающиеся временные ресурсы рекомендовано использовать для представления учебного материала, объем изложения которого был ограничен временными лимитами государственного образовательного стандарта, что позволит повысить информативность и логичность изложения предлагаемых для изучения тем. Однако для реализации результатов проведенной работы требуется их закрепление в образовательных программах на методических заседаниях кафедр и утверждение Учебно-методическим советом университета.

Приведем пример преемственности и последовательности преподавания общей химии и нормальной физиологии. Одна из важнейших тем общей физиологии -«Биоэлектричество». Для понимания происхождения биоэлектрических явлений в возбудимых клетках и тканях студентам необходимо знать теорию электролитической диссоциации Аррениуса, состояние ионов растворимых солей в растворах, законы перемещения ионов в соответствии с концентрационными и электрохимическими

404

градиентами. Без знаний этих вопросов невозможно уяснить теорию биоэлектрогенеза. Если студенты на второй курс приходят с необходимыми для усвоения этой темы знаниями, в значительной степени упрощается усвоение учебного материала.

В целом же согласование рабочих программ и учебных планов дисциплин, преподаваемых в высших учебных заведениях, может осуществляться в рамках различных организационных форм:

1. Согласование рабочих программ и учебных планов в рамках совместных заседаний кафедр и методических советов, на которых осуществляется координация преподавания междисциплинарных аспектов.

2. Совместная работа кафедр по разработке и преподаванию элективных курсов и внесение соответствующих вопросов в программу проводимых предметных олимпиад.

3. Совместная междисциплинарная работа студенческих научных кружков, проведение межкафедральных, междисциплинарных проблемных заседаний.

4. Подготовка и прочтение комплексных междисциплинарных лекций, преподавателями кафедр, работающих над улучшением последовательности и преемственности преподавания.

5. Написание совместных учебных пособий и монографий сотрудниками кафедр.

Отдельные формы работы в этом направлении уже реализуются для

формирования преемственности и последовательности преподаваемых дисциплин в Рязанском государственном медицинском университет имени академика И.П. Павлова. Уже имеется определенный опыт издания междисциплинарных учебных пособий и монографий физиологов совместно с преподавателями других дисциплин: гигиены питания [5], стоматологии [6,7], неврологии [8,9], клинической психологии [10], физического воспитания [11]. Имеется определенный опыт взаимодействия по реализации принципов преемственности и последовательности при преподавании химических дисциплин [12]. Однако, сделанного в этом направлении пока недостаточно. Одними из причин, препятствующими оптимизации указанных и других возможных форм междисциплинарного взаимодействия, сегодня являются большая загруженность преподавателей при реализации ими обязательных учебных программ, дефицит свободного времени и, возможно, специфический язык преподаваемых дисциплин.

Выводы

Педагогические принципы преемственности и последовательности являются неотъемлемой составляющей учебного процесса в медицинском университете и должны быть практически реализованы в различных организационных формах, в том числе при преподавании таких дисциплин как «Общая химия» и «Нормальная физиология».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пономарева Е.Ю., и др. Преемственность преподавания фундаментальных и клинических дисциплин при изучении внутренних болезней // Саратовский научно-медицинский журнал. 2016. Т. 12, №3. С. 415-417.

2. Крапивникова О.В., и др. Преемственность в преподавании морфологических дисциплин: биология, гистология, патология. В кн.: Актуальные вопросы фундаментальной, экспериментальной и клинической морфологии. 2017. С. 28-30.

3. Андерсон М.Н., и др. Реализация принципа преемственности в преподавании дисциплин педагогического цикла в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. №2. С. 252-261.

4. Мнихович М.В., и др. Преемственность в преподавании морфологических дисциплин: от анатомии и гистологии к клинической патологии // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2016. №S2. С. 125-127.

5. Лапкин М.М., и др.; Лапкин М.М., ред. Основы рационального питания. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2017.

6. Белошенков В.В., и др. Анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области и методы ее исследования. М.: Медицинская книга; 2005.

7. Лапкин М.М., и др. Распределение жевательного давления в норме, патологии и после ортопедического лечения. Рязань: ОТСиОП; 2018.

8. Зорин Р.А., и др. Распределение физиологических ресурсов и эффективность целенаправленной деятельности у больных эпилепсией // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2018. Т. 26, №3. С. 369-379.

9. Зорин Р.А., и др. Вегетативное обеспечение целенаправленной деятельности и ее результативность у практически здоровых лиц // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2019. Т. 7, №1. С. 38-45.

10. Зорин Р.А., и др. Когнитивные нарушения в неврологии:. Рязань: ОТСиОП; 2017.

11. Прошляков В.Д. и др. Основы оздоровительной культуры. Рязань: ОТСиОП; 2018.

12. Платонова Н.А. и др. Межпредметные связи химических дисциплин как фактор, влияющий на самосознание студентов для качественной подготовки провизора // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, №1(20). С. 55-68. Ссылка активна на 20 апреля 2020.

REFERENCES:

1. Ponomareva EYu, et al. The teaching continuity of basic and clinical disciplints in the study of internal diseases. Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal. 2016;12(3):415-7. (In Russ).

2. Krapivnikova OV, et al. The primacy of the teaching of the morphological Sciences: biology, histology, pathology. In: Aktual'nye voprosy fundamental'noj eksperimental'noj i klinicheskojmorfologii. 2017. P. 28-30. (In Russ).

3.Anderson MN, et al. Implementation of the principle of continuity in teaching disciplines of the pedagogical cycle at the University. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2018;(2):252-61. (In Russ).

4. Mnihovich MV, et al. Continuity in the teaching of morphological disciplines, from anatomy and histology to clinical pathology. I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2016;(S2):125-7. (In Russ).

5. Lapkin MM, et al.; Lapkin MM, editor. The basics of good nutrition: a training manual. Moscow: GEOTAR-Media; 2017. (In Russ).

6. Beloshenkov VV, et al. Anatomical and physiological features of the maxillofacial region and methods of its research. Moscow: Medicinskaja kniga; 2005. (In Russ).

7. Lapkin MM, et al. Chewing pressure distribution in norm, pathology and after orthopedic treatment. Rjazan: OTSiOP; 2018. (In Russ).

8. Zorin RA, et al. The distribution of physiological resources and the effectiveness of targeted activities in patients with epilepsy. I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2018;26(3):369-79. (In Russ).

9. Zorin RA, et al. Vegetative support of purposeful activity and its effectiveness in practically healthy individuals. Nauka Molodyh (Eruditio Juvenium). 2019;7(1):38-45. (In Russ).

10. Zorin RA, et al. Cognitive impairment in neurology. Rjazan: OTSiOP; 2017. (In Russ).

11. Proshljakov VD, et al. The basics of physical fitness. Rjazan: OTSiOP; 2018. (In Russ).

12. Platonova NA, et al. Intersubject communications of chemical disciplines as a factor affecting students' self-awareness for quality pharmacist training. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2018;6(1):55-68. (In Russ).

406

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Лапкин Михаил Михайлович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии с курсом психофизиологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. E-mail: lapkin_rm@mail.ru

Трутнева Елена Анатольевна - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры нормальной физиологии с курсом психофизиологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. E-mail: e_lena68@mail.ru

Лаксаева Елена Анатольевна - кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры общей химии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. E-mail: elenalaksaeva@mail.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 20.04.2020. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 01.12.2020.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Лапкин М.М., Трутнева Е.А., Лаксаева Е.А. Реализация принципов преемственности и последовательности при преподавании общей химии и нормальной физиологии в медицинском вузе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №4(31). C. 401-407. Доступно по: http://humjoumal.rzgmu.m/art&id=455. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ20204401-407

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Michael M. Lapkin - MD, PhD, Professor, Head of the Department of Physiology with the Psychophysiology Course, Ryazan State Medical University; 9, Vysokovoltnaya Street, 3900026, Ryazan. E-mail: lapkin_rm@mail.ru

Elena A. Trutneva - candidate of medical sciences, associate professor at the Department of Physiology with the Psychophysiology Course, Ryazan State Medical University; 9, Vysokovoltnaya Street, 3900026, Ryazan. E-mail: e_lena68@mail.ru

Elena A. Laksaeva - candidate of biological sciences, associate professor at the Department of General Chemistry, Ryazan State Medical University; 9, Vysokovoltnaya Street, 3900026, Ryazan. E-mail: elenalaksaeva@mail.ru

PAPER RECEIVED: 20.04.2020. PAPER ACCEPTED: 01.12.2020.

REFERENCE FOR CITING:

Lapkin MM, Trutneva EA, Laksaeva EA. Implementation of the principles of continuity and consistency in teaching general chemistry and normal physiology at a medical university. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(4):401-7. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=455. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/humJ 20204401-407

407

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.