Научная статья на тему 'Реализация принципов организации учебного процесса в условиях глобализации образовательного пространства: опыт международной высшей школы инновационного бизнеса и администрирования Сибирского государственного аэрокосмического университета (Красноярск)'

Реализация принципов организации учебного процесса в условиях глобализации образовательного пространства: опыт международной высшей школы инновационного бизнеса и администрирования Сибирского государственного аэрокосмического университета (Красноярск) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / КОМАНДНО-ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INNOVATIVE BUSINESS / QUALITY CONTROL / RATING SYSTEM / COMMAND-AND-PROJECT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таюрский Анатолий Иванович, Подвербных Ольга Ефимовна

Представлен опыт организации учебного процесса в Международной высшей школе (МВШ) инновационного бизнеса и администрирования Сибирского государственного аэрокосмического университета (Красноярск). Для подготовки конкурентоспособных специалистов для глобального рынка труда МВШ стремится, сохраняя традиции российского образования, адаптировать и внедрять актуальные элементы зарубежной практики управления учебным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таюрский Анатолий Иванович, Подвербных Ольга Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF PRINCIPLES OF THE LEARNING PROCESS ORGANIZATION IN TERMS OF GLOBALIZATION OF THE EDUCATIONAL AREA: EXPERIENCE OF THE INTERNATIONAL HIGHER SCHOOL OF INNOVATIVE BUSINESS AND ADMINISTRATION AT SIBSAU1The Federal State Scientific Institution “Institute of the Problems of Continuing Education” of the Russian Academy of Education

In the article the experience of the learning process organization in the International Higher Business school (IHBS) at SibSAU is presented. For the training of competitive specialists for the global labor market the IHBS aims, keeping traditions of the Russian education, to adapt and introduce modern elements of the foreign practice of management of the learning process.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов организации учебного процесса в условиях глобализации образовательного пространства: опыт международной высшей школы инновационного бизнеса и администрирования Сибирского государственного аэрокосмического университета (Красноярск)»

УДК 332. 133. б

А. И. Таюрский, О. Е. Подвербных

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯх ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (КРАСНОЯРСК)

Представлен опыт организации учебного процесса в Международной высшей школе (МВШ) инновационного бизнеса и администрирования Сибирского государственного аэрокосмического университета (Красноярск). Для подготовки конкурентоспособных специалистов для глобального рынка труда МВШ стремится, сохраняя традиции российского образования, адаптировать и внедрять актуальные элементы зарубежной практики управления учебным процессом.

Ключевые слова: инновационный бизнес, управление качеством, рейтинговая система, командно-проектное обучение.

Международная высшая школа инновационного бизнеса и администрирования Сибирского государственного аэрокосмического университета (МВШ СибГАУ) (Красноярск) была сформирована в результате успешной реализации совместного образовательного проекта СибГАУ и SUNY Oneonta, государственного университета штата Нью-Йорк (США) при поддержке фонда «Евразия» и Информационного агентства США более 10 лет назад.

Основной задачей МВШ СибГАУ является выпуск специалистов, конкурентоспособных на рынке труда в современных условиях транснационализации и глобализации мировой экономики. В результате развития традиционного российского образования и адаптации зарубежного опыта, полученного через участие в реализации образовательных проектов «Евразия», Tempus Tasis и Bridge, совместно с американским и европейскими университетами, а также проходя процедуры аккредитации в ЕСВЕ и ACBSP и получая новые направления для совершенствования, в МВШ были сформированы следующие принципы организации учебного процесса:

- регламентация учебного процесса;

- совершенствование качества реализуемых образовательных программ на основе системы мониторинга;

- постоянное обновление содержания ревизуемых образовательных программ;

- развитие образовательного и исследовательского пространства как для студентов, так и для преподавателей;

- развитие образовательных технологий.

Постепенно включаясь в международное образовательное пространство, в МВШ возникла необходимость четкой регламентации и формализации учебного процесса. Позиции студента и преподавателя описаны в каталоге абитуриента, каталоге студента и руководстве для преподавателей. Общие принципы и правила организации работы МВШ представлены в административном регламенте. Ме-

тодические материалы по организации обучения по программе и модулю представлены в руководстве по программе, руководстве для студента по изучению модуля, общих правилах и критериях оценивания работ по модулю и магистерских диссертаций. Получение необходимой информации для управления качеством учебного процесса осуществляется в соответствии с положениями об анкетировании студентов по оценке работы преподавателя, об анкетировании студентов по качеству годового, семестрового преподавания образовательных программ на ФМБ, об анкетировании выпускников по качеству образовательной программы специализированной магистерской подготовки на ФМБ, об анкетировании работодателей.

В целях непрерывного совершенствования качества реализуемых образовательных программ в МВШ была сформирована система мониторинга, ориентированная на всех заинтересованных лиц: студентов, родителей (их мнение и информация о результатах обучения особо значимы при обучении на основе полного возмещения затрат), преподавателей, потенциальных работодателей, руководства (руководителя образовательной программы, заведующего кафедрой, директора), аккредитующих органов.

Основа для формирования системы мониторинга качества образовательных услуг МВШ СибГАУ была заложена традициями и накопленным опытом отечественного образования и дополнилась требованиями, которые выдвигают вузы-партнеры по международным образовательным программам. На настоящий момент сформирован комплекс мероприятий для мониторинга качества образовательной услуги (таблица).

Контроль успеваемости, в том числе текущий, является традиционной формой обеспечения качественного процесса получения знаний. В МВШ сформирована гибкая рейтинговая система, которая учитывает особенности дисциплины при оценке

А. И. Таюрский, О. Е. Подвербных. Реализация принципов организации учебного процесса в условиях.

аудиторной и самостоятельной работы студента. Такой контроль позволяет студенту увидеть текущую оценку приложенных усилий преподавателем и скорректировать свое поведение, а преподавателю, например, скорректировать используемые методы преподавания и оценить необходимость проведения дополнительных консультаций для студентов.

Оценка со стороны коллег также является традиционной формой совершенствования текущего процесса обучения для отечественного образования. Такая оценка в МВШ проводится обязательно для преподавателей со стажем работы до 5 лет и

выборочно для более опытных педагогов. Она позволяет корректировать методы работы преподавателя, содержание курса, выявлять направления для повышения квалификации преподавателя. Взаимо-посещение занятий как элемент наставничества является действенным инструментом обмена опытом.

Реализация совместной образовательной программы с Nottingham Trent University (Великобритания) дополнила систему мониторинга контролем со стороны коллег из других европейских вузов -внешних экзаменаторов, что позволяет получить объективную оценку качества результата образовательного процесса.

Мониторинг отзывов и интересов как работодателей, так и выпускников позволяет формировать образовательную программу с учетом запросов современной практики.

Анонимное анкетирование студентов до начала итоговых контрольных мероприятий было введено в рамках реализации совместной образовательной программы с университетом SUNY Oneonta и позволяет получить оценку уровня организации учебного процесса как в аудитории, так и самостоятельно, оценку умения преподавателя объяснять, отвечать на вопросы, оценку возможности для консультаций, использования технических средств и активных методов обучения, а также получить самооценку работы студента по курсу.

Все замечания и противоречивые вопросы обязательно рассматриваются руководителем образовательной программы, заведующим кафедрой, директором и при необходимости выносятся на обсуждение всем коллективом, учитываются при формировании планов повышения квалификации преподавателей. Накопленный положительный опыт распространяется через специализированные семинары и мастер-классы.

В целях своевременного обновления содержания реализуемых программ в МВШ проводится анализ состава профессиональных компетенций, формируемых в рамках образовательных программ, оценивается их соответствие современным требованиям работодателей и ситуации на рынке труда. Ежегодно в ответ на запросы потенциальных работодателей и выпускников изменяется содержание модулей, в учебные планы МВШ включаются новые модули и рассматривается необходимость открытия новых образовательных программ высшего профессионального и дополнительного образования. Кроме этого, в Великобритании, к примеру, открыто Агентство гарантии качества в высшем образовании (Quality Assurance Agency for Higher Education, QAA) - независимая организация, целью которой является координация деятельности высших учебных заведений страны по вопросам обеспечения качества подготовки специалистов,

Вид контроля Содержание

Текущий контроль за результатами обучения студентов (контроль успеваемости) Рейтинговая система, предполагающая балльную оценку знаний три раза в семестр, которая проставляется в ведомость и учитывается наряду с экзаменационной оценкой в итоговой оценке по курсу

Оценка со стороны коллег Взаимопосещение преподавателями занятий в соответствии с разработанным графиком; оценка качества содержания, методического обеспечения занятия, используемых педагогических приемов дается в отзыве, который анализируется как заведующими кафедрами, так и самим преподавателем

Внешний контроль качества Контроль результатов обучения студентов преподавателями из других вузов в форме письменного отчета позволяет оценить качество результата учебного процесса

Контроль со стороны конечного потребителя (работодателя) Выборочный опрос представителей базовых предприятий и выпускников, на основе которого может совершенствоваться как набор преподаваемых дисциплин, так и их содержание

Контроль со стороны потребителя (студента) Анонимное анкетирование студентов о преподавании модуля, проводимое до зачета или экзамена, в конце каждого семестра (курса) обучения, в конце обучения по программе (перед государственным экзаменом); студенты выставляют оценки преподавателям по различным критериям; анкеты обрабатываются, а сводные результаты анкетирования выдаются преподавателям и заведующим соответствующих кафедр; заведующие кафедрами и директор используют полученную информацию при формирования кадровой политики, а преподаватели - для анализа и совершенствования своей педагогической деятельности

Экспертный контроль со стороны руководителя образовательной программы Контроль вопросов и замечаний, которые фиксируются руководителем программы в ежегодном отчете и используются для совершенствования процесса управления качеством

надзор за выполнением университетами их основной функции - обучающей [1].

Для развития образовательного и исследовательского пространства как студентов, так и преподавателей руководство МВШ и СибГАУ постоянно расширяет географию сотрудничества. Студенты МВШ могут проходить включенное обучение в университетах Чехии и Венгрии, завершать обучение по программам бакалавриата и магистратуры в Голландии и США. Преподаватели МВШ работали в рамках совместных проектов с коллегами из Великобритании, США, Испании и др. Развитие отношений с новыми университетами-партнерами позволяет минимизировать как экономические, так и политические риски сотрудничества и обеспечивать студентам широкий выбор университетов и образовательных программ для продолжения обучения за рубежом.

Руководство СибГАУ уделяет особое внимание развитию используемых образовательных технологий. В рамках целевого гранта университета преподавателями СибГАУ были разработаны методические материалы по организации команднопроектного обучения, которые активно используются в учебном процессе как по программе «Управление проектами», так и при обучении по другим образовательным программам. Более 50 % занятий проводятся преподавателями МВШ в интерактивной форме с использованием тренинговых технологий.

Таким образом, организация учебного процесса в МВШ приближается к международной практике и позволяет развивать сотрудничество с зарубежными университетами и готовить перспективных специалистов для российских и зарубежных компаний.

Список литературы

1. Иркутская В . И . Качество образования в России в период рыночной экономики: проблемы и перспективы // Вестн . Томского гас . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011. Вып . 12 (114) . С . 85-86 .

Таюрский А. И., академик РАО, доктор экономических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, заслуженный деятель науки РФ, председатель ФГУ СО РАО, директор ФГНУ «ИПНО» РАО. Институт проблем непрерывного образования Российской академии образования.

Пер. Казарменный, 8, Красноярск, Россия, 660021.

E-mail: [email protected]

Подвербных О. Е., доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой международного кадрового и проектного управления МВШ СибГАУ

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева.

Пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 31, Красноярск, Россия, 660014.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 25.10.2012.

A. I. Tayurskiy, O. E. Podverbnich

realization of principles of the learning process organization in terms of globalization

OF THE EDUCATIONAL AREA: ExPERIENCE OF THE INTERNATIONAL HIGHER SCHOOL OF INNOVATIVE BUSINESS

AND ADMINISTRATION AT SIBSAU

In the article the experience of the learning process organization in the International Higher Business school (IHBS) at SibSAU is presented. For the training of competitive specialists for the global labor market the IHBS aims, keeping traditions of the Russian education, to adapt and introduce modern elements of the foreign practice of management of the learning process.

Key words: innovative business, quality control, rating system, command-and-project training.

Tayurskiy A.I.

The Federal State Scientific Institution “Institute of the Problems of Continuing Education” of the Russian Academy of Education.

Per. Kazarmenniy, 8, Krasnoyarsk, Russia, 660021.

E-mail: [email protected]

Podverbnich O. E.

M. F. Reshetnev Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education “Siberian State Aerospace University”.

Pr. imeni gazeti “Krasnoyarskiy rabochiy”, 31, Krasnoyarsk, Russia, 660014.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.