Научная статья на тему 'Становление университетского комплекса как модели взаимодействия рынков услуг непрерывного профессионального образования и труда'

Становление университетского комплекса как модели взаимодействия рынков услуг непрерывного профессионального образования и труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATIVE THINKING / MARKET FOR SERVICES / LABOUR FORCE REPRODUCTION / UNIVERSITY COMPLEX / EFFECTIVE TRAINING / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / РЫНОК УСЛУГ / ВОСПРОИЗВОДСТВО РЕСУРСА ТРУДА / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭФФЕКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таюрский Анатолий Иванович, Лобанова Елена Эдуардовна, Таюрская Мария Вячеславовна

Исследуется необходимость создания университетских комплексов, которые позволят сформировать инновационную инфраструктуру и создать образовательные программы под потребности реальной экономики и ее наукоемкого, высокотехнологичного сегмента. Феномен университетского комплекса заключается в создании творческой, созидательной среды, обеспечивающей реальный инновационный процесс, совмещенный с подготовкой кадров нового поколения, обладающих инновационными компетенциями. Руководители, преподаватели, ученые, аспиранты, студенты, представители производства, проектных организаций, включенные в данную среду, становятся носителями инновационного мышления во всех профессиональных и личностных процессах. Опыт стран с развитой экономикой убедительно демонстрирует преимущества инновационного пути развития, позволяющего не только обеспечить конкурентоспособность национальной экономики, но и решить целый комплекс социально-экономических проблем. Показан опыт становления университетского комплекса в ряде территорий Сибирского региона как модели взаимодействия рынков услуг непрерывного профессионального образования и труда в процессах воспроизводства ресурса труда для отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таюрский Анатолий Иванович, Лобанова Елена Эдуардовна, Таюрская Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSITY COMPLEX AS A MODEL OF INTERACTION BETWEEN LABOUR MARKET AND EDUCATION MARKET

The article deals with necessity of university complexes establishment which allows to form innovative infrastructure and create educational programs to the needs of the real economy and its science-based, high-technology sector. The phenomenon of the university complex involves establishing creative environment for real innovation process combined with the training of a new generation personnel with innovative skills. Managers, professors, scholars, Ph.D. candidates, students, representatives of companies and project organizations who are included in the environment use innovative thinking in all professional and personal processes. Countries with developed economy prove that advantages of innovation-based development are increasing competitive advantage of national economy and settle social and economic issues. Shows the experience of the university complex establishment in several Siberian regions as a model of interaction between labor market and education market in the processes of labour force reproduction for industry. For universities responding to regional challenges means moving to the role of the active subject of formation and implementation of regional economy, including: formation of regional strategy of socioeconomic development; formation and realization of large investment projects on the basis of private-public partnership; scientific-educational outcomes supply for the region (innovation projects and project teams for their implementation), etc. University, which is developed according to the model of the university complex, responds to the challenges of modern socio-economic development of the region. Therefore the university complex is a vital institutional mechanism which is provided with priorities, objectives, projects and resources.

Текст научной работы на тему «Становление университетского комплекса как модели взаимодействия рынков услуг непрерывного профессионального образования и труда»

Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2017. 1 (178)

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 332. 133. б

СТАНОВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА КАК МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКОВ УСЛУГ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДА

А. И. Таюрский1, Е. Э. Лобанова2, М. В. Таюрская1

1 Сибирский федеральный университет, Красноярск

2 Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнёва,

Красноярск

Исследуется необходимость создания университетских комплексов, которые позволят сформировать инновационную инфраструктуру и создать образовательные программы под потребности реальной экономики и ее наукоемкого, высокотехнологичного сегмента. Феномен университетского комплекса заключается в создании творческой, созидательной среды, обеспечивающей реальный инновационный процесс, совмещенный с подготовкой кадров нового поколения, обладающих инновационными компетенциями. Руководители, преподаватели, ученые, аспиранты, студенты, представители производства, проектных организаций, включенные в данную среду, становятся носителями инновационного мышления во всех профессиональных и личностных процессах. Опыт стран с развитой экономикой убедительно демонстрирует преимущества инновационного пути развития, позволяющего не только обеспечить конкурентоспособность национальной экономики, но и решить целый комплекс социально-экономических проблем. Показан опыт становления университетского комплекса в ряде территорий Сибирского региона как модели взаимодействия рынков услуг непрерывного профессионального образования и труда в процессах воспроизводства ресурса труда для отрасли.

Ключевые слова: инновационное мышление, рынок услуг, воспроизводство ресурса труда, университетский комплекс, эффективная подготовка.

Теоретические основы формирования инновационного мышления базируются сегодня на идеях продуктивного, творческого мышления, на анализе развития инновационной деятельности в системе образования, в науке, на производстве и в социальной сфере. Мировая практика научно-технического и социального прогресса, определяющая необходимость теоретического осмысления постиндустриального общества, тотальной информатизации, глобализации и в итоге качества жизни, формирует сегодня потребность в проведении системных гуманитарных исследований по широкому спектру направлений [1]. Инновационное мышление здесь выступает гарантом дальнейшего циви-лизационного развития как отдельных государств, так и всего мирового сообщества.

Одним из институтов формирования инновационного мышления в начале XXI в. выступают университетские комплексы. Формализованные в Российской Федерации как институциональные образования в 2001 г. (Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 676 «Об университетских комплексах»), университетские комплексы (УК) стали новой моделью развития высшего профессионального образования, где впервые официально был заложен принцип единства учебного и инновационного процесса. В той или иной степени дан-

ную модель развития реализовали многие преимущественно технические вузы России. Принципы интеграции образования, науки и производства, развития инновационной деятельности заложили основные векторы модернизации российского образования [2].

Именно на базе университетских комплексов формируется инновационная инфраструктура, создаются образовательные программы под потребности реальной экономики и ее наукоемкого, высокотехнологичного сегмента. Феномен университетского комплекса заключается в создании творческой, созидательной среды, обеспечивающей реальный инновационный процесс, совмещенный с подготовкой кадров нового поколения, кадров, обладающих инновационными компетенциями. Руководители, преподаватели, ученые, аспиранты, студенты, представители производства, проектных организаций, включенные в данную среду, становятся носителями инновационного мышления во всех профессиональных и личностных процессах.

Создание УК вызвано следующими обстоятельствами: как считают Г. П. Туромов, А. А. Фаткулин и др. в своей работе «Управление инновациями в российских университетских комплексах как фактор устойчивого развития регионов» [3], ВВП России составляет 1 % от мирового объема при насе-

лении 3 % от общемирового. Сейчас среднестатистический россиянин производит продукции на 2,5 тыс. долл. в год, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 25-40 тыс. долл. на человека. Средний российский рабочий производит продукции в десять раз меньше среднего финского рабочего. В этих условиях раздаются категорические требования всех слоев нашего общества о том, что уровень доходов населения и уровень жизни в России в обозримой перспективе должны сравняться со среднеевропейскими. Естественно, при столь малом национальном ВВП невозможно обеспечить большие доходы населения, поэтому первостепенной задачей является осмысление вектора развития национальной экономики и поиск наиболее перспективных сфер производства продукции.

В обществе сформировалось общественное мнение, что главное богатство России - это ее недра, и это опасное заблуждение постоянно усиливается через СМИ в ходе постоянной дискуссии о ценах на нефть и зависимости от них бюджетов. Однако весь сырьевой сектор российской экономики имеет максимально теоретически возможный потенциал 90-120 млрд долл. в год и составляет только 20 % ВВП. Становится очевидным, что сырьевой перспективы у нашей экономики не существует, поскольку даже значительное увеличение добычи сырья не приведет к радикальному увеличению ВВП.

Опыт стран с развитой экономикой убедительно демонстрирует преимущества инновационного пути развития, позволяющего не только обеспечить конкурентоспособность национальной экономики, но и решить целый комплекс социально-экономических проблем. Этот опыт состоит в политической, бюджетной, административной, налоговой поддержке университетских комплексов, включающих в себя всю инфраструктуру, необходимую для коммерциализации технологии.

Университеты России имеют все предпосылки для организации на их базе университетских комплексов. В ходе системного социально-экономического кризиса из всей социальной сферы именно образовательная ее составляющая продемонстрировала поразительную живучесть, востребованность со стороны рынка и готовность к преобразованиям. Так, сегодня объем внебюджетных средств системы образования сравнялся с ее бюджетным финансированием и имеет устойчивую тенденцию к росту. За достаточно короткий срок в стране утвердился рынок образовательных услуг с внебюджетным объемом до 5 млрд долл. США.

Рассмотрим опыт создания УК в ряде регионов России. Впервые в Красноярском крае университетский комплекс был создан на базе Сибирской государственной технологической академии в 1995 г., а с 1997 г. академия была преобразована в

СибГТУ Университетский комплекс был создан на добровольной основе в форме Ассоциации «Сибирский технологический университет», который объединил 17 учредителей учебных заведений среднего и начального профессионального образования и как юридическое лицо был зарегистрирован в установленном порядке.

Объединение субъектов рынка услуг профессионального образования (РУПО) региона Сибири в университетский комплекс проходило по отраслевому принципу - подготовка кадров для лесопромышленной отрасли Сибири, подготовка преподавательского состава для учреждений профессионального образования (УПО). Данные учреждения, входящие в состав УК, располагались практически во всех субъектах Сибири. Таким образом, по способу организации УК представлял собой разновидность кластерной модели подготовки ресурса труда для территорий региона. В 2002 г. был проведен анализ системы профессиональной подготовки кадров для химико-лесного комплекса в Алтайском и Красноярском краях, Республике Бурятия, Иркутской области и ряде других территорий, в которые вошли учреждения УК. Полученные результаты имели практическое значение в сфере формирования образовательного пространства по 11 специальностям химико-лесного комплекса региона Сибири в рамках дальнейшего развития УК. На первом этапе перед университетским комплексом были определены три задачи:

- целевая подготовка специалистов для химико-лесной отрасли по сокращенным программам на базе среднего профессионального образования;

- повышение квалификации и переподготовка преподавателей учебных заведений, входящих в УК;

- развертывание скоординированных научных исследований.

Таким образом, необходимость включения в состав мероприятий по модернизации системы образования вопроса о создании университетских комплексов совершенно очевидна. Мы уже живем в глобальном мире, в котором надо быть готовым к жесткой конкуренции.

Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы образовательные учреждения вообще и вузы в частности были конкурентоспособны. Глобализация - процесс неизбежный. Уже сегодня страна теряет многих потенциальных студентов, которые уезжают учиться за границу. И тем не менее зарубежные коллеги скоро к нам приедут и, используя современные технологии дистанционного образования, составят нашим вузам очень серьезную конкуренцию. В этих условиях университетские комплексы и могут сыграть свою позитивную роль.

В России сейчас сложилась тенденция интеграции образовательных учреждений. Оснований для

Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2017. 1 (178)

этого несколько. Во-первых, демографическая ситуация: очень скоро количество выпускников 11-х классов начнет уменьшаться. Во-вторых, экономия ресурсов и средств: можно объединить площади, лаборатории, не иметь рядом двух одинаковых кафедр математики, истории и т. д.; в-третьих, интеграция позволяет реализовать образовательные программы разного уровня, например, в техникуме - программы учебных заведений начального профессионального образования, в вузе - программы учебных заведений среднего профессионального образования. Если, например, в высшем учебном заведении реализуются программы техникума, то фундаментальные и общеобразовательные курсы для студентов техникума могут вести преподаватели вуза. Это в значительной степени способствует повышению уровня учебного процесса, качества образования. Словом, интеграция образовательных учреждений -это тенденция, существующая совершенно объективно, а интеграция материального и интеллектуального потенциалов в условиях университетского комплекса, несомненно, положительна.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: в скором времени, когда направления модернизации будут реализованы, обычный вуз, традиционно построенный или, точнее сказать, «замкнутый» на свой внутренний мир, не имеющий мощного имиджа и серьезного инновационного потенциала, не пользующийся широким признанием хотя бы в рамках своей территории, окажется в сложном положении. И если вузы не будут учиться работать в новых условиях, в интегрированных системах, способных гибко реагировать на требования рынка труда, будущих работодателей, используя свой авторитет не только как производителей и поставщиков кадров, но и как источник всевозможных инновационных предложений, они окажутся в трудной ситуации и тем самым не смогут создать модель взаимодействия рынков услуг непрерывного профессионального образования и труда.

Еще хотелось бы рассказать об опыте создания и работы университетского комплекса на базе Бурятского государственного университета (УК БГУ). Формирование УК БГУ началось в 2001 г. под руководством бывшего ректора университета, чл.-корр. РАО, д-ра пед. наук, профессора С. В. Калмыкова после Постановления Правительства РФ от 17.09.2001 г. Главная цель создания УК БГУ - интеграция образовательного пространства Байкальского региона. В состав УК БГУ вошли 21 средняя общеобразовательная школа (СОШ) и университетская гимназия, а также лицей-интернат № 61, 4 учреждения начального профессионального образования и 3 среднего профессионального образования.

Сегодня в образовательных учреждениях УК БГУ работает более 70 преподавателей, которые руководят

исследовательской работой, читают спецкурсы, осуществляют руководство научной и научно-методической работой педагогических коллективов, координируют работу гимназических профильных классов.

Развитие университетского комплекса способствует повышению качества подготовки учащихся всех уровней учебных заведений, развитию системы непрерывного образования, обеспечению преемственности образования, развитию УК как системообразующего центра образования в Республике Бурятия. И, как отмечает в своей монографии С. В. Калмыков «Университеты связуют времена», образовательный процесс в УК реализуется в соответствии с моделью педагогического сопровождения развития готовности учащегося к нововведениям, которая разработана на основе методологии системного и личностно ориентированного подходов. Модель включает содержательный, процессуальный и оценочно-корректировочный блоки. Содержательный блок модели отражает содержание учебного материала и учебной деятельности, способствующих развитию готовности учащегося к нововведениям, содержит достаточное количество теории, развивающей потенциальные способности учащейся молодежи. Это предполагает введение целого ряда новых учебных дисциплин, направленных на подготовку учащихся к нововведениям. Процессуальный блок охватывает последовательность этапов учебно-педагогического взаимодействия, в котором учащиеся овладевают компетенциями нововведений, происходит развитие готовности к нововведениям в профессиональной деятельности. Педагогическое сопровождение учебной деятельности при этом включает: разработку нового научно-методического обеспечения образовательного процесса, взаимодействие с социальными партнерами, инновационную содержательную проработку практических заданий, а также сопровождение внеаудиторной деятельности учащихся. Оценочно-корректировочный блок включает критерии и показатели оценки уровня развития готовности к инновационной деятельности или компетенций инновационной деятельности, инновационных способностей, а также регламент коррекции модели и образовательного процесса по достигнутым результатам.

На практике образовательный процесс реализуется посредством авторской технологии. Технология педагогического сопровождения строится в соответствии с моделью и учитывает особенности образовательной среды Республики Бурятия: неравномерное развитие базового образования (средней школы) и высшей школы; неоднородность уровней подготовки абитуриентов и студентов.

Инновационные процессы нуждаются в специальной подготовке кадров, педагогов, администраторов, менеджеров образования, компетентных в

сфере педагогических инноваций. В рамках данного направления проводятся научно-методические, обучающие семинары по инициативе ведущих ученых, исследовательских коллективов, а также по запросу образовательных учреждений.

Таким образом, отправной идеей исследования феномена «университетский комплекс» является тезис: современный университет - полноправный субъект региональной инновационной экономики. Фактически только с появлением возможностей создания на базе сильных региональных вузов учебных комплексов удалось перепозиционировать ряд университетов от субъектов социокультурной среды регионов до уровня лидеров социально-экономического развития по инновационным сценариям. Последние четыре-пять лет, в условиях требований формирования в регионах сбалансированных бюджетов за счет значительных долей бюджета, заполняемых внутренними ресурсами, регионы формируют для вузов новую систему вызовов, требующую новых подходов к реагированию на них. Сегодня от ведущих, конкурентоспособных на мировых образовательных рынках вузов региональным экономикам необходимы [4]:

- конкретизация путей построения инновационной экономики для региона;

- формирование стратегии и тактики достижения результатов на пути построения инновационной экономики;

- формирование кадрового потенциала региона, адекватного стратегическим и тактическим задачам, в том числе задачам будущего развития;

- формирование инновационной технологической базы региона;

- формирование интеллектуально обеспеченных инвестиционных проектов для региональной экономики;

- увеличение доходов региональной экономики за счет реализации на отечественном и зарубежном рынках как образовательных услуг, так и результатов научно-технической деятельности.

Для вузов реагирование на региональные вызовы означает переход к роли активного субъекта формирования и реализации региональной экономики, в том числе:

- формирование региональной стратегии социально-экономического развития;

- формирование и реализация крупных инвестиционных проектов на базе частно-государственного партнерства;

- поставка для региона пакетных научно-образовательных результатов (инновационных проектов и проектных команд для их реализации);

- бизнес-инкубирование региональной инфраструктуры;

- полномасштабное участие в экономических институтах и в экономических механизмах, используемых в регионе.

Университет, развивающийся по модели УК, в полной мере отвечает указанным вызовам современного социально-экономического развития региона. Следовательно, УК является тем институциональным жизненным механизмом, обеспеченным приоритетами, задачами, проектами, ресурсами. Именно на базе УК и в его структуре формируются предпосылки для инновационного поведения, переходящего в реальную инновационную деятельность.

Список литературы

1. Таюрский А . И . Концептуальные основы формирования системы кадрового обеспечения инновационного производства // Вестн . Томского гас . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2011. Вып. 12 (114) . С . 101-103 .

2 . Иркутская В . И . Качество образования в России в период рыночной экономики: проблемы и перспективы // Вестн . Томского гос . пед .

ун-та (TSPU Bulletin) . 2011. Вып . 12 (114) . С . 85-86 .

3 . Турмов Г . П . , Губарьков С . В ., Фаткулин А . А. , Коршенко И . Ф . Управление инновациями в российских университетских комплексах как

фактор устойчивого развития регионов: учебное пособие / под общ. ред . Г . П . Турмова . 2-е изд . , дополн . Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010 .361 с .

4 . Фаткулин А. А. , Горчаков В . В . , Коршенко И . Ф ., Алексейко Л . Н . , Белов А. В . Новые подходы к образовательным процессам - ключевой

элемент стратегии региона в XXI веке // Известия Международной академии наук высшей школы . 2008. Вып . 3 (45) . С . 72-77 .

Таюрский Анатолий Иванович, академик РАО, доктор экономических наук, профессор, Сибирский федеральный университет (пер. Казарменный, 8, Красноярск, Россия, 660021). Email: [email protected]

Лобанова Елена Эдуардовна, кандидат экономических наук, доцент, Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнёва (пер. Казарменный, 8, Красноярск, Россия, 660021). E-mail: [email protected]

Таюрская Мария Вячеславовна, научный сотрудник, Сибирский федеральный университет (пер. Казарменный, 8, Красноярск, Россия, 660021). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 24.10.2016.

Вестник ^m (TSPUBulletin). 2017. 1 (178)

FORMATION OF UNIVERSITY COMPLEX AS A MODEL OF INTERACTION BETWEEN LABOUR MARKET AND EDUCATION MARKET

A. I. Tayurskiy1, E. E. Lobanova2, M. V. Tayurskaya1

1 Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation

2 Siberian State Aerospace University, Krasnoyarsk, Russian Federation

The article deals with necessity of university complexes establishment which allows to form innovative infrastructure and create educational programs to the needs of the real economy and its science-based, high-technology sector. The phenomenon of the university complex involves establishing creative environment for real innovation process combined with the training of a new generation personnel with innovative skills. Managers, professors, scholars, Ph.D. candidates, students, representatives of companies and project organizations who are included in the environment use innovative thinking in all professional and personal processes. Countries with developed economy prove that advantages of innovation-based development are increasing competitive advantage of national economy and settle social and economic issues. Shows the experience of the university complex establishment in several Siberian regions as a model of interaction between labor market and education market in the processes of labour force reproduction for industry. For universities responding to regional challenges means moving to the role of the active subject of formation and implementation of regional economy, including: formation of regional strategy of socioeconomic development; formation and realization of large investment projects on the basis of private-public partnership; scientific-educational outcomes supply for the region (innovation projects and project teams for their implementation), etc. University, which is developed according to the model of the university complex, responds to the challenges of modern socio-economic development of the region. Therefore the university complex is a vital institutional mechanism which is provided with priorities, objectives, projects and resources.

Key words: innovative thinking, market for services, labour force reproduction, university complex, effective training.

References

1. Tayurskiy A . I . Kontseptual'nye osnovy formirovaniya systemi kadrovogo obespecheniya innovatsionnogo proizvodstva [Conceptual bases of forming the regular staff system of the innovative production] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no . 12 (114), pp . 101-103 (in Russian) .

2 . Irkutskaya V. I . Kachestvo obrazovaniya v Rossii v period rynochnoy ekonomiki: problemy i perspektivy [Quality of education in Russia in market

economy: problems and perspectives] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no .12 (114), pp . 85-86 (in Russian) .

3 . Turmov G . P., Gubar'kov S . V. , Fatkulin A. A. , Korshenko I . F. Upravleniye innovatsiyami v rossiyskikh universitetskikh kompleksakh kak faktor

ustoychivogo razvitiya regionov: uchebnoye posobiye [Innovation management in Russian university complexes as a factor of sustainable development of regions: a study guide] . Vladivostok, FEFU Publ . , 2010 . 361 p . (in Russian) .

4 . Fatkulin A. A., Gorchakov V. V. , Korshenko I . F., Alekseyko L . N ., Belov A. V. Novye podkhody k obrazovatel'nym protsessam - klyuchevoy

element strategii regiona v XXI veke [The new approaches in the education - the key strategy in the regional development in the XXI century] . Izvestiya Mezhdunarodnoy akademii nauk vysshey shkoly - Proceedings of the international higher education Academy of sciences, 2008, no . 3 (45), pp . 72-77 (in Russian) .

Tayurskiy A. L, Siberian Federal University (per. Kazarmennyy, 8, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660021). E-mail: [email protected]

Lobanova E. E., Siberian State Aerospace University (per. Kazarmennyy, 8, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660021). E-mail: [email protected]

Tayurskaya M. V., Siberian Federal University (per. Kazarmennyy, 8, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660021). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.