Примером практической значимости проектной деятельности учащейся молодежи могут быть результаты проведения Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований «Моя страна - моя Россия». Организатором конкурса выступила общероссийская молодежная общественная организация «Молодежные социально-экономические инициативы». Главной целью его проведения стало привлечение молодежи к решению острых проблем своих регионов, городов и районов.
На протяжении нескольких лет организаторы конкурса работают над проблематикой привлечения молодежи к вопросам социальноэкономического развития территории.
Номинации, включаемые в Положение о конкурсе, ежегодно обновляются с учетом социальноэкономических тенденций развития нашего государства, на основании системы мониторинга показателей социально-экономического развития российских регионов и результатов типологизации проблем, стоящих перед различными территориями. Этот конкурс особенно значим для социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации.
«Национальный конкурс водных проектов старшеклассников», организатором которого является автономная некоммерческая организация «Институт консалтинга экологических проектов» при поддержке Федерального агентства водных ресурсов России, направлен на решение общемировых экологических проблем. Цель конкурса - поощрение деятельности школьников, связанной с решением проблем питьевой воды, очистки загрязненных стоков, сохранения водного биоразнообразия городских и сельских водоемов, исследованием корреляций водных, социальных, климатических и других факторов.
УДК 371.025
Всемирного признания заслужили экологические проекты российских учащихся, представленные на Международный юниорский водный конкурс в Стокгольме. Сертификатами ЮНЕСКО отмечены проекты «Проблемы комплексного подхода к охране озера Торе-Холь» (Республика Тыва) и «Создание сетевого экологического города» (Омская область). Приведенные выше примеры показывают, что интерес молодежи к проектной деятельности возрастает, повышается ее значимость как для развития творческого потенциала одаренных детей и талантливой молодежи, так и для социально-экономического развития России. Растет и признание результатов проектной деятельности учащихся на общеевропейском уровне.
Важен и другой результат реализации проективной образовательной концепции в системе технологического образования. Технологическое образование подрастающего поколения определяется не только учебным процессом, но реализацией воспитательного потенциала социальной среды. На муниципальном, региональном, общероссийском уровне развивается социальное партнёрство образовательных учреждений, министерств и ведомств, общественных организаций, направленное на достижение единой цели - обеспечения дееспособного, творчески активного, граждански зрелого поколения, от которого зависит социально-экономический и культурный прогресс в России. Создаётся единое образовательное пространство, позволяющее решать задачи технологического образования на основе включения учащихся не только в учебные проекты, но и в социально значимую проектную деятельность, позволяющую освоить ценный социальный опыт.
Зарецкая Инесса Исааковна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
© Т.В. Згурская
Реализация принципов формирования познавательных потребностей младших школьников
В статье рассмотрены принципы формирования познавательных потребностей младших школьников в ходе проведения тематических классных часов. Представлена динамика роста уровня сформированности компонентов познавательных потребностей учащихся.
Ключевые слова: потребность, познавательная потребность, принципы, классные часы.
T. V Zgurskaya
The Principles Development Actualization of Junior Students’ Cognitive Goals
Principles of the shaping of cognitive need younger schoolboy are considered in the article in course of undertaking thematic class hours. Dynamics (changes) of growth of a level development components of cognitive need younger schoolboy.
Key words: need, cognitive need, principles, class hours.
Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводят к интенсивному поиску эффективных форм образовательной деятельности, способствующих раскрытию максимальных возможностей личности познавать и объяснять окружающий мир и явления, происходящие в нем.
В современных условиях роста научного знания, его постепенного превращения в производительную силу общества необходимо, прежде всего, наличие у специалистов стремления к постоянному пополнению знаний и творческому их применению в профессиональной деятельности. В связи с этим возрастает необходимость в разработке возможных путей формирования у учащихся познавательных потребностей, служащих реальной основой адаптации к социальноэкономическим условиям и являющихся базой для подготовки к профессиональной деятельности.
Познавательные потребности рассматриваются нами как необходимость сознательного, активного, творческого познания окружающего мира, интегративное свойство формирующейся личности младшего школьника, являющегося субъектом учебной деятельности.
Исходя из позиций личностно-деятельностного подхода и анализа научных исследований мы выявили, что необходимым условием развития познавательных потребностей младшего школьника являются осознанные мотивы учения, проявляющиеся в форме убеждений, идеалов, интересов, ценностных ориентаций, установок, желаний.
В процессе формирования познавательных потребностей учащихся мы учитывали не только личностные особенности их развития, но и принципы воспитательной работы с ними, предложенные учеными, - единства эмоций и познавательных процессов (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец), организации сознательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский), учета потенциальных возможностей ребенка (Л.С. Выготский), стимулирования активности в учении школьника созданием положительного эмоционального фона, радостью достигаемых им успехов (И.Ф. Харламов).
Опираясь на анализ исследований и опыта вышеназванных ученых, мы определили следующие принципы формирования познавательных потребностей младших школьников в условиях общеобразовательной школы: осознания школьниками ценности учения; учета их потенциальных возможностей и познавательного субъектного опыта; готовности к ответственным
действиям в учении; познавательной активности; самореализации в творческом познании.
Реализация этих принципов заключается в том, чтобы возбудить у школьника переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся, и тем, как должны учиться, и стимулировать их стремление (активность) к познанию нового.
Принцип осознания школьниками ценности учения обеспечивает единую регуляцию поведения и деятельности личности, направленную на процесс познания, что выражается в познавательном отношении к учению и знании о необходимости учения. Данный принцип предполагает формирование познания окружающего мира на основе преобладания в сознании личности младшего школьника отношения к познанию нового как к личностно значимому. Это обеспечивается разъяснением детям важности учения как ценности для себя и для общества, формированием умений выполнять познавательную деятельность.
Реализация принципа учета познавательного субъектного опыта младшего школьника в процессе формирования познавательных потребностей предполагает создание учебных личностноориентированных ситуаций, в которых будет востребован субъектный опыт учащихся; оказание помощи учащемуся с целью осмысления и осознания им своего субъектного опыта, что позволит ему адекватно действовать в разных учебных ситуациях, относиться к себе как к субъекту учения.
Принцип готовности к ответственным действиям в учении предполагает работу по созданию таких условий обучения, когда учебная деятельность рассматривается как труд, требующий проявления ответственности, усидчивости, терпения, настойчивости. Реализация данного принципа предполагает проведение занятий, раскрывающих смысл и содержание различного рода знаний, формирующих внутреннюю позицию ученика.
Выдвигая принцип познавательной активности, мы исходили из возрастных особенностей младших школьников (Л. И. Божович, А. М. Матюшкин, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин). Уровень развития ведущей учебной деятельности младшего школьника (успешность овладения этой деятельностью) определяет всю систему отношений ученика с окружающим миром, прежде всего, отношение к познанию нового, к себе, к ролевой позиции ученика и преподавателя. Следовательно, активная познавательная деятельность учащихся, стимулируемая пер-
спективой роста и осознанием достигнутого, должна обеспечивать положительное развитие личности и ее потребность познавать новое.
Принцип самореализации в творческом познании предполагает формирование познавательных потребностей за счет включения младших школьников в поисковую творческую деятельность, способствующую развитию продуктивного мышления, продуктивного воображения. В данном случае происходит становление школьника как «субъекта учения», активно усваивающего учебные знания, умения, навыки и развивающегося в процессе овладения ими, что определяет взаимообусловленное развитие личности и её познавательных потребностей [3].
Принцип учета потенциальных возможностей учащегося опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Применительно к нашему предмету исследования данный принцип подразумевает организацию работы по формированию познавательных потребностей с использованием средств, направленных на индивидуально-личностную поддержку, предполагающую диагностику индивидуального развития познавательных потребностей младшего школьника, оказание ему помощи в затруднительной ситуации с тем, чтобы он научился решать свои проблемы в познании нового, справляться с трудностями в учении. Индивидуально -личностная поддержка предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии своих успехов и неудач в учении.
Реализация выявленных нами принципов формирования познавательных потребностей младшего школьника обусловила выбор соответствующих приемов и методов: разрешения проблемной ситуации, развивающей игры, беседы, положительного примера, работы со стимулирующим материалом, упражнений.
С целью выявления эффективности реализации принципов формирования познавательных потребностей младших школьников в начале формирующего эксперимента нами было проведено исследование самодиагностики использования младшими школьниками умений выполнять свои учебные обязанности.
Результаты исследования показали, что 38,2% учащихся оценивают реализацию своих умений, связанных с выполнением правил для учащихся следующим образом: 15,9% детей по-логают, что проявляют трудолюбие, ответственность в учении; 14,6% готовы просить и принимать помощь в учении; 28,5% положительно оценивают свои умения достигать успеха в уче-
нии; 19,4% считают себя способными организовывать время учебного труда и отдыха; 29,9% школьников самостоятельно делают уроки; 39,7% каждый день читают книги; 42,3% положительно оценивают свое умение преодолевать школьные трудности.
Для реализации вышеизложенных принципов нами были проведены классные часы по изучению обязанностей младших школьников в школе и дома «Мои обязанности», «Выставка настоящих дел», «Школа наш общий дом», «Моя учеба сегодня и будущая профессия завтра», «Хорошая учеба и мое благополучие», «Мои знания о том, как достичь успеха в учебе», «Мое настоящее дело», «Мое надо и мое могу» [6].
В ходе проведения классных часов решались следующие задачи: реализация принципов формирования познавательных потребностей младших школьников, представлений учащихся об ответственности, способах ее проявления в поведении и деятельности, об их обязанностях в школе и дома, активного устойчиво-
положительного отношения к нормам и правилам поведения в школе, к своим учебным обязанностям; развитие готовности младших школьников к проявлению активности, ответственности, трудолюбия, стремления к успехам в учебе; выработка привычки соотносить свои желания, возможности с требованиями, предъявляемыми в школе.
Работа осуществлялась индивидуально, в парах и в группах, а также фронтально. Содержание индивидуальных и групповых форм работы на занятиях зависело от уровня сформированно-сти познавательных потребностей учащихся.
Реализация принципов формирования познавательных потребностей младших школьников с использованием тематических классных часов способствовала становлению структурного компонента познавательных потребностей - познавательной установки, проявляющейся в готовности к познавательной деятельности.
Для проверки эффективности реализации принципов формирования познавательных потребностей младших школьников нами было проведено завершающее исследование самодиагностики использования младшими школьниками умений выполнять свои учебные обязанности, которым они научились во время проведения тематических классных часов.
В результате исследования было выявлено, что умения младших школьников по выполнению своих учебных обязанностей реализуются ими в учении. Большинство учащихся положительно оценивает реализацию таких умений, как
выполнение правил для учащихся - 59%, организация учебного времени - 58,4%, просьба и принятие помощи в учении - 51,4%, проявление трудолюбия, ответственности в учении - 43,8%, преодоление школьных трудностей - 42,3%. Данные таблицы свидетельствуют о достаточной сформированности умений, связанных с выполнением учебных обязанностей, у младших школьников.
Таким образом, проведение тематических классных часов по изучению обязанностей учащихся в школе и дома способствовало реализации принципов формирования познавательных потребностей младших школьников и, соответственно, их познавательной установки (структурного компонента познавательных потребностей).
Литература
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. - 187 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Воронеж, 1997. - 349 с.
3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1983. Т. 3. - 320 с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996. - 544 с.
5. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1960. - 430 с.
6. Згурская Т.В. Формирование познавательных потребностей младших школьников: дис. канд. ... пед. наук. - Новокузнецк, 2003. - 196 с.
7. Матюшкин А.М. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей: психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М., 1979. - 172 с.
8. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: Просвещение, 1992. -223 с.
9. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1983. - 219 с.
10. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 1974.
Згурская Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук Кузбасской государственной педагогической академии. Е-шаП: васильева танял tan6246@vandex.ru.
УДК 37.012.3
© Е.Ю. Коновалова
Использование лингвистических переменных в осуществлении аналитической деятельности управления образовательными системами*
* Работа выполнена в рамках комплексной программы научно-исследовательских работ «Развитие профессионально-педагогического образования: научные основы и инновации» на 2011-2015 гг. Тема исследования № 1.28 - Методология аналитической деятельности управления образовательным учреждением.
В статье рассматриваются вопросы применения лингвистических переменных на всех этапах осуществления аналитической деятельности управления школой.
Ключевые слова: технология анализа, этапы анализа, лингвистические переменные, формулировка целей и задач.
E.Yu. Konova/ova
Use of Linguistic Variables in Implementation of Analytical Performance Management
The article discusses the use of linguistic variables in all phases of analytical work in school management. Keywords: technology analysis; stages of the analysis; linguistic variables; and formulation of goals and objectives.
В современной научной педагогической литературе вопрос об анализе результатов работы образовательной системы и методиках его осуществления [1] рассматривается исключительно в ракурсе того, что надо анализировать. Это сопряжено с многочисленными недостатками (описательный характер, отсутствие сравнения фактических и прогнозируемых результатов, пооперационных целей на следующий учебный
год и т.д.), не позволяющими, соответственно, проводить анализ на высоком уровне.
На основе учета недостатков существующих методик и технологий анализа итоговых результатов работы образовательной системы была сформулирована, разработана и апробирована технология анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) «Landrail» [2].