REFERENCES
1. Moskvichev, M.A., Margatsky, N.N. and Zezyulin, F.M. (2002), Manual on physical training (MPT - 2001) of employees of the penitentiary system, S. Stolyarov Foundation, Moscow.
2. Koshkin, E.V. (2022), Software and methodological support of independent physical training classes, methodological recommendations, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, Perm.
3. Ushakov, G.A., Sadkov, A.V., Glushkov, S.A., Fomichev, A.V. and Ushakov, G.A. (2016), Organization ofphysical training in universities of the Federal Penitentiary Service of Russia (on the example of the Vologda Institute ofLaw and Economics of the Federal Penitentiary Service), practical recommendations, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda.
Контактная информация: nohrin.mihail2013@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 30.05.2023
УДК 316:796.011
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРИОРИТЕТНОЙ РОЛИ МИКРОСОЦИУМА В ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛЯРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Вячеслав Анатольевич Оринчук, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, заведующий кафедрой, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации «Нижегородский институт управления»; Анатолий Вячеславович Оринчук, магистрант, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, преподаватель, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации «Нижегородский институт управления»; Мария Владимировна Курникова, доктор социологических наук, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой, Елена Анатольевна Елышева, ассистент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Аннотация
Организация работы по реабилитации (абилитации), социальной интеграции детей и подростков с ментальными нарушениями в современных условиях является актуальной и востребованной. Регулярная двигательная активность способствует самосовершенствованию, самоопределению, самореализации и самоутверждению лиц с ментальной инвалидностью. Семейноориентированный и средовой подходы преобладают в процессе расширения диапазона физических умений и навыков у детей с ментальными нарушениями. Только семья способна инициировать и привлечь ребенка с инвалидностью к регулярной двигательной активности в необходимом для него объеме.
Целью исследования стал анализ реализации принципа приоритетной роли микросоциума в организации регулярной физической активности детей с ментальными нарушениями на примере семей с ребенком-инвалидом, который занимается скалолазанием. В ходе исследования было отмечено, что реализация данного принципа возможна при регламентированной последовательности направленного применения широкого спектра семейноориентированных методов и форм адаптивной физической культуры, а также при активном и осознанном вовлечении родителей на уровне микросистемы семьи.
Ключевые слова: физическая активность, семья с ребенком-инвалидом, ментальные нарушения, адаптивное скалолазание.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p272-276
IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF THE PRIORITY ROLE OF THE MICROSOCIUM IN THE ORGANIZATION OF REGULAR PHYSICAL ACTIVITY OF A CHILD WITH MENTAL DISORDERS
Vyacheslav Anatolyevich Orinchuk, candidate of pedagogical sciences, docent, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, head of department, branch of The
Presidential Academy "Nizhny Novgorod Institute of management"; Anatoly Vyacheslavovich Orinchuk, master student, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, teacher, branch of The Presidential Academy "Nizhny Novgorod Institute of management"; Maria Vladimirovna Kurnikova, doctor of sociological sciences, candidate of medical sciences, docent, head of department; Elena Anatolievna Elysheva, assistant, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
Abstract
The organization of work on rehabilitation (habilitation), social integration of children and adolescents with mental disorders in modern conditions is relevant and in demand. Regular motor activity promotes self-improvement, self-determination, self-realization and self-affirmation of persons with mental disabilities. The process of expanding the range of physical skills and abilities of children with mental disabilities is increasingly showing trends of family-oriented and environmental approaches. The initiator and active organizer of involvement in the regular motor activity of a child with developmental disabilities to the required extent can only be the family.
The purpose of the study was to analyze the implementation of the principle of the priority role of the microsocium in the organization of regular physical activity of children with mental disabilities on the example of families with a disabled child engaged in adaptive climbing. In the course of the study, it was noted that the implementation of the principle of the priority role of the microsocium in the organization of regular physical activity of a child with mental disorders is a regulated sequence of directed application of a wide range of family-oriented methods and forms of adaptive physical culture and sports with the active conscious involvement of parents at the level of the microsystem of the family.
Keywords: physical activity, family with a disabled child, mental disorders, adaptive climbing.
Научные работы последних лет посвящены положительному влиянию физической активности на функциональное состояние детей-инвалидов, определению важной роли семьи в организации физической активности детей-инвалидов, потребности в поддержке и обучении членов семьи в вопросах организации регулярной физкультурной деятельности ребенка-инвалида [6].
Исследования в различных отраслях наук доказывают, что регулярная физическая активность способствует самосовершенствованию, самоопределению, самореализации и самоутверждению лиц с инвалидностью. Процесс построения стратегии расширения диапазона физических умений и навыков может способствовать в создании предпосылок для сближения жизненного пространства инвалидов к жизненному пространству здоровых людей [2,6]. Физкультурно-спортивная деятельность, которая включает в себя помимо физической, технической, тактической составляющих, систему социальных процессов, способствующих в формировании определенной совокупности норм и ценностей, позволяет ребенку-инвалиду находить контакты в коллективе и осознавать себя членом сообщества. Воссоздать модели социально-культурной жизни «особого» ребенка, сформировать его как социально-компетентностную личность возможно через регулярные физкультурно-спор-тивные занятия [4].
По данным Росстата Российской Федерации на 1 июля 2022 года в России зарегистрировано около 730 тысяч детей-инвалидов, и наблюдается тенденция к ежегодному их увеличению на 3-3,5%. Наибольшую их часть составляют дети с ментальными нарушениями, то есть с психическими и поведенческими расстройствами - около 30% от общего числа детей-инвалидов [3]. Организация работы по реабилитации (абилитации), социальной интеграции таких детей очень актуальна и востребована.
Недостаток в развитии двигательной сферы свойственен лицам с ментальными нарушениями. При этом именно двигательная деятельность оказывает значительное влияние на социализацию в обществе, на познание окружающего мира, овладение трудовыми умениями и навыками. Дети отстают в развитии физических качеств в сравнении со здоровыми сверстниками: в развитии координационных способностей (чувство ритма и темпа, способность сохранять равновесие, точность движений в пространстве) и развитии
кондиционных способностей (сила, быстрота, выносливость, гибкость) [3]. Исследования в различных отраслях наук доказывают, что регулярная двигательная активность способствует самосовершенствованию, самоопределению, самореализации и самоутверждению лиц с ментальной инвалидностью [1,5].
Феномен физической культуры и спорта имеет все характеристики социального пространства, которое включает несколько полей: физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и массовая оздоровительная физическая культура или двигательная рекреация. Для выбора поля физической активности ребенка определяющим фактором будет его физическое состояние. Семья с ребенком-инвалидом, являясь биопсихосоциальной структурой, при взаимодействии с пространством физической культуры и спорта образует специфическую систему объективных связей между различными позициями, находящимися в многоуровневом альянсе или конфликте, и эти связи имеют социальное происхождение [2].
В международной практике в процессе построения стратегии расширения диапазона физических умений и навыков детей с ментальными нарушениями все более ярко проявляются тенденции семейноориентированного и средового подходов с доминированием принципа приоритетной роли микросоциума для достижения поставленных задач [7]. Инициатором и активным организатором вовлечения в регулярную двигательную активность ребенка с нарушениями развития в необходимом объеме может быть только семья. Это требует от родителей устойчивой мотивации как к изменению образа жизни самого ребенка, так и всей семьи.
Цель исследования - анализ реализация принципа приоритетной роли микросоциума в организации регулярной физической активности детей с ментальными нарушениями на примере семей с ребенком-инвалидом, занимающимся адаптивным скалолазанием.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целевая выборка семей с ребенком-инвалидом формировалась в период с февраля по декабрь 2022 года в центре скалолазания «Ладъ» г. Нижний Новгород, где реализуется программа занятий по адаптивному скалолазанию для детей и подростков с ментальными нарушениями: расстройством аутистического спектра, синдромом дефицита внимания, задержкой психического развития, умственной отсталостью. Распределение по возрасту детей представлено в таблице.
Таблица - Характеристика группы занимающихся по возрасту
Под- Возрастная группа (лет) Кол-во участников / % от общего числа
группа
1 Дошкольники (5-7 лет) 34 человека / 28,3%
2 Младшие школьники (8-11 лет) 46 человек / 38,3%
3 Средние школьники (12-15 лет) 18 человек / 15%
4 Старшие школьники (16-18 лет и старше) 22 человека / 18,3%
Всего 120 человек
Опрос членов семьи с ребенком-инвалидом проводился методом анкетирования, участвовали родители или законные представители (п=120).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В семьях исследуемой группы воспитывается один или два ребенка (45% и 55% соответственно), 97,5% семей имеет одного ребенка с инвалидностью, 3 семьи имеют двух детей-инвалидов (2,5%), полными являются 70% семей.
Доход ниже прожиточного минимума отметили 69,7% семей, остальные 30,3% показали доход превышающий прожиточный минимум для Нижегородской области.
Все дети согласно возрасту проходят обучение в соответствующих образовательных учреждениях. Среди проблем или трудностей в социально-бытовой сфере, которые испытывает ребенок с ментальными нарушениями, родители выделили: способность к общению (56,7%), способность контролировать свое поведение (50%), способность к обучению
(40%), способность к самообслуживанию (23,3%).
Общее эмоциональное и психологическое состояние семьи с ребенком с инвалидностью было оценено респондентами как отличное в 6,7% семей, хорошее - 53,3% семей, удовлетворительное - 15% семей, неудовлетворительное - 5% семей.
Большинство родителей осознают важность организации регулярных физкультурных занятий для своих детей. Стаж занятий адаптивной физической культурой у 50% семей - более одного года, 25% семей поддерживают режим тренировок у ребенка уже на протяжении более трех лет, 36,7% детей принимают участие в соревнованиях по адаптивному спорту 1-2 раза в год. Помимо занятий адаптивным скалолазанием 83,3% детей посещают другие регулярные занятия по адаптивной физической культуре.
При организации регулярных физкультурно-спортивных занятий в системе дополнительного образования семьями с детьми-инвалидами были выделены следующие ограничивающие факторы: финансовые (43,3%), состояние здоровья родителей и сопровождающих ребенка лиц (18,3%), состояние здоровья ребенка (18,3%), профессиональная некомпетентность сотрудников учреждений (15%) и бюрократические проблемы: сбор справок к занятиям, медицинских допусков (15%).
Анализ организации самостоятельной регулярной физической активности ребенка в домашних условиях показал, что только в 11,7% семей ребенок регулярно выполняет утреннюю гимнастику, в 53,3% семей делает это нерегулярно, а в остальных семьях дети совсем не занимаются самостоятельными формами физической активности.
Барьеры, которые обозначили родители для организации самостоятельных физкультурных занятий для ребенка, распределились следующим образом:
- временные барьеры: нет времени у родителей - 30%;
- компетентностные барьеры: нет специальных знаний по организации физкультурных занятий у родителей ребенка - 26,7%;
- домашние барьеры (отсутствие дома условий для занятий) - 25%;
- мотивационные барьеры: нет желания у ребенка или у родителей - 16,7%;
- психологические барьеры: стесняются заниматься с ребенком во дворе, в рекреационных зонах из-за ярко выраженных особенностей ребенка - 10%.
ВЫВОДЫ
Структура российского социального пространства физической культуры и спорта в целом способствует соблюдению принципа приоритетной роли микросоциума при организации физкультурно-спортивных занятий для ребенка с ментальными нарушениями. На уровне экзо- и мезосистемы семья с ребенком-инвалидом вступает во взаимодействие с различными полями физкультурно-спортивного пространства через занятия физической культуры в образовательных учреждениях, тренировки в системе дополнительного образования. Успешность реализации семейноориентированного и средового подхода возможно оценить как объективными факторами - наличие доступной физкультурно-спортивной материально-технической базы и кадровое обеспечение, так и субъективными факторами микросистемы семьи - наличие семейных традиций активного образа жизни, психологическая, информационная и мотивационная готовность родителей к организации регулярной физической активности своего ребенка.
Таким образом, реализация принципа приоритетной роли микросоциума в организации регулярной физической активности ребенка с ментальными нарушениями представляет собой регламентированную последовательность направленного применения широкого спектра семейноориентированных методов и форм адаптивной физической культуры и спорта при активном и осознанном включении родителей на уровне микросистемы семьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давлетшина Д.М. Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как процесс жизнедеятельности на современном этапе / Д.М. Давлетшина // Вестник Казанского
государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 2. - С. 113-119.
2. Курникова М.В. Занятия физической культурой ребенка-инвалида как способ социальной капитализации его семьи / М.В. Курникова // Человек. Общество. Инклюзия. - 2020. - № 1 (41). - С. 27-39.
3. Организация соревнований по адаптивному скалолазанию для детей и подростков с нарушением интеллекта / В.А. Оринчук, А.В. Оринчук, Н.В. Иосько, С.О. Кожеков // Адаптивная физическая культура. - 2021. - № 2 (86). - С. 48-50.
4. Оринчук В.А. Социальная реабилитация инвалидов в адаптивном спорте / В.А. Оринчук // Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии : сборник материалов международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород : Научно-исследовательский социологический центр, 2016. - С. 715-718.
5. Сычева Н.В. Актуальные вопросы системы социальной реабилитации детей-инвалидов / Н.В. Сычева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 4 (40). - С. 73-80.
6. Kamionka A. Physical activity and psychophysical well-being of childrens with disabilities and their families - a systematic review / A. Kamionka, M. Lipowski // Actakinesiologica. - 2021. - No. 15. -P. 105-119.
7. WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour. - 2020 // World Health Organization : [сайт]. - URL: https://www.who.int/publications/i/item/9789240015128 (дата обращения: 01.06.2023).
REFERENCES
1. Davletshina, D.M. (2019), "Social adaptation of persons with disabilities as a process of life activity at the present stage", Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts, No 2, pp. 113-119.
2. Kurnikova, M.V. (2020), "Physical education of a disabled child as a way of social capitalization of his family", Human. Society. Inclusion, No. 1 (41), pp. 27-39.
3. Orinchuk, V.A., Orinchuk, A.V., Iosko, N.V. and Kozhekov, S.O. (2021), "Organization of adaptive climbing competitions for children and adolescents with intellectual disabilities", Adaptive physical culture, No. 2 (86), pp. 48-50.
4. Orinchuk, V.A. (2016), "Social rehabilitation of disabled people in adaptive sports", Helping professions: scientific justification and innovative technologies, collection of materials of the international scientific and practical conference, Research Sociological Center, Nizhniy Novgorod, pp. 715-718.
5. Sycheva, N.V. (2018), "Topical issues of the system of social rehabilitation of disabled children", Bulletin of Shadrinsk State Pedagogical University, No. 4 (40), pp. 73-80.
6. Kamionka, A. and Lipowski, M. (2021), "Physical activity and psychophysical well-being of childrens with disabilities and their families - a systematic review", Actakinesiologica, No. 15, рр. 105-119.
7. World Health Organization (2020), WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour, available at: https://www.who.int/publications/i7item/9789240015128 (accessed 1 June 2023).
Контактная информация: orinchuk.sl@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 11.06.2023
УДК 796.799
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА
Владимир Александрович Орлов, доктор биологических наук, Институт медико-биологических проблем российской академии наук, Москва; Ольга Владимировна Стрижа-кова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, Институт медико-биологических проблем российской академии наук, Москва
Аннотация
Главной целью Государственной Программы НИР на 2021-2030 гг является: «получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, природы для устойчивого научно-технологического, социально-экономического и культурного