УДК 378
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОПРЯЖЕНИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ «ГАЗПРОМ КЛАССОВ»
Г.А. Шайхутдинова, О.О. Яворский
Аннотация. В статье обсуждаются основные вопросы, решение которых необходимо для реализации преемственности в профильных «Газпром классах». Предлагаются критерии сопряжения образовательных программ. Авторы считают, что реализация принципа преемственности при разработке и реализации профильных программ будет способствовать быстрой адаптации обучаемых к образовательному процессу в средней и высшей профессиональной школе, а также развитию потенциала личности в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: преемственность, кластерный подход, образовательный кластер, профильные «Газпром классы», критерии сопряжения образовательных программ, сопряженность программ, непрерывное образование.
THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY
IN THE CONNECTION OF EDUCATIONAL PROGRAMS "GAZPROM CLASSES"
G. Shaikhutdinova, O. Jaworski
Abstract. The article discusses in general terms the main issues which is necessary for the realization of continuity in the profile of "Gazprom classes". Suggestscriteria for pairing educational programs. The authors believe that the implementation of the principle of continuity in the design and realization of profile programswill facilitate the fast adaptation of trainees to the educational process in secondary and higher professional school and will contribute to the development of human potential in future professional activity.
Keywords: continuity, cluster approach, educational duster, profile Gazprom classes, criteria of connection of educational programs, connection of programs, lifelong education.
В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы, особенно в аспекте непрерывного образования, относится к числу важнейших политических приоритетов развития образования в России. Новая парадигма образования, основанная на индивидуализации и дифференциации образования, вариативности и альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебных программ, адаптивности к изменившимся социально-экономическим
условиям и индивидуальным интересам и способностям воспитанников, потребовала инновационных изменений в образовании, целью которых стали установление внутренней преемственности и непрерывное развивающее образование.
Особую роль в сохранении преемственности играет профильная школа, так как именно она ориентирует учащихся на выбор профиля будущей профессии, реализует углубленную подготовку по тем предметам, которые будут необходимы обучаемому для поступления в среднюю или высшую профессиональную школу. В регионах все больше склоняются к реализации моделей непрерывного образования, таких как
школа-вуз-производство; а для того, чтобы они работали, необходимо привести в соответствие содержание, формы и технологии обучения учащихся. Особое развитие такие модели получили в регионах, где развивается кластерная политика [1].
Широкое развитие кластерная политика и создание на ее основах научно-образовательных кластеров получила в Татарстане, Кемеровской области, на Ямале и др. По мнению многих ученых (Г.В. Мухаметзяновой, Е.А. Корчагина, Н.Б. Пугачевой, А.В. Леонтьева) [2], научно-образовательный кластер обладает колоссальным резервом восполнения перспективной потребности в специалистах и существенным потенциалом формирования и развития в среде молодежи ценностных ориентаций, повышения практико-ориентированности.
Научно-образовательных кластер на Ямале функционирует уже более 10 лет, что дало толчок к развитию корпоративного образования и созданию профильных классов. В ПАО Газпром в соответствии с Положением об организации и функционировании специализированных
профильных классов «Газпром-классы» ОАО «Газпром» от 05.06.2014 № 256 в 2014 году было организовано двенадцатью дочерними
обществами Газпрома восемнадцать классов в различных регионах страны, в том числе в г. Новый Уренгой на базе Гимназии и СОШ «Земля родная». Основой для создания профильных классов стала разработанная программа «Я выбираю специальность», которая нацеливает на подготовку обучаемых к получению профессионального образования в ссузах и вузах нефтегазового профиля.
К числу важнейших задач профильной школы «Земля родная» относятся:
- ориентации на инженерные профессии;
- корпоративной культуры;
- представлений о значимости инженерного труда для современной экономики России, а также о нефтегазодобывающем производстве;
- знаний о особенностях специальностей и профессий;
- конкурентоспособности.
Ориентиром для развития преемственности в образовательном кластере при организации профильных «газпром классов» является принцип погружения в корпоративную культуру и создания мотивационной непрерывной профессиональной образовательной среды, которая включала бы в себя, в том числе, и разработку содержания программ по профильному обучению и программ индивидуального развития учащихся 10 - 11 классов в классах такого профиля.
Преемственность в разработке программ в профильном обучении позволяет исключить дублирование в содержании обучении и придать определенный динамизм, активизирующий деятельность преподавателя и обучаемого в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, реализация принципа преемственности позволяет сохранить непрерывность в содержании, формах, методах и технологиях, а также между уровнями, этапами и составными частями обучения [3].
Существенным преимуществом реализации принципа преемственности является возможность для обучаемого развиваться поступательно: от учащегося к специалисту, т.е. стыковка образовательных программ в системе профильная школа - ссуз - вуз дает шанс обучаемому свободно продвигаться в образовательном пространстве. Однако, для того, чтобы этот шанс стал реальностью должна быть осуществлена сквозная стандартизация программ с общими целями всей системы непрерывного образования
[4].
К сожалению, пока система образования не озадачена данной проблемой, и сквозные программы реализуются на уровне ряда образовательных организаций, которые сами выступают инициаторами разработки и
внедрения сопряженных учебных планов и программ обучения. В большинстве случаев, для разработки таких учебных планов и программ необходимо устранить ряд существенных проблем, которые не дают в общей массе осуществить преемственность и непрерывность в обучении. К ним относятся: разные подходы к методическому и технологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в вузе и школе; замкнутость школьного образования и существующий разрыв между школьным и вузовским образованием; нацеленность школы на подготовку обучаемых к сдаче ЕГЭ, а, следовательно, качество преподавания других предметов может снижаться; слабо выраженная полифункциональная направленность
современной школы. В результате всё более острым становится противоречие между целями и задачами общего среднего образования и требованиями, предъявляемыми вузами к абитуриентам и студентам - первокурсникам. Школа не может решать две задачи одновременно - и готовить школьников к сдаче ЕГЭ, и обеспечивать изучение школьной программы с учетом преемственности, т.е. её соответствия требованиям высшей школы [5; 6].
В этой связи забота Газпрома о перспективном кадровом потенциале и желание организовать цепочку ранней профильной подготовки специалистов через школу -техникум (колледж) - вуз - производство заслуживает внимания. Особенно в части преемственности содержания профессиональной составляющей в сопряжении образовательных программ по тому или иному профилю. Более того, непрерывность и преемственность процесса образования должны обеспечиваться на любом этапе обучения при последовательном освоении всей совокупности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.
Мы согласны с исследователями (Сенашенко В.С., Вострикова Н.А., Кузнецова В.А.), утверждающими, что образовательные программы тогда могут считаться преемственными и непрерывными, когда они способствуют формированию потенциала дальнейшего развития личности, включая интеллектуальные, личностные, поведенческие качества, знания и умения обучаемых [5].
Кроме того, преемственность в обучении проявляется только тогда, когда у обучаемого формируется системность знаний и обеспечивается развитие содержания, форм и технологий обучения. Существенным признаком преемственности является инновационный характер обучения, связанный в первую очередь с
опережающим обучением и использованием содержания, форм, методов, способствующих развитию творческой личности, способной к принятию и продуцированию инноваций не только на этапе обучения, но и в последующей деятельности.
Для того, чтобы создаваемые программы были эффективными, на наш взгляд, следует разработать критерии для проведения сопряженности этих программ, в основе которых будет работать принцип преемственности.
Во-первых, в содержание проектируемых сквозных сопряженных программах должна учитываться проектная деятельность, которая одновременно реализуется сегодня в школьном и вузовском обучении.
Во-вторых, выявление и учет признаков по схожим элементам содержания учебных дисциплин является основным фактором и критерием его отбора для комплексных (сопряженных) профориентированных учебных программ по различным образовательным уровням.
В-третьих, для качественного сопряжения программ необходимо проведение
сравнительного анализа ФГОС по всем уровням образования на предмет выявления соотношения теоретического и практического объема усвоения программ; процентного соотношения затрат на специальность, совмещенность по содержанию и объему изучения специальных дисциплин; соответствие программ объему материала технологическому уровню знаний и знаний по обслуживанию и ремонту нефтегазового оборудования; соотношение теоретической и практической подготовки (в СПО практическая и теоретическая подготовка либо равны друг другу, либо теоретическая несколько превышает практическую и составляет до 60%; в условиях ВПО теоретическая подготовка преобладает над практической - до 80%).
Принципиально важно обратить внимание на соотношение гуманитарной,
общепрофессиональной и специальной подготовки. К сожалению, сегодня явно прослеживается тенденция сокращения часов на гуманитарную подготовку, особенно на уровне СПО и ВПО в технических специальностях, что негативно сказывается на гуманитарном развитии будущего специалиста. В этом случае в газпром-классах введен элективный курс «Корпоративная культура», которая включает в себя не только содержание, связанное непосредственно с отраслью, но и комплекс знаний о культуре, этике, этикете, общечеловеческих и корпоративных ценностях, о характере
инженерного труда, его потенциальных рисках для экологии планеты и т.д.
Кроме того, при проектирования курсов профиля, педагоги интегрируют знания в свой предмет, например, естественные науки, хорошо интегрируются с общепрофессиональными и специальными предметами.
Для реализации принципа преемственности значение имеет и организация учебного процесса, под которой имеется в виду соотношение аудиторной и самостоятельной работы, соотношение обязательных и элективных курсов (в ВПО доля самостоятельной работы составляет до 50% и более, а объем элективных курсов - до 30% и более; в СПО эти показатели значительно ниже), а также соответственно процентное соотношение в профильных газпром-классах.
При проектировании сопряженных образовательных программ в условиях преемственности общего среднего и высшего профессионального образования следует учитывать степень родственности
специальностей программ подготовки обучающихся, последовательность и
согласованность в содержании образования, формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности обучающихся [7].
Например, при создании образовательной программы для школьников по профилю «Ресурсоэффективные технологии в нефтегазовой промышленности» кроме сопряжения основных дисциплин, таких как физика, математика, химия, предлагаются за счет элективных курсов ряд дополнительных профориентационнных
дисциплин: «Ресурсы Земли», «Основы ресурсоэффективности», «О нефти и газе простыми словами», «Неразрушающий контроль и диагностика в нефтегазовом деле», где благодаря выверенным критерием соблюдены все дидактические принципы.
Таким образом, благодаря выдвинутым критериям сопряжённость программ
определяется большей скоординированностью типовых учебных планов в средней школе и программ СПО и ВПО, заданных на государственном уровне, а также механизмом выстраивания преемственности образовательных программ в каждом конкретном случае. Это позволяет расширить диапазон углубленной профильности уже на ранних этапах, создавая индивидуальные траектории обучения, реализуя принцип преемственности, который расширяет горизонты непрерывного образования специалистов вообще и в газовой отрасли в частности.
Литература:
1. Яворский О.О. Профориентационные ориентиры «газпром-классов» в образовательном кластере региона / О.О. Яворский // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект). - Кемерово. - 2016. -С. 161.
2. Мухаметзянова Г.В., Пугачева Н.Б. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием / Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева. -Казань: ИПП ПО РАО, 2007. - 144 с.
3. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: учебно-методическое пособие / З.Л. Шинтарь. -Гродно. - 2002. - С. 17.
4. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / А.М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - С. 272.
5. Сенашенко В.С., Вострикова Н.А., Кузнецова В.А. Преемственность и сопряжение основных
образовательных программ в структуре непрерывного образования / В.С. Сенашенко, Н.А. Вострикова, В.А. Кузнецова. - Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 3-11.
6. Сенашенко В.С., Вострикова Н.А. Преемственность образовательных программ -необходимое условие формирования устойчивой системы непрерывного образования / В.С. Сенашенко, Н.А. Вострикова // Международная научная конференция: «Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство» (Плоцк, 9-14 сент. 2008). - Плоцк. -2008. - С. 58-65.
7. Окулова Л.П. Согласованность образовательных программ как условие преемственности образовательных стандартов в системе «школа-вуз»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Окулова Лариса Петровна. - Ижевск. - 2006. - С. 12.
Сведения об авторах:
Шайхутдинова Галия Айратовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь ФГБНУ ИППСП, e-mail: us-ipppo-rao@mail.ru
Яворский Остап Олегович (г. Казань, Россия), аспирант ФГБНУ ИППСП.
Data about the authors:
G. Shaikhutdinova (Kazan, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Scientific Secretary FSBSI IPPSP, e-mail: us-ipppo-rao@mail.ru
O. Jaworski (Kazan, Russia), post-graduate student FSBSI IPPSP.