Раздел V. Социально-культурная работа с детьми и молодежью
Н.В. Погорелова
Реализация принципа полифункциональности в развитии творческой активности старших подростков
Анализ массовой практики показывает, что создание творческих объединений по интересам (полифункциональных досуговых объединений), в том числе объединений самодеятельного типа, действующих на коллективной основе, характерно для сферы дополнительного образования и деятельности детских общественных организаций. Под полифункцио-нальным досуговым объединением можно понимать особую форму самодеятельности - такой деятельности по интересам, в которой присутствуют черты самоорганизации, самоуправления.
Ведущими мотивами вовлечения подростков в полифункциональные досуговые объединения являются: потребность в деятельности творческого характера, особые отношения людей в процессе общения и сотворчества (отличные отношения в быту и других сферах жизнедеятельности), демократическая форма организации, учет интересов каждого и группы, возможность проявить и развить личные способности.
Творческие объединения могут возникать стихийно в микросоциуме в процессе контактов подростков, имеющих общие интересы в сфере досуга, но более организованно они формируются при наличии активно действующих лидеров из числа родителей или профессиональных социальных педагогов - организаторов досуга детского и взрослого населения. В последнем случае проявляется тенденция к организационному оформлению таких творческих объединений, как клубы по интересам, общественные организации разного типа.
Реализация принципа полифункциональности происходит в следующих организационных формах объединения подростков: студий массового обучения, студий художественного творчества, студий-лабораторий. Специфика данных полифункциональных объединений определяется видами досуговой деятельности, содержание деятельности раскрывается на основе художественных методов: художественное иллюстрирование, театрализация, импровизация.
Теоретический анализ научных работ Э.В. Соколова, Л.И. Столярчук, Б.А. Титова, В.Я. Суртаева, С.А. Шмакова, В.Е.Триодина, Е.И. Смирновой позволил нам определить специфику досуговой деятельности, которая характеризуется добровольным выбором подростков и степенью активности по отношению к действительности и педагогически организо-
146
ванной пространственно-временной среде. Содержание деятельности определяется интересами, потребностями, мотивами в реализации сущностных сил и развитии творческой активности подростка.
В контексте нашего исследования досуг подростка представлен в качестве досуговой деятельности в условиях полифункционального объединения. Специфическая роль полифункционального досугового объединения заключается в предоставлении широкого выбора досуговых занятий или создания для них подходящих условий, отсутствие узкого, жестко заданного профиля деятельности. Функциональная модель поли-функционального объединения ориентирована на массового посетителя, подвижна во времени, содержит комплекс досуговых занятий. Поли-функциональное досуговое объединение характеризуют следующие признаки: добровольное свободное самоопределение участников, совместная деятельность, длительный (или продолжительный) контакт участников объединения (стабильность), организационное оформление группы участников, активное участие членов объединения в его работе.
Согласно Р.А. Литвак, деятельность подростков в объединениях базируется на следующих принципах: принципа свободы выбора; принципа романтики игры в деятельности; принципа социально-педагогической защиты [4]. Следование обозначенным принципам способствовало развитию творческой активности подростков в полифункциональном объединении, в основе которого лежит свободный выбор видов досуговой деятельности. Гуманность образовательно-воспитательного процесса в по-лифункциональном объединении реально проявляется в правах подростка: права добровольного выбора занятий в соответствии с интересами и желаниями; места занятий, коллектива, наиболее адекватного его запросам; партнеров при решении творческой задачи или коллективного задания; самого компетентного, на его взгляд, педагога; право свободного выхода из объединения или перехода в другое объединение; право на творческую деятельность, на участие во всех делах объединения и учреждения дополнительного образования.
Развитию творческой активности старшего подростка в полифунк-циональном досуговом объединении способствует коммуникативный аспект: продуктивное учебное взаимодействие подростка с педагогом (диалог); деятельностно-практическое взаимодействие подростков друг с другом (деловое сотрудничество); коммуникативное взаимодействие членов объединения (дружеское общение); организационно-методическое взаимодействие педагогов с детьми, позволяющее подросткам приобрести опыт передачи знаний и умений другим.
Говоря о творческом опыте старшего подростка в полифункциональ-ном досуговом объединении, мы учитываем принятые в педагогике его компоненты: знания о предмете, опыт деятельности по образцам, знания
о способах деятельности, опыт деятельности в нестандартных ситуациях и опыт эмоционально-ценностных отношений.
Динамика позиции подростка в полифункциональном досуговом объединении, как показывают исследования, развивается в последовательности: удовлетворенность пребыванием в объединении, удовлетворенность содержанием и процессом общения и деятельности (в том числе коллективной), удовлетворенность статусом в коллективе, удовлетворенность реализацией творческой активности.
Самодеятельный характер полифункционального досугового объединения выражается в особого рода деятельности подростков - деятельности сознательной, свободной, заинтересованной; деятельности, при которой действия и поступки продиктованы не внешней, а внутренней необходимостью, потребностями, интересами того или иного подростка или группы подростков. Такая деятельность направлена на максимальное удовлетворение ожиданий, интересов подростков, актуализацию их возможностей, развитие способностей.
Реализация принципа полифункциональности и ориентация на различные виды досуговой деятельности послужили условием для моделирования досуговых технологий. При этом было учтено, что творческий процесс в досуговой деятельности выполняет ряд личностно и социально значимых функций. Наиболее значимой в контексте нашего исследования является личностно-ориентированная функция, которая побуждается как потребностью в создании нового продукта творчества, эмоциональным отношением к нему, личностной самоактуализацией (зависит от масштаба и социальной значимости продукта творчества), так и развитием, происходящим в личностных структурах (воображение, мышление, способности к исполнительскому и авторскому творчеству).
Отличительной особенностью досуговых технологий является их направленность на приобретение знаний, умений, приемов, которые предоставляют возможность подросткам испытать себя в любой роли в условиях свободы, установить необходимые взаимоотношения с партнерами по игре, тем самым реализовать личный творческий потенциал.
При моделировании досуговых технологий развития творческой активности мы также учитывали ее активный, динамичный характер, позволяющий включиться всем подросткам в процесс творчества. Наиболее эффективны в этом отношении импровизационно-творческие игровые технологии, позволяющие моделировать всевозможные ситуации, разыгрывание творческих номеров.
Досуговые технологии развития творческой активности подростков предполагают организацию среды:
• создание обстановки, способствующей творческой активности;
• реализация потенциала творческой активности в собственной жизнедеятельности;
• выход на социальный уровень.
Обозначенные положения обусловливают вариативность содержания досуговых технологий. Развитие творческой активности зависит от совокупности условий как объективного, так и субъективного характера. В качестве важнейшего условия моделирования досуговых технологий развития творческой активности мы выделяем направленность интересов подростков, возникновение и развитие которых личностно и социально детерминировано. Учитывая то обстоятельство, что отношение личности и среды имеют динамичный характер, можно утверждать, что интересы тоже обладают данной характеристикой. Это делает необходимым их постоянное изучение, коррекцию целей в процессе развития творческой активности, прогнозирование результатов.
Методологическую основу модели досуговых технологий развития творческой активности составляют: демократизация отношений в системе подросток - педагог - социальная среда; диалектичность и актуальность содержания досуговых технологий. Ведущими факторами развития творческой активности в модели досуговых технологий являются: психологические; педагогические; социальные.
Концепция модели досуговых технологий представляет ассоциативно-рефлекторную и развивающую структуры: приобретение знаний о различных формах творческой досуговой деятельности; развитие творческого мышления и воображения подростка; приобретение подростком умений и навыков исполнительской творческой деятельности; развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой структур личности подростка; развитие способности к авторской деятельности; реализация творческих способностей.
Модель досуговых технологий развития творческой активности старших подростков способствовала взаимодействию в творческом процессе при корректирующей и направляющей функции педагога: взаимодействие в системе отношений «подросток-подросток»; взаимодействие в системе отношений «подросток - социальная среда».
По типу управления и организации форм модели досуговых технологий разнообразны (творческие задания, творческие ситуации, подготовка и проведение игровых досуговых программ, имеющих социальную направленность). Основные акценты в целевых ориентациях модели досуговых технологий развития творческой активности подростков сделаны на выявлении уровня информированности подростка о различных видах творческой досуговой деятельности, формировании устойчивого интереса к досуговой творческой деятельности, развитии умений и навыков досуговой деятельности на исполнительском и авторском уровнях и т.д.
Поэтому в качестве условий развития творческой активности мы определили выявление, разработку и реализацию структурных компонентов досуговых технологий, а так же - создание широкого выбора видов твор-
ческой досуговой деятельности и реализация досуговых технологий в свободно выбранном подростками виде деятельности.
Многообразие видов творческой деятельности удовлетворяет различные интересы на личностно-деятельностном характере образовательного процесса, способствующего развитию мотивации личности к познанию, творчеству [1: 3; 3: 18].
Итак, под моделью досуговых технологий мы понимаем конструирование досуговой деятельности (исходя из технологизации процесса целе-образования, выбора диагностируемых критериев, создания творческих ситуаций) создание творческого взаимодействия между подростками, педагогом и социальной средой, корректирование творческого развития, осуществление контроля над достижением результата.
Согласно В.Г. Грязевой, В.А. Немкину, В.А. Петровскому, технологии развития творческой активности являются личностно-ориентированными [2: 71; 3: 70]. Поэтому необходимо выделение, разработка и реализация всех структурных компонентов технологий досуговой деятельности (перцептивно-аналитической, исполнительской, авторской), направленных на развитие творческой активности старших подростков.
Каждая досуговая технология имеет соответствующую цель, направленную на развитие уровня творческой активности. Взаимодействие одной досуговой технологии с другими создает творческую ситуацию, которая тоже подчинена цели развития творческой активности. Содержание творческих заданий и тренингов подвижно, что обеспечивает динамику и гибкость процесса развития творческой активности старших подростков в досуговой деятельности полифункционального досугового объединения.
По типу организации и управления развитием творческой активности досуговые технологии сходны с технологиями свободного воспитания, где подросток является субъектом своей деятельности. Субъект-субъект-ные отношения подростков и педагога способствуют развитию творческой активности через личный интерес, внутреннее побуждение подростка. В педагогическом руководстве досуговыми технологиями можно условно разграничить общие задачи творческой досуговой деятельности и частные задачи руководства развитием творческих способностей. Руководство досуговыми технологиями первично по отношению к творческой активности. Общие условия педагогического руководства реализуемой модели направлены на творчество студии, в целом, и развитие творческой активности личности подростка, в частности.
Основным условием являлась оптимистическая стратегия и активная тактика, что означает глубокую веру педагога в силы и возможности подростка. Оптимистическая стратегия реализовалась в разработке долгосрочной программы развития студии с опорой на способности и творческую активность подростков. Активная тактика реализовывала опти-
мистическую стратегию в решении ближайших задач осуществления досуговой деятельности по модели досуговых технологий.
Досуговые объединения старших подростков могут быть представлены многопрофильными, профилированными и специализированными моделями. Полифункциональное досуговое объединение - это форма и способ организации деятельности, обеспечивающее включение старших подростков в разностороннюю деятельность и оказывающее системное воздействие на личность, развитие их творческой активности как определенного качества.
Полифункциональные досуговые объединения появляются и другим путем при организующем начале со стороны образовательных и культурно-досуговых учреждений. В системе образования это особенно типично для детских учреждений дополнительного образования, которые строят свою деятельность на базе сочетания образовательных, культурнодосуговых и социально-педагогических функций. Творческие объединения в учреждениях дополнительного образования приобретают, как правило, форму клубных сообществ, а также могут оформляться как общественные организации, ассоциации, движения и объединения. Действуя в структуре или при учреждении образования, такие объединения получают определенную организационную, материально-техническую, кадровую и методическую поддержку. Это же можно сказать и о взаимодействии образовательных учреждений и детских общественных организаций, действующих в составе Федерации детских организаций России.
Имеющиеся материалы позволяют утверждать, что детские учреждения дополнительного образования и детские общественные организации успешно объединяют свои усилия в реализации комплексных и профилированных программ, имеющих значительный образовательный и социально-творческий потенциал.
В этой связи сделаем некоторые примечания о программах деятельности детских общественных объединений. Если они реализуются в образовательном учреждении то, как правило, учитываются основные ориентиры и условия работы данного учреждения. Если программа реализуется детским объединением на самостоятельной основе, то она есть результат самоопределения коллектива, и зависит от его возможностей и условий деятельности. Детский коллектив может работать по программам Федерации детских организаций России, которые адресованы либо детским объединениям (программа «Возрождение»), либо лично детям (программа старших подростков «Я сам»). Программа детского объединения может определяться позицией и индивидуальностью взрослого руководителя (педагога, вожатого, воспитателя, организатора, наставника), который, исходя из ситуации свободного выбора, выдвигает определенные приоритеты в целях и содержании работы детского коллектива. Если эти приоритеты принимаются детьми, то они задают основные на-
правления деятельности объединения. Во всех этих случаях программа работы конкретного подросткового объединения должна быть ориентирована на тот этап развития, который переживает коллектив, на определенный опыт членов объединения, их организаторские навыки.
Обобщенная методика педагогической организации досуговой деятельности, применимая к творческому полифункциональному объединению, основана на: выявлении уровня и стимулировании творческой активности; использовании основных видов деятельности; поиске и реализации потенциальных связей, помогающих преодолеть ограниченность конкретного объединения (выход за рамки избранного жанра, включение в другие виды творчества, использование традиционных и оригинальных форм организации деятельности); учете результатов деятельности.
Поэтому наша модель полифункционального объединения развития творческой активности предполагает: вариативность содержания, методов, форм, что ориентирует на развитие индивидуальной творческой активности подростка; приоритетность старта, что обусловливает изначальные художественные предпочтения, общую готовность подростка к предполагаемому педагогом уровню досуговой деятельности, ее самоценный характер для подростка; включенность в деятельность подростка его интеллекта, эмоционального переживания, эмоционального освоения материала, а также волевого действия подростка, а не замена его на регулирование извне волевым действием педагога.
Литература
1. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: кн. для учителя /
A.С. Белкин. - Москва: Просвещение, 1991. - 168 с.
2. Грязева, В.Г. Эстетическое образование личности: от образносмысловой картины мира к организации эстетических взаимодействий в мире / В.Г. Грязева, В.А. Немкин. - Челябинск, 1998. - 150 с.
3. Грязева, В.Г. Одаренные дети: экология творчества / В.Г. Грязева,
B. А. Петровский // Рос. академия образования; Ин-т пед. исслед.; Челяб. ин-т искусства и культуры. - Челябинск, 1993. - 40 с.
4. Литвак, Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений: моногр. / Р.А. Литвак. - Челябинск, ЧГАКИ, 2010. - 227 с.
5. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю.А. Миславский ; Науч.-исслед. ин-т общей педагог. психологии АПН СССР. - Москва: Педагогика, 1991. - 152 с.
6. Плинер, Я.Г. Воспитание личности в коллективе : Пос. для зам. директора школы по воспитанию и кл. рук-лей / Я.Г. Плинер, В. А. Бухвалова. - Москва: Педагогический поиск, 2001. - 160 с.
7. Рожков, М.И. Детские организации: возможности выбора: вариа-тив.-програм. подход к социализации ребенка в деятельности дет. орг.:
метод. пос. для организаторов дет. движения / М.И. Рожков, А.В. Волохов; Рос. акад. образования, Центр дет. педагогики, Союз пионер. орг.-Федерация дет. орг., Науч.-практ. центр. - Москва: Фидес, 1996. - 111 с.
Ю.А.Акунина, Д.В. Кашапова
Социокультурный феномен протестной культуры в молодежной среде
В настоящее время в современном российском обществе наблюдается рост протестной активности среди населения. Протест является своеобразным откликом на модернизационные процессы, происходящие в обществе. Подобно тому, как культура вообще определяет нормы поведения в жизни людей, протестная культура влияет на нормы поведения в политической, социальной, культурной и личностной сферах. Протест -это своеобразный индикатор между сферами должного и сущего, показатель деконструктивных процессов в обществе, уровень осознания необходимых перемен в базовых и инструментальных ценностях общества. На наш взгляд, диагноз состояния общества следует рассматривать как показательный фон, на котором протестные формы культуры актуализируются, и их влияние в социокультурной жизни усиливается. Для объяснения причин протестного поведения чаще всего используется концепция депривации (состояния недовольства, вызываемое расхождением между реальным и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект, ...в том случае, когда сравнение социальной действительности с социально значимыми ценностями порождает чувство глубокой неудовлетворенности, возникает ощущение, что при некоторых социальных и политических изменениях желанные цели могут быть достигнуты в относительно короткий срок) [1].
Как правило, в авангарде несогласных чаще всего выступает молодежь, которая в силу социально-психологических и возрастных особенностей наиболее остро воспринимает жизнь и события, происходящие в социуме.
Формы протестного поведения многообразны: они включают в себя митинги, демонстрации, шествия и т.д. Одним из актуальных ресурсов проявления молодежного протеста является творчество, современное искусство, которое предоставляет возможность донести свое отношение и выразить свое мнение по поводу происходящих событий, отражая действительность в виде художественных образов.
Одним из ярких примеров выражения протестных настроений в молодежной среде можно считать следующие формы современного искусства: рэп (работы N0170 МС, «Рыночные отношения», «Черная экономика»); граффити (граффитчик Вапкзу); социально-документальные ко-
153