Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ И ОБРАЗНОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ И ОБРАЗНОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хореографическое искусство / дистанционное обучение / язык хореографии / методологические принципы / наглядность и образность в обучении / choreographic art / distance learning / language of choreography / methodological principles / clarity and imagery in teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Н. Темлянцева

В статье рассматривается актуальный вопрос о реализации методологического принципа наглядности и образности при реализации хореографического образования в условиях дистанционного обучения. По мнению автора, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ, дает возможность открытости и доступности всех уровней образования населения. Несмотря на явные положительные аспекты дистанционного обучения, проблемы, связанные с профессиональной подготовкой специалистов в области хореографического искусства и использованием новых форм обучения, требуют времени для осмысления и внимательного изучения. Это в значительной мере связано со спецификой языка хореографии и методологическими принципами обучения, которые складывались на протяжении веков. Автор рассматривает современные технические средства дистанционного обучения, которые дают богатый выбор средств наглядности и формирования чувственных образов, но не могут заменить традиционных форм и методов. Значительное внимание уделяется вопросу обучения технике исполнения танца и воспитания танцевальной выразительности, которые невозможны без конкретного практического показа и словесного пояснения. В заключение автор приходит к выводу, что реализация принципа наглядности и образности в обучении невозможна без совокупности педагогического опыта хореографов прошлых поколений и вдумчивого использования новых дистанционных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF VISIBILITY AND IMAGERY OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

The article discusses the topical issue of implementation of the methodological principle of visibility and imagery of choreographic education in the context of distance learning. According to the author, distance learning has a number of advantages, makes it possible to open and access all levels of education of the population. Despite the obvious positive aspects of distance learning, the problems associated with the professional training of specialists in the field of choreographic art and the use of new forms of education require time for reflection and careful study. This is largely due to the specifics of the language of choreography, and the methodological principles of teaching that have evolved over the centuries. The author examines modern technical means of distance learning, which provide a rich choice of visual means and the formation of sensory images, but cannot replace traditional forms and methods. Considerable attention is paid to the issue of teaching the technique of dance performance and education of dance expressiveness, which are not possible without a specific practical demonstration and verbal explanation. In conclusion, the author comes to the conclusion that the implementation of the principle of clarity and imagery in teaching is not possible without the combination of the pedagogical experience of choreographers of past generations and the thoughtful use of new distance learning forms.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ И ОБРАЗНОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ского общества. 30 декабря 2015 года в качестве продолжения начатой работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения Постановлением Правительства за № 1493 была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 г» [8]. Она завершилась в 2020 году, в результате Президент Российской Федерации на заседании оргкомитета «Победа» поручил разработать новую программу патриотического воспитания граждан России с учётом базовых ценностей и того, что уже было сделано. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 - 2024 годы» (http://brpcrb.ru/site/pub?id=2988) предусматривает не только целенаправленное осуществление патриотического воспитания, но и усиление воспитательной деятельности в целом. Как отметил министр просвещения Сергей Кравцов относительно данного проекта, «...он возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее не только за семьей, но и за системой образования» (https://rg.ru/2020/08/06/kak-shkoly-budut-vospityvat-detej-po-novym-programmam.html). Так, реализация проекта направлена на дальнейшее включение детей и подростков в детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ» и Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников», размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» контента, основанного на принципах нравственности и гражданской идентичности.

В результате постоянного акцентирования Президентом России внимания на патриотическом воспитании 18 декабря 2019 года в Генассамблее ООН большинством голосов (133 - за, 52 воздержались, против - США и Украина) (https://www.kommersant.ru/doc/4576239) был принят проект российской резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости»» (https://news.un.org/ru/ story/2019/12/1369371). В резолюции сказано о необходимости «.принять меры в законодательной области в сфере образования в соответствии с международными обязательствами в области прав человека, чтобы предотвратить пересмотр итогов Второй мировой войны и отрицание преступлений против человечности и военных преступлений, совершённых во время Второй мировой войны» ^й^:// ria.ru/20201216/rezolyutsiya-1589576921.html).

Библиографический список

Мы должны помнить, что патриотизм, представляя собой древнейшее социальное явление человеческой общности, формируется под влиянием объективных и субъективных условий жизни общества. Любовь к Родине является не только духовным стержнем обороноспособности нашей страны, но и способствует стабильности и жизнеспособности России и определяется, прежде всего, нравственным и духовным уровнем населения. «Защищать традиционные духовные ценности российского общества становится жизненно необходимой задачей» [9, с. 162]. Россияне в большинстве своем понимают и поддерживают необходимость реализации патриотического воспитания молодёжи. Так, особую поддержку у россиян находит поисковое движение, которое заключается в том, что в лесах и болотах, на местах крупных сражений времён Великой Отечественной войны находят останки солдат. Если есть возможность, то по смертным медальонам либо по архивным данным устанавливается личность, и в дальнейшем с почестями происходит перезахоронение найденных останков. Кроме этого, памятная акция «Бессмертный полк» в 2018 году только в городе Тюмени собрала порядка 80 тысяч человек (https://www.tumen.kp.ru/ daily/26827.4/3866502/), а 9 мая 2019 года в «Бессмертном полку» в Тюмени с портретами своих родственников-фронтовиков в колоннах прошли уже 87 тысяч горожан, по области - 145 тысяч. По данным представителя МВД И. Волк, в «Бессмертном полку» в России в 2019 году прошло более 10 млн человек, из них 700 тысяч - в Москве.

В России есть, на наш взгляд, замечательная поговорка «Капля камень точит». Будем надеяться, что нам удастся предотвратить негативное влияние и культивирование среди молодежи антипатриотических настроений, и огромную роль при этом может сыграть система образования. Настала пора отступить от оказания только образовательных услуг, вернув воспитательную функцию в учебные заведения, и использовать при этом весь спектр принципов и методов воспитания. Мы ни в коем случае не должны забывать не только о влиянии личного примера взрослых на подрастающее поколение, но и об обязательном соблюдении принципа единства воспитательных воздействий. Ведь воспитывает буквально все: и слово, и дело, и атмосфера образовательного учреждения, и качество взаимоотношений между основными субъектами образовательного процесса (педагогами, обучающимися, родителями).

1. Семенкова С.Н., Аникин И.А. Особенности советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 92 - 93.

2. Семенкова С.Н. Влияние психологических факторов на проявление патриотизма. Актуальные вопросы современной науки. 2015; № 42: 139 - 148.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - Москва: Русский язык, 2000.

4. Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. Патриотизм и антипатриотизм как диалектические противоположности. Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых: сборник научных статей. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2018; № 10: 149 - 160.

5. Хаттингтон С. Столкновение цивилизаций. Москва: Издательство АСТ, 2003.

6. Семенкова С.Н. Психолого-педагогические факторы, способствующие сложности общения людей. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 51 - 53.

7. Звягинцев А.Г Главный процесс человечества. Репортаж из прошлого. Обращение к будущему. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

8. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г № 1493. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420327349

9. Щенникова К.Ю. Традиционные ценности как фактор сохранения и единения современной России. Власть. 2017; № 1: 159 - 164.

References

1. Semenkova S.N., Anikin I.A. Osobennosti sovetskogo patriotizma v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 92 - 93.

2. Semenkova S.N. Vliyanie psihologicheskih faktorov na proyavlenie patriotizma. Aktual'nye voprosy sovremennojnauki. 2015; № 42: 139 - 148.

3. Efremova T.F. Novyj slovar'russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj. - Moskva: Russkij yazyk, 2000.

4. Kuz'min A.V., Trifonov Yu.N. Patriotizm i antipatriotizm kak dialekticheskie protivopolozhnosti. Uchenye zapiski Tambovskogo regional'nogo otdeleniya Rossijskogo soyuza molodyh uchenyh: sbornik nauchnyh statej. Tambov: Izdatel'skij dom «Derzhavinskij», 2018; № 10: 149 - 160.

5. Hattington S. Stolknovenie civilizacij. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2003.

6. Semenkova S.N. Psihologo-pedagogicheskie faktory, sposobstvuyuschie slozhnosti obscheniya lyudej. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 51 - 53.

7. Zvyagincev A.G. Glavnyj process chelovechestva. Reportazh iz proshlogo. Obraschenie k buduschemu. Moskva: OLMA Media Grupp, 2010.

8. O gosudarstvennoj programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420327349

9. Schennikova K.Yu. Tradicionnye cennosti kak faktor sohraneniya i edineniya sovremennoj Rossii. Vlast'. 2017; № 1: 159 - 164.

Статья поступила в редакцию 04.03.21

УДК 393. 3: 378. 14: 004

Temlyantseva S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: SergeyS54@rambler.ru

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF VISIBILITY AND IMAGERY OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING.

The article discusses the topical issue of implementation of the methodological principle of visibility and imagery of choreographic education in the context of distance learning. According to the author, distance learning has a number of advantages, makes it possible to open and access all levels of education of the population. Despite the obvious positive aspects of distance learning, the problems associated with the professional training of specialists in the field of choreographic art and the use of new forms of education require time for reflection and careful study. This is largely due to the specifics of the language of choreography, and the methodological principles of teaching that have evolved over the centuries. The author examines modern technical means of distance learning, which provide a rich choice of visual means and the formation of sensory images, but cannot replace traditional forms and methods. Considerable attention is paid to the issue of teaching the technique of dance performance and education of dance expressiveness, which are not possible without a specific practical demonstration and verbal explanation. In conclusion, the author comes to the conclusion that the implementation of the principle of clarity and imagery in teaching is not possible without the combination of the pedagogical experience of choreographers of past generations and the thoughtful use of new distance learning forms.

Key words: choreographic art, distance learning, language of choreography, methodological principles, clarity and imagery in teaching.

С.Н. Темлянцева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: SergeyS54@rambler.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ И ОБРАЗНОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается актуальный вопрос о реализации методологического принципа наглядности и образности при реализации хореографического образования в условиях дистанционного обучения. По мнению автора, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ, дает возможность открытости и доступности всех уровней образования населения. Несмотря на явные положительные аспекты дистанционного обучения, проблемы, связанные с профессиональной подготовкой специалистов в области хореографического искусства и использованием новых форм обучения, требуют времени для осмысления и внимательного изучения. Это в значительной мере связано со спецификой языка хореографии и методологическими принципами обучения, которые складывались на протяжении веков. Автор рассматривает современные технические средства дистанционного обучения, которые дают богатый выбор средств наглядности и формирования чувственных образов, но не могут заменить традиционных форм и методов. Значительное внимание уделяется вопросу обучения технике исполнения танца и воспитания танцевальной выразительности, которые невозможны без конкретного практического показа и словесного пояснения. В заключение автор приходит к выводу, что реализация принципа наглядности и образности в обучении невозможна без совокупности педагогического опыта хореографов прошлых поколений и вдумчивого использования новых дистанционных форм обучения.

Ключевые слова: хореографическое искусство, дистанционное обучение, язык хореографии, методологические принципы, наглядность и образность в обучении.

В современных социально-экономических условиях процесс информатизации коснулся широких направлений знаний и стал довольно значимым этапом в системе образования. В значительной мере расширены области профессиональной деятельности хореографов в образовании и науке - в сферах профессионального и дополнительного образования, научных исследований; в культуре и искусстве - в области хореографического искусства.

Вопросам развития информатизации, как приоритетного направления в системе образования, посвящено достаточно большое количество исследований. Вопросы организации дистанционного образования и перспективы развития раскрыты в трудах А.А. Ахаяна, А.А. Андреева, И.И. Боброва, Т. И. Бова, М.Е. Вай-ндорф-Сысоева, Н.М. Валюшина, Т.П. Зайченко, Ю.В. Карякина, ПМ. Кулешова, Е.С. Полат, А.Т. Хроленко, А.В. Шимченко, Д.А. Юркова и др.

Использование дистанционных образовательных технологий закреплено законодательно. Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации от 27.06. 2000 г № 1924 были созданы предпосылки обеспечения образовательного процесса в полном объеме по отдельным специальностям [1]. Приказом 137 Министерства образования и науки РФ от 26.05.2005 г утвержден порядок использования дистанционных образовательных технологий [2].

Основной задачей подготовки специалистов в области педагогики хореографического искусства является обеспечение высококачественного, доступного образования, чему в достаточной мере способствует современное дистанционное обучение. Рассматриваемое обучение имеет ряд преимуществ и дает возможность открытости и большей доступности всех уровней образования граждан независимо от их места проживания. Дистанционное обучение позволяет повысить как социальную, так и профессиональную мобильность населения, появляется возможность обучаться, не покидая места своего постоянного проживания, что особенно важно для работающего населения; предоставляет доступ и возможность использования отечественных и мировых образовательных ресурсов; открывает доступ к учебным материалам, онлайн-библиотекам, посещению лекций мировых светил в разных областях знаний. Дистанционное обучение предоставляет возможность организации процесса самообразования наиболее эффективным для себя образом, планируя свой график и нагрузку. Кроме того, появляется возможность учиться одновременно в нескольких учебных заведениях и в значительной мере способствует сокращению времени обучения.

Несмотря на явные положительные аспекты дистанционного обучения, подготовка специалистов в хореографическом искусстве с использованием новых форм обучения требует внимательного изучения и осмысления. Это в значительной мере связано со спецификой языка хореографии и методологическими принципами обучения, которые складывались на протяжении веков.

Начало профессионального хореографического образования в России принято считать от дня принятия Указа императрицей Анной Иоанновной в 1738 году об открытии «Танцевальной Ея Императорского Величества школы». Среди славных имен первых педагогов, заложивших принципы хореографического обучения и способствующих его развитию, можно назвать М.Ф. Карозо, Ж.Т. Арбо, П. Бошана, Р. Фейе, Ж.Б. Ланде, П Анжиолини, Ш.Ле Пик, Д. Канциани, Ж.Ж. Но-верра, И.И. Вальберга, К.Дидло.

Хореография - зрелищное искусство, в котором существенное значение имеет временное и пространственное построение композиции танца, зримый облик танцовщика, поэтому принцип наглядности и образности является одним из концептуальных принципов обучения специалистов в области хореографии. Художественный образ выражается в одном или многих телодвижениях танцевального текста. Он создается при помощи специфических выразительных средств хореографии: движений и положений человеческого тела, рисунка танца, музыки, актерского мастерства, костюма и проч. Форма художественного образа, выражающая его содержание, образуется из взаимосвязи и взаимодействия этих средств. Языком того или иного вида искусства принято называть специфические

материальные средства, при помощи которых создается художественная форма произведения искусства. Язык хореографии, по мнению В.В. Ванслова, это «...система специфических средств, основанная на аналогии, подобии выражению состояний внутреннего мира человека, через изменение положения и соотношений частей тела в выразительных движениях человека» [3, с. 197].

Хореографический текст складывается из элементов танцевального языка. Танцевальный язык, в свою очередь, - это сочетание в определенной последовательности танцевальных движений, поз, пантомимы, мимики и жеста. Как правило, сочиняется на основе музыки и является воплощением эмоционального состояния, характера, образа героя. В зависимости от интерпретации балетмейстера на одну и ту же музыку может быть сочинен разный хореографический текст. Рисунок танца и хореографический текст не могут существовать отдельно друг от друга. Там, где рисунком танца трудно передать мысль балетмейстера, основным выразительным средством становится хореографический текст

Одной из основ хореографического языка является хореографическая лексика, состоящая из танцевальных движений, совокупность которых и составляет хореографический язык. Танцевальные движения являются своеобразными знаками, подобными слову, звуку, цвету, но пластически значимые и зримые. Подобными, но не равнозначными. Вот почему невозможно и нецелесообразно переводить движения на язык слов, но вместе с тем в танце они есть речь, только пластическая, которая, подобно словам или звукам, объединена во фразы и предложения, несущие в себе эмоционально-образную мысль. Только восприятие ее не слуховое, а зримое. Чем тоньше слух и знание музыки, тем больше услышит слушающий, чем больше воспитание глаз и художественное восприятие, тем больше образной информации получит зритель художественного произведения.

Таким образом, художественный хореографический образ является смысловой конструкцией, основанной на действенной мысли, выраженной танцевальной речью хореографического языка. Постижение танцевального языка и танцевальной речи невозможно без реализации базового принципа хореографического образования, принципа наглядности и образности в обучении.

Современные версии технических средств обучения открывают широкие возможности формирования художественного образа. Так, фотосъемка способна зафиксировать и передать отдельные элементы движения, видеосъемка исполнения танца дает возможность передать не только процесс движения, но и его эмоциональную выразительность. Специальные компьютерные программы для создания и записи танца, такие как Life Forms и Dance Forms, дают возможность воспроизвести хореографическое произведение в компьютерной версии и способствуют процессу обучения. Но не могут заменить таких традиционных методов обучения хореографии, как практический показ и иллюстрирование.

Обучение танцевальному мастерству начинается с юного возраста, постепенно, шаг за шагом, под пристальным наблюдением педагогов будущий танцовщик осваивает азы хореографии. Приобретая исполнительское мастерство, постигая выразительность танца, будущий студент-хореограф приобретает необходимые знания, которые в дальнейшем помогут ему поступить в высшее учебное заведение. При обучении хореографическому искусству студент продолжит осваивать необходимую техническую оснащенность в исполнении танцевальной лексики, постигать и впитывать стиль танцевальной школы, ее эстетику и выразительность, что невозможно без упорной работы в танцевальном классе под пристальным руководством опытного педагога, который умеет профессионально охарактеризовать изучаемую лексику, дать словесные пояснения нюансов правильного исполнения элементов, которые она обозначает. Педагог должен быть отличным иллюстратором, способным продемонстрировать предлагаемый танцевальный материал, так как без этого невозможно практически реализовать принцип наглядности и образности в обучении. По мнению Р. Захарова, работа

над техникой и выразительностью исполнения ведется в творческом содружестве балетмейстера и исполнителя: «В этой работе творчество балетмейстера и артиста, если это подлинное творчество, всегда взаимопроникновенно» [4, с. 28].

Показ должен быть лаконичным, убедительным, отражать образную наполненность музыки, будить творческое воображение учащихся; необходимо умелое сочетание иллюстрируемого материала и словесного пояснения, так как слово может быть убедительнее показа, если подтверждено своей логикой, обоснованностью, обращением к сути и содержанию танца.

В истории хореографического образования сохранились примеры образно-метафорических фразеологизмов, которые использовали на своих уроках мастера хореографии. Так, С.С. Холфина в своих воспоминаниях приводит пример урока классического танца Е.П. Гердт, которая умело использовала в своих пояснениях языковые образы. Например, указывая ученице на неправильную форму кисти рук, Елизавета Павловна говорила: «Мне бы хотелось, чтобы твоя кисть была не завядший цветок, а еще цветущий», и кисть ученицы из висячей и согнутой в запястье выпрямляется, делается живой и красивой [5, с. 168 - 169].

После освоения танцевального материала студенты должны наглядно представить, продемонстрировать технику и выразительность исполнения изученного. Показ на художественных кафедрах осуществляется в форме открытых уроков, конкурсов, экзамен-концертов, класс-концертов. Каждая из этих форм выполняет определенную функцию творческих отчетов для выявления уровня освоения знаний и навыков студентов согласно учебной программе курса и осуществляет итоговый вид контроля.

Подготовка и проведение вышеперечисленных форм требует обязательного очного присутствия студентов и преподавателей на уроках, а также непосредственного живого общения. В процессе подготовки и последующего представления творческих отчетов студенты учатся осуществлять свою роль в учебном коллективе, взаимодействовать в команде, что в полной мере способствуют реализации УК-3 «Командная работа и лидерство», предусмотренного ФГОС ВО [6, с. 7].

Открытый урок готовится педагогом курса на базе пройденного в семестре учебного материала, раскрывает последовательность методики изучения дисциплины, дает возможность студентам курса продемонстрировать технику исполнения танца, он композиционно выстроен и несет образно-художественный смысл. Показывается в каждом учебном семестре, даже если в учебном плане не предусмотрена форма контроля.

Творческий показ в форме конкурса наиболее характерен для бальной хореографии, так как развитие самого вида этого хореографического искусства тесно связано с традиционным проведением конкурсов исполнителей бального танца. Учебными программами кафедры бальной хореографии АГИК по основным профилирующим дисциплинам (европейскому и латиноамериканскому бальным танцам) предусмотрены экзамены в виде конкурса, на которых студенты исполняют самостоятельно составленные конкурсные вариации и демонстрируют технику и манеру исполнения латиноамериканской и европейской программ.

Наиболее сложными и трудоемкими формами творческих отчетов, показов кафедры являются экзамен-концерт и класс-концерт. Процесс их подготовки требует более длительного времени, а также присутствия в классе и на сценической площадке не только представляемого курса и их педагога, но и студентов и педагогов других курсов.

Немаловажно, что все перечисленные формы являются коллективными и предполагают тесную взаимосвязь студентов, так как во время творческих

Библиографический список

отчетов демонстрируются массовые композиции танцев. Форма массового танца известна различным видам хореографического искусства, в народном танце это хороводы, хороводные пляски, кадрильные пляски, сюжетные массовые танцы, тематические танцы, в балете массовый танец - кордебалет. В бальной хореографии к современным массовым формам танца относятся танцевальные шоу и конкурсная форма формейшн. Ярким, выразительным средством массового танца является рисунок, синхронность и чистота исполнения, именно в рисунке заложен хореографический образ. В массовых танцах весьма важно такое понятие, как чувство ансамбля, каждый участник должен владеть определенным уровнем техники исполнения, чтоб соблюдать стройность композиции и уметь подчинить свои индивидуальные специфические возможности общей задаче и общему уровню исполнения, что достигается многократными, многочасовыми и только очными репетициями всех участников процесса.

У каждого педагога вырабатывается своя методика подготовки и построения практических занятий, но это не исключает базовых принципов и педагогических условий их проведения, исходя из которых каждый педагог может выбрать то, что отвечает его творческой манере. История хореографического искусства знает много хрестоматийных примеров работы мастеров-педагогов (Вагановой А.Я., Габовича М.М., Гердт Е.П., Захарова РВ., Кожуховой М.А., Тарасова Н.И.) с исполнителями, представленных в воспоминаниях, учебных пособиях и практических рекомендациях.

Одной из главных задач является четкость и выразительность исполнения хореографического текста. Таким образом, педагог вместе с учащимися работает над техникой и выразительностью исполнения танцевального материала. Ведется скрупулезная работа над каждым элементом и движением. Однако кроме вышеназванных методов существуют следующие: метод разучивания по частям; целостный; метод временного упрощения.

Не следует допускать, чтобы исполнители переносили все свое внимание только на технику исполнения танцевального текста. Важно, чтобы они стремились выразить содержание данного фрагмента. Перед выходом к зрителю следует провести последнюю генеральную репетицию со всеми необходимыми составляющими: костюмы, свет, декорации и т.п., чтобы еще раз убедиться в готовности исполнителей вынести свою творческую работу на суд зрителей.

Таким образом, студенты практически демонстрируют свою профессиональную оснащенность. Всему вышеперечисленному невозможно научить, используя только дистанционную форму обучения, даже при весьма развитых компьютерных технологиях.

Обобщая вышеизложенное можно утверждать, что появление новых дистанционных технологий, развитие современных компьютерных программ позволяют во многом расширить и обогатить методы и формы наглядности и образности в обучении хореографии. Средства и возможности обучения продолжат и в дальнейшем изменяться, что потребует от хореографов постоянного и быстрого обновления знаний, потребности в самостоятельной работе.

Однако, несмотря на развитие технических возможностей, дистанционные формы обучения в хореографии возможно рассматривать только как дополнение к базовым традиционным формам. Выдающийся русский балетмейстер Ю.Н. Григорович сущность подлинного новаторства определяет как постоянное обобщение и осмысление предшествующего, синтез, дающий новое качество [7, с. 283]. Таким образом, реализация принципа наглядности и образности в обучении невозможна без совокупности педагогического опыта хореографов прошлых поколений и вдумчивого использования новых, дистанционных форм обучения.

1. Об эксперименте в области дистанционного образования. Приказ Министерства Российской Федерации от 27.06 2000 № 1924. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/901764424

2. Об использовании дистанционных образовательных технологий Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № 137. Available at: https://legalacts. ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06052005-n-137/

3. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. Москва: Искусство, 1956.

4. Захаров РВ. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. Москва: Искусство, 1983.

5. Холфина С.С. Вспоминая мастеров московского балета. Москва: Искусство, 1990.

6. Проекты ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFG0SV03++/Bak3++/520301_B_3plus_21062017.pdf

7. Григорович Ю.Н. Проблемы традиции и новаторства в практике русского балета. Большой театр СССР. Москва, 1976: 281 - 288.

References

1. Ob 'eksperimente v oblasti distancionnogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva Rossijskoj Federacii ot 27.06 2000 № 1924. Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 901764424

2. Ob ispol'zovanii distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.05.2005 № 137. Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06052005-n-137/

3. Vanslov V.V. Soderzhanie i forma v iskusstve. Moskva: Iskusstvo, 1956.

4. Zaharov R.V. Sochinenie tanca. Stranicy pedagogicheskogo opyta. Moskva: Iskusstvo, 1983.

5. Holfina S.S. Vspominaya masterov moskovskogo baleta. Moskva: Iskusstvo, 1990.

6. Proekty FGOS VO po napravleniyam bakalavriata. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFG0SV03++/Bak3++/520301_B_3plus_21062017.pdf

7. Grigorovich Yu.N. Problemy tradicii i novatorstva v praktike russkogo baleta. Bol'shoj teatr SSSR. Moskva, 1976: 281 - 288.

Статья поступила в редакцию 18.02.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.