Научная статья на тему 'Реализация правовой политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в рамках СНГ'

Реализация правовой политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в рамках СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ / СОГЛАШЕНИЕ О ЗАЩИТЕ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / JURIDICAL POLICY / SAFETY SYSTEM / SAFETY OF THE PARTICIPANTS OF CRIMINAL PROCEEDINGS / SAFETY ACTIVITIES / AGREEMENT ABOUT THE DEFENCE OF THE PARTICIPANTS OF CRIMINAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крапчатова Ирина Николаевна, Жданова Яна Владимировна

Рассматриваются проблемные вопросы реализации правовой политики РФ в обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства. Обоснован вывод, что существующая система защиты участников уголовного судопроизводства не обеспечивает надлежащей защиты и требует дальнейшей доработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крапчатова Ирина Николаевна, Жданова Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of juridical policy of the Russian Federation in the sphere of safety system of the participants of criminal proceedings within the boundaties of the Commonwealth of Independent States

The article covers the problem issues of the realization of juridical policy of the Russian Federation in the sphere of safety system of the criminal proceedings participants. The valid conclusion is made that the existing safety system for the participants of criminal proceedings does not provide the proper safety and demands further development.

Текст научной работы на тему «Реализация правовой политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в рамках СНГ»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 3343.3

И.Н. Крапчатова, Я.В. Жданова

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РАМКАХ СНГ

Рассматриваются проблемные вопросы реализации правовой политики РФ в обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства. Обоснован вывод, что существующая система защиты участников уголовного судопроизводства не обеспечивает надлежащей защиты и требует дальнейшей доработки.

Ключевые слова: правовая политика, обеспечение безопасности, безопасность участников уголовного судопроизводства, мероприятия по обеспечению безопасности, соглашение о защите участников уголовного судопроизводства.

Согласно Концепции дальнейшего развития СНГ1 сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам является одной из наиболее востребованных областей взаимодействия стран СНГ. В Плане основных мероприятий по реализации концепции дальнейшего развития СНГ указано, что нужно активизировать усилия государств-участников СНГ в данной области. Также необходимо повысить эффективность реализации действующих документов в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности. В этих целях в период с 2007 по 2010 г. должны быть осуществлены следующие мероприятия:

• обеспечение реализации принятых в рамках СНГ концепций и программ в антикриминальной, антитеррористической и антинаркотической сферах; разработка, принятие и реализация таких программ на очередные периоды;

• повышение эффективности деятельности правоохранительных отраслевых органов СНГ и роли в этом процессе Координационного совещания органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью;

• подготовка под эгидой Координационного совещания органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, предложений по дальнейшему сближению национальных законодательств и совершенствованию договорно-правовой и организационной базы сотрудничества в правоохранительной сфере.

В соответствии с Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью на 2011-2013 гг.2 основными задачами являются:

• развитие международно-правовой базы сотрудничества государств-участников СНГ;

• совершенствование и гармонизация национального законодательства;

• проведение комплексных согласованных межведомственных профилактических, оперативнорозыскных мероприятий и специальных операций;

• информационное и научное обеспечение сотрудничества;

• осуществление сотрудничества в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов.

Согласно Концепции взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью3 взаимодействие в борьбе с преступностью осуществляется на основе принципов:

• уважения суверенитета государств и неукоснительного соблюдения их национального законодательства, норм и принципов международного права;

1 Решение Совета глав государств СНГ «О Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Г осу-дарств и Плане основных мероприятий по ее реализации» (Принято в г. Душанбе 05.10.2007).

2 Решение Совета глав государств СНГ «О Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2011-2013 годы» (Принято в г. Москве, 10.12.2010).

3 Решение Совета глав государств СНГ «О Концепции взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью» (Принято в г. Москве 02.04.1999) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 2000. №1(31). С. 84-93.

Реализация правовой политики Российской Федерации. ЭКОНОМИКА И ПРАВО

• укрепления доверия между компетентными органами государств-участников СНГ;

• приоритета защиты прав и свобод человека;

• равноправия сторон.

Одним из основных направлений взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ, а также уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных по взаимному согласию для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью, является сотрудничество в области защиты прав потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса.

Проблема обеспечения безопасности лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, стала предметом постоянного внимания структур Содружества Независимых Г осударств, прежде всего Межпарламентской ассамблеи и Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ.

Правовой базой на уровне СНГ в этой сфере являются следующие нормативные акты: «Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства»4, «Модельный закон о государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству»5 и «Модельный закон о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»6.

Принятие этих нормативных актов стало одним из шагов в направлении унификации законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения безопасности участников судопроизводства и позволило сформулировать универсальные рекомендательные правовые нормы, термины и определения, способные трансформироваться в национальное законодательство.

«Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства» было разработано в развитие указанных Модельных законов для создания правовой основы более тесного сотрудничества правоохранительных органов государств-участников СНГ в сфере обеспечения эффективной борьбы с преступностью на территориях стран СНГ и успешного осуществления задач уголовного судопроизводства.

В соглашении определяется, что к категории «защищаемые лица» относятся участники уголовного судопроизводства (потерпевший, свидетель, частный обвинитель, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено, эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог, гражданский истец, гражданский ответчик, законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя), а также другие лица, подлежащие защите в соответствии с национальным законодательством.

В отношении защищаемых лиц могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер защиты:

а) временное помещение защищаемого лица в безопасное место на территорию запрашиваемой стороны;

б) переселение защищаемого лица для проживания на территорию запрашиваемой стороны;

в) замена документов защищаемого лица;

г) изменение внешности защищаемого лица;

д) выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения;

е) личная охрана, охрана жилища и имущества;

ж) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

з) изменение места работы (службы) или учебы;

4 Заключено в г. Минске 28.11.2006. Россия ратифицировала Соглашение (Федеральный закон от 25.12.2008 №275-ФЗ «О ратификации Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства»), оно вступило в силу для России 13.04.2009.

5 «Модельный закон о государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству» (Принят в г. Санкт-Петербурге 06.12.1997 Постановлением 10-14 на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 1998. №16. С. 241-254.

6 «Модельный закон о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (Принят в г. Санкт-Петербурге 08.12.1998 Постановлением 12-9 на 12-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 1999. №20. С. 130-140.

И.Н. Крапчатова, Я.В. Жданова

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

и) применение дополнительных мер защиты в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в местах отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Весь процесс организации и осуществления мер защиты является конфиденциальным.

В Российской Федерации результатом долгой работы в сфере формирования концепции государственной защиты участников уголовного судопроизводства стало принятие двух основополагающих законов: «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»7 и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»8. Кроме того, на федеральном уровне принята государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы»9.

Согласно указанным нормативным актам в качестве видов государственной защиты участников уголовного судопроизводства можно выделить следующие:

1) применение специальных мер безопасности;

2) применение мер правовой защиты;

3) осуществление мер социальной защиты.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. №131610 в Министерстве внутренних дел Российской Федерации образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Управление выполняет функции головного оперативного подразделения в системе МВД России по противодействию преступным посягательствам на жизнь и здоровье лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты.

Данное управление является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, по обеспечению сохранности их имущества.

Кроме того, образован Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Он является оперативным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации и находится в непосредственном подчинении Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России. Центр осуществляет оперативно-розыскную деятельность и применение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты. На региональном уровне созданы центры и группы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

По данным МВД России, чаще всего возникает необходимость в применении личной охраны. Другие меры безопасности применяются пока гораздо реже, хотя они не менее эффективны. Это связано, прежде всего, с тем, что они относятся к категории исключительных и применяются только тогда, когда другие меры не могут обеспечить безопасность человека.

Несмотря на создание Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, некоторая раздробленность правоохранительных органов, осуществляющих данные функции, все же сохраняется, отражая ведомственный подход к решению этой сложной проблемы. Подтверждением тому служат нормативные акты, возлагающие обязанности по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства, на разные ведомства. В соответствии с п. 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функ-

7 Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов» // СЗ РФ. 1995. №17. Ст. 1455.

8 Федеральный закон от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ. 2004. №34. Ст. 3534.

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. №792 «Об утверждении Государственной программы “Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы”» // СЗ РФ. 2009. №41. Ст. 4778.

10 Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. №1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. №37. Ст. 4182.

Реализация правовой политики Российской Федерации.

125

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2012. Вып. 1

ций (предоставления государственных услуг)11 были приняты Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких12 и Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких13, а также Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких14.

В целях реализации отдельных положений вышеуказанных федеральных законов были приняты различные подзаконные акты, разъясняющие и уточняющие порядок обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

Таким образом можно сделать следующий вывод. Существующая система защиты участников уголовного судопроизводства не станет по-настоящему действенной без тщательной доработки. Основным условием создания эффективного института государственной защиты является координация деятельности компетентных органов, а также внедрение международных норм и опыта зарубежных стран и имплементация соответствующих норм в законодательство СНГ и стран-участников.

Поступила в редакцию 16.05.11

I.N. Krapchatova, Ya. V. Zhdanova

Realization of juridical policy of the Russian Federation in the sphere of safety system of the participants of criminal proceedings within the boundaties of the Commonwealth of Independent States.

The article covers the problem issues of the realization of juridical policy of the Russian Federation in the sphere of safety system of the criminal proceedings participants. The valid conclusion is made that the existing safety system for the participants of criminal proceedings does not provide the proper safety and demands further development.

Keywords: juridical policy, safety system, safety of the participants of criminal proceedings, safety activities, agreement about the defence of the participants of criminal proceedings.

Крапчатова Ирина Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент

Жданова Яна Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент

Российский государственный гуманитарный университет

125993, Россия, г. Москва, ул. Чаянова, 15

Krapchatova I.N., candidate of law, associate professor Zhdanova Ya.V., candidate of law, associate professor Russian State Humanitarian University 125993, Russia, Moscow, Chayanova st., 15

11 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 №679 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» // СЗ РФ. 2005. №47. Ст. 4933.

12 Приказ МВД РФ от 21.03.2007 №281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. №47.

13 Приказ ФСБ РФ от 03.02.2009 №39 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. №17.

14 Приказ ФСБ РФ от 25.02.2009 №72 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. №21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.