Научная статья на тему 'Реализация прав налогоплательщиков на защиту своих интересов в рамках обжалования ненормативных актов и действий (бездействия) налоговых органов'

Реализация прав налогоплательщиков на защиту своих интересов в рамках обжалования ненормативных актов и действий (бездействия) налоговых органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ / ЖАЛОБЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / THE APPEAL OF TAXING AUTHORITIES' DECISIONS CLAIMS OF TAXPAYERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинова Татьяна Евгеньевна

Рассмотрены возможности использования налогоплательщиками правового поля при обжаловании ненормативных актов налоговых органов. Проведен анализ действующего законодательства по вопросам защиты интересов налогоплательщиков. Приведены статистические данные результатов обжалования ненормативных актов налоговых органов на основных этапах. Даны рекомендации налогоплательщикам по применению процедуры досудебного обжалования ненормативных актов налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENFORCEMENT OF TAXPAYERS’ RIGHT FOR PROTECTION OF INTERESTS IN CASE OF APPEAL OF THE NON-NORMATIVE DECISIONS AND ACTIONS (OR INCTION) OF TAXING AUTHORITIES

The possibilities of using taxpayers the legal field in an appeal against non-normative acts of the tax authorities. The analysis of the action-existing legislation on the protection of taxpayers' interests. The statistical data the results of the appeal of non-normative acts of the tax authorities at key stages. Recommendations are given to taxpayers for the use of pre-trial procedure of appealing against non-normative acts of the tax authorities.

Текст научной работы на тему «Реализация прав налогоплательщиков на защиту своих интересов в рамках обжалования ненормативных актов и действий (бездействия) налоговых органов»

УДК 336.225.692

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА ЗАЩИТУ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ В РАМКАХ ОБЖАЛОВАНИЯ НЕНОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)

НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Т.Е. Устинова

Рассмотрены возможности использования налогоплательщиками правового поля при обжаловании ненормативных актов налоговых органов. Проведен анализ действующего законодательства по вопросам защиты интересов налогоплательщиков. Приведены статистические данные результатов обжалования ненормативных актов налоговых органов на основных этапах. Даны рекомендации налогоплательщикам по применению процедуры досудебного обжалования ненормативных актов налоговых органов.

Ключевые слова: обжалование актов налоговых органов, жалобы налогоплательщиков.

На современном этапе взаимоотношения бизнеса и налоговых органов сформированы таким образом, что отдельные действия налоговиков могут оказывать существенное влияние на процессы ведения хозяйственной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Возможность снижения этого влияния, его оптимизация как в части финансовых ресурсов, так и в части временных промежутков в условиях экономического кризиса может вызывать определенный интерес у представителей бизнес-сообщества.

Действия налоговых органов, которые значимо затрагивают финансовые и хозяйственные интересы бизнеса, можно разделить на две составляющие:

- проведение налоговых проверок;

- осуществление иных действий в рамках полномочий, предоставленных налоговым законодательством.

В качестве примеров указанного выше влияния можно привести следующее.

Так как проведению налоговых проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предшествуют процедуры тщательного риск-анализа и выявления на его основе потенциальных нарушений налогового законодательства, приведших к неуплате налогов в достаточно крупных размерах, практически каждая налоговая проверка (речь идет в основном о выездных налоговых проверках) завершается доначислением плательщику значительных сумм налогов, пеней и налоговых санкций. Неуплата или несвоевременная уплата доначисленных сумм, непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности

неизбежно ведет к осуществлению налоговым органом действий, направленных на приостановление движения по банковским счетам налогоплательщика. Все это в условиях кризиса значительно затрудняет, а в отдельных случаях делает невозможным дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности плательщиком.

В данных условиях важно, что путем подачи соответствующих возражений на доводы налогового органа, изложенные в актах ненормативного характера, и жалоб налогоплательщику удается уменьшить суммы доначисленных платежей, а также признать неправомерными действия (бездействие) налоговых органов.

Право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц предоставлено налогоплательщику подпунктом 12 пункта 1 статьи 21 «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)» Кодекса [1].

Реализация налогоплательщиком этого права позволяет в довольно короткие сроки восстановить нарушенные права либо несколько отсрочить дату вступления в силу решений налогового органа.

Алгоритм действий налогоплательщика при обжаловании представлен на следующей схеме.

Алгоритм действий налогоплательщика при обжаловании ненормативных актов налоговых органов

Получив акт налогового органа (составленный как по результатам налоговой проверки, так и по результатам иных контрольных мероприятий), налогоплательщику следует в течение одного месяца представить в налоговый орган, составивший этот акт, свои письменные возражения на приведенные в акте нарушения налогового законодательства с приложением необходимых пояснений и подтверждающих документов.

Все приведенные плательщиком доводы и документы в обязательном порядке рассматриваются и оцениваются налоговым органом при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

Кодексом предусмотрена возможность (но не обязанность) плательщика присутствовать при рассмотрении материалов проверки. При этом личное присутствие представителей плательщика безусловно целесообразно, так как в ходе рассмотрения материалов ими могут быть приведены дополнительные устные пояснения и доводы, которые окажут значимое влияние при вынесении решения руководителем налогового органа.

В случае отрицательного для плательщика результата рассмотрения его возражений и вынесения соответствующего решения налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы.

Налоговое законодательство разделяет жалобы налогоплательщиков на две категории: жалобы и апелляционные жалобы.

Жалоба - это «обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права» [1]. Такая жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. Срок подачи жалобы - в течение одного года со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Апелляционная жалоба - это «обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права» [1]. Апелляционная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговую инспекцию, принявшую решение по результатам налоговой проверки. Срок направления в налоговый орган такой жалобы - в течение одного месяца со дня, когда решение по проверке вручено плательщику. Особенностью апелляционной жалобы является то, что до завершения ее рассмотрения и вынесения вышестоящим налоговым органом решения по ней, первоначальное решение в силу не вступает.

Инициирование процесса обжалования ненормативных актов налогового органа в вышестоящий налоговый орган при наличии обоснован-

ных доводов о нарушениях этими актами прав налогоплательщиков важно по двум причинам:

- во-первых, в четко регламентированный срок (15 рабочих дней -для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) налоговых органов, один месяц - для рассмотрения жалоб на решения по результатам налоговых проверок) вышестоящий налоговый орган выносит решение по жалобе, в том числе отменяя неправомерно принятые в отношении плательщика решения;

- во-вторых, при отрицательном для плательщика результате рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом у него появляется возможность обжаловать ненормативный акт налогового органа в судебном порядке, так как согласно пункту 2 статьи 138 Кодекса «акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Кодексом».

Конечный этап рассмотрения доводов плательщика по конкретным претензиям налогового органа - судебное разбирательство [3].

Нужно отметить, что широко применяемый в сегодняшней практике процесс досудебного обжалования ненормативных актов налоговых органов или действий (бездействия) их должностных лиц обладает рядом существенных преимуществ перед судебным обжалованием и характеризуется:

- отсутствием расходов, связанных с уплатой государственной пошлины [2];

- простотой процедуры обращения плательщика с жалобой;

- короткими сроками рассмотрения жалобы и вынесения по ней решения;

- возможностью осуществления контроля за ходом рассмотрения жалобы: процесс рассмотрения жалобы можно отследить с помощью электронного сервиса ФНС России «Узнать о жалобе» на портале www.nalog.ru [4];

- наличием прямой заинтересованности вышестоящего налогового органа в досудебном разрешении споров.

Анализ эффективности каждого из этапов обжалования по данным статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы по форме 3-НС за 2015 год показывает, что наиболее эффективным этапом восстановления нарушенных прав плательщика является этап рассмотрения его возражений на ненормативный акт налогового органа [5]. Как показывает практика, более 80% полностью или частично удовлетворенных доводов налогоплательщика приходится именно на этот этап рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов о нарушении налогового законодательства непосредственно в налоговых инспекциях.

На этапах обжалования решений налоговых органов в вышестоящем органе и судах процент удовлетворенных доводов налогоплательщика не превышает 10%.

Следовательно, плательщику целесообразно основные подтвержденные документально доводы приводить в ходе рассмотрения материалов налоговым органом, составившим соответствующий акт, - налоговой инспекцией.

Как видно из изложенной выше информации, процедура своевременного и обоснованного обжалования позволит избежать отрицательного влияния результатов проведенных в отношении плательщика мероприятий налогового контроля на его финансовую и хозяйственную деятельность.

Вместе с тем, с целью экономии времени, а также во избежание дополнительного начисления сумм пеней налогоплательщику следует детально оценить целесообразность направления жалобы в налоговые органы при отсутствии у него значимых доводов и документов, подтверждающих позицию о нарушении ненормативным актом налогового органа его прав.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 25.12.2015).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015).

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2015).

4. Приказ ФНС России от 29.06.2012 «Об утверждении информационного ресурса «Состояние рассмотрения жалоб».

5. Приказ ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-1/674@ «Об утверждении форм статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы на 2015 год».

Устинова Татьяна Евгеньевна, нач. отдела, ustinova110369@rambler.ru, Россия, Тула, Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области

ENFORCEMENT OF TAXPAYERS' RIGHT FOR PROTECTION OF INTERESTS IN CASE OF APPEAL OF THE NON-NORMATIVE DECISIONS AND ACTIONS (OR INCTION)

OF TAXING A UTHORITIES

T.E. Ustinova

The possibilities of using taxpayers the legal field in an appeal against non-normative acts of the tax authorities. The analysis of the action-existing legislation on the protection of taxpayers' interests. The statistical data the results of the appeal of non-normative acts of the tax authorities at key stages. Recommendations are given to taxpayers for the use of pre-trial procedure of appealing against non-normative acts of the tax authorities.

Key words: the appeal of taxing authorities' decisions claims of taxpayers.

Ustinova Tatyana Evgenyevna, the Head of Department of Tula region Administration of the Federal Tax Services, ustinova110369@rambler.ru, Russia, Tula, Tula region Administration of the Federal Tax Services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.