Научная статья на тему 'Реализация педагогических условий формирования социокультурной компетенции у студентов педагогического вузапри изучении иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий (работа проводилась при поддержке Минобрнауки Российской Федерации в рамках программы стратегического развития "педагогические кадры для инновационной России")'

Реализация педагогических условий формирования социокультурной компетенции у студентов педагогического вузапри изучении иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий (работа проводилась при поддержке Минобрнауки Российской Федерации в рамках программы стратегического развития "педагогические кадры для инновационной России") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ / SOCIOCULTURAL ASPECT / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабушкина Лариса Евгеньевна

Рассматриваются результаты исследования, посвященного формированию социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза при изучении иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий. Освещается реализация педагогических условий, направленных на эффективное формирование социокультурной компетенции у обучающихся. Предлагаются методики оценки сформированности социокультурной компетенции у студентов.The article suggests the main results of the research of formation of sociocultural competence of students of pedagogical institute at learning of foreign languages by ICT tools. It is considered the realization of the pedagogical conditions directed on effective formation of sociocultural competence of students of pedagogical institute. Assessment methods of formation of sociocultural competence of students pedagogical institute at learning of foreign languages by ICT tools are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабушкина Лариса Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогических условий формирования социокультурной компетенции у студентов педагогического вузапри изучении иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий (работа проводилась при поддержке Минобрнауки Российской Федерации в рамках программы стратегического развития "педагогические кадры для инновационной России")»

УДК 316.61:004:811.1(045)

Л.Е. Бабушкина,

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Реализация педагогических условий

формирования социокультурной компетенции

у студентов педагогического вуза

при изучении иностранных языков средствами

информационно-коммуникационных

технологий*

В условиях изменчивости и противоречивости современного мира возрастает потребность в педагоге, рассматривающем языковое многообразие и многообразие культур как наиболее ценные элементы мирового культурного наследия, понимающем специфику межкультурного общения и содействующем межкультурному социальному взаимодействию в

любом поликультурном пространстве. Такая ситуация требует, помимо владения языком, знаний о культуре, социально-культурных особенностях развития той или иной страны.

Анализ научной литературы (А.В. Войнова, И.А. Левицкая и др.) дает основания рассматривать социокультурную компетенцию в логике проектирова-

ния федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования как составляющую общекультурной компетенции и общую результирующую высшего образования [5, 9]. Как показывает практика обучения иностранному языку, формирование социокультурной компетенции у студентов напрямую зависит от

* Работа проводилась при поддержке Минобрнауки Российской Федерации в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».

© Бабушкина Л.Е., 2014

ЛАРИСА ЕВГЕНЬЕВНА БАБУШКИНА

старший преподаватель, исполняющая обязанности заведующей кафедры иностранных языков Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева. Сфера научных интересов: формирование социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза средствами информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков. Автор 44 публикаций

Рассматриваются результаты исследования, посвященного формированию социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза при изучении иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий. Освещается реализация педагогических условий, направленных на эффективное формирование социокультурной компетенции у обучающихся. Предлагаются методики оценки сформированности социокультурной компетенции у студентов.

Ключевые слова: педагогические условия, социокультурная компетенция, социокультурный аспект, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа, информационно-коммуникационная среда.

The article suggests the main results of the research of formation of sociocultural competence of students of pedagogical institute at learning of foreign languages by ICT tools. It is considered the realization of the pedagogical conditions directed on effective formation of sociocultural competence of students of pedagogical institute. Assessment methods of formation of sociocultural competence of students pedagogical institute at learning of foreign languages by ICT tools are offered.

Key words: pedagogical conditions, sociocultural competence, sociocultural aspect, information and communication technologies, independent work, information and communication environment

организации знаний о действительности, культуре, лексических средствах, описывающих определенную часть иноязычной лингвистической культуры [5, с. 21]. Интерес студентов к иноязычной культуре объясняется необходимостью успешного общения, которое неосуществимо без учета культуры в структуре и содержании коммуникации в качестве определяющего условия адаптации студента к новым условиям жизни. Высокий уровень иноязычной грамотности будущих специалистов повышает их конкурентоспособность на рынке труда и способствует положительным преобразованиям в обществе.

Опираясь на работы И.А. Зимней, В.В. Сафоновой и других исследователей, под социокультурной компетенцией студентов педагогического вуза мы понимаем единство знаний о содержании компетенции, готовность к проявлению компетенции в профессиональной деятельности, способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире, а также умение использовать творческий потенциал и лич-

ный опыт в зависимости от ситуации общения.

Актуальным является выбор оптимальных средств формирования социокультурной компетенции. Исследователями (П.Н. Данилова, Н.В. Вознесенская и др.) установлено, что комплексное внедрение в образовательный процесс информационно-комму-никационныхтехнологий призвано подготовить студентов к работе в современной школе, в которой начинается процесс формирования информационно-образовательной среды или уже имеется развитая информационная инфраструктура [4, 6]. Очевидно, что информационно-коммуникационные технологии, которые представляют собой совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания людей и развивающей их возможности по управлению техническими и социальными процессами, обладают большими возможностями для изучения иностранных языков, что оказывает значительное влияние на повы-

шение уровня сформированности социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза.

Под формированием социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза при изучении иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий нами понимается процесс, предполагающий развитие положительной мотивации и интереса к изучению иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий, овладение студентами объемом социокультурных знаний, полученных при изучении иностранных языков с использованием информационно-коммуникационных технологий, выработку у них умений и навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями для повышения уровня социокультурной компетенции, а также использование эвристического поиска и творческой направленности, необходимых при изучении иностранных языков в условиях информационно-коммуникационной среды.

Специалист по учебно-методической работе Управления научной и инновационной деятельности Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева И.Б. Буянова правомерно отмечает создание благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности студентов как приоритетное направление [3, с. 8]. Вслед за ней И.В. Абрамова в качестве показателя такой деятельности рассматривает формирование у студентов интереса и потребности к научному творчеству, развитие творческого мышления, научной самостоятельности, повышение внутренней организованности, сознательного отношения к учебе, углубление и закрепление полученных в процессе обучения знаний [1, с. 28]. Решение проблемы создания благоприятной атмосферы формиро-

вания социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза, изучающих иностранные языки средствами информационных технологий потребовало выявить и обосновать педагогические условия, в качестве которых выступают определенные факторы, воздействующие на формирование социокультурной компетенции студентов неязыковых специальностей педагогического вуза [2, с. 9]. К их числу целесообразно отнести актуализацию социокультурного аспекта изучения иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий, организацию самостоятельной работы студентов педагогического вуза при изучении иностранных языков средствами информационных технологий, создание информационно-коммуникационной учебной среды с соответствующим научно-методическим обеспечением процесса изучения иностранных языков средствами информационных технологий.

Эти педагогические условия были апробированы на базе неязыковых факультетов Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева на примере дисциплин «Французский язык» и «Латинский язык».

Первым из рассматриваемых условий является актуализация социокультурного аспекта изучения иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий, направленная на ориентацию обучения иностранным языкам, на определение и сравнение закономерностей и особенностей культурного развития разных стран мира, формирование понимания культурного разнообразия стран изучаемых языков и позиционирование себя как представителя одной страны и гражданина мира в целом, использование различных источников информации и изучение того или иного учебного материала с сопровождением анализа

произведений искусства, способных создать нужный социокультурный фон в рамках изучаемой тематики.

Реализации данного условия при организации образовательного процесса с помощью средств информационно-коммуникационных технологий способствовало использование интернет-ресурсов, работа с которыми была направлена на проведение наблюдений, изучение и обобщение социокультурной информации, подготовку презентаций, что оказало положительное влияние на мотивацию студентов к изучению иностранных (французского, латинского) языков.

При изучении французского языка для усвоения необходимого лексического материала и формирования у себя навыков повествования о своей студенческой жизни студенты знакомились с сайтом «Французский язык. Курсы и изучение французского языка на Studu French. Ru». (http://www. studyfrench.ru/). Тема образования интересна и актуальна для студентов, так как большая часть их жизни связана с обучением в образовательных учреждениях (школе, институте). Сайт «BBC - Languages-french - Ma France» (http://www.bbc. co.uk/languages/french/mafrance/) содержит видеорепортажи канала BBC по всей Франции. Благодаря этому ресурсу студенты могли не только узнавать новые слова и выражения, но и знакомиться культурой и жизнью во Франции.

При изучении латинского языка на занятиях применялись интернет-ресурсы: http ://latin izza. narod.ru - сайт LATI NIZZA, http:// latin-room.narod.ru - кабинет латинского языка, http://lingvo.asu. ru/latin/latin.html - грамматика латинского языка, http://yaskazal.ru/ latin_in_alfavit.php - афоризмы на латыни, http://www.trilinguis.ru/ linguistic/latina.aspx - языковой портал Trilinguis.

Это условие реализовывалось при выявлении необходимой куль-

турной информации средствами информационно-коммуникационных технологий. Актуализация социокультурного аспекта изучения иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий происходила на основе профессиональных установок студентов, которые строили свои высказывания на основе имеющихся данных о культуре страны, что оказало положительное влияние на их мотивацию к изучению иностранных (французского, латинского) языков.

Повышению уровня социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза способствует подготовка студентов к самостоятельной работе при изучении иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий, которая была организована таким образом, что студенты могли обучаться разнообразным методическим приемам самостоятельной работы. Одним из эффективных видов самостоятельной работы, как показывает практика, была проектная деятельность. Ее содержание в ходе эксперимента носило социокультурный характер и было отнесено к разряду творческой деятельности, поскольку она способствовала развитию у студентов познавательной самостоятельности, критического и рефлексивного мышления, творческих способностей.

С целью создания у студентов положительной мотивации к проявлению социокультурной компетенции в творческой и исследовательской деятельности им была предложена разработка научно-исследовательских проектов. Например, работа над темами «Развитие технических средств во Франции: Интернет», «Великие сооружения Древнего Рима», «Минитель во Франции», «Развитие науки в Древнем Риме» и другими способствовала стремлению и готовности студентов к саморазвитию, созда-

нию условий для формирования познавательного потенциала, предоставлению возможностей осуществлять перенос знаний в новую ситуацию.

Таким образом, подготовка студентов к самостоятельной работе со средствами ин-формационно-коммуникацион-ных технологий (электронными и мультимедийными учебниками, энциклопедиями и словарями, электронной почтой, сетью Интернет) при изучении иностранных языков способствовала углублению и расширению у них знаний по узковыбранной теме научно-исследовательского характера, формированию стремлений к самостоятельному обобщению и осмыслению всей суммы знаний по проблемам использования таких технологий в преподавании как иностранных языков, так и других дисциплин, развитию интереса к проведению опытно-экспериментальных работ педагогического характера по проблемам информационно-коммуникационных технологий, получению практических навыков выполнения педагогических работ исследовательского характера, приобретению умений делать выводы и их психолого-педагогическому анализу.

Обосновывая еще одно условие создания информационно-коммуникационной учебной среды с соответствующим научно-методическим обеспечением процесса изучения иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий, подчеркнем роль информационно-коммуникационной среды, образованной средствами этих технологий в процессе обучения иностранным языкам, которая рассматривается как составная часть образовательной среды, воздействующая на участников учебного процесса и представляющая собой взаимосвязь конкретных материальных коммуникационных и социальных усло-

вий, обеспечивающих процессы преподавания и учения.

Реализация программы стратегического развития Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевье-ва на 2012-2016 годы, получившей поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации, обусловливает необходимость проведения соответствующих преобразований в институте [8, с. 61]. Новизна идеи этой программы видится в выявлении,обо-сновании и реализации принципов, подходов, механизмов консолидации интеллектуальных, кадровых и материальных ресурсов различных образовательных структур и сообществ с целью повышения качества педагогического образования, способного эффективно выполнять социальный заказ [7, с. 60]. В связи с этим, отвечая на запросы времени, институт инициирует создание Мордовского базового центра педагогического образования - центра коллективного пользования. Реализация программы развития его инновационной инфраструктуры позволяет совершенствовать систему подготовки педагогических кадров на основе повышения уровня научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава, развития информационно-коммуникационной среды, разработки и внедрения в образовательный процесс инновационных образовательных технологий [10, с. 42]. Для этого в институте создан проект «ИНФО-ВУЗ» (Иоте.тогСдрг ги) - специализированное системно-объединяющее пространство, позволяющее решать поставленные профессиональные задачи с высокой степенью точности и эффективности.

Как отмечает проректор по научной работе Т.И. Шукшина, в рамках программы стратегического развития Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева

на 2012-2016 годы осуществляется создание депозитария интеллектуальной собственности института, а также системы и механизмов использования интеллектуальной собственности института в целях его развития [11, с. 17]. Таким образом, при обучении иностранному языку в педагогическом вузе появляются электронные базы данных, дающие возможность обучаемым самостоятельно усваивать знания. Так, для изучения дисциплин «Французский язык» и «Латинский язык» в институте нами были разработаны и внедрены (с помощью системы ИНФО-ВУЗ) электронные базы данных: «Французский язык: электронное учебное пособие» и «Латинский язык: электронное учебное пособие».

Учебные материалы баз данных (тексты, вопросы, лексический минимум, тренировочные задания, проектная работа) подобраны в соответствии с социокультурной тематикой и ориентированы на обучение студентов чтению и переводу со словарем оригинальных текстов социокультурного характера. Наблюдения показывают, что студенты более ответственно относятся к занятиям и проявляют больший интерес к электронному изучению иностраннных языков, чем к обучению с бумажными носителями, что влияет на эффективное формирование социокультурной компетенции студентов.

Применение проекта «ИНФО-ВУЗ» в качестве инструмента поддержки учебной деятельности студентов позволило эффективно работать с учебными материалами и оптимизировать учебный процесс путем систематической регистрации его параметров и создания банка данных по каждому конкретному студенту и группе студентов в целом (сведения об исходном уровне знаний, результаты текущего контроля, средний балл, данные о преобладающем темпе работы и др.).

Таким образом, нами были выделены и реализованы на практике приведенные педагогические условия, направленные на эффективное формирование социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза при изучении иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий. Апробация педагогических условий осуществлялась на втором этапе опытно-экспериментальной работы в 20092012 годах. Контингент испытуемых составили студенты первых и вторых курсов неязыковых факультетов, изучающие иностранный (французский) язык, и студенты филологического факультета, изучающие латинский язык. При выборе необходимого числа студентов мы учитывали специфику форм организации учебного процесса на неязыковых факультетах педагогического института. Мы исходили из того, что основными формами работы организации учебного процесса являются лабораторные занятия, а занятия на факультетах проходят в группах по 8-15 человек. В связи с этим в экспериментальную и контрольную группы были объединены студенты трех групп. В итоге в экспериментальной группе оказалось 34 человека, а в контрольной - 36.

В качестве диагностического инструментария использовался следующий комплекс методов: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, обобщение опыта, экспертная оценка; методы поэлементного и пооперационного анализа, разработанные A.B. Усовой; методика «Мотивация обучения в вузе», разработанная Т.И. Ильиной, включающая шкалы «получение диплома», «приобретение знаний», «овладение профессией», а также тест, предложенный В.И. Андреевым.

Математический анализ результатов до- и постэкспериментального определения уровня сформированности социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза позволил выявить следующие результаты: к концу педагогического эксперимента в обеих группах произошло определенное повышение данного уровня, при этом наиболее явные изменения прослеживались в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе они были не столь значительны. Для проверки достоверности полученных результатов нами был использован критерий Пирсона (хи-квадрат). Так как %2эмп = 8 > > %20,05 = 7,81, то достоверность различий данных экспериментальной и контрольной групп после окончания эксперимента составляет 95 %.

Полученные результаты подтвердили эффективность реализации сформулированных педагогических условий. Вместе с тем проведенное исследование не исчерпывает всего круга проблем, связанных с формированием социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза при изучении иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий. Перспективы нашей дальнейшей работы видятся в разработке вопроса о развитии социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза в условиях информационно-коммуникационной среды.

Литература

1. Абрамова И.В. Значение научно-исследовательской деятельности студентов для формирования профессиональной компетентности // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 2. С. 28-31.

2. БабушкинаЛ.Е. Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов педагогического вуза // Интеграция образования. 2010. № 1. С.9-14.

3. Буянова И.Б. Модель социокультурной адаптации студентов к обучению в педагогическом вузе и условия ее реализации // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4. С. 7-9.

4. Вознесенская Н.В. Информационно-образовательная среда учебного заведения: портальные решения или облачные сервисы? // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 4. С. 14-17.

5. Войнова А.В. Стратегии и приемы совершенствования социокультурной компетенции у студентов бакалавриата на занятиях по второму иностранному языку // Высшее образование сегодня. 2013. № 11. С. 21-24.

6. Данилова П.Н. Видеофильм как средство формирования социокультурной компетенции в специализированном вузе // Высшее образование сегодня. 2013. № 1. С. 79-82.

7. Кадакин В.В., Шукшина Т.И. Педагогический вуз как базовый центр подготовки учителя // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 60-68.

8. Ключко О.И. Программа стратегического развития МордГПИ как инструмент перспективного планирования и целеполагания // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 60-63.

9. Левицкая И.А. Оценка социокультурной компетенции студентов и особенности ее формирования в техническом вузе // Высшее образование сегодня. 2011. № 2. С. 44-46.

10. Рябова Н.В. Мордовский базовый центр педагогического образования как инновационное структурное подразделение института // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 41-45.

11. Шукшина Т.И., Замкин П.В. Развитие системы научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 13-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.