Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов педагогического вуза'

Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1065
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабушкина Лариса Евгеньевна

Статья посвящена выявлению педагогических условий, воздействующих на процесс формирования социокультурной компетенции студентов неязыковых специальностей в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабушкина Лариса Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов педагогического вуза»

№ 1, 2010

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Л. Е. Бабушкина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

Статья посвящена выявлению педагогических условий, воздействующих на процесс формирования социокультурной компетенции студентов неязыковых специальностей в процессе обучения иностранному языку.

Ключевыге слова: социокультурная компетенция; педагогические условия; информационно-коммуникационные технологии; электронная информационно-образовательная среда.

В настоящее время все большее распространение получают разнообразные инновационные формы обучения, важным элементом которых является формирование дополнительных качеств выпускника. К ним можно отнести и владение социокультурной компетенцией.

Поскольку социокультурная компетенция составляет важную часть профессиональной компетентности, проблема ее формирования становится ключевой для исследований в области иноязычного образования. Различные аспекты формирования социокультурной компетенции при обучении иноязычному общению рассматривали в своих работах Т. Н. Аста-фурова, Г. А. Воробьев, В. П. Мильруд и др. В исследованиях А. Я. Касюк, В. В. Ощепковой, В. П. Сысоева и других ученых нашли отражение проблемы, связанные с социокультурным компонентом содержания обучения иностранному языку. Государственный образовательный стандарт при разработке современных программ и образовательных технологий обучения по иностранному языку для неязыковых факультетов педагогического вуза предусматривает формирование в рамках профессиональной компетентности (предметно-специализированных знаний, умений и навыков) социокультурной компетенции.

Опираясь на точку зрения И. А. Зимней, под социокультурной компетенцией студентов педагогического вуза мы понимаем способность и готовность при-

менять комплекс социокультурных знаний о национальной специфике своей страны и страны изучаемого языка в процессе профессиональной деятельности, проявляя при этом такие профессионально важные качества, как коммуникабельность, эмпатичность, толерантность [3].

Анализ теории и практики по проблеме исследования позволяет выделить ряд педагогических условий, способствующих эффективному формированию социокультурной компетенции студентов. Педагогическими условиями в данном случае выступают определенные факторы, воздействующие на формирование социокультурной компетенции студентов неязыковых специальностей педагогического вуза в процессе обучения иностранному языку. Исходя из задач исследования к их числу целесообразно отнести актуализацию социокультурного компонента изучаемых дисциплин; осуществление целенаправленной работы по внеаудиторной подготовке студентов к созданию проектов с помощью средств ИКТ; создание электронной информационно-образовательной среды.

Актуализация социокультурного компонента изучаемых дисциплин

Актуализация (от лат. асШаНв) — действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью

* Работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы по теме «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427).

© Бабушкина Л. Е., 2010

последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении. Она тесно связана с переводом знаний, навыков и чувств из скрытного, латентного, состояния в явное, действующее [4].

В структуре обучения иностранному языку социокультурный компонент занимает особое место. На него опираются все остальные компоненты системы обучения иностранному языку. Культура — это основа, имеющая личностный смысл, на которой жизненные и профессиональные установки студентов выступают ориентирами человеческого поведения. В те или иные моменты человеческой жизни на первый план выходят разные установки: натуралистическая — на восприятие бытовой достоверности; моралъно-фактическая — на восприятие правил и норм поведения и общения; на развлечение — развлекательный гедонизм при общении с социокультурной информацией; эмоционалъ-но-эстетическая — готовность к познанию смысла социокультурной информации, к получению духовного наслаждения и эстетического удовлетворения от общения с социокультурной информацией; информационная — отношение студентов к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) (телевидению, видео, компьютерам) как к средствам информации, реально отражающим окружающую действительность [4].

Актуализация социокультурного компонента изучения иностранных языков определяется тенденциями в образовании, связанными с необходимостью подготовки студентов с высоким уровнем развития общей культуры, способных осуществлять дальнейшую профессиональную деятельность в современных социальных, экономических и культурных условиях; нереализованным потенциалом высших учебных заведений в воспитании личности, способной и готовой к диалогу культур в условиях расширения и качественного изменения сфер международного сотрудничества; повышением требований к уровню социокультурной

компетенции будущих учителей; недостаточной разработанностью научнометодического обеспечения процесса целенаправленного формирования социокультурной компетенции будущих учителей в системе профессиональной педагогической подготовки.

Социокультурный компонент находит свое отражение в изучении не только стран, но и сфер международного сотрудничества, а также современных социальных, экономических и культурных условий, при которых осуществляется профессиональная подготовка студентов. Формирование и развитие социокультурной компетенции осуществляются благодаря использованию различных форм организации образовательного процесса (лекция, семинарские занятия, семинар-диспут, учебная конференция и др.). При изучении иностранного языка лекция во многом приближается к рассказу и используется, когда студентам необходимо дать дополнительный материал о том или ином явлении социокультурного характера либо обобщить его. Семинары проводятся в форме докладов и сообщений или в вопросно-ответной форме и могут сопровождаться подготовленными студентами под руководством преподавателя презентациями. Семинар-диспут направлен на формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций студентов. Учебная конференция имеет своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы и требует большой подготовительной работы (проведение наблюдений, изучение и обобщение литературных источников, постановка мини-опытов, подготовка презентаций и др.). При любых организационных формах обучения иностранному языку студенты строят свои высказывания на основе имеющихся данных о культуре страны. Одновременно происходит осознание несовпадения информации одного языка с информацией другого и возможна ее коррекция на личностном уровне. Эти процессы не поддаются оценке и даже наблюдению.

№ 1, 2010

Осуществление целенаправленной работы по внеаудиторной подготовке студентов к созданию проектов с помощью средств ИКТ

Проектная деятельность основана на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, а это, в свою очередь, — одна из важнейших задач современного качественного образования. Учебный исследовательский проект всегда структурируется в соответствии с общенаучным методологическим подходом по следующему алгоритму: определение целей исследовательской деятельности; выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала; формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования; уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных; сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов; подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов [2].

Все сказанное выше объясняет повышенный интерес, проявляемый к методу проектов в течение многих десятилетий. Причины широкой популярности проектного обучения в системе образования лежат не только в сфере собственно педагогики, но и, главным образом, в социальной и культурной сферах. Они связаны с необходимостью овладения студентами способами и приемами самообучения, умениями пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; актуальностью приобретения коммуникативных и социокультурных навыков и умений — работать самостоятельно и в группе, играя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т. д.); актуальностью широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему; значимостью для развития у человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать

необходимую информацию, анализировать ее с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения [1]. Есть все основания утверждать, что реализация метода проектов — эффективное средство профессиональной подготовки студентов, а следовательно, и формирования у них социокультурной компетенции.

Проектная деятельность носит социокультурный характер в силу своей способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. Она может быть отнесена к разряду творческой деятельности, поскольку предполагает познающее преобразование реальности, которое не всегда может быть жестко технологизировано. Вместе с тем проектная деятельность представляет собой систему целевых действий, направленных на создание проектных (целевых, содержательных, структурных, инструментальных, процессуальных) предпосылок для рациональной организации процессов социализации, инновационной деятельности в культуре, для преодоления и профилактики кризисных явлений в социуме, для обустройства жизни граждан в соответствии с их конституционными правами и свободами [5].

Следует особо отметить, что применение ИКТ дает большие возможности для реализации популярного в настоящее время метода, который наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению иностранному языку: мотивации к обучению (в проектной работе она всегда положительная) и личного интереса (проект отражает интересы студентов). Студенты охотно включаются в познавательную деятельность, учатся отстаивать собственную точку зрения. При этом повышается эмоциональный настрой на занятии, создаются условия для проявления индивидуальных творческих способностей студентов, для использования полученных знаний в нестандартных ситуациях при выходе за рамки одной вузовской дисциплины.

Создание электронной информационно-образовательной среды

Данное условие связано с умением студентов работать самостоятельно, поскольку именно самостоятельность дает возможность успешно адаптироваться к работе, связанной с быстро меняющимися технологиями. Так, одна из задач обучения состоит в формировании у студента умения самостоятельно работать с учебной, а затем и научной книгой, в частности электронной. Особенно важно такое умение при заочном или дистанционном обучении, когда общение студента с преподавателем носит нерегулярный характер. Современная разновидность заочного обучения — обучение с использованием ИКТ — преимущественно основана на самостоятельной работе студента.

В связи с изменением экономической ситуации в нашей стране возникла объективная необходимость получения качественного образования без прекращения профессиональной деятельности и без регламентации часов занятий. Многие заинтересованы в получении такого образования и готовы оплачивать обусловленные им затраты. Для таких людей наиболее приемлемо обучение с использованием ИКТ и электронных учебных пособий как при работе с лекционным материалом, так и при выполнении практических и лабораторных занятий. Если методика изучения теоретической части различных дисциплин с использованием ИКТ разработана в достаточной степени, то аналогичная методика, касающаяся виртуального проведения лабораторных и практических работ, вызывает множество трудностей, связанных с переводом соответствующих видов деятельности в форму компьютерного моделирования.

Электронная информационно-образовательная среда предполагает получение образовательных услуг без посещения учебного заведения или с эпизодическим посещением, с помощью современных ИКТ, таких как электронная почта, телевидение и глобальная сеть Интернет.

Студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе. Он может изучать дисциплины в любой последовательности с той скоростью, которая оптимальна лично для него. Все это делает обучение с использованием ИКТ качественнее и доступнее [6]. Кроме того, оно несет и определенную социальную нагрузку, поскольку есть группа людей, для которых электронная информационно-образовательная среда может оказаться единственно доступной формой образования. Это инвалиды, имеющие проблемы с передвижением.

Элементами электронной информационно-образовательной среды являются краткая информация о дисциплине, рабочая программа, рекомендуемые сроки изучения, сценарий изучения учебного материала, учебное пособие (хрестоматия, учебник), методические указания по выполнению контрольных и практических работ, контрольные задания, лабораторный комплекс, вопросы к зачетам и экзаменам, распределенный конт-рольно-тестирующий комплекс, список часто задаваемых вопросов по дисциплине и ответы на них, список дополнительной литературы, ссылки на информационные ресурсы Интернета.

Все элементы имеют гиперссылки и позволяют перейти к любому другому элементу, в том числе к разделам и темам, на знании которых базируется тот или иной раздел. Это помогает направлять процесс самообразования по методически обоснованной программе внутри дисциплины.

В рамках создания электронной информационно-образовательной среды Мордовского государственного педагогического института им М. Е. Евсевье-ва с участием автора разработаны и внедряются учебные пособия «Электронный латинский», «Электронный французский», направленные на формирование социокультурной компетенции студентов. При планировании содержания обучения мы руководствовались актуальными жизненными задачами, реальными возможностями студентов, необходимостью учета межпредметных связей (Ю. К. Ба-

111!111Й1И1!Ш № 1,

банский). Разделяя точку зрения ряда ученых (А. Пентина и др.), считаем, что в процессе формирования социокультурной компетенции предметное содержание играет роль среды, в которой моделируется деятельность, имеющая надпред-метный характер. Таким образом, конкретный учебный материал отбирался на основе положительной мотивации к изучению иностранного языка (мотивационный компонент), практической направленности и самообразовательной деятельности (деятельностный), понятийной значимости (когнитивный) и ориентации на формирование и развитие личностных качеств студентов (личностный), которые являются компонентами социокультурной компетенции.

В «Электронном французском» тема «Планы на будущее. Работа. Проблема занятости» включает информацию о правилах делового общения, необходимых любому современному человеку, и ситуации, с которыми могут столкнуться будущие специалисты. При изучении данной темы разбираются способы выхода из сложных ситуаций, анализируются формы делового общения и роли участников коммуникации. Тема «Семья» крайне необходима студентам, поскольку помогает понять, что семейные отношения — это та сфера человеческой жизни, над которой надо работать постоянно. При ее изучении у студентов формируются и развиваются умения партнерского взаимодействия, общения с людьми разных характеров и мировосприятий. Темы «Париж — центр притяжения» и «Франция — страна, где любят вкусно поесть» позволяют формировать компетенцию социокультурного взаимодействия и общения, непосредственно знакомят со спецификой французской культуры и общества. Студенты находят сходства и различия между историческим развитием французской и русской цивилизаций, так как Франция сыграла немаловажную роль в развитии нашей культуры и общества. Тема «Технические средства» актуальна, потому что способствует отработке языка компьютерной терминологии. Известно, что мировая информационно-коммуникационная

сеть позволяет объединить тысячи пользователей персональных компьютеров по всему миру. Подобные контакты разнообразны и по форме, и по содержанию: телеконференции, электронная переписка и т. д. Язык этих контактов отличается от повседневного общения. В рамках данной темы студенты приобретают опыт эффективного электронного общения как в контексте различных национальных культур, так и в зависимости от культуры своей страны.

Тематические разделы «Электронного латинского» дают возможность студентам осознать роль латинского языка и античной цивилизации в развитии терминологии (научно-педагогической, юридической, медицинской и т. д.) изучаемых иностранных и родного языков. Темы «Фонетика», «Имя существительное», «Глагол», «Местоимение» дают основные сведения о грамматической системе латинского языка, интернациональной лексике и способах выявления национально-культурной информации из текстов на основе анализа значения слов и их объединения в тематические группы. При изучении тем «Культура Древнего Рима», «Римское общество», «Возникновение римской государственности» студенты учатся сопоставлять интернацио-нализмы латинского и русского языков. Это помогает обнаруживать тесную связь или различие культур, обслуживаемых данными языками.

Для каждого тематического раздела разработан комплекс презентаций, направленный на освоение студентами соответствующих способов деятельности и социокультурного опыта. Особое внимание в учебных пособиях отводится формированию социокультурных стратегий — приемов, используемых участниками коммуникации для установления и поддержания межкультурного контакта в контексте диалога культур. К числу таких стратегий относим, например, проведение аналогий, противопоставлений, обобщений, сравнений между фактами родной и изучаемой культур и др.

Анализ проблем разработки и использования электронной информационно-образовательной среды позволяет сформу-

лировать ее основные преимущества: комфортность обучения с использованием ИКТ; лучшее восприятие учебного материала, сокращение времени на его изучение; унификация структуры и формы представления, обновление учебного материала; совместимость обучения с основным видом профессиональной деятельности; модульность и гибкость электронных учебных курсов и программ; современность электронных курсов; повышение качества образования студентов; технологичность и доступность; контроль со стороны студентов за текущей успеваемостью и графиком выполнения учебных заданий; умение работать с представителями различных культур и различных языков общения.

Реализация данных условий, по нашему убеждению, позволит изменить мотивационное отношение к учебной и будущей профессиональной деятельности, повысить уровень сформированности социокультурной компетенции, социокультурного самосознания студентов неязыковых факультетов очной и заочной формы обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Братенникова, А. Н. Метод проектов в контексте преемственности формирования ключевых компетенций / А. Н. Братенникова, Е. И. Василевская // Метод проектов. Сер. «Современные технологии университетского образования». — Минск, 2003. — Вып. 2. — С. 132—146.

2. Гузеев, В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. — 1999. — № 6. — С. 33—34.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.

4. Психологический словарь / под. ред В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд. — М. : ООО «Изд-во Астрель», 2004. — 479 с.

5. Тюников, Ю. С. Социокультурное и педагогическое проектирование: проблемы и перспективы интеграции / Ю. С. Тюников // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах : материалы междунар. науч.-метод. конф. — Сочи, 1998. — С. 22.

6. Ширшов, Е. В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий : моногр. / Е. В. Ширшов. — М. : Унив. книга : Логос, 2006. — 272 с.

Поступила 03.07.09.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ НЕФТЕХИМИЧЕСКОМ КЛАСТЕРЕ

М. В. Журавлева (Казанский государственный технологический

университет)

В статье представлен процесс реализации профессиональной подготовки кадров в образовательном нефтехимическом кластере. Рассмотрены его основные этапы: установления критериев профессиональной подготовки с позиций работодателей, формирования профессионально ориентированного контингента абитуриентов образовательных учреждений, организации образовательного процесса профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников.

Ключевыге слова: профессиональная подготовка; образовательный кластер; учебный процесс; интенсификация; интеграция; мониторинг.

Сегодняшний этап реформирования служат образовательные отраслевые

системы профессионального образова- кластеры, поскольку они обеспечивают

ния имеет целью создание гибких и мо- взаимодействие учреждений профессио-

бильных моделей непрерывного профес- нального образования всех уровней с

сионального образования, которые обес- предприятиями — заказчиками кадров.

печивали бы подготовку специалистов, Ранее была разработана региональная

отвечающих потребностям проводимых модель непрерывного профессиональносоциально-экономических реформ. Осно- го образования в образовательном неф-

вой для формирования таких моделей техимическом кластере Республики Та-

© Журавлева М. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.