Научная статья на тему 'Реализация пассивного избирательного права подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в пенитенциарных учреждениях России'

Реализация пассивного избирательного права подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в пенитенциарных учреждениях России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1312
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PASSIVE ELECTORAL RIGHTS / PENITENTIARY INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колина Инна Викторовна

В статье на основе изучения международных и российских документов автор анализирует, как в пенитенциарных учреждениях России реализуется пассивное избирательное право подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of passive electoral rights of suspects, the accused and convicts in penitentiary institutions of Russia

The article based on the study of international and Russian documents, the author analyzes how in penitentiary institutions of Russia the passive electoral right of the suspects accused and convicts is realized.

Текст научной работы на тему «Реализация пассивного избирательного права подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в пенитенциарных учреждениях России»

УДК 342.8

Колина Инна Викторовна Colina Inna Victorovna

преподаватель кафедры государственно- правовых дисциплин

Нижегородский филиал Московского гуманитарно-экономической института (603074, Нижний Новгород, Сормовское шоссе, 20)

lecturer of chair of State and legal disciplines

Nizhny Novgorod branch of the Moscow humanitarian-economic institute (20 Sormovo shosse, Nizhny Novgorod, 603074)

E-mail: innakolina@yandex.ru

Реализация пассивного избирательного права подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в пенитенциарных учреждениях России

Realization of passive electoral rights of suspects, the accused and convicts in penitentiary institutions of Russia

В статье на основе изучения международных и российских документов автор анализирует, как в пенитенциарных учреждениях России реализуется пассивное избирательное право подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Ключевые слова: пассивное избирательное право, пенитенциарные учреждения.

The article based on the study of international and Russian documents, the author analyzes how in penitentiary institutions of Russia the passive electoral right of the suspects accused and convicts is realized.

Keywords: passive electoral rights, penitentiary institutions.

Подозреваемые, обвиняемые и осужденные в пенитенциарных учреждениях России, несмотря на их специфический статус, остаются гражданами Российской Федерации. Следовательно, за ними сохраняется большинство прав, предусмотренных Конституцией. Сразу оговоримся, что исторический опыт свидетельствует, что права заключенных в отечественных тюрьмах соблюдались далеко не всегда и не в полном объеме [1].

В данной статье мы попробуем проанализировать, как в настоящее время в российских пенитенциарных учреждениях реализуется пассивное избирательное право граждан.

Рассмотрение вопроса о реализации избирательного права лиц, содержащихся под стражей и отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы, на современном этапе необходимо начать с анализа понятия «правовое обеспечение» в широком и узком смысле слова. В широком смысле этим термином охватывается весь процесс выработки средств юридической регуляции и использования их в практической деятельности субъектов права для достижения фактических результатов в конкретной сфере общественных отношений. Важнейшими элементами здесь выступают: во- первых, правотворчество, то есть непосредственная деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению и отмене юридических норм. Вследствие этого в пра-

вовых нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.

Во-вторых, правоприменение как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм. Эта форма реализации права определяется законом и подзаконными актами в тех сферах общественных отношений, где особенно необходимы точная определенность прав и обязанностей сторон, государственный контроль за развитием отношений, внесение в это развитие элементов устойчивости, стабильности, определенности. Такое положение, несомненно, распространяется на сферу исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу, а в частности на правовое обеспечение избирательного права подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, тем более что учреждения и органы, исполняющие ее, являются субъектами правоприменения.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Согласно статье 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 года:

Колина И.В. Реализация пассивного избирательного права подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в пенитенциарных учреждениях России

Колина И.В. Реализация пассивного избирательного права подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в пенитенциарных учреждениях России

«1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (далее — МПГПП) кодифицирует эти права:

«Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность:

a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».

Если рассматривать международные стандарты в сфере реализации избирательных прав заключенных, то наиболее важным документом, с нашей точки зрения, являются Европейские пенитенциарные правила (далее — ЕПП), объявленные рекомендацией Rec (2006) 2 Комитетом министров Совета Европы в 2006 году.

Правило 24.11 ЕПП закрепляет обязанность администрации пенитенциарного учреждения обеспечивать участие заключенных в выборах, референдумах и других аспектах жизни общества в той мере, в какой это их право не ограничено национальным законодательством.

Данное правило введено в ЕПП впервые и предназначено для того, чтобы гарантировать соблюдение тюремными властями признанного Европейским судом по правам человека права заключенных на участие в голосовании. В этом отношении тюремные власти могут и должны содействовать и не препятствовать праву заключенных на участие в голосовании.

В Общих замечаниях (General comments) (№ 25 (57)), принятых Комитетом по правам человека ООН 12 июля 1996 года, Комитет отметил в отношении прав, закрепленных в приведенной статье 25 Пакта, что «в своих докладах государства-члены должны указывать и пояснять законодательные нормы, которые могут лишить их граждан права голосовать. Основания такого лишения права должны быть объективные и обоснованные. Если осуждение за преступление является основой для временного лишения права голоса, то срок такого временного

лишения права должен быть соразмерным преступлению и наказанию» [2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существенным при введении ограничения избирательных прав заключенных было оценить такое ограничение именно на основе баланса интересов личности и общества в целом.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в феврале 1962 года Комитетом министров Совета Европы была принята резолюция относительно избирательных прав заключенных. Согласно пункту 5 Резолюции Комитета министров Совета Европы от 1 февраля 1962 года № (62) 2 относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенных, «если закон разрешает избирателям голосовать, не посещая лично избирательную кабину, то задержанному следует разрешить эту прерогативу, пока его не лишат права голоса по закону или по постановлению суда».

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Конституции РФ подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы России, не лишены пассивного избирательного права.

Норма о том, что демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти, и то, что государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, закреплены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Наиболее важными для защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей, представляются следующие положения этого Закона.

Граждане РФ имеют право избирать, быть избранными, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Законом предусмотрена такая гарантия участия граждан в выборах и референдумах, как обязательная регистрация (учет) избирателей, участников референдума. Избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, к каковым относятся и места содержания обвиняемых и подозреваемых под стражей, по личному письменному заявлению, поданному в порядке, установленном Законом, не позднее, чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума на

избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. В местах временного пребывания избирателей, участников референдума, в том числе в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, главой муниципального образования по согласованию с избирательной комиссией не позднее чем за 30 дней до голосования могут образовываться избирательные участки. В исключительных случаях в местах временного пребывания граждан избирательные участки по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией могут образовываться в срок не позднее чем за 3 дня до голосования.

Эти особенности конкретизированы в постановлении Правительства РФ от 2 июля 2003 года № 391 [3], где определяется, что для участия в выборах или в референдуме гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, не имеющим паспорта гражданина РФ или заменяющего его документа, администрацией указанных мест содержания выдается справка по форме, определяемой совместно Минюстом РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и Минобороны РФ.

Кроме того, необходимо отметить, что в связи со спецификой деятельности следственных изоляторов и помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, Центральная избирательная комиссия РФ утвердила и издала отдельные рекомендации по проведению избирательной компании в местах содержания под стражей УИС [4, 5].

Что касается вопроса ограничения избирательных прав лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы, то он давно вызывает бурные споры среди ученых. Можно выделить две основные позиции: мнение ученых о том, что необходимо сохранять избирательные права осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, и точку зрения о том, что надо, наоборот, лишить избирательного права всех, кому вынесен обвинительный приговор, в том числе тех, кому назначена отсрочка от исполнения и отбывания наказания.

Исходя из вышесказанного, по моему мнению, целесообразно изучить международную практику в данном вопросе. Так, изучив законодательство США, можно прийти к следующему выводу: вопрос лишения избирательных прав осужденных очень сложный. Каждый штат самостоятельно определяет политику в отношении как активного, так и пассивного избирательного права лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Во всех штатах США, кроме Мэна и Вермонта, осужденным за тяжкие уголовные преступления запрещено голосовать на время отбывания срока наказания. В большинстве штатов право голоса возвращается сразу после выхода из тюрьмы, в некоторых требуется ждать установленный срок (в Небраске он составляет два

года, в Делавэре — пять лет). В Айове, Кентукки, Виргинии и Флориде осужденные лишаются избирательного права на всю жизнь, но могут направить запрос на его восстановление. В 2007 году во Флориде запрет был отменен, но в 2011 году его вернули. В Айове запрет не действовал с 2005 года по 2012 год. Подавляющее большинство штатов США пожизненно лишают граждан пассивного избирательного права осужденных за совершение уголовных преступлений. В некоторых других странах заключенные лишаются пассивного избирательного права на определенный срок или лишение данного права является дополнительным уголовным наказанием. Например, в соответствии с § 45 Уголовного кодекса ФРГ лишение пассивного избирательного права осуществляется на срок от 2 до 5 лет [6]. В Канаде данного права лишены лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, на срок свыше двух лет. В Норвегии и в Португалии лишь лица, осужденные за преступления против государства или демократического порядка, теряют право участвовать в выборах. Во Франции лица, осужденные к тюремному заключению на срок не свыше 5 лет, имеют право участвовать в выборах. Лица, осужденные к более чем к 5 годам тюремного заключения, имеют право голосовать после отбытия ими не менее половины назначенного судом срока лишения свободы. Полностью лишены права голосовать лица, осужденные за коррупцию, хищения бюджетных средств и угрозы в адрес лиц, осуществляющих публичные функции. В Италии и в Греции право осужденных голосовать зависит от тяжести совершенного преступления. Осужденные к пожизненному лишению свободы теряют это право автоматически. В Китае и на Тайване существует мера пресечения, лишающая политических прав, в том числе права участвовать в выборах. В Ирландии заключенные не могли голосовать до 2006 года из-за того, что для них не было предусмотрено голосование по почте. При этом формально избирательного права они не лишались.

Статья 3 протокола 1 Европейской Конвенции по правам человека (далее — Конвенции) в отношении права на свободные выборы гласит: Высоко Договаривающиеся Стороны обязуются проводить свободные выборы с приемлемой периодичностью путем тайного голосования, при условиях, которые обеспечат свободное волеизъявление народа в выборе законодательной власти.

В тех странах, где национальное законодательство не лишает заключенных избирательного права, тюремный персонал должен оказывать им поддержку в реализации данного права. Во время отбывания наказания заключенные могут сталкиваться с трудностями в получении информации об избирательной кампании, проводимой в регионе или стране в целом, и, соответственно, в формировании своего собственного мнения о кандидате. Однако они обладают правом следить за политическими дебатами в средствах массовой информации. Кроме того, в зависимости от типа режима

Колина И.В. Реализация пассивного избирательного права подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в пенитенциарных учреждениях России

Колина И.В. Реализация пассивного избирательного права подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в пенитенциарных учреждениях России

тюрьмы кандидаты также могут получать разрешения на визиты в пенитенциарные учреждения, чтобы иметь возможность общения со своими потенциальными избирателями.

Проведение самого голосования в учреждении можно организовывать различными способами. В некоторых странах в тюрьмах устанавливаются кабины для голосования. При одиночном содержании заключенного в камеры доставляются переносные урны для голосования. В некоторых странах заключенным предоставляется возможность голосования по почте или по доверенности.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, в Российской Федерации пассивное избирательное право лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, ограничено Конституцией. Уголовные наказания являются наиболее строгой формой реализации юридической ответственности, которая предусматривает лишение и ограничение прав и свобод осужденного. В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и обеспечения безопасности государства. Исполнение наказаний связано с временным ограничением на осуществление таких прав, как свобода передвижения, свобода общения, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны и тайны переписки. Изъятия и ограничения, специфика их осуществления устанавливаются Конституцией, уголовным, уголовно-процессуальным и иным законодательством. В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Конституции не имеют права избирать и быть избранными граждане, отбывающие уголовные наказания в виде лишения свободы. Указанная норма Конституции установлена во избежание возможности злоупотребления правами и свободами, и такое ограничение права лиц, лишенных свободы по приговору суда, не вступает в противоречие с принципом равенства.

На основании вышесказанного считаем целесообразным (на основе анализа практики национального законодательства зарубежных стран) пожизненно лишать пассивного избирательного права осужденных за особо тяжкие уголовные преступления. Так как основная цель лишения избирательного права — это исключение возможности криминального влияния на формирование органов государственной власти и местного самоуправления путем недопущения правонарушителей в указанные органы.

Во- вторых, учитывая криминологическую характеристику лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, и необходимость обеспечения безопасности государства, наделение осужденных пассивным избирательным правом является нецелесообразным.

Таким образом, автоматическое применение ко всем заключенным России уголовного наказания в виде лишения избирательных прав, по нашему мнению, отвечает целям уголовного наказания и интересам общества и государства.

Примечания

1. Демичев А.А., Кострова О.В., Мельникова О.С. Становление советской судебной и пенитенциарной системы в Нижегородской губернии (1917 — первая половина 20-х годов ХХ века): монография. Н. Новгород, 2008.

2. Human Rights Committee, General Comment 25 (57), General Comments under article 40, paragraph 4, of the International Covenant on Civil and Political Rights, Adopted by the Committee at its 1510th meeting, U.N. Doc. CCPR/C/21/ Rev.l/Add.7 (1996). URL: http://www/.umn.edu/humanrts/ gencomm/hrcom25.htm

3. Собрание законодательства РФ. 2003. № 27, ч. 2, ст. 2812.

4. Выписка из протокола заседания ЦИК РФ от 9 октября 2003 г Ж1 37-1-4 «О Рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва» // Российская газета. 2003. 28 октября.

5. Выписка из протокола заседания ЦИК РФ от 6 февраля 2004 г. № 83-1-4 «О Рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей на выборах Президента РФ» // Российская газета. 2004. 13 февраля.

6. Избирательные системы стан мира (формирование парламентов, выборы президентов): учебное пособие / отв. ред. П.И. Савицкий. Екатеринбург, 2005.

Notes

1. DemichevA.А., Kostrova O.V., Melnikova O.S. Formation of the Soviet judiciary and prison system in the Nizhny Novgorod province (1917 — first half of the 20-ies of XX century): the monography. Nizhny Novgorod, 2008.

2. Human Rights Committee, General Comment 25 (57), General Comments under article 40, paragraph 4, of the International Covenant on Civil and Political Rights, Adopted by the Committee at its 1510th meeting, U.N. Doc. CCPR/C/21/ Rev.l/Add.7 (1996). URL: http://www/.umn.edu/humanrts/ gencomm/hrcom25.htm.

3. Collection of legislative acts of the RF. 2003. № 27, p. 2, art. 2812.

4. Extract from the minutes of the meeting of the CEC on October 9, 2003, W1 37-1-4 «On Recommendations on the organization of voting in places of temporary stay of voters with the preparation and conduct of elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the fourth convocation» // Russian newspaper. 2003, October, 28.

5. Extract from the minutes of the session of the CEC of the Russian Federation dated February 6, 2004, № 83-1-4 «On Recommendations on the organization of voting in places of temporary stay of voters on elections of the President of the Russian Federation») // Russian newspaper. 2004. February, 13.

6. Electoral systems of the countries in the world (the formation of parliaments, elections of the presidents): textbook. / ed. P.I. Savitsky. Ekaterinburg, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.