Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В'

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия СОИГСИ
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ / СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тургиева Зарина Арсеновна, Туаева Берта Владимировна

В статье прослежены этапы и проанализированы основные направления деятельности государственных организаций в Республике Северная Осетия-Алания через призму историко-культурной составляющей в меняющемся российском государстве. Сегодня вопросы регулирования государственной культурной политики являются особенно актуальными. В сложившейся геополитической и социально-экономической обстановке важнейшими становятся ресурсы культурного развития страны, сохранения его единства через многообразие культур народов, населяющих Россию и ее регионы. На примере деятельности министерства культуры Северной Осетии рассматриваются особенности реализации государственных программ, национальных проектов, общественных инициатив, направленных на развитие культурной среды в постперестроечный период и на современном этапе. Важными составляющими этих процессов являются сохранение этнокультурной идентичности, материальных и нематериальных памятников культурного наследия, развитие человеческого потенциала, строительство культурной инфраструктуры и поддержка средств массовой информации. Изучение региональной культурной политики необходимо рассматривать в контексте истории общегосударственных трансформаций, с анализом деятельности профильных институтов развития и особенностей развития субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Тургиева Зарина Арсеновна, Туаева Берта Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE MAIN DIRECTIONS OF THE STATE CULTURAL POLICY IN NORTH OSSETIA AT THE END OF THE 20TH - THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURIES

The article traces the stages and analyzes the main activities of state organizations in the Republic of North Ossetia-Alania through the prism of the historical and cultural component in the changing Russian state. Today, the issues of regulation of state cultural policy are especially relevant. In the current geopolitical and socio-economic situation, the resources of the country's cultural development, the preservation of its unity through the diversity of cultures of the peoples inhabiting Russia and its regions, become the most important. On the example of the activities of the Ministry of Culture of North Ossetia, the features of the fullfilment of state programs, national projects, public initiatives aimed at developing the cultural environment in the post-perestroika period and at the present stage are considered. Important components of these processes are the preservation of ethnocultural identity, tangible and intangible monuments of cultural heritage, the development of human potential, the construction of cultural infrastructure and support for the media. The study of regional cultural policy should be considered in the context of the history of nationwide transformations, with an analysis of the activities of specialized development institutions and the features of the development of subjects.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В»

001: 10.46698/УМС.2022.84.45.016

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в.

З.А. Тургиева Б.В. Туаева

В статье прослежены этапы и проанализированы основные направления деятельности государственных организаций в Республике Северная Осетия-Алания через призму историко-культурной составляющей в меняющемся российском государстве. Сегодня вопросы регулирования государственной культурной политики являются особенно актуальными. В сложившейся геополитической и социально-экономической обстановке важнейшими становятся ресурсы культурного развития страны, сохранения его единства через многообразие культур народов, населяющих Россию и ее регионы. На примере деятельности министерства культуры Северной Осетии рассматриваются особенности реализации государственных программ, национальных проектов, общественных инициатив, направленных на развитие культурной среды в постперестроечный период и на современном этапе. Важными составляющими этих процессов являются сохранение этнокультурной идентичности, материальных и нематериальных памятников культурного наследия, развитие человеческого потенциала, строительство культурной инфраструктуры и поддержка средств массовой информации. Изучение региональной культурной политики необходимо рассматривать в контексте истории общегосударственных трансформаций, с анализом деятельности профильных институтов развития и особенностей развития субъектов.

Ключевые слова: культурная политика, министерство культуры, Северная Осетия, учреждения культуры, общественные инициативы, государственная программа, культурное наследие.

Культурная деятельность как сложный механизм представляет собой не просто разновидность творческих потребностей, но и является катализатором многих процессов в обществе. Культура - одна из форм общественного прогресса, важный инструмент достижения целей государства как во внутренней, так и во внешней политике. Культурные процессы влияют на экономическую ситуацию, развитие политической жизни и социальной активности, формирование общечеловеческих и личностных ценностей. Анализируя современные процессы, происходящие в сфере культурной политики, невозможно обойтись без обращения к социальной и культурной истории. Исторический опыт, связанный с культурно-ценностными ориентирами,

сформировавшимися в эпоху СССР, претерпевший изменения в постперестроечный период, и сегодня имеет существенное влияние на формирование культурной политики и развитие социокультурной среды.

Культурные процессы трансформационных 1990-х годов представляют собой многогранный, сложный и неоднозначный феномен. В стране в первые годы переходного периода были утрачены базовые ценности, разорваны связи между сообществами, и, соответственно, не успевали сформироваться концепты, четкие инструкции и механизмы дальнейшего регулирования культурной жизни в обновляющемся государстве. Интеллектуальные и духовные разногласия стали причиной множества кон-

фликтов: социальных, политических, национальных, конфессиональных и пр. Особую остроту с распадом СССР набирали этнокультурные и национальные разногласия. Менялись не только экономический уклад жизни, но и социокультурная парадигма развития. Процессы глобализации вносили свои коррективы и требовали переосмысления устоявшихся порядков и формирования новых ценностей, заставляя обратить внимание на проблемы защиты и сохранения традиционных устоев, обычаев и норм. Капиталистические отношения нацелены на получение удовольствия, предлагаемые рынком. Распространение глобальной рыночной культуры, основанной преимущественно на получение удовольствий и развлечений, подразумевает пренебрежение определенными ключевыми обязанностями, к примеру - обязанность перед будущими поколениями [1].

Вышесказанное актуализирует важность составляющих государственной культурной политики, ее ключевой роли в развитии общества. Деятельность государственных структур, в том числе министерства культуры, имеет решающее значение в сохранении культурной идентичности, патронировании и ответственности за результаты проводимых реформ. Они выполняют свои функции и задачи через образование, семью, науку, СМИ, искусство, туризм и т.д. Это те каналы, через которые население осознает свою национальную идентичность, культуру и интерес к прошлому [1].

Пройдя различные этапы становления, поиска оптимальных ориентиров, государственная культурная политика в данный период имеет определенные цели и задачи. Важным индикатором является тот факт, что основные современные задачи в области культурной политики связаны с неприспособленностью сферы культуры к рыночным условиям. В современных реалиях органам государствен-

ной власти необходимо искать варианты развития для устранения данной проблемы. Британский социолог Стивенсон считает, что сохранение национального в глобальной культуре становится все более важным. Это происходит потому, что основные принципы рыночной экономики (поиск нового, новизны, сиюминутное устаревание) делают невозможным интеллектуальный и культурный обмен. В нынешней ситуации именно нация может, организуя коллективную память и передавая опыт поколений, решить данный вопрос [1].

Обращение к деятельности министерства культуры, анализ документов позволит нам воссоздать создать целостную картину и определить особенности развития и механизмы реализации культурной политики в Республике Северная Осетия-Алания. Министерство культуры, являясь органом исполнительной власти, включает в свое ведение организации, оказывающие непосредственное влияние на культурную деятельность в регионе. Рассматривая основные направления культурной политики государства, Владимир Жидков на первое место ставит организационный критерий, то есть организацию различных творческих проектов с целью вовлечения населения в сферу культуры, активное использование СМИ для популяризации мероприятий, притока туристов, поддержание инициатив для развития культурной сферы [2, 49-86].

Чтобы проследить эволюцию деятельности Министерства культуры РСО-А, необходимо обратиться к документам, определяющим основные направления и векторы развития культуры в регионе в постперестроечный период и до настоящего времени. В соответствии с постановлениями, федеральными, региональными программами в республике проводились мероприятия, нацеленные на достижение целей и задач в области культуры.

62 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 45 (84) 2022

Первоочередная задача, стоящая перед министерством культуры и государством, - сохранение памятников культурного наследия. Согласно Постановлению Совета Министров Северо-О-сетинской АССР от 17.01.1991 г. «О задачах Министерства культуры Северо-Осе-тинской ССР по сохранению памятников истории и культуры», Совет Министров республики отмечал позитивные тенденции в работе Министерства культуры республики по сохранению памятников истории и культуры, их использованию в нравственном, эстетическом воспитании [3, 32]. Так, на учет было взято более двух тысяч памятников, на них были составлены паспорта. Десять объектов, среди которых «Городок мертвых», «Ре-ком», Нузальская часовня с фресками XIII в., отнесены к категории памятников союзного значения [3, 32]. Однако в то же время в работе министерства были обнаружены и недостатки. Неудовлетворительно велась реставрация и консервация памятников, не все они были взяты на учет и занесены в картотеки. Отмечено незаконное строительства на территории памятников в с. Дзивгис, Лац, Мизур Алагирского района, разрушение склепов и захоронений в с. Фаснал Ираф-ского района, катакомбных могильников при добыче сырья Змейским, Бесланским и Владикавказским кирпичными заводами. Основная проблема в том, что не было согласованности между Министерством культуры, Северо-Осетинским отделением Всероссийского общества охраны памятников, Владикавказским исполкомом, ведущими проектными и ремонтно-строительными организациями, в результате чего на территории Владикавказа исчезают или перестраиваются ценные в архитектурном и историческом отношении здания (угол улиц Маркуса-Кирова, Бородинской и Горького, Ленина и Революции), на фасадах старинных домов исчезают такие элементы, как балконы, фрески, балконные опоры,

нарушаются архитектурная целостность и выразительность зданий [3, 32].

В молодежной культурной политике, связанной с популяризацией истории и культуры родного края, Северо-Осетин-скому обществу охраны памятников, Республиканскому совету ветеранов войны было поручено активно использовать традиционные и внедрять новые формы идейно-воспитательной работы [3,34]. Государственному комитету по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Северо-Осетинскому издательству «Ир» по заявкам Министерства культуры и Северо-Осетинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры следовало оперативно издавать материалы «Свода памятников истории и культуры Северной Осетии», тематические брошюры и буклеты, о памятниках истории и культуры осетинского народа [3, 35].

В связи с кризисной ситуацией в стране финансовые поступления на культурную деятельность существенно сократились, «объем финансирования культуры уменьшился на 40% по сравнению с 1994 г., а в

1996 г. - на 43% по сравнению с 1995 г. Из-за секвестрования федерального бюджета в 1996 г. средств на культуру было выделено 42% от запланированных, а в

1997 г. - только 40%. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку, по сравнению с предшествующим годом снизились в 2,2 раза». Только в 1999 г. впервые культура была профинансирована на 100%, а федеральные программы -на 90% [4]. Сокращение финансирования культурной сферы не могло не вызвать ряд проблем, отразившихся на развитии культуры в регионах.

Согласно закону РСО-Алания «О культуре» 1996 г., приоритетом является роль культуры в развитии и самореализации личности, сохранение самобытности региона, сохранение культурных ценностей [5]. Однако с 1995 г. не велись

реставрационные работы [6, 3]. К примеру, в сложном положении находился художественный музей им. М. Туганова, реставрация которого велась около пяти лет, однако из-за отсутствия средств работы были законсервированы. Финансирование осуществлялось в основном на зарплату и отдельные мероприятия республиканского и российского уровня. Почти не поступало средств на развитие, укрепление материальной базы, приобретение необходимых материалов и оборудования, что, естественно, отрицательно сказалось на деятельности всех подразделений. Однако в тот непростой период театры республики подготовили 17 новых спектаклей; всего театрами было показано 722 спектакля, концертными организациями 135 концертов, проведено 30 крупных мероприятий (среди которых международный фестиваль «Мир Кавказу» при участии Валерия Гергиева и Мариинского театра, День осетинской культуры в г. Тбилиси и т.д.) [7, 1-2].

Проблемой в культурной жизни региона стало сокращение культурно-досу-говых учреждений. Так, согласно «Своду годовых сведений об учреждениях куль-турно-досугового типа системы Министерства культуры России» за 2003 г. произошли изменения по сравнению с предыдущим 2002 г. К примеру, сеть культурно-досуговых учреждений сократилась на 12 единиц - 9 стационарных и 3 передвижных, и все - в сельской местности. Стационарные учреждения были закрыты в горной полосе: 6 из них - в высокогорных селах, 2 учреждения - из-за разрушения зданий во время стихийного бедствия в июне 2002 г. Восстановлению здания не подлежали, поскольку по решению Государственной комиссии жители этих населенных пунктов переселены на плоскость. Одно учреждение было закрыто администрацией местного самоуправления по решению сельского съезда из-за ветхого состояния здания [8, 12].

Кризисный период, повлекший за собой переосмысление ценностей, сменился утверждением национальных приоритетов в культурной сфере. Основные направления культурной деятельности нашли свое отражение в федеральных и региональных программах. В целях развития культуры и искусства Республики Северная Осетия-Алания республиканское правительство постановлением от 28 октября 2013 г. № 388 утвердило государственную программу Республики Северная Осетия-Алания «Развитие культуры Республики Северная Осетия-Алания на 2014-2024 годы» [9]. Задачи программы - сохранение культурного наследия народа, создание таких условий, благодаря которым культура будет активно развиваться в условиях рыночной экономики. Именно сфера культуры, базировавшаяся на государственной поддержке, оказалась неприспособленной к условиям рыночных отношений. Данная программа предполагает проведение внушительного количества мероприятий, направленных на развитие культурной жизни региона. Подпрограмма 2 «Реализация государственной политики в сфере культуры в Республике Северная Осетия-Алания» вышеупомянутой программы ставит перед собой достижение следующих задач: создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; охрана объектов культурного наследия; повышение доступности и качества библиотечных, музейных услуг [9].

В настоящее время важнейшим условием сохранения культурных ценностей является совершенствование государственной политики, основанной на полном учете состава и мониторинге состояния культурных ценностей. Учитывая сложившиеся социально-экономические и политические условия, особенности национальных и культурных традиций народов Российской Федерации и многие

64 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 45 (84) 2022

другие факторы, можно будет достичь поставленных целей [9]. Культурное наследие - это незаменимый духовный, культурный, экономический и социальный капитал, питающий современную науку, образование и культуру. Потенциал культурного развития невозможно переоценить. Мировое сообщество давно признало роль культурного наследия в качестве приоритетного ресурса для продолжения развития цивилизации [9]. Сохранение культурного наследия означает поддержание артефактов и традиций общества в неприкосновенности в условиях действия деструктивных факторов, разрушающих национальную самобытность. Примерами могут служить восстановление исторических зданий, реконструкция древних ремесел или запись традиционных сказаний.

В Северной Осетии находится внушительное количество историко-культурных объектов, в том числе архитектурных памятников, которые со временем оказались в неудовлетворительном состоянии. Решение данного вопроса несет за собой исключительно позитивные последствия - сохранение культурных ценностей, укрепление самосознания народа, развитие материальной культуры, расширение образовательных возможностей, вовлечение граждан в сферу культуры, привлечение внимания туристов к региону. В рамках подготовки к празднованию 1100-летию Крещения Алании (соответствующий указ был подписан президентом РФ В.В. Путиным в 2017 г.)

[10] в республике уже отреставрировано 11 объектов культурного наследия. В их число входят такие объекты, как Дом-музей Коста Хетагурова в с. Нар Алагир-ского района и Республиканский центр традиционной культуры и этнотуризма «Фарн» во Владикавказе. Реставрационные работы проведены в Ильинской церкви в с. Фараскатта Ирафского района и Осетинской церкви во Владикавказе

[11]. Таким образом, можно сделать вы-

вод, что целостный подход к сохранению культурных ценностей важен для будущего обращения с такими невосполнимыми ресурсами.

Федеральный Национальный проект «Культура» ориентирован на улучшение качества жизни населения через «модернизацию инфраструктуры культуры и реновации учреждений от национальных, имеющих мировое значение, - до сельских организаций культуры» [12]. Пилотные проекты касались усовершенствования библиотек - то есть создания библиотек современного поколения в качестве точек доступа к проверенной и качественной информации, способствующих формированию новых компетенций и расширению кругозора. Одним из приоритетов Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [13] является развитие муниципальной библиотечной сети, что также нашло свое отражение в Подпрограмме 2 «Реализации государственной политики в сфере культуры в республике Северная Осетия-Алания -создание модельных и муниципальных библиотек» [9].

Первая в республике модельная библиотека была открыта в 2019 г. в городе Беслан. Событие стало возможным благодаря участию библиотеки в конкурсе «Библиотека нового поколения» в рамках национального проекта «Культура», выигранный грант составил 10 млн рублей. Представляющая собой библиотеку нового поколения, она оснащена высокоскоростным интернетом, проекторами, экранами, ультрабуками, микрофонами, колонками, диктофонами и другим оборудованием. Библиотека приспособлена и для граждан с ограниченными возможностями, к примеру, в ней установлены пандусы, а для слабовидящих приобретен аппарат для увеличения шрифтов. Вышеперечисленное дает огромную воз-

можность гражданам не только образовываться и получать новые знания, в первую очередь появляются возможности для вовлечения молодежи в общественную жизнь, самовыражения и раскрытия творческих и интеллектуальных способностей. Таймураз Тускаев, председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания в 2016-2021 гг., прокомментировал цели создания модельной библиотеки. По его словам, она станет центром, способствующим консолидации граждан в единое сообщество и развитию новых интеллектуальных потребностей [14].

Анализируя культурную политику, необходимо обратить внимание на такие ее аспекты, как деятельность средств массовой информации, массовых коммуникаций, книгопечатание, издательское дело и т.д. Государственное телерадиовещание, печатные издания должны информировать население об основных событиях, происходящих в регионе, а также формировать общественное мнение. Не зря, говоря о СМИ, используют понятие «четвертая власть». Учитывая то, что современная эпоха - эпоха информационная, особое внимание необходимо уделять количеству и качеству потребляемой информации.

Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» провозгласил развитие человеческого капитала национальным приоритетом [15]. В указе говорится, что «российское общество заинтересовано в получении информации, соответствующей высокому интеллектуальному уровню развития граждан нашей страны», и, соответственно, целями формирования информационного пространства, основанного на знаниях, являются обеспечение прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создание условий для удовлетворения

их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора [15]. Особенно важна поддержка гражданских инициатив для вовлечения населения, увеличение количество культурно-досуговых мероприятий и т.д.

Подпрограмма 3 (в рамках Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Развитие культуры Республики Северная Осетия-Алания на 2014-2024 годы») нацелена на поддержку деятельности средств массовой информации, книгоиздания, полиграфии и распространения книжной и иной печатной продукции в республике, и включает в себя ряд мероприятий, ориентированных на развитие республиканских средств массовой информации, включая интернет, что выводит на первый план задачу совершенствования рынка прессы применительно к потребностям инновационного развития республики. Государство при этом выполняет патронирующую функцию по отношению к национальным СМИ: оплачиваются типографические расходы, некоторые газеты и журналы получают отдельную финансовую помощь [9].

В современную эпоху именно информация является ключевым фактором производства. Издательский бизнес переживает кризис в связи с нарастающим влиянием интернета, компьютерных устройств, вытесняющих бумажные СМИ из информационного пространства. Для североосетинской газетно-журнальной индустрии актуальной становится проблема увеличения интереса населения к традиционным периодическим печатным изданиям. К примеру, тираж газеты «Северной Осетии» в 2015 г. по сравнению со вторым полугодием 2014 г. упал на 1500 экземпляров [16], что ярко иллюстрирует кризис печатных изданий. В то же время большинство взрослых людей не владеет интернетом и электронными носителя-

66 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 45 (84) 2022

ми, соответственно периодические издания традиционного типа на данный момент являются для них малозаменимыми [9]. Для достижения поставленных задач в подпрограмме в 2015-2018 гг. на развитие СМИ предусматривалось около 340 миллионов рублей [16].

Для достижения задач в сфере развития средств массовых коммуникаций был проведен ряд значимых мероприятий: так, в рамках национального проекта «Культура» к 2024 г. в республике РСО-Алания планируется оцифровать более 1500 памятников краеведческой осетинской литературы, изданных до 1945 г., которые будут включены в Национальную электронную библиотеку [17].

Таким образом, рассматривая процессы формирования и реализации культурной политики в Северной Осетии, можно выделить несколько основных аспектов. Прежде всего, нужно учитывать, что на развитие культурной среды региона влияет множество факторов. Координирующая, организационная и объединяющая работа государственных и общественных структур лежит в поле деятельности ре-

гионального министерства культуры, и от ее результативности зависит проведение в жизнь в том числе и общегосударственных задач. Именно государство оказывает влияние на происходящие в культурной жизни процессы. В Российской Федерации были определены ключевые цели и задачи культурной политики, соотносящиеся с глобальными вызовами современности.

Как многонациональный регион, Северная Осетия в культурной политике реализует задачи по возрождению и сохранению традиционных культурных ценностей. В республике существует немало проблем, лежащих в сфере культуры, в том числе - ненадлежащее состояние объектов культурного наследия. Хотя следует отметить, что благодаря реализации ряда государственных программ многие объекты реставрируются. Выделяемый бюджет, участие в федеральных программах и множество проектов, реализуемых республиканским министерством культуры, влияют на улучшение инфраструктуры и в целом на развитие культурной сферы в республике.

1. Стивенсон Н. Глобализация, национальные культуры и культурное гражданство // Глобализация: Контуры XXI века. 2001. С. 5-16. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/stivenson-n-globalizatsiya-natsionalnye-kultury-i-kulturnoe-grazhdanstvo

2. Жидков В.С. Государственная культурная политика // Ориентиры культурной политики. 2014. № 6. С. 49-86.

3. Центральный государственный архив РСО-Алании (ЦГА РСО-А). Ф. 629. Оп. 7. Д. 1021.

4. Милов Л.В. История России XX - начала XXI века. Российская культура в 1990-е годы. [Электронный ресурс].URL: https://history.wikireading.ru/37706

5. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 16 декабря 1996 г. № 167 «О Культуре». [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.alania.gov.ru/node/871

6. Александровский проспект. № 4. Январь 1999 г.

7. Архив Министерства культуры РСО-Алании. Д. 2339.

8. Архив Министерства культуры РСО-Алании. Д. 2457.

9. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от

02.10.2018 № 325 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 года № 388 «О Государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Развитие культуры Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2018 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/1500201810050017?index=11&rangeSize=1

10. Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 1100-летия крещения Алании». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_ id=11&nd=102446164&intlsearch

11. Реставрацию 11 объектов культурного наследия завершили в Северной Осетии к 1100-летию крещения Алании. [Электронный ресурс]. URL: https://www. interfax-russia.ru/south-and-north-caucasus/news/restavraciyu-11-oDbektov-kulturnogo-naslediya-zavershili-v-severnoy-osetii-k-1100-letiyu-kreshcheniya-alanii

12. Национальный проект «Культура». [Электронный ресурс]. URL: https://culture. gov.ru/about/national-project/about-project/

13. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919

14. В Беслане открылась модельная библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aacacvtbthqmh0dxl.xn--p1ai/news/v-beslane-otkrylas-modelnaya-biblioteka

15. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

16. На развитие СМИ в Северной Осетии выделено почти 340 млн рублей // 15-й регион. Информационный портал РСО-Алания. [Электронный ресурс]. URL: https:// region15.ru/redirect/?params=/news/2015/02/08/22-28/

17. Более 1500 редких изданий осетинской литературы оцифруют к 2024 году // Министерство культуры Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://culture.gov.ru/press/news/bolee_1500_redkikh_izdaniy_osetinskoy_ literatury_otsifruyut_k_2024_godu/

Turgieva, Zarina A. - V.I. Abaev North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Studies of the Vladikavkaz Scientific Centre of RAS (Vladikavkaz, Russia); zarina97.t@gmai. com

Tuaeva, Berta V. - V.I. Abaev North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Studies of the Vladikavkaz Scientific Centre of RAS (Vladikavkaz, Russia); ms.amaga@mail.ru

REALIZATION OF THE MAIN DIRECTIONS OF THE STATE CULTURAL POLICY IN NORTH OSSETIA AT THE END OF THE 20th - THE BEGINNING OF THE 21st CENTURIES.

Keywords: cultural policy, Ministry of Culture, North Ossetia, cultural institutions, public initiatives, state program, cultural heritage.

The article traces the stages and analyzes the main activities of state organizations in the Republic of North Ossetia-Alania through the prism of the historical and cultural component in the changing Russian state. Today, the issues of regulation of state cultural policy are especially relevant. In the current geopolitical and socio-economic situation, the resources of the country's cultural development, the preservation of its unity through the diversity of cultures of the peoples inhabiting Russia and its regions, become the most important. On the example of the activities of

68 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 45 (84) 2022

the Ministry of Culture of North Ossetia, the features of the fulfilment of state programs, national projects, public initiatives aimed at developing the cultural environment in the post-perestroika period and at the present stage are considered. Important components of these processes are the preservation of ethnocultural identity, tangible and intangible monuments of cultural heritage, the development of human potential, the construction of cultural infrastructure and support for the media. The study of regional cultural policy should be considered in the context of the history of nationwide transformations, with an analysis of the activities of specialized development institutions and the features of the development of subjects.

References

1. Stivenson, N. Globalizatsiya, natsional'nye kul'tury i kul'turnoe grazhdanstvo [Globalisation, national cultures and cultural citizenship]. Globalizatsiya: Kontury XXI veka [Globalisation: Contours of the 21st century]. 2001, pp. 5-16. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7stivenson-n-globalizatsiya-natsionalnye-kultury-i-kulturnoe-grazhdanstvo

2. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv RSO-Alanii (TsGA RSO-A) [Central State Archive of the Republic of North Ossetia-Alania (CSA RNO-A)]. Fund 629. Inventory 7. Case 1021.

3. Zhidkov, V.S. Gosudarstvennaya kul'turnaya politika [State cultural policy]. Orientiry kul'turnoipolitiki [Cultural policy guidelines]. 2014, no. 6, pp. 49-86.

4. Milov, L.V. Istoriya Rossii XX - nachala XXI veka [Russian History of 20th and early 21st century]. Rossiiskaya kul'tura v 1990-egody [Russian culture in the 1990s.]. [Electronic resource]. URL: https://history.wikireading.ru/37706

5. Zakon Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya ot 16 dekabrya 1996g. № 167 "O Kul'ture" [Law of the Republic of North Ossetia-Alania No. 167 of December 16, 1996 "On Culture"]. [Electronic resource]. URL: http://www.mk.alania.gov.ru/node/871

6. Aleksandrovskiiprospect [Alexandrovsky Prospect]. January 1999, no. 4.

7. Arkhiv Ministerstva kul'tury RSO-Alanii (AMK RSO-A) [Archive of the Ministry of Culture of RNO-Alania (AMC RNO-A)]. Fund 2339.

8. AMK RSO-A [AMC RNO-A]. Fund. 2457.

9. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya ot 02.10.2018 № 325 "O vnesenii izmenenii vpostanovlenie Pravitel'stva Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya ot 28 oktyabrya 2013 goda № 388 "O Gosudarstvennoi programme Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya "Razvitie kul'tury Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya" na 2014-2018 gody" [Decree of the Government of the Republic of North Ossetia-Alania dated October 2, 2018 No. 325 "On Amendments to the Decree of the Government of the Republic of North Ossetia-Alania dated October 28, 2013 No. 388 "On the State Program of the Republic of North Ossetia-Alania "Development of Culture of the Republic of North Ossetia-Alania" for 2014-2018"]. [Electronic resource]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/150020181005 0017?index=11&rangeSize=1

10. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii "O prazdnovanii 1100-letiya kreshcheniya Alanii" [Decree of the President of the Russian Federation "On the celebration of the 1100th anniversary of the baptism of Alania"]. [Electronic resource]. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&link_id=11&nd=102446164&intlsearch

11. Restavratsiyu 11 ob'ektov kul'turnogo naslediya zavershili v Severnoi Osetii k 1100-letiyu kreshcheniya Alanii [In North Ossetia, the restoration of 11 cultural heritage sites for the 1100th anniversary of the baptism of Alania has been completed]. [Electronic resource]. URL:

https://www.interfax-russia.ru/south-and-north-caucasus/news/restavraciyu-11-obektov-kulturnogo-naslediya-zavershili-v-severnoy-osetii-k-1100-letiyu-kreshcheniya-alanii

12. Natsional'nyiproekt "Kul'tura" [National project "The Culture"]. [Electronic resource]. URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/

13. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 g. № 203 "O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii na 2017-2030 gody" [Decree of the President of the Russian Federation dated May 9, 2017 No. 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030"]. [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919

14. V Beslane otkrylas' model'naya biblioteka [A model library opened in Beslan] [Electronic resource]. URL: https://xn--80aacacvtbthqmh0dxl.xn--p1ai/news/v-beslane-otkrylas-modelnaya-biblioteka

15. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 7 maya 2018 g. № 204 "O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda" [Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024"]. [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

16. Na razvitie SMI v Severnoi Osetii vydeleno pochti 340 mln rublei [Almost 340 million rubles were allocated for the development of the media in North Ossetia]. 15-i region. Informatsionnyi portal RSO-Alaniya [15th region. RNO-Alania Information portal]. [Electronic resource]. URL: https://region15.ru/redirect/?params=/news/2015/02/08/22-28/

17. Bolee 1500 redkikh izdanii osetinskoi literatury otsifruyut k 2024 godu [More than 1,500 rare editions of Ossetian literature will be digitized by 2024]. Ministerstvo kul'tury Rossiiskoi Federatsii. Ofitsialnyi sait [Ministry of Culture of the Russian Federation. Official website]. [Electronic resource]. URL: https://culture.gov.ru/press/news/bolee_1500_ redkikh_izdaniy_osetinskoy_literatury_otsifruyut_k_2024_godu/

70 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 45 (84) 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.