Научная статья на тему 'Реализация основных функций государства в контексте удовлетворения общественных интересов'

Реализация основных функций государства в контексте удовлетворения общественных интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6935
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ПОТРЕБНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / МЕХАНИЗМ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВО / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ДЕРЖАВНОСТЬ / ДЕРЖАВНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIETY / REQUIREMENTS / ECONOMIC INTERESTS / PUBLIC INTERESTS / MECHANISM OF THE COORDINATION OF INTERESTS / ECONOMIC SYSTEM / STATE / STATE FUNCTIONS / STATE POLICY / MAJESTY / MAJESTIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иода Юлия Владимировна

В статье определены основные функции государства в контексте удовлетворения общественных интересов. Анализируются основные факторы, на которые важно опираться по согласованию экономических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE BASIC FUNCTIONS OF THE STATE IN THE CONTEXT OF SATISFACTION OF PUBLIC INTERESTS

In article the basic functions of the state in a context of satisfaction of public interests are defined. Major factors against which it is important to lean as agreed economic interests are analyzed.

Текст научной работы на тему «Реализация основных функций государства в контексте удовлетворения общественных интересов»

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

Ю. В. ИОДА

В статье определены основные функции государства в контексте удовлетворения общественных интересов. Анализируются основные факторы, на которые важно опираться по согласованию экономических интересов.

Ключевые слова: общество, потребности, экономические интересы, общественные интересы, механизм согласования интересов, экономическая система, государство, функции государства, государственная политика, державность, державная политика.

Одним из важнейших элементов механизма согласования интересов в обществе является государство, государственное регулирование экономики. Возникновение государства как общественного института, как властной политической структуры, связано, прежде всего, с отправлением общих функций, реализацией совместных интересов, с необходимостью регулирования политических, экономических, социальных отношений внутри данной общности и обеспечением ее интересов во внешних связях. С появлением государства законодательно закрепляются нормы взаимоотношений граждан, которые становятся обязательными для исполнения и поддерживаются силовыми структурами государства.

Научный и практический интерес к анализу экономических функций государства для нашей страны связан с поиском оптимальной роли государства, как в трансформационных процессах, так и в становлении модели державного типа хозяйственной системы.

В основе развития общества и государства лежат разнонаправленные векторы к любопытству и изобретательству ради самоудовлетворения и улучшения жизни отдельного индивидуума, и к воспроизводству консервативной «нормальной» жизни большинства. Именно в этом противоречии новаторства одного и удобства многих лежит основа державности, как достижения «общественного блага», т. е. блага для всех, но не в ущерб блага каждого [17].

Государству, как особой подсистеме общества, всегда присуща некая двойственность. Для поддержания целостности общественной системы государство должно отражать интересы всех слоев общества, всех его членов, причем не только

ныне живущих на его территории, но и их потомков: «Особенность государства, в отличие от других социальных организаций, состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан, и с этой точки зрения, призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества» [13]. В то же время государство является подсистемой общества. В этом также можно проследить проблематику формировании, поддержания, снижения интереса и возрождения державно-сти как хозяйственной системы. Рациональный смысл такого видения экономической системы как «державность» можно обнаружить в иррациональной приверженности традициям. В современной постиндустриальной экономике термин «традиция» приобрел негативный, упаднический характер, однако традицией становится все, что повторено более чем дважды и при этом принесло положительный результат. Державность же основана на природно-психологическом прогрессе, объективности возникновения тех или иных поступков и поведенческих действий общества, закрепленных на уровне закона и морального восприятия социума. Это данность, зафиксированная правом, религией, философским восприятием, это общественно-хозяйственная система развития, основанная на особом характере социальных взаимоотношений, носящих всеобщий характер и закрепленный на генетическом уровне не одного поколения.

В этой связи возникает вопрос: что возникает первым - государство, как проводник идеи или идея, как фундамент государственности? Новые технологии порождают рынок и потребность, или желание уйти от традиции порождает инновацию? И весь опыт политологии, социологии и

экономики показывает непродуктивность постановки вопроса в контексте «или-или». Исторический опыт показывает, что отсутствие или уничтожение традиции (античные цивилизации, СССР) приводит к полному провалу государства как системы или функционала, но в тоже время стремление к новвациям (эпоха модернизма или протестантизма, становление Российской империи) может привести к возникновению новых традиций и новой системы хозяйствования. С этой точки зрения необходимо согласится с М. Вебером, связывавшего возникновение идей и появление новых политических течений, а значит и новых экономических политик, с их массовым укоренением в социальных группах и материализации в форме неосознанного следования этим идеям. Но идеи не могут появиться на пустом месте, их порождает единый волеизъявитель большинства социума, которые отбирает из множества личных идей наиболее общие, характерные для данной эпохи, воплотившиеся из существующих традиций и рамок.

Данные особенности нашли свое отражение в двух концепциях государства. В соответствии с первой, государство является агентом группы или класса, а его функция состоит в извлечении доходов из других групп подданных в пользу данной группы или класса. Таким образом, в основе государства лежит распределительный конфликт: ресурс, распределенный, в пользу одного субъекта, не может быть использован другим субъектом. Средством перераспределения благ является насилие.

Так, в соответствии с данным подходом Д. Норт [19], определяет государство как организацию со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных. Под насилием понимается физическое ограничение спектра возможностей, доступных одному индивиду (или группе) посредством воздействия на его способность реализовать принимаемые им решения (т. е. действие, противоречащее интересам и воле данного человека как объекта насилия). С этой точки зрения человек, обладающий властью, имеет возможность добиваться желаемого результата посредством корректировки поведения других людей. Индивиды соглашаются подчиниться принуждению со стороны государства только в том случае, если конечные результаты политического «обмена» соответствуют их интересам [14]. Примером такой концепции государства является марксистская теория государства.

Вторая концепция государства - контрактная -рассматривает государство как общественный договор: «В теориях государства, основанных на идее договора и связанных с именами Локка и Руссо и с некоторой частью традиционной литературы по государственным финансам (традиция Пигу-Мида), государство трактуется как контрактное соглашение между равными индивидами по поводу предоставления продуктивных общественных услуг» [15].

В данной концепции подчеркивается не момент насилия как средство обеспечения порядка, а момент установления самого этого порядка как системы взаимных ожиданий подданных, реализация которых снижает неопределенность внешней среды, то есть экономит ресурсы и, следовательно, расширяет возможности реализации интересов всех граждан за счет снижения неопределенности и уменьшения рисков хозяйственной деятельности.

Необходимо также отметить, что государство является самостоятельной подсистемой, которая представляет собой определенную целостность и может развиваться относительно независимо от общества в целом. Например, бюрократия, преследующая собственные интересы, которые могут быть отличные от интересов общества в целом [4]. «Как и другие субъекты экономики, государство не может не иметь собственных экономических интересов... Государство с самого начала предстает как определенная организация, т. е. иерархическая структура, состоящая из отдельных лиц... Носитель собственных интересов государства -бюрократия, формирование и рост которой обусловлены усложнением общественного аппарата, обеспечивающего управление растущими экономикой и обществом. Работники государственного аппарата... обладают собственными потребностями и интересами и, преследуя свои интересы, вносят коррективы в движение государственного механизма: государственная бюрократия может как ускорить, так и застопорить принятие решений практически по любому вопросу».

В государстве, в одном субъекте, сочетаются общественные, групповые, ведомственные и личные интересы. Как одно из звеньев государственной машины, чиновник служит реализации общественных интересов, как отдельный индивидуум -своим собственным. Свою индивидуальность, активность, способности он может проявить в большей степени именно в области реализации личных интересов, поскольку в рамках бюрократической иерархии его усилия во многом зависят от действий отдельных звеньев системы. Интересы

бюрократии, следовательно, отличаются от интересов государства как выразителя интересов общества. «Поскольку частные интересы, как правило, находятся в противоречии с общими, то и собственные интересы государства могут входить в противоречие с общими интересами страны, что, по-видимому, и случилось в России в период реформ 90-х гг. прошлого века» [4].

Таким образом, государство, являясь особой общественной подсистемой, в то же время представляет собой относительно самостоятельный общественный организм с собственными интересами, не всегда соответствующими тем задачам, ради которых он возник. Изменение среды, в которой функционирует государство (в данном случае - экономической), требует постоянной модернизации организационных структур управления, способов и инструментов воздействия на экономические процессы. Если же этого не происходит, старые структуры, становятся все более закрытыми, начинают самоусложняться, работать, прежде всего, на собственные интересы и собственное воспроизводство (отсюда коррумпированность аппарата управления) и лишь затем на воспроизводство экономики и общества в целом. Это снижает как эффективность государственного регулирования (дублирование многих функций, увеличение издержек управления и т. д.), так и ухудшает состояние экономики в целом. Во многом спонтанные процессы самоорганизации внутри государственного аппарата управления также нуждаются в определенном контроле и регулировании. Такая необходимость становится особенно очевидной в периоды нестабильности систем [4].

На основе отмеченных выше особенностей государства, его места в обществе, можно выделить следующие функции, которые государство должно выполнять по отношению к экономике.

В современной экономической литературе -это один из центральных вопросов. Так, К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю [9], в качестве важнейших задач правительства выделяются: 1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы; 2) защита конкуренции; 3) перераспределение дохода и богатства; 4) корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; 5) стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста. Первые две задачи связаны с поддержкой и облегчением функционирования

рыночной системы. Остальные - усиливают и модифицируют его.

Л. И. Абалкин рассматривает следующие функции государства: «защита прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монополистическими тенденциями; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками; контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы; обеспечение экономической безопасности страны и т. д.» [1]. Ученый отмечает, что в последнее время, время становления постиндустриального общества, возникли и качественно новые функции государства. «К ним можно отнести принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий, проведение четко сформулированной промышленной политики, решение экологических вопросов.

Г. М. Гукасьян видит функции государства в разработке приемов регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему недостатки. К таким функциям относятся: «1) создание общественных благ; 2) регулирование внешних (побочных) эффектов; 3) перераспределение доходов; 4) проведение антимонопольной политики; 5) поддержка фундаментальной науки и научно-технического прогресса; 6) управление охраной окружающей среды; 7) поддержка малого бизнеса; 8) макроэкономическая стабилизация; 9) регулирование внешнеэкономической деятельности» [2].

Д. С. Львов указывает, что «функции государства заключаются в отработке законодательства, отвечающего рыночной системе, обеспечении условий для его неукоснительного соблюдения, содействии формированию рыночных институтов, разработке и проведении социально-экономической политики» [8].

Ф. И. Шамхалов выделяет следующие функции государства в сфере экономики: 1) создание инфраструктуры и среды экономической деятельности; 2) формирование институциональной инфраструктуры, обеспечивающей основные нормы и правила экономической деятельности; 3) создание благоприятной социальной среды; 4) разработка и осуществление экономической политики,

призванной определять приоритетные направления экономического развития; 5) осуществление собственной экономической деятельности; 6) определение государственных заказов и осуществление государственных закупок. Государство, по мнению ученого, не может оставаться безучастным к состоянию экономики и по следующей причине. Рыночная конкуренция всегда означает выигрыш для одних и проигрыш для других, а значит, без соответствующей корректировки со стороны государства может стать фактором социальных конфликтов и нестабильности как в экономике, так и в обществе в целом [13].

Чаще всего подход к определению функций государства базируется на критериях «провалов», изъянов рынка. Государство делает то, что не может рынок. При такой постановке вопроса в качестве главных регулирующих сил в экономике страны рассматриваются две - государство и рынок. Однако подобное представление не учитывает влияния еще одной важной силы - общества. В настоящее время общество (и в микромасштабе -коллектив, социальная группа, и в макромасштабе -население страны, его слой, федеральная общественная организация, партия) оказывает значительное влияние на экономику на всех ее уровнях. Поэтому рассмотрение вопросов, касающихся устойчивого развития страны, должно опираться на учет действий трех основных акторов: общества, экономики и государства.

С. Ф. Серегина [11] предлагает подход к анализу функций государства в экономике с позиций общественного развития в целом. Она выделяет следующие особенности государства для описаний его функций. Прежде всего, государство возникло и существует для поддержания целостности сообщества людей, живущих на определенной территории, а значит должно отражать волю и интересы всех своих граждан. В то же время государство является подсистемой общества.

Общество является сложной системой. Сложное всегда связано с иерархическим принципом построения. Экономика, оставаясь на протяжении всей истории человечества материальной основой жизнедеятельности общества, не всегда, как считают многие исследователи, стояла на вершине иерархии подсистем общества. Это отражалось на характере государства как особой подсистемы, воспринимающей существующие в обществе иерархии. «Во времена античности и феодализма, -отмечает Ф. Шамхалов, - все сферы жизни людей были пронизаны государственным или политическим началом» [13]. На данном этапе развития общества государство выделилось в самостоя-

тельную подсистему, которая заняла главенствующее положение в иерархии общественных подсистем, и стала определять параметры порядка общественной системы в целом.

Независимая экономическая система в доин-дустриальную эпоху не существовала. Экономическая система была включена в более широкую социальную систему. Это явление можно найти и в настоящее время. Во многих слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на обычаях экономические отношения. Экономические роли индивидов определяют наследственность и касты. Религиозные и культурные ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью, а общество отстаивает сохранение статус-кво. Традиционные уклады существуют и в рыночно развитых странах как элементы хозяйствования.

С наступлением эпохи капитализма, индустриальной эпохи, происходит смена лидера в иерархии общественных подсистем. Экономика, выделившись в самостоятельную подсистему общества, заняла место на вершине этой иерархии. Как главный элемент в иерархии общественных подсистем экономика стала определять параметры порядка общественной системы в целом, предлагая рыночные отношения как основную форму обмена в капиталистической экономике. Государство стало испытывать на себе влияние главенствующего элемента общественной системы. Неслучайно, в этот период, стали появляться концепции минимальной роли государства, принижающие значение государственного.

Таким образом, как отмечает С. Ф. Серегина, «на уровне общественной системы в целом также протекают процессы самоструктурирования: наиболее динамичная подсистема - экономика... изменяет общественную систему в соответствии со своими целевыми ориентирами. Данная закономерность является общей для эволюции сложных систем: наиболее неустойчивая, растущая в данный исторический момент подсистема в силу принципа подчинения определяет развитие всех других подсистем и общества в целом» [11].

Государство, как подсистема общества, испытывает влияние иерархии общественных подсистем, закрепляя приоритет господствующей подсистемы - экономики. С одной стороны, для обеспечения устойчивости общественной системы государство должно обеспечить сбалансированное развитие всех подсистем общества. С другой стороны, оно отражает главенство экономики, например, поддерживая рыночную форму связи экономических интересов, которая превалирует

на данном этапе. А возможно, и потому, что государство само становится экономическим субъектом, и рыночные формы связи повышают степень эффективности реализации его экономических интересов. Например, денежный налог выгоднее для государства, чем натуральный - скот, зерно, овощи и т. д.

Необходимо отметить, что в постиндустриальную эпоху все большую роль начинает играть общество (высокоразвитое гражданское общество) и его институты. Институты гражданского общества оказывают значительное влияние на принимаемые государством решения. В настоящее время с помощью этих институтов государство активно воздействует на процесс согласования интересов в сфере экономики. Можно предположить, что институты гражданского общества можно рассматривать как самостоятельную подсистему общества, играющую важную роль на современном этапе.

Исходя из того, что общество как сложная система подвержена процессам самоорганизации, по нашему мнению в постиндустриальную эпоху главенствующее положение в иерархии общественных подсистем займут именно институты гражданского общества. Экономика постепенно превращается в инструмент обеспечения достойной жизни человека, достойных условий реализации его интересов.

Настало время разработки стратегии и тактики социально-экономического прорыва в условиях современного постиндустриального общества, определения инструментов, которые обеспечили бы сокращение разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира. Главное конкурентное преимущество современной высокоразвитой страны связано с человеческой личностью и с теми факторами, которые непосредственно обеспечивают жизнедеятельность человека. Именно поэтому приоритетными в настоящее время являются институты, связанные с развитием личности и через человека влияющие на состояние экономики. Социальное развитие является фундаментальным условием общественного прогресса. Оно первично и потому имеет приоритет над чисто экономическими целями. Главным критерием общественно - исторического прогресса становится уровень социального развития общества, то есть степень удовлетворения его общественных потребностей. Социальное развитие, благосостояние общества - это цель, а экономические процессы, их механизмы - средства достижения этой цели. Отсюда возникает проблема третьего тысячелетия - создание социальноориентированной экономики.

Группа ученых под руководством Г. Клейне-ра, для описания функций государства в экономике, предлагает рассматривать взаимосвязь основных макросистем - государства - общества - экономики, как относительно самостоятельных [6]. Ученые отмечают, что каждая из этих подсистем действует в масштабе всей страны, однако их можно рассматривать как относительно самостоятельные. Государство рассматривается в узком смысле, т. е. как политическая организация, осуществляющая управление страной; общество также понимается в узком смысле слова как структурированная совокупность индивидов, проживающих на территории данной страны, и различных политических и иных организаций; экономика, понимается как совокупность производительных сил и производственных отношений. Все макросистемы характеризуются специфическими функциями и задачами. При этом государство выступает фактором, интегрирующим во времени и в пространстве разнородные элементы процесса развития страны.

Взаимное влияние данных макросистем рассматривается следующим образом: государство регулирует и стимулирует экономику и способствует организации общества; экономика определяет возможность и мощь государства и формирует экономические интересы общества; общество «воспитывает» государство, указывает бизнесу цели и ограничения развития.

Несмотря на то, что три указанные сферы являются самостоятельными, они имеют значительные пересечения. Так, предприятия, в чьей собственности значима доля государства, следует относить как к «государству», так и к «экономике». К области пересечения этих сфер, по мнению ученых, относятся казенные предприятия, поскольку они присутствуют на рынке труда, технологий, оборудования и в этом качестве соперничают с коммерческими частными предприятиями.

К области пересечения общественной и экономической сфер принадлежат: во-первых, коммерческие структуры, находящиеся в собственности общественных организаций; во-вторых, фондовый рынок; в-третьих, так называемые народные предприятия. Сюда относятся также и социальные аспекты деятельности предприятий любого типа, поскольку общественные течения, взгляды, приоритеты оказывают сильное влияние на социальный климат внутри них и на целенаправленность и производительность труда.

Область пересечения сфер государства и общества охватывает ряд аспектов функционирования партий, выборной власти, избирательной сис-

темы, а также социальные аспекты деятельности органов исполнительной и судебной власти. Ученые подчеркивают, что границы сфер, принадлежащих одновременно двум различным элементам рассматриваемой конфигурации, размыты, и их определение носит условный характер.

Особую роль в данной концепции отводится государству, призванному выполнять функции и обязанности по отношению к обществу и экономике, которые оно не может переложить на других участников. Это связано со специфической ролью государства как субъекта узаконенного делегирования прав граждан. Главная задача государства, с точки зрения ученых, - обеспечение неограниченного продолжения функционирования общества и экономики на данной территории.

Рассматривая взаимодействие государства, общества и экономики, ученые делают вывод, что государство имеет три главных канала влияния на экономику путем:

- непосредственного регулирования через законодательные, административные и перераспределительные виды деятельности;

- управления государственной собственностью и в том числе госсектором;

- влияния на общество и его институты, а затем на экономику.

Рассмотрев различные точки зрения на взаимодействие макросистем государства, общества, экономики в целях согласования интересов экономических субъектов, можно попытаться показать их взаимосвязь в рамках общественной системы в целом, учитывая процесс самоорганизации. Влияние государства на экономику через институты общества, высокоорганизованного гражданского общества становится все более актуальным.

Основываясь на различных подходах к рассмотрению функций государства в экономике, выделим следующие типы функций по согласованию экономических интересов.

1. Функции государства как выразителя интересов всех экономических субъектов.

Государство, как представитель всех экономических субъектов, формирует правовые рамки функционирования экономики. С помощью законодательства устанавливаются «правила игры» или юридические принципы взаимодействия интересов всех экономических субъектов в обществе. В числе этих правил следует выделить законодательные и нормативные акты, определяющие статус частной собственности, формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий и их взаимоотношения между собой и государством. Правовые формы рас-

пространяются на проблемы качества продукции, вопросы по согласованию интересов трудового коллектива с администрацией, соблюдение техники безопасности и охраны здоровья на предприятиях. Г осударство создает нормы реализации экономических интересов не только в качестве регламентов, но и в качестве образцов, эталонов, примеров для подражания, например, присуждая государственную премию или ученую степень.

Правила поведения предусматривают так же систему наказаний: «Для обеспечения такого общественного блага как законопослушание, должно быть произведено такое общественное «антиблаго», как наказание» [3]. Издержки наказания включают два элемента - издержки выявления нарушителей и издержки наказания нарушителей. Именно последнее есть «антиблаго». Никакое наказание не возмещает полностью ущерба. Однако наказания все же должны применяться, поскольку они предотвращают нарушения, которые могут быть совершены в будущем, если не будет наказаний. Поэтому создание эффективного политического режима требует действенной правоохранительной системы, эффективной благодаря не столько тяжести наказаний, сколько их неотвратимости. Эта идея особенно актуальна для современной России.

Государство, формируя правовые рамки деятельности экономических агентов, участвуя в создании средств связи, обеспечивая доступ к нужной информации, создавая условия для повышения мобильности факторов производства и т. д., формирует ту инфраструктуру, ту институциональную среду, которая способствует согласованию экономических интересов различных субъектов. Государство задает определенную направленность экономическим процессам, направляя их на реализацию общественных интересов.

Таким образом, государство призвано обеспечить необходимые условия для осуществления хозяйственной деятельности всем экономическим субъектам. Законы и механизмы, обеспечивающие их реализацию, способствуют достижению компромисса между многочисленными, всегда экономически противоречивыми, интересами субъектов рыночной экономики. Если государству удается найти согласованное решение в системе экономических интересов хозяйствующих в обществе субъектов, то решение проблемы государственного регулирования может быть призвано в основном эффективным.

Итак, государство как представитель всех экономических субъектов, выполняет следующие функции:

1) создает законодательное обеспечение экономической деятельности (принимает законы, устанавливает процедуры, нормы, разрешающие и запрещающие определенные экономические отношения) и осуществляет контроль над их исполнением;

2) создает и поддерживает политические, экономические и социальные институты, практически осуществляющие решения государства, т. е. формирует институциональную среду реализации экономических интересов;

3) защищает высшие интересы общества.

2. Функции государства по регулированию экономической системы и рыночной формы реализации интересов экономических субъектов.

Данные функции государства отражают господствующее положение экономики в общественной системе. Государство поддерживает сложившиеся экономические отношения и рынок как основную форму связи между субъектами хозяйствования в современном мире, а также главный механизм рынка - конкуренцию. Поддерживая конкуренцию, государство организует выполнение экономикой своей основной задачи - производства необходимых благ и услуг для удовлетворения потребностей населения. Защита принципов свободной конкуренции, борьба с монополизмом, могут быть выполнены только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Поддерживая рыночную форму связей, государство должно учитывать и компенсировать внешние эффекты рынка. Многие виды экономической деятельности имеют побочные эффекты (экстерналии). Это издержки (или выгоды), связанные с экономическими сделками, которые несут (или получают) лица, непосредственно не участвовавшие в сделках. Примером экстерналий может служить загрязнение окружающей среды из-за производства или использования продукции. Важная функция государства состоит в управлении такими внешними издержками и выгодами с целью как поддержания рыночных стимулов у экономических агентов, так и обеспечения общественных интересов.

Существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участия в этом процессе государства. Так, А. Пигу предлагает налоговый путь разрешения данного вопроса, что предполагает активную роль государства. Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее выгодно на основе частных соглашений собственников, так как «прямое правительственное регулирование не всегда дает лучшие результаты, чем простое представление проблемы на волю

рынка или фирмы» [7]. Для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов трудно установить «виновного» (например, озоновые дыры) поэтому проблема источника компенсаций внешних эффектов остается одной из самых сложных в новой экономической теории.

На макроэкономическом уровне внешними эффектами рынка являются негативные последствия циклических колебаний экономики, приводящие к усилению противоречивости в системе экономических интересов, к потерям определенной доли общественного богатства, социальным конфликтам, политической нестабильности и т. д. Современное государство способно видоизменять экономический цикл, сократить до минимума депрессивную фазу цикла, уменьшить экономические потери.

Рынок игнорирует и положительные внешние эффекты из-за противоречивости интересов фирмы и общества. Например, отдельным фирмам не всегда бывает выгодно проводить научные исследования, так как это сопряжено с большими издержками. Но в дальнейшем использование результатов исследований может дать большой экономический эффект с точки зрения интересов народного хозяйства в целом. Поэтому государство, учитывая возможности возникновения положительного внешнего эффекта, должно стимулировать фирмы проводить исследовательские работы, чтобы в дальнейшем ими могли воспользоваться все желающие.

Итак, государство для регулирования экономической системы и ее рыночной формы, выполняет следующие функции:

- поддерживает конкуренцию с помощью инструментов антимонопольной политики (предотвращение недобросовестной конкуренции; защита потребителей от неэтичной деловой практики, контроль за деятельностью естественных монополий путем государственного регламентирования цен на товары и услуги);

- защищает сложившиеся структуры собственности;

- проводит политику по корректировке внешних эффектов рынка (как отрицательных -загрязнение окружающей среды, так и положительных - развитие науки и др.).

3. Функции государства, направленные на сбалансированное развитие интересов общества, государства и экономики.

Направление деятельности государства по согласованию развития различных сфер общественной жизни в настоящее время считается наиболее важным и потому может рассматриваться как са-

мостоятельное. Оно связано с гармонизацией развития различных сфер общества.

Экономика как господствующая подсистема предлагает рыночную форму связей в качестве основной для всех сфер общественной жизни. Но в реальной жизни рыночные отношения подходят не всем экономическим субъектам. Например, здравоохранение, образование, наука, культура и др. в своей деятельности не преследуют получение максимальной прибыли, а значит, и интерес к ним частного сектора незначительный. Поэтому государство, заинтересованное в устойчивом развитии общества, либо берет организацию работы этих отраслей на себя, либо стимулирует частный сектор к организации бизнеса в этих отраслях, чтобы их услуги были доступны потребителям в необходимом количестве.

Представители теории общественного выбора, выступающие за всемерное ограничение экономических функций государства, предлагают некоторые блага общественного пользования преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Известно, что уже в XIX в. в США достаточно эффективно функционировала сеть частных железных дорог. В Германии с начала 1955 г. федеральные железные дороги были преобразованы в акционерное общество, которое в ближайшем будущем будет разделено на три и постепенно приватизировано. Недавно были приватизированы железные дороги в Японии. Перевод на рыночную основу почты и телекоммуникаций в Великобритании и Германии свидетельствует, что в этих традиционных сферах государственного предпринимательства трансакционные издержки понизились до приемлемого для частного капитала уровня [10]. В нашей стране тоже проводится приватизация объектов общественного пользования, например железной дороги, сферы ЖКХ.

Таким образом, одна из важных функций государства в экономике - проведение социальной политики, которая включает политику доходов и цен, занятости, развития системы социальной защиты, социальных гарантий и другие сферы государственного социального регулирования. Цель ее проведения - смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов и достижение общественного консенсуса, с одной стороны, и стимулирование экономической активности различных слоев и групп, достижение динамического равновесия между экономической эффективностью и социальной справедливостью -с другой. Государство, с помощью проведения социальной политики способствует реализации интереса в получении необходимых денежных

пособий социально незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, несовершеннолетним, студентам, вынужденно безработным и т. д. С помощью бюджетно-налоговой политики государство перераспределяет созданный доход, чтобы обеспечить нормальное существование всем своим гражданам, чтобы каждый гражданин имел возможность получить среднее образование, медицинское обслуживание. Нарушение этого механизма может усилить противоречивость в системе интересов общества и привести к различным формам социального протеста.

В настоящее время на первый план выходят действия государства, направленные на улучшение качественных особенностей экономического развития. К ним относятся меры по созданию стимулов к всестороннему развитию работников, установлению контроля над качеством и безопасностью потребительских товаров и защите прав потребителя, обеспечению надлежащих условий и охраны труда и др. На наш взгляд, что важную роль в решении этих задач оказывают институты гражданского общества. Это различного рода соглашения, конференции, союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры. Сюда относятся также и такие образования, как профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства, общества потребителей, экологические движения, выступающие реальными участниками и субъектами регулирования экономических и социальных процессов. В настоящее время направления воздействия государства на экономику через институты гражданского общества становятся все более актуальными.

Модификация функций государства в реальной жизни предполагает передачу функций государственного регулирования не рынку, а институтам гражданского общества. Этим объединениям может делегироваться из рук государства определенный круг функциональных задач. Например, создаются органы, объединяющие представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для заключения и корректировки тарифных соглашений между работодателями и трудящимися. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах экономики, финансах, социального обеспечения, отдельных их управлениях, при центральных банках, управления государственных железных дорог, почты и телеграфа, при крупных государственных компаниях. Рекомендации таких институтов касаются принципиальной ориента-

ции деятельности государства, направлений расходования средств из бюджетов и внебюджетных фондов. По этой линии происходит согласование интересов частного хозяйства с выразителями интересов различных социальных, профессиональных, общественных групп и движений.

Самые могущественные выразители групповых экономических интересов - политические партии. Они стараются подавать свою деятельность как движимую общественными интересами. Однако, «любая партия, всячески добиваясь обретения как можно большего количества сторонников, нередко прибегает к камуфлированию истинных целей, преподнесению их в том виде, который дает шанс на максимум привлекательности для избирателей» [12]. Борьба за власть всегда является ареной острейшей политической борьбы. Поэтому эффективная реализация экономических интересов предполагает не монополию одной партии, а определенную систему сдерживающих сил и противовесов, гарантированное признание прав меньшинства, гласный демократический контроль над деятельностью всех ветвей власти. Кроме того, надежное представительство общественных интересов требует задействования всех институтов гражданского общества.

Сформировавшиеся и полностью оформленные институты гражданского общества способствуют социально-экономическому развитию общества в желаемом направлении. Опыт трансформаций административно-плановых систем в рыночные, подтвердил правильность данного тезиса и беспочвенность упований на автоматическое решение всех проблем самим рынком [5].

Итак, функции государства, направленные на обеспечение сбалансированного развития общества, государства и экономики следующие: проведение социальной политики; формирование институтов гражданского общества, которым делегируются определенные права по согласованию экономических интересов в обществе (например, общественные организации; партии; союзы потребителей, предпринимателей и т.д.).

Выполняя, таким образом, различные функции, государство пытается предотвратить возможные конфликтные ситуации в существовании различных областей общественной жизни, обеспечив баланс интересов субъектов экономической и социальной деятельности. Функции государства адаптируются к требованиям времени, они зависят от реальных проблем, решаемых национальной и мировой экономикой.

Основа концепции социального рыночного хозяйства по своей природе либеральна. Однако в

отличие от сторонников классического либерализма Л. Эрхард не считал возможным самоустранение государства от влияния на экономическую жизнь. На государство возлагается особая ответственность за создание и поддержание рамочных условий, необходимых для нормального функционирования рыночной экономики: «Исконной и главнейшей задачей государства остается создание рамок порядка, внутри которых гражданин должен иметь право свободно двигаться» [16].

В связи с этим государство должно нести ответственность за:

- стабильность денежного обращения, при которой снабжение народного хозяйства деньгами определяется независимым центральным банком, а не хозяйственно-политическими устремлениями органов власти;

- незыблемость института частной собственности, которая является основой конкурентного порядка, поскольку обеспечивает возможность децентрализованного принятия решений непосредственно предпринимателем;

- открытость рынка и свободный доступ на рынок для всех хозяйствующих субъектов должны повысить уровень конкуренции и помешать установлению монополии вследствие политики протекционизма;

- свободу заключения договоров между хозяйствующими субъектами за исключением тех, которые ограничивают свободу других субъектов экономики (например, картельные соглашения);

- создание таких правовых условий, при которых хозяйствующие субъекты несут полную имущественную ответственность за результаты своих действий. Ответственность за принимаемые экономические решения должна согласовывать личные и общественные интересы, хозяйствующие субъекты должны нести полную юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

- постоянство экономической политики с целью обеспечения предсказуемых условий для инвестирования, поскольку стабильность условий снижает степень риска и тем самым благоприятствует конкуренции [18].

Перечисленные выше принципы составляют основу конкурентного порядка и обеспечивают реализацию главного принципа рыночного хозяйства: функционирование системы рыночных,

т. е. свободных, конкурентных цен. Важно, что конкурентный порядок взамен тоталитарного может установиться только при реализации всех этих принципов в совокупности, реализовать которые на практике сразу и в полной мере невоз-

можно. Но важно, чтобы они реализовывались не поэлементно, а параллельно, хотя и постепенно.

Эрхард был убежден, что социальные проблемы в обществе решаются не перераспределением, а повышением хозяйственной эффективности в условиях конкурентного рынка. Важная задача государства - создать условия для «самообеспечения»: наилучший социальный порядок существует не там, где путем перераспределения общественного продукта обеспечивается максимальная социальная поддержка, а там, где в такой поддержке нуждается минимальное число граждан. «Представляющийся мне идеал покоится на том, чтобы человек мог сказать: «У меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу сам нести риск в жизни, хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить себе существование, мою судьбу и судьбу мой семьи».

Итак, рассмотренные вопросы дают право сделать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Основа устойчивого развития социальноэкономической системы - согласованная система экономических интересов.

2. Система экономических интересов представляет собой противоречивое множество, требующее действенного механизма их согласования в целях избежания конфликтности интересов.

3. Современный механизм согласования интересов - это сложное переплетение рыночных и государственных начал.

4. При рассмотрении функций государства в экономике по согласованию экономических интересов важно опираться на анализ трех основных факторов: общества, экономики и государства.

5. Основные принципы социального рыночного хозяйства в значительной мере отвечают целям и задачам социально-экономической реформы в России. Они ближе всего подходят к менталитету нашего народа, сложившемуся за время функционирования командно-административной экономики.

Литература

1. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6.

2. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: проблема «новой экономики». Изд. 2-е. СПб., 2003.

3. Джеймс М. Бьюкенен. Сочинения: пер. с. англ. Сер.: «Нобелевские лауреаты по экономике» / гл. ред. кол.: Р. М. Нуреев [и др.]. М., 1997. Т. 1.

4. Диесперова Е. А. Собственные экономические интересы государства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2001.

5. Институционально-структурные преобразования экономической системы России / под ред. Н. С. Чер-нецовой, В. А. Скворцовой, Г. Б. Новосельцевой. Пенза, 2004.

6. Клейнер Г. Б. Особенности процессов формирования и эволюции социально-экономических институтов в России: Препринт. М., 2001.

7. Коуз Р. Фирма, рынок и право. M., 1993.

8. Львов Д. С. Экономика развития. M., 2002.

9. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т.: пер с анг. М., 1993. T. 1.

10. Механизм регулирования экономики в Германии: как он функционирует и чему учит / под общ. ред. В. П. Гутника. М., 1995.

11. Серегина С. Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. М., 2002.

12. Ходов Л. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // РЭЖ. 1995. № 1.

13. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика (власть и бизнес). M., 1999.

14. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. Изд. 3-е, перераб. и доп. M., 2002.

15. Эггертссон Трауинн. Экономическое поведение и институты / пер. с англ. М., 2001.

16. Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. M., 1993.

17. Юрьев В. М., Козлова Г. В. Державная экономическая политика России в глобализирующемся мире. Тамбов, 2009.

18. Eucken W. Grundsitze der Wirtschaftspolitik. Tubingen: Mohr. 1990. (Русский перевод: Ойкен В. Основные принципы экономической политики: пер. с нем. / общ. ред. Л. И. Цидилина и К. Херрманн-Пиллата, вступ. сл. О. Р. Лациса. M., 1995).

19. North D. Structure and Change in Economic History. N.Y., 1981

* * *

REALIZATION OF THE BASIC FUNCTIONS

OF THE STATE IN THE CONTEXT OF SATISFACTION OF PUBLIC INTERESTS

Yu. V. Ioda

In article the basic functions of the state in a context of satisfaction of public interests are defined. Major factors against which it is important to lean as agreed economic interests are analyzed.

Key words: society, requirements, economic interests, public interests, mechanism of the coordination of interests, economic system, state, state functions, state policy, majesty, majestic policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.