Научная статья на тему 'Реализация образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий'

Реализация образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПРОС / СТУДЕНТЫ / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / E-EDUCATION / HIGHER EDUCATION / SURVEY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евплова Е.В.

Введение. Стремительное развитие науки существенным образом поменяло жизнь общества: потребности государства в подготовке квалифицированных работников, с одной стороны, и рост технических возможностей общества, с другой стороны, заставляют обращаться к новым формам и методам обучения, в том числе, электронному и дистанционному обучению. Однако нормативно-правовая база по данному вопросу на сегодняшний день разработана и изучена не в полной мере. Материалы и методы. Для решения вышепредставленной проблемы в статье проанализированы нормативные документы: Конституция РФ, Закон «Об образовании в РФ», Постановление Правительства РФ «О государственной аккредитации образовательной деятельности» и др. Результаты. Был сделан вывод о том, что в основных государственных нормативно-правовых документах в той или иной степени уделяется внимание реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, тем самым конкретизируется социальный заказ современному высшему образованию. Обсуждение. Результаты анализа вышеперечисленных нормативно-правовых документов подтверждают, что государство заинтересовано в реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, поскольку это связано с решением задач массовизации высшего образования, сокращением расходов на образование и многим другим. Заключение. Оценить эффективность новой парадигмы образования можно будет только после повсеместного введения данных инноваций. Основные положения: проанализированы нормативно-правовые документы Российской Федерации по проблеме реализации образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологии; в соответствии с нормативно-правовой документацией представлены определения понятий «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии»; на основе анализа нормативных документов подтверждено, что законодателем не предусмотрена такая форма обучения, как дистанционное обучение, дистанционное обучение представляет собой образовательную технологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евплова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

ББК 67.0

Е. В. Евплова

ORCID № 0000-0002-5899-7830 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: ekaterina@evplova.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

Введение. Стремительное развитие науки существенным образом поменяло жизнь общества: потребности государства в подготовке квалифицированных работников, с одной стороны, и рост технических возможностей общества, с другой стороны, заставляют обращаться к новым формам и методам обучения, в том числе, электронному и дистанционному обучению. Однако нормативно-правовая база по данному вопросу на сегодняшний день разработана и изучена не в полной мере.

Материалы и методы. Для решения вышепредставленной проблемы в статье проанализированы нормативные документы: Конституция РФ, Закон «Об образовании в РФ», Постановление Правительства РФ «О государственной аккредитации образовательной деятельности» и др.

Результаты. Был сделан вывод о том, что в основных государственных нормативно-правовых документах в той или иной степени уделяется внимание реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, тем самым конкретизируется социальный заказ современному высшему образованию.

Обсуждение. Результаты анализа вышеперечисленных нормативно-правовых документов подтверждают, что государство заинтересовано в реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, поскольку это связано с решением задач массовизации высшего образования, сокращением расходов на образование и многим другим.

Заключение. Оценить эффективность новой парадигмы образования можно будет только после повсеместного введения данных инноваций.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное образование, высшее образование, опрос, студенты и др.

Основные положения:

- проанализированы нормативно-правовые документы Российской Федерации по проблеме реализации образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологии;

- в соответствии с нормативно-правовой документацией представлены определения понятий «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии»;

- на основе анализа нормативных документов подтверждено, что законодателем не предусмотрена такая форма обучения, как дистанционное обучение, дистанционное обучение представляет собой образовательную технологию.

1 Введение (Introduction)

В настоящее время неизбежно меняются законы, техника и технологии, меняются даже границы государства... Кардинально меняется среда вокруг нас, становится более мобильной и информационной. Изменились ли современные

студенты? Ответ на этот вопрос положительный.

Современные студенты отлично ориентируются в информационных технологиях, для них не составляет труда открыть интернет и за секунды найти любую интересующую их информацию, они без

труда усваивают новые технологии и т. д.

В связи с этим возникает вполне логичный вопрос: нужно ли менять систему высшего образования под «новых студентов», должны ли быть изменены формы, методы и средства обучения, да и в целом образовательные парадигмы как концептуальные рамки, детерминирующие видение образования в обществе, включая потребности и ожидания студентов, образовательные цели, принципы и стратегии осуществления образовательной деятельности, методы взаимодействия субъектов образовательного процесса? Ответ на этот вопрос снова положитель-ый [1].

Отметим, что самое большое зменение, которое произошло за последнее время в системе высшего образования, — изменение роли преподавателя. На сегодняшний день педагог перестал быть только источником знаний. Источником знаний, хотим мы того или нет, стала всемирная сеть интер-ет, а также огромное количество

литературы на электронных носителях, электронные образовательные ресурсы, обучающие фильмы, аудиозаписи, образовательные сайты, Интернет-приложения и т. д.

Именно по этой причине у студентов появился вопрос: «Зачем что-то записывать или запоминать, если это можно посмотреть в интернете?» И ведь студенты по-своему правы.

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что роль преподавателя существенно расширилась. Современный педагог - организатор, исследователь, консультант, руководитель проектов и даже «навигатор» эффективной работы со знаниями. Главная задача педагога - организация условий, инициирующих учебную деятельность, ведущую к образовательным результатам [2].

В связи с этим, в Атласе новых профессий, своеобразном альманахе перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15 - 20 лет, появились такие профессии как разработчик образовательных

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

траекторий, модератор виртуальных курсов, координатор образовательной онлайн-платформы и многое другое.

Например, координатор образовательной онлайн-платформы, специалист образовательной организации или независимого образовательного проекта, имеющий компетенции в онлайн-педагогике, сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным учебным дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала онлайн-платформы.

В свою очередь, разработчика образовательных траекторий представляют как специалиста, создающего «маршрут» обучения новых специалистов, включающий он-лайн-курсы, а также тренажеры, симуляторы и т. п.

Модераторы виртуальных курсов — профессионалы по организации группового обсуждения проблемы или коллективной

творческой работы. Например, американская компания «Corporate Education Group», специализирующаяся на консалтинге и корпоративных тренингах, в 2014 году опубликовала вакансию «модератора виртуальных курсов», а компания «ATIM» разработала серию обучающих курсов для менторов и модераторов, в том числе и курс по онлайн-модерации.

На сегодняшний день, в связи с возросшей актуальностью данного направления в российских вузах появились целые подразделения, отвечающие за онлайн-деятель-ность, например, в Московском физико-техническом университете существует Лаборатория инновационных образовательных технологий, а в Высшей школе экономики — Центр развития образовательной среды [3].

Ко всему прочему, за последние 10-20 лет лексикон работников системы образования пополнился десятками и сотнями новых терминов: «дистанционное обучение», «электронное обучение», «электронные образовательные ресурсы», «цифровое обучение»,

«интернет-обучение», «онлайн-обучение», «онлайн-курсы», «он-лайн-педагогика», «информационные образовательные ресурсы», «информационно-телекоммуникационные технологии» и т. д.

Отметим, что в Федеральном законе РФ «Об образовании» используются только два понятия: электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Под первым понятием законодатель определяет организацию образовательной деятельности с применением информации, которая содержится в базах данных, используемых при реализации образовательных программ и обеспечивающих ее обработку при помощи технологических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, которые обеспечивают передачу указанной информации по линиям связи для взаимодействия педагогических работников и обучающихся. В свою очередь, под «дистанционными образовательными технологиями» законодатель понимает современные компьютерные и коммуникационные технологии,

которые используют для взаимодействия между участниками образовательного процесса, когда педагог и обучающийся находятся на расстоянии [4].

Отметим также, что проблема реализации образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий вызывает интерес как у отечественных (E. А. Барах-санова, А. И. Данилова [5], О. А. Минеева, М. П. Прохорова, Ю. М. Борщевская, А. Е. Терехина [6], Н. E. Попова [7; 8], E. А. Спирина, Д. А. Казимова, C. А. Муликова [9] и др.), так и у зарубежных ученых (A. Droppe, B. Soderfeldt [10], Garcia-A. J. Martinez, C. Gutierrez-Hita, J. Sanchez-Soriano [11], Tang Shi-Ming, Shi Fang-Miao, Xi. Chen [12], E. Frison, S. Eggermont [13], N. Du|ä, O. Martínez-Rivera [14], S. M. Kiasari, T. Ahmadigatab [15] и др.). В последнее время данная проблема находится в центре внимания многих исследователей, о чем свидетельствует появление большого количества работ, посвященных изучению смежных аспектов

вышепредставленной проблемы: 1) реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде [5]; 2) система управления обучением MOODLE с позиций студентов [6]; 3) применение мультимедийных средств в обучении

[7]; 4) технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения

[8]; 5) развитие информационной образовательной среды университета [9] и др.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

На зарождение столь значимой и актуальной проблемы незамедлительно отреагировало государство, сформировав социальный заказ на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Так, интересы человека, общества и государства в подготовке современного специалиста посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, прямо или

косвенно, находят свое отражение в Конституции Российской Федерации [16], Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» [4], Постановлении Правительства Российской Федерации «О государственной аккредитации образовательной деятельности» [17], Приказе Рособрнадзора «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности» [18], Распоряжении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [19], а также в программных и нормативных документах, опубликованных до 2019 г.

3 Результаты (Results)

Анализ некоторых, интересующих нас нормативно-правовых документов Российской Федерации по проблеме исследования представлен в таблице (Таблица 1).

Таблица 1 — Анализ нормативно-правовой документации Российской Федерации по проблеме исследования

Tabble 1 — Analysis of legal documentation Russian Federation on the problem of research

Наименование документа Номер статьи

Конституция Российской Федерации Статья 7 пункт 1 (Глава 1. Основы конституционного строя). Статья 43 пункт 1 (Глава 2. Права и свободы человека и гражданина)

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) Статья 13 пункт 2 «Общие требования к реализации образовательных программ» Статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Статья 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» Статья 28 пункт 12 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации». Статья 29 пункт 2 «Информационная открытость образовательной организации» Статья 43 пункт 7 «Обязанности и ответственность обучающихся» Статья 91 пункт 4 «Лицензирование образовательной деятельности»

Постановление Правительства РФ «О государственной аккредитации образовательной деятельности» от 18.11.2013 № 1039 (ред. от 05.10.2018) IV. Порядок проведения аккредитационной экспертизы, пункт 38

Приказ Рособрнадзора «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности» № 279 от 12.03.2015 (ред. от 21.12.2017) Приложение № 15 «Справка о наличии печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов». Приложение № 16 «Справка о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»

Распоряжение Правительства РФ № 2039-р от 25.09.2017 «Об утверждении Стратегии Повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы» 2. Направление, касающееся решения задачи по разработке механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения, в том числе в части информирования о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, а также формирования социально ответственного поведения участников финансового рынка. Взаимодействие в области улучшения информирования населения о защите прав потребителей финансовых услуг

4 Обсуждение (Discussion)

Так, в основных нормативных документах РФ подчеркивается важная роль реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В Конституции РФ сказано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (пункт 1 статьи 7); Каждый имеет право на образование (пункт 1 статьи 43) [16].

В данном случае наличие электронных обучающих материалов, систем дистанционного и электронного обучения позволит предоставить высокий уровень образования всем желающим, в том числе, людям с ограниченными физическими возможностям или имеющим проблемы со здоровьем, работникам, которые работают в другой стране либо вахтовым способом, молодым мамам, пенсионерам и т. д., т. е. каждый желающий сможет реализовать право на образование.

В Законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ неоднократно поднимаются вопросы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: статья 13 пункт 2 «Общие требования к реализации образовательных программ», статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», статья 18 «Печатные и электронные

образовательные и информационные ресурсы», статья 28 пункт 12 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», статья 29 пункт 2 «Информационная открытость образовательной организации», статья 43 пункт 7 «Обязанности и ответственность обучающихся», статья 91 пункт 4 «Лицензирование образовательной деятельности» и др.

Так, статья 16 Закона «Об образовании в РФ» полностью посвящена реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В статье дается определение понятий «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии», условия реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, определяется место осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий и многое другое.

В статье 13 Закона «Об образовании в РФ» сказано, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Данная мысль подчеркивает, что законодателем не предусмотрена такая форма обучения, как дистанционное обучение (часть 2 статьи 17). Дистанционное обучение является образовательной технологией (часть 2 статьи 13) [4].

Также в Постановлении Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 (ред. от 05.10.2018) «О государственной аккредитации образовательной деятельности» сказано, что при проведении аккредитаци-онной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, экспертной группе предоставляется доступ в

электронную информационно-образовательную среду с целью анализа достижений обучающихся и определения возможности освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения [17].

В свою очередь, в Приказе Ро-собрнадзора от 12.03.2015 № 279 утверждены формы документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности, среди которых обязательным для заполнения является справка о наличии печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов (Приложение № 15) и справка о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (Приложение № 16) [18].

Особое внимание государство предлагает уделить подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и работников бюджетных организаций, занятых вопросами защиты прав потребителей финансовых услуг. С целью этого предполагается внедрение профильных образовательных программ обучения, основанных преимущественно на применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также на разборе практических ситуаций взаимоот-ошений с потребителями финан-овых услуг, принятии типовых ешений, выборе линии поведения при нестандартных ситуациях, использовании лучшей зарубежной и оссийской практики [19]. 5 Заключение (Conclusion) В заключение отметим, что за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные измене-ия в представлении целей образо-ания и путях их реализации. В вязи с этим, в основных совре-

р

менных государственных нормативно-правовых документах в области образования в той или иной степени стали уделять внимание реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, конкретизируя тем самым социальный заказ современному высшему образованию.

Это подтверждает вывод о том, что государство заинтересовано в реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, поскольку это связано с решением задач массовизации высшего образования, повышением качества высшего образования, повышением мотивации студентов к учебной и познавательной деятельности, сокращением расходов на образование и многим другим, что подчеркивает актуальность поднятой проблемы на государственном уровне. Однако оценить эффективность новой парадигмы образования можно будет только

после повсеместного введения данных инноваций.

6 Благодарности (Acknowledgments)

Статья выполнена в рамках научного проекта «Профессионально-педагогическое образование: трансформация накопленного опыта в реализуемую перспективу» Комплексной программы и

плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности Научного Центра РАО на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2018-2020 годы. Автор выражает признательность коллегам за помощь.

Библиографический список

1. Евплова Е. В. От «знайки» к «деятелю» — новая парадигма образования: дискуссионный аспект // Инновации в образовании. - 2018. - № 10. - С. 33-47.

2. Андриенко О. А. К вопросу об изменениях функций профессиональной деятельности педагога в условиях современного образования // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7. - № 4 (25). - С. 24-27.

3. Образование / Атлас новых профессий : [сайт]. URL: http://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/ (дата обращения: 07.02.2019).

4. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 25.12.2018) / Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.02.2019).

5. Барахсанова Е. А., Данилова А.И. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7. - № 4 (25). - С. 38-40.

6. Достоинства и недостатки системы управления обучением MOODLE с позиций студентов / О.А. Минеева [и др.] // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7. - № 4 (25). - С. 162-166.

7. Попова Н. Е. Применение мультимедийных средств в обучении: проблемы и противоречия // Новосибирского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 34-44. URL: http://vestnik.nspu.ru/article/1496 (дата обращения: 07.03.2019). DOI: 10.15293/2226-3365.1503.03

8. Попова Н. Е., Чикова О. А. Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2. - С. 17-26. URL: http://vestnik.nspu.ru/article/974 (дата обращения: 07.03.2019). DOI: 10.15293/2226-3365.1402.02

9. Спирина Е. А., Казимова Д. А., Муликова C. А. Развитие информационной образовательной среды университета как условие совершенствования учебно-методической работы [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2017. - № 4 - Т. 7. - С. 26-39. URL: http://vestnik.nspu.ru/article/2521 (дата обращения: 07.03.2019). DOI: 10.15293/22263365.1704.02

10. Droppe A., Soderfeldt B. (2010) What is academic quality? On the decline of academic au-tonomy. Sociologisk Forskning. Vol. 47, no.3, pp. 57-74.

11. Garcia-Martinez A.J., Gutierrez-Hita C., Sanchez-Soriano J. (2012) Competitiveness, cooper-ation, and strategic interaction a classroom experiment on oligopoly. Revista internacional de socio-logia. Vol. 70, no.1, pp. 167-187.

12. Tang Shi-Ming, Shi Fang-Miao, Chen Xi. (2015) Career Competitiveness of College Gradu-ates: Issues and Problem Solving. International Conference on Sociology and Psychology (ICSP). Changsha, PEOPLES R CHINA. P. 171-175.

13. Frison E., Eggermont S. (2017) Browsing, Posting, and Liking on Instagram: The Reciprocal Relationships between Different Types of Instagram Use and Adolescents' Depressed Mood. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. No. 20 (10), pp. 603-609.

14. Du^a N., Martínez-Rivera O. (2015) Between Theory and Practice: The Importance of ICT in Higher Education as a Tool for Collaborative Learning. Procedía — Social and Behavioral Sciences. Vol. 180, pp. 1466-1473. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.294

15. Kiasari S.M., Ahmadigatab T. (2012) To Analyze the Effective Factors of Using Information and Communication Technology (ICT) in Payam Noor University. Procedia

SocialandBehavioralSciences. Vol. 47, pp. 24-28. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.06.607.

16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2.12.1993) / Официальный интернет-портал правовой информации : URL: ttp://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.02.2019).

17. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельно-ти (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 но-бря 2013 г. № 1039) (ред. от 05.10.2018) / Официальный интернет-портал правовой нформации : URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.02.2019).

18. Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой о надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной еятельности : приказ Рособрнадзора от 12.03.2015 № 279 (ред. от 21.12.2017) / Офи-иальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. URL: ttp://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.02.2019).

19. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утвержде-ии Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 017-2023 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт].

URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.03.2019).

h

E. V. Evplova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID № 0000-0002-5899-7830 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics,

Management and Law, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: ekaterina@evplova.ru

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION WITH THE USE OF ELECTRONIC EDUCATION AND DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Abstract

Introduction. The rapid development of science has significantly changed the life of society: the state's need for expanded reproduction of skilled workers, on the one hand, and the unprecedented growth of human technical capabilities, on the other hand, force us to turn to new forms and methods of education, including electronic and distance learning. However, the regulatory framework on this issue, to date, is not fully developed and studied.

Materials and methods. To solve the above-presented problem, the article analyzes the regulatory documents - the Constitution of the Russian Federation, the Law "On Education in the Russian Federation", the Resolution of the Government of the Russian Federation "On the State Accreditation of Educational Activities", etc.

Results. It was concluded that the main modern state regulatory documents in varying degrees pay attention to the implementation of educational programs using e-learning and distance learning technologies, specifying thereby the social order of modern higher education.

Discussion. The results of the analysis of the above legal documents confirms that the state is interested in the implementation of educational programs using e-learning and distance learning

technologies, since this is related to solving the problems of mass education of higher education, reduction of education costs and many others.

Conclusion. Over the past decades, fundamental changes have occurred in society in the representation of educational goals and the ways of their realization. However, it will be possible to evaluate the effectiveness of the new education paradigm only after the widespread introduction of these innovations.

Keywords: distance education technologies, e-education, higher education, survey, students, etc.

Highlights:

The regulatory documents of the Russian Federation on the problem of implementing educational programs of higher education using e-learning and distance learning technologies were analyzed;

Definitions of the concepts "e-learning", "distance education technologies" are given;

Based on the analysis of regulatory documents, it was confirmed that the legislator does not provide for such a form of edu-ation as distance learning, distance learning is an educational technology.

References

1. Evplova E.V. (2018) Ot "znaiki» k «deiateliy" — novaia paradigma obra-ovaniia: diskyssionnyi aspect [From "know-it" to "doer" — a new paradigm of education:

A debatable aspect]. Innovatsii v obrazovanii. 10. 33-47. (In Russian).

2. Andrienko O.A. (2018) K voprosy ob izmeneniiah fynktsii professionalnoi deiatelnostipedagoga vysloviiah sovremennogo obrazovaniia [On the issue of changes in the functions of the professional activity of a teacher in the context of modern education].

zimyt naychnyh issledovanii: ekonomika i ypravlenie. 7, 4 (25), 24-27. (In Russian).

3. Obrazovanie [Education]. Atlas novyh professii. Available at: http://at-is100.ru/catalog/obrazovanie/ (Accessed: 07.02.2019). (In Russian).

4. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii (Federalnyi zakon № 273- FZ ot 29.12.2012.) [On education in the Russian Federation (Federal law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on December 25, 2018)]. Ofitsialnyi internet-portalpravovoi informatsii. Available at: http://www.pravo.gov.ru (Accessed: 07.02.2019). (In Russian).

5. Barahsanova E.A., Danilova A.I. (2018) Realizatsiia elektronnogo obycheniia v tsifrovoi obrazovatelnoi srede [The implementation of elearning in the digital educational environment]. Azimyt naychnyh issledovanii: ekonomika i ypravlenie. 4 (25), 38-40. (In Russian).

6. Mineeva O.A., Prohorova M.P., Borevskaia Iy.M., Terehina A.E. (2018) Dosto-instva i nedostatki sistemy ypravleniia obycheniem MOODLE s pozitsii stydentov [Advantages and disadvantages of the MOODLE learning management system with students' ideas]. Azimyt naychnyh issledovanii: ekonomika i ypravlenie. 4 (25), 162-166. (In Russian).

7. Popova N.E. (2015) Primenenie mul'timedijnyh sredstv v obuchenii: problemy i protivorechija [The use of multimedia in education: problems and contradictions]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 3, 34-44. Available at: http://vestnik.nspu.ru/article/1496 (Accessed: 07.02.2019). DOI: 10.15293/22263365.1503.03 (In Russian).

8. Popova N.E. Chikova O.A. (2014) Tehnologii distancionnogo obuchenija kak innovacija v processe realizacii obrazovatel'nyh standartov novogo pokolenija [Distance learning technologies as innovation in process of realization of new educational standards]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2, 17-26. Available at: http://vestnik.nspu.ru/article/974 (Accessed: 07.03.2019). DOI: 10.15293/2226-3365.1402.02 (In Russian).

9. Spirina E.A., Kazimova D.A., Mulikova A.C. (2017) Razvitie informacionnoj obrazovatel'noj sredy universiteta kak uslovie sovershenstvovanija uchebno-metodicheskoj raboty [The Development of informational educational environment of the University as a condition for improvement of teaching work]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 4 (7), 26-39. Available at: http://vestnik.nspu.ru/arti-cle/2521 (Accessed: 07.02.2019). DOI: 10.15293/2226-3365.1704.02. (In Russian).

10. Droppe A., Soderfeldt B. (2010) What is academic quality? On the decline of academic au-tonomy. Sociologisk Forskning. Vol. 47, no.3, pp. 57-74.

11. Garcia-Martinez A.J., Gutierrez-Hita C., Sanchez-Soriano J. (2012) Competitiveness, cooper-ation, and strategic interaction a classroom experiment on oligopoly. Revista internacional de socio-logia. Vol. 70, no.1, pp. 167-187.

12. Tang Shi-Ming, Shi Fang-Miao, Chen Xi. (2015) Career Competitiveness of College Gradu-ates: Issues and Problem Solving. International Conference on Sociology and Psychology (ICSP). Changsha, PEOPLES R CHINA. P. 171-175.

13. Frison E., Eggermont S. (2017) Browsing, Posting, and Liking on Instagram: The Reciprocal Relationships between Different Types of Instagram Use and Adolescents' Depressed Mood. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. No. 20 (10), pp. 603-609.

14. Du{â N., Martinez-Rivera O. (2015) Between Theory and Practice: The Importance of ICT in Higher Education as a Tool for Collaborative Learning. Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 180, pp. 1466-1473. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.294

15. Kiasari S.M., Ahmadigatab T. (2012) To Analyze the Effective Factors of Using Information and Communication Technology (ICT) in Payam Noor University. Procedia — SocialandBehavioralSciences. Vol. 47, pp. 24-28. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.06.607.

16. Konstitytsiia Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) [Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993)] Ofitsialnyi internet-portal pravovoi informatsii. Available at: http://www.pravo.gov.ru (Accessed: 07.02.2019). (In Russian).

17. Polojenie o gosydarstvennoi akkreditatsii obrazovatelnoi deiatelnosti (ytver-jdeno postanovleniem Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 18 noiabria 2013 g. № 1039) (05.10.2018) [Regulations on state accreditation of educational activities (approved by the Government of the Russian Federation on November 18, 2013 No. 1039) (as amended on 05.10.2018)]. Ofitsialnyi internet-portal pravovoi informatsii. Available at: http://www.pravo.gov.ru (Accessed: 07.02.2019). (In Russian).

18. Ob ytverjdenii form dokymentov, ispolzyemyh Federalnoi slyjboi po nadzory v sfere obrazovaniia i nayki v protsesse litsenzirovaniia obrazovatelnoi deiatelnosti (Prikaz Rosobrnadzora ot 12.03.2015№ 279 (21.12.2017) [On approval of the forms of documents used by the Federal Service for Supervision in the Field of Education and Science in the process of licensing educational activities (Order of the Rosobrnadzor of 12.03.2015 No.

79 (as amended on 12.21.2017)]. Ofitsial'nyy internet-portalpravovoy informatsii. Available at: http://www.pravo.gov.ru (Accessed: 07.02.2019). (In Russian).

19. Ob ytverjdenii Strategii povysheniia finansovoi gramotnosti v Rossiiskoi Fed-ratsii na 2017-2023 gody (Rasporiajenie Pravitelstva RF ot 25.09.2017 № 2039-r) [On

Approval of the Strategy for Improving Financial Literacy in the Russian Federation for 017-2023 (Order of the Government of the Russian Federation of September 25, 2017 No. 2039-p)]. Ofitsialnyi internet-portal pravovoi informatsii. Available at: http://www.pravo.gov.ru (Accessed: 07.02.2019). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.