Научная статья на тему 'Реализация новой образовательной программы по специальности 140. 504. 65 «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование воздуха»'

Реализация новой образовательной программы по специальности 140. 504. 65 «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование воздуха» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балыкова Лидия Ивановна, Сарайкина Ирина Павловна

В статье рассматриваются вопросы кадрового, информационного, учебно-методического и материально-технического обеспечения университета и выпускающей кафедры, позволяющие начиная с 2009 г. осуществлять качественную реализацию основной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов по образовательной программе направления 651200 «Энергомашиностроение» специальности 140504.65 «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балыкова Лидия Ивановна, Сарайкина Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of the Chair and the University personnel, information, educational, material and technical facilities, permitting from 2009 to perform the qualitative realization of engineers' training educational program 651200 «Machine-Building Plant Engineering» speciality 140504.65 «Refrigerating, Cryogen Techique and Conditioning» are discussed.

Текст научной работы на тему «Реализация новой образовательной программы по специальности 140. 504. 65 «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование воздуха»»

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 140.504.65 «ХОЛОДИЛЬНАЯ, КРИОГЕННАЯ ТЕХНИКА И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА»

Л.И. Балыкова, И.П. Сарайкина (КамчатГТУ)

В статье рассматриваются вопросы кадрового, информационного, учебно-методического и материально-технического обеспечения университета и выпускающей кафедры, позволяющие начиная с 2009 г. осуществлять качественную реализацию основной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов по образовательной программе направления 651200 «Энергомашиностроение» специальности 140504.65 «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование».

The problems of the Chair and the University personnel, information, educational, material and technical facilities, permitting from 2009 to perform the qualitative realization of engineers ' training educational program 651200 «Machine-Building Plant Engineering» speciality 140504.65 «Refrigerating, Cryogen Techique and Conditioning» are discussed.

В текущем учебном году мореходный факультет приступил к реализации основной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов по направлению 651200 «Энергомашиностроение», специальности 140504.65 «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование». В Камчатском крае имеется постоянный спрос инженеров такой специальности. Учитывая удаленность полуострова, подготовка кадров из числа камчатских абитуриентов, адаптированных к особенностям климата и имеющим жилье на Камчатке, позволит решить имеющуюся проблему кадров.

Структура и содержание нового рабочего учебного плана (федеральная компонента) по направлению и специальности полностью отвечают требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки государственного образовательного стандарта.

Национально-региональная (вузовская) компонента государственного образовательного стандарта данной основной образовательной программы представлена в учебном плане:

- в цикле ГСЭ дисциплинами «Менеджмент» и «Маркетинг» в объеме 270 часов;

- в цикле ЕН дисциплиной «Система качества холодильных предприятий» в объеме 90 часов и обеспечивает подготовку выпускников в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом.

Дисциплины по выбору студентов, а также факультативные дисциплины данной основной образовательной программы представлены в учебном плане:

- в цикле ГСЭ дисциплинами: «Хозяйственное право» / «Экологическое право», «Конфликтология» / «Психология управления», «Технический перевод» / «Деловой английский язык» -общим объемом 270 часов;

- в цикле ЕН дисциплинами: «Экономика научных исследований» / «Основы научных исследований», «Программное обеспечение технических расчетов» / «Компьютерная графика» -общим объемом 130 часов.

- в цикле ОПД дисциплинами: «САПР холодильных систем» / «Прикладные программы компьютерного проектирования», «Тренажерный практикум» / «Основы автоматизированного проектирования» - общим объемом 200 часов.

Цикл факультативных дисциплин посвящен военной подготовке с общим объемом в 450 часов и содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральной компоненте каждого цикла дисциплин.

Срок освоения основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста составляет 260 недель.

Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не превышает в среднем за весь период обучения 27 часов в неделю, при заочной форме обучения студенту обеспечена возможность занятий с преподавателем не менее 160 часов в год.

Раздел III

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, ИСТОРИЯ, БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

К преподаванию общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных дисциплин будут привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания: 20,8% докторов наук; 54,2% кандидатов наук, доцентов. Из них на штатной основе привлекаются 100% преподавателей: 20,8% докторов наук, 54,2% кандидатов наук, доцентов.

К преподаванию общепрофессиональных и специальных дисциплин будут привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и звания: 27,3% докторов наук, профессоров, 40,9% кандидатов наук, доцентов. Из них на штатной основе привлекаются 90,9% преподавателей: 20% докторов наук, 45% кандидатов наук, доцентов.

В целом к преподаванию по новой специальности привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания: 23,8% докторов наук, профессоров, 52,4% кандидатов наук, доцентов, на штатной основе привлекается 95,3% преподавателей, из них доля лиц с учеными степенями и званиями составляет 75%.

Таким образом, реализация основной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов обеспечивается квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и занимающимися научной и научно-методической деятельностью.

Собственная библиотека КамчатГТУ соответствует требованиям «Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения», утвержденного приказом Минобразования России от 27.04.2000 г. № 1246.

По дисциплинам всех циклов рабочего учебного плана новой специальности вуз располагает основными учебниками и учебными пособиями. Для обслуживания студентов работают четыре специализированных зала. Обеспечивается доступ обучающихся к справочной, научной литературе, в том числе монографической, постоянно восполняемым периодическим научным изданиям по профилю образовательной программы.

Университет обеспечен основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса в рамках новой для вуза профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Имеется современная информационная база, обеспечивающая возможность оперативного получения и обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями. Преподавателями университета ежегодно разрабатываются учебно-методические пособия к различным видам занятий. Все материалы поступают в научную библиотеку и вносятся в единый библиотечный фонд. Кроме того, обеспечен доступ к виртуальному читальному залу Электронной библиотеки Российской государственной библиотеки.

Компьютеризация учебного процесса по циклам основной образовательной программы обеспечивается наличием 545 единиц вычислительной техники, 420 из которых используется в учебном процессе (в т. ч. 21 компьютерный класс, оборудованный 18 мультимедиапроекторами), объединенных в семь локальных сетей, которые, в свою очередь, связаны единой вычислительной сетью с тремя интернет-серверами, со скоростью подключения выше 2 Мбит/с. Таким образом, компьютерное время, приходящееся на одного студента, составляет не менее 220 часов в год.

Выпускающая кафедра холодильных и энергетических установок располагает компьютерным тренажерным комплексом судовой холодильной установки 4000, состоящим из пяти базовых модулей: «Провизионные кладовые», «Рефрижераторный транспорт», «Кондиционер», «Морозильный комплекс», «Хладокомбинат» на 12 посадочных мест, и рабочим местом преподавателя.

В КамчатГТУ имеются следующие лаборатории естественнонаучного и общепрофессионального циклов: лаборатория технологии рыбных продуктов, биологической безопасности сырья и продуктов, сырья и материалов, технологии пищевых производств; лаборатория материаловедения и технологии конструкционных материалов (ТКМ); лаборатория диагностики, ремонта, монтажа, сервисного обслуживания оборудования, метрологии, стандартизации и сертификации; лаборатория общей электротехники и электроники; лаборатория прикладной физики (сопротивления материалов); лаборатория гидравлики; лаборатория аналитической химии; лаборатория физической и коллоидной химии; лаборатория общей химии; лаборатория органической химии; комплексная лаборатория органической химии; лаборатория атомной и квантовой физики; лаборатория волновых процессов; лаборатория механики и молекулярной физики; лаборатория электромагнетизма; специализированные компьютерные лаборатории.

Выпускающая кафедра имеет следующие лаборатории: низкотемпературной техники, материаловедения и ТКМ, тепломассообменных аппаратов, кондиционирования воздуха, автоматизации холодильных установок, компрессорных машин, холодильных машин и установок, две научно-исследовательские лаборатории. Имеется зал курсового и дипломного проектирования, оборудованный четырьмя компьютерами, а также специализированные аудитории.

Учебно-научные помещения и лаборатории оснащены современными контрольно-измерительными приборами и оборудованием специального назначения. В целом обеспеченность учебно-лабораторным оборудованием отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и рабочим программам учебных дисциплин.

Имеющиеся базы практики студентов обеспечивают возможность прохождения практики всех студентов в соответствии с учебным планом. К ним относятся:

- для учебной практики: учебно-производственные мастерские КамчатГТУ;

- для производственной и преддипломной практик: ОАО «Океанрыбфлот», ЗАО «Ак-рос», ОАО «Камчатрыбпром», РА колхоза им. В.И. Ленина, к-з им. В.И. Ленина, ЗАО «Атолл-Запад», ЗАО «Укинское», ООО «Блаф», ООО «Поллукс», ООО «Блаф-Западный», с которыми у вуза оформлены договорные отношения.

Таким образом, кадровое, информационное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение университета и выпускающей кафедры позволяет начиная с 2009 г. осуществлять качественную реализацию основной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов по образовательной программе направления 651200 «Энергомашиностроение», специальности 140504.65 «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование».

УДК 639.2 Камч

ЗНАЧЕНИЕ РАЗМИНКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

А.Н. Данилов (КамчатГТУ)

В статье обсуждаются вопросы, связанные с рекомендациями проведения разминки при занятиях физической культурой и спортом.

The recommendations for limbering-up during the lessons ofphysical training are given.

Перед выполнением работы для более полной мобилизации возможностей организма проводят подготовительные упражнения, называемые разминкой. Однако она не может сразу же после начала работы полностью обеспечить мобилизацию всех необходимых функций организма и увеличить работоспособность до требуемого уровня. В начале работы происходит постепенное повышение работоспособности организма, обусловленное сонастраиванием деятельности отдельных физиологических систем. Этот начальный период работы называется периодом врабатывания. После окончания врабатывания при длительной работе наступает устойчивое состояние.

Связанные с работой мышц изменения многих функций организма (увеличение легочной вентиляции, потребления кислорода, частоты сердцебиений, систолического и минутного объемов крови, повышение уровня обмена веществ и энергии) могут наблюдаться еще до начала мышечной деятельности в результате возникновения предстартового и стартового состояний.

Физическая работа обычно сопровождается утомлением. Оно характеризуется снижением функциональных возможностей организма.

После работы происходит пополнение энергетических запасов в организме и восстановление его функционального состояния. Послерабочий период называется восстановительным [1].

Предстартовые и стартовые реакции, врабатывание, утомление, процессы восстановления можно наблюдать при любой физической работе. Но наиболее ярко они выражены при спортивной деятельности, характеризующейся большим физическим и психическим напряжением.

Разминка состоит из общей и специальной частей. Первая способствует созданию оптимальной возбудимости центральной нервной системы и двигательного аппарата, повышению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.