РЕАЛИЗАЦИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ СОСТОЯНИЙ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ В БЕЗДАТЧИКОВОЙ СИСТЕМЕ ВЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ
А.С. Исаков
Научный руководитель - д.т.н., профессор А.В. Ушаков
Рассматривается процесс построения бездатчиковой системы управления. Проводится анализ модельного представления процессов, протекающих в асинхронном двигателе с короткозамкнутым ротором, особое внимание уделено построению наблюдателя, позволяющего отказаться от измерения механических величин. Приведены результаты моделирования сходимости наблюдателя и работы системы управления в целом.
Введение
Для получения высокого качества управления электроприводом в статических и динамических режимах в широком диапазоне регулирования скорости необходимо иметь возможность быстрого непосредственного управления моментом электродвигателя. Момент любого электродвигателя в каждый момент времени определяется величиной (амплитудой) и фазой двух моментообразующих составляющих - тока и магнитного потока. Так как токи и потокосцепления статора и ротора вращаются с разными угловыми скоростями, то они имеют разные изменяющиеся во времени фазовые параметры и не подлежат непосредственному измерению и управлению. Доступной управляемой переменной в асинхронном двигателе является лишь ток статора, который имеет составляющие, образующие магнитный поток и момент. Фазовая ориентация двух этих составляющих может быть осуществлена только внешним управляющим устройством. Иными словами, в асинхронном двигателе необходимо обеспечить управление, как амплитудой, так и фазой тока статора [1].
Для управления фазой тока, а значит, и фазой магнитного поля статора относительно вращающегося ротора необходимо знать точное положение ротора в любой момент времени. Эта задача может быть решена с использованием датчика положения ротора или наблюдателя для оценивания положения ротора. Использование датчика положения в таких системах экономически и конструктивно невыгодно. В системах, построенных с использованием наблюдателя, измерению подлежат лишь токи и напряжения статора асинхронного двигателя. Наблюдатель представляет собой систему дифференциальных уравнений, решаемых в реальном времени. Неизвестными функциями времени в этой системе являются векторы потокосцеплений ротора и скорость ротора. Для устойчивой работы наблюдателя применяется непрерывная коррекция решений системы на основе разностей измеренных и вычисленных значений токов статора. Правильность и эффективность работы наблюдателя зависит от выбора его внутренней структуры и детальности описания модели объекта управления.
Модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
При построении систем векторного регулирования асинхронным электроприводом на основе преобразователей частоты с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) и с микропроцессорным (МК) управлением наиболее целесообразно представление модели двигателя в системе координат, ориентированной по вектору потокосцепления ротора двигателя, поскольку в ней амплитуда и частота выходного напряжения преобразователя частоты, приложенного к статорным обмоткам, присутствуют в явном виде [2].
С учетом вектора случайных воздействий м>(к) и вектора случайных помех ц(к), сопровождающих измерения, модель будет иметь следующий вид [3]:
[ х(к +1) = / [х(к), и(к), к ] + м>(к) 1у(к) = С • х(к) + <(к) !
где
и = (а иБрУ
х = V.я а
У = (а
>У.
(
/1 = / =
1 -■
т
л
т
\ _ т
Б 2 )
гБа(к) +
xsigxЯ ТЯ
Т УЯа(к) + и(к )^яр (к) + )
xsig хЯ
V
т
Б 2 )
iSв(k )
_ хт®ЪТ
xsig хЯ
и(к )¥я (к) +
х
т
хт
1 --
т
Л
х.«£хя ТЯ
Т ¥яр(к) + ^ъТиБв(к)
х
Т
я )
^ 2 =
/3 = i'Sа (к) +
Тя х Т
/4 (к) + ЮъТо(к)щяа (к) +
Тя
/5 = и(к)
1 0 0 0 0 0 10 0 0
2 V1
¥Яа (к) _ ЮъТи(к)¥Яв (к)
1-
Т
Т
я)
¥Яв(к )
С = (
V х-"£
+ -
^пг
igxЯTЯ
х,
Тя =
_ ХЯ
)
Гя®ъ
х5тд =
— - безразмерные коэффициенты, хя
иБа, иБр, iSа, iSв - относительные напряжения и токи статора в неподвижном системе координат, Ч/яа,¥яв - относительное потокосцепление ротора в неподвижной системе координат, V - относительная скорость вращения ротора, а>ъ - относительная скорость вращения системы координат, Т - период квантования, xs, хя - относительные индуктивности статора и ротора, хт - относительная взаимная индуктивность между статором и ротором, ^, Гя - относительные сопротивления статора и ротора.
Предполагается, что система при м>($) = 0 и ^) = 0 наблюдаема. Будем считать м>($) и ^) гауссовскими случайными процессами типа белого шума с нулевыми математическими ожиданиями
М^)}= 0, М{<(*)}= 0 и ковариационными матрицами соу(^) = М}= Q
СОУ(<) = М{ддТ } = я
Наблюдатель
Для наблюдателя (Н) вектора состояния асинхронного короткозамкнутого двигате-ля(АД) входными величинами являются напряжение, подводимое к двигателю, выходными - фазные токи, а поток ротора и скорость - восстановленными переменными состояния. Оценка потока ротора позволяет вычислить ориентацию вектора потокосцепле-ния без использования датчика положения ротора. На рис. 1 приведена функциональная
х
т
схема системы управления без датчика положения ротора, где были приняты следующие обозначения: АИ - автономный инвертор, ПК - преобразователь координат, иа,ис и ¡а,¡ь, ¡с - напряжения и токи статора в неподвижной трехфазной системе координат, иа,ир и ¡$а,¡^р - напряжения и токи статора в неподвижной двухфазной системе координат, , V - задающее значение скорости и скорость вращения ротора, 0- угол поворота вращающейся системы координат относительно неподвижной.
Рис. 1. Функциональная схема бездатчиковой системы управления
Точность такого наблюдателя достаточно сильно зависит от точности параметров модели и точности измеренных величин. Для асинхронных двигателей существует некоторая неопределенность параметров двигателя (температурное изменение) и погрешность в измерениях фазных напряжений и токов. Это обстоятельство приводит к отклонению оценочных переменных вектора состояния от реальных переменных и к некачественному управлению двигателем. Для преодоления данных проблем воспользуемся фильтром Калмана для нелинейных систем. В отличие от других наблюдателей [4], его структура обладает наименьшей чувствительностью к случайному изменению параметров двигателя и к воздействию шумов на измеряемые величины [5].
В литературе [6, 7], для оценки потокосцепления и скорости ротора, широкое распространение получили системы типа МЯЛБ (адаптивное управление с эталонной моделью), где используются два векторных уравнения потокосцепления ротора, одно из которых является базовой, а второе - настраиваемой моделями. Такое построение системы позволяет оценивать только одно состояние системы, и наблюдатель чувствителен к воздействию шумов, хотя его структура значительно проще фильтра Калмана, а его реализация требует меньше вычислительных ресурсов. Это построение подходит для недорогих решений с невысокими требованиями к показателям качества управления.
Фильтр Калмана (ФК) представляет собой стохастический наблюдатель для нелинейных систем. Он предназначен для оценки вектора состояния системы при воздействии на систему и измерения случайных возмущений. Как и обычный наблюдатель, ФК содержит предоценщик (построенный на основе модели системы) и корректор (на основе ошибки наблюдения). В основе корректирующей части лежат коэффициенты обратных связей по ошибке наблюдения. Для ФК эти коэффициенты являются переменными и рассчитываются каждый период выборки, поскольку зависят от шума системы. Структура ФК приведена на рис. 2.
w(k)
и(к)
Ф>
сл. изменение сл. воздействие
параметров на измерения
системы
АД
Я (к)
У(к+1
х(к+1\к+1)
ФК
Рис. 2. Фильтр Калмана
Рассмотрим алгоритм работы ФК [3]. Первым шагом алгоритма является предо-ценка следующих значений вектора состояний х(к+1\к). Она находится из соотношения х(к + 1|к)= / [х(к|к), и (к), к ]. (2)
Для получения реального вектора х необходимо учитывать ошибки вычисления и измерения. Вектор состояния в момент времени к+1 может быть вычислен как сумма предоцененного и скорректированного значения:
х(к +1| к +1) = х(к +1| к)+К (к +1) • {у(к +1) - С • х(к +1 к)}, (3)
где К(к+1) - матрица коэффициентов Калмана, которая вычисляется по формуле
К (к +1) = Р(к + 1|к )СТ {(к + 1|к )СТ + .К}"1. (4)
Здесь К - матрица ковариации ошибок измерения и Р(к+ 1|к) - матрица ковариации ошибок оценивания. Последняя матрица должна рассчитываться каждый период выборки по следующей формуле:
Р(к +1 к) = А(к)Р(к|к)АТ (к) + 0,
(5)
где 0 - матрица ковариации ошибок параметров системы, Р(к\к) - матрица ковариации ошибок фильтрации и А(к) - матрица линеаризованной системы. Матрица А(к) вычисляется по следующей формуле:
А(к) =
дх
х=х(к|к)
Т Т 1 5 2 0 Хт Т XsigXR ТК Хт(0ъТ и(кк) ХsigХR ^ ^Кв(к|к) ХsigХR
0 ХтТ Т 1 - Т Т 1 5 2 ^ и(к к) XsigXR 1 - Т Т Хт Т ХsigХR ТК - ^ ^к) ХsigХR
0 - а>ъТи(к\к) -®ъТУкр(к\к )
0 ХтТ Т соъТи(к\к ) 1 -— Т ^ЪТ¥^а(к\к )
0 0 0 0 1
Матрица представляет собой линеаризованную систему относительно вектора состояния и рассчитывается каждый период выборки. Алгоритм оценки также требует обновления матрицы ковариации ошибок фильтрации по следующей формуле: Р(к + 1|к +1) = {/ - К (к + 1)С}(к +1 к) . (6)
На рис. 3 представлена диаграмма, суммирующая шаги работы алгоритма ФК.
Бездатчиковая система векторного управления
Векторное управление асинхронным электроприводом строится в системе координат, ориентированной по вектору потокосцепления ротора, по принципу подчиненного регулирования с независимым регулированием потокосцепления ротора и скорости вращения ротора асинхронного двигателя [8].
Рис. 4. Функциональная схема системы векторного управления АД
На рис. 4 показана функциональная схема системы векторного управления асинхронным электроприводом, на которой введены следующие обозначения: Ф - фильтр
звена постоянного тока, БРУ - блок расчета угла поворота системы координат, РП и РС - регуляторы потокосцепления и скорости, PTix и PTiy - регуляторы тока активной и реактивной составляющих, Ux,Uy и ix,iy - напряжения и токи статора во вращающейся системе координат, ¥Ra, 4Rß xFRx - потокосцепления ротора в неподвижной и вращающейся системах координат.
Результаты моделирования
На рис. 5-8 представлены результаты моделирования бездатчиковой системы векторного управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором в пакете моделирования Ма1ЬаЬ/81ти1тк. На рис. 5 представлен график отработки задающего воздействия по скорости в относительных величинах, на рис. 6-8 - графики относительной ошибки сходимости вектора состояний наблюдателя. Помимо исследований свойств наблюдателя, был проведен анализ динамики системы управления в целом, анализ системы во всем диапазоне скоростей, анализ системы при влиянии возмущающих воздействий в канале измерения и при изменении параметров двигателя.
Исследования показали, что внешние возмущения в канале измерения тока и изменения параметров двигателя (таких как сопротивление ротора) вследствие воздействия окружающей среды (нагрева) не влияют на работу наблюдателя. Это позволяет сделать вывод о правильности выбора структуры наблюдателя.
Wb 1
е 0.015 0.01 0.005 0
0.2 0.4 0.6 0.É Рис. 5. График скорости
1 t,c
Рис. 7. График ошибок слежения по потокосцеплению ротора
0 0.5 1 1.5
Рис. 6. График ошибок слежения по токам
2 t,c
e 0.02
0.01
-0.01
t,C
-0.02
2 t,C
Рис. 8. График ошибки слежения по скорости
Заключение
В статье рассмотрен процесс построения бездатчиковой системы управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором, особое внимание уделено по-
e
строению наблюдателя, позволяющего отказаться от измерения механических величин. Структура наблюдателя выбрана таким образом, чтобы она обладала наименьшей чувствительностью к случайному изменению параметров двигателя и к воздействию шумов на измеряемые величины. В конце статьи приведены результаты моделирования сходимости наблюдателя и работы системы управления в целом.
Литература
1. Башарин А.В., Новиков В.А., Соколовский Г.Г. Управление электроприводами. Л.: Энергоиздат. Ленингр. отделение, 1982. 392 с., ил.
2. Герман-Галкин С.Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем в MatLab 6.0: Учебное пособие. СПб.: КОРОНА принт, 2001. 320 с., ил.
3. Sensorless Field Oriented Speed Control of Three Phase AC Induction Motor using TMS320F240. http://www.ti.com , 1998. 74 c., ил.
4. D. Atkinson, P. Acarnley and J.W. Finch. Observers for induction motor state and parameter estimation. // IEEE Trans. Industry Applications. 1991. V. 27. № 6. Р.1119-1127.
5. Балакришнан А. Теория фильтрации Калмана: Пер. с англ. М.: Мир, 1988. 168 с., ил.
6. F.Z. Peng and T. Fukao. Robust speed identification for speed sensorless vector control of induction motors. // IEEE Trans. Industry Applications. 1994. V. 30. № 5. Р.1234-1239.
7. C. Schauder. Adaptive speed identification for vector control of induction motor without rotational transducers. // IEEE Trans. Industry Applications. 1992. V. 28. № 5. Р.1054-1061.
8. Усольцев А.А. Векторное управление асинхронными двигателями. СПб: СПбГИТ-МО (ТУ), 2002. 42 с., ил.