Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ «МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ» В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ «МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ» В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мусорная реформа / утилизация / отходы / бытовые отходы.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дыга С.А.

Реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в Российской Федерации – комплекс мероприятий по изменению структуры системы обращения с отходами. Она призвана сократить количество свалок за счёт полной сортировки мусора, частичной переработки и снижения потребления. Однако, в быту она стала именоваться «мусорная реформа». В Оренбургской области, региональный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами» осуществляется в рамках национального проекта «Экология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дыга С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ «МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ» В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 504.03, 504.06

Дыга С.А.

студент 2 курса магистратуры Институт менеджмента, экономики и предпринимательства кафедра государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург

РЕАЛИЗАЦИЯ «МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ» В ОРЕНБУРГСКОЙ

ОБЛАСТИ

Аннотация. Реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в Российской Федерации - комплекс мероприятий по изменению структуры системы обращения с отходами. Она призвана сократить количество свалок за счёт полной сортировки мусора, частичной переработки и снижения потребления. Однако, в быту она стала именоваться «мусорная реформа». В Оренбургской области, региональный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами» осуществляется в рамках национального проекта «Экология».

Ключевые слова: мусорная реформа, утилизация, отходы, бытовые отходы.

Dyga S.A. 2nd year graduate student Institute of Management, Economics and Entrepreneurship Department of Public and Municipal Management

Orenburg State University Russia, Orenburg

IMPLEMENTATION OF THE "GARBAGE REFORM" IN THE

ORENBURG REGION

Abstract. The reform of the solid municipal waste management industry in the Russian Federation is a set of measures to change the structure of the waste management system. It is designed to reduce the number of landfills by fully sorting garbage, partially recycling and reducing consumption. However, in everyday life it became known as "garbage reform". In the Orenburg Region, the regional project "Integrated Solid Municipal Waste Management System" is being implemented within the framework of the national project "Ecology".

Keywords: garbage reform, recycling, waste, household waste.

О серьёзной обстановке в сфере обращения с отходами производства и потребления, сложившейся в Оренбуржье, говорят статистические данные. К концу 2022 года на территории области накоплено 1475,8 млн тонн отходов. По классам опасности для окружающей природной среды, накопленные в отчётный период отходы, распределились следующим образом: отходы I класса опасности для окружающей природной среды -0,000014 млн тонн; отходы II класса опасности - 0,000045 млн тонн; отходы III класса опасности - 0,320073 млн тонн; отходы IV класса опасности -0,493207 млн тонн; отходы V класса опасности - 1474,9 млн тонн [1].

Большая часть образованных и накопленных отходов представлена отходами V класса опасности, представляющих собой отходы при добыче полезных ископаемых (скальные, полускальные, рыхлые вскрышные породы, слабоминерализованные породы околорудной зоны). В значительной степени объёмы образования и накопления отходов в области связаны с осуществлением производственной деятельности крупных промышленных предприятий различных отраслей хозяйственной деятельности, в частности, с добычей полезных ископаемых.

В Оренбургской области сформировано концептуальное решение по созданию необходимой инфраструктуры для безопасного обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Статусом регионального оператора наделено ООО «Природа» сроком на 10 лет. Региональный оператор приступил к исполнению своих обязательств с 1 января 2019 года. В регионе проводится работа по увеличению доли населения, которому предоставлена коммунальная услуга по обращению с ТКО. К концу 2022 года охвачено 92,08%.

В соответствии с пунктами 2, 3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа, городского поселения, сельского поселения) в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах [2, 3].

С 2019 года к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и районов отнесено создание и содержание мест накопления ТКО. В результате проведенной работы, в 2022 году муниципалитетами области обустроено 461 место (площадка) для накопления ТКО, установлено порядка 4,9 тысяч контейнеров.

Так в рамках реализации государственной программы «Охрана окружающей среды Оренбургской области» (утв. постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 г. № 892-пп) предоставлена субсидия из областного бюджета бюджетам двух муниципальных образований на софинансирование расходов по обустройству 186 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в сумме 44,6 млнруб.

А в рамках реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области» (утв. постановлением Правительства Оренбургской области от 18.12.2019 г. № 940-пп) предусмотрена субсидия из федерального и областного бюджетов муниципальным образованиям области на софинансирование расходов по обустройству контейнерных площадок. В 2022 предоставлена субсидия 14 МО в полном объеме в сумме 7,79 млн руб. Обустроено 275 площадок в 14 муниципалитетах [4].

В рамках послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года на территории регионов внедряется раздельный сбор отходов.

Оренбуржье входит в ТОП-5 страны по финансированию инфраструктуры раздельного накопления отходов. Федеральным центром в рамках нацпроекта «Экология» в 2022 году выделена из федерального бюджета субсидия на приобретение контейнеров для раздельного сбора отходов в сумме 71,72 млн руб. Министерством закуплено 4883 контейнера, которые переданы для установки в 19 муниципалитетов области. Всего за 2021-2022 годы приобретено 8219 контейнеров. Общая потребность по области составляет 15 тыс. контейнеров.

В регионе развивается система сбора вторичных ресурсов. Специализированные организации осуществляют сбор, переработку и обезвреживание отходов. В местах сбора мусора установлены контейнеры заглубленного типа, сбора ПЭТ-тары и контейнеры для сбора макулатуры. Коммерческими структурами осуществляется сбор аккумуляторов, макулатуры, оргтехники, пластика, стекла и других отходов. Практически во всех районах осуществляется сбор металлолома. На начало 2023 года в регионе установлено 30208 контейнеров для накопления ТКО и организованы 11283 контейнерные площадки.

Утверждена территориальная схема обращения с отходами Оренбургской области, создана электронная модель, которая размещена в сети Интернет по адресу: tko.orb.ru. Территория области разделена на 9 кластеров, в которых действуют 9 полигонов ТКО, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов [5].

В регионе в настоящее время проблема отходов становится достаточно актуальной в связи с постепенным переходом на раздельный сбор, а также с необходимостью преодоления проблем «мусорной

реформы». Принимаемых мер недостаточно: в России раздельный сбор внедряется в порядке эксперимента, а согласно статистике, основным видом обращения с отходами является захоронение [6].

Как изменить подход к обращению с отходами? Как представляется, здесь необходим комплекс принимаемых мер. Введение штрафов и поощрений одновременно с широкой просветительской деятельностью, для изменения экологической культуры населения Организация раздельного сбора отходов не только в многоквартирных домах, но и частном секторе. И самое главное, работа с производителями товаров и упаковки. Их унификация и возможность повторного использования.

Указанные выше, меры основываются на существующем международном опыте обращения с отходами. Раскроем некоторые из них.

В Федеративной Республике Германия пункты сбора мусора разделяют на следующие категории: пункты у дома, районные баки для отходов, пункты у церквей и парковок, пункты в магазинах.

У дома, как правило, жители Германии держат три бака для раздельного типа отходов:

- мусорные баки для бумаги. Их забирают прямо с дороги у частного домовладения. В такие контейнеры выбрасывают только простую бумагу. Выбрасывать бумагу с инородными включениями запрещено. Например, картон, упаковку, вощеную бумагу или упаковку от сока (Tetra Pak);

- биологический мусор. Обычно, ёмкость имеет зеленый цвет, но цвет необязателен, ориентироваться нужно на надписи;

- мусор для сортировки. Это бокс, куда складываются отходы, которые предстоит отнести к районным боксам и выбросить его уже там.

Районные баки для отходов - это целая колонна из 10 - 12 боксов с надписями. Боксы выполняют из стали, надписи делаются несмываемыми. В ФРГ производится сортировка стекла по цвету, картона, упаковочной бумаги, пустых бутылок и цветных салфеток.

За несоблюдение правил сортировки государство наказывает жителей целыми кварталами. В следующий раз мусор просто не заберут. За выброс мусора в неположенном месте или не вовремя выставленные габаритные отходы полагается большой штраф. Игнорирование разделения мусора и загрязнение природы в Германии считается уголовным преступлением [7].

В Японии обращение с мусором более сложное. Его разделяют на четыре группы: перерабатываемые, сжигаемые, крупногабаритные, биологические.

Общие места сбора отходов обустраивают только для туристов и гостей страны. Они представляют из себя металлические баки, отверстия в которых устроены так, чтобы неподходящий мусор не попал в бак. Если бак предназначен для бутылок, туда не получится выбросить пакет из-под молока.

В быту японцы разделяют отходы по пакетам. Каждый пакет имеет свой цвет, а на каждом продукте написано, в какой пакет поместить упаковку после употребления. Даже каждая часть упаковки подписывается по-разному: крышки одним цветом, основная часть другим.

В каждом городе свой график сбора отходов. Например, по пятницам собирают синие пакеты с пластиком, а по четвергам - органику в зелёных пакетах. Сдача мусора проходит по схеме: по улице едет мусоровоз, служащие принимают пакеты определенного цвета, при этом они видят, что именно лежит внутри. Если пакет выставлен в неположенном месте, то за это оштрафуют. Пакеты с несортированным мусором просто не забирают, и за них также полагается штраф.

Большую часть мусора в Японии сжигают, после чего из твердых продуктов сгорания насыпают новые острова [8].

Южная Корея считается продвинутой страной в плане утилизации ТБО, но система здесь весьма колоритна. Мусорные баки разделены на группы: металл, картон, стекло, пластик, биологические отходы, несортируемый мусор.

Причем некоторые биологические отходы относятся к обычному мусору, по причине того, что в Корее из биомусора делают корма для животных. Так кости выбрасывают в несортируемые отходы, после чего их сжигают. В частных домовладениях используют мешки разной палитры цветов, на каждом из которых пишут наименование мусора. Система существует не так давно, поэтому сами корейцы часто путаются с сортировкой мусора. Штрафы накладываются лишь при серьёзных нарушениях. Такое самосознание граждан в переработке мусора этой страны результат грамотной просветительской деятельности.

Для перехода на раздельный сбор необходимо принять меры по нескольким направлениям: формирование государственной политики, изменение экологического сознания, выработка стимулов и форм раздельного сбора. Экологические проблемы часто связаны с уровнем доходов, и внедрение экологического потребления и политики сокращения отходов требует соответствующей социально -экономической политики [9].

Из этого следует, проблема отходов требует многоаспектного подхода и не связана с каким-то одним способом стимулирования раздельного сбора. Сортировка мусора становится частью обычного образа жизни и выгодной, а ее отсутствие - невыгодно. Можно выделить основные направления: штрафы за несортировку или неправильную сортировку мусора и поощрения, платный прием вторичного сырья. Полезны также социально -психологические методы, образовательно-просветительские мероприятия, повышение экологической грамотности населения (призывы к ответственности за экологию). В конечном счете, политика отходов на всех уровнях приводит к изменению экологического сознания и переходу на новый качественный уровень отношения к отходам. В странах, начинающих

внедрять раздельный сбор, в центре внимания находится изменение сознания на уровне местных общин, соседей, внедрение форм раздельного сбора, соответствующих местным культурным особенностям и организации быта. Увеличение внимания к экологическим проблемам во всех странах связан с ростом уровня жизни. Эту зависимость подчеркивают китайские исследования [10]. Поэтому в разных государствах стимулирование сортировки отходов начинают преимущественно с методов поощрения, а штрафы используют в большей степени в развитых странах. Реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в Российской Федерации не должна быть слишком дорогой для граждан и особенно на стадии внедрения не должна привести к росту стоимости коммунальных услуг.

Использованные источники:

1. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области // https://mpr.orb.ru/activity/624/

2. Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями) /

:/^е. garant.ru/12112084/

3. Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» // https://base.garant.ru/72036220/

4. Официальный портал Правительства Оренбургской области / https://orenburg-gov.ru/news/6825/

5. Приказ Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 16.06.2023 г. № 256 «О внесении изменения в приказ министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 6 декабря 2019 года № 606» // http://publication.pravo.gov.ru/document/5601202306190001?index=1

6. Охрана окружающей среды в России (2020). Статистический сборник. М.: Росстат.

7. Сортировка мусора в разных странах. Источник: https://rcycle.net/musor/razdelnyj-sbor/sortirovka-othodov-v-raznyh-stranah

8. https://env-site.website.yandexcloud.net

9. Байнова М.С., Петров А.В., Ветрова Е.А. 2019. Современная оценка вопросов экологической этики и устойчивого развития. Экологическое сельское хозяйство и устойчивое развитие. Челябинск: Научно-исследовательский центр развития

10. Байнова М.С. Международный опыт стимулирования раздельного сбора бытовых отходов // Управление. 2021. Т. 9. № 2. С. 5-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.