УДК 740
Карабаева Н.З.
магистрант 3 курса факультета психологии Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого (Россия, Тула)
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
СОБСТВЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В КОНФЛИКТНОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ
Аннотация: наиболее необходимым условием полноценной жизни любого человека считается взаимодействие с окружающими людьми. В процессе общения возникают противоречия и различия в поступках и мнениях. Поэтому конфликты так же, как и общение, являются частью нашей обычной жизни. Проблема педагогических конфликтов, а также конфликтного противостояния преподавателей, настоящих или будущих, их разрешения находится в центре внимания специалистов различных научных сфер.
Ключевые слова: конфликтное противостояние, модель, собственное поведение, управление, студенты.
Довольно продолжительный период времени конфликту, как правило, присваивали лишь отрицательное значение, однако в настоящее время становится понятно, что для нормального развития человечества и коллектива конфликты необходимы [1]. Сейчас понятие конфликтного противостояния принадлежит обыденному сознанию, а также науке, которая своим специфическим смыслом его наделяет. Вопросы, связанные с изучением конфликтного поведения студентов - будущих педагогов и определением наиболее эффективных способов управления им, на сегодняшний день должны находить свое отражение и в практической деятельности административных
служб образовательных учреждений, стремящихся обеспечить бесконфликтную среду взаимодействия в педагогическом коллективе. В связи с этим особую актуальность обретают вопросы разработки и реализации модели управления собственным поведением будущих педагогов в конфликтном противостоянии
[3].
В рамках исследования было отмечено, что именно вопросы, касающиеся совершенствования организации управления конфликтами в настоящее время недостаточно исследованы и соответственно требуют системного подхода в нахождении эффективных дидактических и воспитательных решений поставленных педагогических и социальных задач. В современном образовательном процессе проблема конфликтологической культуры педагогов является актуальной.
Для работы со студентами - будущими педагогами нами была разработана программа.
Цель программы: формирование навыков управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния.
Задачи программы:
- Повышение психологической грамотности, конфликтологической компетентности студентов - будущих педагогов;
- формирование навыков конструктивного поведения в конфликтном противостоянии;
- снижение уровня агрессии, враждебности;
- развитие эмпатии, толерантности, повышение самоконтроля в общении.
Цель: разработка программы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования навыков управления собственным поведением студентов - будущих педагогов в конфликтном
противостоянии
т
Методологические подходы: личностно-ориентированный; субъектно-деятельностный
Принципы
Субъектности Развития личности в Выбора Индивидуаль ности Системности
Компоненты сформированности н£ 1выка управления собственным поведением в конфликте
Уровень
конфликтности
личности
Способ поведения в конфликте (уступающий, избегающий, наступающий, отрицающий)
Самоконтроль в общении (визуализация, заземление,
проецирование, очищение)
Эмоциональность
(проявления
агрессивности,
враждебности)
Преобладающи й тип
отношений к
Диагностика компонентов сформированное™ навыка управления собственным поведением в конфликте
Определение степени собственной конфликтности.
Выявление поведения личности в конфликтной ситуации
Изучение уровня комму никативног о контроля.
Изучение особенности проявления враждебности, агрессивности
Исследование представления субъекта о себе и идеальном "Я"
Этапы реализации программы
Первый этап -ориентировочно-исследовательский этап реализации педагогического управления конфликтами (построение
ориентировочной основы деятельности
социально-психологическ ий тренинг
Второй -
программно-
целевой (анализ
выявленных
проблем и
планирование
форм и методов
педагогического
управления
конфликтами).
Третий этап -исполнительны й этап
реализации р азработанной антиконфликтн о й программы. конфликтами).
Формы реализации программы
индивидуально-
психологическое
консультирование
аутогенная тренир овка
Четвертый этап - структурно-аналитический этап модели (позволяющий осуществить аналитическую работу по сличению задаваемых программным блоком целей управленческой деятельности и конечными результатами).
самоанализ
конфликтного
поведения
Показатели эффективности: управляет собственным поведением в конфликтном противостоянии
Результат: сформированность навыков управления собственным поведением, уверенности в себе,
коммуникативной компетентности
Рис. 1. Модель управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния
Разработанная модель включает в себя три блока, направленные на организацию технологии управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния.
Следовательно, важнейшей чертой профессионализма педагогов как руководителей образовательного процесса на сегодняшний день становится конфликтологическая культура. Развитие конфликтологической культуры педагогов позволит точно разбираться в истинных причинах и движущих силах конфликтного противоборства, личностных особенностях конфликтующих сторон, их эмоциональных состояниях, планируемых стратегиях конфликтной деятельности и возможных приемах воздействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Астахова, Ю.Л. Методы управления конфликтами в педагогическом коллективе школы [Текст] / Ю.Л. Астахова // Концепт. - 2016. - №3 (19). - С. 62-67. Гулаева, М.И. Управление конфликтами в образовательной организации [Текст] / М.И. Гулаева // Инновационная наука. - 2017. - №10. - С. 95-97. Даниленко, С.В. Педагогические конфликтные ситуации, технологии их разрешения [Текст] / С.В. Даниленко // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 500502.
Karabaeva N.Z.
3rd year undergraduate student of the Faculty of Psychology Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
(Russia, Tula)
IMPLEMENTATION OF THE OWN BEHAVIOR MANAGEMENT MODEL OF FUTURE STUDENTS TEACHERS IN CONFLICT
Abstract: the most necessary condition for a full life of any person is interaction with the people around him. In the process of communication, contradictions and differences arise in actions and opinions. Therefore, conflicts, like communication, are part of our everyday life. The problem of pedagogical conflicts, as well as conflict confrontation between teachers, present or future, and their resolution is in the center of attention of specialists in various scientific fields.
Keywords: conflict confrontation, model, own behavior, management, students.