Реализация модели дуального обучения в колледже
ВАСИЛЬЕВА Любовь Валерьевна,
директор Тольяттинского
социально-экономического
колледжа,
Тольятти
КАЗАНДАЕВ Иван Александрович,
заведующий отделением специальностей правовой сферы и пожарной безопасности Тольяттинского социально-экономического колледжа, Тольятти
Активное внедрение дуального образования является одной из мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования. Системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», одобренный АСИ, определяет своей целью популяризацию рабочих и инженерных профессий и обеспечение условий повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. Решение таких стратегически важных задач требует серьезной нормативно-правовой проработки, технологизации процессов дуального образования на основе обобщения и анализа практического опыта, накопленного профессиональными образовательными организациями.
Аннотация
В статье представлены этапы внедрения модели дуального образования по профессии 19.01.04 Пекарь в Тольяттин-ском социально-экономическом колледже
Ключевые слова:
дуальное образование, модернизация образовательных программ, конкурсы профессионального мастерства
В 2015 году Самарская область стала тринадцатым пилотным регионом, участвующим в реализации проекта подготовки рабочих кадров на основе дуального образования. В регионе реализуется «План мероприятий (дорожная карта) по созданию в Самарской области дуальной системы подготовки рабочих кадров для отрасли авиационного и промышленного машиностроения». Модель дуального образования внедряется в соответствии с «Порядком организации дуального обучения в профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении Самарской области» [2]. В эту модель как равные партнеры включены промышленная организация, образовательная организация и обучающийся. Их совместная деятельность закрепляется договорами.
Соответствующий приказ министерства образования и науки Самарской области сделал возможным создание структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей программы [3].
Основополагающим при вхождении в дуальное образование становится систематическое составление региональных прогнозов потребности в кадрах и их глубокий анализ. Причем важны потребности не только дня сегодняшнего и в среднесрочной перспективе, но и те потребности, которые только формируются, так как последние связаны с отраслями экономики, которые находятся в стадии активного становления и развития. Данную
задачу выполняют специалисты Центра развития трудовых ресурсов городского округа Тольятти совместно с Торгово-промышленной палатой города. Именно с формирования запроса на изучение требований работодателей к квалификации выпускников по направлениям профессиональной подготовки, реализуемым в Тольяттинском социально-экономическом колледже, началось вхождение коллектива в формат дуального образования.
Модернизация образовательных программ
Непрерывное изучение рынка трудовых ресурсов позволяет адаптировать профессиональное образование к реалиям технического, экономического и общественного развития страны, выявить те несоответствия, которые возникают при сравнительном анализе требований ФГОС и требований профессиональных стандартов к уровню квалификации работников, претендующих на ту или иную должность. Очевидным является тот факт, что дисбаланс между спросом на рабочие кадры и предложением, формируемым выпуском специалистов со средним профессиональным образованием, спровоцирован стандартным подходом к обучению профессии или специальности без учета требований профессиональных стандартов, потребностей экономики региона и конкретного производства или работодателя.
Поэтому основой модели дуального образования становится процедура модернизации образовательных программ, которые должны
включать в себя элементы, связанные с формированием и развитием именно тех компетенций, соответствующий уровень которых необходим выпускникам учреждений среднего профессионального образования для успешного трудоустройства в учреждениях, организациях, на предприятиях региона.
Обновление образовательных программ — процесс не односторонний. Принципиально важен конструктивный диалог профессиональной образовательной организации и конкретных предприятий/организаций от этапа разработки учебного плана по профессии или специальности до сертификации квалификаций выпускников. Именно тогда возможно отойти от стандартного, единого для всех «потокового» обучения. Вместо занятий в учебной группе выстраиваются индивидуальные траектории профессионального образования. При этом соблюдаются рамочные условия профессионального обучения с едиными стандартами, принимаемыми на всех предприятиях региона, едиными требованиями на экзаменах, которые гарантируют качество образования и способствуют тому, что обучение будет сопровождать молодого специалиста на протяжении его профессиональной карьеры.
Наилучшим путем достижения этой цели является совмещение учебы на предприятии и в колледже. В этом случае формируются и развиваются не только знания и навыки, абстрактно-логическое мышление, но и социальная и личная компетентность, то есть внутренняя мотивация, способность работать в коллективе и принимать решения, компетентность в работе с машинами, оборудованием и производственными процессами, а также способность к поиску стратегии для решения проблем.
В настоящее время идет отработка механизмов взаимодействия колледжа и промышленных организаций по разработке образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, конкретизируются условия их реализации в формате дуального образования.
Параллельно решается задача обновления материально-технической базы для реализации образовательных программ и повышения квалификации преподавателей, задействованных в реализации дуального обучения.
Завершение этапа апробации образовательных программ, участвующих в инновационном проекте, включает в себя оценку соответствия полученных результатов квалификационным требованиям работодателей.
Организационный этап
В соответствии с графиком апробации модели дуального обучения по профессии 19.01.04 Пекарь на сегодняшний день реализован организационный этап, в рамках которого были запланированы:
• подписание договоров с основными партнерами колледжа по направлению подготовки 19.01.04 Пекарь;
• изучение готовности работодателей к партнерству с колледжем в рамках подготовки востребованных специалистов;
• подписание договоров с работодателями по данному направлению подготовки;
• проведение организационно-информационных совещаний.
Совместно с Тольяттинским центром трудовых ресурсов была организована работа по привлечению работодателей к реализации модели дуального обучения. В результате из 27 организаций по направлениям де- Основой модели дуального об-ятельности «производство разования является процедура хлебобулочных изделий», модернизации образовательных
«производство и продажа программ хлебобулочных изделий», «производство хлебобулочных и кондитерских изделий», «доставка готовых блюд» только одна организация отказалась от сотрудничества. С тремя организациями идут переговоры о заключении соглашения по реализации дуального обучения. Остальные предприятия готовы к партнерству по подготовке специалистов и рассматривают различные варианты, в том числе организацию учебных и производственных практик, организацию и проведение промежуточной аттестации по профессиональным модулям.
В рамках организационного этапа были изучены запросы работодателей по профессии 19.01.04 Пекарь, в соответствии с которыми была спланирована работа по корректировке вариативной части основной профессиональной образовательной программы.
В соответствии с получен- С введением в учебныйплан пр°" ными запросами в учебном фессиональных модулей студент плане профессии 19.01.04 Пе- получает возможность выбирать
карь предусмотрено распре- тот, который будет необходим ему деление вариативной части для расширения практического Путем введения дисциплин, опыта в конкретной организации
междисциплинарных курсов и профессиональных модулей. Особое внимание при этом уделяется введению профессиональных модулей по выбору студентов:
1) пекарь-кондитер (выполнение работ по профессии кондитер на кондитерских фабриках);
2) пекарь в ресторанной сфере (выполнение работ в сфере ресторанного сервиса);
3) пекарь в сфере дошкольного, школьного и санаторно-курортного питания (технология лечебного и детского питания).
С введением в учебный план профессиональных модулей студент получает возможность выбирать тот, который будет необходим ему для расширения практического опыта в конкретной организации. Таким образом, выстраивается образовательный процесс, направленный на реализацию индивидуальной
Пример структуры профессионального модуля по профессии 19.01.04 Пекарь
ас ш CI X
Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик
s s
>s о X т о
H
£
! É з «
2 &
о ©
Учебная нагрузка обучающихся, час.
к
te
X il
4 16 2
5 и ас f6 2
К х « й
И i 1
s !
0 I
1 s
Я >
обязательная
>s s
H
к X
16 14
<u
в т.ч.
X
s
ac
и >s ai s т H s к h x ai «б & n о ai
H
H
ас
(6 >s
M
'. к
О >6 \0 14 16 4
16
H Л
\o ^ё
S. g
« С
tL ,5 >
ас
Приготовление теста -, Э (к) 516 64 452 36 416 0
ПМ.02 в т.ч. в ОО 86 36 50
в т.ч. на производстве 366 366
Производственная практика (по профилю специальности) -, ДЗ 288 0 288 0 288
ПП. 02 в т.ч. в ОО 0 0
в т.ч. на производстве 288 288
Учебная практика ДЗ 36 0 36 0 36
УП. 02 в т.ч. в ОО 18 18
в т.ч. на производстве 18 18
МДК. 02.01 Технология приготовления теста для хлебобулочных изделий -, Э 96 32 64 18 46
в т.ч. в ОО 22 18 22
в т.ч. на производстве 24 24
МДК. 02.02 Технология приготовления теста для мучных кондитерских изделий -, Э 96 32 64 18 46
в т.ч. в ОО 10 18 10
в т.ч. на производстве 36 36
профессиональной личностной образовательной траектории студента и выполнение запросов работодателей, которые, несомненно, являются основой дуального обучения.
В настоящий момент достигнуты договоренности о совместной деятельности с ОАО «Тольятти Хлеб», ООО «Миндаль», ООО «Конгресс-отель», гостинично-ресторанным комплексом «Парк Отель» и рядом других организаций.
Разработка учебного плана
При реализации модели дуального обучения необходимо уделить внимание разработке учебного плана. В структуре профессионального модуля производственная практика ставится на первое место (см. таблицу). Это говорит о том, что вид профессиональной деятельности должен осваиваться студентом через познание им производственных и технологических задач
в реальных условиях. Такой формат реализации профессионального модуля дает возможность студенту осознанно подходить к освоению междисциплинарных курсов.
Необходимо отметить, что в рамках дисциплин профессионального цикла и междисциплинарных курсов в учебном плане предусматривается распределение нагрузки не только на теоретические и практические занятия, но и на организацию практических занятий на производстве.
Методическая работа по актуализации учебно-планирующей документации по дисциплинам, профессиональным модулям, междисциплинарным курсам проходит в соответствии с теми запросами, которые ставит сегодня перед образовательными организациями работодатель, а также в логике той структуры, которую задает новый формат учебного плана. При разработке рабочих программ особое внимание необходимо уделять описанию содержания практических занятий, которые студент будет выполнять на производстве, так как от точности формулировки этой позиции будет зависеть эффективность достижения образовательных результатов.
Разработанный учебный план по профессии 19.01.04 Пекарь позволит достигнуть 100-процентной практической направленности обучения на третьем курсе. Доля часов обязательной учебной нагрузки на производстве также к третьему курсу увеличится на 81%.
Второй этап апробации
В настоящее время колледж приступает ко второму этапу апробации модели дуального обучения, в рамках которого предусмотрены:
- проведение интервью/фокус групп по изучению дополнительных квалификационных требований работодателей к выпускникам колледжа;
- корректировка образовательных программ в соответствии с требованиями работодателей;
- отработка условий реализации образовательных программ в формате дуального обучения;
- проведение цикла мотивационных мероприятий для студентов;
- заключение договоров со студентами;
- реализация программы дуального обучения.
Необходимо отметить, что абсолютного понимания в реализации дуального обучения у работодателей на сегодняшний день не сформировалось. Это связано с непростой экономической ситуацией в стране. Перед организациями и предприятиями региона сегодня стоит задача выжить, сохранить свой экономический потенциал и трудовые ресурсы. Поэтому работодатели заинтересованы в лучших студентах. В связи с этим необходимо индивидуально подходить к разработке программ обучения на производстве и тщательно подбирать студентов для конкретной организации.
Опыт нашего колледжа показывает, что важным инструментом такой работы могут стать конкурсы профессионального мастерства, подобные внутреннему чемпионату профессионального мастерства ТСЭКЗкйк (в формате WorldSkills), которые колледж проводит среди студентов уже второй год. Это позволит отобрать тех обучающихся, которые достигли положительных результатов в учебе. Также эффективной является моти-вационная работа со стороны преподавателей и заведующих отделениями, задача которой — разъяснить студентам перспективы участия в дуальном обучении, определить индивидуальный вектор развития для каждого. Активную роль в этой работе играет центр содействия трудоустройству выпускников колледжа, целью которого является обеспечение условий для эффективного трудоустройства.
При выстраивании коммуникации с организациями-партнерами по реализации дуального обучения главным для колледжа становится формирование эффективных деловых взаимосвязей с работодателями, способствующих дальнейшему сотрудничеству. А это значит, что необходимо научиться оперативно реагировать на сигналы рынка труда.
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы» от 03.03.2015 г. № 349-р. [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_176010.
2. Постановление Правительства Самарской области от 31.07.2015 г. №479 «Порядок организации дуального обучения в профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении Самарской области» [Электронный ресурс] // URL: http:// www.samregion.ru/documents/government_ resolution/31.07.2015/date/1/72536/?blind=1.
3. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 06.07.2015 г. №269-од «Об утверждении Типового положения о структурных подразделениях профессиональных образовательных организаций Самарской области на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» [Электронный ресурс] // URL: http://samara.regnews.org/doc/ vq/mo.htm.
4. Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования: Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс] // URL: http://asi. ru/projects/7267.
В учебном плане предусматривается распределение нагрузки не только на теоретические и практические занятия, но и на организацию практических занятий на производстве
Основополагающим при вхождении в дуальное образование становится систематическое составление региональных прогнозов потребности в кадрах и их глубокий анализ